Больная экономика – Telegram
Больная экономика
64.6K subscribers
2.88K photos
106 videos
1.44K links
Сводки о перерождении российской экономики.
Обратная связь - @boleconbot

Канал в реестре блогеров: https://knd.gov.ru/license?id=6762c3184e740947be81f85d&registryType=bloggersPermission
Download Telegram
На вторую волну пандемии быстро отреагировали и арендные ставки – в городах-миллионниках цены или начали падать, или остановили рост. Хотя август и сентябрь были вполне удачными для арендодателей: благодаря студентам и вернувшимся из самоизоляции спрос был на 25-30% выше, чем в 2019 году.

Начавшийся было рост цен остановили ограничительные меры – повторная удаленка снова позволила многим жителям регионов уехать домой. И в ближайшее время цены вряд ли будут увеличиваться – владельцы жилья уже научены опытом первой волны и не станут повышать аренду. Ближе к концу года даст о себе знать и льготная ипотека. Когда на рынок выйдут те, кто купил квартиру для сдачи, объем предложений значительно вырастет, а вместе с ним и число арендодателей, готовых давать жильцам скидку.
Ну что, свершилось! Netflix запустился в России. Стриминговый сервис заговорил по-нашему и немного подешевел. Интерфейс переведен на русский язык, а платежи проводятся в рублях: базовый тариф за 599, стандартный — 799, премиум — 999. Netflix начал закупать больше русских фильмов и активнее переводить зарубежный контент для наших пользователей.

Российские онлайн-кинотеатры наверняка занервничали, хотя перспективы у Netflix на нашем рынке пока спорные. В первую очередь из-за цен, которые вряд ли можно назвать демократичными – «Кинопоиск» и Okko стоят гораздо дешевле, в районе 200-300 рублей. К тому же большинство фильмов и сериалов все еще доступны только на английском языке – сразу (как минимум) минус половина пользователей. Еще сервис отменил пробную бесплатную подписку, которая обычно помогает онлайн-кинотеатрам привлекать клиентов. Все это может затормозить вхождение платформы на наш рынок, но не остановить его – в других странах Netflix помог разориться очень многим участникам отрасли.
Вторая волна пандемии окончательно накрыла Европу. С субботы в Париже и еще восьми крупных метрополиях на месяц вводится комендантский час. С 9 вечера до 6 утра нельзя выходить из дома, приглашать больше 6 гостей тоже запрещено. В двух провинциях Бельгии также начал действовать комендантский час, жителям страны нельзя собираться компаниями больше трех человек. В испанской Каталонии на две недели закроют бары и рестораны. Пропускную способность ТЦ сократят на 70%, спортзалов – на 50%. В Лондоне с субботы запретят ходить в гости, пользоваться общественным транспортом не рекомендуется.

Жесткого карантина (с почти полным запретом на передвижения, системой пропусков и похожими мерами) нет пока нигде, но ослабевшему во время первой волны бизнесу от этого не легче. Особенно тяжело общепиту: одни клиенты боятся заразиться, вторые – экономят из страха повторного локдауна, третьи – хотят прийти, но успевают только к раннему закрытию. Экономика вроде как открыта, но бизнес все равно страдает – когда вместо 0 клиентов у тебя есть 2-3 или даже 10-15 в день, зарплату сотрудникам все равно платить нечем.
Сегодня стартовал второй этап программы кешбэка, и это тот самый случай, когда чиновников есть за что хвалить. Во-первых, в этот раз у россиян есть почти 2 месяца, чтобы купить путевку – с 15 октября до 5 декабря. Во-вторых, стали лояльнее условия получения бонусов – минимальный тур может длиться 2, а не 4 ночи, ограничений по стоимости поездки нет вообще. В-третьих, участвовать в программе могут не только отели и туроператоры, но и туристические агрегаторы. В-четвертых, максимальная сумма кешбэка в 20% от поездки выросла до 20 тыс. рублей.

В общем, все могут быть довольны – после не слишком удачного старта проект причесали так, что придраться сложно. Жаль только, что запуск второго этапа совпал с резким ростом заболеваемости в стране. Вероятно, кто-то из россиян побоится покупать туры из-за возможных ограничений или из страха заразиться. С другой стороны, до 5 декабря еще есть время – возможно, к тому времени заболеваемость пойдет на спад и строить планы на новогодние каникулы будет проще.
Кажется, только ленивый еще не успел повозмущаться, что из-за пандемии в барах и ночных клубах Москвы введут систему регистрации гостей. Хотя процедура довольно простая: посетителям ночных заведений нужно будет лишь зарегистрировать номер телефона с помощью СМС или сканирования QR-кода. Если у одного из посетителей позже найдут коронавирус, другим придет уведомление. Собственно, вот и все.

Причем сложно понять как недовольство гостей, так и возмущения бизнеса. Первые смогут в случае чего узнать о возможном заражении, вторые – продолжать работу, несмотря на резкий рост заболеваемости. Если кто не заметил, в Европе с барами так не церемонятся: без номеров телефонов многие заведения не обслуживают вот уже пару месяцев, за последние дни работу баров остановили (или ограничили) почти все европейские столицы. В Москве же никто никого не трогает: оставь номер, и гуляй, веселись сколько влезет.
Израиль постепенно начинает снимать жесткий карантин. С 18 октября ресторанам позволят продавать еду навынос, откроют детские сады, парки и пляжи. Жителям снова разрешат выходить из дома и приглашать гостей, правда, собираться можно будет максимум вдесятером.

Жесткие ограничения в Израиле очень возмущали местных жителей, но быстро дали результаты: если 1 октября в стране выявили более 8 тыс. заболевших, то вчера – только 1,5 тыс. Возможно, успех такой стратегии заставит и Европу задуматься о возвращении строгих карантинных мер. Вероятно, кому-то дешевле будет закрыться на 2-3 недели, чем полгода жить в подвешенном состоянии, когда бизнес формально функционирует, но заработать ничего не может.
И снова о том, почему Китай так быстро победил коронавирус. В Циндао, где после «золотой недели» выявили несколько человек с бессимптомным коронавирусом, завершили повальное тестирование жителей. За 5 дней врачи проверили 10 млн человек. В итоге подтвердилось 13 случаев заражения, и специалисты все-таки нашли его источник – кабинет компьютерной томографии в местной больнице. Сложно даже представить, как властям это удалось, но лидерство Китая и эффективность его стратегии в борьбе с пандемией (повальный масочным режим, тестирование, четкое – без протестов и возмущений – выполнение предписаний) теперь точно не вызывает вопросов.
Новые коронавирусные запреты многим не нравятся, но все же работают. Санитарные меры и удаленка помогли «расчистить» общественный транспорт в столице. Число пассажиров в Москве снизилось на 39% по сравнению с прошлым годом.

Почему это важно?Эпидемиологи не раз называли общественный транспорт самым вероятным местом заражения коронавирусом. Соблюдать социальную дистанцию в метро и автобусах невозможно, полностью обезопасить себя от заражения – тоже (всегда найдется тот, кто готов расхаживать без маски, несмотря на признаки болезни). Недавнее исследование Роспотребнадзора подтвердило выводы об опасности массовых поездок – вирус выявили в смывах, взятых в общественном транспорте.
Далеко не все фрилансеры выиграли от пандемии и удаленки. Проблемы с деньгами возникли у фотографов, что вполне логично с учетом запрета на проведение массовых мероприятий. Еще пострадали дизайнеры и копирайтеры – они часто работают на рекламные компании, которые из-за кризиса остались без заказов. Хорошо идут дела у репетиторов – дистанционка вынуждает многих родителей тратиться на дополнительные занятия. Не страдают от безделья и программисты – спрос на их услуги растет вместе с онлайнизацией продаж.
У удаленки есть проблема, которую не решить даже с помощью денег. Почти 70% сотрудников Кремниевой долины заявили о выгорании на «домашней работе». Работники Amazon, Microsoft, Google и Facebook жалуются, что стали уставать на удаленке больше, чем в офисе. Стресс растет из-за увеличения рабочего дня, невозможности найти баланс между работой и личной жизнью, усталости от видеочатов.

Впрочем, распространять недовольство сотрудников Кремниевой долины на всех не стоит. Если кто-то представляет, как выглядят офисы Google и Facebook (спойлер: они больше похожи на курорты, чем на место работы), то поймет, почему сотрудникам там может нравиться больше, чем дома. Хотя сама проблема размытия границ между домашними делами и трудовыми задачами, конечно, существует. Даже не столь привередливые россияне называли увеличение рабочего дня до бесконечности одним из главных недостатков удаленки.
Несмотря на кризис и вторую волну пандемии, наши южные курорты от отсутствия клиентов не страдают. К зимнему сезону в отелях Сочи забронировано 90% мест. Причем туристов не пугают ни возможные санитарные ограничения (исключать такое развитие событий нельзя), ни рост цен. Из-за повышенного спроса и отсутствия альтернатив стоимость новогодних туров на курорты Красной Поляны скакнула на 15% по сравнению с прошлым годом.

К тому же из-за полузакрытых границ и заморочек с тестированием в этом году на российских югах фактически нет перерыва между летним и зимним сезоном. В октябре аэропорты работают на полную мощность, отели почти полностью загружены, а отдыхающие еще неделю назад купались и загорали. На днях стартовал второй этап продаж туров с кешбэком – все идет к тому, что зимний ажиотаж будет не меньше летнего. Вот вам и «потерянный для туротрасли» год!
На фоне второй волны кинотеатры теряют зрителей. За месяц посещаемость залов упала в 2 раза – с 1,6 млн проданных билетов в уикенд 17-20 сентября до 0,8 млн в прошлые выходные. Правда, прямой связи между ростом заболеваемости и падением прибыли кинотеатров нет. Вероятно, дело не в страхе заразиться – новинки проката последних недель (блокбастеров среди них нет, все самые ожидаемые показы перенесены) просто не мотивируют зрителей тратить с трудом заработанные в кризис деньги. Лишнее тому доказательство – показатели «Довода», который на днях вернулся на первое место по сборам в России.

Так или иначе, страдают кинотеатры, попавшие в какой-то замкнутый круг. Нет зрелищных новинок – нет зрителей, нет зрителей – нет новых кассовых фильмов (студии хотят заработать, поэтому отодвигают премьеры до времен, когда с посещаемостью проблем не будет). Если все так пойдет и дальше, то до новых премьер (а их часто переносят на весну и даже осень следующего года) доживут не все кинотеатры.
Несмотря на новый виток пандемии и экономический кризис, деловая жизнь в стране восстанавливается. В III квартале спрос на размещение в отелях от деловых туристов вырос на 290% к предыдущим трем месяцам. Правда, отставание от прошлогодних показателей все еще огромное – в районе 45%. Чаще всего командировочные приносят деньги отельерам Москвы, Питера и Екатеринбурга.

Бизнес-туристы, как правило, останавливались в трехзвездочных отелях – спрос здесь пострадал меньше всего, но все равно в 2 раза меньше обычного. Остальным гостиницам выживать еще сложнее. Дорогие номера обычно берут туристы (в том числе иностранные, которых в этом году практически нет). В хостелы бизнесмены и чиновники, как правило, не заселяются даже в самые тяжелые времена, да и сомнений в их санитарной безопасности слишком много.

Московским отельерам пережить кризис помогли субсидии на размещение медиков, как выживали и будут выживать остальные – даже представить сложно, ведь проблема спроса будет актуальна для гостиниц еще не один месяц.
Тут вице-мэр Москвы Владимир Ефимов объяснил, почему на фоне второй волны власти не прибегают к «крайним мерам», как это было весной. Вроде все вполне логично: в первый раз жесткие меры позволили выиграть время и подготовить медицинскую систему. Сейчас цифры по заболеваемости похожи, но Москва уже готова к росту числа пациентов, все в порядке с медикаментами и коечным фондом. А в марте-апреле никто толком не понимал, что это за вирус, насколько он опасен, и как долго продлится всплеск заболеваемости.

Следовательно, продолжил Ефимов, общепит и промышленность закрывать пока тоже нет необходимости. Посещение первых относительно безопасно при соблюдении санитарных мер, а вторые еще во время первой волны доказали, что не нарушают эпидемиологические требования. Ну и в десятый раз повторим, что у московских властей есть свой «корыстный» интерес в нормальной работе предприятий – если всех закроют, кто понесет деньги в бюджет?
С 19 октября попасть в ночные клубы Москвы можно только после регистрации своего мобильного. Многие посетители недовольны, часть предпринимателей тоже не в восторге. Кто-то не хочет выделять отдельного человека для контроля за посетителями, одни боятся недовольства клиентов, вторые опасаются штрафов, если кому-то из гостей удастся пройти в заведение «нелегально».

Все опасения оправданы и в чем-то понятны, но заявлениям московских властей о том, что систему чекинов предложили сами бизнесмены, сложно не поверить. Надо понимать, что бары и ночные клубы – те заведения, которые первыми закрывают в случае всплеска заболеваемости. И как раз система регистрации номеров спасла от закрытия (или хотя бы отодвинула его на пару месяцев) развлекательные заведения в Европе. Хотя зачем смотреть на Запад? У нас уже достаточно своих примеров. Около 20 регионов не стали заморачиваться с чекинами, а просто ограничили (как правило, по времени) работу общепита и развлекательных заведений. Вряд ли московский бизнес был бы рад такому исходу.
Пандемия и падение пассажиропотока помогли авиакомпаниям вспомнить о принципе «все – для клиента». Сначала «Победа» увеличила максимальный вес багажа и снизила цену возврата билета до 1 рубля, сейчас «Аэрофлот» «прокачивает» уровень заботы о клиентах. Теперь пассажиры смогут бесплатно менять билет на рейсы по России за 30 минут до вылета. Правило распространяется на все билеты эконом-класса, которые были куплены с 16 октября. Дата вылета – до 25 марта 2021 года включительно. Раньше такая услуга стоила 2,6 тыс. рублей.

Что ж, все логично – в пандемию многие отказываются от полетов как раз из-за неопределенности (с ростом заболеваемости, с работой, с карантинными мерами), а бесплатная замена билетов успокоит клиентов. В итоге все в выигрыше (насколько это вообще возможно в кризис): пассажиры не переживают за сохранность денег в случае изменения планов, авиакомпании – увеличивают продажи.
Фитнес все сильнее накрывает второй волной пандемии. Продажи в первую декаду октября просели на 50-70%, разница с прошлогодними показателями выросла до 54%. Средний чек тоже упал до 3,7 тыс. рублей – это на 37% ниже, чем в прошлом году. Причин много: где-то дополнительные запреты из-за роста заболеваемости вводят местные власти, где-то залы страдают из-за страха клиентов заразиться коронавирусом.

Контроль за соблюдением санитарных мер становится более жестким, но уставшим от коронавируса посетителям залов нет до этого дела. Около 65% представителей фитнес-сообщества жалуются на конфликты с клиентами, которые не хотят носить маски, измерять температуру и соблюдать другие меры безопасности. Почти 45% клубов отмечают, что клиенты просят заморозить членство или вернуть деньги. Новые абонементы, напротив, почти не покупаются – люди либо экономят, либо боятся заражения, либо опасаются закрытия залов. Кажется, это чуть ли не первый случай, когда прогнозы о ликвидации 40-60% предприятий отрасли уже не кажутся просто попыткой разжалобить власти.
Популярность онлайн-торговли продуктами заставляет сервисы доставки расширять ассортимент. Вот и «Яндекс.Еда» решила развозить продукцию с московских фермерских рынков. На первый взгляд, все хорошо. Такое сотрудничество позволит «Яндексу» удовлетворить спрос на здоровые продукты и заработать – средний чек на рынках на 30% больше, чем в магазинах. Условия доставки сносные: при заказе на 1 тыс. за доставку возьмут 200 рублей, на 2 тыс. – услуга бесплатна.

Но перспективы сотрудничества пока спорные. Во-первых, могут возникнуть конфликты из-за большой комиссии служб доставки – как раз на нее бизнес недавно пожаловался московским властям. Говорят, именно это и помешало организовать доставку с рынков в марте-апреле. Во-вторых, осложнить работу могут особенности ценообразования на рынках – там много продавцов, и каждый самостоятельно устанавливает расценки. В-третьих, рост продаж может не оправдать ожиданий «Яндекса» – многие ходят на рынки, чтобы самостоятельно выбрать качественные продукты и по возможности выторговать лучшую цену, а доставка лишает такой возможности.
Пока некоторые московские бизнесмены жалуются на проблемы из-за регистрации посетителей, питерские рестораторы готовятся в очередной раз подсчитывать убытки. В Санкт-Петербурге власти не стали париться с учетом ночных гостей, а просто запретили барам, кафе и ресторанам работать с 23:00 до 6:00. Такой режим работы сохранится до конца ноября. Исключение сделают только для заведений, работающих в аэропорту, на вокзалах и заправках.

Честно говоря, печально. Особенно с учетом того, что на восстановление у питерских рестораторов было не так много времени – после первой волны местные рестораны вернулись к работе ближе к началу августа, хотя та же Москва открыла общепит уже 23 июня. И если кафе и рестораны новые запреты еще как-то переживут, то барам будет тяжко – основную выручку они делают на алкоголе, причем отнюдь не днем.
Коронакризис разорил всех «яблочников»? Раньше место в очереди за новым iPhone продавали за 10-15 тысяч, а сейчас у дверей флагманского магазина на Тверской всего несколько человек. Говорят, в этом году предзаказ на айфоны больше прошлогоднего, и отсутствие очередей еще больше удивляет – неужто россияне поняли, что в разгар пандемии часами стоять в очередях, пусть даже и на улице, не самая лучшая идея?