Forwarded from Чистые Когниции
Заместительная (викарная) травма
Недавно международная некоммерческая организация Amnesty International опубликовала карточки: как распознать симптомы формирования заместительной травмы и какие шаги предпринять, чтобы снизить ее воздействие. Яна Семенова, практикующая психологиня-консультантка, сексолог и ведущая телеграм-канала "Я не советую", перевела их для нас.
Особенность заместительной травмы в том, что она развивается в результате эмпатического взаимодействия с травмированными людьми или просто с информацией о пережитом кем-то травматическом опыте. Если вы непосредственно не подверглись насилию, но наблюдали и сопереживали другим людям, то тоже могли пострадать.
Термин был введен в 1990 году для обозначения состояния, возникающего у психотерапевт_ок в работе с клиент_ами, пережившими травму. Однако риску подвержены не только консультант_ки, но и все, кто потребляет контент, содержащий информацию о насилии.
Делитесь с друзьями и берегите себя.
Недавно международная некоммерческая организация Amnesty International опубликовала карточки: как распознать симптомы формирования заместительной травмы и какие шаги предпринять, чтобы снизить ее воздействие. Яна Семенова, практикующая психологиня-консультантка, сексолог и ведущая телеграм-канала "Я не советую", перевела их для нас.
Особенность заместительной травмы в том, что она развивается в результате эмпатического взаимодействия с травмированными людьми или просто с информацией о пережитом кем-то травматическом опыте. Если вы непосредственно не подверглись насилию, но наблюдали и сопереживали другим людям, то тоже могли пострадать.
Термин был введен в 1990 году для обозначения состояния, возникающего у психотерапевт_ок в работе с клиент_ами, пережившими травму. Однако риску подвержены не только консультант_ки, но и все, кто потребляет контент, содержащий информацию о насилии.
Делитесь с друзьями и берегите себя.
Forwarded from Школа ЧК
Викарная травма развивается в результате эмпатического взаимодействия с травмированными людьми или просто с информацией о пережитом кем-то травматическом опыте. Если вы непосредственно не подверглись насилию, но наблюдали и сопереживали другим людям, то тоже могли пострадать.
Термин был введен в 1990 году для обозначения состояния, возникающего у психотерапевт_ок в работе с клиент_ами, пережившими травму. Однако риску подвержены не только консультант_ки, но и все, кто потребляет контент, содержащий информацию о насилии.
Читайте наши карточки, делитесь с коллегами и не забывайте заботиться о себе.
Материал взят с одного из занятий курса "ACT с травмой" Дарьи Сучилиной.
Термин был введен в 1990 году для обозначения состояния, возникающего у психотерапевт_ок в работе с клиент_ами, пережившими травму. Однако риску подвержены не только консультант_ки, но и все, кто потребляет контент, содержащий информацию о насилии.
Читайте наши карточки, делитесь с коллегами и не забывайте заботиться о себе.
Материал взят с одного из занятий курса "ACT с травмой" Дарьи Сучилиной.
❤2
Forwarded from Подрастаем с подростком. Психология переходного возраста
Несколько простых идей в основном для москвичей.
1. Пожалуйста, очень вас прошу, не смотрите видео с места событий в Крокусе, если в этом нет крайней личной необходимости. Да, рука будет тянуться - но вы все равно не смотрите. Визуальная репрезентативная система самая мощная и самая беззащитная. Картинки, которые вы в нее подгрузите, годами будет с вами
2. По возможности ограничьте дум-скроллинг, не стоит читать обновления всех новостных агентств . Решите, сколько минут вы считаете правильным выделить на то, чтобы почитать новости. И сколько раз в день вы будете это делать. От тревоги мы можем часами скролить ленту, но состояние только ухудшается.
3. Если вам важно поделиться и обсудить - сделайте это с тем человеком, с которым вы сейчас максимально совпадаете по взглядам на жизнь. Проговорить об кого-то свои переживания, разделить их так важно. Но еще очень важно, чтобы этот человек был сам устойчив.
4. У нас есть ночь, чтобы подумать, как рассказать о трагедии в Крокусе детям, которые не помнят ( и Слава Богу) взрывы домов в 1999 , Беслан и Норд-ост. Вспомните, пожалуйста, свои переживания тогда. И это поможет вам понять, что детям полезно и важно услышать, а что - совсем нет.
5. Пожалуйста, позаботьтесь о себе. Нет, это не стыдно. Теплая долгая ванна, травяной чай. Походить, подвигаться на свежем воздухе. Нужно время, чтобы как-то прийти в себя. Ну и дополняйте в комментариях - что вам помогает, когда вы узнаете что-то, что вызывает шок
1. Пожалуйста, очень вас прошу, не смотрите видео с места событий в Крокусе, если в этом нет крайней личной необходимости. Да, рука будет тянуться - но вы все равно не смотрите. Визуальная репрезентативная система самая мощная и самая беззащитная. Картинки, которые вы в нее подгрузите, годами будет с вами
2. По возможности ограничьте дум-скроллинг, не стоит читать обновления всех новостных агентств . Решите, сколько минут вы считаете правильным выделить на то, чтобы почитать новости. И сколько раз в день вы будете это делать. От тревоги мы можем часами скролить ленту, но состояние только ухудшается.
3. Если вам важно поделиться и обсудить - сделайте это с тем человеком, с которым вы сейчас максимально совпадаете по взглядам на жизнь. Проговорить об кого-то свои переживания, разделить их так важно. Но еще очень важно, чтобы этот человек был сам устойчив.
4. У нас есть ночь, чтобы подумать, как рассказать о трагедии в Крокусе детям, которые не помнят ( и Слава Богу) взрывы домов в 1999 , Беслан и Норд-ост. Вспомните, пожалуйста, свои переживания тогда. И это поможет вам понять, что детям полезно и важно услышать, а что - совсем нет.
5. Пожалуйста, позаботьтесь о себе. Нет, это не стыдно. Теплая долгая ванна, травяной чай. Походить, подвигаться на свежем воздухе. Нужно время, чтобы как-то прийти в себя. Ну и дополняйте в комментариях - что вам помогает, когда вы узнаете что-то, что вызывает шок
❤7👍1
Forwarded from Как жить жизнь (Оlya Kaminina)
Что такое тревога? Тревога заставляет нас защищать себя и близких от угрозы. В этом ее адаптивная функция.
Это чувство угрозы и небезопасности. Чем больше вы встревожены, тем больше напряжено ваше тело. При тревоге активируется симпатическая нервная система, это заставляет дыхание и сердцебиение ускоряться.
Противоположное тревоге состояние — это чувство безопасности. Чем в большей безопасности вы себя чувствуете, тем более вы расслаблены: дышите медленно, а сердце бьется спокойно. И наоборот: когда вы дышите медленно, вы успокаиваетесь.
Есть три главные цели, на которые направлены большинство техник снижения тревоги:
— создание чувства безопасности;
— телесное и психическое расслабление;
— замедление дыхания.
Для создания чувства безопасности: удовлетворите свои базовые потребности, если у вас есть такая возможность. Поддержка ваших близких тоже положительно влияет на это чувство
Для телесного и психического расслабления: постарайтесь сделать себе телесно приятнее чем сейчас, скорее всего вы зажимаетесь физически и это только усиливает тревогу. Постарайтесь помнить об информационной гигиене, я понимаю что это не возможно до конца - мы все переживаем. Но очень много информации может усиливать нашу боль
Для замедления дыхания: дыхание по квадрату - базовое упражнение, когда мы совершаем вдох на 4 счета, задерживаем дыхание на 4, выдыхаем на 4 и опять задерживаем на 4. Делать до момента пока пульс не станет медленнее
Вдох на 4 пауза на 5 выдох на 6 счетов
Сосредоточение на движении ребер во время вдоха и выдоха (наблюдать за тем, как они раздуваются и сжимаются) и на движении живота
Берегите себя
Это чувство угрозы и небезопасности. Чем больше вы встревожены, тем больше напряжено ваше тело. При тревоге активируется симпатическая нервная система, это заставляет дыхание и сердцебиение ускоряться.
Противоположное тревоге состояние — это чувство безопасности. Чем в большей безопасности вы себя чувствуете, тем более вы расслаблены: дышите медленно, а сердце бьется спокойно. И наоборот: когда вы дышите медленно, вы успокаиваетесь.
Есть три главные цели, на которые направлены большинство техник снижения тревоги:
— создание чувства безопасности;
— телесное и психическое расслабление;
— замедление дыхания.
Для создания чувства безопасности: удовлетворите свои базовые потребности, если у вас есть такая возможность. Поддержка ваших близких тоже положительно влияет на это чувство
Для телесного и психического расслабления: постарайтесь сделать себе телесно приятнее чем сейчас, скорее всего вы зажимаетесь физически и это только усиливает тревогу. Постарайтесь помнить об информационной гигиене, я понимаю что это не возможно до конца - мы все переживаем. Но очень много информации может усиливать нашу боль
Для замедления дыхания: дыхание по квадрату - базовое упражнение, когда мы совершаем вдох на 4 счета, задерживаем дыхание на 4, выдыхаем на 4 и опять задерживаем на 4. Делать до момента пока пульс не станет медленнее
Вдох на 4 пауза на 5 выдох на 6 счетов
Сосредоточение на движении ребер во время вдоха и выдоха (наблюдать за тем, как они раздуваются и сжимаются) и на движении живота
Берегите себя
❤2
Forwarded from Правмир
Травма свидетеля - это то, что происходит в такие моменты со всеми нами.
Не спать, не есть, скролить ленту… А потом включается чувство вины. Психологи называют ее виной выжившего.
«Мы-то в безопасности». Мы и помочь не можем, и сделать ничего не в состоянии. В нашей прошлой картине мира такое было невозможно. А сейчас мы убеждаемся, что это и есть реальность. И с этой рухнувшей картиной мира нам надо что-то делать.
Чем весь этот контент отличается от страшного кино? Тем, что в фильме есть элемент условности. Человек смотрит его и отдает себе отчет, что это всего лишь выдумка. Есть те, кто бессознательно с помощью фильмов ужасов прорабатывает собственные фобии и травматический опыт.
Выбивает клин клином.
Но новость — это совсем другая история. В какой-то момент мы идентифицируем себя с жертвой и чувствуем себя на ее месте.
Что происходит и как себе помочь - интервью с психологом Наталией Скуратовской
Не спать, не есть, скролить ленту… А потом включается чувство вины. Психологи называют ее виной выжившего.
«Мы-то в безопасности». Мы и помочь не можем, и сделать ничего не в состоянии. В нашей прошлой картине мира такое было невозможно. А сейчас мы убеждаемся, что это и есть реальность. И с этой рухнувшей картиной мира нам надо что-то делать.
Чем весь этот контент отличается от страшного кино? Тем, что в фильме есть элемент условности. Человек смотрит его и отдает себе отчет, что это всего лишь выдумка. Есть те, кто бессознательно с помощью фильмов ужасов прорабатывает собственные фобии и травматический опыт.
Выбивает клин клином.
Но новость — это совсем другая история. В какой-то момент мы идентифицируем себя с жертвой и чувствуем себя на ее месте.
Что происходит и как себе помочь - интервью с психологом Наталией Скуратовской
Православие и мир
«Я не ем, не сплю и постоянно читаю новости». Чем опасна травма свидетеля
5 способов помочь себе в стрессе
Forwarded from Эффект Бочковой
Как говорить с детьми о трагедии? И надо ли?
1. Оцените необходимость говорить.
Какую цель вы преследуете? Иногда родителям сложно справиться со своей тревогой, и они решают вынести тревогу на ребенка. Пользы от такого мало. Детям дошкольного и младшего школьного возраста, если они не были свидетелями, нет необходимости рассказывать о случившемся. Если они были свидетелями чрезвычайной ситуации, скорее всего, им нужна психологическая помощь.
2. Постарайтесь не обсуждать при детях ситуацию.
3. Если ребенок уже узнал от вас или от других детей о случившемся, прежде чем что-то рассказывать детально. Подготовьтесь к разговору.
▪️Признайте свои чувства, какими бы они ни были. Любые ваши чувства по отношению к происходящему нормальны. Люди реагируют на угрозы жизни и безопасности по-разному, но нормальна каждая реакция, если она в рамках закона. Да, то, что кто-то нарушает закон и законы бытия, это не повод нарушать закон вам.
▪️Если не справляетесь с сильными чувствами, используйте практики работы с тревогой и сильными чувствами, обратитесь к психологу (сейчас многие специалисты дают и бесплатные консультации).
◾️ Выберите время, когда вы чувствуете себя относительно спокойно, стабильно, уверенно. Насколько это возможно, конечно.
4. Если вам трудно войти в это состояние, пусть разговор проведет тот, кто сейчас стабильнее.
5. Подберите слова, которые будут соответствовать возрасту ребенка.
6. Не выливайте свои чувства (злость, ненависть, тревогу, страх, нарочитое равнодушие) на детей. У детей могут быть свои чувства, которые не совпадают с вашими. И это тоже нормально.
7. Разговаривайте так, как у вас обычно принято говорить в семье — резкая смена тона и атмосферы, особенно ваши волнение, страх и слезы напрягут ребенка больше, чем конкретные слова.
4. Как построить разговор с ребенком?
Помните, что реакции детей на ваш рассказ будут разными, чувства ребенка могут отличаться от ваших. Ребенок может выслушать и безэмоционально отреагировать, может обесценить, может сказать «ну и что», не пытайтесь выдавливать из него других чувств.
Если ребенок наоборот излишне испугался, боится выходить из дома, бесконечно спрашивать про случившееся – будьте готовы. Такая реакция тоже возможна!
▪️ Признайте чувства ребенка. Это нормально — бояться в такой ситуации. Это нормально — злиться. И так далее. Любые чувства ребенка естественны.
▪️ Признания чувств недостаточно. Вам надо вывести ребенка на ощущение, что жизнь продолжается. Как? Словами, что вы вместе, аргументами, что вы предпринимаете, чтобы защищать себя. Что, если придется отменить какие-то планы, никуда не выходить, или куда-то уехать, что есть люди, которые помогают. Найдите подходящее в вашей ситуации.
▪️ Обсудите план безопасности. Что делаете для того, чтобы не попасть в такую ситуацию, что сделать, если вы вдруг окажетесь в похожей ситуации, оговорите действия, потренируйтесь.
▪️ Заканчивайте разговор чем-то хорошим — обнимитесь, почитайте книгу, поиграйте немного, посмотрите мультфильм, прогуляйте, если можете, составьте планы на вечер, на завтра… Ребенку важно видеть, что жизнь продолжается.
▪️ Повседневные занятия, режим дня, рутина — это рамки жизни, которые помогают держаться даже в самых сильных стрессах.
▪️ Одного разговора может не хватить. Не раздражайтесь. Говорите. В том числе говорите о своей любви к ребенку. С маленькими детьми можно увеличить количество обнимашек, тактильного контакта.
▪️С подростками можно говорить более откровенно и серьезно: опирайтесь на факты, никаких домыслов и догадок, наоборот учите критически относиться к тому, что сейчас появляется в новостной ленте. Но все равно помните, для них точно так же важна ваша собственная стабильность и временная перспектива – что впереди есть то, ради чего жить.
1. Оцените необходимость говорить.
Какую цель вы преследуете? Иногда родителям сложно справиться со своей тревогой, и они решают вынести тревогу на ребенка. Пользы от такого мало. Детям дошкольного и младшего школьного возраста, если они не были свидетелями, нет необходимости рассказывать о случившемся. Если они были свидетелями чрезвычайной ситуации, скорее всего, им нужна психологическая помощь.
2. Постарайтесь не обсуждать при детях ситуацию.
3. Если ребенок уже узнал от вас или от других детей о случившемся, прежде чем что-то рассказывать детально. Подготовьтесь к разговору.
▪️Признайте свои чувства, какими бы они ни были. Любые ваши чувства по отношению к происходящему нормальны. Люди реагируют на угрозы жизни и безопасности по-разному, но нормальна каждая реакция, если она в рамках закона. Да, то, что кто-то нарушает закон и законы бытия, это не повод нарушать закон вам.
▪️Если не справляетесь с сильными чувствами, используйте практики работы с тревогой и сильными чувствами, обратитесь к психологу (сейчас многие специалисты дают и бесплатные консультации).
◾️ Выберите время, когда вы чувствуете себя относительно спокойно, стабильно, уверенно. Насколько это возможно, конечно.
4. Если вам трудно войти в это состояние, пусть разговор проведет тот, кто сейчас стабильнее.
5. Подберите слова, которые будут соответствовать возрасту ребенка.
6. Не выливайте свои чувства (злость, ненависть, тревогу, страх, нарочитое равнодушие) на детей. У детей могут быть свои чувства, которые не совпадают с вашими. И это тоже нормально.
7. Разговаривайте так, как у вас обычно принято говорить в семье — резкая смена тона и атмосферы, особенно ваши волнение, страх и слезы напрягут ребенка больше, чем конкретные слова.
4. Как построить разговор с ребенком?
Помните, что реакции детей на ваш рассказ будут разными, чувства ребенка могут отличаться от ваших. Ребенок может выслушать и безэмоционально отреагировать, может обесценить, может сказать «ну и что», не пытайтесь выдавливать из него других чувств.
Если ребенок наоборот излишне испугался, боится выходить из дома, бесконечно спрашивать про случившееся – будьте готовы. Такая реакция тоже возможна!
▪️ Признайте чувства ребенка. Это нормально — бояться в такой ситуации. Это нормально — злиться. И так далее. Любые чувства ребенка естественны.
▪️ Признания чувств недостаточно. Вам надо вывести ребенка на ощущение, что жизнь продолжается. Как? Словами, что вы вместе, аргументами, что вы предпринимаете, чтобы защищать себя. Что, если придется отменить какие-то планы, никуда не выходить, или куда-то уехать, что есть люди, которые помогают. Найдите подходящее в вашей ситуации.
▪️ Обсудите план безопасности. Что делаете для того, чтобы не попасть в такую ситуацию, что сделать, если вы вдруг окажетесь в похожей ситуации, оговорите действия, потренируйтесь.
▪️ Заканчивайте разговор чем-то хорошим — обнимитесь, почитайте книгу, поиграйте немного, посмотрите мультфильм, прогуляйте, если можете, составьте планы на вечер, на завтра… Ребенку важно видеть, что жизнь продолжается.
▪️ Повседневные занятия, режим дня, рутина — это рамки жизни, которые помогают держаться даже в самых сильных стрессах.
▪️ Одного разговора может не хватить. Не раздражайтесь. Говорите. В том числе говорите о своей любви к ребенку. С маленькими детьми можно увеличить количество обнимашек, тактильного контакта.
▪️С подростками можно говорить более откровенно и серьезно: опирайтесь на факты, никаких домыслов и догадок, наоборот учите критически относиться к тому, что сейчас появляется в новостной ленте. Но все равно помните, для них точно так же важна ваша собственная стабильность и временная перспектива – что впереди есть то, ради чего жить.
Forwarded from Эффект Бочковой
Друзья, мы подготовили для вас важные памятки:
⁃ по поведению во время стрельбы
⁃ по поведению во время пожара в торговом центре
⁃ по поведению в ситуации давки
Забрать их можно в файле ниже👇
Отдельно подготовили пост, как говорить с детьми о трагедии и надо ли это делать.
Также мы выложили в бесплатный доступ лекцию «Как выжить и не сойти с ума? Психологическая помощь и алгоритмы спасения в экстренных ситуациях: от скулшутинга до ядерной угрозы».
Она поможет вам и себя поддержать, и понять, как собраться и вернуть себе контроль за своей жизнью.
Вчера мы спросили, какая помощь вам нужна от Академии. Я проанализировала все вопросы, и хочу записать блиц-ответы в формате аудио.
Запишу голосовое в ближайшее время, но я рекомендую послушать его только после того, как вы ознакомитесь со всеми памятками. Это важно.
⁃ по поведению во время стрельбы
⁃ по поведению во время пожара в торговом центре
⁃ по поведению в ситуации давки
Забрать их можно в файле ниже
Отдельно подготовили пост, как говорить с детьми о трагедии и надо ли это делать.
Также мы выложили в бесплатный доступ лекцию «Как выжить и не сойти с ума? Психологическая помощь и алгоритмы спасения в экстренных ситуациях: от скулшутинга до ядерной угрозы».
Она поможет вам и себя поддержать, и понять, как собраться и вернуть себе контроль за своей жизнью.
Вчера мы спросили, какая помощь вам нужна от Академии. Я проанализировала все вопросы, и хочу записать блиц-ответы в формате аудио.
Запишу голосовое в ближайшее время, но я рекомендую послушать его только после того, как вы ознакомитесь со всеми памятками. Это важно.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤3👍1
We can help - ресурсы помощи pinned «Контакты бесплатной психологической помощи Если вы можете дополнить этот список/у вас есть опыт обращения/какие-то из этих контактов неактуальны - напишите, пожалуйста. ☎️ +7(495)9895050 Служба экстренной психологической помощи МЧС России. ☎️ 8(800)2000122…»
Forwarded from Varvara Penzova
Сервис психотерапии Zigmund Online попросили поделиться информацией: их специалисты окажут бесплатную психологическую помощь для тех, кто пострадал от теракта или столкнулся с травматическими последствиями: тревожностью, стрессом и другими эмоциональными трудностями.
Для получения дополнительной информации и записи на консультацию пишите в официальный бот сервиса в Телеграме — https://news.1rj.ru/str/ZigmundOnline_bot
Для получения дополнительной информации и записи на консультацию пишите в официальный бот сервиса в Телеграме — https://news.1rj.ru/str/ZigmundOnline_bot
Telegram
Уведомления от zigmund.online
Получайте уведомления о сессиях, их переносе или отмене
Forwarded from Эффект Бочковой
Записала блиц-ответ на вопросы, заданные под постом о трагедии. Напоминаю, что послушать его лучше после ознакомления с постом и памятками выше👆🏻
00:32 – совокупность ситуаций в Крокусе
01:10 – универсального алгоритма действий нет: смотрите на обстоятельства
01:25 – общие алгоритмы действий
02:55 – действия по обстоятельствам
04:34 – ответ на вопрос: «я моментально поняла, что не знаю ничего о том, как поступать в такой ситуации. Куда идти, что сказать ребенку, как помогать людям в процессе, что первее – звонить или бежать».
05:47 – ответ на вопрос: «как себя вести, если ты просто наблюдатель? Как быть, если ты в гуще событий?».
06:32 – ответ на вопрос: «как понять мотивы преступников в этом ужасе? Они просто стреляют по людям и ничего не говорят».
07:11 – ответ на вопрос: «если ты на втором этаже ТЦ в коридоре и видишь, как на первом идут и стреляют, куда бежать?».
07:42 – ответ на вопрос: «как объяснять детям, не пугая?», «как рассказать о случившемся младшим школьникам?», «как рассказать о случившемся 4-х летнему ребенку?» и др.
08:42 – ответ на вопрос: «как не бояться выходить куда-либо?», «как не впадать в тревогу?».
09:21 – ответ на вопрос: «ребенок увидел новости, как все объяснить?».
10:09 – ответ на вопрос: «меня напрягает, что мой, почти 14-ти летний вообще пофигистично отнесся к этой новости. Учитывая, что сам с друзьями находился в этот момент в ТЦ в нашем районе, откуда всех эвакуировали. Типо: а те такого? Мы то тут причем?».
11:54 – ответ на вопрос: «а что делать, если тебя убьют?», «как правильно объяснять ребенку, что делать?».
00:32 – совокупность ситуаций в Крокусе
01:10 – универсального алгоритма действий нет: смотрите на обстоятельства
01:25 – общие алгоритмы действий
02:55 – действия по обстоятельствам
04:34 – ответ на вопрос: «я моментально поняла, что не знаю ничего о том, как поступать в такой ситуации. Куда идти, что сказать ребенку, как помогать людям в процессе, что первее – звонить или бежать».
05:47 – ответ на вопрос: «как себя вести, если ты просто наблюдатель? Как быть, если ты в гуще событий?».
06:32 – ответ на вопрос: «как понять мотивы преступников в этом ужасе? Они просто стреляют по людям и ничего не говорят».
07:11 – ответ на вопрос: «если ты на втором этаже ТЦ в коридоре и видишь, как на первом идут и стреляют, куда бежать?».
07:42 – ответ на вопрос: «как объяснять детям, не пугая?», «как рассказать о случившемся младшим школьникам?», «как рассказать о случившемся 4-х летнему ребенку?» и др.
08:42 – ответ на вопрос: «как не бояться выходить куда-либо?», «как не впадать в тревогу?».
09:21 – ответ на вопрос: «ребенок увидел новости, как все объяснить?».
10:09 – ответ на вопрос: «меня напрягает, что мой, почти 14-ти летний вообще пофигистично отнесся к этой новости. Учитывая, что сам с друзьями находился в этот момент в ТЦ в нашем районе, откуда всех эвакуировали. Типо: а те такого? Мы то тут причем?».
11:54 – ответ на вопрос: «а что делать, если тебя убьют?», «как правильно объяснять ребенку, что делать?».