Больная экономика – Telegram
Больная экономика
64.6K subscribers
2.88K photos
106 videos
1.44K links
Сводки о перерождении российской экономики.
Обратная связь - @boleconbot

Канал в реестре блогеров: https://knd.gov.ru/license?id=6762c3184e740947be81f85d&registryType=bloggersPermission
Download Telegram
От резкого снижения турпотока страдают не только авиакомпании и отельеры. Samsonite, крупнейший производитель чемоданов в мире, в условиях кризиса решил зарабатывать на рюкзаках, женских сумках и портфелях, которые раньше относил к второстепенной продукции. Из-за падения спроса на дорожные сумки выручка компании упала на 58% с начала года. Чтобы пережить кризис, компании пришлось закрыть более 10% магазинов и уволить часть персонала. Теперь главное, чтобы ставка на сумки и рюкзаки сработала – пандемия, удаленка и дальнейшая самоизоляция вполне могут ударить и по этому сегменту.
Вот у кого не должно быть проблем с трудоустройством во время пандемии, так это у курьеров – спрос на них вырос в 3 раза по сравнению с прошлым годом. В Челябинске число вакансий вообще увеличилось в 4 раза, в Перми, Омске, Казани и Волгограде – более чем в 3,5 раза. С причинами все понятно: распространение онлайн-торговли из-за ограничений по коронавирусу, опасения граждан за свое здоровье, а также отток мигрантов.

Проблему дефицита кадров в доставке можно было решить уже давно – желающих работать на нормальных условиях достаточно. Только вот многие компании, которые занимаются доставкой, привыкли нанимать сотрудников за низкую плату и без оформления. Мигранты еще были согласны работать на этих кабальных условиях, россияне же этого не хотят. Да даже средняя зарплата курьеров хоть и отличается от прошлогодней, но с весны снизилась на 16%. Почему-то рыночные механизмы тут не работают – спрос растет, дефицит есть, но зарплата падает.
Почти во всех пострадавших от коронавируса отраслях есть те, кому досталось больше всего. В общепите это явно столовые в офисах и на производствах. С начала пандемии трафик в сегменте сократился примерно на 50%. С причинами все понятно: россиян массово переводили на удаленку, а столовые закрывали, чтобы снизить риск заражения сотрудников. Многие из тех, кто продолжил ездить на работу, начали чаще брать обед из дома – опять же ради безопасности. Да и обычные столовые, которые зарабатывали на бизнес-ланчах, не бесятся с жиру – падение выручки может достигать 30-40%.

Радужные прогнозы на будущее столовым тоже строить не приходится – работники едва ли вернутся в офисы в полном составе даже после окончания пандемии. Да и дожить до этого счастливого дня смогут не все – бизнес далеко не сверхприбыльный и устроен так, что подушки безопасности нет почти ни у кого. Вероятно, это вынудит часть заведений закрыться или оптимизировать бизнес: например, сократить площади и время работы, одновременно расширив ассортимент блюд навынос.
Итоги опроса «Больной экономики» по ценам на аренду жилья оказались весьма любопытными. Большинство участников не верит в силу льготной ипотеки – 37% опрошенных считают, что плата за съемные квартиры только вырастет. Почти столько же (35%) прогнозируют заморозку цен на ближайшее время. Оставшиеся 28% все-таки надеются на силу рыночных механизмов – мол, раз спрос снижается, а предложение растет, то цены могут даже упасть. Что ж, через несколько месяцев посмотрим (хотя бы предварительно), кто был прав.
🏠 Цены на аренду квартир в Москве...
Anonymous Poll
39%
⬆️ Вырастут
27%
⬇️ Упадут
33%
🛑 Останутся такими же
Общепит всей страны сейчас наблюдает за борьбой между питерскими заведениями, которые отказываются закрываться на новогодние праздники, и местными властями. Но бунтуют не только у нас – между соблюдением закона и спасением бизнеса предприниматели все чаще выбирают второе. В Словакии рестораны спустя 2 месяца простоя возобновили работу, несмотря на строгий запрет властей. Владельцы ресторанного бизнеса пошли на отчаянный шаг, потому что оказались на грани банкротства – компенсации за закрытие не покрывают их убытков.

Эти «акты неповиновения» отчасти можно понять. Нормально работать невозможно с конца прошлой зимы, во многих странах действует жесткий карантин, а власти (как правило) уже не могут поддерживать бизнес в прежнем объеме – госбюджет ведь тоже не резиновый. Вопрос только в том, что закончится быстрее: пандемия или ресурсы (а вместе с ними и терпение) бизнеса?
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Кажется, будущее уже здесь. Беспилотники «Яндекса» начали доставлять заказы из ресторанов. Пока увидеть робота-курьера могут только москвичи и жители Иннополиса (это в Татарстане). В будущем беспилотники смогут доставлять заказы из супермаркетов и онлайн-магазинов, обещают в «Яндексе». Что ж, будем надеяться. Конечно, все это технологично и замечательно, но влечет с собой кучу проблем. Во-первых, робот привозит еду только к подъезду – забавы ради можно и смотаться разок вниз, но, честно говоря, ждать курьера в квартире гораздо удобнее. Во-вторых, придется что-то решать с возможным воровством и порчей устройств – желающие утащить его домой или сломать найдутся, уж поверьте.
Верите, что курьеров заменят дроны?
Anonymous Poll
45%
🤖 Да!
55%
🧍‍♂️ Нет
Тут Google составил подборки самых популярных запросов российских пользователей в 2020 году. И это в своем роде прекрасно – подборка со словом «как» отражает, наверное, чуть ли не все многочисленные тяготы коронавирусного года. Итак, россияне искали: как сажать картошку, шить маску, получить пропуск, встать на биржу труда и получить пособие по безработице, вернуть обоняние, получить выплату на ребенка, записаться в МФЦ и, наконец, как освятить кулич дома.

Здесь вам и экономический кризис (выплаты с биржей труда), и последствия самоизоляции (куличи с огородными делами), и новая реальность (инструкция по пошиву маски), и проблемы со здоровьем. В десятке самых популярных запросов есть только один относительно позитивный, но и он, наверное, косвенно связан с самоизоляцией – «как играть в Among Us». Такой вот грустный и странный год.
Весь трагизм положения кинотеатров в одной картинке. В этот раз на примере Северной Америки. С начала года сборы залов упали примерно в 10-15 раз. И у нас, в России, ситуация не слишком отличается. Не совсем понятно, как кинотеатры выживают сейчас, но и в ближайшем будущем их, судя по всему, не ждут сытые времена – заболеваемость растет, карантины ужесточаются, премьеры уходят в онлайн.
Пандемия повлияла на российский автопром в меньшей степени, чем на европейский, пишут СМИ со ссылкой на экспертов Московского форума автомобилестроения. Продажи легковушек у нас к концу года снизятся где-то на 10% по сравнению с прошлым годом, и это падение гораздо мягче, чем в Европе – там спад составит около 25%. Хотя еще в апреле показатели были примерно одинаковыми – минус 70%.

Сложно сказать, почему так произошло, ведь европейские страны тоже поддерживали автопром: субсидировали покупку машин, давали льготные кредиты. Правда, все чаще поддержка распространялась только на электромобили. Россиян же, вероятно, дополнительно «стимулировало» падение рубля. Многие поняли, что через месяц-другой машина будет стоить на 10-15% дороже, а вот скидок на волне дефицита авто ждать не стоит. К сожалению, в итоге мы получили не только бум в салонах, но и всплеск неплатежей за автокредиты на фоне второй волны. Впрочем, сами банкиры пока не видят в этом трагедии – мол, если пандемия пойдет на спад, то клиенты быстро выйдут из просрочки. Хорошо бы.
Не только Zoom благодаря пандемии увеличивал доходы десятикратными темпами. Компания Top Glove, крупнейший производитель резиновых перчаток в мире, за квартал нарастила прибыль более чем в 21 раз. Только вот акционеры Zoom на фоне новостей о массовой вакцинации теряют оптимизм, а Top Glove – нет. Руководство компании считает, что спрос в следующем году будет только расти, и людям, несмотря на прививки, все равно будут нужны средства защиты.
Вероятно, такими высокими показателями могли бы похвастаться многие производители средств защиты и их продавцы. Да только вот неловко – многие россияне (да и жители других стран) все еще помнят, как весной, на фоне первой волны, стоимость масок и перчаток выросла в сразу несколько раз.
Конфликт исчерпан? В Питере закрылась «Карта сопротивления», на которой были отмечены взбунтовавшиеся рестораны. Официально об ослаблении ограничений на работу общепита не сообщалось, но организаторы говорят, что «власть услышала требования бизнеса» и главная цель движения достигнута.

Вероятно, для закрытия «Карты сопротивления» было еще несколько причин. Во-первых, большое количество фейковых заявок – недобросовестные рестораторы добавляли на карту точки своих конкурентов, чтобы их подставить. Во-вторых, рестораторов могли испугать проблемы с законом – владельцам бизнеса грозили тюрьмой, и, пожалуй, показательные процессы вполне могли бы состояться. В-третьих, далеко и не факт, что работа в запрещенные часы принесла бы большую прибыль. В-четвертых, репутационные риски – одного-двух визитов силовиков во время рабочего дня хватило бы, чтобы навсегда потерять часть клиентов.
Закрытые границы и санитарные ограничения в крупных городах делают свое дело. Даже на небольших горнолыжных курортах почти закончились номера для самостоятельного бронирования. Почти нет мест в Шерегеше, на Архызе и на Домбае – свободны в лучшем случае 3-5% номеров. В Терсколе (Кабардино-Балкария) доступны для бронирования только четыре отеля, в Абзаково (Башкирия) – лишь два. Да, есть еще крупные курорты, типа «Красной поляны», но там об отсутствии свободных мест на новогодние праздники сообщили еще в начале ноября. В этом году в России было продано в 1,5 раза больше горнолыжных туров, чем в 2019-м.

Дополнительный спрос, кстати, получили не только курорты для активного отдыха. Когда в Питере заявили, что не ждут гостей, часть туристов «перетекла» в Калининград (спрос вырос на 30% по сравнению с прошлым годом) и Казань (рост на 50%). Второе направление особенно привлекает туристов – в новогоднюю ночь в Татарстане будут работать рестораны, экскурсии тоже разрешены. Уже сейчас в местных гостиницах на новогодние каникулы забронированы 80-90% номеров.
Будущее может и рядом, но еще не здесь. Опрос «Больной экономики» показал: многие все еще не верят в то, что роботы и дроны заменят курьеров. «Да» автоматизации сказали только 44% участников, скептически настроены 56% проголосовавших. Понять можно аргументы и тех, и других – роботизация может быть как выгодна, так и убыточна в зависимости от экономики предприятия и выполняемых операций. И мировая практика это доказывает: пока Amazon внедряет «умные тележки», которые сами составляют чек и списывают деньги с карты, американский ритейлер Walmart, напротив, отказывается от роботов-сотрудников в пользу людей.
Верите, что курьеров заменят дроны?
Anonymous Poll
45%
🤖 Да!
55%
🧍‍♂️ Нет
Столица станет крупнейшей площадкой в стране по выпуску вакцины против коронавируса «Спутник V». Производство откроется на базе технополиса «Москва». По словам мэра Сергея Собянина, все будет технологично и масштабно – на заводе планируют выпускать около 10 млн единиц вакцины ежемесячно. Объем инвестиций в проект – 10 млрд руб.

Дату открытия пока не называют, но, вероятно, первые упаковки препарата передадут врачам уже в январе. С пуском завода москвичи бонусом к вакцине и приближению конца пандемии получат 500 новых (еще и хорошо оплачиваемых, кстати) рабочих мест.
Второй локдаун не помог Германии приблизиться к победе над коронавирусом. В стране зафиксировали новый антирекорд по суточному приросту заболевших – 29,9 тыс. человек. Медики говорят, что, мол, нынешние цифры отличаются от весенних потому, что сейчас проводится гораздо больше тестов, чем несколько месяцев назад. Может и так, однако в Германии одновременно с заболеваемостью растет и смертность – от коронавируса за сутки скончались почти 600 человек. Это тоже новый антирекорд. Интересно, какие выводы из этого сделают власти? Но сами немцы, кажется, для себя уже все решили: согласно опросам, за дальнейшее ужесточение ограничений выступают 74% жителей страны.
Подмосковные власти тоже сдались под натиском коронавируса и вводят новые ограничения для гостиниц и общепита. С 28 декабря по 15 января заселиться в отели Московской области не получится без отрицательного теста на коронавирус. Общепит тоже пострадает – на корпоратив или вечеринку с 31 декабря по 10 января пустят только со справкой. Если тесту больше пяти дней, придется сдавать его повторно.

Москва пока держится – вероятно, ситуация с заболеваемостью и местами в больницах под контролем (насколько это вообще возможно), и власти хотят дать бизнесу заработать в новогодние праздники. Столичные власти во время первой волны вводили довольно жесткие ограничительные меры, но после майско-июньского спада заболеваемости относятся к запретам довольно аккуратно. Те же ТЦ Москва открыла 1 июня – как минимум на 2-3 недели раньше большинства регионов страны.
Во время пандемии магазины техники смогли заработать не только на дорогих смартфонах. Продажи крупной бытовой техники в России тоже стали рекордными – самыми крупными за последние шесть лет. С января по октябрь россияне потратили на холодильники, стиральные машины, вытяжки, духовые шкафы и плиты почти 240 млрд рублей – на 22% больше, чем в 2019 году. Спросом пользуются и морозильные камеры с посудомоечными машинами – отдельные сети сообщают о росте их продаж в 4 раза.

Причин для такого роста сразу несколько. Во-первых, россияне стали больше времени проводить дома, поэтому техника, которая делает жизнь комфортнее, стала товаром первой необходимости. Во-вторых, появились свободные деньги: кто-то отказался от отпуска и пустил накопленное на улучшение быта, другие решили унести в магазины техники «коронавирусные выплаты». В-третьих, рост продаж мог подтолкнуть нестабильный рубль – люди нередко торопятся с покупкой, ожидая еще более сильного повышения цен.
Пандемия и неопределенность стали почти синонимами. Из-за вводимых запретов и слухов о новых ограничениях (что часто пугает куда сильнее) россияне отказываются от длинных поездок и приобретают авиабилеты за неделю до поездки. Этой осенью и зимой более 68% билетов покупались максимум за 7 дней до путешествия, заранее их брали лишь 7% клиентов, хотя годом ранее любителей все планировать заранее было 18%. Отменять брони и возвращать уже купленные билеты путешественники стали в 7 раз чаще, чем год назад. Деловые поездки тоже не планируют заранее – как правило, билеты покупают за 3-4 дня до отправления.

Эксперты не исключают, что тенденция «спонтанных путешествий» в будущем станет нормой, но мы бы не стали торопиться с выводами. Действительно, сейчас «наценки за срочность» почти нет – и отельеры, и перевозчики понимают, что не время диктовать свои условия. Но эта «доброта» вряд ли перейдет в постпандемийную эпоху – ранее бронирование позволяет клиентам экономить, а компаниям – строить долгосрочные планы, работать с ценами, находить возможности для дополнительного заработка или, наоборот, для экономии.