Больная экономика – Telegram
Больная экономика
64.6K subscribers
2.88K photos
106 videos
1.44K links
Сводки о перерождении российской экономики.
Обратная связь - @boleconbot

Канал в реестре блогеров: https://knd.gov.ru/license?id=6762c3184e740947be81f85d&registryType=bloggersPermission
Download Telegram
Пандемия и туризм в цифрах. В ООН заявили, что из-за коронавируса туристическая отрасль с начала года потеряла $935 млрд. По данным организации, количество туристов сократится на 70-75%. Поездок в Азиатско-Тихоокеанский регион стало меньше на 82%, на Ближний Восток – на 73%, в Африку – на 69%, в Европу и Америку – на 68%.

Короче говоря, пандемия вернула туризм к «успехам» 30-летней давности – примерно такие же показатели отрасль демонстрировала в 1990 году. После этого прогнозы о восстановление отрасли только к 2023 году больше не кажутся страшилками. Про 2021 год и говорить нечего – лишь бы еще хуже не стало.
Под Новый год власти Москвы и общепит договорились о небольшом смягчении коронавирусных ограничений. Фактически работа кафе и ресторанов продлена на час, до 24.00. В 23.00 в заведение может зайти последний посетитель и сделать заказ. При этом все гости должны покинуть заведение до полуночи. Может быть, это и не то, о чем сейчас мечтают рестораторы, но все же шаг навстречу бизнесу. В кризис даже 5-10 гостей (которые могут в этот час прийти) лишними не будут.
На фоне пандемии общепит все больше ориентируется на доставку. McDonald’s открыл в России рестораны нового формата – в них предусмотрены комнаты (с отдельным входом) для выдачи заказов курьерам. Там сотрудники смогут немного отдохнуть и зарядить телефон.

Это решение, во-первых, позволит разделить потоки гостей и доставщиков – все рабочие вопросы будут решать без посторонних глаз. Во-вторых, быстрее работать – количество выполненных заказов должно вырасти на 20% в час. Сейчас 5 таких предприятий работают в Москве, в следующем году «пандемийные рестораны» появятся в Московской области, Питере, Нижнем и других крупных городах страны. Очередное подтверждение, что теперь доставка для бизнеса – это «наше всё».
Фитнес-индустрия в России из-за пандемии потеряла даже больше, чем кино. Кинозалы оценивают примерные потери в 50 млрд рублей, а фитнес-отрасль говорит о 65 млрд недополученной выручки. Из-за кризиса и санитарных ограничений с рынка уйдут около 30% игроков, без работы останутся около 140 тыс. человек, заявили в Национальном фитнес-сообществе.

Те, кто выжил, ищут способы адаптироваться к санитарным ограничениям, снижению спроса и страхам клиентов. Фитнес-клубы стали активнее использовать онлайн-занятия (правда, зарабатывать на этом все еще удается немногим) и гибридные форматы, которые совмещают тренировки в зале с интернет-консультациями. Впрочем, в ноябре и начале декабря фитнесу стало чуть легче – продажи клубных карт выросли по сравнению с октябрем на 5,9%, а посещаемость – на 9,3%. Возможно, кто-то покупал абонементы в качестве подарка, другие сами пошли в зал, чтобы привести себя в порядок к праздникам.
Лондонские аэропорты и вокзалы давно не видели такого ажиотажа, как в прошедшие выходные. Правда, повод совсем не радостный – власти объявили об ужесточении ограничений после выявления нового типа коронавируса. В «красной зоне», где не работают непродовольственные магазины, парикмахерские, спортзалы, развлекательные заведения, запрещено встречаться с близкими, оказались 20 млн человек. В итоге началась настоящая «эвакуация» из Лондона – тысячи человек собрали вещи и ринулись за билетами, чтобы успеть выбраться из города до 20 декабря, когда выезд и въезд были закрыты.
«Победа» на фоне пандемии использует опыт западных коллег – лоукостер запустил полуторачасовые «полеты в никуда» с экскурсией над городами Золотого кольца. Пока состоялось два рейса – билеты из Москвы в Москву за 7,5 тыс. рублей раскупили за 6 минут. Пассажиры остались довольны полетом, но в Сети их поняли далеко не все. И дело даже не в «бесполезно потраченных деньгах». А в том, стоит ли рисковать своим здоровьем и здоровьем окружающих, толпясь в аэропорту, нарушать социальную дистанцию, если тебе никуда не надо? С учетом того, что в стране каждый день выявляют почти по 30 тыс. заболевших, введены ограничения по заполняемости общепита, театров и кино, сравнения «полетов в никуда» с пиром во время чумы кажутся вполне обоснованными.
На фоне второй волны от своих принципов отказывается даже Швеция. Впервые с начала пандемии жителям посоветовали надевать маски в общественном транспорте. Кроме того, в Швеции прекращают работу многие госучреждения, закрываются библиотеки, музеи, общественные бани. С 24 декабря ресторанам запретили продавать алкоголь после 20:00. ТЦ, магазинам и фитнесу придется установить лимиты на количество посетителей, в заведениях можно будет отдыхать максимум вчетвером.

Отчасти отступление от «особого пути» ожидаемо – на днях король и премьер-министр страны заявили, что ошиблись в оценке опасности COVID-19. А шведская комиссия по коронавирусу обвинила власти в высокой смертности среди пожилого населения. И цифры действительно заставляют задуматься. К 17 декабря в Швеции от коронавируса скончались почти 7,7 тыс. человек, в Дании – 961, в Норвегии – 395, в Финляндии — 466 погибших.
Каждая новость о новой волне ограничений в авиаперевозках из-за «британского коронавируса» бьет по акциям «Аэрофлота». Ценные бумаги авиакомпании потеряли около 5% стоимости (часть дневного падения уже отбита). Справедливости ради, не все в порядке и у Boeing , и у American Airlines (в минусе примерно на 1,5%). Да и остальных наших лихорадит. Ситуация в Великобритании и Европе уронила цены на нефть, а с ним российский рынок акций – кроме «Аэрофлота», в лидерах по падению (в районе 4-5%) «Русал», «Газпром», «Мечел» и Сбербанк. Заметный рост (1,84%) только у аптечной сети «36,6».
Неужели дела идут лучше, чем ожидалось? Глава Ростуризма Зарина Догузова заявила, что долги наших туроператоров перед клиентами из-за отмены поездок с марта сократились более чем в 2 раза – с 44 до 16 млрд рублей. Компании смогли продать большую часть забронированных туров по внутренним направлениям и частично – по выездным. В итоге ни один крупный игрок не ушел с рынка, отрасль избежала массовых банкротств.

Впрочем, директор Ассоциации туроператоров Майя Ломидзе более сдержана в прогнозах. Она считает, что 2021 год может оказаться для отрасли еще более сложным. Мол, внутренний рынок не покрывает понесенные убытки, а эффект от кешбэка был смазан санитарными ограничениями. Долги перед клиентами хоть и стали меньше, не все же есть, и к следующему лету создать подушку для исполнения обязательств по переносу туров будет крайне сложно. Что ж, скоро узнаем, кто был прав.
Паника из-за «британского» штамма коронавируса набирает обороты. Пассажиров, прилетевших в Европу из Британии, не выпускают из аэропортов. С грузами похожая ситуация. На границе Англии и Франции скопились тысячи фур – по данным местных СМИ, водителям негде припарковать машины, пищей и водой их никто не обеспечивает. Не тот ли это случай, когда страх перед коронавирусом вредит в разы больше, чем сам COVID-19?
Оказывается, антитела к коронавирусу повышают конкурентоспособность не только среди Дедов Морозов. Заказчики готовы доплачивать еще сиделкам и уборщицам со справками о наличии антител или о вакцинации. За уборку квартиры и маникюр переболевшие получат плюсом 2,5 тыс. рублей, няня или водитель обойдутся на 2 тыс. рублей дороже. По данным сервиса YouDo, запросов со словами «антитела», «переболевший коронавирусом», «ПЦР-тест» в декабре стало в 3 раза больше, чем в ноябре.

Впрочем, такие запросы нельзя назвать массовыми, особенно в случае с краткосрочными работами – мало кто захочет доплачивать маникюрше или уборщице за тест, если он стоит дороже, чем сама услуга. Да и цены скачут только в недорогих категориях – в случае с ремонтом разница (она растет, как правило, на стоимость одного ПЦР-теста) будет не так заметна. И да, ни тест (даже если он настоящий), ни вакцина не дают стопроцентных гарантий, но если заказчик хочет и может доплачивать за свое спокойствие, то кто же ему запретит?
В пандемию почти всем, кроме курьеров, врачей и айтишников, сложно найти новое место работы. Но особенно тяжко тем, у кого потенциальных работодателей можно по пальцам пересчитать, да и те не набирают, а сокращают сотрудников. Речь про гражданских пилотов. Из-за пандемии показатель их трудоустройства после обучения уменьшился до 17%. Раньше работу по специальности находили 70-80% выпускников. Да и тем, кто доучится этой весной, вероятно, будет не легче – открытием границ пока и не пахнет, значит, авиакомпании вряд ли начнут толпами зазывать к себе новых сотрудников.
На фоне пандемии рынок постаматов разрастается настолько быстро, что это даже слегка пугает. Вот и курьерская служба СДЭК заявила, что инвестирует до 4 млрд рублей в развитие сети постаматов. В следующем году компания планирует установить около 2 тыс. устройств. Кроме СДЭКа, о начале экспансии в этом году уже заявили «Почта России» и китайская Cainiao (принадлежит Alibaba Group). Первые поставят 5 тыс. постаматов, вторые – 2 тыс. устройств.

Как они все в 2021-м будут умещаться в магазинах и делить рынок, пока представить сложно – онлайн-продажи, конечно, резко скакнули вверх из-за пандемии, но у всякого роста есть предел. Да и действующие игроки (Ozon, «Яндекс.Маркет», PickPoint, «Сберлогистика», 5Post) вряд ли будут просто смотреть, как конкуренты пытаются откусить кусок от их пирога. Будем наблюдать.
Пандемия и действующие в Москве санитарные ограничения не мешают жителям готовиться к встрече Нового года. Более того, москвичи закупаются к праздникам даже активнее, чем в прошлом году. Обороты товаров для дома и новогодних сувениров на прошлой неделе выросли в 3 раза по сравнению с 2019 годом. Косметику и парфюм брали на 60% чаще, чем в допандемийном году, сообщил заммэра Москвы Владимир Ефимов.

Общий оборот непродовольственных товаров тоже растет. С 14 по 20 декабря он увеличился на 8% к предыдущей неделе, до 11,3 млрд рублей. В аналогичные дни прошлого года цифры были меньше на 36%. Вероятно, рост продаж может быть вызван закрытыми границами и несостоявшимися отпусками – москвичи решили унести сэкономленное в ТЦ. Сказывается и желание поощрить себя за пережитый год-катастрофу, а других радостей, кроме шопинга, во время пандемии мало.
В поисках источников распространения коронавируса эпидемиологи посягнули на святое. В этот раз под раздачу попали новогодние подарки. Врачи утверждают, что, мол, вирус может жить на деньгах и картоне до суток, на пластиковых и металлических предметах — до 3 дней. Еще дольше он сохраняется на пластике и нержавейке. Поэтому при выборе подарков в ТЦ нужно быть в масках и одноразовых перчатках, а при получении презентов – обязательно их дезинфицировать. Сделаем вид, что мы этого не слышали, но не можем не заметить, что поиски источников заражения все больше отдают паранойей.
Со следующего года с коронавирусом в школах будут бороться технологично. В образовательных учреждениях десяти регионов поставят «антиковидные» установки. Устройство при входе в здание будет сканировать лицо ученика на наличие маски, обрабатывать руки и измерять температуру. В будущем перечень функций аппаратов может быть расширен. Инициатива, может быть, и хорошая, но уже сейчас интересно, что будет с этими устройствами после пандемии? Выбросят, передадут в другие учреждения, снабдив новыми функциями? Или же «утренние фильтры» оставят в школах навсегда, а измерение температуры и обработка рук в общественных местах станет неотъемлемой частью нашей жизни?
Несмотря на вторую волну и санитарные ограничения, рынок труда в Москве постепенно восстанавливается. Из-за коронавируса столица столкнулась с резким ростом безработицы (примерно в 7 раз, пик был в сентябре), но к зиме экономика адаптировалась к кризису. В мэрии Москвы сообщили, что уровень напряженности на рынке снизился до предкризисного (мартовского), а число вакансий приближается к числу резюме.

Неплохо, но самое важное сейчас – без коронавирусных потрясений пройти каникулы. Пандемия показала, что даже 3-4 месяца стабильности и относительного покоя позволяют бизнесу восстановить силы и задумываться (если повезет) о расширении штата или хотя бы о его восстановлении.
На фоне пандемии ритейлеры изо всех сил пытаются угодить покупателям. Не хочешь выходить из дома – пожалуйста, есть доставка. Не хочешь общаться с живым персоналом – запросто, пользуйся постаматами и кассами самообслуживания. В Лос-Анджелесе пошли еще дальше – объединили все тренды в одном стартапе. Теперь по городу ездят вот такие передвижные магазины с нерецептурными препаратами и предметами гигиены, позже ассортимент расширят за счет продуктов.

Заказ оформляется и оплачивается через приложение, клиент сам забирает из фургона выбранные товары. Пока за рулем сидит человек, но в будущем планируют использовать беспилотные авто, тогда контакт с людьми будет полностью исключен. Посмотрим, понравится ли это покупателям – стандартная доставка из магазина, пожалуй, даже более удобна, а заразиться коронавирусом от курьера во время передачи пакета довольно сложно.
В разгар пандемии от возможности безболезненно переводить работников на удаленку зависит успешное развитие экономики не только отдельных предприятий, но и целых государств. В рейтинге стран, которые могут переводить наибольшее число сотрудников на «домашнюю работу», мы не далеко не первые, но и от аутсайдеров далеки. Результаты России сравнимы с показателями развитых европейских стран – на первый взгляд, чересчур оптимистично, но хорошо, если все действительно так.
Тут «Сбер» и картографический сервис 2ГИС решили запустить «народный рейтинг» безопасности общественных мест. Пользователи приложений смогут оценить, насколько хорошо в том или ином кафе, ресторане или салоне красоты соблюдаются санитарные меры. Постепенно туда добавятся магазины, фитнес-центры, музеи, театры и другие места, где важно помнить о мерах профилактики коронавируса.

Неплохая (на первый взгляд) идея может принести больше вреда, чем пользы – с большой вероятностью «черный список» пополнят не только нарушители, но и те, кто все соблюдал. Пандемия простимулировала грязные методы конкурентной борьбы, поэтому первыми отзывы на работу кафе и салонов начнут оставлять не рядовые посетители, а недобросовестные «коллеги». Похожая ситуация стала одной из причин отказа питерских рестораторов от «карты сопротивления». В списке недовольных почему-то оказались те, кто конфликтовать с властями и не собирался – так некоторые владельцы заведений решили подставить соперников по бизнесу.
Во время пандемии в кризисе не только туристические, но и деловые поездки. Причем во втором случае с падением все гораздо хуже. Из-за коронавируса число командировок сотрудников российских компаний снизилось на 66%. Заграничная поездка по работе теперь тоже редкость – раньше в другие страны ездили 25% командировочных, теперь – 12%. Реже всего (что объясняется и доходами, и особенностями работы отраслей) от деловых поездок отказывались промышленники и энергетики.

Усугубляет ситуацию не только само падение числа поездок, но и бережливость бизнес-путешественников. Траты на билеты снизились: доля плацкартных вагонов выросла с 26,1% до 34,6%, а люксовых, напротив, упала – с 4,3% до 3,9%. Данных по гостиницам нет, но вряд ли после плацкарта бизнесмены заселяются в люксы. И, вероятно, восстановление бизнес-туризма (а с ними и многих отелей, перевозчиков, иногда общепита) затянется. Причин сразу несколько. Это и отсутствие у компаний денег, и страх перед коронавирусом (считается, что заразиться в командировке проще простого), и запрет на массовые деловые мероприятия, который вряд ли отменят в ближайшее время.