Больная экономика – Telegram
Больная экономика
64.6K subscribers
2.88K photos
106 videos
1.44K links
Сводки о перерождении российской экономики.
Обратная связь - @boleconbot

Канал в реестре блогеров: https://knd.gov.ru/license?id=6762c3184e740947be81f85d&registryType=bloggersPermission
Download Telegram
В Сеуле, где борются уже с третьей волной пандемии, нашли беспроигрышный (и немного северокорейский) способ оставить людей дома по вечерам. Власти решили впервые в истории выключить уличное освещение – после 21:00 передвигаться по городу можно будет только с фонариком. Хотя идти, собственно, почти некуда – магазины, кинотеатры и другие заведения в после 9 вечера тоже будут закрыты, а общественный транспорт станет ходить гораздо реже.
На фоне пандемии магазины в России начали жаловаться на рост краж. Отдельные торговые сети говорят об учащении случаев воровства на 25% по сравнению с прошлым годом. Изменилась не только частота краж, но и запросы «заимствователей»: если раньше с полок воровали дорогой алкоголь, сыры и кофе, то теперь в списке «хитов» мясо птицы, стиральные порошки, консервы и фрукты.

Причин несколько. Во-первых, снижение доходов граждан из-за кризиса. Перечень украденного говорит сам за себя: замороженную курицу или пачку «Тайда» никто ради развлечения воровать не станет. Во-вторых, могло повлиять распространение касс самообслуживания, благодаря которым вынести товар без оплаты стало проще. Однако рост краж вряд ли заставит магазины отказаться от устройств – даже при таком ущербе автоматизировать кассы дешевле, чем содержать штат кассиров. А за украденные товары так или иначе расплатятся другие (более обеспеченные или более порядочные) покупатели.
Минздрав России сегодня ну просто герой дня. Сначала СМИ со ссылкой на главу министерства Михаила Мурашко сообщили о возможном ограничении на передвижения по стране. Еще шла речь о вероятном запрете концертов и спортивных мероприятий в помещениях. Спустя час появилось опровержение – мол, фразу про закрытие регионов «вырвали из контекста» и ничего такого ведомство не предлагает. Так или иначе, за этот час наверняка чуть не поседели перевозчики, отельеры, представители турбизнеса. Ну и россияне, которые собирались ближе к Новому году рвануть в другой город.

Новость о возможном закрытии регионов вызвала у всех волнение, но назвать ее внезапной сложно. Именно таким способом в Европе пытались сдержать развитие второй волны – жителям территорий, где все было плохо с заболеваемостью, запрещали выезжать за пределы региона без специальных разрешительных документов. Другое дело, что большого эффекта эта мера, судя по всему, не дала – почти вся Европа в ноябре все равно закрылась на карантин.
Подросший на фоне пандемии «Сбермаркет» заходит в новый сегмент – сервис займется доставкой продуктов с рынков. Сначала можно будет заказать продукцию агрокластера «Фуд Сити», потом планируют организовать доставку с других рынков Москвы. На этом поле «Сбермаркет» будет не первым – с фермерскими рынками уже сотрудничает «Яндекс-Еда». На первый взгляд, идея довольно хорошая. Доставкой сейчас пользуются почти все, а свежие и фермерские продукты из-за пандемии стали цениться еще больше.

Однако есть несколько нюансов. Во-первых, многие посетители рынков специально ходят туда лично, чтобы самим выбрать лучшие продукты. Стоит пару раз положить недозрелое авокадо или подвянувшую зелень – они перестанут пользоваться доставкой. Во-вторых, кому-то нравится сам процесс похода на рынок: тут пообщался, там – скидочку выторговал. В-третьих, эксперты говорят про возможные сложности с ценообразованием, которым каждый продавец на рынке занимается сам. Что ж, посмотрим, чем все это закончится.
Тут риелторы прогнозируют рост цен на аренду квартир в Москве. По крайней мере, при условии, что в 2021 году не будет новых коронавирусных ограничений. Говорят, что из-за пандемии ставки упали на 10%, но в следующем году все вернется на круги своя. Прибавка, мол, составит те же 8-10% – так владельцы жилья компенсируют себе снижение других доходов, простой жилья и неплатежи (если они вдруг были), а также рост коммуналки.

Заявления жизнеутверждающие (для владельцев квартир), но весьма спорные. Только в столице выдали больше 34 тыс. льготных ипотек. В квартирах или собираются жить сами (тогда рынок лишается потенциальных съемщиков), либо сдавать (тогда растет конкуренция) – мало у кого площадь простаивает. Из-за выросшей конкуренции и упавшего спроса цены вполне могут застыть на длительное время, причем даже при стабилизации ситуации с заболеваемостью. И так не только в Москве – в крупных регионах с хорошими показателями по выдаче льготной ипотеки похожая ситуация.
🏠 Цены на аренду квартир в Москве...
Anonymous Poll
39%
⬆️ Вырастут
27%
⬇️ Упадут
33%
🛑 Останутся такими же
Удаленная работа помогает россиянам экономить. По крайней мере, опрос «Райффайзенбанка» показал, что больше половины сотрудников, которые перешли на «домашнюю занятость», на треть сократили расходы. Каждый пятый сэкономил 50% от обычных расходов. Каждый второй участник опроса стал меньше тратить на развлечения, каждый третий – экономить на аренде и медицине, каждый пятый – на кофе. Около 20% россиян (видимо, за счет экономии) на удаленке открыли накопительный счет, а 22% — банковский вклад, говорится в исследовании банка.

Возможность экономить на удаленке никто не оспаривает, но категории, где сократились расходы, немного смущают. Вероятно, на транспорте и одежде сотрудники экономят все-таки больше, чем на кофе и медицине. Снижение расходов на развлечения и увеличение вкладов – тоже спорные пункты, не совсем понятно, как они связаны с удаленной работой. Да, работая из дома, можно действительно неплохо экономить на транспорте, одежде, косметике, обедах, но «вау-эффект» заметили далеко не все – некоторые компании серьезно урезают зарплату переведенным на удаленку сотрудникам. Жаль, что в опросе ничего про это нет.
На фоне коронавируса россияне стали покупать меньше зимней одежды. По сравнению с прошлым годом число продаж снизилось на 12%, в денежном выражении — на 8%. Некоторые эксперты считают, что виной тому удаленка и дистанционка – мол, раз на работу (или на учебу) ездить не надо, то и имеющаяся куртка вполне пойдет. Может и так, но снижение доходов населения и страх перед походами в ТЦ тоже никуда не делись. Вероятно, кто-то не может себе позволить обновку. А некоторые решили потерпеть, чтобы в разгар второй волны не бегать по магазинам и пунктам возврата товаров, если пальто «из интернета» вдруг будет мало.
От резкого снижения турпотока страдают не только авиакомпании и отельеры. Samsonite, крупнейший производитель чемоданов в мире, в условиях кризиса решил зарабатывать на рюкзаках, женских сумках и портфелях, которые раньше относил к второстепенной продукции. Из-за падения спроса на дорожные сумки выручка компании упала на 58% с начала года. Чтобы пережить кризис, компании пришлось закрыть более 10% магазинов и уволить часть персонала. Теперь главное, чтобы ставка на сумки и рюкзаки сработала – пандемия, удаленка и дальнейшая самоизоляция вполне могут ударить и по этому сегменту.
Вот у кого не должно быть проблем с трудоустройством во время пандемии, так это у курьеров – спрос на них вырос в 3 раза по сравнению с прошлым годом. В Челябинске число вакансий вообще увеличилось в 4 раза, в Перми, Омске, Казани и Волгограде – более чем в 3,5 раза. С причинами все понятно: распространение онлайн-торговли из-за ограничений по коронавирусу, опасения граждан за свое здоровье, а также отток мигрантов.

Проблему дефицита кадров в доставке можно было решить уже давно – желающих работать на нормальных условиях достаточно. Только вот многие компании, которые занимаются доставкой, привыкли нанимать сотрудников за низкую плату и без оформления. Мигранты еще были согласны работать на этих кабальных условиях, россияне же этого не хотят. Да даже средняя зарплата курьеров хоть и отличается от прошлогодней, но с весны снизилась на 16%. Почему-то рыночные механизмы тут не работают – спрос растет, дефицит есть, но зарплата падает.
Почти во всех пострадавших от коронавируса отраслях есть те, кому досталось больше всего. В общепите это явно столовые в офисах и на производствах. С начала пандемии трафик в сегменте сократился примерно на 50%. С причинами все понятно: россиян массово переводили на удаленку, а столовые закрывали, чтобы снизить риск заражения сотрудников. Многие из тех, кто продолжил ездить на работу, начали чаще брать обед из дома – опять же ради безопасности. Да и обычные столовые, которые зарабатывали на бизнес-ланчах, не бесятся с жиру – падение выручки может достигать 30-40%.

Радужные прогнозы на будущее столовым тоже строить не приходится – работники едва ли вернутся в офисы в полном составе даже после окончания пандемии. Да и дожить до этого счастливого дня смогут не все – бизнес далеко не сверхприбыльный и устроен так, что подушки безопасности нет почти ни у кого. Вероятно, это вынудит часть заведений закрыться или оптимизировать бизнес: например, сократить площади и время работы, одновременно расширив ассортимент блюд навынос.
Итоги опроса «Больной экономики» по ценам на аренду жилья оказались весьма любопытными. Большинство участников не верит в силу льготной ипотеки – 37% опрошенных считают, что плата за съемные квартиры только вырастет. Почти столько же (35%) прогнозируют заморозку цен на ближайшее время. Оставшиеся 28% все-таки надеются на силу рыночных механизмов – мол, раз спрос снижается, а предложение растет, то цены могут даже упасть. Что ж, через несколько месяцев посмотрим (хотя бы предварительно), кто был прав.
🏠 Цены на аренду квартир в Москве...
Anonymous Poll
39%
⬆️ Вырастут
27%
⬇️ Упадут
33%
🛑 Останутся такими же
Общепит всей страны сейчас наблюдает за борьбой между питерскими заведениями, которые отказываются закрываться на новогодние праздники, и местными властями. Но бунтуют не только у нас – между соблюдением закона и спасением бизнеса предприниматели все чаще выбирают второе. В Словакии рестораны спустя 2 месяца простоя возобновили работу, несмотря на строгий запрет властей. Владельцы ресторанного бизнеса пошли на отчаянный шаг, потому что оказались на грани банкротства – компенсации за закрытие не покрывают их убытков.

Эти «акты неповиновения» отчасти можно понять. Нормально работать невозможно с конца прошлой зимы, во многих странах действует жесткий карантин, а власти (как правило) уже не могут поддерживать бизнес в прежнем объеме – госбюджет ведь тоже не резиновый. Вопрос только в том, что закончится быстрее: пандемия или ресурсы (а вместе с ними и терпение) бизнеса?
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Кажется, будущее уже здесь. Беспилотники «Яндекса» начали доставлять заказы из ресторанов. Пока увидеть робота-курьера могут только москвичи и жители Иннополиса (это в Татарстане). В будущем беспилотники смогут доставлять заказы из супермаркетов и онлайн-магазинов, обещают в «Яндексе». Что ж, будем надеяться. Конечно, все это технологично и замечательно, но влечет с собой кучу проблем. Во-первых, робот привозит еду только к подъезду – забавы ради можно и смотаться разок вниз, но, честно говоря, ждать курьера в квартире гораздо удобнее. Во-вторых, придется что-то решать с возможным воровством и порчей устройств – желающие утащить его домой или сломать найдутся, уж поверьте.
Верите, что курьеров заменят дроны?
Anonymous Poll
45%
🤖 Да!
55%
🧍‍♂️ Нет
Тут Google составил подборки самых популярных запросов российских пользователей в 2020 году. И это в своем роде прекрасно – подборка со словом «как» отражает, наверное, чуть ли не все многочисленные тяготы коронавирусного года. Итак, россияне искали: как сажать картошку, шить маску, получить пропуск, встать на биржу труда и получить пособие по безработице, вернуть обоняние, получить выплату на ребенка, записаться в МФЦ и, наконец, как освятить кулич дома.

Здесь вам и экономический кризис (выплаты с биржей труда), и последствия самоизоляции (куличи с огородными делами), и новая реальность (инструкция по пошиву маски), и проблемы со здоровьем. В десятке самых популярных запросов есть только один относительно позитивный, но и он, наверное, косвенно связан с самоизоляцией – «как играть в Among Us». Такой вот грустный и странный год.
Весь трагизм положения кинотеатров в одной картинке. В этот раз на примере Северной Америки. С начала года сборы залов упали примерно в 10-15 раз. И у нас, в России, ситуация не слишком отличается. Не совсем понятно, как кинотеатры выживают сейчас, но и в ближайшем будущем их, судя по всему, не ждут сытые времена – заболеваемость растет, карантины ужесточаются, премьеры уходят в онлайн.
Пандемия повлияла на российский автопром в меньшей степени, чем на европейский, пишут СМИ со ссылкой на экспертов Московского форума автомобилестроения. Продажи легковушек у нас к концу года снизятся где-то на 10% по сравнению с прошлым годом, и это падение гораздо мягче, чем в Европе – там спад составит около 25%. Хотя еще в апреле показатели были примерно одинаковыми – минус 70%.

Сложно сказать, почему так произошло, ведь европейские страны тоже поддерживали автопром: субсидировали покупку машин, давали льготные кредиты. Правда, все чаще поддержка распространялась только на электромобили. Россиян же, вероятно, дополнительно «стимулировало» падение рубля. Многие поняли, что через месяц-другой машина будет стоить на 10-15% дороже, а вот скидок на волне дефицита авто ждать не стоит. К сожалению, в итоге мы получили не только бум в салонах, но и всплеск неплатежей за автокредиты на фоне второй волны. Впрочем, сами банкиры пока не видят в этом трагедии – мол, если пандемия пойдет на спад, то клиенты быстро выйдут из просрочки. Хорошо бы.
Не только Zoom благодаря пандемии увеличивал доходы десятикратными темпами. Компания Top Glove, крупнейший производитель резиновых перчаток в мире, за квартал нарастила прибыль более чем в 21 раз. Только вот акционеры Zoom на фоне новостей о массовой вакцинации теряют оптимизм, а Top Glove – нет. Руководство компании считает, что спрос в следующем году будет только расти, и людям, несмотря на прививки, все равно будут нужны средства защиты.
Вероятно, такими высокими показателями могли бы похвастаться многие производители средств защиты и их продавцы. Да только вот неловко – многие россияне (да и жители других стран) все еще помнят, как весной, на фоне первой волны, стоимость масок и перчаток выросла в сразу несколько раз.
Конфликт исчерпан? В Питере закрылась «Карта сопротивления», на которой были отмечены взбунтовавшиеся рестораны. Официально об ослаблении ограничений на работу общепита не сообщалось, но организаторы говорят, что «власть услышала требования бизнеса» и главная цель движения достигнута.

Вероятно, для закрытия «Карты сопротивления» было еще несколько причин. Во-первых, большое количество фейковых заявок – недобросовестные рестораторы добавляли на карту точки своих конкурентов, чтобы их подставить. Во-вторых, рестораторов могли испугать проблемы с законом – владельцам бизнеса грозили тюрьмой, и, пожалуй, показательные процессы вполне могли бы состояться. В-третьих, далеко и не факт, что работа в запрещенные часы принесла бы большую прибыль. В-четвертых, репутационные риски – одного-двух визитов силовиков во время рабочего дня хватило бы, чтобы навсегда потерять часть клиентов.