Stuff and Docs – Telegram
Stuff and Docs
9.16K subscribers
2.63K photos
12 videos
2 files
1.35K links
Various historical stuff.

Feedback chat - https://news.1rj.ru/str/chatanddocs

For support and for fun:

Яндекс: https://money.yandex.ru/to/410014905443193/500

Paypal: rudinni@gmail.com
Download Telegram
Площадь Мира, весна 1963 года. Церковь снесена — строится вестибюль станции метро «Площадь Мира», который откроется 1 июля. Слева Автовокзал №1, 6 мая откроется новый автовокзал №2 на Обводном канале.
Прекрасное из дневника болгарского коммуниста Георгия Димитрова: «21 октября 1939 года. Позвонил Сталин. Как только он узнал мой голос, он положил трубку».
Начать сегодняшний праздничный день хочу ссылкой на свой текст на «Меле» про важные события Второй мировой, о которых мало рассказывают в школе (напрасно):

«Гитлер не прислушался к своему генералу и объявил ему, что он ничего не понимает в военной экономике. Гудериану пришлось выполнять приказ. В конце августа немцы перешли Днепр, а 7 сентября вышли к Конотопу. После ожесточённых боёв, 19 сентября 1941 года советские войска оставили Киев. Попытки отбить город оказались безуспешными, в немецкий плен попало более 600 тысяч советских военнослужащих. За следующий месяц были захвачены Одесса, Донбасс, Харьков, Крым (Севастополь был окружён)».

https://mel.fm/istoriya/7608543-wow_facts
Для меня фотографии Бальтерманца всегда были и остаются тем изображением войны, которое я держу в голове и памяти. Посмотрите и вы.
Forwarded from Золотой век
Анна Ахматова. Май 1945
Одна из моих любимых небольших историй про взятие Берлина:

"Во второй половине дня советские части достигли Цоссена. Солдаты передвигались по брошенному в спешке штабному комплексу с осторожностью и изумлением. Строения, известные под условными названиями "Майбах-I" и "Майбах-II", располагались неподалеку друг от друга и были замаскированы деревьями и специальной камуфляжной сеткой. Красноармейцев и их командиров удивил вид массивных железобетонных конструкций и брошенных в них документов. Некоторые из бойцов совершили тур по подземному бункеру, их сопровождал местный служащий. Он провел их по длинным галереям, в которых стояли мощные генераторы. Там же лежали оперативные карты, телефонные и телеграфные аппараты.

Первым делом бойцы заинтересовались линиями связи. Совсем недавно, когда германская армия находилась на вершине славы, эти линии простирались на огромном пространстве, соединяя штабы ОКБ и ОКХ с частями вермахта, разбросанными от Волги до Пиренеев и от мыса Нордкап в Норвегии до пустыни Сахара. Кроме штабного работника, красноармейцы нашли в бункере всего четырех немецких военнослужащих. Три из них сразу же сдались. Четвертый этого сделать не смог по причине того, что был смертельно пьян.

Внезапно зазвонил телефон. К нему подошел советский солдат и снял трубку. На другом конце провода, очевидно, находился старший германский офицер, спрашивавший об оперативной обстановке. "Иван уже здесь", - ответил советский солдат и предложил немцу идти к чертовой матери".
Продолжая сегодня военную тему хочу всем порекомендовать прочитать текст о документальном фильме о Блокаде "Ленинград в борьбе" - и о том, как с ним обошлись советские чиновники:

"Роман Кармен (к этому времени самый «статусный» документалист в СССР) приезжает из Москвы 16 апреля 1942 года. Вместе с ассистентом Борисом Шером он привозит в блокадный город полуторку продуктов. Это было немаловажно для голодных операторов, которым только с решением о создании Объединенной студии стали выдавать военный паек. Надо ли объяснять, в каком физическом состоянии были операторы и техника в блокадную зиму, да к тому же работая из последних сил над фильмом «Ленинград в борьбе»…

Прославленный к тому моменту оператор, снимавший в Испании, на Московском фронте, участник первого автопробега Москва — Каракумы, направляется буквально спасать ситуацию в Ленинграде, откуда всю зиму не поступало сюжетов для Союзкиножурнала. Комитет по кино передает указание о создании новой студии во главе с возглавлявшим съемки Северной группы Хмельницким, который должен был заменить бывшего главу Ленкинохроники Халипова. Последнего в основном упрекали в том, что он не посылает материал в Москву, и «там вообще не знают, что снимают в Ленинграде».

* * *

Если резюмировать совещание, которое состоялось в Смольном[27] 17 апреля 1942 года и в котором участвовали Жданов, Попков, Кузнецов и генерал Тюркин[28], то фильм не устраивал руководство общей идеей: нужен был пафос народной борьбы, а показали голод и потери отдельных людей.

Вот второй абзац стенограммы совещания с репликами Попкова:

«…Насчет покойников. Куда их везут? Причем их очень много показано. Впечатление удручающее. Часть эпизодов с гробами надо будет изъять. Я считаю, что много не нужно показывать. Зачем вереница?.. Промышленность, энтузиазм города совсем не показаны».

Энтузиазм и борьба — это, по мнению членов комиссии, «действительность и правда». Вот, что говорит по этому поводу Кузнецов:

«…картина не отражает действительного положения вещей. Она не в тон действительности и борьбы нет, и в таком виде картину выпустить на экраны страны нельзя… Направление взято неправильное. Показываются мрачные стороны жизни, а действительная жизнь, борьба с трудностями, борьба за то, чтобы сохранить город, не показана…».

В неправдивости фильм упрекает и Жданов:

«В картине переборщен упадок! Вплоть до торчащих машин! Выходит, все рухнуло. Показаны композитор, художник, писатель и прочее. Это еще не все. На этом же фоне надо показать, что Ленинград жил вместе с фронтом… Люди говорили, что голодаем, но живем надеждой на нашу победу. Правда заключается не в том, что люди жили, а в том, что они не теряли веру. В картине и в седьмой части не показано, что люди в создавшейся обстановке не теряли веру"

http://seance.ru/blog/chtenie/leningrad-v-borbe/
Forwarded from Какой-то канал
В рамках проекта «Скульптура во дворе» во дворе Зимнего дворца установили работу скульптора Джузеппе Пеноне. «Идеи из камня — 1372 кг света».
Дерево простоит до 8 июля.
Латынь на наглядных примерах
Мерлин Монро на съемках "Джентльмены предпочитают блондинок"
Продолжаю цикл бесед с российскими публичными интеллектуалами на Republic - поговорил с Олегом Витальевичем Будницким. Поговорили о войне и Дне Победы, о политических террористах, советской власти, Сталине, а также о Мединском и его злополучной диссертации. В конце интервью есть приятный бонус для любителей книг - шикарный список актуального англоязычного исторического чтения про Россию, всем советую обратить внимание.

"– Терроризм вообще умирает из-за того, что государство ему противодействует или из-за того, что он в каком-то смысле добивается своих целей, меняя общество?

– Не совсем так. Когда терроризм становится явлением повседневной жизни, затрагивающим обычных людей, это не встречает поддержки у населения.

Если говорить о временах Первой русской революции, то мы ведь обычно читаем или знаем о террористических актах, организованных какими-нибудь боевыми организациями против крупных государственных чиновников – скажем, убийстве министра внутренних дел Плеве или великого князя Сергея Александровича. Но количественно преобладали другого рода теракты. Приведу пример: боевикам нужно было добыть деньги на трамвайные билеты – чтобы ездить за город тренироваться в стрельбе. Они совершили налет на винную лавку, убили сидельца (продавца) и взяли кассу (что-то около 5 рублей). Так происходит дегероизация терроризма и террористов, разочарование общества в своих «защитниках» от произвола власти".

https://republic.ru/posts/90817?code=1a9632203036defda7e4e5cd975ff3df
Идентификационный документ Набокова при иммиграции в США. «Nationality - Without»