Первый элемент – Telegram
Первый элемент
358 subscribers
24 photos
2 videos
1 file
807 links
Первый элемент — новости и факты из мира водородных технологий будущего.

Подписаться @H2_element

Обратная связь @H2element_message_bot
Download Telegram
🏭 В ближайшие месяцы может быть завершено финансирование крупнейшего проекта по производству «зеленого» водорода в Саудовской Аравии. Об этом сообщает ACWA Power Co. Как отметил главный исполнительный директор компании Падди Падманатан, строительство завода в Неоме стоимостью $5 млрд началось, и оно в значительной степени идет по плану и должно быть завершено в срок в 2026 г.

Завершить полное финансирование в компании планируют до конца этого года. Партнёры по долевому участию в проекте уже вложили около $900 млн собственных средств. При этом в процессе привлечения инвестиций и начале реализации Neom компания столкнулась с рядом трудностей. В частности отмечаются: высокие процентные ставки и инфляция, а также нарушение цепочек поставок из-за пандемии коронавируса и конфликта в Украине, приведшие к росту цен на оборудование.
🧑‍🔬 Ученые из Института физической химии и электрохимии им. А.Н. Фрумкина РАН и Федерального исследовательского центра проблем химической физики и медицинской химии РАН доказали, что энергию химической реакции хлоратов (соли хлорноватой кислоты) с водородом можно использовать для получения электроэнергии. Результаты исследования опубликованы в журнале Molecules, который издается Многопрофильным институтом цифровых публикаций (MDPI).

«Нам удалось реализовать в лабораторной установке достаточно изящную идею, расширяющую границы применимости «топлива будущего» — газообразного водорода. Мы продемонстрировали возможность использования его химической энергии для генерации электричества без участия атмосферного кислорода. Вместо него окислителем выступают достаточно дешевые и доступные вещества (хлораты металлов в виде водного раствора), ранее считавшиеся непригодными для химических источников тока по причине низкой электрохимической активности», – отмечает кандидат химических наук, старший научный сотрудник Федерального исследовательского центра проблем химической физики и медицинской химии РАН Дмитрий Конев.
🚙 Volkswagen запатентовал новый, более экономичный топливный элемент для автомобилей на водороде. Инновационным решением в нем является использование керамической пленки вместо обычного пластика, который применяется у других производителей. Это позволит электромобилю только на одном полном баке проехать около 2 000 км.

Новая система похожа на твердотельную батарею, поскольку она в основном имеют одинаковое количество электролитов и очень похожую структуру. Основная разница в том, что твердотельные батареи хранят энергию в компактном материале. Топливный элемент Volkswagen для этой задачи использует водород в газе. Согласно планам компании, ожидается, что технология будет применяться к серийным автомобилям с 2026 года.
👍2
📑 Allied Market Research опубликовало отчет о перспективах и развитии рынка «зеленого» водорода до 2028 года. Как отмечается в документе, объем мирового рынка «зеленого» H2 в 2020 году оценивался в $0,3 млрд и по прогнозам достигнет $9,8 млрд, увеличившись в среднем на 54,7% в период с 2021 по 2028 годы. Ожидается, что наличие благоприятной государственной политики, поощряющей водородную экономику, а также обеспокоенность по поводу роста выбросов углерода в результате использования ископаемого топлива будут стимулировать спрос на H2.

Ключевые выводы:
✔️ Среди ключевых игроков на мировом рынке «зеленого» водорода отмечаются: Ballard Power Systems, Enapter, Engie, Green Hydrogen Systems, Hydrogenics, Nikola Motors, Plug Power, SGH2 Energy Global LLC, Shell и Siemens Gas and Power GmbH & Co. KG.
✔️ Рост озабоченности по поводу сокращения выбросов углерода и расширения технологий производства «зеленого» водорода будут стимулировать рост рынка «зеленого» водорода
✔️ Такие страны как США, Китай и Индия, становятся инвестиционно-ориентированными центрами благодаря широкому использованию «зеленого» водорода в производственном секторе
✔️Среди регионов, доминирующих в сфере «зеленого» водорода, станет Европа. Здесь существует обширная нефтегазовая инфраструктура, которая имеет огромный потенциал для преобразования в инфраструктуру для производства, хранения и транспортировки H2.
🧑‍🔬 Химики из Китая и Австралии разработали одноатомный нано-катализатор на базе целлюлозы, железа и кобальта, позволяющий превращать молекулы водорода и азота в аммиак с низкими затратами энергии и малым ущербом для природы. Результаты опытов ученых опубликованы в статье в британском научном журнале Nature Sustainability.

В прошлом ученые уже пытались использовать их для создания катализаторов для производства аммиака на базе железа и других металлов, однако их эффективность оставалась низкой из-за проблем с равномерным распределением ускоряющих реакцию атомов по толще наночастиц и других наноматериалов. Профессор Чжао Хуэйцзюнь и его коллеги решили эту проблему при помощи так называемой бактериальной целлюлозы.

⚗️ Она представляет собой сверхчистый и очень упорядоченный аналог растительной целлюлозы, который был произведен при помощи культур некоторых видов бактерий. Опыты показали, что самые удачные версии катализатора обладали очень высоким уровнем производительности и эффективности - они использовали примерно 80% энергии тока непосредственно для сборки молекул аммиака. Столь удачные результаты опытов открывают дорогу для промышленного синтеза этого важного газа с почти нулевым ущербом для окружающей среды, подытожили ученые.
🤝 Нефтегазовая госкомпания Саудовской Аравии Saudi Aramco и индонезийская PT Pertamina изучают возможность сотрудничества по водороду и аммиаку. Компании подписали меморандум о взаимопонимании, определяющий будущее сотрудничество на этом ключевом пути энергетического перехода.

Старший вице-президент Aramco по нефтепереработке Мохаммед Аль Кахтани отметил работу компании по развитию аммиачной и водородной энергии, которая будет важна для достижения цели по нулевым выбросам. Ранее, в октябре 2021 года Saudi Aramco объявляла, что рассматривает возможности инвестиций в проекты, которые помогут ей достичь нулевых выбросов парниковых газов к 2050 году, в частности производство зеленого водорода и аммиака в Саудовской Аравии.
🚢 Норвежская судоходная Halten Bulk построит два балкера, которые будут работать на водороде. Спонсирует проект государственное предприятие Enova, которое предоставит финансирование в размере $13,8 млн. Проект разработан Norwegian Ship Design.

Суда будут оснащены двумя большими роторными парусами. Они будут иметь 100 м в длину, вместимость грузовых трюмов составит около 8 тыс. м3. Поскольку суда будут задействованы на перевозках за пределами Норвегии, помимо водорода они будут также использовать газойль. Предполагается, что на начальном этапе эксплуатации пропорция используемого бункера составит 70% водорода и 30% газойля.
🏭 Компания Extremadura New Energies сообщила, что ее новый завод по переработке лития в испанской провинции Касерес будет работать на возобновляемых источниках энергии. В проекте также участвуют Alter Enersun и подразделение испанской газовой компании Enagas Renovable.

Фабрика будет обеспечиваться энергией с помощью фотоэлектрической солнечной электростанции мощностью 350 МВт, а также «зеленых» водорода и метана, которые будут производиться на заводе максимальной мощностью до 180 МВт. Строительство завода планируется начать в 2025 году.
♻️ Евросоюз намерен всерьез заняться «зеленой» экономикой в Азии. Представители стран Центральной Азии и Евросоюза на предстоящей 17-18 ноября в Самарканде конференции обсудят вопросы цифровой, транспортной и энергетической взаимосвязанности. Об этом заявил глава внешнеполитической службы ЕС Жозеп Боррель. По его словам, конференция соберет политиков и технических экспертов, международные финансовые институты, представителей бизнеса и гражданского общества.

«Используя инвестиционную мощь европейского частного сектора, мы можем помочь Центральной Азии построить новую «зеленую» цифровую экономику, которая будет тесно связана с остальным миром. Примером может служить недавний меморандум о взаимопонимании между немецко-шведской компанией Svevind и правительством Казахстана, который может обеспечить инвестиции в размере до €50 млрд в производство «зеленого» водорода в Казахстане, который может быть использован в Европе. «Зеленый» водород также является важной частью недавно заключенного между ЕС и Казахстаном меморандума о взаимопонимании о стратегическом партнерстве в области устойчивого сырья, батарей и цепочек создания стоимости зеленого водорода», - отметил Жозеп Боррель.
💵 Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) предоставит Egypt Green кредит в размере $80 млн на разработку первого в стране завода по производству «зеленого» водорода и запуск корпоративного механизма управления климатом, чтобы помочь компаниям страны управлять экологическими рисками и возможностями.

Финансирование ЕБРР будет использовано для приобретения и строительства завода по производству электролизера мощностью 100 МВт, который будет работать на возобновляемых источниках энергии, и после завершения строительства этот объект будет производить до 15 000 тонн «зеленого» водорода в год. Это, в свою очередь, будет использоваться в качестве сырья для производства «зеленого» аммиака, который будет продаваться на египетском и международном рынках.
👍1
🧑‍🔬 Ученые Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова нашли способ безопасного хранения водородного топлива. Речь идет об использовании особой технологии применения природного серпентинита для сорбирования различных углеводородов.

Один из проектов вуза – «Криосорбционный метод хранения и транспортировки водорода с использованием серпентинита в качестве природного сорбента». Уникальность проекта заключается в применении в качестве криосорбционного материала серпентинита (змеевика), запасы которого на Кавказе - горной территории с многочисленными потухшими и спящими вулканами - исчисляются миллиардами кубов с открытой добычей.

«Примером хранения водорода является применение активированного угля в качестве адсорбента, но, по словам ученых, для получения одного килограмма активированного угля надо сжечь два кубометра древесины. Тогда как горная порода серпентинит, имеющаяся на территории Кабардино-Балкарии, легче аналогов и превосходит их по сорбционным свойствам, пористости, а также обладает свойствами, необходимыми для выполнения задачи по эффективному использованию ее в качестве сорбента водорода. Это подтверждено результатами наших экспериментов - серпентинит эффективно поглощает водород и так же эффективно его отдает», - пояснил руководитель центра водородных технологий КБГУ Рамазан Тегаев.
🔋 Норвежская Nel ASA договорилась с General Motors Co. об ускорении индустриализации платформы для производства электролизера с протонообменной мембраной Nel. В соответствии с соглашением о совместной разработке обе компании стремятся создать более конкурентоспособные по стоимости источники возобновляемого водорода, объединив знания Nel в области электролизеров с опытом автопроизводителя в области топливных элементов.

Электролизер PEM использует электричество и воду для производства водорода и кислорода, в то время как топливный элемент меняет процесс, используя водород и кислород для производства электричества и воды. Норвежская водородная компания заявила, что GM сделала важные шаги и приобрела опыт в области топливных элементов, и обе компании видят существенный синергетический эффект, перенеся это на платформу Nel PEM. Финансовые подробности не разглашаются, но Nel заявила, что компенсирует GM работы по разработке и передачу интеллектуальной собственности. Он также будет платить за лицензию после успешной коммерциализации, в зависимости от того, какая часть конечного продукта основана на технологии GM.
🤝 AMEA Power объявила о подписании рамочного соглашения с правительством Египта о разработке проекта мощностью 1 000 МВт для производства «зеленого» аммиака, ориентированного на экспортный рынок. Проект расположится в прибрежном городе Айн-Сохна в провинции Суэц. Производительная мощность - 800 000 тонн «зеленого» аммиака в год. Начало проектирование намечено на январь 2023 года. Работы по первой фазе проекта (мощностью 500 МВт) начнутся в 2027 году.

«AMEA Power стремится работать со своими партнерами, чтобы помочь осуществить глобальный энергетический переход и поддержать развивающиеся рынки в их экономическом и социальном развитии… Этот проект является первым из нескольких крупномасштабных проектов в области экологически чистой энергии, которые AMEA Power будет развивать в регионе, поскольку компания вступает в новую фазу своего пути и начинает расширять свою деятельность в Африке», - подчеркнул председатель AMEA Power Хусейн Аль-Новаис.
🤝 Израильская H2Pro совместно с марокканским производителем возобновляемой энергии Gaia Energy договорились о строительстве демонстрационной установки по производству «зеленого» водорода мощностью от 10 до 20 МВт. Проект даст возможность опробовать технологию H2Pro, которая может позволить снизить издержки для получения «зеленого» водорода до $1 на кг.

Инновация компании H2Pro сводится к использованию электролитических реакторов, в которых кислород и водород генерируются на разных стадиях расщепления воды. Это позволяет не только отказаться от использования мембраны, но и производить водород под высоким давлением без применения дорогостоящих компрессоров. При этом термическая (вместо электрохимической) генерация кислорода обеспечивает более высокую энергоэффективность.
♻️ На Кольской АЭС в Мурманской области планируется в 2025 году ввести в эксплуатацию стендовый испытательный комплекс по производству водорода, сообщил генеральный директор КАЭС Василий Омельчук. По его словам, мощность комплекса составит 200 тонн водорода в год. При этом инвестпрограмма КАЭС до 2025 года составит ₽4,8 млрд.

«Мы находимся в проектно-инвестиционной стадии строительства стендового испытательного комплекса по производству водорода… Мы должны на этом комплексе научиться строить, освоить технологии отечественного производства оборудования обращения с водородом и выработки возможных потенциальных схем по реализации произведенного водорода. В 2025 году мы будем этот водород вырабатывать», - отметил Василий Омельчук на стратегической сессии «Реализация инфраструктурных проектов СМП в условиях санкционного давления» в Мурманске.
🏭 Финская проектная компания Flexens Oy Ab и KIP Infra Oy (входящая в городской совет города Коккола) договорились об аренде земли для строительства завода по производству «зеленого» водорода и аммиака на берегу Ботнического залива. Инвестиции в проект составят около € 500 млн.

Крупнейший на сегодняшний день водородный проект Финляндии станет серьезным шагом вперед для финской промышленности. Объект будет организовывать поставки в сфере энергетики и обеспечивать производство удобрений. Ожидается, что мощность завода составит около 300 МВт, а аммиак будут экспортировать в Швецию. Запуск объекта планируется в конце 2027 года.

🧩 В свою очередь, газотранспортная компания Gasgrid сообщила о запуске исследования водородной сети в Кокколе и разработке инфраструктуры передачи водорода между Gasgrid и шведской Nordion Energi. Проект получил название NHR Bothnian Bay. Он направлен на создание сети передачи водорода длиной 1 000 км и открытого рынка водорода в Ботническом заливе.
💵 Компании Саудовской Аравии намерены инвестировать в том числе в «зеленые» проекты Южной Кореи порядка $30 млрд. Договоренности были достигнуты во время визита принца арабского государства Мухаммеда бен Салмана в Южную Корею.

В частности, Korea Electric Power Corp и четыре другие корейские компании подписали меморандум о взаимопонимании с Государственным инвестиционным фондом Саудовской Аравии по строительству и эксплуатации завода по производству водорода и аммиака в Саудовском королевстве. Стоимость данного завода составит около $6,5 млрд, а его производительность ожидается на уровне 1,2 млн тонн «зеленых» водорода и аммиака в год.
🌀 По данным Международной палаты судоходства, в новом отчете, опубликованном Tyndall Centre при Манчестерском университете, мировая потребность в низкоуглеродном водороде к 2030 году составит 50-150 млн тонн. При этом отмечается, что объявленные на сегодняшний день проекты позволят производить лишь 24 млн тонн.

В отчете подчеркивается важная роль судоходного сектора в транспортировке экологически чистого топлива, необходимого для достижения целей по предотвращению глобального изменения климата. В настоящее время есть разрыв между проектами, заявленными правительствами, и тем, что действительно необходимо сделать. Это требует создания гораздо более твердой национальной политики в отношении видов топлива с низким содержанием углерода.

📑 В докладе указывается, что в ближайшие десятилетия перевозки морским транспортом аммиака и биоэнергии могут сравниться с поставками газа и угля сегодня. Однако для этого в год потребуется около 20 новых крупных танкеров для перевозки аммиака, чтобы связать производителей экологически чистого водорода с потребителями. Учитывая, что на постройку новых судов требуется 2-3 года, представители судоходной отрасли заявляют, что им в ближайшее время нужна определенность в вопросе производства водорода, чтобы иметь возможность оправдать необходимые инвестиции в новую инфраструктуру.
🏎 Необычный концепт Hyundai N Vision 74 был представлен на стенде автопроизводителя на автосалоне в Лос-Анджелесе. Это электромобиль на топливных элементах, в котором используется водородный блок в передней части для зарядки аккумуляторной батареи на 62,4 кВт*ч. Мощность двигателя концепт-кара - 670 л.с.

Аккумуляторы можно заряжать либо с помощью обычного зарядного порта электромобиля, либо с помощью водородной батареи. По сути, он работает как генератор мощностью 85 кВт, а его бак (который может содержать до 4,2 кг H2) можно наполнить всего за 5 минут. Впервые Hyundai N Vision 74 был представлен в июле и является частью того, что автопроизводитель называет своей «передвижной лабораторией» технологических экспериментов.
🛠 АО «ННК» намерено вложить в модернизацию Хабаровского нефтеперерабатывающего завода порядка ₽41 млрд. Проект предусматривает, в том числе, строительство комбинированной установки гидроочистки вакуумных газойлей (продуктов переработки нефти) и установки производства водорода (объемы производства H2 пока не уточняются). Об этом стало известно во время встречи губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярева и президента АО «ННК» Эдуарда Худайнатова.

Подготовка к строительству предполагает проведение проектно-изыскательских работ, которые уже почти выполнены. Далее предстоит выбрать подрядчиков и определить финансирование. Уже сейчас Хабаровский НПЗ – одно из центральных предприятий Хабаровского края, обеспечивающее топливом в том числе соседние субъекты – Амурскую, Сахалинскую и Магаданскую области, Приморье, Камчатку, Ненецкий автономный округ, государства Азиатско-Тихоокеанского региона.
🚢 Maran Dry Management, подразделение греческого компании Angelicoussis Shipping Group, в партнерстве с итальянским классовым обществом RINA и китайским дизайнером Шанхайским научно-исследовательским и проектным институтом кораблей (SDARI) разработала балкер Newcastlemax, который может работать на водороде, произведенном из СПГ на борту судна.

Проект судна дедвейтом 210 000 тонн будет основан на силовой установке, которая уменьшает количество работающего оборудования в море и смешивает СПГ в качестве основного топлива с паром для производства водорода и CO2. Конструкция основана на принципе улавливания углерода перед сгоранием, при котором CO2 улавливается в результате расщепления молекул СПГ до того, как произойдет сгорание в двигателе, а не в выбросах выхлопных газов.