Оригинальный зимний камуфляж на Т-34/76 обр. 1941 г. в виде хаотично расположенных полос. Также заметно, что машина оборудована радиостанцией (видна антенна), что означает, скорее всего, что машина командира роты/батальона.
Обычно советские танкисты выкрашивали свои машины либо полностью в белый цвет, либо не красили совсем (видимо, из-за отсутствия краски.)
На фотографиях военных лет заметно, что чаще всего машины красили даже не краской, а известью - ее было проще достать, но она и быстрее "слезала" вместе с осадками, ногами экипажа и десанта.
Сама фотография сделана зимой 41/42 годов, заметны три Т-34/76 и один Т-60, которые участвуют в зимнем контрнаступлении под Москвой.
В условиях тяжелых потерь 1941 года танковые части Красной армии были реорганизованы из неповоротливых дивизий и мехкорпусов в танковые бригады численность которых постоянно менялась.
Так, по августовскому приказу 1941 года штат бригады составлял 93 машины: по 7 танков KB, 20 танков Т-34 или Т-50 и 64 танка Т-60.
Однако далее штат стремительно сокращался: сначала до 67 (7 КВ, 22 Т-34, 32 легких) в сентябре, затем уже в декабре штатное количество танков сократилось до 46 (10 КВ, 16 Т-34, 20 легких).
В условиях эвакуации промышленности, выпуск тяжелых и средних машин резко снизился, что, в свою очередь, повлияло и на штат танковой бригады - заметно, что больше всего в бригаде было легких машин Т-60.
Часто танковые роты в составе батальонов делали смешанными: 2-3 Т-34/76 и 6-7 легких Т-60 (что и наблюдается на фотографии): это позволяло распределять Т-34/76 равномернее.
Обычно советские танкисты выкрашивали свои машины либо полностью в белый цвет, либо не красили совсем (видимо, из-за отсутствия краски.)
На фотографиях военных лет заметно, что чаще всего машины красили даже не краской, а известью - ее было проще достать, но она и быстрее "слезала" вместе с осадками, ногами экипажа и десанта.
Сама фотография сделана зимой 41/42 годов, заметны три Т-34/76 и один Т-60, которые участвуют в зимнем контрнаступлении под Москвой.
В условиях тяжелых потерь 1941 года танковые части Красной армии были реорганизованы из неповоротливых дивизий и мехкорпусов в танковые бригады численность которых постоянно менялась.
Так, по августовскому приказу 1941 года штат бригады составлял 93 машины: по 7 танков KB, 20 танков Т-34 или Т-50 и 64 танка Т-60.
Однако далее штат стремительно сокращался: сначала до 67 (7 КВ, 22 Т-34, 32 легких) в сентябре, затем уже в декабре штатное количество танков сократилось до 46 (10 КВ, 16 Т-34, 20 легких).
В условиях эвакуации промышленности, выпуск тяжелых и средних машин резко снизился, что, в свою очередь, повлияло и на штат танковой бригады - заметно, что больше всего в бригаде было легких машин Т-60.
Часто танковые роты в составе батальонов делали смешанными: 2-3 Т-34/76 и 6-7 легких Т-60 (что и наблюдается на фотографии): это позволяло распределять Т-34/76 равномернее.
👍11❤2
В продолжение темы с экранированными Т-34/76 обр. 1941 г.
Достал из закромов фотографии классной модели тридцатьчетверки выпуска завода № 112 начала-середины 1942 года.
При видимом сходстве с дополнительным экраном, который наваривался на лобовой лист (выше мы уже писали об этом), на самом деле на модели исполнена "заплатка" - так на заводе № 112 в начале 1942 года решали проблему брака.
В этот период на заводе столкнулись с серьезной проблемой - в бронелистах при сварке появлялись трещины, что резко снижало их бронестойкость.
Так как каждый грамм бронестали в то время был на счету, вышли из положения созданием вот таких "заплаток" - фигурно вырезали другой бронелист, который наваривали сверху на лобовую деталь.
Трещины в бронедеталях появлялись из-за остаточных напряжений в металле. В свою очередь, такое напряжение возникает из-за технологических нарушений при производстве самих бронелистов, их термообработке (закалке, отпуске металла), а также при проведении самой сварки.
Возможно, что сказался и дефицит легированных добавок (марганец, молибден, ванадий) - эти металлы добывались на Украине, к тому моменту оставленной по итогам боев лета 1941 года.
Достал из закромов фотографии классной модели тридцатьчетверки выпуска завода № 112 начала-середины 1942 года.
При видимом сходстве с дополнительным экраном, который наваривался на лобовой лист (выше мы уже писали об этом), на самом деле на модели исполнена "заплатка" - так на заводе № 112 в начале 1942 года решали проблему брака.
В этот период на заводе столкнулись с серьезной проблемой - в бронелистах при сварке появлялись трещины, что резко снижало их бронестойкость.
Так как каждый грамм бронестали в то время был на счету, вышли из положения созданием вот таких "заплаток" - фигурно вырезали другой бронелист, который наваривали сверху на лобовую деталь.
Трещины в бронедеталях появлялись из-за остаточных напряжений в металле. В свою очередь, такое напряжение возникает из-за технологических нарушений при производстве самих бронелистов, их термообработке (закалке, отпуске металла), а также при проведении самой сварки.
Возможно, что сказался и дефицит легированных добавок (марганец, молибден, ванадий) - эти металлы добывались на Украине, к тому моменту оставленной по итогам боев лета 1941 года.
👍36
В качестве прототипа автор модели, видимо, выбрал вот эту машину с Ленинградского фронта.
Эта машина также выпущена в начале 1942 года заводом № 112 и как раз имеет дополнительное бронирование: экранирование лобового листа и башни. Модель же, как писалось выше, имеет только "заплатку" на лобовом листе.
На прототипе также установлены гусеницы обр. 1941, в свою очередь на модели - уже траки "вафельного" типа обр. 1942 со значительно более развитой поверхностью.
Эта машина также выпущена в начале 1942 года заводом № 112 и как раз имеет дополнительное бронирование: экранирование лобового листа и башни. Модель же, как писалось выше, имеет только "заплатку" на лобовом листе.
На прототипе также установлены гусеницы обр. 1941, в свою очередь на модели - уже траки "вафельного" типа обр. 1942 со значительно более развитой поверхностью.
👍18
Результат долгих зимних вечеров
Завершил сборку в 35 масштабе танка-солдата Т-72Б3 обр. 2016 г. с фронтовым "тюнингом", решил сфотографировать перед отправкой в окраску и тонировку.
Аккумуляторы на фотоаппарате сели, позже сфотографирую детальнее.
Модель от Trumpeter достаточно хороша и беспроблемна в сборке, в базе идут наборные траки и много фототравления.
Из дополнений:
- заменен штатный ствол на цельный от Zedval (советую все-таки искать составной, он более детализирован за счет стяжек термокожуха) ;
- травление от Микродизайна в лице противокумулятивных решеток;
- динамическая защита Контакт-1 также от Микродизайна;
- дымовые гранатометы также заменены на смоляное 3D литье.
Самостоятельно заменены все бортовые экраны, сделаны из магнитной фотобумаги и тонкого полистирола (подробнее опишу позже).
Так как в ходе работы подробно изучался фотоматериал из зоны боевых действий, планирую на базе этой-самой модели сделать цикл постов об эволюции защиты отечественных танков от кумулятивных средств поражения.
Завершил сборку в 35 масштабе танка-солдата Т-72Б3 обр. 2016 г. с фронтовым "тюнингом", решил сфотографировать перед отправкой в окраску и тонировку.
Аккумуляторы на фотоаппарате сели, позже сфотографирую детальнее.
Модель от Trumpeter достаточно хороша и беспроблемна в сборке, в базе идут наборные траки и много фототравления.
Из дополнений:
- заменен штатный ствол на цельный от Zedval (советую все-таки искать составной, он более детализирован за счет стяжек термокожуха) ;
- травление от Микродизайна в лице противокумулятивных решеток;
- динамическая защита Контакт-1 также от Микродизайна;
- дымовые гранатометы также заменены на смоляное 3D литье.
Самостоятельно заменены все бортовые экраны, сделаны из магнитной фотобумаги и тонкого полистирола (подробнее опишу позже).
Так как в ходе работы подробно изучался фотоматериал из зоны боевых действий, планирую на базе этой-самой модели сделать цикл постов об эволюции защиты отечественных танков от кумулятивных средств поражения.
🔥30❤2👍2
К вопросу об эволюции защиты советских/российских основных боевых танков (ОБТ) от кумулятивных средств поражения.
На фото - Т-64БВ ВСУ, который не смог выбраться из топкой поймы реки.
Часть первая. Причины потерь бронетехники.
Не секрет, что в ходе продолжающегося конфликта на Украине российская бронетехника столкнулась с серьезными трудностями. Внезапно оказалось, что части Вооруженных сил Украины (ВСУ) имеют высокую насыщенность средствами поражения бронетехники. Помимо “звездных” тяжелого ПТРК “Джавеллин” и легкого гранатомета NLAW, на вооружении украинской мотопехоты имеются как современный ПТРК собственной разработки “Стугна”, так и достаточно старые советские ПТРК “Фагот” и гранатометы РПГ-7.
Немаловажным фактором стало и то, что подразделения ВСУ обучены тактике противодействия бронетехнике, и, очевидно, “обкатаны” - заметно, что пехота не разбегается при одном виде брони, а знает, что делать.
Причин потерь как легкой, так и тяжелой отечественной бронетехники несколько, сегодня мы поговорим только о “болезнях” армии мирного времени”:
А) действие бронетехники в плотных колоннах и без надлежащего прикрытия мотопехотой - неправильное использование боевого порядка (порой его полное отсутствие);
Б) действие в условиях неизвестной местности и с использованием недостоверных данных (в первую очередь из-за устаревших карт местности);
В) действие без разведки, использование танков для непосредственной поддержки пехоты, т.е. постоянный выход и работа прямой наводкой.
На фото - Т-64БВ ВСУ, который не смог выбраться из топкой поймы реки.
Часть первая. Причины потерь бронетехники.
Не секрет, что в ходе продолжающегося конфликта на Украине российская бронетехника столкнулась с серьезными трудностями. Внезапно оказалось, что части Вооруженных сил Украины (ВСУ) имеют высокую насыщенность средствами поражения бронетехники. Помимо “звездных” тяжелого ПТРК “Джавеллин” и легкого гранатомета NLAW, на вооружении украинской мотопехоты имеются как современный ПТРК собственной разработки “Стугна”, так и достаточно старые советские ПТРК “Фагот” и гранатометы РПГ-7.
Немаловажным фактором стало и то, что подразделения ВСУ обучены тактике противодействия бронетехнике, и, очевидно, “обкатаны” - заметно, что пехота не разбегается при одном виде брони, а знает, что делать.
Причин потерь как легкой, так и тяжелой отечественной бронетехники несколько, сегодня мы поговорим только о “болезнях” армии мирного времени”:
А) действие бронетехники в плотных колоннах и без надлежащего прикрытия мотопехотой - неправильное использование боевого порядка (порой его полное отсутствие);
Б) действие в условиях неизвестной местности и с использованием недостоверных данных (в первую очередь из-за устаревших карт местности);
В) действие без разведки, использование танков для непосредственной поддержки пехоты, т.е. постоянный выход и работа прямой наводкой.
👍11🤔4🔥3
Все эти причины неразрывно связаны друг с другом и в комплексе могут быть обозначены как неправильное тактическое применение бронетехники.
Это классическая “болезнь” армии мирного времени, когда в массе своей ни командиры, ни рядовой состав не имеют опыта боевых действий: ВСУ пережили этот период в 2014-2015 годы, ВС РФ - в годы Первой Чеченской компании, РККА - в период 1941-1942 (в литературе 1942 год часто так и называют - “учебный”).
В настоящем конфликте для российской бронетехники “учебным” стал весь 2022 год. Заметно, что с насыщением войск БПЛА, а также планшетами с актуальными картами, с получением боевого опыта командирами изменяется и тактика российской бронетехники - работа организуется с закрытых позиций, без нужды на прямую наводку танки не выезжают, а если такая необходимость есть, то участвует подразделение, где одна машина “работает”, а одна-две вызывают огонь на себя, совершают отвлекающие маневры.
Заметно также и кратное уменьшение фотографий брошенных машин, засевших в грязи или в топи - это обусловлено как стабилизацией линии фронта (возможность эвакуировать машину), так и опытом танкистов (экипажи уже понимают, где смогут пройти, а где нет).
На фото - Т-72Б союзных сил, который не смог пройти по раскисшему осеннему чернозему. Видимо, машину эвакуировать не смогли.
Это классическая “болезнь” армии мирного времени, когда в массе своей ни командиры, ни рядовой состав не имеют опыта боевых действий: ВСУ пережили этот период в 2014-2015 годы, ВС РФ - в годы Первой Чеченской компании, РККА - в период 1941-1942 (в литературе 1942 год часто так и называют - “учебный”).
В настоящем конфликте для российской бронетехники “учебным” стал весь 2022 год. Заметно, что с насыщением войск БПЛА, а также планшетами с актуальными картами, с получением боевого опыта командирами изменяется и тактика российской бронетехники - работа организуется с закрытых позиций, без нужды на прямую наводку танки не выезжают, а если такая необходимость есть, то участвует подразделение, где одна машина “работает”, а одна-две вызывают огонь на себя, совершают отвлекающие маневры.
Заметно также и кратное уменьшение фотографий брошенных машин, засевших в грязи или в топи - это обусловлено как стабилизацией линии фронта (возможность эвакуировать машину), так и опытом танкистов (экипажи уже понимают, где смогут пройти, а где нет).
На фото - Т-72Б союзных сил, который не смог пройти по раскисшему осеннему чернозему. Видимо, машину эвакуировать не смогли.
👍20🤔1