И снова о том, почему Китай так быстро победил коронавирус. В Циндао, где после «золотой недели» выявили несколько человек с бессимптомным коронавирусом, завершили повальное тестирование жителей. За 5 дней врачи проверили 10 млн человек. В итоге подтвердилось 13 случаев заражения, и специалисты все-таки нашли его источник – кабинет компьютерной томографии в местной больнице. Сложно даже представить, как властям это удалось, но лидерство Китая и эффективность его стратегии в борьбе с пандемией (повальный масочным режим, тестирование, четкое – без протестов и возмущений – выполнение предписаний) теперь точно не вызывает вопросов.
Новые коронавирусные запреты многим не нравятся, но все же работают. Санитарные меры и удаленка помогли «расчистить» общественный транспорт в столице. Число пассажиров в Москве снизилось на 39% по сравнению с прошлым годом.
Почему это важно?Эпидемиологи не раз называли общественный транспорт самым вероятным местом заражения коронавирусом. Соблюдать социальную дистанцию в метро и автобусах невозможно, полностью обезопасить себя от заражения – тоже (всегда найдется тот, кто готов расхаживать без маски, несмотря на признаки болезни). Недавнее исследование Роспотребнадзора подтвердило выводы об опасности массовых поездок – вирус выявили в смывах, взятых в общественном транспорте.
Почему это важно?Эпидемиологи не раз называли общественный транспорт самым вероятным местом заражения коронавирусом. Соблюдать социальную дистанцию в метро и автобусах невозможно, полностью обезопасить себя от заражения – тоже (всегда найдется тот, кто готов расхаживать без маски, несмотря на признаки болезни). Недавнее исследование Роспотребнадзора подтвердило выводы об опасности массовых поездок – вирус выявили в смывах, взятых в общественном транспорте.
Далеко не все фрилансеры выиграли от пандемии и удаленки. Проблемы с деньгами возникли у фотографов, что вполне логично с учетом запрета на проведение массовых мероприятий. Еще пострадали дизайнеры и копирайтеры – они часто работают на рекламные компании, которые из-за кризиса остались без заказов. Хорошо идут дела у репетиторов – дистанционка вынуждает многих родителей тратиться на дополнительные занятия. Не страдают от безделья и программисты – спрос на их услуги растет вместе с онлайнизацией продаж.
У удаленки есть проблема, которую не решить даже с помощью денег. Почти 70% сотрудников Кремниевой долины заявили о выгорании на «домашней работе». Работники Amazon, Microsoft, Google и Facebook жалуются, что стали уставать на удаленке больше, чем в офисе. Стресс растет из-за увеличения рабочего дня, невозможности найти баланс между работой и личной жизнью, усталости от видеочатов.
Впрочем, распространять недовольство сотрудников Кремниевой долины на всех не стоит. Если кто-то представляет, как выглядят офисы Google и Facebook (спойлер: они больше похожи на курорты, чем на место работы), то поймет, почему сотрудникам там может нравиться больше, чем дома. Хотя сама проблема размытия границ между домашними делами и трудовыми задачами, конечно, существует. Даже не столь привередливые россияне называли увеличение рабочего дня до бесконечности одним из главных недостатков удаленки.
Впрочем, распространять недовольство сотрудников Кремниевой долины на всех не стоит. Если кто-то представляет, как выглядят офисы Google и Facebook (спойлер: они больше похожи на курорты, чем на место работы), то поймет, почему сотрудникам там может нравиться больше, чем дома. Хотя сама проблема размытия границ между домашними делами и трудовыми задачами, конечно, существует. Даже не столь привередливые россияне называли увеличение рабочего дня до бесконечности одним из главных недостатков удаленки.
Несмотря на кризис и вторую волну пандемии, наши южные курорты от отсутствия клиентов не страдают. К зимнему сезону в отелях Сочи забронировано 90% мест. Причем туристов не пугают ни возможные санитарные ограничения (исключать такое развитие событий нельзя), ни рост цен. Из-за повышенного спроса и отсутствия альтернатив стоимость новогодних туров на курорты Красной Поляны скакнула на 15% по сравнению с прошлым годом.
К тому же из-за полузакрытых границ и заморочек с тестированием в этом году на российских югах фактически нет перерыва между летним и зимним сезоном. В октябре аэропорты работают на полную мощность, отели почти полностью загружены, а отдыхающие еще неделю назад купались и загорали. На днях стартовал второй этап продаж туров с кешбэком – все идет к тому, что зимний ажиотаж будет не меньше летнего. Вот вам и «потерянный для туротрасли» год!
К тому же из-за полузакрытых границ и заморочек с тестированием в этом году на российских югах фактически нет перерыва между летним и зимним сезоном. В октябре аэропорты работают на полную мощность, отели почти полностью загружены, а отдыхающие еще неделю назад купались и загорали. На днях стартовал второй этап продаж туров с кешбэком – все идет к тому, что зимний ажиотаж будет не меньше летнего. Вот вам и «потерянный для туротрасли» год!
На фоне второй волны кинотеатры теряют зрителей. За месяц посещаемость залов упала в 2 раза – с 1,6 млн проданных билетов в уикенд 17-20 сентября до 0,8 млн в прошлые выходные. Правда, прямой связи между ростом заболеваемости и падением прибыли кинотеатров нет. Вероятно, дело не в страхе заразиться – новинки проката последних недель (блокбастеров среди них нет, все самые ожидаемые показы перенесены) просто не мотивируют зрителей тратить с трудом заработанные в кризис деньги. Лишнее тому доказательство – показатели «Довода», который на днях вернулся на первое место по сборам в России.
Так или иначе, страдают кинотеатры, попавшие в какой-то замкнутый круг. Нет зрелищных новинок – нет зрителей, нет зрителей – нет новых кассовых фильмов (студии хотят заработать, поэтому отодвигают премьеры до времен, когда с посещаемостью проблем не будет). Если все так пойдет и дальше, то до новых премьер (а их часто переносят на весну и даже осень следующего года) доживут не все кинотеатры.
Так или иначе, страдают кинотеатры, попавшие в какой-то замкнутый круг. Нет зрелищных новинок – нет зрителей, нет зрителей – нет новых кассовых фильмов (студии хотят заработать, поэтому отодвигают премьеры до времен, когда с посещаемостью проблем не будет). Если все так пойдет и дальше, то до новых премьер (а их часто переносят на весну и даже осень следующего года) доживут не все кинотеатры.
Несмотря на новый виток пандемии и экономический кризис, деловая жизнь в стране восстанавливается. В III квартале спрос на размещение в отелях от деловых туристов вырос на 290% к предыдущим трем месяцам. Правда, отставание от прошлогодних показателей все еще огромное – в районе 45%. Чаще всего командировочные приносят деньги отельерам Москвы, Питера и Екатеринбурга.
Бизнес-туристы, как правило, останавливались в трехзвездочных отелях – спрос здесь пострадал меньше всего, но все равно в 2 раза меньше обычного. Остальным гостиницам выживать еще сложнее. Дорогие номера обычно берут туристы (в том числе иностранные, которых в этом году практически нет). В хостелы бизнесмены и чиновники, как правило, не заселяются даже в самые тяжелые времена, да и сомнений в их санитарной безопасности слишком много.
Московским отельерам пережить кризис помогли субсидии на размещение медиков, как выживали и будут выживать остальные – даже представить сложно, ведь проблема спроса будет актуальна для гостиниц еще не один месяц.
Бизнес-туристы, как правило, останавливались в трехзвездочных отелях – спрос здесь пострадал меньше всего, но все равно в 2 раза меньше обычного. Остальным гостиницам выживать еще сложнее. Дорогие номера обычно берут туристы (в том числе иностранные, которых в этом году практически нет). В хостелы бизнесмены и чиновники, как правило, не заселяются даже в самые тяжелые времена, да и сомнений в их санитарной безопасности слишком много.
Московским отельерам пережить кризис помогли субсидии на размещение медиков, как выживали и будут выживать остальные – даже представить сложно, ведь проблема спроса будет актуальна для гостиниц еще не один месяц.
Тут вице-мэр Москвы Владимир Ефимов объяснил, почему на фоне второй волны власти не прибегают к «крайним мерам», как это было весной. Вроде все вполне логично: в первый раз жесткие меры позволили выиграть время и подготовить медицинскую систему. Сейчас цифры по заболеваемости похожи, но Москва уже готова к росту числа пациентов, все в порядке с медикаментами и коечным фондом. А в марте-апреле никто толком не понимал, что это за вирус, насколько он опасен, и как долго продлится всплеск заболеваемости.
Следовательно, продолжил Ефимов, общепит и промышленность закрывать пока тоже нет необходимости. Посещение первых относительно безопасно при соблюдении санитарных мер, а вторые еще во время первой волны доказали, что не нарушают эпидемиологические требования. Ну и в десятый раз повторим, что у московских властей есть свой «корыстный» интерес в нормальной работе предприятий – если всех закроют, кто понесет деньги в бюджет?
Следовательно, продолжил Ефимов, общепит и промышленность закрывать пока тоже нет необходимости. Посещение первых относительно безопасно при соблюдении санитарных мер, а вторые еще во время первой волны доказали, что не нарушают эпидемиологические требования. Ну и в десятый раз повторим, что у московских властей есть свой «корыстный» интерес в нормальной работе предприятий – если всех закроют, кто понесет деньги в бюджет?
С 19 октября попасть в ночные клубы Москвы можно только после регистрации своего мобильного. Многие посетители недовольны, часть предпринимателей тоже не в восторге. Кто-то не хочет выделять отдельного человека для контроля за посетителями, одни боятся недовольства клиентов, вторые опасаются штрафов, если кому-то из гостей удастся пройти в заведение «нелегально».
Все опасения оправданы и в чем-то понятны, но заявлениям московских властей о том, что систему чекинов предложили сами бизнесмены, сложно не поверить. Надо понимать, что бары и ночные клубы – те заведения, которые первыми закрывают в случае всплеска заболеваемости. И как раз система регистрации номеров спасла от закрытия (или хотя бы отодвинула его на пару месяцев) развлекательные заведения в Европе. Хотя зачем смотреть на Запад? У нас уже достаточно своих примеров. Около 20 регионов не стали заморачиваться с чекинами, а просто ограничили (как правило, по времени) работу общепита и развлекательных заведений. Вряд ли московский бизнес был бы рад такому исходу.
Все опасения оправданы и в чем-то понятны, но заявлениям московских властей о том, что систему чекинов предложили сами бизнесмены, сложно не поверить. Надо понимать, что бары и ночные клубы – те заведения, которые первыми закрывают в случае всплеска заболеваемости. И как раз система регистрации номеров спасла от закрытия (или хотя бы отодвинула его на пару месяцев) развлекательные заведения в Европе. Хотя зачем смотреть на Запад? У нас уже достаточно своих примеров. Около 20 регионов не стали заморачиваться с чекинами, а просто ограничили (как правило, по времени) работу общепита и развлекательных заведений. Вряд ли московский бизнес был бы рад такому исходу.
Пандемия и падение пассажиропотока помогли авиакомпаниям вспомнить о принципе «все – для клиента». Сначала «Победа» увеличила максимальный вес багажа и снизила цену возврата билета до 1 рубля, сейчас «Аэрофлот» «прокачивает» уровень заботы о клиентах. Теперь пассажиры смогут бесплатно менять билет на рейсы по России за 30 минут до вылета. Правило распространяется на все билеты эконом-класса, которые были куплены с 16 октября. Дата вылета – до 25 марта 2021 года включительно. Раньше такая услуга стоила 2,6 тыс. рублей.
Что ж, все логично – в пандемию многие отказываются от полетов как раз из-за неопределенности (с ростом заболеваемости, с работой, с карантинными мерами), а бесплатная замена билетов успокоит клиентов. В итоге все в выигрыше (насколько это вообще возможно в кризис): пассажиры не переживают за сохранность денег в случае изменения планов, авиакомпании – увеличивают продажи.
Что ж, все логично – в пандемию многие отказываются от полетов как раз из-за неопределенности (с ростом заболеваемости, с работой, с карантинными мерами), а бесплатная замена билетов успокоит клиентов. В итоге все в выигрыше (насколько это вообще возможно в кризис): пассажиры не переживают за сохранность денег в случае изменения планов, авиакомпании – увеличивают продажи.
Фитнес все сильнее накрывает второй волной пандемии. Продажи в первую декаду октября просели на 50-70%, разница с прошлогодними показателями выросла до 54%. Средний чек тоже упал до 3,7 тыс. рублей – это на 37% ниже, чем в прошлом году. Причин много: где-то дополнительные запреты из-за роста заболеваемости вводят местные власти, где-то залы страдают из-за страха клиентов заразиться коронавирусом.
Контроль за соблюдением санитарных мер становится более жестким, но уставшим от коронавируса посетителям залов нет до этого дела. Около 65% представителей фитнес-сообщества жалуются на конфликты с клиентами, которые не хотят носить маски, измерять температуру и соблюдать другие меры безопасности. Почти 45% клубов отмечают, что клиенты просят заморозить членство или вернуть деньги. Новые абонементы, напротив, почти не покупаются – люди либо экономят, либо боятся заражения, либо опасаются закрытия залов. Кажется, это чуть ли не первый случай, когда прогнозы о ликвидации 40-60% предприятий отрасли уже не кажутся просто попыткой разжалобить власти.
Контроль за соблюдением санитарных мер становится более жестким, но уставшим от коронавируса посетителям залов нет до этого дела. Около 65% представителей фитнес-сообщества жалуются на конфликты с клиентами, которые не хотят носить маски, измерять температуру и соблюдать другие меры безопасности. Почти 45% клубов отмечают, что клиенты просят заморозить членство или вернуть деньги. Новые абонементы, напротив, почти не покупаются – люди либо экономят, либо боятся заражения, либо опасаются закрытия залов. Кажется, это чуть ли не первый случай, когда прогнозы о ликвидации 40-60% предприятий отрасли уже не кажутся просто попыткой разжалобить власти.
Популярность онлайн-торговли продуктами заставляет сервисы доставки расширять ассортимент. Вот и «Яндекс.Еда» решила развозить продукцию с московских фермерских рынков. На первый взгляд, все хорошо. Такое сотрудничество позволит «Яндексу» удовлетворить спрос на здоровые продукты и заработать – средний чек на рынках на 30% больше, чем в магазинах. Условия доставки сносные: при заказе на 1 тыс. за доставку возьмут 200 рублей, на 2 тыс. – услуга бесплатна.
Но перспективы сотрудничества пока спорные. Во-первых, могут возникнуть конфликты из-за большой комиссии служб доставки – как раз на нее бизнес недавно пожаловался московским властям. Говорят, именно это и помешало организовать доставку с рынков в марте-апреле. Во-вторых, осложнить работу могут особенности ценообразования на рынках – там много продавцов, и каждый самостоятельно устанавливает расценки. В-третьих, рост продаж может не оправдать ожиданий «Яндекса» – многие ходят на рынки, чтобы самостоятельно выбрать качественные продукты и по возможности выторговать лучшую цену, а доставка лишает такой возможности.
Но перспективы сотрудничества пока спорные. Во-первых, могут возникнуть конфликты из-за большой комиссии служб доставки – как раз на нее бизнес недавно пожаловался московским властям. Говорят, именно это и помешало организовать доставку с рынков в марте-апреле. Во-вторых, осложнить работу могут особенности ценообразования на рынках – там много продавцов, и каждый самостоятельно устанавливает расценки. В-третьих, рост продаж может не оправдать ожиданий «Яндекса» – многие ходят на рынки, чтобы самостоятельно выбрать качественные продукты и по возможности выторговать лучшую цену, а доставка лишает такой возможности.
Пока некоторые московские бизнесмены жалуются на проблемы из-за регистрации посетителей, питерские рестораторы готовятся в очередной раз подсчитывать убытки. В Санкт-Петербурге власти не стали париться с учетом ночных гостей, а просто запретили барам, кафе и ресторанам работать с 23:00 до 6:00. Такой режим работы сохранится до конца ноября. Исключение сделают только для заведений, работающих в аэропорту, на вокзалах и заправках.
Честно говоря, печально. Особенно с учетом того, что на восстановление у питерских рестораторов было не так много времени – после первой волны местные рестораны вернулись к работе ближе к началу августа, хотя та же Москва открыла общепит уже 23 июня. И если кафе и рестораны новые запреты еще как-то переживут, то барам будет тяжко – основную выручку они делают на алкоголе, причем отнюдь не днем.
Честно говоря, печально. Особенно с учетом того, что на восстановление у питерских рестораторов было не так много времени – после первой волны местные рестораны вернулись к работе ближе к началу августа, хотя та же Москва открыла общепит уже 23 июня. И если кафе и рестораны новые запреты еще как-то переживут, то барам будет тяжко – основную выручку они делают на алкоголе, причем отнюдь не днем.
Коронакризис разорил всех «яблочников»? Раньше место в очереди за новым iPhone продавали за 10-15 тысяч, а сейчас у дверей флагманского магазина на Тверской всего несколько человек. Говорят, в этом году предзаказ на айфоны больше прошлогоднего, и отсутствие очередей еще больше удивляет – неужто россияне поняли, что в разгар пандемии часами стоять в очередях, пусть даже и на улице, не самая лучшая идея?
Кажется, пандемия оставила россиян без новогодних корпоративов. Почти 60% компаний отказались от предпраздничных вечеринок. Многие event-агентства сообщают о снижение числа заказов на 80-90% по сравнению с прошлым годом. Да и сами россияне не горят желанием веселиться – на праздники готовы пойти 13% сотрудников и лишь при условии отмены всех ограничений.
Компании, которые не хотят оставлять работников без праздника, или проведут корпоративы в январе – тогда и услуги организаторов будут дешевле, и ситуация с коронавирусом может улучшиться. Или устроят небольшие посиделки в офисе – так можно сэкономить на питании и ведущем. Справедливости ради, экономить пришлось не всем – у крупных агентств работы хватает, почти все российские звезды тоже получили заказы. Загвоздка только в том, что добро на проведение корпоративов должны будут давать региональные власти, причем ближе к новогодним праздникам. Что будут делать те, кто уже всем закупился и все оплатил?
Компании, которые не хотят оставлять работников без праздника, или проведут корпоративы в январе – тогда и услуги организаторов будут дешевле, и ситуация с коронавирусом может улучшиться. Или устроят небольшие посиделки в офисе – так можно сэкономить на питании и ведущем. Справедливости ради, экономить пришлось не всем – у крупных агентств работы хватает, почти все российские звезды тоже получили заказы. Загвоздка только в том, что добро на проведение корпоративов должны будут давать региональные власти, причем ближе к новогодним праздникам. Что будут делать те, кто уже всем закупился и все оплатил?
Вторая волна пандемии добралась и до железнодорожных перевозок. После относительно успешного сентября РЖД придется отменить или сократить около 50 поездов. Все дело в низком спросе – некоторые направления перестали пользоваться популярностью у пассажиров, а гонять пустые вагоны туда-сюда нет смысла. Деньги за уже купленные билеты на отмененные поезда вернут.
Спад, судя по перечню отмененных поездов, вызван не только второй волной пандемии, но и завершением курортного сезона, который в этом году был непривычно длинным. Да и россияне снова стали бояться поездов – в начале первой волны СМИ часто сообщали, как один заболевший за день пути мог заразить 5-10 пассажиров. Часть клиентов РЖД вполне может уйти к авиаперевозчикам – буквально на днях очередное исследование показало, что заразиться в самолете при соблюдении всех санитарных мер почти нереально.
Спад, судя по перечню отмененных поездов, вызван не только второй волной пандемии, но и завершением курортного сезона, который в этом году был непривычно длинным. Да и россияне снова стали бояться поездов – в начале первой волны СМИ часто сообщали, как один заболевший за день пути мог заразить 5-10 пассажиров. Часть клиентов РЖД вполне может уйти к авиаперевозчикам – буквально на днях очередное исследование показало, что заразиться в самолете при соблюдении всех санитарных мер почти нереально.
Из-за пандемии походы в кино стали одним из самых непопулярных развлечений. Эксперты финуниверситета при правительстве назвали кинозалы наиболее пострадавшими учреждениями культуры. В июле-августе кинотеатры вроде как начали привлекать гостей, многим удалось отыграть половину падения, но вторая волна снова вызвала резкий спад прибыли.
У остальных дела идут лучше, хотя до прошлогодних показателей очень далеко. Число тех, кто готов ходить в драматические театры, в 2 раза меньше, чем прошлой осенью. Спад интереса к музеям остается сильным, но он все же заметно меньше, чем у кино и театров – минус 30-40% к докризисному периоду. Вероятно, люди считают поход в музей, где нет длительного пребывания в закрытом помещении, менее опасным, чем посещение кино. Сказывается и отсутствие новинок – кинотеатрам их сейчас при всем желании взять неоткуда.
У остальных дела идут лучше, хотя до прошлогодних показателей очень далеко. Число тех, кто готов ходить в драматические театры, в 2 раза меньше, чем прошлой осенью. Спад интереса к музеям остается сильным, но он все же заметно меньше, чем у кино и театров – минус 30-40% к докризисному периоду. Вероятно, люди считают поход в музей, где нет длительного пребывания в закрытом помещении, менее опасным, чем посещение кино. Сказывается и отсутствие новинок – кинотеатрам их сейчас при всем желании взять неоткуда.
На фоне коронакризиса и второй волны хорошо растут едва ли не одни интернет-компании. Вот и Mail.ru Group вернула прогноз по выручке на доковидный уровень – холдинг снова планирует заработать 103 млрд рублей в 2020 году. Такой прогноз делался еще в начале года, но из-за пандемии был уменьшен. Летний подъем показателей позволил холдингу снова делать оптимистичные прогнозы.
Подрасти Mail.ru помогла выручка от онлайн-рекламы – в III квартале она увеличилась на 5% и составила 9,5 млрд рублей после падения на 5,2% в апреле-июне. Несмотря на снятие карантина, драйвером роста осталось игровое направление – выручка от него к сентябрю увеличилась на 33% год к году и составила 10,6 млрд рублей. Не подвело и продуктовое направление. Выручка Delivery Club выросла в 2,1 раза, «Самоката» – в 20 раз. «Ситимобил» нарастил количество заказов в 4 раза, до 50 млн поездок. Кто-то еще сомневается, что «нерабочий апрель» сформировал у россиян новые привычки?
Подрасти Mail.ru помогла выручка от онлайн-рекламы – в III квартале она увеличилась на 5% и составила 9,5 млрд рублей после падения на 5,2% в апреле-июне. Несмотря на снятие карантина, драйвером роста осталось игровое направление – выручка от него к сентябрю увеличилась на 33% год к году и составила 10,6 млрд рублей. Не подвело и продуктовое направление. Выручка Delivery Club выросла в 2,1 раза, «Самоката» – в 20 раз. «Ситимобил» нарастил количество заказов в 4 раза, до 50 млн поездок. Кто-то еще сомневается, что «нерабочий апрель» сформировал у россиян новые привычки?
Тот случай, когда для описания ситуации хватит буквально двух цифр. Доля онлайн-торговли на московских складах за год выросла в 10 раз – с 5% до 51%. Год назад в общем объеме инвестиций на склады приходилось 3%, сейчас – 16%. Пожалуй, этого достаточно, чтобы понять, какой рывок сделала e-commerce благодаря пандемии.
Из-за упавшей загрузки рейсы отменяет не только РЖД. «Уральские авиалинии» на фоне низкого сезона тоже сокращают полеты: на этот раз авиакомпания откажется от выполнения рейсов по девяти направлениям из Жуковского. Рейсы в Стамбул останутся, но будут только чартерными. Авиакомпания «ИрАэро» закрыла рейсы Надым – Самара, Томск – Самара и Нижний Новгород – Калининград. Причина та же – низкая загрузка самолетов.
Новости грустные, но, вероятно, не последние – если спад заболеваемости не наступит раньше февраля-марта или даже начала лета (а такие прогнозы уже есть), то сокращения продолжатся. Перевозчикам нет смысла гонять пустые самолеты – выгоднее совсем отменить рейсы, а освободившиеся судна использовать для грузоперевозок, как уже делали во время первой волны.
Новости грустные, но, вероятно, не последние – если спад заболеваемости не наступит раньше февраля-марта или даже начала лета (а такие прогнозы уже есть), то сокращения продолжатся. Перевозчикам нет смысла гонять пустые самолеты – выгоднее совсем отменить рейсы, а освободившиеся судна использовать для грузоперевозок, как уже делали во время первой волны.