Первый элемент – Telegram
Первый элемент
358 subscribers
24 photos
2 videos
1 file
807 links
Первый элемент — новости и факты из мира водородных технологий будущего.

Подписаться @H2_element

Обратная связь @H2element_message_bot
Download Telegram
🏭 Финская проектная компания Flexens Oy Ab и KIP Infra Oy (входящая в городской совет города Коккола) договорились об аренде земли для строительства завода по производству «зеленого» водорода и аммиака на берегу Ботнического залива. Инвестиции в проект составят около € 500 млн.

Крупнейший на сегодняшний день водородный проект Финляндии станет серьезным шагом вперед для финской промышленности. Объект будет организовывать поставки в сфере энергетики и обеспечивать производство удобрений. Ожидается, что мощность завода составит около 300 МВт, а аммиак будут экспортировать в Швецию. Запуск объекта планируется в конце 2027 года.

🧩 В свою очередь, газотранспортная компания Gasgrid сообщила о запуске исследования водородной сети в Кокколе и разработке инфраструктуры передачи водорода между Gasgrid и шведской Nordion Energi. Проект получил название NHR Bothnian Bay. Он направлен на создание сети передачи водорода длиной 1 000 км и открытого рынка водорода в Ботническом заливе.
💵 Компании Саудовской Аравии намерены инвестировать в том числе в «зеленые» проекты Южной Кореи порядка $30 млрд. Договоренности были достигнуты во время визита принца арабского государства Мухаммеда бен Салмана в Южную Корею.

В частности, Korea Electric Power Corp и четыре другие корейские компании подписали меморандум о взаимопонимании с Государственным инвестиционным фондом Саудовской Аравии по строительству и эксплуатации завода по производству водорода и аммиака в Саудовском королевстве. Стоимость данного завода составит около $6,5 млрд, а его производительность ожидается на уровне 1,2 млн тонн «зеленых» водорода и аммиака в год.
🌀 По данным Международной палаты судоходства, в новом отчете, опубликованном Tyndall Centre при Манчестерском университете, мировая потребность в низкоуглеродном водороде к 2030 году составит 50-150 млн тонн. При этом отмечается, что объявленные на сегодняшний день проекты позволят производить лишь 24 млн тонн.

В отчете подчеркивается важная роль судоходного сектора в транспортировке экологически чистого топлива, необходимого для достижения целей по предотвращению глобального изменения климата. В настоящее время есть разрыв между проектами, заявленными правительствами, и тем, что действительно необходимо сделать. Это требует создания гораздо более твердой национальной политики в отношении видов топлива с низким содержанием углерода.

📑 В докладе указывается, что в ближайшие десятилетия перевозки морским транспортом аммиака и биоэнергии могут сравниться с поставками газа и угля сегодня. Однако для этого в год потребуется около 20 новых крупных танкеров для перевозки аммиака, чтобы связать производителей экологически чистого водорода с потребителями. Учитывая, что на постройку новых судов требуется 2-3 года, представители судоходной отрасли заявляют, что им в ближайшее время нужна определенность в вопросе производства водорода, чтобы иметь возможность оправдать необходимые инвестиции в новую инфраструктуру.
🏎 Необычный концепт Hyundai N Vision 74 был представлен на стенде автопроизводителя на автосалоне в Лос-Анджелесе. Это электромобиль на топливных элементах, в котором используется водородный блок в передней части для зарядки аккумуляторной батареи на 62,4 кВт*ч. Мощность двигателя концепт-кара - 670 л.с.

Аккумуляторы можно заряжать либо с помощью обычного зарядного порта электромобиля, либо с помощью водородной батареи. По сути, он работает как генератор мощностью 85 кВт, а его бак (который может содержать до 4,2 кг H2) можно наполнить всего за 5 минут. Впервые Hyundai N Vision 74 был представлен в июле и является частью того, что автопроизводитель называет своей «передвижной лабораторией» технологических экспериментов.
🛠 АО «ННК» намерено вложить в модернизацию Хабаровского нефтеперерабатывающего завода порядка ₽41 млрд. Проект предусматривает, в том числе, строительство комбинированной установки гидроочистки вакуумных газойлей (продуктов переработки нефти) и установки производства водорода (объемы производства H2 пока не уточняются). Об этом стало известно во время встречи губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярева и президента АО «ННК» Эдуарда Худайнатова.

Подготовка к строительству предполагает проведение проектно-изыскательских работ, которые уже почти выполнены. Далее предстоит выбрать подрядчиков и определить финансирование. Уже сейчас Хабаровский НПЗ – одно из центральных предприятий Хабаровского края, обеспечивающее топливом в том числе соседние субъекты – Амурскую, Сахалинскую и Магаданскую области, Приморье, Камчатку, Ненецкий автономный округ, государства Азиатско-Тихоокеанского региона.
🚢 Maran Dry Management, подразделение греческого компании Angelicoussis Shipping Group, в партнерстве с итальянским классовым обществом RINA и китайским дизайнером Шанхайским научно-исследовательским и проектным институтом кораблей (SDARI) разработала балкер Newcastlemax, который может работать на водороде, произведенном из СПГ на борту судна.

Проект судна дедвейтом 210 000 тонн будет основан на силовой установке, которая уменьшает количество работающего оборудования в море и смешивает СПГ в качестве основного топлива с паром для производства водорода и CO2. Конструкция основана на принципе улавливания углерода перед сгоранием, при котором CO2 улавливается в результате расщепления молекул СПГ до того, как произойдет сгорание в двигателе, а не в выбросах выхлопных газов.
🌀 В настоящее время инициативной группой компаний и финансовых организаций при координации РЭА Минэнерго России разработан проект Комплексной программы развития отрасли низкоуглеродной водородной энергетики в Российской Федерации с учетом синхронизации разработанных стратегических документов в области водородной энергетики. Об этом в рамках онлайн-конференции «Осенняя школа устойчивого развития Сколково» рассказала директор проекта Дирекции технологий в ТЭК Российского энергетического агентства Елена Галицкая.

Также в рамках выступления она отметила, что сегодняшней задачей России, как крупнейшего игрока на мировых энергетических рынках, является развитие потенциала страны в новых перспективных направлениях на основе имеющихся компетенций в традиционной энергетике. «На основании достигнутого уровня технологической готовности и важности для реализации водородной программы в России определено 23 приоритетных технологических направления. Помимо развития самих технологий, для внедрения их в серийное производство необходимы также разработка, актуализация и гармонизация документов по стандартизации и создание системы норм и правил безопасного применения водорода в отраслях экономики», – подчеркнула Елена Галицкая.
🤝 Siemens Energy и EnBW объявили о намерении совместно продвигать использование «зеленого» водорода в качестве низкоуглеродной альтернативы на электростанциях. Ожидается, что в ближайшие годы электростанция EnBW в Штутгарте-Мюнстере, работающая на угле, перейдет на природный газ. При этом центральным элементом установки будут две газовые турбины Siemens SGT-800, способные работать на водороде.

Новые турбины мощностью 62 МВт и система рекуперации отработанного тепла заменят три угольных котла. Siemens Energy заверила, что турбины смогут обрабатывать до 75% примеси водорода с момента их отгрузки уже в 2025 году, в то время как общая система будет подготовлена для переработки 100% водорода.
📑 Аналитики все детальнее пытаются спрогнозировать водородное будущее планеты. Так, в Markets and Markets планируют, что мировой рынок производства водорода достигнет $263,5 млрд к 2027 году при среднегодовом темпе роста 10,5% в период с 2022 по 2027 год. Факторами роста рынка производства водорода являются увеличение спроса на водород на нефтеперерабатывающих заводах и рост спроса на водород на транспорте. и приложения для производства электроэнергии.

На мировом рынке производства водорода доминируют несколько всемирно известных игроков, таких как Siemens (Германия), Linde plc (Ирландия), ENGIE (Франция), Air Liquide (Франция) и Air Products Inc. (США). Эти игроки приняли различные стратегии роста, такие как партнерство, соглашения, сотрудничество и запуск новых продуктов, чтобы увеличить свое присутствие на мировом рынке. При этом ожидается, что Азиатско-Тихоокеанский регион станет самым быстрорастущим регионом на мировом рынке производства водорода.

♻️ Аналитики делят рынок производства водорода по источникам на «синий», «серый» и «зеленый» водород. По оценкам, «зеленый» H2 будет иметь наибольшую долю рынка и, как ожидается, будет расти самыми высокими темпами в течение прогнозируемого периода. Более высокие темпы роста этого сегмента связаны с тем, что он считается полезным топливом и при производстве выбрасывает мало углерода.
Евгений Голосов, заместитель директора Федерального исследовательского центра проблем химической физики и медицинской химии Российской академии наук в интервью ТАСС:

«Безусловно, наша страна сейчас находится под санкциями западных стран. Так или иначе, в нашей стране уже приняты водородная стратегия и стратегия развития электротранспорта, и отказываться от них никто не собирается. Поэтому вся наша работа в области водородных технологий будет направлена на внутренний рынок. Мы не отказываемся от производства водорода, но мы оказываемся в ситуации, когда мы уже не можем использовать западные технологии и продукты, а на Востоке не всегда есть чем их заменить. Значит, нам надо делать свои».
🤝 Globeleq подписала соглашение с Генеральным управлением экономической зоны Суэцкого канала, Суверенным фондом Египта инвестиций и развития, Управлением по новым и возобновляемым источникам энергии и Египетской компанией по передаче электроэнергии о разработке и финансировании крупномасштабного завода по производству «зеленого» водорода в экономической зоне Суэцкого канала.

Ожидается, что первая фаза, включающая пилотный проект по производству 100 000 тонн «зеленого» аммиака из водорода, в основном ориентированный на экспорт в Европу и Азию начнется к 2026–2027 гг. В общем, в течение следующих 12 лет будет реализовано три этапа проекта.

🏭 Напомним, независимый производитель электроэнергии Globeleq обнародовал данные проект в августе этого года. Он предусматривает создание центра производства «зеленого» водорода мощностью 3,6 ГВт, работающего от ветровой и солнечной электроэнергии мощностью 9 ГВт.
🔋 Южнокорейская Doosan Fuel Cell подписало контракт объемом $255 млн на поставку водородных топливных элементов китайскому оператору комбинированного производства тепла и электроэнергии ZKRG Smart Energy Technology (Foshan) Co. В общей сложности мощность всех планируемых к поставке водородных топливных элементов составит 105 МВт. Корейская компания заявила, что ее технология Phosphoric Acid Fuel Cell (PAFC), которая использует жидкую фосфорную кислоту в качестве электролита, обеспечит долговечность и высокую производительность.

Помимо контракта на поставку, компании также договорились о создании совместного предприятия для содействия развитию рынка водородных топливных элементов в Китае и совместной работе для поиска дополнительных деловых возможностей и каналов продаж в Поднебесной.
🏗 Германия объявила о планах построить в Гамбурге терминал по приему «зеленого» аммиака, поступающего из Саудовской Аравии, на месте существующего нефтяного терминала компании Mabanaft. Планируется, что он начнет работать в 2026 году. Правительство Германии отмечает, что это будет первый терминал для импорта «зеленого» водорода и его производных в стране.

Терминалом будет управлять логистическая компания Oiltanking Deutschland, дочка Mabanaft. Air Products будет производить «зеленые» водород и аммиак в Саудовской Аравии. Последний будет поставляться в ФРГ. После прибытия в порт Гамбурга большая часть «зеленого» аммиака будет преобразовываться в водород и распределяться между конечными пользователями также компанией Air Products.
👍1
🛩 Швейцарский аэрокосмический стартап Destinus SA разрабатывает гиперзвуковой самолет с водородным двигателем, который обещает стать революционным в сфере воздушного транспорта. На прошлой неделе состоялся новый этап летных испытаний прототипа Eiger, которые по сообщению Destinus SA прошли успешно.

Фактически компания работает над гиперпланом, представляющим собой гибрид самолета и ракеты. Гиперсамолет не нуждается в специальной инфраструктуре, поскольку может использовать существующие аэропорты для взлета и посадки. Однако, как только самолет достигнет определенной высоты, он переключится на криогенный ракетный двигатель, который разгонит самолет до гиперзвуковой скорости и сократит время в пути между континентами до пары часов.
👍1
Алексей Лихачев, генеральный директор Госкорпорации «Росатом» в интервью «Россия 24»:

«… водородом готовы заниматься. Здесь тоже не закончены споры. Не закончены споры о том, насколько это нужно именно для нашей энергосистемы страны. Но большинство экспертов сходится в том, что в мире будет востребован водород. Поэтому мы на Сахалине вместе с местными властями готовим, во-первых, определенные мощности для производства «зеленого» водорода и экспорта его за рубеж, в Китай, в другие страны Восточной Азии. Но и некое водородное движение вместе с Трансмашхолдингом, вместе с Российскими железными дорогами, в общем, тоже над ним экспериментируем. Здесь пойдет борьба за каждый рубль, если даже не копейку, себестоимости этого энергетического решения при абсолютном, конечно, экологическом требовании, при абсолютном экологическом условии. Поэтому точно выиграют несколько технологий. Мы должны быть в этом рынке, мы должны обладать соответствующими технологиями, в первую очередь в части водорода ориентированными на экспорт».
🧩 Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) поддерживает разработку стратегии производства и экспорта водорода в Азербайджане. Рабочая группа по созданию этой стратегии была создана в прошлом году. Об этом заявил заместитель министра энергетики страны Эльнур Солтанов.

«При поддержке ЕБРР консалтинговая компания Advision в настоящее время работает над разработкой «Исследования рынка низкоуглеродной водородной экономики» для Азербайджана. Проект состоит из странового отчета и тематических исследований по водороду. Страновой отчет охватывает текущие и будущий спрос, текущее и прогнозируемое производство, анализ затрат на производство водорода, политический, нормативный и финансовый контекст, а также оценка потенциала экспорта низкоуглеродного водорода на энергетические рынки», — отметил Эльнур Солтанов.
🤝 Французская Total Energies и Air Liquide договорились о сотрудничестве для производства низкоуглеродистого водорода путем переработки остаточного биогаза с нефтеперерабатывающего завода. Для этого Air Liquide инвестирует более $130 млн в строительство и эксплуатацию новой установки по производству H2 на нефтяной платформе Grandpuits во Франции.

Как отмечается, благодаря внедрению технологии появится возможность ежегодно производить более 20 000 тонн «частично» возобновляемого водорода путем переработки остаточного биогаза вместо природного газа. Установка будет оснащена технологией улавливания углерода Cryocap от Air Liquide, которая позволит улавливать более 110 000 тонн CO2 в год. При этом, в соответствии с долгосрочным контрактом Total Energies обязуется закупать водород, произведенный на объекте, который будет использоваться для производства устойчивого авиационного топлива (SAF).
🚂 Американская Wabtec запустила проект по созданию двухтопливного двигателя для железнодорожных локомотивов. Соответствующее соглашение о сотрудничестве компания подписала с национальными лабораториями из Ок-Риджа и Аргонна, а также с разработчиком программного обеспечения Convergent Science. Проект рассчитан на 3 года и будет разделен на несколько этапов. Основная задача - создание системы управления для двигателя, которая позволит использовать водородно-дизельную смесь.

Данная технология позволит не только выпускать локомотивы с новой силовой установкой, обеспечивающей низкие выбросы CO2, но и модернизировать ею тепловозы, эксплуатируемые сегодня на железнодорожной сети США. Отдельно отмечается, что система позволит работать не только с применением водорода, но и другими видами экологичного топлива.
🏭 Cеверо-восточный бразильский штат Сеара и австралийская Fortescue Future Industries подтвердили намерения по строительству завода по производству «зеленого» водорода, который должен начать свою работу в 2027 году. Меморандум о взаимопонимании по проекту Pecém был подписан еще в середине 2021 года. На прошлой неделе стороны внесли поправку в договоренности, которая расширяет соглашение на 20 лет с возможностью продления еще на 20 лет. Он укрепляет существующие обязательства МоВ, в том числе устанавливает руководящие принципы для поддержки развития местной «зеленой» водородной промышленности. FFI планирует принять окончательное инвестиционное решение к 2024 году.

Проект Pecém включает в себя всю цепочку создания «зеленого» водорода для промышленного производства. Источниками энергии для производства H2 и его производных будут ВИЭ. В настоящее время проект находится на концептуальной стадии, в ходе которой будут проведены исследования экологических и социальных последствий для изучения и выявления возможностей производства «зеленого» водорода в этом районе с учетом сохранения сообществ и биоразнообразия. Инвестиции в глобальный проект составят порядка $6 млрд. Планируется, что к 2030 году на заводе ежегодно будет производиться порядка 15 млн тонн «зеленого» водорода.
Алексей Жихарев, директор Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ) в интервью журналу «Нефтегазовая магистраль» заявил:

«И участники рынка, и госрегуляторы говорят о сохранении планов по декарбонизации экономики и развитию отрасли ВИЭ, а также о необходимости принятия важнейших решений по наращиванию технологических компетенций, которые приведут к конкурентному преимуществу России в этой области. Важной темой с прошлого года является и развитие водородной энергетики. И здесь, особенно учитывая то, что мы пока еще не так сильно технологически отстали, у России тоже есть хорошие перспективы. Спрос на водородные технологии будет расти возможно даже быстрее, чем в секторе ВИЭ, только в дружественных странах на горизонте до 2035 года будут реализованы проекты по производству водорода с общей мощностью более 32 млн тонн. Это сотни гигаватт оборудования, мы просто обязаны занять в этом рынке свою нишу».
👍2
🚌 Консорциум, возглавляемый американской компанией A-1 Alternative Fuel Systems, намерен разработать электрические маршрутные автобусы на водородных топливных элементах, которые будут эксплуатироваться калифорнийским управлением общественного транспорта. Два автобуса будут построены на шасси Ford E-450 и Ford F-53, в которые будут интегрированы топливные элементы и электрические силовые установки от дочерней компании Ideanomic, US Hybrid, а A-1 будет обеспечивать системы хранения и доставки топлива.

Компания A-1 заявила, что в ее системах будут использоваться водородные баллоны Luxfer Gas Cylinders Type-3, подходящие для использования при температуре 120°C. После завершения тестовых испытаний водоробусы будут введены в эксплуатацию в течение 12-месячного демонстрационного периода под управлением управления общественного транспорта Калифорнии. Ожидается, что автобусы поступят в продажу во второй половине 2023 года.