Больная экономика – Telegram
Больная экономика
64.6K subscribers
2.88K photos
106 videos
1.44K links
Сводки о перерождении российской экономики.
Обратная связь - @boleconbot

Канал в реестре блогеров: https://knd.gov.ru/license?id=6762c3184e740947be81f85d&registryType=bloggersPermission
Download Telegram
Тут СМИ со ссылкой на свежие исследования пишут, что пандемия заставила россиян полюбить семейные праздники. И вроде бы все так. Встречать Новый год дома, согласно последним опросам, будут от 70 до 85% россиян. В другом городе слушать бой курантов собираются 10-15% россиян. Из-за пандемийных ограничений, например, запрета на работу ресторанов в новогоднюю ночь, планы поменялись у 15% россиян. Многие опрошенные жаловались, что из-за коронавируса им пришлось отменить поездки и ограничить визиты к друзьям и родным.

Но, знаете, в прошлом году цифры не слишком сильно отличались – встречать Новый год в квартире или на даче собирались примерно 65% россиян. В отдельных опросах цифры доходили до 80% – это даже больше, чем сейчас. Количество путешественников тоже было почти таким же – уехать в другой город собирались 13% россиян. Единственное, что точно отличается – это отдых состоятельных россиян. В прошлом декабре 3-7% граждан планировали отмечать Новый год за границей, сейчас таких не более 1%. С походами в кафе вообще непонятки – в прошлом году встречать праздник в ресторане планировал лишь 1% россиян, а сейчас запреты общепита якобы срывают планы чуть ли не 15% жителей. Опросы такие опросы...
На фоне второй волны и снижения потребительского спроса московские власти решили дополнительно помочь малому и среднему бизнесу. Мэр Москвы Сергей Собянин одобрил пятый пакет мер поддержки городских предприятий. Продлевается программа «14 субсидий»: бизнес сможет и дальше получать деньги на покупку и лизинг оборудования, плату за франчайзинг и коммуналку, развитие доставки, обучение персонала.

Еще продлевается (до 1 июля 2021 года) субсидирование процентов по уже взятым кредитам, новые, кстати, тоже можно будет взять на льготных условиях. Еще год в столице будут действовать пониженные ставки за аренду городских помещений. Сразу несколько категорий предпринимателей смогут вообще не платить за аренду: с части снимут платежи с марта по июнь, других освободят от оплаты до 15 января 2021 года. Пожалуй, теперь ждать конца второй волны бизнесу будет полегче.
Восстановление российского рынка общепита, который чуть ли не больше всех пострадал от коронавирусных ограничений, может затянуться. По прогнозам NPD Group, россияне вернутся в кафе и рестораны не раньше 2022 года, а денежный поток восстановится только в 2023 году. По итогам этого года трафик упадет на минимум на 22%, оборот снизится не меньше чем на 35%. В 2021-м также ожидаются скромные результаты: минус 5% трафика и минус 20% оборота.

Сами рестораторы тоже настроены не слишком оптимистично. Хорошо заработать на доставке мало кому удалось. Да еще и появились конкуренты в лице продуктовых сетей, которые выставляют на прилавки готовые блюда по более демократичным ценам. Удаленка тоже ударила по выручке – в прошлом году более 30% трафика кафе и ресторанам давали обедающие сотрудники, сейчас их стало на как минимум на треть меньше. В общем, проблем вагон и маленькая тележка. На 2023 год мы загадывать не станем, но вот 2021-й явно не будет простым.
Кажется, россиян, ностальгирующих о полных кинозалах, становится все меньше. Опрос «Больной экономики» по судьбе кинотеатров показал, что об их закрытии будут жалеть далеко не все. Так, поддержку кинотеатров считают необходимой 51% участников опроса, оставшиеся 49% не видят смысла деньгами «лечить» отрасль, которая через несколько лет все равно окажется в кризисе из-за распространения стримингов. Не хотелось бы давать мрачные прогнозы, но да, пока все идет скорее по второму, пессимистичному для кинозалов, сценарию.
Всем нам кажется, что уж кто-кто, а производители еды точно не пострадали от пандемии. Даже наоборот, самоизоляция вроде как способствовала повышенному потреблению продуктов – когда целый день дома, рука так и тянется к холодильнику. Но это не совсем так. Так, по данным американских СМИ, Coca-Cola уволит больше 2 тыс. работников по всему миру (ранее сообщалось о возможном увольнении 4 тыс. человек), без работы останутся около 12% сотрудников корпорации. Представители компании списывают все на борьбу с излишней бюрократией, но и экономия от сокращений тоже будет существенной.

На самом деле пандемия не лучшим образом сказалась на доходах компании. Из-за коронавируса закрылись заведения общепита почти по всему миру – эти каналы сбыта приносили Coca-Cola около 50% доходов. В итоге во II квартале 2020 года выручка Coca-Cola обвалилась на 28% и в III продолжила падение. Вот и приходится экономить. Кроме увольнений, компания сократит расходы на рекламу, закроет 9 из 17 подразделений и прекратит выпуск продуктов, которые не пользуются большим спросом
Пандемия и туризм в цифрах. В ООН заявили, что из-за коронавируса туристическая отрасль с начала года потеряла $935 млрд. По данным организации, количество туристов сократится на 70-75%. Поездок в Азиатско-Тихоокеанский регион стало меньше на 82%, на Ближний Восток – на 73%, в Африку – на 69%, в Европу и Америку – на 68%.

Короче говоря, пандемия вернула туризм к «успехам» 30-летней давности – примерно такие же показатели отрасль демонстрировала в 1990 году. После этого прогнозы о восстановление отрасли только к 2023 году больше не кажутся страшилками. Про 2021 год и говорить нечего – лишь бы еще хуже не стало.
Под Новый год власти Москвы и общепит договорились о небольшом смягчении коронавирусных ограничений. Фактически работа кафе и ресторанов продлена на час, до 24.00. В 23.00 в заведение может зайти последний посетитель и сделать заказ. При этом все гости должны покинуть заведение до полуночи. Может быть, это и не то, о чем сейчас мечтают рестораторы, но все же шаг навстречу бизнесу. В кризис даже 5-10 гостей (которые могут в этот час прийти) лишними не будут.
На фоне пандемии общепит все больше ориентируется на доставку. McDonald’s открыл в России рестораны нового формата – в них предусмотрены комнаты (с отдельным входом) для выдачи заказов курьерам. Там сотрудники смогут немного отдохнуть и зарядить телефон.

Это решение, во-первых, позволит разделить потоки гостей и доставщиков – все рабочие вопросы будут решать без посторонних глаз. Во-вторых, быстрее работать – количество выполненных заказов должно вырасти на 20% в час. Сейчас 5 таких предприятий работают в Москве, в следующем году «пандемийные рестораны» появятся в Московской области, Питере, Нижнем и других крупных городах страны. Очередное подтверждение, что теперь доставка для бизнеса – это «наше всё».
Фитнес-индустрия в России из-за пандемии потеряла даже больше, чем кино. Кинозалы оценивают примерные потери в 50 млрд рублей, а фитнес-отрасль говорит о 65 млрд недополученной выручки. Из-за кризиса и санитарных ограничений с рынка уйдут около 30% игроков, без работы останутся около 140 тыс. человек, заявили в Национальном фитнес-сообществе.

Те, кто выжил, ищут способы адаптироваться к санитарным ограничениям, снижению спроса и страхам клиентов. Фитнес-клубы стали активнее использовать онлайн-занятия (правда, зарабатывать на этом все еще удается немногим) и гибридные форматы, которые совмещают тренировки в зале с интернет-консультациями. Впрочем, в ноябре и начале декабря фитнесу стало чуть легче – продажи клубных карт выросли по сравнению с октябрем на 5,9%, а посещаемость – на 9,3%. Возможно, кто-то покупал абонементы в качестве подарка, другие сами пошли в зал, чтобы привести себя в порядок к праздникам.
Лондонские аэропорты и вокзалы давно не видели такого ажиотажа, как в прошедшие выходные. Правда, повод совсем не радостный – власти объявили об ужесточении ограничений после выявления нового типа коронавируса. В «красной зоне», где не работают непродовольственные магазины, парикмахерские, спортзалы, развлекательные заведения, запрещено встречаться с близкими, оказались 20 млн человек. В итоге началась настоящая «эвакуация» из Лондона – тысячи человек собрали вещи и ринулись за билетами, чтобы успеть выбраться из города до 20 декабря, когда выезд и въезд были закрыты.
«Победа» на фоне пандемии использует опыт западных коллег – лоукостер запустил полуторачасовые «полеты в никуда» с экскурсией над городами Золотого кольца. Пока состоялось два рейса – билеты из Москвы в Москву за 7,5 тыс. рублей раскупили за 6 минут. Пассажиры остались довольны полетом, но в Сети их поняли далеко не все. И дело даже не в «бесполезно потраченных деньгах». А в том, стоит ли рисковать своим здоровьем и здоровьем окружающих, толпясь в аэропорту, нарушать социальную дистанцию, если тебе никуда не надо? С учетом того, что в стране каждый день выявляют почти по 30 тыс. заболевших, введены ограничения по заполняемости общепита, театров и кино, сравнения «полетов в никуда» с пиром во время чумы кажутся вполне обоснованными.
На фоне второй волны от своих принципов отказывается даже Швеция. Впервые с начала пандемии жителям посоветовали надевать маски в общественном транспорте. Кроме того, в Швеции прекращают работу многие госучреждения, закрываются библиотеки, музеи, общественные бани. С 24 декабря ресторанам запретили продавать алкоголь после 20:00. ТЦ, магазинам и фитнесу придется установить лимиты на количество посетителей, в заведениях можно будет отдыхать максимум вчетвером.

Отчасти отступление от «особого пути» ожидаемо – на днях король и премьер-министр страны заявили, что ошиблись в оценке опасности COVID-19. А шведская комиссия по коронавирусу обвинила власти в высокой смертности среди пожилого населения. И цифры действительно заставляют задуматься. К 17 декабря в Швеции от коронавируса скончались почти 7,7 тыс. человек, в Дании – 961, в Норвегии – 395, в Финляндии — 466 погибших.
Каждая новость о новой волне ограничений в авиаперевозках из-за «британского коронавируса» бьет по акциям «Аэрофлота». Ценные бумаги авиакомпании потеряли около 5% стоимости (часть дневного падения уже отбита). Справедливости ради, не все в порядке и у Boeing , и у American Airlines (в минусе примерно на 1,5%). Да и остальных наших лихорадит. Ситуация в Великобритании и Европе уронила цены на нефть, а с ним российский рынок акций – кроме «Аэрофлота», в лидерах по падению (в районе 4-5%) «Русал», «Газпром», «Мечел» и Сбербанк. Заметный рост (1,84%) только у аптечной сети «36,6».
Неужели дела идут лучше, чем ожидалось? Глава Ростуризма Зарина Догузова заявила, что долги наших туроператоров перед клиентами из-за отмены поездок с марта сократились более чем в 2 раза – с 44 до 16 млрд рублей. Компании смогли продать большую часть забронированных туров по внутренним направлениям и частично – по выездным. В итоге ни один крупный игрок не ушел с рынка, отрасль избежала массовых банкротств.

Впрочем, директор Ассоциации туроператоров Майя Ломидзе более сдержана в прогнозах. Она считает, что 2021 год может оказаться для отрасли еще более сложным. Мол, внутренний рынок не покрывает понесенные убытки, а эффект от кешбэка был смазан санитарными ограничениями. Долги перед клиентами хоть и стали меньше, не все же есть, и к следующему лету создать подушку для исполнения обязательств по переносу туров будет крайне сложно. Что ж, скоро узнаем, кто был прав.
Паника из-за «британского» штамма коронавируса набирает обороты. Пассажиров, прилетевших в Европу из Британии, не выпускают из аэропортов. С грузами похожая ситуация. На границе Англии и Франции скопились тысячи фур – по данным местных СМИ, водителям негде припарковать машины, пищей и водой их никто не обеспечивает. Не тот ли это случай, когда страх перед коронавирусом вредит в разы больше, чем сам COVID-19?
Оказывается, антитела к коронавирусу повышают конкурентоспособность не только среди Дедов Морозов. Заказчики готовы доплачивать еще сиделкам и уборщицам со справками о наличии антител или о вакцинации. За уборку квартиры и маникюр переболевшие получат плюсом 2,5 тыс. рублей, няня или водитель обойдутся на 2 тыс. рублей дороже. По данным сервиса YouDo, запросов со словами «антитела», «переболевший коронавирусом», «ПЦР-тест» в декабре стало в 3 раза больше, чем в ноябре.

Впрочем, такие запросы нельзя назвать массовыми, особенно в случае с краткосрочными работами – мало кто захочет доплачивать маникюрше или уборщице за тест, если он стоит дороже, чем сама услуга. Да и цены скачут только в недорогих категориях – в случае с ремонтом разница (она растет, как правило, на стоимость одного ПЦР-теста) будет не так заметна. И да, ни тест (даже если он настоящий), ни вакцина не дают стопроцентных гарантий, но если заказчик хочет и может доплачивать за свое спокойствие, то кто же ему запретит?
В пандемию почти всем, кроме курьеров, врачей и айтишников, сложно найти новое место работы. Но особенно тяжко тем, у кого потенциальных работодателей можно по пальцам пересчитать, да и те не набирают, а сокращают сотрудников. Речь про гражданских пилотов. Из-за пандемии показатель их трудоустройства после обучения уменьшился до 17%. Раньше работу по специальности находили 70-80% выпускников. Да и тем, кто доучится этой весной, вероятно, будет не легче – открытием границ пока и не пахнет, значит, авиакомпании вряд ли начнут толпами зазывать к себе новых сотрудников.
На фоне пандемии рынок постаматов разрастается настолько быстро, что это даже слегка пугает. Вот и курьерская служба СДЭК заявила, что инвестирует до 4 млрд рублей в развитие сети постаматов. В следующем году компания планирует установить около 2 тыс. устройств. Кроме СДЭКа, о начале экспансии в этом году уже заявили «Почта России» и китайская Cainiao (принадлежит Alibaba Group). Первые поставят 5 тыс. постаматов, вторые – 2 тыс. устройств.

Как они все в 2021-м будут умещаться в магазинах и делить рынок, пока представить сложно – онлайн-продажи, конечно, резко скакнули вверх из-за пандемии, но у всякого роста есть предел. Да и действующие игроки (Ozon, «Яндекс.Маркет», PickPoint, «Сберлогистика», 5Post) вряд ли будут просто смотреть, как конкуренты пытаются откусить кусок от их пирога. Будем наблюдать.
Пандемия и действующие в Москве санитарные ограничения не мешают жителям готовиться к встрече Нового года. Более того, москвичи закупаются к праздникам даже активнее, чем в прошлом году. Обороты товаров для дома и новогодних сувениров на прошлой неделе выросли в 3 раза по сравнению с 2019 годом. Косметику и парфюм брали на 60% чаще, чем в допандемийном году, сообщил заммэра Москвы Владимир Ефимов.

Общий оборот непродовольственных товаров тоже растет. С 14 по 20 декабря он увеличился на 8% к предыдущей неделе, до 11,3 млрд рублей. В аналогичные дни прошлого года цифры были меньше на 36%. Вероятно, рост продаж может быть вызван закрытыми границами и несостоявшимися отпусками – москвичи решили унести сэкономленное в ТЦ. Сказывается и желание поощрить себя за пережитый год-катастрофу, а других радостей, кроме шопинга, во время пандемии мало.
В поисках источников распространения коронавируса эпидемиологи посягнули на святое. В этот раз под раздачу попали новогодние подарки. Врачи утверждают, что, мол, вирус может жить на деньгах и картоне до суток, на пластиковых и металлических предметах — до 3 дней. Еще дольше он сохраняется на пластике и нержавейке. Поэтому при выборе подарков в ТЦ нужно быть в масках и одноразовых перчатках, а при получении презентов – обязательно их дезинфицировать. Сделаем вид, что мы этого не слышали, но не можем не заметить, что поиски источников заражения все больше отдают паранойей.