Записки андрагога – Telegram
Записки андрагога
347 subscribers
316 photos
1 video
278 links
Размышления об обучении взрослых (андрагогики) требованиям охраны труда и производственной безопасности. Рекомендации по организации цифрового обучения и инструктажей с точки зрения принципов андрагогики.
Download Telegram
Заскочил сегодня на конференцию Digital Learning 2025. Как всегда масштабно, организованно и динамично! Спасибо большое организаторам и всем спикерам.

С огромным удовольствием посмотрел и послушал выступления Виталия Кураго и Филиппа Чурилова. Практика, кейсы и активности - это, конечно, хорошо, но теория и хороший анализ, как в их выступлениях, такие конференции только украшают.
👍3👏1
#дайджест

☕️ Доброе утро, друзья!
Дисциплина и любознательность – вот два столпа научного подхода ко всему, в том числе к наукам, связанным с обучением. Поэтому, наливаем себе любимые бодрящие напитки и изучаем дайджест лучших постов из мира обучения взрослых за прошедшую неделю.

5 мифов о мотивации
Елена Тихомирова сформулировала пять мифов о том, что людей мотивирует и как их мотивировать. Если верить этим мифам, то человеку достаточно немного мотивирующих слов, симпатичных картинок и современных форматов. И все, он пойдет учиться.

Обучение и комфорт несовместимы?
Снова Елена Тихомирова о том, что для обучения нужен некоторый уровень дискомфорта. При правильных установках относительно дискомфорта очень много вещей в обучении встают на свое место.

Life-long и Life-wide learning
Анна Царева рассказывает о пяти отличительных черт проектирования обучения, о которых вы, возможно, не задумывались.

Бизнесоцентричность
Виталий Кураго выкладывает свою интереснейшую презентацию "Исследование бизнес-юнита, перед обучением" с выступления на конференции Digital Learning.
👍2
#когнитивизм #коротко

Оказывается в последнее время с интернете набирает обороты новый тренд под названием Raw Dogging Boredom. Люди массово пробуют странную на первый взгляд практику - намеренно сидеть 15 минут в полной тишине, без телефона, музыки, книг и любых развлечений. Идея проста: полностью отключить внешние стимулы и посмотреть, что будет.

Современному человеку действительно чрезвычайно сложно оставаться наедине с собой без внешних стимулов. Это обусловлено особенностями работы системы вознаграждения мозга. Привычка к постоянной информационной стимуляции приводит к тому, что в моменты бездействия не происходит выброса дофамина - нейромедиатора, связанного с ощущением удовольствия и мотивацией. Мозг, привыкший к частым «вознаграждениям» от проверки сообщений или скроллинга ленты, воспринимает отсутствие стимулов как дискомфорт.

В состоянии покоя активируется сеть пассивного режима работы мозга (Default Mode Network). Раньше считалось, что это просто фоновый режим, но современные исследования показывают: именно в этом состоянии происходит консолидация памяти (перенос информации из кратковременного хранилища в долговременное), интеграция новых знаний с существующим опытом, реорганизация нейронных связей и генерация творческих идей.

На самом деле, если практиковать такие «упражнения» достаточно регулярно, например, ежедневно в одно и то же время, можно добиться неплохих результатов:

🧩 увеличение объема рабочей памяти,

🧩 улучшение способности к концентрации,

🧩 снижение когнитивной утомляемости,

🧩 повышение гибкости мышления.

Важный нюанс: в процессе такой 15-ти минутной паузы не нужно бороться со своими мыслями. Наоборот, нужно позволить им свободно течь, не фокусируясь при этом ни на одной конкретно. В отличие от той же медитации, здесь цель не концентрация, а свободный поток разума. Такие паузы становятся особенно ценными в текущих условиях постоянной информационной перегрузки. Они позволяют мозгу не просто накапливать информацию, но и выстраивать ее в связную систему знаний - что и составляет суть настоящего обучения.
👍71
#новости

Исследование ученых из Сургутского государственного педагогического университета раскрыло удивительную особенность: мозговая активность преподавателей высшей школы сильно зависит не только от формата работы, но и от пола. Используя электроэнцефалографию (ЭЭГ), они измерили биоэлектрическую активность мозга у педагогов при очном и дистанционном преподавании.

🙎‍♂️ Как оказалось, мозг мужчин-преподавателей при очном формате демонстрирует более высокую функциональную активность, чем у женщин. Это проявляется в более выраженных α- и β-ритмах - показателях, связанных с расслабленной бодрствующей активностью и концентрацией внимания. Очевидно, для мужчин прямое взаимодействие со студентами, живая атмосфера аудитории - это естественная и энергетически выгодная среда.

🙍‍♀️ Когда же обучение переходит в дистанционный формат, картина меняется на противоположную. У женщин биоэлектрическая активность мозга становится выше, чем у мужчин. Их мозг лучше адаптируется к экранному взаимодействию, работе с онлайн-платформами и видеоконференциями.

Эти данные имеют определенное практическое значение. Преподавателям понимание этих особенностей помогает осознать, в каком формате они чувствуют себя более энергичным и продуктивным. Мужчинам, возможно, стоит чаще выбирать очные лекции, а женщинам — не бояться онлайн-форматов, где они могут раскрыться сильнее.

Администрации учебного заведения при планировании учебного процесса и распределении нагрузки также стоит учитывать эти гендерные различия. Это может помочь снизить уровень стресса и профессионального выгорания среди преподавательского состава, а также повысить общую эффективность образовательного процесса. Например, женщинам можно чаще доверять разработку и ведение онлайн-курсов.

Преподаватель, который работает в комфортном для своего мозга формате, более энергичен, сконцентрирован и эмоционально вовлечен. Это напрямую сказывается на качестве подачи материала и успеваемости студентов. Нет универсально лучшего формата. Есть формат, который лучше подходит вам — в зависимости от вашего пола и индивидуальных особенностей мозга. Признание и учет этих различий — путь к более эффективному и здоровому преподаванию.
👍5
#дайджест

☕️ Доброе утро, друзья!
Вот и декабрь, месяц завершения проектов и подведения итогов. В этом месяце так тяжело в суматохе уследить за всеми новостями. Поэтому, наливаем себе любимые бодрящие напитки и изучаем дайджест лучших постов из мира обучения взрослых за прошедшую неделю.

Позиция эксперта
Наталья Муратова предлагает классификацию внутренних позиций экспертов, проводящих обучение, понимание которых помогает выстраивать удобную образовательную среду.

Нематериальная мотивация учителей
Михаил Осипов приводит ключевые тезисы, которые необходимо знать про нематериальную мотивацию учителей.

Гибридная экспертиза
Варвара Егорова рассказывает об одном из трендов следующего года – гибридной экспертизе, т.е. добавление к любой информации, которая теряет ценность как таковая, своей собственной авторской ценности.

Почему ИИ не спасёт, если у методолога нет базы
Команда методологов агентства EdAgency больше года занималась системным внедрением ИИ в работу и поняли, что для методолога без собственной базы ИИ может стать только разочарованием.

Микроленинг
Виталий Кураго делится своей статьей о микрообучении, где приводит доводы почему такой подход не является полноценным обучением.
👍3
#новости

Нейробиологи из Кембриджского университета провели исследование и выяснили, что мозг в течение жизни проходит пять отдельных стадий развития, при этом ключевые моменты можно измерить по мере того, как мы растем, взрослеем и стареем. Работа опубликована в журнале Nature Communications. От рождения до 9 лет, по словам ученых, человеческий мозг находится на стадии детства. От 9 до 32 лет длится юность, зрелым возрастом назван период с 32 до 66 лет, раннее старение происходит с 66 до 83 лет, а позднее старение — после 83 лет.

🧠 Исследование выявило сложные нелинейные паттерны развития. С помощью современных методов визуализации и анализа данных ученые определили четыре ключевых переломных момента в организации нейронных сетей. Эти точки разделяют жизнь на пять отчетливых эпох, каждая из которых характеризуется уникальными изменениями в интеграции, сегрегации и централизации нейронных связей. Особенно важным оказался переход в 32 года, когда глобальная эффективность сети достигает пика, после чего начинается постепенное снижение интеграции и увеличение модульности — процесс, усиливающийся с возрастом.

В зрелом и пожилом возрасте мозг продолжает демонстрировать структурные изменения, хотя их характер меняется. После 66 лет наблюдается усиление сегрегации сетей и рост модульности, что отражает своеобразную «специализацию» нейронных структур. В поздний период (после 83 лет) наиболее выраженным изменением становится увеличение центральности отдельных узлов, в то время как общая связь между возрастными изменениями и топологией мозга ослабевает. Эти переломные моменты совпадают с важными вехами в когнитивном развитии и изменениями белого вещества, подтверждая тесную связь между структурой мозга и его функциональностью.

❗️ Полученные данные убедительно доказывают необходимость непрерывного обучения для замедления старения мозга. Поскольку топологические изменения после 32 лет связаны со снижением интеграции и эффективности нейронных сетей, постоянная когнитивная активность может противодействовать этим процессам. Обучение новым навыкам и сложная интеллектуальная деятельность стимулируют нейропластичность, способствуя созданию дополнительных нейронных связей и компенсируя возрастные структурные изменения. Таким образом, активная познавательная деятельность становится не просто полезной привычкой, а эффективной стратегией поддержания когнитивного здоровья и продления продуктивного долголетия мозга.
👍3
#коротко

На одном профессиональном портале увидел пост практикующего СОТа, проводящего обучение по охране труда. В самом посте и дополнительно в комментариях собраны часто встречаемые фразы обучаемых, не понимающих, зачем их прислали на обучение, и как преподаватель должен на это реагировать.

«Кто вообще придумал обучение? Я сорок лет работаю, никакого обучения не проходил!»
«Где тут расписаться? У меня много работы – работать некому, сроки горят!»
«Никто не будет соблюдать это на деле! / Зачем нам вообще это изучать?»
«Вы сами-то пробовали применять то, чему учите?»


Ну и многое другое…

🔤 А с какими возражениями и отказами от обучения (не обязательно в сфере охраны труда) приходилось сталкиваться вам?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
#дайджест

☕️ Доброе утро, друзья!
Все-таки, как ни крути, а новогодняя атмосфера начинает постепенно наполнять наш быт. Признаться, хочется уже отдохнуть и расслабиться. Но и за новостями следить тоже нужно. Поэтому, наливаем себе любимые бодрящие напитки и изучаем дайджест лучших постов из мира обучения взрослых за прошедшую неделю.

Не делайте для нас без нас
Елена Тихомирова в очередной раз поднимает тему важности изучения целевой аудитории и на этот раз приходит к выводы, что для действительно хорошего результата с ЦА нужно непосредственно говорить.

Время в обучении
Карен Саркисов рассуждает о том, почему время в процессе обучения то тянется, то часы пролетают незаметно. Все достаточно просто - мозг воспринимает время не по линейной шкале, а по событиям. Чем больше микрособытий мы регистрируем, тем насыщеннее и длиннее ощущается период.

О передаче знаний и развитии мышления
Михаил Осипов озвучивает и развивает мысль о том, что с развитием генеративного ИИ роль обучающегося смещается от «человека знающего» к «человеку думающему».

Создание культуры обучения и развития
Наталия Горбачевская предлагает набор лайфхаков и методик, которые помогут сделать так, чтобы сотрудники делились своими знаниями.
👍4
#новости

Исследователи сделали значимый шаг к пониманию того, как формируется и удерживается долговременная память. Новая работа команды Лаборатории нейродинамики и когнитивных процессов под руководством Прии Раджасетхупати показывает: память не переключается между кратковременным и долговременным режимами по принципу «включено–выключено». Вместо этого ее формирование представляет собой многоэтапный молекулярный процесс, который разворачивается во времени и затрагивает несколько областей мозга.

🧠 Традиционная модель, сосредоточенная на гиппокампе и коре, не объясняла, почему одни воспоминания удерживаются неделями, а другие сохраняются на всю жизнь. Исследователи опирались на более ранние данные о важной роли таламуса в отборе значимых воспоминаний и углубились в изучение молекулярных механизмов, определяющих прочность следа памяти.

Используя поведенческую модель с виртуальной реальностью на мышах, ученые показали, что частота повторения опыта влияет на долговечность воспоминаний. Для уточнения причинно-следственных связей была создана CRISPR-платформа, позволившая целенаправленно изменять активность генов в таламусе и коре. Это дало возможность проследить влияние отдельных молекул на срок хранения памяти.

Работа выявила последовательную активацию генов: Camta1 отвечает за начальное закрепление следа, Tc4 – за структурную поддержку, а Ash1l запускает процессы хроматинового ремоделирования, необходимые для максимально прочного закрепления воспоминания. Как отмечает Прия Раджасетхупати, без прохождения этой последовательности молекулярных «таймеров» память быстро угасает.

Упрощенно процесс выглядит следующим образом:

⏺️ Первое столкновение с информацией создает слабый след

⏺️ Повтор через время включает гены, которые укрепляют структуры

⏺️ Еще одно повторение спустя еще больше времени запускает «долговечный режим»

⏺️ Если пропустить шаг – память быстрее исчезает.

Закрепляется то, что возвращается в мозг несколько раз с интервалами. Не зубрить часами, а возвращаться к теме через 1 день ➡️ 3 дня ➡️ неделю ➡️ месяц.

Это полностью совпадает с системой «повторение с интервалами», но теперь – с конкретными биологическими доказательствами, что память формируется ступенчато на уровне генов. Исследование опубликовано в журнале Nature.
🔥4👍3
#новости

Образовательный холдинг Skillbox, платформа для поиска персонала и вакансий «Авито Работа» и сервис маркетинговых исследований Anketolog решили выяснить, как различаются мотивы для переобучения и любимые форматы у разных поколений. Согласно результатам их опроса, о смене профессии задумывались 73% из 1500 опрошенных россиян 18-60 лет из городов-миллионников, а 66% уже приходилось менять карьерный трек. При этом видно, что респонденты из разных возрастных групп предпочитают разные форматы обучения.

Отношение к смене профессии у представителей разных поколений в целом совпадает: большинство (55%) считают такой шаг нормой и уверены, что освоить новое дело можно в любом возрасте.

Самая распространённая причина для смены профессии в любом возрасте — желание повысить доход, его назвали 58% респондентов. А вот следующие по популярности варианты различаются у людей разных возрастов.

У зумеров (к ним в опросе отнесли людей 18–25 лет) это потеря интереса к текущей работе, у миллениалов (26–35 лет) — отсутствие профессионального роста в прежней сфере, а у людей старше 45 лет — кризисные ситуации или увольнение. При этом в выборке в целом есть заметная доля ответов тех, кто хотел бы освоить новую профессию просто из личного интереса, «для души», — 26%.

Интересно, что в 2020 году Исследовательский центр портала Superjob.ru проводил схожее исследование. Тогда переквалифицироваться, полностью сменив профессиональную сферу деятельности, были готовы всего 44% россиян. 28% предпочли бы обучиться смежным профессиям. 14% готовы к повышению квалификации без смены сферы деятельности.
3👍1🤔1
#андрагогика

Обучение и травматизм

Эксперты Центра охраны труда ВНИИ труда подготовили очередной аналитический обзор «Анализ производственного травматизма в России». В нем описаны состояние производственного травматизма, причины и виды несчастных случаев на производстве. Казалось бы, какое отношение этот документ имеет к тематике канала, однако, если нам его внимательно почитать, то можно очень многое понять о ситуации в обучении охране труда на производстве и последствиях сложившихся подходов.

Особое место в документе уделяется разбору причин несчастных случаев со смертельных исходом. И вот один из выводов, который даже вынесен в подзаголовок соответствующего раздела - причиной гибели работников является ❗️формальное проведение обучения и проверки знания требований охраны труда.

Более 80 % несчастных случаев со смертельным исходом произошли в организациях, в которых работники имеют запись о прохождении подготовки по охране труда. А почти в 90 % случаев работники были проинструктированы и проинформированы о существующих на их рабочих местах рисках. Это говорит о том, что обучение либо совсем не проводится, либо проводится ненадлежащим образом:

🏃‍♂️‍➡️ «на коленке» в свободное от работы время, чтобы не «мешало работе»,

🧟‍♂️ формально, когда работник часто даже не подозревает, что его обучали или инструктировали, а только ставит подписи в протоколах и журналах,

💩 с применением ненадлежащего, некачественного учебного материала, что приводит к формальному их пролистыванию или вообще скептическому отношению,

🧌 силами некомпетентного, прежде всего в андрагогике, преподавателя, не способного донести ценности безопасного поведения.

При этом львиная доля смертельных несчастных случаев приходится на работников, со стажем до 1 года. Это говорит о плохо развитой системе наставничества и стажировок, которые тоже проводятся формально или ненадлежащим образом.

Результаты аналитического обзора показывают, что проблема не в отсутствии правил, а в неумении или нежелании их выполнять на практике. Безопасность обеспечивается не документами, а ежедневным контролем, качественным обучением и ответственным руководством. Новая система обучения с рискориентированным подходом, рассмотрением вредных и опасных факторов, экзаменами через ЕИСОТ и обязательными (на бумаге) практическими занятиями оказалась такой же беспомощной перед суровыми отечественными реалиями. И повторюсь, проблема не в хорошем или плохом законодательстве, а в отношении 💁‍♂️.

В качестве подтверждения - раздел обзора под названием «Осознайте свою ответственность», посвященного несчастным случаям со смертельным исходом, где прямо в подзаголовок вынесен тезис: «Причиной гибели работников является недостаточность контроля и формализм».

По данным ВНИИ труда, каждая третья смерть на производстве (27,3 %) происходит из-за неудовлетворительной организации работ. Что же скрывается за этой формулировкой? А то, что в 60 % причин несчастных случаев со смертельным исходом пострадавший не является виновным лицом. Виновными были признаны руководитель организации или непосредственный руководитель, которые не обеспечили контроль за ходом выполнения работ и за соблюдением трудовой дисциплины.

Так что мы хотим от законодательства и чему хотим научить простых работников, если высшее и линейное руководство само является инициатором наплевательского отношения к охране труда?

Неоднократно подчеркивалось, что эффективное обучение охране труда и производственной безопасности возможно только на предприятиях с достаточно высокой культурой безопасности. Однако мы пока находимся на стадии, когда сам термин «культура безопасности» в некоторых кругах вызывает скепсис и ухмылку. Результаты этих ухмылок перед вашими глазами.
😢3🤷‍♂1💯1👀1
В британском вузе — крупный скандал из-за того, что студентов почти два года учил ChatGPT

О конфликте в Университете Стаффордшира (Великобритания) написали в The Guardian. Но студенты не сразу пошли с жалобами в СМИ или в соцсети: с самого начала проблемного курса они спорили и с самим преподавателем, и с университетской администрацией, но их так и не услышали.

▪️Речь в публикации идёт о программе переподготовки (apprenticeship), средства на которую предоставляет правительство страны. В общей сложности программа переквалификации для работы в IT рассчитана на 3,5–4 года. Всё это время учащиеся параллельно работают в организации, которая направила их на переподготовку. Конкретно на программе в Университете Стаффордшира выпускники могут стать разработчиками, специалистами по кибербезопасности, аналитиками и так далее, так как уже со второго курса обучение разделено на несколько траекторий. Но началось оно в прошлом учебном году с общих для всех базовых дисциплин.

▪️Один из базовых курсов и стал причиной конфликта. Что именно за дисциплину изучали студенты, не сообщается, но, судя по доступным в статье The Guardian отрывкам видео, преподаватель должен был познакомить их с полезными в работе цифровыми инструментами (в том числе с чат-ботами на основе генеративных нейросетей). С первых же занятий учащимся стало ясно, что вместо преподавателя материалы для них готовили ИИ-боты. Например, было очевидно, что аудиокомментарии к презентациям сгенерированы: в одном ролике голос за минуту сменил три разных акцента.
Возможно, безжизненный голос робота на некоторых слайдах сам по себе не стал бы для студентов проблемой, но содержание презентаций тоже было явно сгенерировано. И, как показалось учащимся, оно даже не проходило никаких правок. Например, в них были ссылки на законы США, а не на британские. Поэтому уже в октябре 2024 года студенты стали высказывать недовольство в сторону и самого преподавателя, и администрации вуза.

▪️Судя по комментариям учащихся на опубликованных отрывках из записей занятий, некоторые из них в принципе не хотят, чтобы их учил ChatGPT или любой другой ИИ-бот. Другим в целом было не так важно, какие инструменты использовал преподаватель при подготовке к занятиям, но конкретно на этом курсе проблема была в качестве учебного контента.

▪️Университет Стаффордшира дал The Guardian официальный комментарий, в котором заверил: ИИ на данном курсе применялся только как один из инструментов при подготовке учебного контента и не заменял преподавателей-экспертов. Правила вуза разрешают преподавателям применять нейросети для автоматизации части работы. Студенты же считают, что впустую тратят на проблемный курс учебное время второй год подряд. Почему в таком случае они не уходят с программы? Вероятно, остальные дисциплины не вызывают таких нареканий.
😁7
#дайджест

☕️ Доброе утро, друзья!
Осталось буквально полмесяца до конца года. Скоро мы увидим массовое подведение итогов и обсуждение результатов, но а пока продолжаем погружаться в мир EdTech. Поэтому, наливаем себе любимые бодрящие напитки и изучаем дайджест лучших постов из мира обучения взрослых за прошедшую неделю.

Игнорирование потребностей
Михаил Осипов заостряет внимание на типичная методологическая ошибка из корпоративного обучения, когда менеджеры концентрируются исключительно на функциях продукта, но упускают реальные потребности и проблемы потенциального клиента.

Сколько нужно учиться?
Федор Моросеев рассуждает о том, какого обучение достаточно, чтобы стать хорошим специалистом.

Интервью с Еленой Тихомировой
Диана Зверева взяла интервью у Елены Тихомировой, в котором они в том числе обсудили текущую ситуацию и перспективы развития EdTech.

Ученики-перфекционисты
Юлия Кирксова рассказала, как построить общение с учениками-перфекционистами, которые видят в себе только ошибки и теряют интерес к процессу.

Теория ожидания Виктора Врума
Кристина Геворкян напоминает о теории ожидания, способной ответить на вопросы, почему одни учащиеся идут до конца, несмотря на трудности, а другие сходят с дистанции на первом модуле.
👍3
#андрагогика #коротко

Особенности обучения взрослых и принципы андрагогики диктуют нам необходимость учитывать прошлый опыт обучаемого. С его учетом мы должны персонализировать обучение и выбирать наиболее подходящие методики. Но как быть, если это глубоко негативный опыт, отрицающий саму необходимость обучения или познания в данном вопросе?

Бывает так, что человек в чем-то убежден. Попробовал когда-то поработать в каком-то ПО, а оно не оправдало ожиданий. И интерфейс неудобный, и функционал не тот, что нужно и не полный. Человек фиксирует у себя в голове, что программа нежизнеспособна и никому не нужна, масштабируя свои конкретные нерешенные проблемы сразу на всех.

И вот наступает самое интересное. Вам нужно провести обучение этого человека… работе в ненавистной ему программе. Ну вот так сложились обстоятельства. И человек на это обучение пришел, потому что знает, что ему это нужно, но обучение не складывается. Потому что на любой тезис у человека есть собственное мнение, сложившееся когда-то и пробить это мнение невозможно никакими методами и аргументами.

Призываешь к логике – ну как-то тысячи пользователей же работают в этой проге. Отвечает: ну и что? Значит, все они пользуются ею ограниченно, не погружаясь в суть, не то, что я 😇

Пытаешь искать подход, перекладывая смысл, как учат буквари. Мол, давайте разберем, как ваш опыт поможет нам быстрее освоить хотя бы базовый функционал. В ответ один сплошной негатив и жалобы, что его не хотят услышать 😡

🔤 Вот и что делать в таких ситуациях?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍3
#коротко

Уверен, вы даже не подозреваете о существовании секты отрицателей обучения. Пока вы погружаетесь в сложные методологические проблемы, делаете курсы, учитесь сами и обучаете других, члены этой секты отменяют и обесценивают все, что вы делаете.

💸 По мнению адептов этой секты, курсы - это лишь дорогая игрушка для богатых компаний. Никакой ценности они не представляют – это тот же материал, только с картинками или видосиками. И вообще в организациях все еще работают пенсионеры, которых нельзя списывать со счетов, а значит курсы подходят не всем – тогда и зачем их вообще покупать.

🗿 У этой секты есть свое божество. Некое абстрактное «Настоящее обучение», которое часто сопровождается эпитетами «то самое» и «как раньше». Но поскольку от этого обучения у них остался только букет психологических травм, они его сколь превозносят, столь и боятся, считая недостижимым идеалом. А раз его нельзя достичь, то обучение проводить нет смысла, потому что будет «не то».

🙅 Завербованные в секту отрицают существование людей, профессионально занимающихся обучением, и считают, что только самый старый и опытный работник может передать знания из уст в уста. Причем, чем дольше этот человек работает на одном месте без какого-либо релевантного опыта и повышения квалификации, тем лучше.

📈 Адепты секты отрицателей обучения обожают всем рассказывать как на самом деле нужно «решать вопрос» с обучением или «закрывать» его. Причем, это даже не подборка и анализ лучших практик, а просто неумелый пересказ того, как это делается у них. Ведь только они знают как надо и как должно быть.

Эта секта многочисленна и умело скрывается среди обычных граждан. Выявить членов секты можно по особым фразам и имитации бурной деятельности во всем. Но будьте осторожны❗️ Эти люди очень токсичны и поняв, что вы их рассекретили, будут преследовать вас и перетягивать на свою темную сторону.
👍5
#дайджест

☕️ Доброе утро, друзья!
Не знаю, есть ли у вас новогоднее настроение, лично у меня - есть. Впрочем, в нем ли дело. Будем считать наступающую рабочую неделю просто еще одним отрезком этого интересного года. Поэтому, наливаем себе любимые бодрящие напитки и изучаем дайджест лучших постов из мира обучения взрослых за прошедшую неделю.

Кондитерский курс от шеф-кондитера
Команда агентства EdAgency опубликовала подробный кейс о том, как вместе с Армине Мурадян создали флагманский онлайн-курс по кондитерскому искусству — с нуля до полной образовательной экосистемы.

ИИ в роли коуча, наставника, методолога
Наталья Муратова продолжает исследовать ИИ и приходит к выводу, что если у человека нет коучинговых компетенций и системного мышления методолога - ИИ для него плохой помощник.

О разных ролях предметных экспертов
Михаил Осипов справедливо замечает, что часто мы ищем человека, который превосходно разбирается в предметной области, гениально преподает (т.е. передает знания) и потрясающе пишет контент, взаимодействуя с методистом. Но правда в том, что это почти всегда три разных человека.

Как обучать в 2026
Роман из команды Tips and Tricks пересмотрел массу публикаций и делится тем, что устоялось из трендов в обучении взрослых. А главное - как это можно применить в своей работе.

Гадание на кофейной гуще
Виталий Кураго пытается предсказать тренды в корпоративном обучении на 2026 – 2030 годы, но предупреждает, что это авторские мысли, которые сам автор пытается привязать к каким-то происходящим или ожидаемым процессам.

Будущее корпоративного обучения
Карен Саркисов подхватывает тему и делится с вами своим экспресс видением ближайшего года в корпоративном обучении и фиксирует 5 сдвигов, которые уже начались и тихо, но уверенно перестраивают весь ландшафт L&D.
👍3🎄1
#новости

Татьяна Галкина, директор «Академии iSpring», полагает, что рынок профессионального обучения переживает структурный сдвиг. Интерес к классическим онлайн-курсам снижается, в то время как ценность живого общения растет — успехом пользуются офлайн-мероприятия, где можно обменяться опытом с коллегами. Это сигнализирует о глубокой усталости аудитории от формального контента.

Одной из ключевых причин является повсеместное внедрение искусственного интеллекта. ИИ позволяет решать сложные задачи, минуя традиционные ступени карьерного роста, что создает иллюзию ненужности длительного обучения. Компании же часто видят в технологиях лишь инструмент для сокращения издержек, пренебрегая глубиной экспертных знаний.

Экономическая неопределенность усугубляет ситуацию, заставляя бизнес и частных лиц отказываться от всего, что считается необязательным, включая обучение. Рынок также исчерпал пул самой мотивированной аудитории, а новый приток учащихся недостаточен для прежних темпов роста.

Люди больше не довольствуются поверхностным контентом, который сегодня легко получить от нейросети. Ценность смещается в сторону уникального экспертного видения, погружения в отраслевой контекст и решения реальных задач. Обучение теперь ценится не за информацию, а за среду, нетворкинг и сообщество.

Спрос смещается в сторону коротких практических форматов, таких как марафоны, дающие конкретный навык. Длинные программы теряют актуальность, а успех обеспечивают гибкие, сфокусированные на результате предложения.

К 2026 году рынок окончательно перейдет в фазу зрелости. Главным трендом станет качество вместо масштаба: ценность методики, сопровождения и практического результата превысит ценность массовых запусков. Ключевым станет не просто передача знаний, а обеспечение входа в профессию через стажировки и трудоустройство.

В корпоративном секторе фокус сместится на развитие кризисного лидерства, управление изменениями и точечный талант-менеджмент для ключевых сотрудников. Рынок очистится от игроков, предлагающих обучение без глубины и ответственности. ❗️ Останутся только те, кто способен создавать настоящую профессиональную среду для развития, где технология служит инструментом, а не заменой экспертизы и человеческого взаимодействия.
🤔3💯1
#коротко

Просто два наблюдения, на которые я обратил внимание в последнее время, и которые, может быть, никак не касаются вопросов обучения, но уж точно касаются вопросов актуального мышления взрослых работающих людей. Не буду утверждать, что это какие-то новые признаки, просто мне они как-то бросились в глаза в последнее время.

Наблюдение 1️⃣ – многие почему-то разучились учитывать контекст. Один и тот же кусок текста звучит по-разному в разных документах (договор, письмо, личное сообщение, статья). Если он готовился для одного, он выглядит чужеродно в другом. Становится очевидно, что вы просто не стали заморачиваться и взяли что было. И дело не в умении работать с текстом (с этим вообще одна большая проблема). Дело в понимании смыслов. Мысль или определение, высказанные в одном смысловом контексте, подразумевающие одни вводные, могут быть неуместны в другом смысловом контексте с другими вводными. 🔤 Откуда это игнорирование содержание при одинаковой форме?

Наблюдение 2️⃣ – многие стали отвечать не на поставленный вопрос, а на то, что могут или хотят ответить. Спрашиваешь: для чего вот этот функционал, какие задачи он решает? В ответ тебе подробно рассказывают, как им ставилась задача и как они его делали. Я не спрашивал как это сделано, я спросил для чего. 🔤 Откуда эта подмена понятий или сдвиг акцента с результата на процесс?

🤷‍♂️ Друзья, а вы сталкивались с подобным? Как думаете, что это за тенденция?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
💯3