Forwarded from Шпилька архитекторки
Архитектура как излишество
70 лет назад, 4 ноября 1955 года вышло Постановление №1871 “Об устранении излишеств в проектировании и строительстве”
Эпоха строительства массового жилья началась в традициях предыдущей - с обвинения виновных в низких темпах внедрения индустриализации - конечно, архитекторов - “многих” и вполне конкретных.
Как вышло, что при Госплане, высоких Ведомствах и утвержденных сметах двигать технический прогресс мешали безответственные архитекторы - вопрос риторический. Интереснее другое - была ли альтернатива панельному домостроению, сохраняющая архитектуру как искусство?
Для ответа нужно посмотреть еще на 25 лет назад - в 1930. Определяющим решением в строительстве индивидуального жилья было Постановление ЦК ВКП(б) от 16 мая 1930 года ”О работе по перестройке быта”, вслед за которым:
(Строительство Москвы, №1, 1930 г.) - см. пост
Вспомним, что архитектура как свободная профессия закончилась с НЭПом, и с 1930-х архитекторы оказались между молотом и наковальней - идеологией “классического наследия” и экономикой - “быстро, дешево и качественно”. Попытки проектных институтов максимально упростить работу и затраты, вводить типовые элементы - плиты, блоки, облицовку - были естественные и постоянные (и поддерживались даже “старой гвардией”), но в промышленной архитектуре это - получалось, а в жилье - не шло. А не шло - в жилье для элит, поскольку народного не предполагалось.
Любопытно, кстати, что термин “излишества в архитектуре” возник тоже в 1930-х - я его часто вижу в ленинградской строительной периодике (фото 2 - "Строительство Ленинграда", 1938 год).
Ниже - серия постов канала о том, как (и с каким энтузиазмом) внедряли после войны ускоренные методы проектирования и стройки, и почему тогда не получилось:
- Крупноблочная эклектика
- Первое народное (часть 1)
- Первое народное (часть 2)
- Первое народное (часть 3)
- Другим путём
- Таинственная связь
- За повышение качества проектирования!
Каким образом (и благодаря чему) в итоге наладили панельное строительство:
- Типовая француженка (часть 1)
- Типовая француженка (часть 2)
70 лет назад, 4 ноября 1955 года вышло Постановление №1871 “Об устранении излишеств в проектировании и строительстве”
Эпоха строительства массового жилья началась в традициях предыдущей - с обвинения виновных в низких темпах внедрения индустриализации - конечно, архитекторов - “многих” и вполне конкретных.
Как вышло, что при Госплане, высоких Ведомствах и утвержденных сметах двигать технический прогресс мешали безответственные архитекторы - вопрос риторический. Интереснее другое - была ли альтернатива панельному домостроению, сохраняющая архитектуру как искусство?
Для ответа нужно посмотреть еще на 25 лет назад - в 1930. Определяющим решением в строительстве индивидуального жилья было Постановление ЦК ВКП(б) от 16 мая 1930 года ”О работе по перестройке быта”, вслед за которым:
“Коллегия Наркомтруда РСФСР официально постановила прекратить всякое строительство индивидуального жилища для рабочих, и переключить проводимое Наркомтрудом опытное строительство рабочих жилищ с индивидуальных домов на дома-коммуны"
(Строительство Москвы, №1, 1930 г.) - см. пост
Вспомним, что архитектура как свободная профессия закончилась с НЭПом, и с 1930-х архитекторы оказались между молотом и наковальней - идеологией “классического наследия” и экономикой - “быстро, дешево и качественно”. Попытки проектных институтов максимально упростить работу и затраты, вводить типовые элементы - плиты, блоки, облицовку - были естественные и постоянные (и поддерживались даже “старой гвардией”), но в промышленной архитектуре это - получалось, а в жилье - не шло. А не шло - в жилье для элит, поскольку народного не предполагалось.
Любопытно, кстати, что термин “излишества в архитектуре” возник тоже в 1930-х - я его часто вижу в ленинградской строительной периодике (фото 2 - "Строительство Ленинграда", 1938 год).
Ниже - серия постов канала о том, как (и с каким энтузиазмом) внедряли после войны ускоренные методы проектирования и стройки, и почему тогда не получилось:
- Крупноблочная эклектика
- Первое народное (часть 1)
- Первое народное (часть 2)
- Первое народное (часть 3)
- Другим путём
- Таинственная связь
- За повышение качества проектирования!
Каким образом (и благодаря чему) в итоге наладили панельное строительство:
- Типовая француженка (часть 1)
- Типовая француженка (часть 2)
🔥6❤1
https://vk.com/wall-176475192_8340
Дни архитектуры закончились, но остались хорошие впечатления. Выставки, мастер-классы, открытые защиты, лекции, экскурсии, дискуссии и многое другое. Давайте вспомним, как это было!
Дни архитектуры закончились, но остались хорошие впечатления. Выставки, мастер-классы, открытые защиты, лекции, экскурсии, дискуссии и многое другое. Давайте вспомним, как это было!
VK
Свободное время в Омске. Пост со стены.
🏙 В Омске проходят «Дни архитектуры»
Эксперты отрасли, представители бизнеса и общественность... Смотрите полностью ВКонтакте.
Эксперты отрасли, представители бизнеса и общественность... Смотрите полностью ВКонтакте.
❤4🔥2
✨В воскресенье, 16 ноября в 11:05, приглашаем на показ фильма Летнего архитектурного фестиваля в рамках коллаборации CoolConnections и Омского союза архитекторов
🎬Смотрим фильм:
План Ле Корбюзье: Буэнос-Айрес
Урбанистическая утопия в Аргентине, которая так и осталась на чертежах
Это история о том, как гений может быть одинок даже в толпе поклонников. О том, почему его проекты, когда-то осмеянные, сегодня кажутся пророческими. И о том, что Буэнос-Айрес так и не стал городом будущего – но, может быть, ещё станет?
1929 год. Ле Корбюзье приезжает в Буэнос-Айрес – город контрастов: роскошные проспекты и трущобы, европейский лоск и латиноамериканский хаос. Город, который станет его одержимостью.
16 ноября, воскресенье, 11:05
📍Кинотеатр «Слава»
🎟️Стоимость билета: 500 рублей; пенсионеры члены ООСАР - бесплатно (документ предъявляется на специальной стойке рядом с кассой до начала сеанса)
Билеты можно приобрести по ссылке: https://clck.ru/3QKK6p
🎬Смотрим фильм:
План Ле Корбюзье: Буэнос-Айрес
Урбанистическая утопия в Аргентине, которая так и осталась на чертежах
Это история о том, как гений может быть одинок даже в толпе поклонников. О том, почему его проекты, когда-то осмеянные, сегодня кажутся пророческими. И о том, что Буэнос-Айрес так и не стал городом будущего – но, может быть, ещё станет?
1929 год. Ле Корбюзье приезжает в Буэнос-Айрес – город контрастов: роскошные проспекты и трущобы, европейский лоск и латиноамериканский хаос. Город, который станет его одержимостью.
16 ноября, воскресенье, 11:05
📍Кинотеатр «Слава»
🎟️Стоимость билета: 500 рублей; пенсионеры члены ООСАР - бесплатно (документ предъявляется на специальной стойке рядом с кассой до начала сеанса)
Билеты можно приобрести по ссылке: https://clck.ru/3QKK6p
❤9
Профессиональные пощёчины для архитекторов.
Долго не мог написать этот пост, мысли не собирались в кучу.
В позапрошлую среду на областном архитектурно-градостроительном совете утвердили концепцию благоустройства набережной Тухачевского. Раннее проект набережной был выполнен архитектором Андреем Сергеевым в сооавторстве со мной. Наш проект был результатом публичных сессий с местными жителями, горожанами, тщательного градостроительного анализа и поиска архитектурного образа.
Сначал он прошел архитектурный совет Союза архитекторов, а затем и городской архитектурно-градостроительный совет.
Была разработана проектно -сметная документация. Наш проект был показан губернатором на церемонии наделения города Омска статусом культурной столицы в Москве.
В этом году начался капитальный ремонт набережной с заменой устаревших плит. Однако, как оказалось, набережную подготавливали к реализации совсем другого проекта. На областном АГС губернатор согласовал проект, выполненный иногородним архитектором по заказу "Омсксайдингинвест" (собственники парка "Вокруг света"), раннее нигде не рассматривавшийся. Набережная передана данному инвестору для проведения капитального ремонта, у которого, разумно возникает свой запрос к ее внешнему виду. Другое дело, что внешний облик городского пространства не должен быть результатом видения одного конкретного человека или узкого круга лиц, которые не хотят посвящать в проект профессиональное сообщество архитекторов и широкую общественность. Именно под это дело заказчики решили, минуя городской арх. совет, заявиться сразу на областной. А о том, что такое решение было поддержано на высшем уровне, говорит тот факт, что набережную согласовали без малейших колебаний. Когда как любой проект, не рассмотренный на городском совете, практические всегда отклоняют.
Предвзято ли мне, как автору предыдущего проекта, говорить о том, что новый проект не учитывает гений места: много случайных и нелепых решений, например, объем маяка, который конфликтует со зданием ГИМС, велодорожка, мешающая отдыхающим, стилистически несоответствующие территории светильники и т.д. Много вопросов с конструктивом набережной, который существенно изменяется в проекте за счет выносных обзорных площадок. В данном проекте не было задачи уловить идентичность территории, такая набережная могла была быть создана в любом месте. В проекте, кроме 20 визуализации не был представлен ни генплан, ни обосновывающие схемы, ни пояснительная записка.
Волюнтаризм в области благоустройства городских пространств всегда выглядит нелепо, он всегда вызывает много вопросов к проекту. Ни одно СМИ Омска даже не написало о том, что поменялась концепция благоустройства. Мне жаль, что еще одно общественное пространство Омска будет испорчено бездумнейшим проектом, а еще больше жаль, что мы как горожане смирились с тем, что нам можно подложить все что угодно под соусом улучшения города.
Долго не мог написать этот пост, мысли не собирались в кучу.
В позапрошлую среду на областном архитектурно-градостроительном совете утвердили концепцию благоустройства набережной Тухачевского. Раннее проект набережной был выполнен архитектором Андреем Сергеевым в сооавторстве со мной. Наш проект был результатом публичных сессий с местными жителями, горожанами, тщательного градостроительного анализа и поиска архитектурного образа.
Сначал он прошел архитектурный совет Союза архитекторов, а затем и городской архитектурно-градостроительный совет.
Была разработана проектно -сметная документация. Наш проект был показан губернатором на церемонии наделения города Омска статусом культурной столицы в Москве.
В этом году начался капитальный ремонт набережной с заменой устаревших плит. Однако, как оказалось, набережную подготавливали к реализации совсем другого проекта. На областном АГС губернатор согласовал проект, выполненный иногородним архитектором по заказу "Омсксайдингинвест" (собственники парка "Вокруг света"), раннее нигде не рассматривавшийся. Набережная передана данному инвестору для проведения капитального ремонта, у которого, разумно возникает свой запрос к ее внешнему виду. Другое дело, что внешний облик городского пространства не должен быть результатом видения одного конкретного человека или узкого круга лиц, которые не хотят посвящать в проект профессиональное сообщество архитекторов и широкую общественность. Именно под это дело заказчики решили, минуя городской арх. совет, заявиться сразу на областной. А о том, что такое решение было поддержано на высшем уровне, говорит тот факт, что набережную согласовали без малейших колебаний. Когда как любой проект, не рассмотренный на городском совете, практические всегда отклоняют.
Предвзято ли мне, как автору предыдущего проекта, говорить о том, что новый проект не учитывает гений места: много случайных и нелепых решений, например, объем маяка, который конфликтует со зданием ГИМС, велодорожка, мешающая отдыхающим, стилистически несоответствующие территории светильники и т.д. Много вопросов с конструктивом набережной, который существенно изменяется в проекте за счет выносных обзорных площадок. В данном проекте не было задачи уловить идентичность территории, такая набережная могла была быть создана в любом месте. В проекте, кроме 20 визуализации не был представлен ни генплан, ни обосновывающие схемы, ни пояснительная записка.
Волюнтаризм в области благоустройства городских пространств всегда выглядит нелепо, он всегда вызывает много вопросов к проекту. Ни одно СМИ Омска даже не написало о том, что поменялась концепция благоустройства. Мне жаль, что еще одно общественное пространство Омска будет испорчено бездумнейшим проектом, а еще больше жаль, что мы как горожане смирились с тем, что нам можно подложить все что угодно под соусом улучшения города.
😢50💔22🤬16❤5🔥3🤝3👎2👀1
В креативном пространстве "Бумага", на территории кластера "Электроточка" 29 и 30 ноября проходит Фестиваль идей "Интерьеры улиц". С полной программой можно ознакомиться здесь. Помимо деловой программы и мастер-классов, на фестивале можно приобрести предметы интерьера, созданные омскими художниками и дизайнерами.
Хочу отметить, что меня приятно порадовал уровень творческих идей и качество исполнения предметов, которые хорошо впишутся как в современный интерьер, так и в интерьер со стилизацией. Успевайте посетить программу, пообщаться с единомышленниками и прикупить себе произведение искусства!
29, 30 ноября (суббота, воскресенье), с 12:00 до 18:00 ул. Маркса 18/4
Хочу отметить, что меня приятно порадовал уровень творческих идей и качество исполнения предметов, которые хорошо впишутся как в современный интерьер, так и в интерьер со стилизацией. Успевайте посетить программу, пообщаться с единомышленниками и прикупить себе произведение искусства!
29, 30 ноября (суббота, воскресенье), с 12:00 до 18:00 ул. Маркса 18/4
🔥12❤6👍6
24 ноября состоялась презентация альбома-каталога «Омский (Сибирский) художественно-промышленный техникум имени М.А. Врубеля (1920–1930)». В подготовке каталога участвовал большой авторский коллектив Омского музея изобразительных искусств под руководством научного сотрудника и хранителя коллекции современной и советской графики Светланы Изотенко.
В 2020 году во время проведения выставочного и просветительского проекта «Худпром-100» зародилась идея создания данной книги. И вот спустя пять лет вышел полноценный научный труд, посвященный феномену омского худпрома.
Идея создания в Омске профессиональной художественной школы возникла еще до революции в среде членов Общества художников и любителей изящных искусств Степного края. В 1920 году техникум был открыт, став единственным в Сибири учебным заведением подобного типа.
Книга издана с подшивным переплётом, как некая аллюзия на архивный формат, который можно дополнять новыми листами. Первая часть издания посвящена истории создания техникума, его деятельности в городе, личности педагогов. Вторая и третьи части содержат альбом экспонатов проекта «Худпром-100»: здесь представлены четыре отделения Художественно-промышленного техникума: архитектурное, полиграфическое, текстильное, живописно-декоративное.
Последний раздел посвящен выпускникам Худпрома, продемонстрированы их биографии и достижения. Среди самых известных и ярких личностей можно выделить художников Кондратия Белова, Константина Щекотова, архитекторов Петра Заикина - автора гостиницы «Космос» в Москве, Георгия Капустина – главного архитектора Омска в 1940-е годы, первого омского реставратора Евгения Александровича Крутикова и многих других.
Я уверен, что данное издание будет полезно не только музейным работникам, но и исследователям архитектуры. Для меня эта книга интересна возможностью проанализировать путь становления омской архитектурной школы, корни которой уходят именно к худпрому.
Фото музея им. Врубеля
В 2020 году во время проведения выставочного и просветительского проекта «Худпром-100» зародилась идея создания данной книги. И вот спустя пять лет вышел полноценный научный труд, посвященный феномену омского худпрома.
Идея создания в Омске профессиональной художественной школы возникла еще до революции в среде членов Общества художников и любителей изящных искусств Степного края. В 1920 году техникум был открыт, став единственным в Сибири учебным заведением подобного типа.
Книга издана с подшивным переплётом, как некая аллюзия на архивный формат, который можно дополнять новыми листами. Первая часть издания посвящена истории создания техникума, его деятельности в городе, личности педагогов. Вторая и третьи части содержат альбом экспонатов проекта «Худпром-100»: здесь представлены четыре отделения Художественно-промышленного техникума: архитектурное, полиграфическое, текстильное, живописно-декоративное.
Последний раздел посвящен выпускникам Худпрома, продемонстрированы их биографии и достижения. Среди самых известных и ярких личностей можно выделить художников Кондратия Белова, Константина Щекотова, архитекторов Петра Заикина - автора гостиницы «Космос» в Москве, Георгия Капустина – главного архитектора Омска в 1940-е годы, первого омского реставратора Евгения Александровича Крутикова и многих других.
Я уверен, что данное издание будет полезно не только музейным работникам, но и исследователям архитектуры. Для меня эта книга интересна возможностью проанализировать путь становления омской архитектурной школы, корни которой уходят именно к худпрому.
Фото музея им. Врубеля
❤17🔥4