Stuff and Docs pinned «Мы запускаем лекторий в Санкт-Петербурге. Каждый месяц в «Порядке слов» будем рассказывать о том, как в разное время кинематограф реагировал на значительные общественно-политические события, и как это порой приводило к обратному влиянию. С этого начинался…»
Forwarded from Сьерамадре (Egor Sennikov)
«Это Хиросима!»
Вместе с самиздатом «Батенька, да вы трансформер» мы начинаем цикл материалов посвященных страху ядерной войны – когда он появился, как мы к нему привыкли и каким образом изображаем его в кино. Часть материалов (лонгриды) будет выходить на сайте самиздата, часть (дорожные заметки, кадры, исторические анекдоты) – на нашем телеграм-канале.
Ядерный цикл мы начинаем с текста о ground zero этого страха – с изобретения ядерного оружия, бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, ядерной гонки и ядерного паритета.
https://batenka.ru/protection/weapon/nuclear-threat-fear/
«На следующий день после ядерного испытания «Тринити» президент Трумэн на Потсдамской конференции подошёл к Иосифу Сталину и рассказал ему о том, что у США теперь есть новое сверхмощное оружие. Сталин ухмыльнулся, но ничего не ответил Трумэну; тот даже решил, что советский лидер не понял, о чём шла речь.
На самом деле Сталин прекрасно знал о произошедшем. Американский атомный проект был с самого начала переполнен «атомными шпионами» ― британскими и американскими учёными, работавшими на советскую разведку. В сентябре 1942 года, через полтора месяца после старта Манхэттенского проекта, в СССР были возобновлены «работы по урану», а в феврале 1943 года был дан старт разработке атомной бомбы».
Следующий материал появится на нашем канале уже в четверг, 4 июля.
#ядерная_война_сьерамадре
Вместе с самиздатом «Батенька, да вы трансформер» мы начинаем цикл материалов посвященных страху ядерной войны – когда он появился, как мы к нему привыкли и каким образом изображаем его в кино. Часть материалов (лонгриды) будет выходить на сайте самиздата, часть (дорожные заметки, кадры, исторические анекдоты) – на нашем телеграм-канале.
Ядерный цикл мы начинаем с текста о ground zero этого страха – с изобретения ядерного оружия, бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, ядерной гонки и ядерного паритета.
https://batenka.ru/protection/weapon/nuclear-threat-fear/
«На следующий день после ядерного испытания «Тринити» президент Трумэн на Потсдамской конференции подошёл к Иосифу Сталину и рассказал ему о том, что у США теперь есть новое сверхмощное оружие. Сталин ухмыльнулся, но ничего не ответил Трумэну; тот даже решил, что советский лидер не понял, о чём шла речь.
На самом деле Сталин прекрасно знал о произошедшем. Американский атомный проект был с самого начала переполнен «атомными шпионами» ― британскими и американскими учёными, работавшими на советскую разведку. В сентябре 1942 года, через полтора месяца после старта Манхэттенского проекта, в СССР были возобновлены «работы по урану», а в феврале 1943 года был дан старт разработке атомной бомбы».
Следующий материал появится на нашем канале уже в четверг, 4 июля.
#ядерная_война_сьерамадре
Батенька, да вы трансформер
Как мы научились бояться ядерной бомбы
Самиздат и канал «Сьерамадре» запускают цикл о ядерной угрозе. В первом тексте рассказываем, как зародился страх ядерной бомбы и кто пострадал первым
Forwarded from Сьерамадре (Никита Смирнов и Егор Сенников)
Крайне взрывоопасное исследование
Конец Второй мировой войны Британская империя встречала в плачевном состоянии. Люди устали от невзгод военного времени; сама империя начала трещать по швам, а денег не хватало даже на самые необходимые вещи. Великий экономист Джон Мейнард Кейнс по просьбе британского правительства отправился в Вашингтон, умоляя США помочь стране деньгами (дело происходило еще до появления Плана Маршалла), но получил категорический отказ. Перед Британией замаячила перспектива потери статуса глобальной державы.
Вообще после войны отношения Британии с США, обычно описываемые как «Special relationship» стали «very much less special»: Британия считала, что ее помощь в разработке ядерной бомбы в Манхэттенском проекте означает, что бомба – общее достижение двух наций. В США так не считали и свернули кооперацию.
Клементу Эттли, британскому премьер-министру лейбористу, в условиях послевоенного дефицита ресурсов (чтобы было яснее – карточки на еду в Британии полностью отменили только в 1954 году) пришлось срочно решать вопрос о создании британского ядерного оружия – без помощи США. Специальный комитет по этому вопросу заработал уже на следующий день после бомбардировки Нагасаки. А в 1946 году работа закипела – в страну начали возвращаться британские ученые, проработавшие несколько лет в Лос-Аламосе. Научным руководителем проекта в 1947 году был назначен математик и физик Уильям Пенни. Сам проект получил имя High Explosive Research – Исследование высоковзрывчатых веществ.
Пока по периферии империи вспыхивали восстания, а Индия на всех парах неслась к независимости, английские ученые создавали новую индустрию. Приходилось решать много проблем – например, с запасами урана. Во время войны Британия и США разрабатывали месторождение урана в бельгийском Конго, но большая часть добытого урана была переправлена в США. Англичане не хотели унижаться, выпрашивая уран; тем более, что им не хотелось в производстве своего главного оружия зависеть от конкурентов. Ситуацию спасло открытие новых месторождений урана.
Советское испытание атомной бомбы было воспринято британцами как унижение – теперь они отставали не только от США, но и от Советского Союза.
В конце концов англичане создали бомбу – забавно, впрочем, что это произошло не при Эттли, а при вернувшемся в премьерское кресло Уинстоне Черчилле. Дело осталось за малым – предстояло ее испытать. Британские дальние бомбардировщики Vickers Valiant еще находились в процессе разработки, а созданная британскими учеными бомба по факту не была боеприпасом – и была чрезвычайно громоздка. Так что было решено использовать военно-морской флот для испытаний (получивших кодовое имя «Операция «Ураган»»). Британское правительство договорилось с Австралией о месте для первого взрыва (острова Монтебелло на западе Австралии). К берегам далекого континента отправился небольшой флот, состоявший из фрегата «Plym» (на его борту находилась атомная бомба), эскортного авианосца и нескольких десантных кораблей.
Фрегат был установлен на якорь примерно в 400 метрах от берега. Взрыв произошел в 8 часов утра, 3 октября 1952 года. Корабль почти полностью испарился, а облако взрыва достигло высоты 3 километров. Британия стала третьей ядерной державой в мире – и в конце октября Черчилль радостно рапортовал об этом в парламенте (отбиваясь от вопросов оппозиции о практической пользе ядерной энергетики и о том, как будут окупаться потраченные на ядерную программу деньги налогоплательщиков).
И хотя использованная англичанами технология применялась уже семь лет и за это время разработки ядерного оружия ушли вперед — в ноябре 1952 года американцы уже приступили к тестированию термоядерной бомбы, — проведенное испытание показало, что Британию рано списывать со счетов. Вскоре в стране стартовала программа разработки термоядерного оружия – и все это в комплексе заставило США вернуться к сотрудничеству с Британией в вопросе ядерного вооружения. В 1958 году страны подписали договор о взаимной обороне – он действует и сегодня.
#ядерная_война_сьерамадре
Конец Второй мировой войны Британская империя встречала в плачевном состоянии. Люди устали от невзгод военного времени; сама империя начала трещать по швам, а денег не хватало даже на самые необходимые вещи. Великий экономист Джон Мейнард Кейнс по просьбе британского правительства отправился в Вашингтон, умоляя США помочь стране деньгами (дело происходило еще до появления Плана Маршалла), но получил категорический отказ. Перед Британией замаячила перспектива потери статуса глобальной державы.
Вообще после войны отношения Британии с США, обычно описываемые как «Special relationship» стали «very much less special»: Британия считала, что ее помощь в разработке ядерной бомбы в Манхэттенском проекте означает, что бомба – общее достижение двух наций. В США так не считали и свернули кооперацию.
Клементу Эттли, британскому премьер-министру лейбористу, в условиях послевоенного дефицита ресурсов (чтобы было яснее – карточки на еду в Британии полностью отменили только в 1954 году) пришлось срочно решать вопрос о создании британского ядерного оружия – без помощи США. Специальный комитет по этому вопросу заработал уже на следующий день после бомбардировки Нагасаки. А в 1946 году работа закипела – в страну начали возвращаться британские ученые, проработавшие несколько лет в Лос-Аламосе. Научным руководителем проекта в 1947 году был назначен математик и физик Уильям Пенни. Сам проект получил имя High Explosive Research – Исследование высоковзрывчатых веществ.
Пока по периферии империи вспыхивали восстания, а Индия на всех парах неслась к независимости, английские ученые создавали новую индустрию. Приходилось решать много проблем – например, с запасами урана. Во время войны Британия и США разрабатывали месторождение урана в бельгийском Конго, но большая часть добытого урана была переправлена в США. Англичане не хотели унижаться, выпрашивая уран; тем более, что им не хотелось в производстве своего главного оружия зависеть от конкурентов. Ситуацию спасло открытие новых месторождений урана.
Советское испытание атомной бомбы было воспринято британцами как унижение – теперь они отставали не только от США, но и от Советского Союза.
В конце концов англичане создали бомбу – забавно, впрочем, что это произошло не при Эттли, а при вернувшемся в премьерское кресло Уинстоне Черчилле. Дело осталось за малым – предстояло ее испытать. Британские дальние бомбардировщики Vickers Valiant еще находились в процессе разработки, а созданная британскими учеными бомба по факту не была боеприпасом – и была чрезвычайно громоздка. Так что было решено использовать военно-морской флот для испытаний (получивших кодовое имя «Операция «Ураган»»). Британское правительство договорилось с Австралией о месте для первого взрыва (острова Монтебелло на западе Австралии). К берегам далекого континента отправился небольшой флот, состоявший из фрегата «Plym» (на его борту находилась атомная бомба), эскортного авианосца и нескольких десантных кораблей.
Фрегат был установлен на якорь примерно в 400 метрах от берега. Взрыв произошел в 8 часов утра, 3 октября 1952 года. Корабль почти полностью испарился, а облако взрыва достигло высоты 3 километров. Британия стала третьей ядерной державой в мире – и в конце октября Черчилль радостно рапортовал об этом в парламенте (отбиваясь от вопросов оппозиции о практической пользе ядерной энергетики и о том, как будут окупаться потраченные на ядерную программу деньги налогоплательщиков).
И хотя использованная англичанами технология применялась уже семь лет и за это время разработки ядерного оружия ушли вперед — в ноябре 1952 года американцы уже приступили к тестированию термоядерной бомбы, — проведенное испытание показало, что Британию рано списывать со счетов. Вскоре в стране стартовала программа разработки термоядерного оружия – и все это в комплексе заставило США вернуться к сотрудничеству с Британией в вопросе ядерного вооружения. В 1958 году страны подписали договор о взаимной обороне – он действует и сегодня.
#ядерная_война_сьерамадре
Forwarded from Сьерамадре (Никита Смирнов и Егор Сенников)
Самая короткая перепись
Многие знают о легендарной радиопостановке Орсона Уэллса по «Войне миров», которая понудила впечатлительных слушателей покинуть дома и готовиться к худшему. У Уэллса был достойный конкурент — однажды Арч Оболер всерьез напугал аудиторию историей про куриное сердечко, выросшее в лабораторных условиях и охватившее всю Землю.
Как и Уэллс, в 1940-е Оболер решил натравить свой талант на кинематограф. А в 1951 году он поставил фильм «Пятеро» по мотивам собственной пьесы «Слово». Это первая картина, в которой изображен мир после ядерной катастрофы. «История о послезавтрашнем дне» начинается эпиграфом из псалтыри: «Пронесется ветер над ним – и нет его, и место, где он рос, не знает о нем ничего».
Правда, Оболер псалом слегка подправил, добавив к ветру слово «смертоносный».
Где-то в штате Теннесси встречаются пятеро выживших — других, кажется, не осталось. Двое в момент взрывов оказались в банковском хранилище. Девушка проходила ренгтен — ее спасла свинцовая оболочка кабинета. Еще один мужчина пережил апокалипсис в лифте, а другой покорял вершину Эвереста (и почему-то затем полетел в Теннесси). Оболер собирает их вместе, и начинается пьеса о том, что и пятеро последних человек на всем белом свете едва ли смогут ужиться. Борьба за девушку, расовые предрассудки, отчаяние выживших — постепенно компания редеет, но не будем об этом.
Оболер первым ответил на вопрос, который будет занимать кинематографистов все 1950-е. Как показать ядерный пост-апокалипсис? Что это: горы трупов? тени на асфальте? исчезновение всего живого без остатка? Оболер обошелся с фактурой ядерной войны жестче, чем те, кто придёт после него. Дома, автомобили и города у него заселены скелетами, целую галерею которых он выставит в мощной сцене ближе к финалу. В этом преимущество независимого кинематографа — Оболер не оглядывался на кинопроизводственный кодекс, и на бюджете в 75 тысяч долларов оттянулся как мог. (Снимали фильм на его ранчо.) Кроме того, у Оболера появляется мотив многих последующих фильмов о ядерном апокалипсисе — о том, что предшествовало катастрофе, зритель и герои узнают из газет.
#ядерная_война_сьерамадре
Многие знают о легендарной радиопостановке Орсона Уэллса по «Войне миров», которая понудила впечатлительных слушателей покинуть дома и готовиться к худшему. У Уэллса был достойный конкурент — однажды Арч Оболер всерьез напугал аудиторию историей про куриное сердечко, выросшее в лабораторных условиях и охватившее всю Землю.
Как и Уэллс, в 1940-е Оболер решил натравить свой талант на кинематограф. А в 1951 году он поставил фильм «Пятеро» по мотивам собственной пьесы «Слово». Это первая картина, в которой изображен мир после ядерной катастрофы. «История о послезавтрашнем дне» начинается эпиграфом из псалтыри: «Пронесется ветер над ним – и нет его, и место, где он рос, не знает о нем ничего».
Правда, Оболер псалом слегка подправил, добавив к ветру слово «смертоносный».
Где-то в штате Теннесси встречаются пятеро выживших — других, кажется, не осталось. Двое в момент взрывов оказались в банковском хранилище. Девушка проходила ренгтен — ее спасла свинцовая оболочка кабинета. Еще один мужчина пережил апокалипсис в лифте, а другой покорял вершину Эвереста (и почему-то затем полетел в Теннесси). Оболер собирает их вместе, и начинается пьеса о том, что и пятеро последних человек на всем белом свете едва ли смогут ужиться. Борьба за девушку, расовые предрассудки, отчаяние выживших — постепенно компания редеет, но не будем об этом.
Оболер первым ответил на вопрос, который будет занимать кинематографистов все 1950-е. Как показать ядерный пост-апокалипсис? Что это: горы трупов? тени на асфальте? исчезновение всего живого без остатка? Оболер обошелся с фактурой ядерной войны жестче, чем те, кто придёт после него. Дома, автомобили и города у него заселены скелетами, целую галерею которых он выставит в мощной сцене ближе к финалу. В этом преимущество независимого кинематографа — Оболер не оглядывался на кинопроизводственный кодекс, и на бюджете в 75 тысяч долларов оттянулся как мог. (Снимали фильм на его ранчо.) Кроме того, у Оболера появляется мотив многих последующих фильмов о ядерном апокалипсисе — о том, что предшествовало катастрофе, зритель и герои узнают из газет.
#ядерная_война_сьерамадре
Forwarded from Тёмная материя
В 1963 году в Советском Союзе заявили о начале борьбы с новым явлением — радиохулиганством. Речь шла о радиопиратстве, которое к тому времени приобрело в СССР грандиозные масштабы.
Для оформления официального позывного требовалось собрать множество бумаг и разрешений. Те же, кому не хотелось заниматься сбором документов, стали самостоятельно изготавливать передающие приставки (на сленге радиохулиганов их называли «шарманками»), которые превращали обычный ламповый приемник в приёмно-передающую средневолновую радиостанцию.
Чаще всего радиохулиганы выходили в эфир с музыкой: на средних волнах звучали не только песни Владимира Высоцкого, Евгения Клячкина или Аркадия Северного, но и западная рок-музыка. Власти боролись с этим явлением как могли: изымали радиотехнику у разоблаченных радиохулиганов, выписывали солидные штрафы, а с середины 1960-х годов их и вовсе стали преследовать по статье «Хулиганство». Но радиохулиганы не сдавались — и продолжали выходить в эфир.
Для оформления официального позывного требовалось собрать множество бумаг и разрешений. Те же, кому не хотелось заниматься сбором документов, стали самостоятельно изготавливать передающие приставки (на сленге радиохулиганов их называли «шарманками»), которые превращали обычный ламповый приемник в приёмно-передающую средневолновую радиостанцию.
Чаще всего радиохулиганы выходили в эфир с музыкой: на средних волнах звучали не только песни Владимира Высоцкого, Евгения Клячкина или Аркадия Северного, но и западная рок-музыка. Власти боролись с этим явлением как могли: изымали радиотехнику у разоблаченных радиохулиганов, выписывали солидные штрафы, а с середины 1960-х годов их и вовсе стали преследовать по статье «Хулиганство». Но радиохулиганы не сдавались — и продолжали выходить в эфир.
Forwarded from Тёмная материя
Язык доведет до Geek Picnic. В нашем паблике ВКонтакте мы разыгрываем два билета московский на Geek Picnic — крупнейший в мире оупен-эйр науки и техники! Расскажите нам свои самые необычные гиковские истории — и тому, у кого будет самая интересная, мы вручим билеты. Все подробности здесь.
VK
Тёмная материя
Язык доведет до GEEK PICNIC . Радио «Глаголев FM» разыгрывает два билета на московский GEEK PICNIC — крупнейший в мире оупен-эйр науки и техники!
Правила участия в конкурсе очень просты — репостните эту картинку с Теодором Глаголевым, а в комменты к нам…
Правила участия в конкурсе очень просты — репостните эту картинку с Теодором Глаголевым, а в комменты к нам…
Все-так традиции агитационной показухи у нас страшно богатые.
Смотрю на своем любимом ютуб-канале "Ленинградское телевидение" небольшой репортаж прямиком из 1971 года. Рассказ идет о невероятных успехах на пути к миру - Брежнев съездил в США и провел переговоры с Никсоном. И ладно, что в кадр они выводят людей с заученным текстом - ну, понятно, это объяснимо (хотя заинтересовал дядечка, который рассказал, что он с товарищами три месяца провел в техасском городе Снайдере, где помогал запускать линию производства чего-то там). Простим даже трех моряков, которые сидят на скамеечку и читают одну "Правду" на троих.
Но весь город завален этими огромными дацзыбао, которые, вроде как бы должны конституировать волю абстрактных "ленинградцев", а на деле только портят вид на городские достопримечательности. "Ленинградцы желают успехов", "Ленинградцы поддерживают" - ну и так далее. На фоне плакатов всплывают какие-то ноунейм люди, которые рассуждают о том, что "документы, подписанные в Вашингтоне приведут нас к миру". И кому, и зачем это было нужно? В чем был прок - кроме того, что кому-то в кино приходилось смотреть перед сеансом эту хронику?
P.S.Видео лежит здесь (https://www.youtube.com/watch?v=G2iMzh5NMm0&list=LLw1pGtIFHBM3kpTaOXqCZbQ&index=2&t=0s), всем советую подписаться на "Ленинградское телевидение", там иногда попадаются настоящие шедевры.
Смотрю на своем любимом ютуб-канале "Ленинградское телевидение" небольшой репортаж прямиком из 1971 года. Рассказ идет о невероятных успехах на пути к миру - Брежнев съездил в США и провел переговоры с Никсоном. И ладно, что в кадр они выводят людей с заученным текстом - ну, понятно, это объяснимо (хотя заинтересовал дядечка, который рассказал, что он с товарищами три месяца провел в техасском городе Снайдере, где помогал запускать линию производства чего-то там). Простим даже трех моряков, которые сидят на скамеечку и читают одну "Правду" на троих.
Но весь город завален этими огромными дацзыбао, которые, вроде как бы должны конституировать волю абстрактных "ленинградцев", а на деле только портят вид на городские достопримечательности. "Ленинградцы желают успехов", "Ленинградцы поддерживают" - ну и так далее. На фоне плакатов всплывают какие-то ноунейм люди, которые рассуждают о том, что "документы, подписанные в Вашингтоне приведут нас к миру". И кому, и зачем это было нужно? В чем был прок - кроме того, что кому-то в кино приходилось смотреть перед сеансом эту хронику?
P.S.Видео лежит здесь (https://www.youtube.com/watch?v=G2iMzh5NMm0&list=LLw1pGtIFHBM3kpTaOXqCZbQ&index=2&t=0s), всем советую подписаться на "Ленинградское телевидение", там иногда попадаются настоящие шедевры.
YouTube
Ленинградцы о визите Брежнева в США
Forwarded from Сьерамадре (Nikita Smirnov)
В 1958 году голливудский продюсер и режиссёр Стэнли Крамер обратился к властям США ― для съёмок его нового фильма «На берегу» нужна была подводная лодка. По сюжету, человечество сгинуло в ядерной войне, нетронутыми остались атомная подлодка ВМФ США и целая Австралия, до которой вот-вот доберётся облако радиации. Отказ Крамеру пришёл с пометкой «Госдепартамент США». В письме помощник Госсекретаря отметил, что ядерная война не приведёт к гибели всего населения Земли и ограничится потерями «в восемь-девять миллионов человек». Тогда Крамер попросил помощи у австралийского флота.
Первые ядерные взрывы на киноэкране, Гарри Белафонте поёт блюзы о конце света, MGM снимает послание в 2446 год, а Сидни Люмет бомбит Нью-Йорк. Читайте в нашем втором тексте из цикла о ядерной угрозе – https://batenka.ru/aesthetics/cinema/nuclear-threat-cinema/
#ядерная_война_сьерамадре
Первые ядерные взрывы на киноэкране, Гарри Белафонте поёт блюзы о конце света, MGM снимает послание в 2446 год, а Сидни Люмет бомбит Нью-Йорк. Читайте в нашем втором тексте из цикла о ядерной угрозе – https://batenka.ru/aesthetics/cinema/nuclear-threat-cinema/
#ядерная_война_сьерамадре
Батенька, да вы трансформер
Как ядерные испытания пробудили Годзиллу
Во втором тексте совместного цикла самиздата и канала «Сьерамадре» ― «Ядерная угроза» ― рассказываем, каким был ядерный век в кино
Развлечения на пленэре
Если кто-то из вас в Москве — и собирается посетить сегодня Geek Picnic, то подтягивайтесь к стенду "Батеньки, да вы трансформер" и "Глаголев ФМ". Вечером там прочитаю небольшую лекцию о кино 90-х и покажу фильм Кэтрин Бигелоу "Странные дни" — по моим наблюдениям, нигде так часто не избивали Райфа Файнса, как в этом фильме. Такое стоит увидеть!
Если кто-то из вас в Москве — и собирается посетить сегодня Geek Picnic, то подтягивайтесь к стенду "Батеньки, да вы трансформер" и "Глаголев ФМ". Вечером там прочитаю небольшую лекцию о кино 90-х и покажу фильм Кэтрин Бигелоу "Странные дни" — по моим наблюдениям, нигде так часто не избивали Райфа Файнса, как в этом фильме. Такое стоит увидеть!
Forwarded from Сьерамадре (Никита Смирнов и Егор Сенников)
Ядерное оружие выходит из-под контроля
Где-то под водой прямо сейчас находятся на боевом дежурстве атомные подводные лодки. Мы не знаем о них ничего – ни имени командира, ни порта приписки, иногда мы даже не представляем как эти лодки выглядят. Но нам хочется верить, что каждая ядерная ракета, каждый боезаряд, каждый реактор на подлодке, находится под постоянным и неусыпным контролем профессионалов, вооруженных самыми передовыми знаниями об атомной энергетике и правилах безопасности. К сожалению, так происходит не всегда.
Один из самых известных атомных инцидентов приключился с многострадальной (и известной – отчасти благодаря фильму Кэтрин Бигелоу) подводной лодкой К-19 проекта 658. Это было уже второе поколение советских подводных лодок: проект начали разрабатывать в середине 1950-х, а приняли на вооружение – в 1959 году. Лодку строили в Северодвинске. Неудачи преследовали ее постоянно: во время строительства гибли рабочие, а при ходовых испытаниях барахлил реактор.
Но все-таки 30 апреля 1961 года лодка была принята в состав ВМФ (за 2 недели до того она, правда, чуть не столкнулась с американской подлодкой, но вовремя совершила маневр и спаслась). И уже через 2 месяца, в начале июля, произошла серьезнейшая авария, после которой моряки окрестили лодку «Хиросимой».
К-19 возвращалась с учений в районе норвежского острова Ян-Майен. Ранним утром вахтенный командир обнаружил проблемы в системе охлаждения правого реактора. Команда корабля вступила с реактором в неравный бой – сперва была снята аварийная защита, затем лодка перешла в надводное положение. Гамма-активность в реакторе нарастала, охлаждение не работало. Введение управляющих стержней в реактор не помогало – температура возрастала. Ситуация стала критической – на лодке был не только ядерный реактор, но ядерные ракеты Р-13; в случае взрыва последствия было бы сложно предсказать.
Командир К-19 Затеев принял трудное и сложное решение: он приказал собрать новую систему охлаждения, отрезав вентиляционный клапан и вварив в него трубу для подачи воды. Экипажу пришлось долго работать в условиях высокой радиации. Все семеро человек умерли в течении следующего месяца; еще 15 членов экипажа скончались в следующие два года.
Ценой собственных жизней моряки спасли лодку (реактор, впрочем, приказал долго жить и продолжал загрязнять радиацией корабль и все вокруг). На помощь подошли советские дизельные лодки, экипаж был эвакуирован на берег, врачи занялись пересадкой костного мозга и спасением тех, кого можно было спасти.
А лодку впереди ждала еще долгая и полная неудач судьба. Лодку нельзя было списать, поэтому сначала ее деактивировали, затем заменили в ней реактор. Но удачи это не принесло: впереди у нее были у нее впереди и столкновение с американской подлодкой в 1969 году, и множество мелких поломок, и пожар в 1970-х, унесший жизнь большей части экипажа. Вывели ее из состава ВМФ только в 1990 году, а в начале нулевых – утилизировали, несмотря на просьбу бывших моряков сохранить лодку. От К-19 осталась только рубка – она стала мемориалом.
Многое ли изменилось с тех пор? Атомные подлодки и сегодня бороздят просторы всех мировых морей. И, как показывают недавние новости, там и сегодня происходит что-то такое, в результате чего офицеры, которых мы никогда не видели и не знали, спасают мир от «катастрофы планетарного масштаба». Но узнаём об этом, к сожалению, мы только на похоронах отважных моряков.
#сьерамадре_ядерная_угроза
Где-то под водой прямо сейчас находятся на боевом дежурстве атомные подводные лодки. Мы не знаем о них ничего – ни имени командира, ни порта приписки, иногда мы даже не представляем как эти лодки выглядят. Но нам хочется верить, что каждая ядерная ракета, каждый боезаряд, каждый реактор на подлодке, находится под постоянным и неусыпным контролем профессионалов, вооруженных самыми передовыми знаниями об атомной энергетике и правилах безопасности. К сожалению, так происходит не всегда.
Один из самых известных атомных инцидентов приключился с многострадальной (и известной – отчасти благодаря фильму Кэтрин Бигелоу) подводной лодкой К-19 проекта 658. Это было уже второе поколение советских подводных лодок: проект начали разрабатывать в середине 1950-х, а приняли на вооружение – в 1959 году. Лодку строили в Северодвинске. Неудачи преследовали ее постоянно: во время строительства гибли рабочие, а при ходовых испытаниях барахлил реактор.
Но все-таки 30 апреля 1961 года лодка была принята в состав ВМФ (за 2 недели до того она, правда, чуть не столкнулась с американской подлодкой, но вовремя совершила маневр и спаслась). И уже через 2 месяца, в начале июля, произошла серьезнейшая авария, после которой моряки окрестили лодку «Хиросимой».
К-19 возвращалась с учений в районе норвежского острова Ян-Майен. Ранним утром вахтенный командир обнаружил проблемы в системе охлаждения правого реактора. Команда корабля вступила с реактором в неравный бой – сперва была снята аварийная защита, затем лодка перешла в надводное положение. Гамма-активность в реакторе нарастала, охлаждение не работало. Введение управляющих стержней в реактор не помогало – температура возрастала. Ситуация стала критической – на лодке был не только ядерный реактор, но ядерные ракеты Р-13; в случае взрыва последствия было бы сложно предсказать.
Командир К-19 Затеев принял трудное и сложное решение: он приказал собрать новую систему охлаждения, отрезав вентиляционный клапан и вварив в него трубу для подачи воды. Экипажу пришлось долго работать в условиях высокой радиации. Все семеро человек умерли в течении следующего месяца; еще 15 членов экипажа скончались в следующие два года.
Ценой собственных жизней моряки спасли лодку (реактор, впрочем, приказал долго жить и продолжал загрязнять радиацией корабль и все вокруг). На помощь подошли советские дизельные лодки, экипаж был эвакуирован на берег, врачи занялись пересадкой костного мозга и спасением тех, кого можно было спасти.
А лодку впереди ждала еще долгая и полная неудач судьба. Лодку нельзя было списать, поэтому сначала ее деактивировали, затем заменили в ней реактор. Но удачи это не принесло: впереди у нее были у нее впереди и столкновение с американской подлодкой в 1969 году, и множество мелких поломок, и пожар в 1970-х, унесший жизнь большей части экипажа. Вывели ее из состава ВМФ только в 1990 году, а в начале нулевых – утилизировали, несмотря на просьбу бывших моряков сохранить лодку. От К-19 осталась только рубка – она стала мемориалом.
Многое ли изменилось с тех пор? Атомные подлодки и сегодня бороздят просторы всех мировых морей. И, как показывают недавние новости, там и сегодня происходит что-то такое, в результате чего офицеры, которых мы никогда не видели и не знали, спасают мир от «катастрофы планетарного масштаба». Но узнаём об этом, к сожалению, мы только на похоронах отважных моряков.
#сьерамадре_ядерная_угроза
Быть предателем
Синий Бархат
Каково жить в захваченном врагом городе? А если этот город — мировая столица искусства, культуры и моды? А если враг — это нацисты? Подобных моральных дилемм перед жителями захваченного Парижа стояло великое множество, и далеко не все смогли сделать правильный выбор. О вольных и невольных предательствах рассказывает Егор Сенников в подкасте #синий_бархат.
SoundCloud
CastBox
Apple Podcasts
RSS
Android
SoundCloud
CastBox
Apple Podcasts
RSS
Android
Forwarded from Сьерамадре (Egor Sennikov)
"В короткие сроки началась медиакампания: в январе 1962 года обложка журнала Life была посвящена статье о The Drive for Mass Shelters. Статья пришлась очень кстати ― уже в октябре 1962 года грянул Карибский кризис. Обострение отношений, которое началось после размещения американцами ракет средней дальности в Турции, продолжилось тайным размещением советских ракет на Кубе. После того как руководство США узнало, что прямо у них под носом размещены советские ракеты, способные долететь до Вашингтона за 20 минут, началась паника".
Человечество познакомилось с атомной бомбой и испугалось. Что дальше? А дальше — гражданская оборона. Пропагандистские кампании, черепаха по имени Берт, Сталин готовится к ядерному апокалипсису, а спасают от него Хрущев и Кеннеди. Все это — в очередном тексте из совместного цикла "Ядерная угроза" нашего телеграм-канала и самиздата "Батенька, да вы трансформер".
https://batenka.ru/resource/collapse/nuclear-threat-are-you-ready
#сьерамадре_ядерная_угроза
Человечество познакомилось с атомной бомбой и испугалось. Что дальше? А дальше — гражданская оборона. Пропагандистские кампании, черепаха по имени Берт, Сталин готовится к ядерному апокалипсису, а спасают от него Хрущев и Кеннеди. Все это — в очередном тексте из совместного цикла "Ядерная угроза" нашего телеграм-канала и самиздата "Батенька, да вы трансформер".
https://batenka.ru/resource/collapse/nuclear-threat-are-you-ready
#сьерамадре_ядерная_угроза
Батенька, да вы трансформер
Можно ли спастись от атомной бомбы?
В новом эпизоде текстового сериала «Ядерная угроза» Егор Сенников рассказывает, как правительства США и СССР готовили население к ядерным атакам
Forwarded from Сьерамадре (Egor Sennikov)
Люди, купающиеся в бассейне в отеле в Лас-Вегасе, наблюдают за ядерным взрывом в пустыне Невада, 8 мая 1953 года.
#сьерамадре_ядерная_угроза
#сьерамадре_ядерная_угроза
Forwarded from Сьерамадре (Никита Смирнов и Егор Сенников)
Вот моя винтовка, вот моя пещера
Черепаха по имени Бёрт учила людей спасаться от ядерного взрыва. Низкопробный кинематограф взял на себя смелость рассказать, что делать дальше. В 1960-е режиссеры увлекаются механикой гражданской обороны. В фильме Ladybug Ladybug (1963) показана школа, в которой сработала сигнализация о ядерной атаке. Такого рода сигнал был добавлен в системы оповещения США в середине 1950-х. В титрах фильма уже можно встретить пункт «консультирование» – его осуществляла компания с говорящим названием Survival Equipment Co. Страх ядерной войны вырос в нишевый бизнес: за хорошие деньги подвал вашего дома можно было оборудовать в убежище.
В жанре выживания сделана картина «Паника в год нулевой!» Рэя Милланда (1962). В прошлом звезда Голливуда (см. «Потерянный уик-энд» Билли Уайлдера), Милланд уже несколько лет и сам выживает: снимается и ставит фильмы на обочине киноиндустрии и ТВ. «Паника» — его passion project: Милланд садится в скрипучее кресло студии Роджера Кормана, чтобы рассказать, чего бы он делал в случае ядерной войны. Нечасто встретится фильм, оставляющий столь гадливое ощущение.
Герой картины вместе с семейством отправляется на кемпинг, и тут по Лос-Анджелесу наносят ядерный удар. Пока все паникуют и машут руками (женщины в фильме все равно, что мухи), герой Милланда включает режим сурвивалиста. В короткий срок он обеспечивает семью провизией, топливом, идет на ограбление, чтобы добыть пистолет, отбивается от мародеров и насильников. Главный герой терпеливо объясняет семье, почему он стукнул того человека и перешагнул через этого — и это попросту иллюстрация энциклопедической статьи о менсплейнинге.
В представлении Милланда, от людей не приходится ждать добра. В условиях катастрофы население за несколько часов делится на жертв и циничных головорезов, которые стреляют ради забавы (несколько раз звучит выражение «trigger-happy») и насилуют девушек. Мародерствуют не столько по нужде, сколько от скуки. Женщины в новой действительности моментально превращаются в переходящий трофей. Спасение можно найти лишь в пещере: автору явно нравится идея «обнуления» цивилизации. Милланд упивается логикой выживания — ядерный раскардаш легализует его право применять оружие, шутить сальные реплики и учить всех уму-разуму.
«Сын, ты должен уметь пользоваться этой винтовкой, но ты должен ненавидеть ее, как всякое оружие». Спасибо, Рэй Милланд, теперь уж не пропадем.
#сьерамадре_ядерная_угроза
Черепаха по имени Бёрт учила людей спасаться от ядерного взрыва. Низкопробный кинематограф взял на себя смелость рассказать, что делать дальше. В 1960-е режиссеры увлекаются механикой гражданской обороны. В фильме Ladybug Ladybug (1963) показана школа, в которой сработала сигнализация о ядерной атаке. Такого рода сигнал был добавлен в системы оповещения США в середине 1950-х. В титрах фильма уже можно встретить пункт «консультирование» – его осуществляла компания с говорящим названием Survival Equipment Co. Страх ядерной войны вырос в нишевый бизнес: за хорошие деньги подвал вашего дома можно было оборудовать в убежище.
В жанре выживания сделана картина «Паника в год нулевой!» Рэя Милланда (1962). В прошлом звезда Голливуда (см. «Потерянный уик-энд» Билли Уайлдера), Милланд уже несколько лет и сам выживает: снимается и ставит фильмы на обочине киноиндустрии и ТВ. «Паника» — его passion project: Милланд садится в скрипучее кресло студии Роджера Кормана, чтобы рассказать, чего бы он делал в случае ядерной войны. Нечасто встретится фильм, оставляющий столь гадливое ощущение.
Герой картины вместе с семейством отправляется на кемпинг, и тут по Лос-Анджелесу наносят ядерный удар. Пока все паникуют и машут руками (женщины в фильме все равно, что мухи), герой Милланда включает режим сурвивалиста. В короткий срок он обеспечивает семью провизией, топливом, идет на ограбление, чтобы добыть пистолет, отбивается от мародеров и насильников. Главный герой терпеливо объясняет семье, почему он стукнул того человека и перешагнул через этого — и это попросту иллюстрация энциклопедической статьи о менсплейнинге.
В представлении Милланда, от людей не приходится ждать добра. В условиях катастрофы население за несколько часов делится на жертв и циничных головорезов, которые стреляют ради забавы (несколько раз звучит выражение «trigger-happy») и насилуют девушек. Мародерствуют не столько по нужде, сколько от скуки. Женщины в новой действительности моментально превращаются в переходящий трофей. Спасение можно найти лишь в пещере: автору явно нравится идея «обнуления» цивилизации. Милланд упивается логикой выживания — ядерный раскардаш легализует его право применять оружие, шутить сальные реплики и учить всех уму-разуму.
«Сын, ты должен уметь пользоваться этой винтовкой, но ты должен ненавидеть ее, как всякое оружие». Спасибо, Рэй Милланд, теперь уж не пропадем.
#сьерамадре_ядерная_угроза