Больная экономика – Telegram
Больная экономика
64.6K subscribers
2.88K photos
106 videos
1.44K links
Сводки о перерождении российской экономики.
Обратная связь - @boleconbot

Канал в реестре блогеров: https://knd.gov.ru/license?id=6762c3184e740947be81f85d&registryType=bloggersPermission
Download Telegram
Кажется, только ленивый еще не успел повозмущаться, что из-за пандемии в барах и ночных клубах Москвы введут систему регистрации гостей. Хотя процедура довольно простая: посетителям ночных заведений нужно будет лишь зарегистрировать номер телефона с помощью СМС или сканирования QR-кода. Если у одного из посетителей позже найдут коронавирус, другим придет уведомление. Собственно, вот и все.

Причем сложно понять как недовольство гостей, так и возмущения бизнеса. Первые смогут в случае чего узнать о возможном заражении, вторые – продолжать работу, несмотря на резкий рост заболеваемости. Если кто не заметил, в Европе с барами так не церемонятся: без номеров телефонов многие заведения не обслуживают вот уже пару месяцев, за последние дни работу баров остановили (или ограничили) почти все европейские столицы. В Москве же никто никого не трогает: оставь номер, и гуляй, веселись сколько влезет.
Израиль постепенно начинает снимать жесткий карантин. С 18 октября ресторанам позволят продавать еду навынос, откроют детские сады, парки и пляжи. Жителям снова разрешат выходить из дома и приглашать гостей, правда, собираться можно будет максимум вдесятером.

Жесткие ограничения в Израиле очень возмущали местных жителей, но быстро дали результаты: если 1 октября в стране выявили более 8 тыс. заболевших, то вчера – только 1,5 тыс. Возможно, успех такой стратегии заставит и Европу задуматься о возвращении строгих карантинных мер. Вероятно, кому-то дешевле будет закрыться на 2-3 недели, чем полгода жить в подвешенном состоянии, когда бизнес формально функционирует, но заработать ничего не может.
И снова о том, почему Китай так быстро победил коронавирус. В Циндао, где после «золотой недели» выявили несколько человек с бессимптомным коронавирусом, завершили повальное тестирование жителей. За 5 дней врачи проверили 10 млн человек. В итоге подтвердилось 13 случаев заражения, и специалисты все-таки нашли его источник – кабинет компьютерной томографии в местной больнице. Сложно даже представить, как властям это удалось, но лидерство Китая и эффективность его стратегии в борьбе с пандемией (повальный масочным режим, тестирование, четкое – без протестов и возмущений – выполнение предписаний) теперь точно не вызывает вопросов.
Новые коронавирусные запреты многим не нравятся, но все же работают. Санитарные меры и удаленка помогли «расчистить» общественный транспорт в столице. Число пассажиров в Москве снизилось на 39% по сравнению с прошлым годом.

Почему это важно?Эпидемиологи не раз называли общественный транспорт самым вероятным местом заражения коронавирусом. Соблюдать социальную дистанцию в метро и автобусах невозможно, полностью обезопасить себя от заражения – тоже (всегда найдется тот, кто готов расхаживать без маски, несмотря на признаки болезни). Недавнее исследование Роспотребнадзора подтвердило выводы об опасности массовых поездок – вирус выявили в смывах, взятых в общественном транспорте.
Далеко не все фрилансеры выиграли от пандемии и удаленки. Проблемы с деньгами возникли у фотографов, что вполне логично с учетом запрета на проведение массовых мероприятий. Еще пострадали дизайнеры и копирайтеры – они часто работают на рекламные компании, которые из-за кризиса остались без заказов. Хорошо идут дела у репетиторов – дистанционка вынуждает многих родителей тратиться на дополнительные занятия. Не страдают от безделья и программисты – спрос на их услуги растет вместе с онлайнизацией продаж.
У удаленки есть проблема, которую не решить даже с помощью денег. Почти 70% сотрудников Кремниевой долины заявили о выгорании на «домашней работе». Работники Amazon, Microsoft, Google и Facebook жалуются, что стали уставать на удаленке больше, чем в офисе. Стресс растет из-за увеличения рабочего дня, невозможности найти баланс между работой и личной жизнью, усталости от видеочатов.

Впрочем, распространять недовольство сотрудников Кремниевой долины на всех не стоит. Если кто-то представляет, как выглядят офисы Google и Facebook (спойлер: они больше похожи на курорты, чем на место работы), то поймет, почему сотрудникам там может нравиться больше, чем дома. Хотя сама проблема размытия границ между домашними делами и трудовыми задачами, конечно, существует. Даже не столь привередливые россияне называли увеличение рабочего дня до бесконечности одним из главных недостатков удаленки.
Несмотря на кризис и вторую волну пандемии, наши южные курорты от отсутствия клиентов не страдают. К зимнему сезону в отелях Сочи забронировано 90% мест. Причем туристов не пугают ни возможные санитарные ограничения (исключать такое развитие событий нельзя), ни рост цен. Из-за повышенного спроса и отсутствия альтернатив стоимость новогодних туров на курорты Красной Поляны скакнула на 15% по сравнению с прошлым годом.

К тому же из-за полузакрытых границ и заморочек с тестированием в этом году на российских югах фактически нет перерыва между летним и зимним сезоном. В октябре аэропорты работают на полную мощность, отели почти полностью загружены, а отдыхающие еще неделю назад купались и загорали. На днях стартовал второй этап продаж туров с кешбэком – все идет к тому, что зимний ажиотаж будет не меньше летнего. Вот вам и «потерянный для туротрасли» год!
На фоне второй волны кинотеатры теряют зрителей. За месяц посещаемость залов упала в 2 раза – с 1,6 млн проданных билетов в уикенд 17-20 сентября до 0,8 млн в прошлые выходные. Правда, прямой связи между ростом заболеваемости и падением прибыли кинотеатров нет. Вероятно, дело не в страхе заразиться – новинки проката последних недель (блокбастеров среди них нет, все самые ожидаемые показы перенесены) просто не мотивируют зрителей тратить с трудом заработанные в кризис деньги. Лишнее тому доказательство – показатели «Довода», который на днях вернулся на первое место по сборам в России.

Так или иначе, страдают кинотеатры, попавшие в какой-то замкнутый круг. Нет зрелищных новинок – нет зрителей, нет зрителей – нет новых кассовых фильмов (студии хотят заработать, поэтому отодвигают премьеры до времен, когда с посещаемостью проблем не будет). Если все так пойдет и дальше, то до новых премьер (а их часто переносят на весну и даже осень следующего года) доживут не все кинотеатры.
Несмотря на новый виток пандемии и экономический кризис, деловая жизнь в стране восстанавливается. В III квартале спрос на размещение в отелях от деловых туристов вырос на 290% к предыдущим трем месяцам. Правда, отставание от прошлогодних показателей все еще огромное – в районе 45%. Чаще всего командировочные приносят деньги отельерам Москвы, Питера и Екатеринбурга.

Бизнес-туристы, как правило, останавливались в трехзвездочных отелях – спрос здесь пострадал меньше всего, но все равно в 2 раза меньше обычного. Остальным гостиницам выживать еще сложнее. Дорогие номера обычно берут туристы (в том числе иностранные, которых в этом году практически нет). В хостелы бизнесмены и чиновники, как правило, не заселяются даже в самые тяжелые времена, да и сомнений в их санитарной безопасности слишком много.

Московским отельерам пережить кризис помогли субсидии на размещение медиков, как выживали и будут выживать остальные – даже представить сложно, ведь проблема спроса будет актуальна для гостиниц еще не один месяц.
Тут вице-мэр Москвы Владимир Ефимов объяснил, почему на фоне второй волны власти не прибегают к «крайним мерам», как это было весной. Вроде все вполне логично: в первый раз жесткие меры позволили выиграть время и подготовить медицинскую систему. Сейчас цифры по заболеваемости похожи, но Москва уже готова к росту числа пациентов, все в порядке с медикаментами и коечным фондом. А в марте-апреле никто толком не понимал, что это за вирус, насколько он опасен, и как долго продлится всплеск заболеваемости.

Следовательно, продолжил Ефимов, общепит и промышленность закрывать пока тоже нет необходимости. Посещение первых относительно безопасно при соблюдении санитарных мер, а вторые еще во время первой волны доказали, что не нарушают эпидемиологические требования. Ну и в десятый раз повторим, что у московских властей есть свой «корыстный» интерес в нормальной работе предприятий – если всех закроют, кто понесет деньги в бюджет?
С 19 октября попасть в ночные клубы Москвы можно только после регистрации своего мобильного. Многие посетители недовольны, часть предпринимателей тоже не в восторге. Кто-то не хочет выделять отдельного человека для контроля за посетителями, одни боятся недовольства клиентов, вторые опасаются штрафов, если кому-то из гостей удастся пройти в заведение «нелегально».

Все опасения оправданы и в чем-то понятны, но заявлениям московских властей о том, что систему чекинов предложили сами бизнесмены, сложно не поверить. Надо понимать, что бары и ночные клубы – те заведения, которые первыми закрывают в случае всплеска заболеваемости. И как раз система регистрации номеров спасла от закрытия (или хотя бы отодвинула его на пару месяцев) развлекательные заведения в Европе. Хотя зачем смотреть на Запад? У нас уже достаточно своих примеров. Около 20 регионов не стали заморачиваться с чекинами, а просто ограничили (как правило, по времени) работу общепита и развлекательных заведений. Вряд ли московский бизнес был бы рад такому исходу.
Пандемия и падение пассажиропотока помогли авиакомпаниям вспомнить о принципе «все – для клиента». Сначала «Победа» увеличила максимальный вес багажа и снизила цену возврата билета до 1 рубля, сейчас «Аэрофлот» «прокачивает» уровень заботы о клиентах. Теперь пассажиры смогут бесплатно менять билет на рейсы по России за 30 минут до вылета. Правило распространяется на все билеты эконом-класса, которые были куплены с 16 октября. Дата вылета – до 25 марта 2021 года включительно. Раньше такая услуга стоила 2,6 тыс. рублей.

Что ж, все логично – в пандемию многие отказываются от полетов как раз из-за неопределенности (с ростом заболеваемости, с работой, с карантинными мерами), а бесплатная замена билетов успокоит клиентов. В итоге все в выигрыше (насколько это вообще возможно в кризис): пассажиры не переживают за сохранность денег в случае изменения планов, авиакомпании – увеличивают продажи.
Фитнес все сильнее накрывает второй волной пандемии. Продажи в первую декаду октября просели на 50-70%, разница с прошлогодними показателями выросла до 54%. Средний чек тоже упал до 3,7 тыс. рублей – это на 37% ниже, чем в прошлом году. Причин много: где-то дополнительные запреты из-за роста заболеваемости вводят местные власти, где-то залы страдают из-за страха клиентов заразиться коронавирусом.

Контроль за соблюдением санитарных мер становится более жестким, но уставшим от коронавируса посетителям залов нет до этого дела. Около 65% представителей фитнес-сообщества жалуются на конфликты с клиентами, которые не хотят носить маски, измерять температуру и соблюдать другие меры безопасности. Почти 45% клубов отмечают, что клиенты просят заморозить членство или вернуть деньги. Новые абонементы, напротив, почти не покупаются – люди либо экономят, либо боятся заражения, либо опасаются закрытия залов. Кажется, это чуть ли не первый случай, когда прогнозы о ликвидации 40-60% предприятий отрасли уже не кажутся просто попыткой разжалобить власти.
Популярность онлайн-торговли продуктами заставляет сервисы доставки расширять ассортимент. Вот и «Яндекс.Еда» решила развозить продукцию с московских фермерских рынков. На первый взгляд, все хорошо. Такое сотрудничество позволит «Яндексу» удовлетворить спрос на здоровые продукты и заработать – средний чек на рынках на 30% больше, чем в магазинах. Условия доставки сносные: при заказе на 1 тыс. за доставку возьмут 200 рублей, на 2 тыс. – услуга бесплатна.

Но перспективы сотрудничества пока спорные. Во-первых, могут возникнуть конфликты из-за большой комиссии служб доставки – как раз на нее бизнес недавно пожаловался московским властям. Говорят, именно это и помешало организовать доставку с рынков в марте-апреле. Во-вторых, осложнить работу могут особенности ценообразования на рынках – там много продавцов, и каждый самостоятельно устанавливает расценки. В-третьих, рост продаж может не оправдать ожиданий «Яндекса» – многие ходят на рынки, чтобы самостоятельно выбрать качественные продукты и по возможности выторговать лучшую цену, а доставка лишает такой возможности.
Пока некоторые московские бизнесмены жалуются на проблемы из-за регистрации посетителей, питерские рестораторы готовятся в очередной раз подсчитывать убытки. В Санкт-Петербурге власти не стали париться с учетом ночных гостей, а просто запретили барам, кафе и ресторанам работать с 23:00 до 6:00. Такой режим работы сохранится до конца ноября. Исключение сделают только для заведений, работающих в аэропорту, на вокзалах и заправках.

Честно говоря, печально. Особенно с учетом того, что на восстановление у питерских рестораторов было не так много времени – после первой волны местные рестораны вернулись к работе ближе к началу августа, хотя та же Москва открыла общепит уже 23 июня. И если кафе и рестораны новые запреты еще как-то переживут, то барам будет тяжко – основную выручку они делают на алкоголе, причем отнюдь не днем.
Коронакризис разорил всех «яблочников»? Раньше место в очереди за новым iPhone продавали за 10-15 тысяч, а сейчас у дверей флагманского магазина на Тверской всего несколько человек. Говорят, в этом году предзаказ на айфоны больше прошлогоднего, и отсутствие очередей еще больше удивляет – неужто россияне поняли, что в разгар пандемии часами стоять в очередях, пусть даже и на улице, не самая лучшая идея?
Кажется, пандемия оставила россиян без новогодних корпоративов. Почти 60% компаний отказались от предпраздничных вечеринок. Многие event-агентства сообщают о снижение числа заказов на 80-90% по сравнению с прошлым годом. Да и сами россияне не горят желанием веселиться – на праздники готовы пойти 13% сотрудников и лишь при условии отмены всех ограничений.

Компании, которые не хотят оставлять работников без праздника, или проведут корпоративы в январе – тогда и услуги организаторов будут дешевле, и ситуация с коронавирусом может улучшиться. Или устроят небольшие посиделки в офисе – так можно сэкономить на питании и ведущем. Справедливости ради, экономить пришлось не всем – у крупных агентств работы хватает, почти все российские звезды тоже получили заказы. Загвоздка только в том, что добро на проведение корпоративов должны будут давать региональные власти, причем ближе к новогодним праздникам. Что будут делать те, кто уже всем закупился и все оплатил?
Вторая волна пандемии добралась и до железнодорожных перевозок. После относительно успешного сентября РЖД придется отменить или сократить около 50 поездов. Все дело в низком спросе – некоторые направления перестали пользоваться популярностью у пассажиров, а гонять пустые вагоны туда-сюда нет смысла. Деньги за уже купленные билеты на отмененные поезда вернут.

Спад, судя по перечню отмененных поездов, вызван не только второй волной пандемии, но и завершением курортного сезона, который в этом году был непривычно длинным. Да и россияне снова стали бояться поездов – в начале первой волны СМИ часто сообщали, как один заболевший за день пути мог заразить 5-10 пассажиров. Часть клиентов РЖД вполне может уйти к авиаперевозчикам – буквально на днях очередное исследование показало, что заразиться в самолете при соблюдении всех санитарных мер почти нереально.
Из-за пандемии походы в кино стали одним из самых непопулярных развлечений. Эксперты финуниверситета при правительстве назвали кинозалы наиболее пострадавшими учреждениями культуры. В июле-августе кинотеатры вроде как начали привлекать гостей, многим удалось отыграть половину падения, но вторая волна снова вызвала резкий спад прибыли.

У остальных дела идут лучше, хотя до прошлогодних показателей очень далеко. Число тех, кто готов ходить в драматические театры, в 2 раза меньше, чем прошлой осенью. Спад интереса к музеям остается сильным, но он все же заметно меньше, чем у кино и театров – минус 30-40% к докризисному периоду. Вероятно, люди считают поход в музей, где нет длительного пребывания в закрытом помещении, менее опасным, чем посещение кино. Сказывается и отсутствие новинок – кинотеатрам их сейчас при всем желании взять неоткуда.
На фоне коронакризиса и второй волны хорошо растут едва ли не одни интернет-компании. Вот и Mail.ru Group вернула прогноз по выручке на доковидный уровень – холдинг снова планирует заработать 103 млрд рублей в 2020 году. Такой прогноз делался еще в начале года, но из-за пандемии был уменьшен. Летний подъем показателей позволил холдингу снова делать оптимистичные прогнозы.

Подрасти Mail.ru помогла выручка от онлайн-рекламы – в III квартале она увеличилась на 5% и составила 9,5 млрд рублей после падения на 5,2% в апреле-июне. Несмотря на снятие карантина, драйвером роста осталось игровое направление – выручка от него к сентябрю увеличилась на 33% год к году и составила 10,6 млрд рублей. Не подвело и продуктовое направление. Выручка Delivery Club выросла в 2,1 раза, «Самоката» – в 20 раз. «Ситимобил» нарастил количество заказов в 4 раза, до 50 млн поездок. Кто-то еще сомневается, что «нерабочий апрель» сформировал у россиян новые привычки?