Багдаев – Telegram
Багдаев
121 subscribers
3.32K photos
547 videos
1 file
258 links
Багдаев
Download Telegram
Буряты не доедают, сказал министр по собакам Галсан Дареев.
А дети, к сожалению, пахнут едой, высказался депутат-жириновец Сергей Дорош.
Вот такая собачья жизнь в Бурятии, что поневоле станешь кусачим.
#Бобков #Багдаев
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Новая сцена "Буряад театра"

В праздничные дни Сагаалгана и в самый разгар театрального сезона в Бурдраме развернулись масштабные работы по обустройству новой сценической площадки – Малого зала. О воплощении в жизнь этого амбициозного проекта мы поговорили с Цыпилмой Очировой, исполнительным директором ГБАДТ им. Хоца Намсараева.


- Цыпилма Петровна, почему принято, для многих, скажем, неожиданное решение открыть новую сцену?

- Неожиданного ничего нет. Сама жизнь нам диктует эту потребность. У нас в театре рождается всё больше новых, прекрасных спектаклей малой формы, художественная концепция которых требует камерной обстановки. Эти спектакли мы представляли зрителю, оборудовав прямо на сцене  пространство с небольшим количеством зрительских мест.
Казалось бы всё прекрасно. Но, тут имеется вторая сторона медали: мы вынуждены закрывать зрительный зал, примерно, на 3-4 дня. А если посчитать ещё и репетиции, то, зал закрыт на целую неделю.


- То есть, зрительный зал в 400 мест во время показа моно-спектаклей попросту простаивает?

- Получается так. И к тому же театр давно нуждается в таком пространстве, где режиссёры и артисты могут создавать что-то интересное для зрителя, кроме спектаклей на большой сцене.

- Например?

- В Малом зале кроме спектаклей малой формы есть планы проводить творческие вечера, публичные художественные читки, лабораторные работы режиссеров, авторские актерские вечера. То есть, это должно стать ещё одним местом встреч с нашим зрителем.

- А кто автор идеи "Малого зала"?

- Нельзя сказать, что кто-то один это придумал. Идея зрела давно, она витала в воздухе и даже была осуществлена худруком Саяном Жамбаловым два года назад прямо на основной сцене. Проект так и назывался «Сцена на сцене». Но я как менеджер искала другие варианты. У театра есть государственное задание, утвержденный учредителем план которые надо выполнять.
Но давайте все по порядку. У Бурятского театра драмы никогда не было малой сцены. У коллег в Русском драмтеатре есть великолепный Малый зал, чему мы всегда немного завидовали. За годы работы директором, лично я прожила все стадии в этом вопросе: отрицание, гнев, депрессия, принятие факта отсутствия зала и, наконец, понимание неизбежности изменений до решения вопроса.  

- Так что же Вас в итоге сподвигло на осуществление этой мечты?

- Два года назад на Вахтанговском фестивале театральных менеджеров (ВФТМ) в Москве я услышала крутую историю о том, что один небольшой театр открыл у себя малый зал причём совершенно без каких либо больших вложений. Помню, эта история меня совершенно потрясла! Я подумала: "А что, так можно было?!" (Смеётся).
Затем к нам приехал Егор Мухин, исполнительный директор Пермского «Театра-Театра». Это профессиональный управленец, преподаватель магистерских программ в НИУ «Высшая Школа Экономики», считается одним из ярких и успешных российских театральных менеджеров. Он провёл с нами недельную учёбу в лаборатории «Повышение доходов театра». В ходе этой лаборатории мы искали и находили скрытые резервы в театре. Один из них - реконструкция репетиционной аудитории под Малый зал.

- Я знаю, проводятся лаборатории для артистов, режиссеров, драматургов, для специалистов сцены, наконец. Оказывается, бывают ещё и лаборатории для театральных менеджеров?


- Да, к счастью, они появились и набирают обороты. Всем ясно, что сегодня, современному театру нужны продвинутые директора, их заместители по развитию или продвижению, специалисты PR-служб, отделов продаж, рекламных отделов. Сегодня нельзя обойтись просто продажей билетов. Нужны разработки коммуникационной стратегии театра,  дорожные карты для внедрения интернет - маркетинга, необходимы знания и навыки по работе с электронной рассылкой и т. д.
Всё это: коммуникации с внешним миром  и внутрикорпоративные коммуникации - значительно влияют на эффективность деятельности театра.
Отделам, занятым продвижением театра, необходимо знать, как правильно взаимодействовать со всем кругом общения: зрителями, СМИ, деловыми партнерами, профессиональным сообществом, учредителем, наконец.

- Кто и где занимается этими вопросами?
- Лаборатория «Повышение доходов театра» это уникальный образовательный проект Вахтанговского Фестиваля Театральных Менеджеров, под руководством Кирилла Игоревича Крока, директора театра имени Евгения Вахтангова. ВФТМ, это форум лучших практик в области театрального менеджмента, где каждый может познакомиться с современным, инновационным взглядом на управление процессами, послушать успешные практики, обучиться.
Года 2 назад ВФТМ объявил конкурс, и мы лихорадочно написали десять заявок, что наши специалисты нуждаются в учебе по SMM, фандрайзингу, праву и др. Это был поток таких отчаянных заявок… Мы писали всей командой: отдел рекламы, отдел продаж, экономисты. Оргкомитет ВФТМ это заметил: мы, наверняка, их рассмешили,  и направил к нам одного из лучших театральных менеджеров для «прокачки» нашей команды Егора Мухина.

- Вы так захватывающе рассказываете, что у меня возник искренний интерес. Надо погуглить: что такое ВФТМ и с чем его едят?

- В сети всё есть, посмотрите и проникнитесь! Дальше мы с Егором Мухиным начали искать решения вопроса, как повысить доходы нашего театра. В лаборатории худрук и режиссеры тоже участвовали единой командой. Было найдено немало скрытых резервов, которые мы начинаем использовать.
У нас уже появилась небольшая линейка сувениров от театра, проводятся постоянные экскурсии внутри театра, пошили красивую и удобную форму для капельдинеров и контролеров. Ну и, наконец, руки дошли до переоборудования репетиционного зала в новое пространство. Причём, своими силами,
без больших и «кровавых» затрат.

- А устройство дополнительных площадей для творческих проектов это зона ответственности исполнительного директора?

- Безусловно! Сегодня, директор театра - это обслуживающий персонал, и я являюсь своего рода "интендантом". Если в армии интендант, ведает делами материального снабжения и войскового хозяйства, то в театре этим занимается директор. Моя обязанность, в том числе, просчитывать потребности, изыскивать средства и организовывать обустройство новых пространств для творчества артистов.

- Чем будет отличаться Малый зал от Большого? Кем был разработан проект переустройства?

- Особенность Малого зала в её мобильности, возможности быстро трансформировать пространство под творческие запросы режиссёров.
У нас есть замечательный специалист, завпост Юрий Норбоев, заведующий постановочным цехом театра. Он учёл пожелания худрука и режиссеров, разработал мобильный проект штанкетной установки, кулис, подиум для зрительских мест.

- Как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Ведь в новое помещение нужно вдохнуть жизнь, только тогда оно становится сакральным и притягательным для артистов и зрителей. И как это вы хотите сделать?


- Этого можно добиться только за счёт профессионального, вдумчивого и креативного подхода. Художественный и идеологический вектор развития театра определяет художественный руководитель Саян Жамбалов. Он всецело поддерживает этот вопрос, без его участия проект не мог быть рождён. Одним словом, это наше общее театральное детище, рождённое в материально-техническом и художественно-творческом тандеме, продуманное, просчитанное и, если хотите, выстраданное.
Художественное оформление нового зала поручено Натали-Кейт Пангилинан Вилла- Фуэртэ, главному художнику театра, которая с энтузиазмом взялась за работу. Она, талантливая выпускница Школы-студии МХАТ, переполнена интересными идеями и планами.

- Какие постановки увидят зрители на новой сценической площадке?

- Мы хотим открыть Малый зал спектаклем «В поисках радости» по пьесе Виктора Розова, режиссёр Сойжин Жамбалова. Премьера запланирована на первую декаду апреля. 
Кроме того, за последние 2 года у нас в репертуаре появились замечательные спектакли малой формы. Это «Толгонай» по повести Чингиса Айтматова «Материнское поле», режиссёр Баир Бадмаев, в главной роли занята великолепная Должин Тангатова, заслуженная артистка России.
А также, спектакли Олега Юмова. Это «Дорж», посвящённый первому бурятскому учёному Доржи Банзарову по пьесе Чимита Дондокова, который сам занят в главной роли. Лирическая сага «Полковник пишет», посвящённая Герою Советского Союза Владимиру Борсоеву. Кстати, там занята режиссер Сойжин Жамбалова в качестве музыканта и актрисы, а также Солбон Ендонов, прекрасный артист из «Питерской» актерской студии. И, наконец, это великолепный, нестареющий моно-спектакль «Старик и море» с Бастой Цыденовым, народным артистом Бурятии.

- Можно подробнее о планах как будет использоваться новое театральное пространство для других целей кроме постановок?

- Малый зал станет пространством не только для спектаклей, но и встреч со зрителями, авторских программ наших актёров, когда наши звёзды могут не только показывать своё мастерство, но также вести простой и добрый разговор со зрителем уже от своего имени. Ведь у наших артистов есть поклонники, которые хотят встречаться с любимыми артистами.
Возможно создание коллабораций с творческими союзами и персонами. Но,  самое главное, мы ждём новые спектакли! Ведь богатый репертуар залог творческого долголетия театра.
Теперь, у нас появятся две репертуарные афиши одновременно: одна на Большую сцену и вторая на Малый зал. У зрителя появится выбор куда купить билет в Бурятском театре.

- И, конечно, у театра увеличится доход?

- Безусловно! Но, говорить только о доходе и каких-то барышах было бы неправильно. Надо понимать, что чем больше у творческих людей свободы и пространства, места, где он может творить и создавать прекрасное, то и эффект от этого будет положительным.
Сейчас измерить или взвесить этот положительный эффект невозможно в денежном выражении. Все гораздо сложнее и тоньше. Тут, скорее, можно вести речь о некой синергии, которая, в свою очередь, приводит к всеобщему положительному знаменателю.

- Какими финансовыми и материальными средствами и ресурсами осуществляется проект?

- Бюджет театра состоит из двух основных составляющих: субсидии из республиканского бюджета на содержание театра и средства от продажи билетов. На проект «Малый зал» мы расходуем только свои заработанные и накопленные средства. Плюс, наши собственные рабочие руки, голова на плечах, бесконечная уверенность в собственных силах и вера в успех. А это достигается только в командной работе.
Надо решить уйму вопросов, начиная с пожарно-охранной сигнализации, вентиляции, логистики, удобства для зрителя и многие другие, скрытые от глаз стороннего наблюдателя, серьезные вопросы.
Каждое утро во главе с худруком мы собираемся на строительной площадке, где идет реконструкция. Обсуждаем, спорим, рассматриваем варианты, считаем и находим решение. 
Но какими бы не были трудности, как говорится, глаза боятся, а руки делают. Уже совсем скоро мы распахнем новые двери в Малый зал нашего с вами любимого "Буряад театра"!
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Сага о бурятской княжне

Молодое поколение артистов "Буряад театра" взялись за постановку легендарной истории о Бальжан-хатан. Четыре актрисы и четыре актёра представляют четыре взгляда на овеянную мифами влюбленную пару, оставшуюся в памяти народа такой же молодой и красивой как сыгравшие их роли выпускники легендарного московского института имени Бориса Щукина.
КРАСНАЯ ЧУМА

Люди, которые на словах ратовали за то, чтобы не вакцинироваться, сами заболели.   Не ходите туда. В их красный заразный уголок))

Как сообщили инормированные лица в рескоме партии, сперва заболел 1 секретарь БРО КПРФ Вячеслав Мархаев, а  сегодня пришла информация, что и Цыренов  Баирка. Подтвержденные данные.

Как говорится, ума у этих лживых коммунистов никогда не было, а после  болезни и не будет. Ладно, Баирке – бездельнику, дома сидеть в новой отремонтированной квартирке)), - а полковник то собрался лететь в Москву. Несмотря на свою заразу.

Дамдин Доржиев, независимый журналист.
Феминистская революция в Бурятии

Или как объяснить парадокс матриархального патриархата у бурят?

Формально у бурят семейные устои зиждятся на главенстве в доме мужчины, но если копнуть глубже оказывается наоборот. Подтвердилось это в реформенные 90-ые годы, когда именно женщины бросились в омут предпринимательства либо каторжного наемного труда, чтобы спасти от голода семьи. Мужчины покорились воле слабой половины, согласившись уступить первенство. Это было исторически обусловлено.

Средневековые летописи позволяют копнуть в ментальности бурят до 16-ого века, когда бурятские племена жили по законам степного Домостроя. Для женщины, к примеру, существовало три правила в подчинении и четыре добродетели. В число первых входило повиновение отцу, затем мужу, в случае его смерти - сыну. К добродетелям причислялись супружеская верность, правдивость, скромность в поведении и усердие в труде. Вроде все благопристойно, но это только на первый взгляд.

Исторические хроники констатируют жесткое требование: "Покорность, покорность и ещё раз покорность. Такова главная добродетель женщины". Это было, конечно, повсеместной константой на всем Востоке, да и на Западе тоже. Жестокий век.

Особенно плачевной была судьба у молодых женщин, выдаваемых, вернее, продаваемых замуж за калым. "Муж имеет право развестись с женой без суда, если та перечит свекру или свекрови, страдает неприятной для окружающих болезнью, бесплодна, - зафиксировала рука летописца, - Есть неограниченная власть над невесткой. Невестка должна избегать личного общения с главой семьи, постоянно находиться под рукой свекрови".

Ну и, наконец, как апофеоз женского бесправия: "Услужить родителям считается главной обязанностью молодой женщины, если жена нравится сыну, но не нравится родителям, то он обязан расстаться с ней, и наоборот".

Как бы безжалостно муж не обращался с женой, ей надлежало безропотно покоряться судьбе и молча повиноваться. Она могла вернуться в родной дом, но это считалось позором. Да и родители не хотели или уже не могли вернуть выкуп.

Но в эту мрачную эпоху нашлась женщина, которая перевернула эти закостеневшие обычаи. Совершила в степи, поистине, феминистскую революцию. Ее звали Бальжан-хатан. Вместе с безвольным мужем, королевским отпрыском, и угнетенным народом она бежала в русско-китайское Межрубежье, подарив потомкам новую родину и главное свободу.

Благодаря ей, буряты на несколько поколений обогнали своих монгольских сородичей в вопросе гендерного равноправия. Нравы у потомков Бальжан-хатан стали со временем более гуманнее и терпимее к женской судьбе. Как пример, в костюме агинских буряток появился нож, так что обидеть её стало уже весьма чревато.

Историческое осмысление деятельности Бальжан-хатан и её влияния на бурятский менталитет, безусловно, ждет своего исследователя. Пока же мы можем лишь постараться почувствовать интуитивную связь с этой легендарной личностью. Каждый бурят, думаю, обязан пройти этот тест. Для этого нужно посмотреть новую постановку о бурятской княжне в Бурдраме "Её зовут Бальжан".

Ведь быть бурятом это значит быть чуточку Бальжан.

Фото: Туяа Ямпилова.