Математика в Казани – Telegram
Математика в Казани
768 subscribers
94 photos
4 videos
12 files
74 links
Пишем о событиях в мире олимпиадной математики (олимпиады, сборы, лагеря) и обо всём, что связано с математическими олимпиадным образованием

https://news.1rj.ru/str/ChatMathKZN вступайте в чат для обсуждения
Download Telegram
Forwarded from MathKids
📣Профессор МКН СПбГУ

🎓Фёдор Владимирович Петров

📆 в понедельник
22 июля в 17:00

проведёт в зуме разбор заданий международной математической олимпиады

💁‍♂Ссылка для подключения
bit.ly/razborIMO

Как с ними справились участники олимпиады, узнаем в воскресенье
А результаты команды России на олимпиаде: 4 золото, 2 серебра!

Подробности на странице главного тренера Кирилла Сухова https://vk.com/k.cyxob?w=wall393551_1196
Сегодня начался новый учебный год! Но по традиции олимпиадный учебный год стартует почти на 1-2 месяца позже.

Главная олимпиада по математике - это всероссийская олимпиада школьников. Она проходит в 4 этапа: школьный, муниципальный, региональный, заключительный.

Школьный этап для школьников Татарстана пройдёт 16 октября для 4-6 классов и 15 октября для 7-11 классов.

Участником школьного этапа может стать любой желающий учащийся 4−11 классов.

Мы советуем всем, кто хоть немного занимается олимпиадной математикой, участвовать в школьном этапе.

По сложившейся в последние годы традиции школьный этап проходит на площадке Сириуса. Подробности на странице https://siriusolymp.ru/about#schedule

Чтобы принять участие в школьном этапе, обязательно нужно изъявить своё желание в школе, которой учитесь (сообщить классному руководителю и/или учителю по математике). Школа не имеет права вам отказать!
Только имейте ввиду, что сейчас ещё рано. Конец сентября/начало октября - самое время
1
Олимпиада Юношешской Математической Школы проводится с 1997 года. Олимпиада отличается хорошими качественными задачами и мы рекомендуем своим ученикам (особенно 4-6 классов) принять в ней участие.

Первый отборочный тур состоится уже 15 сентября 2024 года (с 10.00). Предварительная регистрация не требуется. Вся информация на сайте олимпиады: https://yumsh.ru/cms/yumsh-olymp

Заключительный тур можно будет написать на базе центра Одаренный Ребенок.

Задания прошлых лет также можно посмотреть на сайте олимпиады.
#ОР_про_кружки

Для тех у, кого нет времени на чтение, короткий итог: для поддержания мотивации и "математического тонуса" дети должны участвовать 5-10 раз в году в олимпиадах/турнирах с качественными задачами.

Теперь подробнее.

Реальность такова, что математическая олимпиадная жизнь стала очень продолжительной.
У некоторых она полностью совпадает с школьными годами, а у некоторых даже больше. Такую продолжительную деятельность невозможно вести без достаточной мотивации и какой-то подпитки интереса.

Конечно у некоторых школьников есть внутренняя мотивация, которая позволяет всю жизнь (не только школьную, а вообще всю) решать задачи, думать над математическими проблемами. Но такой сильный внутренний стимул есть далеко не у всех.

Так что же тогда делать? Где найти то, что позволит на регулярной основе заниматься, ходить на кружки, решать задачи каждый день?

На самом деле есть множество ответов на эти вопросы. И в разном возрасте разные способы действуют по разному: когда то лучше, когда-то хуже.

Но есть один универсальный ответ, по сути не зависящий от возраста (если не брать совсем уж младшие классы). Давайте о нем сейчас поговорим.

Большинству школьников очень интересно выступать на соревнованиях. Соревнование заложено в человеческой природе. Мы привыкли выяснять, кто лучше, и никуда от этого не деться. Да и социум давит: те, кто выступает лучше, получают плюшки. Поэтому участие в различных олимпиадах сильно мотивирует школьников решать задачи. Причем не только на самих мероприятиях, но и до и после.

Вдобавок на самих мероприятиях случаются резкие скачки развития, когда "количество переходит в качество". Вроде всего несколько дней прошло, а школьник начинает на порядок быстрее решать задачи или вдруг справляется с заметно более сложными задачами.
Но я не об этом, хотя и это очень важный аспект.

Школьник хочет выступить хорошо на соревновании. И он сам, или его тренер/учитель проводят параллель: хорошо выступают те, кто решает задачи. И это становится стимулом к усиленному решению задач. Из-за этого ребенок может в течение пары месяцев решать задачи буквально каждый день по несколько часов. И тоже действует после турнира: выиграл - и хочется на следующем турнире выступить не хуже; проиграл - и хочется выступить лучше. А значит мотивация к решению задач повышается.

Но как всегда важно не переборщить. Эффект пропадает если такие соревнований происходят каждую неделю. По моей практике важные (для ребенка) соревнования должны происходить не чаще 1-2 раза в месяц. В младших классах (4-7) почаще, в старших (8-11) пореже. Это в среднем. Условно в год должно быть 5-10 соревнований (это считая любые отборочные этапы отдельно, так как написание любого этапа олимпиады - с точки зрения поддержания мотивации это отдельное соревнование). Больше - и с математической и с психологической точки зрения - перебор.

Отдельно надо отметить, что в 1-3 классах нужно очень аккуратно подходить к участию в олимпиадах. Процент хороших олимпиад там очень маленький.

Осталось только заметить, что разнообразие доступных математических олимпиад и конкурсов (особенно в младших классах) велико, но качество этих соревнований очень сильно отличается. А участие в некачественных только сильнее отобьет желание и мотивацию заниматься математикой. Но это тема для отдельного разговора.

А пока поделитесь в комментариях: участие в каких олимпиадах вы запланировали на этот год?
🔥4👍1👏1
На днях появились результаты первого отборочного тура олимпиады ЮМШ.

Их можно посмотреть на странице https://yumsh.ru/cms/ol-query (для получения нужно ввести фамилию, имя, класс, формат проведения тура). Тем кто прошел на заключительный уже можно не участвовать во втором отборочном туре. По ссылке https://yumsh.ru/cms/node/372 можно прочитать условия, решения и критерии.

А второй отборочный тур пройдет уже завтра, 5 октября 2024 г. с 16.00 до 21.00 по московскому времени. Предварительная регистрация не требуется. Задания появятся на сайте олимпиады и в течение 5 часов нужно будет решить задачи и отправить полные решения.
Страница 2 тура: https://yumsh.ru/cms/node/374

Участвуйте и проходите на заключительный тур!

Напоминаем, что он пройдет и в Казани в декабре (7-11 класс) и январе (4-6) в образовательном центре "Одаренный ребенок" (ул.Тази Гиззата 7/17, 2 этаж)
Открыта регистрация на участие в отборочном туре Санкт-Петербургской олимпиады начальной школы.

Это действительно хорошая олимпиада с качественными задачами.

Отборочный тур пройдет 15 ноября в центре Одаренный Ребенок, Тази Гиззата, 7/17.

Чтобы принять участие нужно:
1. Зарегистрироваться на сайте олимпиады matolimp-spb.org/2025/
2. Сообщить нам, что вы собираетесь писать олимпиаду в нашем центре, чтобы мы добавили вас в список участников нашего центра. Это можно сделать заполнив форму: https://clck.ru/3Diamr

Ну и, конечно, 15 ноября прийти на олимпиаду.

Задачи прошлых лет есть на сайте олимпиады и их полезно порешать.
Обратите внимание, что требуется писать и решения задач.
🔥7👍21
Поделитесь в комментариях какие проблемы вчера и сегодня были на школьном этапе? Какие задачи понравились, какие нет? Были ли сложности не математического характера?
Математика в Казани
Photo
#ОР_про_кружки

Одна голова хорошо. А две лучше?
Автор текста: Русаков Алексей Сергеевич, ведет кружки по математике с 2000 года.

В последние несколько лет в образовательной среде России возникло множество возможностей для получения дополнительного образования в области математики: различные онлайн платформы, да и в некоторых городах и не один очный кружок. А еще множество выездных обучающих мероприятий, в которых тоже могут поучаствовать все желающие.

В связи с этим хотелось бы поговорить о том, насколько полезно заниматься много, а точнее заниматься в разных кружках, в разных образовательных системах. С одной стороны сразу возникает мысль: а что плохого? Больше решаешь задач, больше участвуешь во всяких сборах, олимпиадах, турнирах. Это же явно лучше, чем меньше решать и участвовать.
Но на самом деле это не так. В частности большое количество кружков/сборов/олимпиад/турниров от разных образовательных команд негативно влияет на результаты выступления на олимпиадах всех уровней.

Давайте подробнее остановимся на проблемах, возникающих, когда школьник ходит в разные кружки. В данном контексте под словом "кружок" я подразумеваю скорее общую систему образования: если грубо говорить, то единого тренера, которые советует/рекомендует/настаивает/требует ходить на те мероприятия, которые важны в его системе обучения.

Итак, представим себя школьника, который учится, скажем, в двух кружках. Возникают следующие проблемы?
1. Проблема нехватки времени/сил/эмоций/мотивации. Как сказал один из олимпиадных тренеров: иногда количество переходит не в качество, а в усталость. Сейчас каждая система образования стремится заполнить всё свободное время/силы/эмоции школьника. Иначе эта система образования неэффективна. Это де-факто так. Поэтому если школьник ходит к двум тренерам, которые стараются максимально эффективно расположить образовательные/мотивационные/соревновательные мероприятия, то получается солянка из двух систем, что занимает времени больше, чем физически есть в наличии у школьника.
2. Проблема противоречий разных образовательных систем. Достичь поставленной цели можно по-разному, разными путями. Но надо проходить весь путь от начала до конца, а не метаться по нескольким образовательным траекториям. Например, ситуация: один тренер сказал, что надо отдохнуть ближайшие выходные потому что будет важные и сложные темы на кружке, а другой сказал, что надо поучаствовать в олимпиаде в это воскресенье. В итоге школьник и на олимпиаде плохо выступает, и не отдохнул, и подтупил на сложных темах. И такие противоречия случаются регулярно, каждый день.
3. Проблема тематическая. Темы в разных системах образования ГАРАНТИРОВАННО будут пересекаться. В более менее качественных системах преподаватели понимают, что и когда надо проходить. Поэтому в одно время будут приблизительно одни и те же темы.
4. Проблема задачная. Задач, которые интересны и полезны для обучения, не так много. В разных системах они обязательно будут повторяться. Просто потому что есть задачи, которые ну обязательно надо дать порешать. Особая проблема - когда эти задачи сложные, многогранные, могут решаться разными способами. Скажем, есть задача, которая решается двумя очень красивыми способами, разными идеями, основываясь по сути на разных теоремах. В разных кружках ее поставили так, что в одном ее решают одним способом, а в другом другим. Так регулярно делают, например, чтобы начать знакомиться с какой-то важной новой темой. В итоге в первом кружке ее рассказали одним способом и школьник "усвоил" эту тему, но тогда с большой вероятностью, на втором кружке он не усвоит ту идею, к которой подводила эта задача. Так будет происходить регулярно и в итоге у школьника сформируется "лоскутное образование", где есть лоскуты математических знаний, но нет полного непрерывного ковра без дыр.

Продолжение в следующем посте⬇️
8
Математика в Казани
Photo
Начало в предыдущем посте ⬆️

5. Проблема глубины знаний. Эта проблема вытекает из предыдущих. Чтобы появилась глубина знаний нужно много времени тратить на раздумья над задачами, нужно понимать и вникать в скрытые связи между задачами, что требует, зачастую, максимальной собранности. Если школьник занимается в двух кружка, то времени для глубоких раздумий нет, максимальной собранности нет. Зато есть нехилый "видимый" результат: в каждом кружке простые задачи решаются, средние и сложные, которые были рассказаны на другом кружке, тоже решаются. Но роста нет, потому что нет глубоких долгих размышлений, нет самого акта придумывания решений.
6. Я уж не говорю о всяких около психологических особенностях. Например, такая мысль. Чтобы новая тема, теория уложилось в голове нужно... отдохнуть. Просто ничего не делать, полежать на диване, погулять на свежем воздухе, почитать художественную книгу. Зачастую это хорошо помогает "переваривать" новое. И если этого времени недостаточно, то и "переварить" получается так себе.

Понятно, что в некоторых случаях, с отдельными школьниками посещении нескольких образовательных систем может быть оправданно. Например, ребенок хочет заниматься математикой, но не может себя заставить, ну вот не получается: постоянно отвлекается, не может спокойно посидеть час дома и порешать задачи. И тогда ходить на два кружка будет разумно, ведь таким образом он будет решать задачи в два раза больше времени. Но данный текст обращает внимание на то, какие минусы есть в таком многоканальном образовании. А плюсы, наверное, родители и сами могут найти, ведь зачем-то они водят своих детей на несколько кружков.

В итоге школьник, занимающийся в нескольких кружках, вроде как много и правильно сдает задач на кружке, активен, много времени проводит над решением задач, а в итоге нужного роста нет, результаты ниже ожидаемых.
Поэтому я советую как можно раньше определиться с тем, кто будет вести по образовательной траектории вашего ребенка и... довериться ему. Профессиональный эксперт плохого не посоветует!
10👍3🔥3
Уже скоро состоится муниципальный этап олимпиады по математике. Всем участникам хочется выступить максимально хорошо.

Образовательный центр "Одаренный ребенок делает подготовку максимально доступной для всех желающих!

Интенсив по подготовке к муниципальному этапу олимпиады по математике для 4-7 классов пройдёт 16-18 ноября + онлайн-встреча 20 ноября.

Для участия достаточно зайти в наш телеграм-бот https://news.1rj.ru/str/kazanmathevents_bot и пройти простую регистрацию!

Будет два тарифа участия в интенсиве: Basic (полностью бесплатный) и Pro (платный).

Подробности в информационном сообщении ниже
2👍1
Стали известны даты муниципального этапа олимпиады по математике в РТ:

4-6 класс: 27 ноября (среда)

7-11 класс: 9 декабря (понедельник)

С датами проведения по другим предметам можно ознакомиться в приказе на сайте РОЦ
https://clck.ru/3EQw66
👍4