Багдаев – Telegram
Багдаев
120 subscribers
3.32K photos
547 videos
1 file
258 links
Багдаев
Download Telegram
Бильчир - спектакль-реквием, наш бурятский Титаник

История трагедии затопленного села Бильчир - это история бурятского народа, пережившего в прошлом, двадцатом веке несколько масштабных катастроф. Она не об ужасах гражданской войны, исходе наших сородичей в Китай и Монголию, раскулачивании и репрессиях, расчленении республики и отнятом самоназвании, не о загнобленном языке и новом трудовом исходе с родины за поиском лучшей доли земляков-гастарбайтеров и мигрантов-переселенцев.

Это постановка об экологическом бедствии, через которое было суждено пройти нашим предкам. Художественным языком сценарист и режиссёр Саян и Сойжина Жамбаловы рассказали о белых пятнах нашей истории. О чем не принято говорить в официальной истории и публицистике.

Инсценировка спектакля была написана в 2016 году по мотивам романа "Прощание с Матерой" Валентина Распутина, но Саян Жамбалов поведал миру о никому неизвестной бурятской грани трагедии.

Под пучиной Братского моря в Иркутской области кроются когда-то изобильные бурятские пастбища. Благодатная земля с одним из лучших в мире черноземов питала и приумножала наш народ. За экономическое процветание региона, её резкий индустриальный скачок в 60-ые годы прошлого века буряты заплатили своими родовыми землями, поклонными местами, костями предков, наконец, покоящимися здесь.

Как вспоминала моя тетя Полина Шулунова, уроженка Унгинской долины, на затопленных сейчас землях паслись тучные стада, коровы вечером на дойку приходили с красными от земляники мордами. Телега не могла подняться на холм: колеса скользили от обилия на полях этой ягоды. Настоящая загубленная и утраченная Земля обетованная!

Жамбалов с артистами накануне постановки побывали в командировке в Усть-Орде и успели скрупулезно собрать документальные доказательства ещё живых свидетелей совершенного этноцида.

Актёры "Буряад театра" вспоминают, что испытали тогда потрясение от экскурсии по Братскому морю, по породным бурятским местам, покрытым безмолвной водной гладью.

Через некоторое время после возвращения домой все участники памятной командировки получили напоминание. В интернете прошло сообщение о всплывшем в Братском водохранилище бурятском погосте.

Неприкаянные души из оскверненных могил как будто взывали об увековечивании их памяти!

Спектакль получился пронзительным, уже пятый год он неизменно в репертуаре театра. Актёрские образы спектакля чередуются в постановке с лицами живых людей, что, безусловно, усиливает драматический эффект.

Отдельного упоминания заслуживает язык повествования: пьеса идет на западно-бурятском, эхирит-булагатском диалекте бурятского языка, её осинском наречии. Этим подчеркивается реальность рассказываемых событий.

Как режиссёр Джеймс Кэмерон в своём нашумевшем фильме "Титаник", также и Сойжин Жамбалова превращает воду в безмолвного и безжалостного участника спектакля. Вода для бурят священна, её нельзя осквернять. Тем кощунственнее выглядят сцены плавающих в воде и затопленных предметов быта. Настоящая вселенская беда!

Кульминацией постановки становится коллективный танец, ехор в воде под неповторимую и душераздирающую музыку Батзориг Батбаатора (Монголия).

На этот спектакль я хожу как на реквием, как на встречу со своими ушедшими в лучший мир родственниками, выходцами с этих многострадальных мест. И как будто веду диалог с моими любимыми тетушками и дядями на их утраченном сегодня колоритном языке. В хореографических сценах я узнаю такие родные резкие, широкие и обрывистые, характерные для булагатов, танцевальные движения веселящихся на свадьбах и юбилеях моих близких и родных.

К сожалению, мои западно-бурятские родственники не дожили до этих времён, когда их язык зазвучал со сцены. А русскоязычное поколение потомков не в силах это по достоинству оценить. Тем надрывнее звучит спектакль, обретая силу поминальной молитвы!

Ближайший показ спектакля "Полет. Бильчирская история" заявлен "Буряад театром" 17 ноября 2021 г. в 18:30 часов.
Метамодернистка Лариса Егорова

Жизнь этой артистки живая иллюстрация значительной части истории бурятского театрального искусства. Егорова - королева трёх культурных эпох!

В театр она пришла в период его становления, когда на улице бушевала эпоха модернизма (читай: революции). Освободившись из узких оков классицизма (в виде ламского Цама и театра одного актера улигершинов) театральное искусство Бурятии переживало свой небывалый расцвет. Европейская форма театра в Бурятии, как в других республиках, было объявлено по форме национальным искусством, но социалистическим по содержанию.

Пришлась ко двору новому времени молодость и незаурядная красота Егоровой. Театральный модернизм максимально до натурализма использовал на ней художественные средства реализма. Танцующая на столе в купальнике Егорова взорвала в своё время патриархальный театральный мир. Эта была лучшая Барабанщица на советском пространстве! - вспоминает автор одноимённой пьесы Афанасий Салынский. Да, это были счастливые времена оптимизма и перспектив!

Уже зрелой актрисой Егорова пережила непростые времена, смену культурной эпохи на постмодернизм (контреволюцию), возвестившего мир о наступившем культурном хаосе, крушении идеалов и авторитетов.

В скандальной постановке "Техника любви кочевников" в кризисные 90-ые годы актриса вызывающе на сцене распивала бутылку водки "Абсолют, а в последней юмовской " Ухэжэ ядашаhан король" (Король умирает) в парамонгольском наряде шарахается по сумеречному миру Бардо тедол. То ли живая, то ли мертвая, короче, ниживая - нимертвая. Сплошная психоделика - такова запутанная эстетика постмодернизма.

Вообще надо сказать, что "Буряад театр" превратился в несокрушимую мандалу постмодернизма. Тут островская "Гроза" творится в футуристических марсианских пейзажах, а "Наян наваа" слеплена из масочных героев мистерии Цам вперемешку с эпизодами со Священным деревом из фантастической планеты Пандоры, а в небольшой бурятской деревне Бильчир творится катастрофа аки с Титаником.

Все смешалось в этом треклятом постмодернизме! Но то ли еще будет, постмодернизм ещё не издал своего предсмертного всхлипа. Последними его конвульсиями, будь он проклят, не исключено может стать использование Егоровой в роли лепечущего младенца-грудничка, либо, того хуже, немого мигающего торшера.

Но причудливая мандала, как известно, возводится для его разрушения легким движением руки. Эта мистическую роль похоже и суждено сыграть Егоровой.  

Бурятия живёт в парадигме западно-европейского культурного временного круговорота, пусть и с запозданием. Европа вступила в эпоху метамодернизма (так называемой, эпохи новой искренности). Безумные эксперименты закончились, мы вновь по идее должны вернуться к простоте и эмоциональности.

Первой ласточкой новой эпохи для "Буряад театра" стала работа режиссера Тадаса Монтримаса (сейчас он работает в одной из стран Прибалтики). В 2017 году режиссёр осуществил постановку спектакля «Оройтоhон дуранай охин» (Запоздалая любовь) по известной пьесе Ярославы Пулинович «Земля Эльзы».

Выбор заглавной роли выпал на Ларису Ильиничну. По требованиям метамодерна она должна забыть все чему научена и приучена, запамятовать Станиславского и его школу, отбросить весь свой опыт, забыть свои былые заслуги. И предстать перед зрителями в новом обличьи: без особого грима, выкрутасов и наворотов, играть как простой человек, вырванный на сцену с улицы.

Метамодернизм предусматривает противостояние актёров со зрителями. На сцене Егорова должна стать матерью каждого из зала. Другого качества предполагается и катарсис. Не эффект сопереживания, как раньше, а другой. По ролевому содержанию это должно быть чувство вины зрителя перед своей матерью за её загубленную жизнь.

Соотвествующие функции должны выполнить и её партнеры: Должин Тангатова в роли дочери и Баста Цыденов в роли возлюбленого. Дочь должна внушить зрителю ощущение сопричаснтности к преступлению против судьбы матери в виде её эксплуатации в узкокорыстных целях. А старый ухажер - реализации Эдипова комплекса (убийства сыном или дочерью отца из-за ревности к матери).
Такая, короче, штука эта метамодернизм! Сумеет ли Лариса Егорова стать моей мамой, мамой каждого из нас? Неплохо иметь мамой королеву! Справится ли старая гвардия с поистине эпохальной ролью? - узнаем в ближайшее время.

Показ спектакля "Оройтоhон дуранай охин" заявлен 18 ноября 2021 г. в 18:30 часов. Увидимся в "Буряад театре".

Батодалай Багдаев.
Ирина Цыденова на спектакле-молитве

Супруга главы Бурятии Ирина Цыденова в очередной раз посетила "Буряад театр". На этот раз раз первая леди республики посмотрела репертуарный спектакль "Полёт. Бильчирская история".

Как призналась высокая гостья, ей понравилось посещать "Буряад театр" за особую, тёплую атмосферу, царящую в театре, и ауру искренности, которая создается артистами и зрителями в зале. Она много наслышана о нашумевшем спектакле, и давно хотела его посмотреть.

Представленная пьеса "Полёт. Бильчирская история", по нашим наблюдениям, произвела на зрительницу сильное впечатление, и Ирина Викторовна ушла домой в глубокой задумчивости. Она отметила хорошую игру актёров, многих из которых она уже узнаёт, интересную сюжетную линию с трагической развязкой, восхитилась хореографической стороной спектакля, и сценическим решением постановки с использованием воды в качестве основного антуража.

Представленный зрителям спектакль является инсценировкой, написанной Саяном Жамбаловым по мотивам романа Валентина Распутина "Прощание с матерой", и рассказывает о драматической истории жителей бурятской деревни Старый Бильчир Иркутской области, затопленной в шестидесятые годы пошлого века водохранилищем при строительстве Братской ГЭС. Критики оценивают постановку по глубине погруженности в тему и психологизму не иначе как спектакль-реквием.

Автором увидевшей свет в 2016 году и ставшей уже культовой постановки выступила режиссёр Сойжин Жамбалова. Спектакль идет на осинском говоре эхирит- булагатского наречия бурятского языка. Ирина Цыденова пользовалась во время спектакля синхронным переводом на русский язык.

Ранее Ирина Цыденова уже познакомилась с другими спектаклями "Буряад театра", такими как "Алдар. 9 секунд" и комедийной постановкой к 100-летию писателя Рабдана Батожабая "Шалхуу Рабдан"...
Получил сегодня в ленте Телеграмм шокирующее сообщение о душевном состоянии Артема Бурлова. Все эти медицинские справки, носящие, так-то приватный характер. Какая же падла их обнародовала!?

В связи с этим пребываю в глубочайшей растерянности. Мир, можно сказать, в моих глазах перевернулся.

Конечно, с этим человеком, Артема имею ввиду, у нас непростые отношения, даже пробовали сотрудничать некоторое время. Но все закончилось плачевно - публичными взаимными обвинениями и оскорблениями. Не мне вам рассказывать: все происходило публично, и вы этому все свидетели.

Чувствую бесконечную вину перед Артёмом, он перенёс тяжелую операцию, проходит нелегкий период реабилитации получил инвалидность. Теперь ещё эта напасть! Только между жизнью и смертью понимаешь бренность бытия, всю смехотворность своих мелкокорыстных амбиций. А так хочется отойти в иной мир не отягощенным чужими обидами и злостью.

В этих обстоятельствах хочется сказать, пересиливая собственное мелкодушие, а скорее даже малодушие: "Прости Артем за все оскорбления и обиды, нанесённые мною тебе осознанно ли или нечаянно, сказанные ли с глазу на глаз или публично.
Скорейшего тебе выздоровления, Артем Викторович, здоровья телесного и покоя душевного. Все будет хорошо!"
Я ж покаялся, а покаянную голову меч не сечет!