Размышления непочтительного психотерапевта – Telegram
Размышления непочтительного психотерапевта
2.81K subscribers
120 photos
5 files
64 links
Канал для психотерапевтов и любознательных пациентов


Обычно когда мы не создаем посты для этого канала, мы делаем книги.
Некоторые читатели считают, что они хорошие, но не стоит верить им на слово, нужно купить и прочитать самому.

https://beta2alpha.ru
Download Telegram
Прежде чем двигаться дальше и говорить о двух других психоаналитических моделях, хочется немного разбудить мышление читателей нашего канала, наверняка несколько затопленного потоком новогоднего бета-оливье.

Предлагаю выполнить психоаналитическое упражнение номер 54 из книги Избегание эмоций, проживание эмоций.

В нем есть небольшой кусочек сессии, и ваша задача как психотерапевта, выбрать вертекс вашего понимания происходящего (замечу, что в зависимости от этого понимания, будут разниться и ваши интерпретации/вмешательства/повествования на сессии. Бессознательно естественно)

Упражнение 54
Пациентка говорит о том, что она заразилась венерическим заболеванием, потому что ее молодой человек не использовал презерватив. Она разрывается между тем, чтобы уйти от него и самой найти способ защитить себя, хотя она не знает, как: возможно, отказавшись от секса с ним, заставив его использовать презервативы, или при помощи других способов, о которых она еще не подумала.
🍓4👍3👀21
Ну что же, у всех было время проголосовать!
Итак, правильный ответ - …
Секундочку, это же канал по психотерапии, и это область, где все субъективно. Понятно, что нет правильного ответа, что есть разные модели, которые мы можем применить чтобы объяснить происходящее.
Отметим, что в рамках модели F., нам скорее всего нужно было бы выбирать ответ номер один (события в реальном мире, пересказанные на сессии). Но этот вариант ответа, выбрали лишь 10% наших читателей.
Остальные чувствуют, что тут есть что то еще. Например, если мы выбираем ответ про неосторожность аналитика в своих интерпретациях, тогда наше понимание и модель, должны учитывать, что то, что говорит пациентка (ее текущая психическая продукция, повествование которое она создает в данный момент на сессии) как то связано с тем, что говорил психотерапевт до этого (хотя речь пациентки при этом напрямую НЕ ИДЕТ о терапевте и его действиях).
Если мы выбираем пункт номер четыра (неконтролируемые эмоции внутри), тогда пациентка использует персонажей внешней реальности, для описания своего внутреннего мира и его психического функционирования.

Возможно, оставаясь в рамках модели F. мы не только играем со спичками (поджигая то, что мы возможно не сможем потушить, говоря пациенту то, что он пока не может выдержать), но и так же не до конца понимаем, в каком именно пространстве мы находимся на сессиях, из каких материалов оно изготовлено, насколько эти материалы «горючи» и «взрывоопасны», а так же, какими еще свойствами они обладают…(кроме их бессознательности)
(а вопрос кто архитектор данного пространства, на который так однозначно отвечает модель F., лучше до старого Нового года вообще не поднимать!)
🔥10😁64👍1
На пути к более современным моделям, отважным путешественникам нужны «помощники». Перебирая запасы, нашел вариант Сетки У. Р. Биона 1963 года (еще с Эдипом! Раритет, используйте с осторожностью!).
Сетка (другие переводы Решетка и Таблица), вещь очень концептуальная, не уверен что возможно нормально о ней рассказать, тем более с утра. Но как талисман на пути, отличная штука 🙂
(и да, мы поговорим о том куда и почему пропадет Эдип)
15👍5🔥2👏1
Предлагаю вернуться к нашему томику Psychoanalytic theoria ordinaria, и посмотреть, что там у нас написано во второй главе:
The Mother and her Objects

Следующая модель будет представлена известным английским модельером - M.К.

Метафора
То что происходит на сессиях, мы можем сравнить с театром (мы же помним про Шекспира, так вот он тоже из Англии). Согласно теории МК у каждого из нас внутри психики существуют внутренние объекты и их отношения между собой, и именно они (их части, а также части я/селф) и выходят на сцену в кабинете, разыгрывая заранее заготовленную пьесу (имени нашего бессознательного «шекспира»)

Психотерапевт (психоаналитик)
Выступает в роли одного из актеров, в зависимости от того какая роль ему сейчас отведена в рамках пьесы (одного из объектов или части селф, например). Он принимает на себя проективные идентификации пациента (если кратко, это такой бессознательный способ заставить вас себя вести как нужно пациенту-режиссеру) и проигрывает их. Контрперенос признается, и не является запретным (как было в модели F.), а служит для понимания той роли, которую пациент нам отводит сейчас.

Что происходит?
Вся эта конструкция движется бессознательными фантазиями пациента, и в рамках определенного психического метаболизма (либо параноидно-шизоидной позиции либо депрессивной). Психика пациента не интегрирована, части ее отщеплены (приписываются кому то, и не признаются своими). И именно это создает симптоматику (например, преследующую тревогу)

Цель психотерапии (психоанализа) по МК
Интеграции психики пациента, возвращение спроецированных частей, и достижение (удержание) депрессивной позиции (про PS - D осцилляцию пока молчим).
Как же это происходит? Аналитик на сессии обнаруживает/показывает эти бессознательные фантазии и части (роли, который каждый играет на сцене), интерпретирует перенос (по сути сам процесс проективной идентификации идущей от пациента к аналитику), при этом ожидается, что данный процесс приведет к интеграции.
15❤‍🔥6👍3👌1
Тут особенно важно ☝️ отменить, что в рамках модели Матери Драконов Объектов, фокус смещается с внешней реальности (и событий в ней), на внутренний мир пациента. Вся психопатология определяется бессознательными фантазиями / отношениями внутренних объектов.
10👍6😁4🔥1🥰1
- Скажите, а вы сами будете интерпретировать свою бессознательную фантазию?
А то я уже шесть дней ничего не интерпретировал.

х/ф «12 друзей психотерапевта»


Итак, давайте посмотрим на реальные сессии в рамках модели МК, что там происходит, и как реагирует пациент. Для начала возьмем пример из второй главы В кабинете психоаналитика (Ферро, 2022).

(Тут сейчас много букв будет)

Попытаюсь охарактеризовать один из первых периодов моей работы, когда я был убежден, что необходимо обнаружить точку возникновения тревоги пациента посредством декодирования соответствующей бессознательной фантазии — той бессознательной фантазии, которую я всегда имел в виду, слушая пациента и на которую было направлено мое интерпретативное внимание.

Аннализа и жизнь эмбриона
Речь идет о взрослой пациентке на втором году анализа.

Пациентка: Мне нравится повиноваться, чтобы вы мне говорили, что мне делать, и я это буду делать. Не хочу ничего другого знать, не хочу знать никаких «почему», повинуюсь и счастлива, что могу повиноваться, не думая, не решая, мне нравится исполнять, быть пассивной и покорной, чувствовать себя в тепле и под защитой.

Аналитик: Дитя внутри мамы в тепле и под защитой повинуется стимулам роста — повиноваться и ничего более.
Пациентка: Мне приходит в голову моя подруга, обладавшая солидным состоянием — богатством, которого она потом лишилась. Она была из тех, кто верит в сказки, в то, что у благородных людей голубая кровь. Она мне рассказывала, как на виллу, где она жила, приехали немцы. Звучало это как миф: немцы были джентльмены, стильные, корректные в поведении, все шло хорошо, безмятежно, но время от времени приезжали эсэсовцы, жестокие, грубые, входили в дом, но потом уезжали и возвращались нескоро.


Аналитик: Это миф о беременности вашей матери, о ее состоянии, об утробе матери; папа такой заботливый, такой стильный, иногда превращавшийся в эсэсовца и занимавшийся с мамой сексом. А вы наблюдаете за всем этим.

#Ферро #Кляйн
👍9😁7😱2🤯1🙈1
(продолжение сессии)

Пациентка: Мне это странно, я ненавижу своего отца: он не джентльмен, он не стильный, и наоборот, эсэсовцы мне нравятся, мне нравится их жестокость, мне нравятся немецкие фильмы: чем больше жестокости, тем больше мне нравится; еще надо сказать, что в реальной жизни я не люблю униформу, не люблю военных.

Аналитик: Вас завораживает грубость и насилие, это фильм, это что-то новое, и вам затруднительно дать папе роль немецкого офицера и эсэсовца. (Молчание.) Хотел вам сказать, что мы не сможем с вами встретиться в следующий поне- дельник и в следующую среду.


Пациентка: Я не чувствую себя покинутой. Мне нравится повиноваться, я даже горжусь, что могу сделать, как вы хотите.


Аналитик: Я тоже могу быть стильным офицером, эсэсовцем, могу вами командовать.


Пациентка: Да, мне это нравится, у меня есть друг, которому я сказала: «Когда увидимся?», а он: «Только я могу это спрашивать, а не ты, ты должна только подчиняться». Мне это нравится, я горда, что сделаю все, что вы хотите, до бесконечности.


Аналитик: Вернемся в мифические годы — дитя в чреве матери, которое повинуется и растет — и ничего другого не хочет знать.


Пациентка: Верно. Мне приходит в голову, что этим летом один парень хотел назначить мне свидание. Я ему говорю: «Именно мне?» Потому что мне казалось, что я не существую, что меня нет.


Аналитик: Вы удивились, потому что, с одной стороны, вы как будто еще и не родились, а с другой стороны, ясно, что вы уже родились и молодые люди вам назначают свидания, что делаю и я, назначая вам свидание после перерыва.

#Ферро #Кляйн
👍10🔥7🤯3😁2
Внимание, вопрос!
😁11👍1🤔1😱1
На вопрос отвечает наш постоянный телезритель из города Павия, Нино Ф.:


Мною руководила мысль о том, что тревога пациентки уменьшится при обращении к ее бессознательным фантазиям, которые осмыслялись мною как нечто, полностью «принадлежавшее» ей и совершенно не зависящее от момента отношений — как бы записанное на пленку, принадлежавшую только пациентке, вынесением которых вовне являлся перенос: моей целью была фантазия о жизни плода и соответ­ствующая ей фантазия о первичной сцене.
Сейчас мне это видится лишь как увеличение у пациентки дальнейшей тревоги и чувства непонимания.
Уже моя первая интерпретация вызывает чувство преследования, и первый ответ пациентки в точности описывает, как она восприняла мою формально правильную, но грубую и разочаровывающую интервенцию.
Вторая интерпретация тоже вызывает у пациентки лишь ненависть, эротизацию насилия... И таким образом протекает весь остаток сеанса, вплоть до ее ощущения себя непризнанной и не существующей, причем не в силу действия идентификаций слияния, но просто потому, что все, что она говорила, не находило адекватного ответа ни в один из моментов сеанса.
Я давно спрашиваю себя, почему же все-таки подобные сеансы могут нести в себе терапевтический потенциал. Думаю, потому, что происходит хотя и экранированное теорией — или плохим использованием теории — поглощение аналитиком β-элементов пациента и включение их в рассказ, в нарратив. Даже если аналитик заранее простраивает этот нарратив (так как находит в нем то, что умеет искать, — как же мы все-таки далеки от того, что Бион в работе «Внимание и интерпретация» назвал негативной способностью!). Тем не менее, это придает образную форму чему-то, исходящему от пациента (и тому, что аналитик предполагает о пациенте). По крайней мере, проективные идентификации пациента за пределами написанного текста находят кого-то, кто — хотя бы частично — пытается их альфабетизировать.

#Ферро
👍205💯1
И так как наш телезритель сослался на работу Биона и негативную способность (кстати, книга У. Р. Биона «Внимание и интерпретация» нашего издательсва выйдет, надеюсь в самое ближайщее время), предлагаю посмотреть в оригинал, что это за зверь такой (автор заимствовал это понятие у Джона Китса) —

Д.Китс - Дж.и Т.Китсам 21 декабря 1817 г. Хэмпстед:

"С Дилком мы не то чтоб поспорили, но скорее обсудили разные темы; кое-что у меня в голове прояснилось - и вдруг меня осенило, какая черта прежде всего отличает подлинного мастера, особенно в области литературы (ею в высшей мере обладал Шекспир). Я имею в виду Негативную Способность - а именно то состояние, когда человек предается сомнениям, неуверенности, догадкам, не гоняясь нудным образом за фактами и не придерживаясь трезвой рассудительности. Кольридж, например, довольствовался бы прекрасным самодовлеющим правдоподобием, извлеченным из святилища Тайны - из-за невозможности смириться с неполнотой знания. Развивая эту мысль в многотомном трактате, мы придем к тому же самому выводу: для великого поэта чувство красоты торжествует над всеми прочими соображениями, - вернее, изгоняет все прочие соображения....."

#Бион #словарь
👍83🆒3🤩1
Предлагаем вам посмотреть отличный мультфильм про работу психотерапевта https://youtu.be/vdNghrAeks0

и прочитать взгляд Антонино Ферро (его коментарии в письме к итальянским коллегам):

Это короткое видео, любезно присланное мне коллегами, также можно рассматривать как метафору того, что происходит в аналитической поле.

Роль аналитика и “поле”

С точки зрения “поля” (следовательно, всего происходящего в психоаналитической сессии), аналитик сразу сталкивается с проблемами внутри отношений с пациентом через персонажа “жены”. Протоэмоции и бета-элементы, изображенные здесь в виде рыб, вторгаются в поле и захватываются альфа-функцией аналитика (или, лучше, сказать полем). Затем в фильме показано, как они альфабетизуются, постепенно преобразуются в альфа-элементы и заново устанавливаются в пациенте или в поле в своем новом качестве.

Аналитик и пациент: две функции в рамках “поля”

С “сильной” точки зрения на поле, аналитик и пациент - это, по сути, две функции или места в самом поле. Обновленные альфа-элементы вдыхают свежую жизнь в функционирование поля как целого. Другие “персонажи” (не люди) поля вступают в игру и, в свою очередь, тоже альфабетизируются. Когда происходит контакт с “Супер-Бета”, аналитик (или аналитическая функция поля) оказывается ошеломленным неперевариваемостью этого гипер-содержимого (протоагрегатов бета-элементов).

Супер альфа-функция “поля”
Бета-элементы, как мы видим в фильме, быстро распространяются и подавляют аналитика или альфа-функцию поля. Это происходит до тех пор, пока “супер альфа-функция” (ночное сно-видение*) не будет способна метаболизировать непереваренные бета-элементы. На этом этапе аналитик становится способен восстановить контакт с самим собой и своей собственной альфа-функцией и сделать возможным функционирование поля творческим и трансформирующим образом.
Я бы подчеркнул, что с этой перспективы, мы имеем дело не с людьми, а с функциями или персонажами сессий, понимаемыми как места или виды функционирования самого поля.


*Сно-видение (dreaming), передает идею Биона о сновидческой активности как базовой психической функции, непрерывно действующей как ночью (сновидения), так и днем (мысли, эмоции). — Прим.пер.

#Ферро #Поле
16👍5🥰4❤‍🔥2🐳2🏆1
Уважаемые читатели (нашего канала и наших книг), нам нужна ваша помощь. Мы заканчиваем верстку новой книги Антонино Ферро Избегание эмоций, проживание эмоций и пришло время определиться с параметрами печати. Мы будем делать эту книгу в том же формате что и В кабинете психоаналитика (170x240 твердый переплет и вся красота), но мы также получили от некоторых читателей обратную связь, что в этой книге излишне плотная бумага (мы используем 100г/м2), что она классная, но ее немного трудно переворачивать (при этом в новой книге будет 320 страниц, в прошлой было 256). Для обычных книг чаще всего используют более дешевую и менее плотную бумагу (типа 65г/м2), но нам хочется делать книги которые приятно держать в руках и проводить за их чтением долгое время. В тоже время важно соблюсти баланс между красотой и удобством для читателя.

Поэтому у нас к вам вопрос…
👍5
Печатать книгу Антонино Ферро Избегание эмоций, проживание эмоций на бумаге:
Anonymous Poll
60%
80 г/м2
40%
100 г/м2
Vox pópuli vox Déi
Делаем тогда следующую книгу на бумаге 80г/м2 (все остальные параметры останутся без изменений, в том числе качество, белизна и тд) и все вместе посмотрим результат, стало ли лучше и удобнее. Если это будет не так, вернемся к бумаге с плотностью 100г/м2.
Спасибо всем кто за нас болеет, мы очень ценим.
Команда Beta2Alpha

P.S.: Распределение голосов на момент написания - 59 к 41.
❤‍🔥15👍53
Контейнирующая способность произведений

Во времена неопределенности наш взгляд отворачивается от обжигающего будущего, и устремляется в прошлое и внутрь себя. Вновь становится актуальным опыт прошлых поколений, проживщих тот ужас, который был нам до поры неизвестен и казался таким далеким и нереальным. Мы вновь открываем для себя стихи, картины, рассказы, все то что было создано великими мастерами прошлого в момент их столкновения с «О». И я хочу задать себе и вам вопрос.
Насколько произведения искусства способны вмещать в себя эмоциональный опыт?


Приведу здесь начало книги «Внимание и интерпретация», У. Р. Биона:
👍74
Сомневаюсь, что эту книгу сможет понять кто-либо, кроме практикующих психоаналитиков, хотя я и старался писать как можно проще. Но любой практикующий психоаналитик сможет понять, о чем я говорю, поскольку, в отличие от тех, кто только читал или слышал о психоанализе, он сам переживал то, что я в этой книге могу передать лишь словами и вербальными формулировками, созданными для другой цели. Они разрабатывались на основе сенсорного опыта. Разум — раб эмоций и существует для того, чтобы рационализировать эмоциональные переживания. Иногда функция речи заключается в том, чтобы сообщать об опыте другому; иногда — в том, чтобы вводить в заблуждение об этом опыте. Иногда целью является получение доступа к хорошему расположению духа, и разрешение на доступ от него, а также, наоборот, отказ в доступе злому духу. Лексикон, возникший из такого материала, служит нам, пусть и неадекватно, в том случае, как в психоаналитической практике, когда изучаемый объект присутствует. В математике можно совершать вычисления в отсутствие объектов, относительно которых необходимо что-либо вычислить, но в психоаналитической практике для психоаналитика существенно важно уметь демонстрировать в то время, когда он формулирует. Это невозможно в тот момент, когда не существует условий для психоанализа в узком техническом смысле. Некоторые из нас стремятся расширить психоаналитический метод так, чтобы он мог применяться в групповом сеттинге. Такое развитие, если оно может быть осуществлено без ущерба для фундаментального характера психоаналитического метода, будет инициировать переход от личной коммуникации к общественной. Именно это и делает язык в области чувственного опыта. Поэтические и религиозные формы выражения сделали возможной определенную степень «об-народования», при которой существуют формулировки, достигшие прочности и устойчивости во времени, а также способности к расширению. Другими словами, «несущая способность» утверждения возрастает в пространстве и времени. Vixere fortes ante Agamemnona multi, и Ни гордому столпу, ни царственной гробнице/ Не пережить моих прославленных стихов — выражения этого убеждения; они — интерпретации человеческого опыта. В своей сфере деятельности внимание психоаналитика захвачено конкретным опытом, к которому он привлекает внимание анализанта. Для этого он должен задействовать Язык Достижений. Иными словами, он должен применять методы, которые имеют аналоги прочности и устойчивости во времени или способности к расширению в сфере, где нет ни пространства, ни времени, в том смысле как, эти термины применяются в мире ощущений.

1 Автор приводит начало следующего стиха из оды Горация: «vixere fortes ante Agamemnona / multi; sed omnes inlacrimabiles / urgentur ignotique longa / nocte, carent quia vate sacro» («Жили многие храбрые и прежде Агамемнона; но все, неоплаканные и безвестные, томятся во власти долгой ночи, потому что нет у них вещего певца» [Гораций. Оды. IV, 9, 25–28]). — Прим. редактора.

2 Автор цитирует начало 55 сонета У. Шекспира («Not marble, nor the gilded monuments / Of princes, shall outlive this powerful rhyme»). Перевод Н. Гербеля. — Прим. редактора

#Бион #Внимание_и_интерпретация
15👍3