Новая сцена "Буряад театра"
В праздничные дни Сагаалгана и в самый разгар театрального сезона в Бурдраме развернулись масштабные работы по обустройству новой сценической площадки – Малого зала. О воплощении в жизнь этого амбициозного проекта мы поговорили с Цыпилмой Очировой, исполнительным директором ГБАДТ им. Хоца Намсараева.
- Цыпилма Петровна, почему принято, для многих, скажем, неожиданное решение открыть новую сцену?
- Неожиданного ничего нет. Сама жизнь нам диктует эту потребность. У нас в театре рождается всё больше новых, прекрасных спектаклей малой формы, художественная концепция которых требует камерной обстановки. Эти спектакли мы представляли зрителю, оборудовав прямо на сцене пространство с небольшим количеством зрительских мест.
Казалось бы всё прекрасно. Но, тут имеется вторая сторона медали: мы вынуждены закрывать зрительный зал, примерно, на 3-4 дня. А если посчитать ещё и репетиции, то, зал закрыт на целую неделю.
- То есть, зрительный зал в 400 мест во время показа моно-спектаклей попросту простаивает?
- Получается так. И к тому же театр давно нуждается в таком пространстве, где режиссёры и артисты могут создавать что-то интересное для зрителя, кроме спектаклей на большой сцене.
- Например?
- В Малом зале кроме спектаклей малой формы есть планы проводить творческие вечера, публичные художественные читки, лабораторные работы режиссеров, авторские актерские вечера. То есть, это должно стать ещё одним местом встреч с нашим зрителем.
- А кто автор идеи "Малого зала"?
- Нельзя сказать, что кто-то один это придумал. Идея зрела давно, она витала в воздухе и даже была осуществлена худруком Саяном Жамбаловым два года назад прямо на основной сцене. Проект так и назывался «Сцена на сцене». Но я как менеджер искала другие варианты. У театра есть государственное задание, утвержденный учредителем план которые надо выполнять.
Но давайте все по порядку. У Бурятского театра драмы никогда не было малой сцены. У коллег в Русском драмтеатре есть великолепный Малый зал, чему мы всегда немного завидовали. За годы работы директором, лично я прожила все стадии в этом вопросе: отрицание, гнев, депрессия, принятие факта отсутствия зала и, наконец, понимание неизбежности изменений до решения вопроса.
- Так что же Вас в итоге сподвигло на осуществление этой мечты?
- Два года назад на Вахтанговском фестивале театральных менеджеров (ВФТМ) в Москве я услышала крутую историю о том, что один небольшой театр открыл у себя малый зал причём совершенно без каких либо больших вложений. Помню, эта история меня совершенно потрясла! Я подумала: "А что, так можно было?!" (Смеётся).
Затем к нам приехал Егор Мухин, исполнительный директор Пермского «Театра-Театра». Это профессиональный управленец, преподаватель магистерских программ в НИУ «Высшая Школа Экономики», считается одним из ярких и успешных российских театральных менеджеров. Он провёл с нами недельную учёбу в лаборатории «Повышение доходов театра». В ходе этой лаборатории мы искали и находили скрытые резервы в театре. Один из них - реконструкция репетиционной аудитории под Малый зал.
- Я знаю, проводятся лаборатории для артистов, режиссеров, драматургов, для специалистов сцены, наконец. Оказывается, бывают ещё и лаборатории для театральных менеджеров?
- Да, к счастью, они появились и набирают обороты. Всем ясно, что сегодня, современному театру нужны продвинутые директора, их заместители по развитию или продвижению, специалисты PR-служб, отделов продаж, рекламных отделов. Сегодня нельзя обойтись просто продажей билетов. Нужны разработки коммуникационной стратегии театра, дорожные карты для внедрения интернет - маркетинга, необходимы знания и навыки по работе с электронной рассылкой и т. д.
Всё это: коммуникации с внешним миром и внутрикорпоративные коммуникации - значительно влияют на эффективность деятельности театра.
Отделам, занятым продвижением театра, необходимо знать, как правильно взаимодействовать со всем кругом общения: зрителями, СМИ, деловыми партнерами, профессиональным сообществом, учредителем, наконец.
- Кто и где занимается этими вопросами?
В праздничные дни Сагаалгана и в самый разгар театрального сезона в Бурдраме развернулись масштабные работы по обустройству новой сценической площадки – Малого зала. О воплощении в жизнь этого амбициозного проекта мы поговорили с Цыпилмой Очировой, исполнительным директором ГБАДТ им. Хоца Намсараева.
- Цыпилма Петровна, почему принято, для многих, скажем, неожиданное решение открыть новую сцену?
- Неожиданного ничего нет. Сама жизнь нам диктует эту потребность. У нас в театре рождается всё больше новых, прекрасных спектаклей малой формы, художественная концепция которых требует камерной обстановки. Эти спектакли мы представляли зрителю, оборудовав прямо на сцене пространство с небольшим количеством зрительских мест.
Казалось бы всё прекрасно. Но, тут имеется вторая сторона медали: мы вынуждены закрывать зрительный зал, примерно, на 3-4 дня. А если посчитать ещё и репетиции, то, зал закрыт на целую неделю.
- То есть, зрительный зал в 400 мест во время показа моно-спектаклей попросту простаивает?
- Получается так. И к тому же театр давно нуждается в таком пространстве, где режиссёры и артисты могут создавать что-то интересное для зрителя, кроме спектаклей на большой сцене.
- Например?
- В Малом зале кроме спектаклей малой формы есть планы проводить творческие вечера, публичные художественные читки, лабораторные работы режиссеров, авторские актерские вечера. То есть, это должно стать ещё одним местом встреч с нашим зрителем.
- А кто автор идеи "Малого зала"?
- Нельзя сказать, что кто-то один это придумал. Идея зрела давно, она витала в воздухе и даже была осуществлена худруком Саяном Жамбаловым два года назад прямо на основной сцене. Проект так и назывался «Сцена на сцене». Но я как менеджер искала другие варианты. У театра есть государственное задание, утвержденный учредителем план которые надо выполнять.
Но давайте все по порядку. У Бурятского театра драмы никогда не было малой сцены. У коллег в Русском драмтеатре есть великолепный Малый зал, чему мы всегда немного завидовали. За годы работы директором, лично я прожила все стадии в этом вопросе: отрицание, гнев, депрессия, принятие факта отсутствия зала и, наконец, понимание неизбежности изменений до решения вопроса.
- Так что же Вас в итоге сподвигло на осуществление этой мечты?
- Два года назад на Вахтанговском фестивале театральных менеджеров (ВФТМ) в Москве я услышала крутую историю о том, что один небольшой театр открыл у себя малый зал причём совершенно без каких либо больших вложений. Помню, эта история меня совершенно потрясла! Я подумала: "А что, так можно было?!" (Смеётся).
Затем к нам приехал Егор Мухин, исполнительный директор Пермского «Театра-Театра». Это профессиональный управленец, преподаватель магистерских программ в НИУ «Высшая Школа Экономики», считается одним из ярких и успешных российских театральных менеджеров. Он провёл с нами недельную учёбу в лаборатории «Повышение доходов театра». В ходе этой лаборатории мы искали и находили скрытые резервы в театре. Один из них - реконструкция репетиционной аудитории под Малый зал.
- Я знаю, проводятся лаборатории для артистов, режиссеров, драматургов, для специалистов сцены, наконец. Оказывается, бывают ещё и лаборатории для театральных менеджеров?
- Да, к счастью, они появились и набирают обороты. Всем ясно, что сегодня, современному театру нужны продвинутые директора, их заместители по развитию или продвижению, специалисты PR-служб, отделов продаж, рекламных отделов. Сегодня нельзя обойтись просто продажей билетов. Нужны разработки коммуникационной стратегии театра, дорожные карты для внедрения интернет - маркетинга, необходимы знания и навыки по работе с электронной рассылкой и т. д.
Всё это: коммуникации с внешним миром и внутрикорпоративные коммуникации - значительно влияют на эффективность деятельности театра.
Отделам, занятым продвижением театра, необходимо знать, как правильно взаимодействовать со всем кругом общения: зрителями, СМИ, деловыми партнерами, профессиональным сообществом, учредителем, наконец.
- Кто и где занимается этими вопросами?
- Лаборатория «Повышение доходов театра» это уникальный образовательный проект Вахтанговского Фестиваля Театральных Менеджеров, под руководством Кирилла Игоревича Крока, директора театра имени Евгения Вахтангова. ВФТМ, это форум лучших практик в области театрального менеджмента, где каждый может познакомиться с современным, инновационным взглядом на управление процессами, послушать успешные практики, обучиться.
Года 2 назад ВФТМ объявил конкурс, и мы лихорадочно написали десять заявок, что наши специалисты нуждаются в учебе по SMM, фандрайзингу, праву и др. Это был поток таких отчаянных заявок… Мы писали всей командой: отдел рекламы, отдел продаж, экономисты. Оргкомитет ВФТМ это заметил: мы, наверняка, их рассмешили, и направил к нам одного из лучших театральных менеджеров для «прокачки» нашей команды Егора Мухина.
- Вы так захватывающе рассказываете, что у меня возник искренний интерес. Надо погуглить: что такое ВФТМ и с чем его едят?
- В сети всё есть, посмотрите и проникнитесь! Дальше мы с Егором Мухиным начали искать решения вопроса, как повысить доходы нашего театра. В лаборатории худрук и режиссеры тоже участвовали единой командой. Было найдено немало скрытых резервов, которые мы начинаем использовать.
У нас уже появилась небольшая линейка сувениров от театра, проводятся постоянные экскурсии внутри театра, пошили красивую и удобную форму для капельдинеров и контролеров. Ну и, наконец, руки дошли до переоборудования репетиционного зала в новое пространство. Причём, своими силами,
без больших и «кровавых» затрат.
- А устройство дополнительных площадей для творческих проектов это зона ответственности исполнительного директора?
- Безусловно! Сегодня, директор театра - это обслуживающий персонал, и я являюсь своего рода "интендантом". Если в армии интендант, ведает делами материального снабжения и войскового хозяйства, то в театре этим занимается директор. Моя обязанность, в том числе, просчитывать потребности, изыскивать средства и организовывать обустройство новых пространств для творчества артистов.
- Чем будет отличаться Малый зал от Большого? Кем был разработан проект переустройства?
- Особенность Малого зала в её мобильности, возможности быстро трансформировать пространство под творческие запросы режиссёров.
У нас есть замечательный специалист, завпост Юрий Норбоев, заведующий постановочным цехом театра. Он учёл пожелания худрука и режиссеров, разработал мобильный проект штанкетной установки, кулис, подиум для зрительских мест.
- Как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Ведь в новое помещение нужно вдохнуть жизнь, только тогда оно становится сакральным и притягательным для артистов и зрителей. И как это вы хотите сделать?
- Этого можно добиться только за счёт профессионального, вдумчивого и креативного подхода. Художественный и идеологический вектор развития театра определяет художественный руководитель Саян Жамбалов. Он всецело поддерживает этот вопрос, без его участия проект не мог быть рождён. Одним словом, это наше общее театральное детище, рождённое в материально-техническом и художественно-творческом тандеме, продуманное, просчитанное и, если хотите, выстраданное.
Художественное оформление нового зала поручено Натали-Кейт Пангилинан Вилла- Фуэртэ, главному художнику театра, которая с энтузиазмом взялась за работу. Она, талантливая выпускница Школы-студии МХАТ, переполнена интересными идеями и планами.
- Какие постановки увидят зрители на новой сценической площадке?
- Мы хотим открыть Малый зал спектаклем «В поисках радости» по пьесе Виктора Розова, режиссёр Сойжин Жамбалова. Премьера запланирована на первую декаду апреля.
Кроме того, за последние 2 года у нас в репертуаре появились замечательные спектакли малой формы. Это «Толгонай» по повести Чингиса Айтматова «Материнское поле», режиссёр Баир Бадмаев, в главной роли занята великолепная Должин Тангатова, заслуженная артистка России.
Года 2 назад ВФТМ объявил конкурс, и мы лихорадочно написали десять заявок, что наши специалисты нуждаются в учебе по SMM, фандрайзингу, праву и др. Это был поток таких отчаянных заявок… Мы писали всей командой: отдел рекламы, отдел продаж, экономисты. Оргкомитет ВФТМ это заметил: мы, наверняка, их рассмешили, и направил к нам одного из лучших театральных менеджеров для «прокачки» нашей команды Егора Мухина.
- Вы так захватывающе рассказываете, что у меня возник искренний интерес. Надо погуглить: что такое ВФТМ и с чем его едят?
- В сети всё есть, посмотрите и проникнитесь! Дальше мы с Егором Мухиным начали искать решения вопроса, как повысить доходы нашего театра. В лаборатории худрук и режиссеры тоже участвовали единой командой. Было найдено немало скрытых резервов, которые мы начинаем использовать.
У нас уже появилась небольшая линейка сувениров от театра, проводятся постоянные экскурсии внутри театра, пошили красивую и удобную форму для капельдинеров и контролеров. Ну и, наконец, руки дошли до переоборудования репетиционного зала в новое пространство. Причём, своими силами,
без больших и «кровавых» затрат.
- А устройство дополнительных площадей для творческих проектов это зона ответственности исполнительного директора?
- Безусловно! Сегодня, директор театра - это обслуживающий персонал, и я являюсь своего рода "интендантом". Если в армии интендант, ведает делами материального снабжения и войскового хозяйства, то в театре этим занимается директор. Моя обязанность, в том числе, просчитывать потребности, изыскивать средства и организовывать обустройство новых пространств для творчества артистов.
- Чем будет отличаться Малый зал от Большого? Кем был разработан проект переустройства?
- Особенность Малого зала в её мобильности, возможности быстро трансформировать пространство под творческие запросы режиссёров.
У нас есть замечательный специалист, завпост Юрий Норбоев, заведующий постановочным цехом театра. Он учёл пожелания худрука и режиссеров, разработал мобильный проект штанкетной установки, кулис, подиум для зрительских мест.
- Как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Ведь в новое помещение нужно вдохнуть жизнь, только тогда оно становится сакральным и притягательным для артистов и зрителей. И как это вы хотите сделать?
- Этого можно добиться только за счёт профессионального, вдумчивого и креативного подхода. Художественный и идеологический вектор развития театра определяет художественный руководитель Саян Жамбалов. Он всецело поддерживает этот вопрос, без его участия проект не мог быть рождён. Одним словом, это наше общее театральное детище, рождённое в материально-техническом и художественно-творческом тандеме, продуманное, просчитанное и, если хотите, выстраданное.
Художественное оформление нового зала поручено Натали-Кейт Пангилинан Вилла- Фуэртэ, главному художнику театра, которая с энтузиазмом взялась за работу. Она, талантливая выпускница Школы-студии МХАТ, переполнена интересными идеями и планами.
- Какие постановки увидят зрители на новой сценической площадке?
- Мы хотим открыть Малый зал спектаклем «В поисках радости» по пьесе Виктора Розова, режиссёр Сойжин Жамбалова. Премьера запланирована на первую декаду апреля.
Кроме того, за последние 2 года у нас в репертуаре появились замечательные спектакли малой формы. Это «Толгонай» по повести Чингиса Айтматова «Материнское поле», режиссёр Баир Бадмаев, в главной роли занята великолепная Должин Тангатова, заслуженная артистка России.
А также, спектакли Олега Юмова. Это «Дорж», посвящённый первому бурятскому учёному Доржи Банзарову по пьесе Чимита Дондокова, который сам занят в главной роли. Лирическая сага «Полковник пишет», посвящённая Герою Советского Союза Владимиру Борсоеву. Кстати, там занята режиссер Сойжин Жамбалова в качестве музыканта и актрисы, а также Солбон Ендонов, прекрасный артист из «Питерской» актерской студии. И, наконец, это великолепный, нестареющий моно-спектакль «Старик и море» с Бастой Цыденовым, народным артистом Бурятии.
- Можно подробнее о планах как будет использоваться новое театральное пространство для других целей кроме постановок?
- Малый зал станет пространством не только для спектаклей, но и встреч со зрителями, авторских программ наших актёров, когда наши звёзды могут не только показывать своё мастерство, но также вести простой и добрый разговор со зрителем уже от своего имени. Ведь у наших артистов есть поклонники, которые хотят встречаться с любимыми артистами.
Возможно создание коллабораций с творческими союзами и персонами. Но, самое главное, мы ждём новые спектакли! Ведь богатый репертуар залог творческого долголетия театра.
Теперь, у нас появятся две репертуарные афиши одновременно: одна на Большую сцену и вторая на Малый зал. У зрителя появится выбор куда купить билет в Бурятском театре.
- И, конечно, у театра увеличится доход?
- Безусловно! Но, говорить только о доходе и каких-то барышах было бы неправильно. Надо понимать, что чем больше у творческих людей свободы и пространства, места, где он может творить и создавать прекрасное, то и эффект от этого будет положительным.
Сейчас измерить или взвесить этот положительный эффект невозможно в денежном выражении. Все гораздо сложнее и тоньше. Тут, скорее, можно вести речь о некой синергии, которая, в свою очередь, приводит к всеобщему положительному знаменателю.
- Какими финансовыми и материальными средствами и ресурсами осуществляется проект?
- Бюджет театра состоит из двух основных составляющих: субсидии из республиканского бюджета на содержание театра и средства от продажи билетов. На проект «Малый зал» мы расходуем только свои заработанные и накопленные средства. Плюс, наши собственные рабочие руки, голова на плечах, бесконечная уверенность в собственных силах и вера в успех. А это достигается только в командной работе.
Надо решить уйму вопросов, начиная с пожарно-охранной сигнализации, вентиляции, логистики, удобства для зрителя и многие другие, скрытые от глаз стороннего наблюдателя, серьезные вопросы.
Каждое утро во главе с худруком мы собираемся на строительной площадке, где идет реконструкция. Обсуждаем, спорим, рассматриваем варианты, считаем и находим решение.
Но какими бы не были трудности, как говорится, глаза боятся, а руки делают. Уже совсем скоро мы распахнем новые двери в Малый зал нашего с вами любимого "Буряад театра"!
- Можно подробнее о планах как будет использоваться новое театральное пространство для других целей кроме постановок?
- Малый зал станет пространством не только для спектаклей, но и встреч со зрителями, авторских программ наших актёров, когда наши звёзды могут не только показывать своё мастерство, но также вести простой и добрый разговор со зрителем уже от своего имени. Ведь у наших артистов есть поклонники, которые хотят встречаться с любимыми артистами.
Возможно создание коллабораций с творческими союзами и персонами. Но, самое главное, мы ждём новые спектакли! Ведь богатый репертуар залог творческого долголетия театра.
Теперь, у нас появятся две репертуарные афиши одновременно: одна на Большую сцену и вторая на Малый зал. У зрителя появится выбор куда купить билет в Бурятском театре.
- И, конечно, у театра увеличится доход?
- Безусловно! Но, говорить только о доходе и каких-то барышах было бы неправильно. Надо понимать, что чем больше у творческих людей свободы и пространства, места, где он может творить и создавать прекрасное, то и эффект от этого будет положительным.
Сейчас измерить или взвесить этот положительный эффект невозможно в денежном выражении. Все гораздо сложнее и тоньше. Тут, скорее, можно вести речь о некой синергии, которая, в свою очередь, приводит к всеобщему положительному знаменателю.
- Какими финансовыми и материальными средствами и ресурсами осуществляется проект?
- Бюджет театра состоит из двух основных составляющих: субсидии из республиканского бюджета на содержание театра и средства от продажи билетов. На проект «Малый зал» мы расходуем только свои заработанные и накопленные средства. Плюс, наши собственные рабочие руки, голова на плечах, бесконечная уверенность в собственных силах и вера в успех. А это достигается только в командной работе.
Надо решить уйму вопросов, начиная с пожарно-охранной сигнализации, вентиляции, логистики, удобства для зрителя и многие другие, скрытые от глаз стороннего наблюдателя, серьезные вопросы.
Каждое утро во главе с худруком мы собираемся на строительной площадке, где идет реконструкция. Обсуждаем, спорим, рассматриваем варианты, считаем и находим решение.
Но какими бы не были трудности, как говорится, глаза боятся, а руки делают. Уже совсем скоро мы распахнем новые двери в Малый зал нашего с вами любимого "Буряад театра"!
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Сага о бурятской княжне
Молодое поколение артистов "Буряад театра" взялись за постановку легендарной истории о Бальжан-хатан. Четыре актрисы и четыре актёра представляют четыре взгляда на овеянную мифами влюбленную пару, оставшуюся в памяти народа такой же молодой и красивой как сыгравшие их роли выпускники легендарного московского института имени Бориса Щукина.
Молодое поколение артистов "Буряад театра" взялись за постановку легендарной истории о Бальжан-хатан. Четыре актрисы и четыре актёра представляют четыре взгляда на овеянную мифами влюбленную пару, оставшуюся в памяти народа такой же молодой и красивой как сыгравшие их роли выпускники легендарного московского института имени Бориса Щукина.
КРАСНАЯ ЧУМА
Люди, которые на словах ратовали за то, чтобы не вакцинироваться, сами заболели. Не ходите туда. В их красный заразный уголок))
Как сообщили инормированные лица в рескоме партии, сперва заболел 1 секретарь БРО КПРФ Вячеслав Мархаев, а сегодня пришла информация, что и Цыренов Баирка. Подтвержденные данные.
Как говорится, ума у этих лживых коммунистов никогда не было, а после болезни и не будет. Ладно, Баирке – бездельнику, дома сидеть в новой отремонтированной квартирке)), - а полковник то собрался лететь в Москву. Несмотря на свою заразу.
Дамдин Доржиев, независимый журналист.
Люди, которые на словах ратовали за то, чтобы не вакцинироваться, сами заболели. Не ходите туда. В их красный заразный уголок))
Как сообщили инормированные лица в рескоме партии, сперва заболел 1 секретарь БРО КПРФ Вячеслав Мархаев, а сегодня пришла информация, что и Цыренов Баирка. Подтвержденные данные.
Как говорится, ума у этих лживых коммунистов никогда не было, а после болезни и не будет. Ладно, Баирке – бездельнику, дома сидеть в новой отремонтированной квартирке)), - а полковник то собрался лететь в Москву. Несмотря на свою заразу.
Дамдин Доржиев, независимый журналист.
Феминистская революция в Бурятии
Или как объяснить парадокс матриархального патриархата у бурят?
Формально у бурят семейные устои зиждятся на главенстве в доме мужчины, но если копнуть глубже оказывается наоборот. Подтвердилось это в реформенные 90-ые годы, когда именно женщины бросились в омут предпринимательства либо каторжного наемного труда, чтобы спасти от голода семьи. Мужчины покорились воле слабой половины, согласившись уступить первенство. Это было исторически обусловлено.
Средневековые летописи позволяют копнуть в ментальности бурят до 16-ого века, когда бурятские племена жили по законам степного Домостроя. Для женщины, к примеру, существовало три правила в подчинении и четыре добродетели. В число первых входило повиновение отцу, затем мужу, в случае его смерти - сыну. К добродетелям причислялись супружеская верность, правдивость, скромность в поведении и усердие в труде. Вроде все благопристойно, но это только на первый взгляд.
Исторические хроники констатируют жесткое требование: "Покорность, покорность и ещё раз покорность. Такова главная добродетель женщины". Это было, конечно, повсеместной константой на всем Востоке, да и на Западе тоже. Жестокий век.
Особенно плачевной была судьба у молодых женщин, выдаваемых, вернее, продаваемых замуж за калым. "Муж имеет право развестись с женой без суда, если та перечит свекру или свекрови, страдает неприятной для окружающих болезнью, бесплодна, - зафиксировала рука летописца, - Есть неограниченная власть над невесткой. Невестка должна избегать личного общения с главой семьи, постоянно находиться под рукой свекрови".
Ну и, наконец, как апофеоз женского бесправия: "Услужить родителям считается главной обязанностью молодой женщины, если жена нравится сыну, но не нравится родителям, то он обязан расстаться с ней, и наоборот".
Как бы безжалостно муж не обращался с женой, ей надлежало безропотно покоряться судьбе и молча повиноваться. Она могла вернуться в родной дом, но это считалось позором. Да и родители не хотели или уже не могли вернуть выкуп.
Но в эту мрачную эпоху нашлась женщина, которая перевернула эти закостеневшие обычаи. Совершила в степи, поистине, феминистскую революцию. Ее звали Бальжан-хатан. Вместе с безвольным мужем, королевским отпрыском, и угнетенным народом она бежала в русско-китайское Межрубежье, подарив потомкам новую родину и главное свободу.
Благодаря ей, буряты на несколько поколений обогнали своих монгольских сородичей в вопросе гендерного равноправия. Нравы у потомков Бальжан-хатан стали со временем более гуманнее и терпимее к женской судьбе. Как пример, в костюме агинских буряток появился нож, так что обидеть её стало уже весьма чревато.
Историческое осмысление деятельности Бальжан-хатан и её влияния на бурятский менталитет, безусловно, ждет своего исследователя. Пока же мы можем лишь постараться почувствовать интуитивную связь с этой легендарной личностью. Каждый бурят, думаю, обязан пройти этот тест. Для этого нужно посмотреть новую постановку о бурятской княжне в Бурдраме "Её зовут Бальжан".
Ведь быть бурятом это значит быть чуточку Бальжан.
Фото: Туяа Ямпилова.
Или как объяснить парадокс матриархального патриархата у бурят?
Формально у бурят семейные устои зиждятся на главенстве в доме мужчины, но если копнуть глубже оказывается наоборот. Подтвердилось это в реформенные 90-ые годы, когда именно женщины бросились в омут предпринимательства либо каторжного наемного труда, чтобы спасти от голода семьи. Мужчины покорились воле слабой половины, согласившись уступить первенство. Это было исторически обусловлено.
Средневековые летописи позволяют копнуть в ментальности бурят до 16-ого века, когда бурятские племена жили по законам степного Домостроя. Для женщины, к примеру, существовало три правила в подчинении и четыре добродетели. В число первых входило повиновение отцу, затем мужу, в случае его смерти - сыну. К добродетелям причислялись супружеская верность, правдивость, скромность в поведении и усердие в труде. Вроде все благопристойно, но это только на первый взгляд.
Исторические хроники констатируют жесткое требование: "Покорность, покорность и ещё раз покорность. Такова главная добродетель женщины". Это было, конечно, повсеместной константой на всем Востоке, да и на Западе тоже. Жестокий век.
Особенно плачевной была судьба у молодых женщин, выдаваемых, вернее, продаваемых замуж за калым. "Муж имеет право развестись с женой без суда, если та перечит свекру или свекрови, страдает неприятной для окружающих болезнью, бесплодна, - зафиксировала рука летописца, - Есть неограниченная власть над невесткой. Невестка должна избегать личного общения с главой семьи, постоянно находиться под рукой свекрови".
Ну и, наконец, как апофеоз женского бесправия: "Услужить родителям считается главной обязанностью молодой женщины, если жена нравится сыну, но не нравится родителям, то он обязан расстаться с ней, и наоборот".
Как бы безжалостно муж не обращался с женой, ей надлежало безропотно покоряться судьбе и молча повиноваться. Она могла вернуться в родной дом, но это считалось позором. Да и родители не хотели или уже не могли вернуть выкуп.
Но в эту мрачную эпоху нашлась женщина, которая перевернула эти закостеневшие обычаи. Совершила в степи, поистине, феминистскую революцию. Ее звали Бальжан-хатан. Вместе с безвольным мужем, королевским отпрыском, и угнетенным народом она бежала в русско-китайское Межрубежье, подарив потомкам новую родину и главное свободу.
Благодаря ей, буряты на несколько поколений обогнали своих монгольских сородичей в вопросе гендерного равноправия. Нравы у потомков Бальжан-хатан стали со временем более гуманнее и терпимее к женской судьбе. Как пример, в костюме агинских буряток появился нож, так что обидеть её стало уже весьма чревато.
Историческое осмысление деятельности Бальжан-хатан и её влияния на бурятский менталитет, безусловно, ждет своего исследователя. Пока же мы можем лишь постараться почувствовать интуитивную связь с этой легендарной личностью. Каждый бурят, думаю, обязан пройти этот тест. Для этого нужно посмотреть новую постановку о бурятской княжне в Бурдраме "Её зовут Бальжан".
Ведь быть бурятом это значит быть чуточку Бальжан.
Фото: Туяа Ямпилова.
Forwarded from Сила в правде
Сейчас в городе Улан-Удэ проходят так называемые "землячества". Когда буряты - выходцы из некоторых районов Бурятии и Иркутской области - собираются в Театре оперы и балета (других театрах и ресторанах), пьют водку, поют, снова пьют водку, провозглашают себя самыми лучшими, самыми умными, самыми успешными etc. и снова пьют водку. . Считают, сколько вышло из ихнего села профессоров, генералов и Героев Советского Союза. Искренне радуются, что в соседнем улусе эти цифры меньше. Это казалось бы, радостное событие, вызывает несколько вопросов.
Во-первых, для чего происходит деление на "наше" землячество (село, род) и соответственно "не наше"? Если это - не пережиток родоплеменных отношений, рождающих пресловутые клановость и трайбализм, то что?
Во-вторых, не ясно по какой причине, так называемые западные буряты не празднуют Сагаалган дома, на исторической Родине, в Иркутской области? Работая в УУ, только и слышал, что этот боханский, а этот осинский, этот аларский, а этот ольхонский.
Вообще наблюдал интересную картину. Три года года проработал в Иркутске. И заметил, как мало тут бурят. Среди профессорско-преподавательского состава крупнейших университетов это буквально единицы. Например в ИГУ, ИрНИТУ бурят можно пересчитать по пальцам одной руки. Что это? Почему иркутские буряты не могут работать в Иркутске, предпочитая Улан-Удэ? Для чего, не сумев закрепиться тут, пытаются выдавливать восточных бурят из их вотчины?
Считаю, что это и есть обыкновенный трайбализм, если не сказать хуже.
Во-первых, для чего происходит деление на "наше" землячество (село, род) и соответственно "не наше"? Если это - не пережиток родоплеменных отношений, рождающих пресловутые клановость и трайбализм, то что?
Во-вторых, не ясно по какой причине, так называемые западные буряты не празднуют Сагаалган дома, на исторической Родине, в Иркутской области? Работая в УУ, только и слышал, что этот боханский, а этот осинский, этот аларский, а этот ольхонский.
Вообще наблюдал интересную картину. Три года года проработал в Иркутске. И заметил, как мало тут бурят. Среди профессорско-преподавательского состава крупнейших университетов это буквально единицы. Например в ИГУ, ИрНИТУ бурят можно пересчитать по пальцам одной руки. Что это? Почему иркутские буряты не могут работать в Иркутске, предпочитая Улан-Удэ? Для чего, не сумев закрепиться тут, пытаются выдавливать восточных бурят из их вотчины?
Считаю, что это и есть обыкновенный трайбализм, если не сказать хуже.
Бурятия Мархаева
В сети столкнулся с видео с типичным сторонником красного полковника, с одним из его земляков из Иркутской области.
Маты, бескультурье, безграмотность, сексизм, дремучее мракобесие, пьянство, стремление избить и даже отрезать горло своему оппоненту - все это я вдоволь насмотрелся, работая в своё время в бурятском рескоме КПРФ. Мархаев очень любит и привечает такой тип сторонников, на фоне которых он выглядит образцом воспитанности и интеллектуалом. Других он не терпит и всячески вытравливает из партии.
На словах ратуя о любви к Бурятии и бурятскому языку, сам Мархаев ни одной книги, да что там книги ни одной заметки на родном языке не прочитал за всю жизнь, не потому что не умеет, а потому что не хочет. Такую же установку он культивирует среди близких и родных.
Помню один из пленумов рескома КПРФ, когда коммунист Алексей Коноваленков предложил периодически выпускать партийную газету "Коммунист Бурятии" на бурятском языке. Соратники по партии поддержали это дельное предложение. Кто, думаете, торпедировал это хорошее дело? Правильно, Мархаев!
Решение пленума было просто проигнорировано. Вот вам и партийная дисциплина со стороны её лидера. Партийные деньги вместо этого обильно тратятся на оголтелых ботов в интернете, которых Мархаев развел целую армию.
Сам Вячеслав Михайлович в интернете ничего не шарит. Поэтому ему распечатывают на бумаге комментарии из соцсетей, которые он часами внимательнейшим образом изучает. В рескоме проводятся даже целые совещания под руководством нашего депутата Госдумы как эффективно флудить в интернетах.
Сейчас на Украине культивируется образ тупого, бескультурного, агрессивного и трусливого бурята. Ребята попали в точку. Именно такой становится наш некогда образованный, добрый и тактичный бурятский народ. Только это не "боевые буряты Путина", а " пьяные буряты Мархаева".
Красный полковник любит заявлять о своём интернационализме, на самом деле это тоже не так: он - ярый украинофоб. Его дежурная фраза на партийных совещаниях для пресечения любой дискуссии "Заткнитесь, это вам не Рада!" или "Не надо тут устраивать майдан!".
Это и есть будущая заветная Бурятия Мархаева, которую он пытается построить и уже создал в своём окружении.
Ниже ссылка на разговор украинского блогера с бурятом, как пример и наглядное подтвеждение того, о чем я рассказал.
https://youtube.com/watch?v=e-tKJne-0ok&feature=share
В сети столкнулся с видео с типичным сторонником красного полковника, с одним из его земляков из Иркутской области.
Маты, бескультурье, безграмотность, сексизм, дремучее мракобесие, пьянство, стремление избить и даже отрезать горло своему оппоненту - все это я вдоволь насмотрелся, работая в своё время в бурятском рескоме КПРФ. Мархаев очень любит и привечает такой тип сторонников, на фоне которых он выглядит образцом воспитанности и интеллектуалом. Других он не терпит и всячески вытравливает из партии.
На словах ратуя о любви к Бурятии и бурятскому языку, сам Мархаев ни одной книги, да что там книги ни одной заметки на родном языке не прочитал за всю жизнь, не потому что не умеет, а потому что не хочет. Такую же установку он культивирует среди близких и родных.
Помню один из пленумов рескома КПРФ, когда коммунист Алексей Коноваленков предложил периодически выпускать партийную газету "Коммунист Бурятии" на бурятском языке. Соратники по партии поддержали это дельное предложение. Кто, думаете, торпедировал это хорошее дело? Правильно, Мархаев!
Решение пленума было просто проигнорировано. Вот вам и партийная дисциплина со стороны её лидера. Партийные деньги вместо этого обильно тратятся на оголтелых ботов в интернете, которых Мархаев развел целую армию.
Сам Вячеслав Михайлович в интернете ничего не шарит. Поэтому ему распечатывают на бумаге комментарии из соцсетей, которые он часами внимательнейшим образом изучает. В рескоме проводятся даже целые совещания под руководством нашего депутата Госдумы как эффективно флудить в интернетах.
Сейчас на Украине культивируется образ тупого, бескультурного, агрессивного и трусливого бурята. Ребята попали в точку. Именно такой становится наш некогда образованный, добрый и тактичный бурятский народ. Только это не "боевые буряты Путина", а " пьяные буряты Мархаева".
Красный полковник любит заявлять о своём интернационализме, на самом деле это тоже не так: он - ярый украинофоб. Его дежурная фраза на партийных совещаниях для пресечения любой дискуссии "Заткнитесь, это вам не Рада!" или "Не надо тут устраивать майдан!".
Это и есть будущая заветная Бурятия Мархаева, которую он пытается построить и уже создал в своём окружении.
Ниже ссылка на разговор украинского блогера с бурятом, как пример и наглядное подтвеждение того, о чем я рассказал.
https://youtube.com/watch?v=e-tKJne-0ok&feature=share
YouTube
Подгорающие буряты! 🔥
💥 Подписывайтесь на НАШИ КАНАЛЫ 💥
☑ Одесская Хунта Плюс: https://www.youtube.com/channel/UCmpzk6KX39ZJUtpIu4I05eQ
☑ Одесская Хунта Чат: https://www.youtube.com/channel/UCX98VQHmEftu2-m2486pbGg
🔥 На Патреоне вышли новые ролики! Подписывайтесь!
👉ПАТРЕОН Одесской…
☑ Одесская Хунта Плюс: https://www.youtube.com/channel/UCmpzk6KX39ZJUtpIu4I05eQ
☑ Одесская Хунта Чат: https://www.youtube.com/channel/UCX98VQHmEftu2-m2486pbGg
🔥 На Патреоне вышли новые ролики! Подписывайтесь!
👉ПАТРЕОН Одесской…
У Дылыкова первый приступ синдрома калифа
Парень проплатил журналистам за полный курс реабилитации своего комплекса неполноценности
У Дмитрия Дылыкова, как и следовало того ожидать, начались судороги величия. В газете "Новая Бурятия" вышла слащавая проплаченная статья анонимного автора, восхваляющая молодого директора Оперного театра. В порыве самой неприкрытой и щедро проплаченной лести газета сравнила назначение Дылыкова директором нашего Оперного с назначением минкультом России директором МХАТа Владимира Кехмана. У кого же не сорвет крышу от такой значительности?! Армия подхалимов тут же залайкала статью в соцсетях.
Дальше больше. Уже в самом заголовке статьи Дылыков провозгласил, что Оперный театр, ни много не мало, главный театр Бурятии. Читай, что её директор - тоже главный директор театра в республике!
Вопрос к министру культуры Бурятии Соелме Дагаевой: кто и когда назначил и провозгласил один из пяти театров республики главным? Может была какая-то тайная директива по этому поводу?
Главным театром Бурятии Оперный театр никогда не был и таковым никогда не будет. Самым большим по составу, академическим - да, но не более. В остальном все театры республики равны по статусу. Или мы, Соелма Баяртуевна, проглядели наступившую в Бурятии "дылыковщину", и у нас теперь в республике появились главные, неглавные, второстепенные, и может даже маргинальные театры?
Соелма Дагаева, безуловно, как мы и опасались в своё время, поспешила со спорным кадровым решением. Надо было все-таки Дылыкова назначить сперва завклубом где-нибудь на селе, в Тарбагатае, например. Там бы его креативный подход пришелся как раз к месту. Провозгласил бы он Тарбагатайский клуб главным клубом культуры республики, глядишь и другие клубы подтянули бы свою культуру!
Поводом для публикации в "Новой Бурятии", как утверждает газета, стали 100 дней директорства Дылыкова. Я прямо по-другому начал смотреть на Дмитрия Артомоновича. Ведь традиция делать отчет за первые 100 дней правления принята в корридорах власти у президентов и других крупных политических деятелей. В сфере культуры я про такое читаю впервые. Но все когда-нибудь происходит первый раз. Можно сказать, что у нас на глазах рождается новая политическая звезда, не много ни мало, соперник самому главе республики Алексею Цыденову!
Между тем после публикации моего первого поста осенью прошлого года о Дмитрие Дылыкове "Калиф на час" мне сообщили истинные причины его карьерного взлета. О чем я молчал, но теперь появился повод заговорить.
Оказывается, парень родился с серебряной ложкой во рту. Он любимый племянник нашего хамбо-ламы Дамбы Аюшеева. А лоббистские возможности назначать людей на высокие должности у нашего первосвященника Традиционной буддийской Сангхи России всем известны.
Дылыков в статье просто источает свою богоизбраннность. Как подтверждение своей особой предначертанности он рассказывает, что родился сразу после смерти самого Дамдина Яхунаева, который был директором Оперного театра более 20 лет: с 1965 по 1986 год. А ровно за неделю до его эпохального назначения само провидение привело его в деревню, где родился Яхунаев. Правда, есть чем впечатлиться богобоязненному читателю?!
Как исторические хроники летописцу рассказывает Дылыков о своих визитах в театральные цеха Оперного, как он внимательно выслушал всех, и как соизволил вынести величайший вердикт: объявить о всеобших испытаниях во всех подразделениях театра. В едином порыве теперь оперники должны будут биться за право быть лучшими в высочайших глазах, но только самые достойные завоюют право быть обласканными любовью директора.
Такого изощренно-изобретательного директора в Оперном ещё никогда не было. И коллективу театра надо быть начеку. Ведь таким макаром скоро коллектив театра ожидают непростые времена быть расколотым на белую и черную кость. Дылыков подобрал хорошее идеологическое обоснование для будущей дискриминации трудовых прав работников по принципу "лучший-нелучший". Лучших или любимчиков, естественно, будет единицы, а вот черни - большинство.
Парень проплатил журналистам за полный курс реабилитации своего комплекса неполноценности
У Дмитрия Дылыкова, как и следовало того ожидать, начались судороги величия. В газете "Новая Бурятия" вышла слащавая проплаченная статья анонимного автора, восхваляющая молодого директора Оперного театра. В порыве самой неприкрытой и щедро проплаченной лести газета сравнила назначение Дылыкова директором нашего Оперного с назначением минкультом России директором МХАТа Владимира Кехмана. У кого же не сорвет крышу от такой значительности?! Армия подхалимов тут же залайкала статью в соцсетях.
Дальше больше. Уже в самом заголовке статьи Дылыков провозгласил, что Оперный театр, ни много не мало, главный театр Бурятии. Читай, что её директор - тоже главный директор театра в республике!
Вопрос к министру культуры Бурятии Соелме Дагаевой: кто и когда назначил и провозгласил один из пяти театров республики главным? Может была какая-то тайная директива по этому поводу?
Главным театром Бурятии Оперный театр никогда не был и таковым никогда не будет. Самым большим по составу, академическим - да, но не более. В остальном все театры республики равны по статусу. Или мы, Соелма Баяртуевна, проглядели наступившую в Бурятии "дылыковщину", и у нас теперь в республике появились главные, неглавные, второстепенные, и может даже маргинальные театры?
Соелма Дагаева, безуловно, как мы и опасались в своё время, поспешила со спорным кадровым решением. Надо было все-таки Дылыкова назначить сперва завклубом где-нибудь на селе, в Тарбагатае, например. Там бы его креативный подход пришелся как раз к месту. Провозгласил бы он Тарбагатайский клуб главным клубом культуры республики, глядишь и другие клубы подтянули бы свою культуру!
Поводом для публикации в "Новой Бурятии", как утверждает газета, стали 100 дней директорства Дылыкова. Я прямо по-другому начал смотреть на Дмитрия Артомоновича. Ведь традиция делать отчет за первые 100 дней правления принята в корридорах власти у президентов и других крупных политических деятелей. В сфере культуры я про такое читаю впервые. Но все когда-нибудь происходит первый раз. Можно сказать, что у нас на глазах рождается новая политическая звезда, не много ни мало, соперник самому главе республики Алексею Цыденову!
Между тем после публикации моего первого поста осенью прошлого года о Дмитрие Дылыкове "Калиф на час" мне сообщили истинные причины его карьерного взлета. О чем я молчал, но теперь появился повод заговорить.
Оказывается, парень родился с серебряной ложкой во рту. Он любимый племянник нашего хамбо-ламы Дамбы Аюшеева. А лоббистские возможности назначать людей на высокие должности у нашего первосвященника Традиционной буддийской Сангхи России всем известны.
Дылыков в статье просто источает свою богоизбраннность. Как подтверждение своей особой предначертанности он рассказывает, что родился сразу после смерти самого Дамдина Яхунаева, который был директором Оперного театра более 20 лет: с 1965 по 1986 год. А ровно за неделю до его эпохального назначения само провидение привело его в деревню, где родился Яхунаев. Правда, есть чем впечатлиться богобоязненному читателю?!
Как исторические хроники летописцу рассказывает Дылыков о своих визитах в театральные цеха Оперного, как он внимательно выслушал всех, и как соизволил вынести величайший вердикт: объявить о всеобших испытаниях во всех подразделениях театра. В едином порыве теперь оперники должны будут биться за право быть лучшими в высочайших глазах, но только самые достойные завоюют право быть обласканными любовью директора.
Такого изощренно-изобретательного директора в Оперном ещё никогда не было. И коллективу театра надо быть начеку. Ведь таким макаром скоро коллектив театра ожидают непростые времена быть расколотым на белую и черную кость. Дылыков подобрал хорошее идеологическое обоснование для будущей дискриминации трудовых прав работников по принципу "лучший-нелучший". Лучших или любимчиков, естественно, будет единицы, а вот черни - большинство.