Больная экономика – Telegram
Больная экономика
64.5K subscribers
2.89K photos
106 videos
1.44K links
Сводки о перерождении российской экономики.
Обратная связь - @boleconbot

Канал в реестре блогеров: https://knd.gov.ru/license?id=6762c3184e740947be81f85d&registryType=bloggersPermission
Download Telegram
Российские аэропорты к апрелю потеряли 90% прошлогоднего пассажиропотока, но коронакризис, вероятно, переживут без глобальных потерь. Сказывается и поддержка («Внуково» компенсируют около 70% потерь) и невысокие по сравнению с тратами перевозчиков постоянные издержки. В регионах отдельные аэропорты, например, сочинский, могут даже показать прибыль за счет туристов. Остальные объекты будут тянуть местные власти, тем более что им это не впервой – многие аэропорты в регионах и до пандемии работали в убыток.

Туже всех затянут пояса те аэропорты, которые взяли кредиты на строительство и реконструкцию терминалов – на их погашение сейчас уходит больше денег, чем на обслуживание площадей. Но ни «Шереметьево», ни аэропортам в регионах банкротство не грозит – стратегически важные объекты власти будут спасать любой ценой.
Спустя несколько недель после отмены карантина агрегаторы такси работают так, будто пандемии никогда не было. Некоторые из них вернули более 95% докоронавирусного пассажиропотока, хотя безработица и снижение доходов пока дают о себе знать. По итогам года доходы агрегаторов такси могут вырасти до 7,5 %. Без критического спада пережить пандемию такси помогли сотрудничество со службами доставки, страх россиян перед общественным транспортом и относительная независимость от работы полузакрытых аэропортов и вокзалов.

В плюс таксистами и переход россиян на удаленку – те, кто ездит в офис 1-2 раза в неделю, могут пересесть на более безопасное во время пандемии такси – на семейном бюджете это не скажется. Тем более что «Яндекс» и Uber не первый год демпингуют – во многих городах такси на двоих или троих выгоднее поездок на общественном транспорте. Но в конечном итоге доходы таксистов будут зависеть от скорости восстановления доходов россиян – если они не начнут расти, экономия в 20-30 рублей может заставить даже привыкших к такси россиян пересесть в автобусы и метро.
Из-за пандемии к концу года могут закрыться около 30% салонов красоты и парикмахерских. Дадут о себе знать простой в несколько месяцев, неравная конкуренция с нелегально работавшими мастерами, траты на санитарные меры. Но даже такие цифры – не самый страшный итог, особенно с учетом того, что до пандемии по «естественным причинам» закрывались около 10% салонов. К тому же у бьюти-отрасли пока нет проблем со спросом – запись заполнена на 100% и зачастую на 1-2 недели вперед. Конкуренции с онлайном, как в других отраслях, у парикмахеров, маникюрш и массажистов тоже нет.

Многие говорят про временный отложенный спрос, но салоны во многих регионах работают уже месяц и все равно не видят резкого оттока клиентов. Даже при снижении зарплат россияне не будут массово отказываться от стрижки и маникюра, но, возможно, начнут искать, где дешевле – в итоге часть клиентов «уведут на дом» уволившиеся мастера. Как часто бывает, больше всего пострадает средний ценовой сектор: у дешевых парикмахерских и дорогих салонов проблем со спросом не будет. Для клиентов опять же есть плюсы: из-за конкуренции салоны повышают качество обслуживания и предлагают скидки до 20-30%.
На юге Китая открылся полностью роботизированный ресторан Shunde City. В комплексе площадью 2 тыс. квадратных метров одновременно могут обедать около 600 человек. Роботы принимают заказы, готовят блюда (в меню около 200 позиций) и отдают их гостям. Еще и работают быстрее, чем обычные повара – могут приготовить блюдо за 20 секунд. Вот как выглядит это заведение.
Пандемия если не изменила привычки россиян, то хотя бы помогла узнать о разнообразии форм шопинга. Каждый второй житель страны за период карантина открыл для себя хотя бы один вид онлайн-покупок. При этом онлайн-супермаркеты и специализированные ритейлеры получили гораздо больше новых клиентов, чем мелкие продавцы или магазины со смешанным ассортиментом.

Клиентов привлекала быстрая бесплатная или недорогая доставка, а также предлагаемые скидки, которые на сайте еще и проще отследить. Трансформировался ли новый опыт россиян в привычки, можно будет говорить не раньше конца года, и только при отсутствии второй волны пандемии.
Гостиничный рынок Москвы и Санкт-Петербурга начал восстанавливаться в мае, но до показателей, которые позволяют хоть как-то выживать, еще далеко. Загрузка отелей в столице в мае составила 14% в сравнении с 8% в апреле, в Питере рост незначительный – брендированные отели загружены лишь на 4% при апрельских 3%. Отельеры тратят огромные деньги на санитарные меры, но низкий спрос вынуждает их понижать тарифы на 20-35%.

И, кажется, в ближайшее время легче не будет. Заграничных туристов, которые дают московским и питерским гостиницам более 50% прибыли, этим летом не будет, бизнес-контакты тоже ограничены. Россияне, которые остались без отпуска в Турции, в отели столиц тоже не торопятся – в городах все еще высокие показатели заболеваемости, а музеи и театры, ради которых приезжают туристы из регионов, или закрыты, или работают с ограничениями. Судя по всему, восстановление рынка будет сложным и продолжительным – будет хорошо, если его не переживут только 10-20% отелей и гостиниц.
В Москве после карантина открылись основные залы заведений общепита. Прошлая неделя показала, что россияне соскучились по ресторанной еде: места на некоторых верандах были забронированы на 1-2 недели вперед, средний чек где-то был даже выше, чем до пандемии. Но в первую очередь рестораторы работали (иногда даже в убыток), чтобы напомнить клиентам о себе. На чистую прибыль не вышел практически никто: на улице рестораны могли разместить лишь небольшое количество гостей, да и веранды есть лишь у 30-35% заведений.

После открытия залов самое главное для рестораторов – сохранение спроса, особенно важным окажется июль – в августе многие россияне уедут на отдых, и посещаемость снова может упасть до сентября. Вероятно, крупные сети в первые дни могут открыть лишь часть заведений, чтобы посмотреть на спрос. Если он будет таким же ажиотажным, то же даже с учетом расстановки столов и трат на санитарные меры (они обходятся где-то в 300 тысяч ежемесячно), заведения начнут показывать небольшую прибыль. Правда, не смогут заработать на банкетах, которые так популярны в летнее время из-за свадеб.

Если ваш любимый ресторан пережил пандемию, вы можете себя порадовать уже в ближайшие дни. Попросят надеть маску и перчатки, замерить температуру – не спорьте, общепиту и без этого хватает проблем.
Несмотря на упавший спрос, новые машины продолжают дорожать – с начала года цены выросли на 3-7%. Главная причина – мартовский скачок доллара, но сказалось и снижение производства из-за пандемии – чем меньше авто делает завод, тем дороже ему обходится каждая машина. Если собирались покупать новое авто, советуем не ждать до конца года. Дешеветь машины точно не будут, а вот еще один скачок цен почти неизбежен – к концу года они могут подняться до 10%. Клиенты салонов этого пока не видят: на фоне пандемии дилеры удерживали цены, чтобы хоть как-то стимулировать спрос.

После закрытия салонов продаж и падения доходов у многих брендов появились акции, которые позволяют купить с минимальным ростом цены – около 1%. Благодаря спецпредложениям со льготной ставкой по кредиту и программам трейд-ин авто можно взять даже выгоднее, чем до кризиса, некоторые автомобили дилеры продают ниже себестоимости. Но даже при таком стимулировании спроса к концу года продажи автомобилей, вероятно, снизятся на 20% – и это еще благоприятный сценарий.
Коронавирус добивает отрасли, которые и до кризиса были хронически больны. Яркий пример – туристический рынок, на котором уже появились первые жертвы. Петербургский туроператор «Ника» прекращает работу, потому что не смог договориться о страховой гарантии. В похожей ситуации оказались почти все участники туррынка – после пандемии как минимум 30% из них могут стать банкротами.

Это все очень печально, но отрасль задолго до пандемии называли умирающей – россияне, особенно молодежь, в последние годы предпочитали сами планировать отдых. В 2019 году лишь 20% отпускников говорили, что обратятся в турагентство, 35% – допускали такую возможность.

Причины просты: освоившие сервисы бронирования россияне больше не нуждаются в помощи агентств, совместные туры, которые операторы часто предлагают, потеряли популярность. Вероятно, в будущем остаться на плаву смогут лишь несколько крупных агентств и компании, которые предлагают действительно эксклюзивные поездки, например, визиты на закрытые для большинства туристов объекты и территории.
Дисциплинированный просмотр футбола в Дании. Все соблюдают социальную дистанцию, даже самые отъявленные болельщики за воротами. Наверное, там и концерты можно проводить. И даже дискотеки (только без медленных танцев - там безопасную дистанцию соблюсти невозможно 😉)
Возможен ли такой дисциплинированный просмотр футбола в России? ⚽️
Anonymous Poll
21%
🏟 Возможно, лишь бы на стадион попасть
79%
🥁 Невозможно - мы же русские!
Во время пандемии стримы помогают заработать не только блогерам. Видеосвязь для работы с клиентами стали использовать крупные ритейлеры. Магазины «М. Видео», 12storeez, DeLonghi запустили на своих сайтах стриминговые сервисы. Покупатель может связаться с консультантом магазина по видеосвязи – тот ответит на все вопросы, покажет модели и расскажет о характеристиках товаров. Около 30-35 % таких консультаций в «М.Видео» заканчиваются покупками.

Видеоконсультации стали популярны не только в ритейле. Пандемия дала толчок развитию телемедицины – с началом пандемии почти все частные медцентры начали предлагать онлайн-консультации. В апреле количество запросов на онлайн-консультации в 2 раза превысило прошлогодние показатели. Вероятно, скоро видеосвязь смогут использовать банки для идентификации клиентов – тогда почти все финансовые вопросы россияне смогут решать из дома.

Видеоидентификация уже не первый год используется в Испании, Австрии, Германии, Швейцарии, Великобритании, Польше. Формат наверняка будет расширяться: он помогает бизнесу экономить на персонале, а клиентам – решать все вопросы из дома, не делая сложного выбора между онлайном и офлайном.
Москвичи уже почти месяц заново открывают для себя радости походов по ТЦ, но жители более 50 регионов все еще не могут попасть в большие магазины. Чаще всего не дают открыться объектам, где торгуют мебелью, спорттоварами, товарами для ремонта, что весьма странно – там, в отличие от супермаркетов и общественного транспорта, очередей и толкучки не было и до кризиса. Яркий пример затянувшихся запретительных мер – Подмосковье, где ТЦ открыли лишь 25 июня. В итоге жители ездили за покупками в Москву, кому-то было достаточно пройти пару кварталов от закрытого ТЦ до работающего центра уже в столице.

Все это ведет к дальнейшему экономическому отрыву Москву от остальных регионов – каждая неделя простоя приносит бизнесу многотысячные, а иногда и многомиллионные убытки: чем позже отрасль возобновляет работу, тем меньше шансов выжить у нее игроков. Всегда растет и серая часть рынка: пока законопослушные бизнесмены подсчитывают убытки, клиентов подпольно принимают парикмахерские, магазины и даже бары. А это не только дополнительный риск заражения, но и убытки и без того «дырявых» региональных бюджетов.
Пандемия не привела к перевороту на рынке труда: 75% россиян вернулись в офисы после удаленки. Около 40% легко перешли к классическому формату работы – на карантине они скучали по общению с коллегами и офисной атмосфере. Однако 30% отмечали, что им непривычно снова тратить время на дорогу до офиса. Дома остались около 25% опрошенных – эти цифры совпадают с количеством сотрудников, которым понравилась удаленка. Но часть довольных при отсутствии второй волны все равно вернут в офис – общее количество «дистанционщиков» к концу года вряд ли превысит 10%. Впрочем, и это в 5 раз больше докризисных показателей.

Все логично, тем более что с течением пандемии сотрудники на удаленке сталкивались с новыми сложностями. Если сначала россиян больше волновали технические сложности и низкая эффективность труда, то потом на свет «вылезли» набор веса (на это жаловались около 29% опрошенных) и невозможность разделять работу и личную жизнь (34% недовольных). У удаленки есть свои плюсы, но они работают только при должной технической и даже психологической подготовке сотрудников. Вероятно, часть предприятий все-таки вернется к этому вопросу, но лишь после кризиса и решения более важных проблем.
Еще одно фото из рубрики «коронавирусные идеи для бизнеса». В Таиланде придумали «антипандемийный» лифт. Из кабины убрали привычные всем кнопки с номерами этажей и заменили их педалями. Что ж, относительно дешево и сердито. Правда, авторы идеи устранили лишь одну из возможных угроз – риск заражения в тесной кабине никуда не делся.
В разгар пандемии к онлайн-продажам лекарств хотят допустить ритейлеров. Вроде бы все логично – это сделает доставку препаратов бесплатной и быстрой, клиентам не придется нарушать самоизоляцию. Но против аптеки, которые пугают массовой продажей фальсификата после допуска на рынок ритейлеров.

Верим-верим, но не надо забывать про денежный интерес аптекарей. Достаточно вспомнить многолетнюю борьбу за возможность продавать лекарства в супермаркетах. Если таблетки будут лежать рядом с макаронами и газировкой, как минимум 50% аптек просто разорится - этого лоббисты не допустят. Сейчас доставка лекарств в “серой” зоне: интернет-заказы привозят в ближайшую аптеку или оформляют продажу курьеру, а он уже как физическое лицо рассчитывается с покупателем.

Аптеки готовы на компромисс. Ок, пусть будет доставка лекарств, но возить их должен только фармацевт с медицинским образованием! Конечно, в таких условиях онлайн-продажи не сможет запустить даже Ozon. Последим за битвами в Госдуме, но кажется, победа опять будет за аптеками.
Самоизоляция и отмена карантина объявляются властями так резко, что бизнес не успевает перестроиться. Многие санатории и гостиницы все еще закрыты, несмотря на формальное возобновление курортного сезона. В Сочи сейчас работают 20 из 65 здравниц, в Татарстане – 2 из 50. Готовы принимать туристов с 1 июля около 50% отелей Крыма и 80% – Краснодарского края. Кто-то погряз в долгах, поэтому не может принимать гостей, некоторые не верят в спрос. Немало и тех, кто просто не успел подготовиться к открытию – сочинским гостиницам разрешили работать только с 21 июня. Некоторые не видят смысла работать при «драконовских» требованиях Роспотребнадзора и загрузке в 15-20% при рентабельных 50%. Причем санатории в худшем положении, чем отели: клиентов отпугивают обязательные тесты на коронавирус (а это около 10 тыс. рублей на семью).

Отели и санатории переживают, что из-за вышеназванных проблем россияне переедут в «нелегальные апартаменты», и не зря. Около 46% отпускников говорят, что хотели бы жить в частном секторе, отели и санатории предпочитают 42%. Вероятно, к концу лета и ранее не страдавший от отсутствия спроса частный сектор станет еще более популярным: тестов и масок там не требуют, с дезинфекцией не пристают, берут дешевле. В итоге 20-30% санаториев могут разориться, а частные «дома отдыха» превратиться в очаги распространения коронавируса.
Фитнес. В первые 3 дня в Москве возобновили работу около 60% клубов. Многие еще готовятся к приему клиентов, кто-то не пережил кризис, остальные – открыли часть залов, чтобы посмотреть, будет ли спрос. У тех, кто открылся, пока есть проблемы с посещаемостью – где-то она не превышает 25% от докризисных показателей, зато очень быстро растет оборот (вероятно, за счет продажи абонементов и индивидуальных тренировок).

Впрочем, в некоторых регионах фитнес-отрасль не может мечтать и о таких цифрах – в Санкт-Петербурге и Ленинградской области сроки снятия ограничений все еще не озвучены.

Но причины проблем не только в эпидемии. Так, лето для залов – всегда мертвый сезон, поэтому даже посещаемость в 20-30% не говорит о катастрофическом снижении спроса. Нельзя говорить и о нежелании россиян тратить деньги на спорт – многие действительно пока боятся ходить в фитнес-центры, ведь в раздевалках, душе и особенно залах со спортинвентарем обеспечить ковидную безопасность клиентов фактически невозможно. Вероятно, делать выводы о падении (или росте) отрасли можно будет лишь после спада заболеваемости – главное, чтобы большинство участников рынка до него дожили.
Пандемия принесла российским онлайн-площадкам миллионы новых покупателей. По разным оценкам, речь идет о 15-17 млн клиентов, рост отрасли – на уровне 40%. Из-за карантина покупками в интернете стали интересоваться в том числе пенсионеры и жители провинции – где-то аудитория выросла на 900%. Но сливки сняли только те бизнесмены, которые активно занимались интернет-продажами до кризиса. Офлайн-магазины быстро выйти на рынок не смогли – как правило, в онлайн переходило не больше 20% продаж от обычной выручки.

Судя по всему, можно говорить о начале структурного сдвига в торговле. В Москве онлайн-продажи растут даже после отмены большинства карантинных мер: на прошлой неделе оборот интернет-торговли в столице вырос почти на 7%, рост к докризисному уровню – 43%. Отдельные игроки сообщают о падении онлайн-продаж, но эксперты прочат им скорое возвращение нагулявшихся по ТЦ клиентов. Офлайн-торговле в небольших городах при сохранении тренда придется худо – магазины проигрывают сайтам по всем фронтам. Надеемся, почувствовав конкуренцию, они начнут понижать цены, расширять ассортимент и повышать качество услуг.
Питерский туроператор «Ника» передумал уходить с рынка через несколько дней после новостей о закрытии из-за кризиса. Кажется, где-то мы это уже видели! Похожие заявления на фоне пандемии делали «Уральские авиалинии» и сеть фитнес-клубов World Class – предупреждали о банкротстве, «Шоколадница» – грозилась закрыть 50% заведений, и еще множество бизнесменов из разных отраслей. Все мы помним прогнозы и о закрытии 80% ресторанов, и о массовых проблемах у такси и каршеринга, кризисе туротрасли и бьюти-сферы, о резком спаде экономики и безработице под 15%, как в США.

И хотя говорить о конце и даже пике кризиса, вероятно, еще рано, никакой из этих прогнозов еще не сбылся, а некоторые отрасли, вопреки ожиданиям, за 2-3 недели если не вернулись, то приблизились к докризисным показателям. Некоторые виды бизнеса все еще на карантине, но из работающих наибольшие проблемы имеют те, кто «хромал» задолго до начала пандемии – например, турфирмы и книжные магазины, тот же «Аэроэкспресс». Говорить о темпах падения экономики, пожалуй, еще рановато, но никто не будет отрицать, что показатели безработицы у нас гораздо ниже, чем в Европе и Штатах. Если бы не угроза второй волны, которую действительно многие не переживут, то некоторых можно было бы обвинить в паникерстве.