Впрочем, Джон Ли Андерсон общался с Пиночетом спустя четверть века после тех грозных событий, после которых по Чили прокатилась волна репрессий, убийств, бессудных расправ, похищений и атак. В 1998 году перед американским журналистом предстал человек, стремящийся предстать благообразным пожилым буржуазным джентльменом, а вовсе не диктатором. У него есть фонд, стремящийся сохранить его наследие, у него есть статус почетного сенатора (кстати, парламент Пиночет перенес из столицы Сантьяго в родной Вальпараисо), а с постом главнокомандующего чилийской армией он расстался лишь в 1998 году, спустя 8 лет после ухода от власти. Пиночет любит приезжать в Лондон, посещать Fortnum & Mason, ходить в Музей мадам Тюссо (в интервью он говорит, что подойдя к восковой фигуре Ленина он сказал “Вы ошибались! Вы ошибались во всём!”). Он собирает коллекцию предметов, связанных с Наполеон (французский император - его кумир), бравирует дружбой с Маргарет Тэтчер (говорит, что она всему училась у него) и вспоминает, как помогал Британии во время войны за Фолкленды. Пиночет говорит, что даже диктатором его назвать нельзя - все решения хунта принимала коллективно, а о многих репрессиях он даже и не слышал.
Верить этому образу, конечно, нельзя - это то, как нравится думать Пиночету о себе самом. В Чили взору Андерсона предстаёт общество, которое разрывается в спорах о своей собственной истории. Бывшие сторонники говорят об экономике, построенной Пиночетом, о процветании бизнеса, об институтах, о зажиточном среднем классе - по их словам, все это стоило тех жертв (если они вообще имели место быть).
Противники Пиночета, среди которых больше всего внимания журналист уделяет внимание дочери Альенде, говорят о совершенно другой ситуации. Они описывают постоянные нарушения прав человека при Пиночете, об убийствах. Они говорят об американцах, которые постоянно контролировали ситуацию в Чили и сознательно её раскачивали, в рамках операции “Кондор” - желая сместить социалиста Альенде, они поддерживали чилийских генералов и тратили огромное количество сил на то, чтобы растеребить ситуацию в стране. План, согласно рассекреченным правительственным документам США, заключался в том, чтобы сделать Чили неуправляемой при Альенде, спровоцировать социальный хаос и осуществить военный переворот. «Заставьте экономику скрипеть», - гласила записка Ричарда Хелмса, директора ЦРУ, во время встречи 15 сентября 1970 года с Никсоном, Генри Киссинджером и Джоном Митчеллом в Белом доме.
Они говорили о коррупции самого Пиночета - например, в 1984 году бандиты чуть не забили сенатора-христиан-демократа Хорхе Лавандеро на улицах Сантьяго, когда он пытался провести судебное расследование причин, по которым Пиночет заплатил крайне малую сумму за участок государственной земли в горах под Сантьяго, где генерал проводил отпуска. Лавандеро провел шесть месяцев в больнице и навсегда оглох на левое ухо. В коррупции были замешаны и родственники Пиночета (например, сын), и ближайшее окружение. Силовики процветали (и по закону получали часть прибылей от торговли медью.
Впрочем, дело не только в коррупции. Во времена Пиночета в Чили появилось три долларовых миллиардера, но расслоение общества выросло в разы. В Чили 20% самых богатых чилийцев зарабатывают в четырнадцать раз больше, чем самые бедные; 25% чилийцев жили за чертой бедности. Вокруг Сантьяго выросли ужасные грязные трущобы, заселенные бедными мигрантами, бежавшими в столицу из сельских районов страны. Чилийское общество, и без того довольно обособленное (в силу особенностей географического положения страны) и после Пиночета оставалось крайне консервативным. Спустя девять лет после перехода к демократии в стране были запрещены разводы и аборты, гомосексуалы подвергались уголовному преследованию, а государственная цензура запрещала фильмы и книги.
Верить этому образу, конечно, нельзя - это то, как нравится думать Пиночету о себе самом. В Чили взору Андерсона предстаёт общество, которое разрывается в спорах о своей собственной истории. Бывшие сторонники говорят об экономике, построенной Пиночетом, о процветании бизнеса, об институтах, о зажиточном среднем классе - по их словам, все это стоило тех жертв (если они вообще имели место быть).
Противники Пиночета, среди которых больше всего внимания журналист уделяет внимание дочери Альенде, говорят о совершенно другой ситуации. Они описывают постоянные нарушения прав человека при Пиночете, об убийствах. Они говорят об американцах, которые постоянно контролировали ситуацию в Чили и сознательно её раскачивали, в рамках операции “Кондор” - желая сместить социалиста Альенде, они поддерживали чилийских генералов и тратили огромное количество сил на то, чтобы растеребить ситуацию в стране. План, согласно рассекреченным правительственным документам США, заключался в том, чтобы сделать Чили неуправляемой при Альенде, спровоцировать социальный хаос и осуществить военный переворот. «Заставьте экономику скрипеть», - гласила записка Ричарда Хелмса, директора ЦРУ, во время встречи 15 сентября 1970 года с Никсоном, Генри Киссинджером и Джоном Митчеллом в Белом доме.
Они говорили о коррупции самого Пиночета - например, в 1984 году бандиты чуть не забили сенатора-христиан-демократа Хорхе Лавандеро на улицах Сантьяго, когда он пытался провести судебное расследование причин, по которым Пиночет заплатил крайне малую сумму за участок государственной земли в горах под Сантьяго, где генерал проводил отпуска. Лавандеро провел шесть месяцев в больнице и навсегда оглох на левое ухо. В коррупции были замешаны и родственники Пиночета (например, сын), и ближайшее окружение. Силовики процветали (и по закону получали часть прибылей от торговли медью.
Впрочем, дело не только в коррупции. Во времена Пиночета в Чили появилось три долларовых миллиардера, но расслоение общества выросло в разы. В Чили 20% самых богатых чилийцев зарабатывают в четырнадцать раз больше, чем самые бедные; 25% чилийцев жили за чертой бедности. Вокруг Сантьяго выросли ужасные грязные трущобы, заселенные бедными мигрантами, бежавшими в столицу из сельских районов страны. Чилийское общество, и без того довольно обособленное (в силу особенностей географического положения страны) и после Пиночета оставалось крайне консервативным. Спустя девять лет после перехода к демократии в стране были запрещены разводы и аборты, гомосексуалы подвергались уголовному преследованию, а государственная цензура запрещала фильмы и книги.
Расколотая страна, в которой сбиты ориентиры и представление о собственном прошлом, а бывший диктатор сидит в парламенте - очень типичная и неприятная ситуация для стран, преодолевающих диктатуру. Пиночет в тексте Андерсона - это человек из XX века, лишённый того чувства троллинга, которое свойственно диктаторам сегодня. Он прямолинеен, но хитер, жесток, но умеет казаться добродушным. Он построил мир, в котором он остался жить даже после потери власти - и с этим всем пришлось смириться, несмотря на то, что после 1998 года Пиночет оказался под судом и домашним арестом. Тут проще закончить цитатой из самого текста.
“Благодаря конституции 1980 года, принятой в правление Пиночета, сам он, как бывший президент, автоматически получил пост сенатора на всю жизнь. Он присоединился к девяти другим конституционным «назначенным» сенаторам, включая нескольких его ближайших бывших военных помощников, таких как генерал Канесса. Эти назначенные сенаторы вместе с избранными сенаторами от двух правых партий, поддерживающих Пиночета, составляют большинство. Они уже продемонстрировали свое влияние, сорвав три попытки реформировать конституцию, которая, среди прочего, дает военным контроль над собственным бюджетом, а также контроль над могущественным Советом национальной безопасности. Когда Пиночет ушел с поста главнокомандующего, он сам назвал своего преемника.
Спустя несколько недель после приведения к присяге нынешнего президента Эдуардо Фрея в ответ на широко распространенное возмущение общественности по поводу новой должности Пиночета, выступил по телевидению, чтобы обнародовать идею национального плебисцита в конституции. Но его речь, скорее всего, была жестом, спасающим лицо, поскольку плебисцит по реформированию конституции потребовал бы, чтобы в саму конституцию сначала были внесены поправки в Конгрессе, а это, в свою очередь, потребовало бы большинства голосов в Сенате. Пиночет построил для себя и своих друзей очень хитрое убежище.
Изабель Альенде признает законное право Пиночета быть в Сенате, но, по ее словам, «видеть Пиночета в гражданской одежде с титулом пожизненного сенатора, того, кто был диктатором, лицом, ответственным за правительство, осуществлявшим государственный террор - очень шокирует любого человека с демократическим сознанием».
“Благодаря конституции 1980 года, принятой в правление Пиночета, сам он, как бывший президент, автоматически получил пост сенатора на всю жизнь. Он присоединился к девяти другим конституционным «назначенным» сенаторам, включая нескольких его ближайших бывших военных помощников, таких как генерал Канесса. Эти назначенные сенаторы вместе с избранными сенаторами от двух правых партий, поддерживающих Пиночета, составляют большинство. Они уже продемонстрировали свое влияние, сорвав три попытки реформировать конституцию, которая, среди прочего, дает военным контроль над собственным бюджетом, а также контроль над могущественным Советом национальной безопасности. Когда Пиночет ушел с поста главнокомандующего, он сам назвал своего преемника.
Спустя несколько недель после приведения к присяге нынешнего президента Эдуардо Фрея в ответ на широко распространенное возмущение общественности по поводу новой должности Пиночета, выступил по телевидению, чтобы обнародовать идею национального плебисцита в конституции. Но его речь, скорее всего, была жестом, спасающим лицо, поскольку плебисцит по реформированию конституции потребовал бы, чтобы в саму конституцию сначала были внесены поправки в Конгрессе, а это, в свою очередь, потребовало бы большинства голосов в Сенате. Пиночет построил для себя и своих друзей очень хитрое убежище.
Изабель Альенде признает законное право Пиночета быть в Сенате, но, по ее словам, «видеть Пиночета в гражданской одежде с титулом пожизненного сенатора, того, кто был диктатором, лицом, ответственным за правительство, осуществлявшим государственный террор - очень шокирует любого человека с демократическим сознанием».
Forwarded from Нувельваг
В 16:30 сегодня вместе с @docsandstuff работаем без страховки — первый в истории подкаста «Как в жизни» выпуск в прямом эфире, причем прямо в телеграме. Обсудим все оскаровское: кто победит, какие основные тренды подсветила главная кинопремия мира в 2021 году, бессмертие Чедвика Боузмана, непрофессиональное актерское мастерство. Сами посмотрите, какие у нас будут крутые гости, и подключайтесь в 16:30:
t.me/okkomovies
t.me/okkomovies
Политическая обстановка снова накаляется. И нам кажется, что это самое время вспомнить о том, что жизнь и надежда может пробивать себе дорогу даже в самых неподходящих для этого ситуациях.
Вспоминаем эпизод "Синего бархата" о том, как в осажденном Сараева расцвела музыкальная сцена. Сараево бомбили, а туда приезжали Сьюзен Зонтаг и Эдуард Лимонов. В городе смерть каждый день собирала богатый урожай — и в этой же ситуации в столице Боснии расцвело радио, которое вещало музыку, образовательные программы, культурные передачи и зарубежные новости, пока город горел. Из него выросли лейблы, группы, фестивали, а искусство рождалось под обстрелами.
Как удавалось спасти культурную жизнь под свистом пуль — в выпуске первого сезона "Синего Бархата":
Яндекс.Музыка
iTunes
Soundcloud
Castbox
YouTube
Другие ссылки
Вспоминаем эпизод "Синего бархата" о том, как в осажденном Сараева расцвела музыкальная сцена. Сараево бомбили, а туда приезжали Сьюзен Зонтаг и Эдуард Лимонов. В городе смерть каждый день собирала богатый урожай — и в этой же ситуации в столице Боснии расцвело радио, которое вещало музыку, образовательные программы, культурные передачи и зарубежные новости, пока город горел. Из него выросли лейблы, группы, фестивали, а искусство рождалось под обстрелами.
Как удавалось спасти культурную жизнь под свистом пуль — в выпуске первого сезона "Синего Бархата":
Яндекс.Музыка
iTunes
Soundcloud
Castbox
YouTube
Другие ссылки
Yandex Music
Искусство под обстрелом: история одного радио в ...
Forwarded from Черных и его коростели
В выходные мы внимательно изучили новое положение о просветительской деятельности, которое разработало Минпросвещения. Это тот самый документ, который вводит очередной запрет для «НКО-иноагентов». Он написан очень мутно и неясно; мы поговорили с чиновниками, юристами, самими «иноагентами» — и вот что удалось понять.
1) как пояснили в Минпросвещения, новые правила распространяются на «школы, вузы, театры, библиотеки» и тому подобные организации. Неважно, частные или государственные.
То есть, в кафе или баре вы пока можете читать лекцию свободно. А вот для любого выступления в сельской библиотеке или единственном в райцентре ДК — уже по новым правилам.
2) Что это за правила? Прежде всего, для любой лекции, выставки или дискуссии надо будет заключить официальный договор с администрацией учреждения. Даже если вас просто попросили рассказать школьникам/студентам о своей профессии — сначала надо пройти все бюрократические круги. Да, даже ради одного часового выступления.
3) И это не формальность. К каждому такому стороннему «лектору» теперь предъявляются такие же требования, как и к профессиональному педагогу. С теми же ограничениями, что установлены в ТК для педагогической деятельности. Например, «лектор» обязан иметь высшее или среднее профессиональное образование.
Меня, например, периодически приглашают пообщаться со студентами журфаков — рассказать о работе, ответить на вопросы и тд. Но вот беда — у меня есть 15 лет опыта работы в профессии, но нет высшего образования. Согласно новым правилам, мне больше нельзя будет выступать перед студентами в вузе (зато в кафе все ещё можно, и на том спасибо).
4) Ну а теперь, наконец, об иноагентах. Новые правила просто запрещают «научным, образовательным, культурным» организациям заключать договор с НКО из реестра так называемых «иностранных агентов». Никакого объяснения этому в документе нет.
Здесь надо вернуться в 2014 год и вспомнить «иноагентское» постановление Конституционного Суда. В котором много раз подчёркивается недопустимость «государственной дискриминации» так называемых «иноагентов» по сравнению с другими НКО. Подчёркивается, что «иноагенты» имеют право заниматься «исследованиями и обучением». И что государство не должно вмешиваться в деятельность «иноагентов» или «осуществлять контроль за целесообразностью ее содержания».
Очевидно, что проект Минпросвещения нарушает это постановление Конституционного Суда.
Так же очевидно, что это никого уже не волнует.
5) В статье пришлось поставить четыре приписки о том, что эксперты «внесены в реестр иностранных агентов». Пока это для меня рекорд. Боюсь, ненадолго.
В общем, почитайте подробнее. И зовите выступать в кафе. Или на лужайку.
1) как пояснили в Минпросвещения, новые правила распространяются на «школы, вузы, театры, библиотеки» и тому подобные организации. Неважно, частные или государственные.
То есть, в кафе или баре вы пока можете читать лекцию свободно. А вот для любого выступления в сельской библиотеке или единственном в райцентре ДК — уже по новым правилам.
2) Что это за правила? Прежде всего, для любой лекции, выставки или дискуссии надо будет заключить официальный договор с администрацией учреждения. Даже если вас просто попросили рассказать школьникам/студентам о своей профессии — сначала надо пройти все бюрократические круги. Да, даже ради одного часового выступления.
3) И это не формальность. К каждому такому стороннему «лектору» теперь предъявляются такие же требования, как и к профессиональному педагогу. С теми же ограничениями, что установлены в ТК для педагогической деятельности. Например, «лектор» обязан иметь высшее или среднее профессиональное образование.
Меня, например, периодически приглашают пообщаться со студентами журфаков — рассказать о работе, ответить на вопросы и тд. Но вот беда — у меня есть 15 лет опыта работы в профессии, но нет высшего образования. Согласно новым правилам, мне больше нельзя будет выступать перед студентами в вузе (зато в кафе все ещё можно, и на том спасибо).
4) Ну а теперь, наконец, об иноагентах. Новые правила просто запрещают «научным, образовательным, культурным» организациям заключать договор с НКО из реестра так называемых «иностранных агентов». Никакого объяснения этому в документе нет.
Здесь надо вернуться в 2014 год и вспомнить «иноагентское» постановление Конституционного Суда. В котором много раз подчёркивается недопустимость «государственной дискриминации» так называемых «иноагентов» по сравнению с другими НКО. Подчёркивается, что «иноагенты» имеют право заниматься «исследованиями и обучением». И что государство не должно вмешиваться в деятельность «иноагентов» или «осуществлять контроль за целесообразностью ее содержания».
Очевидно, что проект Минпросвещения нарушает это постановление Конституционного Суда.
Так же очевидно, что это никого уже не волнует.
5) В статье пришлось поставить четыре приписки о том, что эксперты «внесены в реестр иностранных агентов». Пока это для меня рекорд. Боюсь, ненадолго.
В общем, почитайте подробнее. И зовите выступать в кафе. Или на лужайку.
Коммерсантъ
Кипит наш разум просвещенный
Как и предполагал “Ъ”, закон о просветительской деятельности оказался направлен в первую очередь на дальнейшее ограничение работы иностранных агентов. Это следует из проекта подзаконного акта, разработанного Минпросвещения. Сейчас «иноагенты» все еще могут…
Forwarded from Сибирь.Реалии
"Четыре семьи от стара до мала. Отец, Николай Алексеевич и их сестра были расстреляны, остальные посажены и сосланы, даже бабушку 84 лет отправили в Туруханский край…".
70 лет назад власти решили создать в Кузбассе особый лагерь для врагов народа. Кого там только не было. Одним из его узников стал Лев Гумилев
https://www.sibreal.org/a/30586781.html
70 лет назад власти решили создать в Кузбассе особый лагерь для врагов народа. Кого там только не было. Одним из его узников стал Лев Гумилев
https://www.sibreal.org/a/30586781.html
Сибирь.Реалии
"Уничтожение человека в человеке". Известные политзэки в "особом лагере" – рецепт выживания
Осенью 1954 года власти СССР приняли решение о ликвидации так называемого Камышлага, структурного подразделения ГУЛАГа, особого лагеря для политзаключенных. А создан он был в конце апреля 1951-го приказом министра внутренних дел СССР Сергея Круглова. Это…
Н. С. Хрущев в домовой церкви Нью Колледжа, Оксфорд, 1956 г. Он потом сказал будущему ректору Вильяму Xейтеру (британскому послу в Москве), что от статуи Лазаря ему снятся дурные сны.
(Из фейсбука Катрионы Келли)
(Из фейсбука Катрионы Келли)
Пропаганда: как пишут сказку диктатуры. В гостях Юрий Сапрыкин
Глава третья, в которой диктаторы переходят от кнута к прянику, и вместо того, чтобы хлестать несогласных направо и налево, начинают сладкими, но уверенными в себе голосами уговаривать всех вокруг, что все нормально.
Отправляемся в путешествие по миру пропагандистов — следим за хитроумным ведущим из ГДР, объяснявшим чем жизнь на востоке от Берлинской стены лучше, чем на западе. Знакомимся с диктатурой праздника в солнечной Португалии. И общаемся с Юрием Сапрыкиным — о прошлом и будущем, о совести пропагандистов и о жизни в катакомбах.
Слушайте третью главу "Синего Бархата" о диктатуре:
Яндекс.Музыка
Apple Podcasts
Castbox
Google Подкасты
YouTube
Другие ссылки
В конце выпуска вы можете слышать крутую песню "Imir" от самарской группы Tyagotenie. Обязательно послушайте весь альбом, а москвичи могут еще успеть на концерт 1-го мая.
Слушать музыку где угодно — band.link/tyagotenie
Вк — vk.com/tyagotenie
Инстаграм — instagram.com/tyagotenie/
Глава третья, в которой диктаторы переходят от кнута к прянику, и вместо того, чтобы хлестать несогласных направо и налево, начинают сладкими, но уверенными в себе голосами уговаривать всех вокруг, что все нормально.
Отправляемся в путешествие по миру пропагандистов — следим за хитроумным ведущим из ГДР, объяснявшим чем жизнь на востоке от Берлинской стены лучше, чем на западе. Знакомимся с диктатурой праздника в солнечной Португалии. И общаемся с Юрием Сапрыкиным — о прошлом и будущем, о совести пропагандистов и о жизни в катакомбах.
Слушайте третью главу "Синего Бархата" о диктатуре:
Яндекс.Музыка
Apple Podcasts
Castbox
Google Подкасты
YouTube
Другие ссылки
В конце выпуска вы можете слышать крутую песню "Imir" от самарской группы Tyagotenie. Обязательно послушайте весь альбом, а москвичи могут еще успеть на концерт 1-го мая.
Слушать музыку где угодно — band.link/tyagotenie
Вк — vk.com/tyagotenie
Инстаграм — instagram.com/tyagotenie/
Yandex Music
Пропаганда. Как пишут сказку диктатуры. В гостях...
О прекрасном, о любви к прекрасному и о том, что таит дно морское
В жизни не так встречаешь гениев, но зато, когда встретишь - то трудно ошибиться. Вот и мне повезло этой зимой сначала с таким человеком познакомиться, пообщаться, а на прошедшем ММКФ посмотреть его новую картину.
В 2016 году один исландский рыбак выловил в своих сетях несколько катушек с плёнкой. Хотел выкинуть, да товарищ отговорил. Отвезли на берег, передали в киноархив - а архивисты стали выяснять, что за картина. Оказалось - советский фильм "Деревенский детектив" 1969 года, первый из серии про Анискина - с Жаровым в главной роли. Об этой истории узнал исландский режиссёр Йохан Йоханнсон - и написал своему товарищу Биллу Моррисон. Так появился новый фильм - уже и о самой картине, и о Жарове, и о поднятой со дна плёнке.
Для меня Билл Моррисон - один из самых любимых современных документалистов и видеоартистов, каждый его фильм - это небольшое приключение, которое дарит удивительные эмоции - ты как будто прикасаешься к чужому жизненному потоку и даже на время становишься его частью. Дарить такое ощущение - это признак большого таланта, а на постоянной основе - огромного.
Зимой мы созвонились с Биллом и поговорили обо всем - о его карьере, о любви к плёнке, об отношении к музыке и, конечно, о новой картине. Интервью можно прочитать в новом номере "Сеанса" или на сайте (большое спасибо Василию Степанову за такую возможность):
"Каждому, кто видел ваши фильмы, очевидно, что вы очень любите кинопленку. Как зародился этот интерес, и чего в нем больше? Пленка интересует вас как артефакт эпохи или как линза, через которую вы можете увидеть прошлое?
Тут мы возвращаемся к идее рисования. То, что произошло с каждым кадром, снятым на кинопленку, является комментарием к тому, что произошло с фильмом в целом. Если это студийный фильм, сохранился ли негатив в архиве? Меня интересовали фильмы, на которые повлияло время. Фильм говорит о своем возрасте не только тем, что мы видим в кадре. Пленка как нечто, что фиксирует движение и звук, является лучшим приближением к пластическому изображению человеческого сознания. И чем старше человек, тем логичнее нам думать о пленке как о воспоминании. Это сработает с пленкой, с фотографией или картиной. Не с цифровым изображением. Цифра не стареет — если она будет проигрываться спустя годы, то изображения будут такими же, как и в день съемки".
А посмотрев, наконец, картину (мировая премьера прошла на ММКФ в программе "Свободная мысль", за что спасибо её кураторам), по просьбе Максима Селезнёва написал рецензию для "Искусства кино":
"Сложно подобрать жанровое определение к этой (да и ко всем предыдущим картинам) Билла Моррисона — он мастерски балансирует на грани видео-арта, документалистики, музыкального произведения. К советскому названию «Деревенский детектив» Моррисон прибавил подзаголовок: «Цикл песен». И в самом деле, он сплетает свою картину из множества отрывков, ролей Жарова, которые тот сыграл за свою долгую карьеру. В поиске и сканировании всех этих фильмов Моррисону помогли сотрудники Государственного фильмофонда России (на экране появляется Петр Багров — бывший старший куратор киноархива ГФФ).
Моррисон любуется тем, как Жаров затягивает песни в «Путевке в жизнь», исполняя роль Фомки Жигана («Жили-были два громилы, ах, тиритирибумбия! Один — я, другой — Гаврила, ах, тиритирибумбия!»); показывает бесконечную галерею героев «старого мира» (меньшевики, купчины, мелкие мошенники), которых сатирически отыгрывал Жаров в 1920–1930-х годах; извлекает образ строгого сталинского следователя Ларцева из «Ошибки инженера Кочина» и заставляет этого сотрудника НКВД допрашивать других персонажей артиста — от князя Меньшикова до самого Жарова из документальной ленты «Жаров рассказывает». Все это перемежается кадрами из пролежавшей десятилетия на дне пленки и сопровождается восхитительным саундтреком Дэвида Ланга (в нем доминируют звуки печального аккордеона — именно этот инструмент ищет следователь Анискин в обнаруженной детективной истории)".
В жизни не так встречаешь гениев, но зато, когда встретишь - то трудно ошибиться. Вот и мне повезло этой зимой сначала с таким человеком познакомиться, пообщаться, а на прошедшем ММКФ посмотреть его новую картину.
В 2016 году один исландский рыбак выловил в своих сетях несколько катушек с плёнкой. Хотел выкинуть, да товарищ отговорил. Отвезли на берег, передали в киноархив - а архивисты стали выяснять, что за картина. Оказалось - советский фильм "Деревенский детектив" 1969 года, первый из серии про Анискина - с Жаровым в главной роли. Об этой истории узнал исландский режиссёр Йохан Йоханнсон - и написал своему товарищу Биллу Моррисон. Так появился новый фильм - уже и о самой картине, и о Жарове, и о поднятой со дна плёнке.
Для меня Билл Моррисон - один из самых любимых современных документалистов и видеоартистов, каждый его фильм - это небольшое приключение, которое дарит удивительные эмоции - ты как будто прикасаешься к чужому жизненному потоку и даже на время становишься его частью. Дарить такое ощущение - это признак большого таланта, а на постоянной основе - огромного.
Зимой мы созвонились с Биллом и поговорили обо всем - о его карьере, о любви к плёнке, об отношении к музыке и, конечно, о новой картине. Интервью можно прочитать в новом номере "Сеанса" или на сайте (большое спасибо Василию Степанову за такую возможность):
"Каждому, кто видел ваши фильмы, очевидно, что вы очень любите кинопленку. Как зародился этот интерес, и чего в нем больше? Пленка интересует вас как артефакт эпохи или как линза, через которую вы можете увидеть прошлое?
Тут мы возвращаемся к идее рисования. То, что произошло с каждым кадром, снятым на кинопленку, является комментарием к тому, что произошло с фильмом в целом. Если это студийный фильм, сохранился ли негатив в архиве? Меня интересовали фильмы, на которые повлияло время. Фильм говорит о своем возрасте не только тем, что мы видим в кадре. Пленка как нечто, что фиксирует движение и звук, является лучшим приближением к пластическому изображению человеческого сознания. И чем старше человек, тем логичнее нам думать о пленке как о воспоминании. Это сработает с пленкой, с фотографией или картиной. Не с цифровым изображением. Цифра не стареет — если она будет проигрываться спустя годы, то изображения будут такими же, как и в день съемки".
А посмотрев, наконец, картину (мировая премьера прошла на ММКФ в программе "Свободная мысль", за что спасибо её кураторам), по просьбе Максима Селезнёва написал рецензию для "Искусства кино":
"Сложно подобрать жанровое определение к этой (да и ко всем предыдущим картинам) Билла Моррисона — он мастерски балансирует на грани видео-арта, документалистики, музыкального произведения. К советскому названию «Деревенский детектив» Моррисон прибавил подзаголовок: «Цикл песен». И в самом деле, он сплетает свою картину из множества отрывков, ролей Жарова, которые тот сыграл за свою долгую карьеру. В поиске и сканировании всех этих фильмов Моррисону помогли сотрудники Государственного фильмофонда России (на экране появляется Петр Багров — бывший старший куратор киноархива ГФФ).
Моррисон любуется тем, как Жаров затягивает песни в «Путевке в жизнь», исполняя роль Фомки Жигана («Жили-были два громилы, ах, тиритирибумбия! Один — я, другой — Гаврила, ах, тиритирибумбия!»); показывает бесконечную галерею героев «старого мира» (меньшевики, купчины, мелкие мошенники), которых сатирически отыгрывал Жаров в 1920–1930-х годах; извлекает образ строгого сталинского следователя Ларцева из «Ошибки инженера Кочина» и заставляет этого сотрудника НКВД допрашивать других персонажей артиста — от князя Меньшикова до самого Жарова из документальной ленты «Жаров рассказывает». Все это перемежается кадрами из пролежавшей десятилетия на дне пленки и сопровождается восхитительным саундтреком Дэвида Ланга (в нем доминируют звуки печального аккордеона — именно этот инструмент ищет следователь Анискин в обнаруженной детективной истории)".
Журнал «Сеанс»
Билл Моррисон: «Его поймали сетью: только пленку»
Публикуем на сайте большой разговор Егора Сенникова с Биллом Моррисоном, чей фильм о поднятом со дна морского Михаиле Жарове только что показали в рамках ММКФ. Материал вошел в 78-й номер «Сеанса», который можно заказать у нас в магазине.
Дорогой читатель!
Мой канал входит в сообщество исторических каналов «КЛИО» — это команда молодых талантливых людей, популяризирующих знания о прошлом.
• @theworldisnoteasy — эксклюзив о прорывных исследованиях, кардинально изменящих жизнь и нас самих;
• @secret_of_archeology — научно-познавательный канал об археологии, постройках, находках, артефактах и древних цивилизациях;
• @historygothy — Древняя Греция, Рим, Византия, Крестовые походы и не только. Авторский канал "История и истории";
• @Brideshead_Revisited — Античность, Средневековье, Возрождение: искусство, литература, мифология и повседневная жизнь;
• @the_military_history — тематический канал о военной истории. От гула варваров в Тевтобургском лесу до рева моторов Пантер у подножия Арденн;
• @zhili_zhe_ludi — Канал о повседневной жизни общества в разные эпохи. Истории о том, как воевали и рожали, что ели и как развлекались люди от древности до наших дней;
• @apxeo_today – канал выпускника истфака МГУ, кандидата наук Ивана Савченко: где в России ведутся раскопки курганов викингов? что нашли российские археологи в Египте и Ираке? и как попасть в научную экспедицию?;
• @philosophycafemoscow — Канал философов из редакции журнала "Финиковый Компот". Философы, философия и философские журналы. Немного МГУ. Ни смысла, ни покоя;
• @russiahistory — самое интересное из мира российской истории. От интриг до судьоносных решений, от королей до шутов;
• @ivanovdirect — История Экономики, истинные, но скрытые мотивы реальных исторических событий и перемен, на которые учебники истории не обращают внимания, о людях, которые меняют жизнь человечества;
• @Greatwarchannel — Канал о Первой мировой - Великой войне. Тактика и стратегия, великие сражения и окопный быт, боевая техника и оружие. Все о войне, перевернувшей мир;
• @catx2 — Сборник авторских статей, мемов и постов на историческую тематику. "О прошлом: информативно и с юмором" - таков наш девиз;
• @dronopedia Подкаст «Закат Империи» — поразительные истории о событиях начала 20-го века и о людях, которые жили тогда. Революция, секс, наркотики и панк-рок в Российской империи;
• @zapiskivbukvare — родные культурные пространства. Сохранение культурно-исторического наследия русской ойкумены во всем его разнообразии;
• @pylgazet — «Серебряный век» русской прессы. Здесь собраны небылицы, курьезы, объявления, рекламы и заметки из газет и журналов 1880-1910 годов;
• @gumkonvoy — главный гуманитарный агрегатор Telegram.
Мой канал входит в сообщество исторических каналов «КЛИО» — это команда молодых талантливых людей, популяризирующих знания о прошлом.
• @theworldisnoteasy — эксклюзив о прорывных исследованиях, кардинально изменящих жизнь и нас самих;
• @secret_of_archeology — научно-познавательный канал об археологии, постройках, находках, артефактах и древних цивилизациях;
• @historygothy — Древняя Греция, Рим, Византия, Крестовые походы и не только. Авторский канал "История и истории";
• @Brideshead_Revisited — Античность, Средневековье, Возрождение: искусство, литература, мифология и повседневная жизнь;
• @the_military_history — тематический канал о военной истории. От гула варваров в Тевтобургском лесу до рева моторов Пантер у подножия Арденн;
• @zhili_zhe_ludi — Канал о повседневной жизни общества в разные эпохи. Истории о том, как воевали и рожали, что ели и как развлекались люди от древности до наших дней;
• @apxeo_today – канал выпускника истфака МГУ, кандидата наук Ивана Савченко: где в России ведутся раскопки курганов викингов? что нашли российские археологи в Египте и Ираке? и как попасть в научную экспедицию?;
• @philosophycafemoscow — Канал философов из редакции журнала "Финиковый Компот". Философы, философия и философские журналы. Немного МГУ. Ни смысла, ни покоя;
• @russiahistory — самое интересное из мира российской истории. От интриг до судьоносных решений, от королей до шутов;
• @ivanovdirect — История Экономики, истинные, но скрытые мотивы реальных исторических событий и перемен, на которые учебники истории не обращают внимания, о людях, которые меняют жизнь человечества;
• @Greatwarchannel — Канал о Первой мировой - Великой войне. Тактика и стратегия, великие сражения и окопный быт, боевая техника и оружие. Все о войне, перевернувшей мир;
• @catx2 — Сборник авторских статей, мемов и постов на историческую тематику. "О прошлом: информативно и с юмором" - таков наш девиз;
• @dronopedia Подкаст «Закат Империи» — поразительные истории о событиях начала 20-го века и о людях, которые жили тогда. Революция, секс, наркотики и панк-рок в Российской империи;
• @zapiskivbukvare — родные культурные пространства. Сохранение культурно-исторического наследия русской ойкумены во всем его разнообразии;
• @pylgazet — «Серебряный век» русской прессы. Здесь собраны небылицы, курьезы, объявления, рекламы и заметки из газет и журналов 1880-1910 годов;
• @gumkonvoy — главный гуманитарный агрегатор Telegram.
Вторая мировая в Северной Африке на фотографиях смотрится как какой-то невыпущенный в прокат спинофф "Безумного Макса".
Сегодня 120 лет со дня рождения Гэри Купера — главного ковбоя, главного американского идеала, человека с прекрасным лицом и голубыми глазами.
Специально для «Искусства кино» написал большой текст про Купера (спасибо Зинаиде Пронченко за такую возможность) — постарался вместить в него всю его карьеру: от первых каскадерских заработков в начале 1920-х до живого памятника самому себе. В общем, читайте:
«Жизнь бьет ключом — молва приписывает Куперу романы не только со всеми его партнершами по картинам, но романтические связи с эксцентричным миллионером Говардом Хьюзом и актером Андерсоном Лоулером. Сам же Купер больше всего в ту пору был увлечен своими отношениями с актрисой Лупе Велес — яркой и сексуальной мексиканкой. Они вместе играли в вестерне «Волчья песня» в 1929 году (фильм примечателен, помимо всего прочего, сценой, в которой полностью обнаженный Купер чистит зубы и умывает лицо в реке) и быстро сошлись.
Гэри даже подумывал жениться на Велес, но его мать была против — слава о разнузданности Велес превосходила даже приключения Клары Боу. Рассказывали, что на своих домашних вечеринках она устраивала чуть ли не показы порнографии и заставляла мужчин сражаться за себя (кстати, позднее Велес сетовала, что у Купера был самой большой пенис в Голливуде — по крайней мере, из тех, что ей встречались, — но ему не хватало сноровки, чтобы им правильно пользоваться). Их роман был бурным — особенно по той причине, что Велес была страшно ревнива, — но скоротечным: на съемках «Марокко» Джозефа фон Штернберга Купер закрутил роман с Марлен Дитрих, дебютировавшей этой картиной в Голливуде.
Купер жил бурной и яркой жизнью. Он приходил на вечеринки к Рэндольфу Хёрсту и Мэрион Дэвис, нарядившись в костюм Фу Манчу. Он много путешествовал, охотился, посещал самые разнообразные светские мероприятия, покупал картины любимых художников — от Джорджии О’Кифф до Поля Гогена. Со временем ему даже стали посвящать песни — в великом хите Ирвинга Берлина Puttin’ On the Ritz ему персонально посвящена строчка (добавленная, правда, уже в конце 1940-х, когда его статус живой легенды никем не подвергался сомнению):
Dressed up like a million dollar trouper
Trying hard to look like Gary Cooper
Super-duper».
https://kinoart.ru/texts/prekrasnyy-angel-vechnyy-kovboy-geri-kuperu-120-let
Специально для «Искусства кино» написал большой текст про Купера (спасибо Зинаиде Пронченко за такую возможность) — постарался вместить в него всю его карьеру: от первых каскадерских заработков в начале 1920-х до живого памятника самому себе. В общем, читайте:
«Жизнь бьет ключом — молва приписывает Куперу романы не только со всеми его партнершами по картинам, но романтические связи с эксцентричным миллионером Говардом Хьюзом и актером Андерсоном Лоулером. Сам же Купер больше всего в ту пору был увлечен своими отношениями с актрисой Лупе Велес — яркой и сексуальной мексиканкой. Они вместе играли в вестерне «Волчья песня» в 1929 году (фильм примечателен, помимо всего прочего, сценой, в которой полностью обнаженный Купер чистит зубы и умывает лицо в реке) и быстро сошлись.
Гэри даже подумывал жениться на Велес, но его мать была против — слава о разнузданности Велес превосходила даже приключения Клары Боу. Рассказывали, что на своих домашних вечеринках она устраивала чуть ли не показы порнографии и заставляла мужчин сражаться за себя (кстати, позднее Велес сетовала, что у Купера был самой большой пенис в Голливуде — по крайней мере, из тех, что ей встречались, — но ему не хватало сноровки, чтобы им правильно пользоваться). Их роман был бурным — особенно по той причине, что Велес была страшно ревнива, — но скоротечным: на съемках «Марокко» Джозефа фон Штернберга Купер закрутил роман с Марлен Дитрих, дебютировавшей этой картиной в Голливуде.
Купер жил бурной и яркой жизнью. Он приходил на вечеринки к Рэндольфу Хёрсту и Мэрион Дэвис, нарядившись в костюм Фу Манчу. Он много путешествовал, охотился, посещал самые разнообразные светские мероприятия, покупал картины любимых художников — от Джорджии О’Кифф до Поля Гогена. Со временем ему даже стали посвящать песни — в великом хите Ирвинга Берлина Puttin’ On the Ritz ему персонально посвящена строчка (добавленная, правда, уже в конце 1940-х, когда его статус живой легенды никем не подвергался сомнению):
Dressed up like a million dollar trouper
Trying hard to look like Gary Cooper
Super-duper».
https://kinoart.ru/texts/prekrasnyy-angel-vechnyy-kovboy-geri-kuperu-120-let
ИК
Прекрасный ангел, вечный ковбой: Гэри Куперу — 120 лет
7 мая исполняется 120 лет со дня рождения чуть ли не самой яркой звезды классического Голливуда — Гэри Купера. Человек, еще при жизни ставший легендой и памятником самому себе, Купер построил грандиозную карьеру и подарил миру целую галерею «идеальных американских…
Forwarded from Max Trutt
Про Роналда Инглхарта - работавший с ним Эдуард Понарин: В 1971 году, 50 лет назад, вышла статья Инглхарта The Silent Revolution in Europe, положившая начало его версии теории модернизации. Инглхарт много работал до последних дней, став самым цитируемым политологом в мире. Его последняя книга, Religion's Sudden Decline, вышла в 2020 году. Он оставил после себя вдову и пятерых детей.
Вклад Инглхарта в науку огромен. Он не только обогатил политическую и социальную теорию идеями, которые значительно расширили наше понимание социальных, культурных и политических изменений, но и принял участие в создании международных проектов по сбору данных, позволившим нескольким поколениям ученых проводить сравнительные исследования большого количества стран.
В своей теории эволюции культуры Инглхарт исходил из того, что изменениям в устройстве общества предшествуют изменения в ценностных установках населения. В послевоенное время в Европе и Северной Америке появилось новое поколение, выросшее в исключительно благоприятных условиях, считавшее вопросы выживания решенными и поэтому неинтересными. В новой системе ценностей этого поколения права человека, в том числе меньшинств, стали не менее важными, чем экономический рост. Эти взгляды на жизнь кардинальным образом отличались от взглядов старшего поколения и были причиной глубокой трансформации западных обществ, начавшейся в 1960-е годы и продолжающейся по сей день.
В то же время теория Инглхарта предусматривает и возможность обратного движения; рост бедности и другие угрозы благополучию могут произвести сдвиг в сторону традиционных «ценностей выживания». Например, в своих недавних работах Инглхарт показал, что именно различие ценностных установок почти на 100% определяло голосование за Хиллари Клинтон или Дональда Трампа на президентских выборах в США в 2016 году. Трампа поддерживали прежде всего те, кто в течение долгого времени ощущал ухудшение своего положения, что и определяло их ценностные установки.
Эти недавние события иллюстрируют тот факт, что история не предопределена. Бесконечный прогресс способствовал бы поступательному изменению ценностей в направлении «ценностей самовыражения». Но возможен ли бесконечный прогресс, мы не знаем.
Теория Инглхарта проливает свет и на российскую ситуацию. Быстрый экономический рост в 2000-е годы способствовал распространению среди молодежи ценностных установок, характерных для западных стран. Правда, процент носителей таких ценностей в России оставался небольшим как в силу в общем-то невысокой степени благосостояния, так и в силу опыта крайне болезненно пережитых большинством населения реформ 1990-х годов, проходивших под знаком сближения с Западом. Тем не менее, в российских мегаполисах присутствует значимое меньшинство постматериалистов, чья политическая активность стала заметной на рубеже десятых годов. Последовавшая экономическая стагнация и выдвижение на передний план в информационной повестке дня внешнеполитических угроз вполне предсказуемо сыграли в пользу традиционных ценностей. Поэтому в ближайшее время в России не стоит ожидать ничего похожего на 1960-е годы в западных странах
Вклад Инглхарта в науку огромен. Он не только обогатил политическую и социальную теорию идеями, которые значительно расширили наше понимание социальных, культурных и политических изменений, но и принял участие в создании международных проектов по сбору данных, позволившим нескольким поколениям ученых проводить сравнительные исследования большого количества стран.
В своей теории эволюции культуры Инглхарт исходил из того, что изменениям в устройстве общества предшествуют изменения в ценностных установках населения. В послевоенное время в Европе и Северной Америке появилось новое поколение, выросшее в исключительно благоприятных условиях, считавшее вопросы выживания решенными и поэтому неинтересными. В новой системе ценностей этого поколения права человека, в том числе меньшинств, стали не менее важными, чем экономический рост. Эти взгляды на жизнь кардинальным образом отличались от взглядов старшего поколения и были причиной глубокой трансформации западных обществ, начавшейся в 1960-е годы и продолжающейся по сей день.
В то же время теория Инглхарта предусматривает и возможность обратного движения; рост бедности и другие угрозы благополучию могут произвести сдвиг в сторону традиционных «ценностей выживания». Например, в своих недавних работах Инглхарт показал, что именно различие ценностных установок почти на 100% определяло голосование за Хиллари Клинтон или Дональда Трампа на президентских выборах в США в 2016 году. Трампа поддерживали прежде всего те, кто в течение долгого времени ощущал ухудшение своего положения, что и определяло их ценностные установки.
Эти недавние события иллюстрируют тот факт, что история не предопределена. Бесконечный прогресс способствовал бы поступательному изменению ценностей в направлении «ценностей самовыражения». Но возможен ли бесконечный прогресс, мы не знаем.
Теория Инглхарта проливает свет и на российскую ситуацию. Быстрый экономический рост в 2000-е годы способствовал распространению среди молодежи ценностных установок, характерных для западных стран. Правда, процент носителей таких ценностей в России оставался небольшим как в силу в общем-то невысокой степени благосостояния, так и в силу опыта крайне болезненно пережитых большинством населения реформ 1990-х годов, проходивших под знаком сближения с Западом. Тем не менее, в российских мегаполисах присутствует значимое меньшинство постматериалистов, чья политическая активность стала заметной на рубеже десятых годов. Последовавшая экономическая стагнация и выдвижение на передний план в информационной повестке дня внешнеполитических угроз вполне предсказуемо сыграли в пользу традиционных ценностей. Поэтому в ближайшее время в России не стоит ожидать ничего похожего на 1960-е годы в западных странах
❤1