Пост-многоходовочка
На днях у меня был случай, который побудил меня написать о фонтане эмоций на рабочих просторах. Это когда одни люди вываливают негативные эмоции на других, а те в свою очередь позволяют им это делать. Проявляется, как повышение голоса, уход от конструктива к выяснению "кто виноват" и подобным вопросам.
В каждой ситуации, в зависимости от личных отношений, степени агрессии и видов эмоций - можно действовать по-разному. Но сейчас мне казалось, что я уже все перепробовала. Я тогда подумала: "Да, сколько можно уже, что еще сделать нужно, чтобы устаканилось".
Уже приступив к посту, я довольно спонтанно написала моему "деструктиву": "У тебя все норм? Сверху не прессуют? У нас последнее время в обсуждениях градус часто повышается, хочу понять ты просто переживаешь из-за навалившегося или проблема есть какая-то?"
Мы поговорили. Человек чуток выговорился и я поняла, что я не могу влиять на то, что вызывает его эмоциональные перекосы. Я могу как-то с человеком поговорить, помочь ему советом, задать наводящие вопросы, но он сам с собой что-то должен делать, чтобы устранять причины.
Итак, пост про эмоциональное фонтанирование не получился. Но вот какие выводы можно сделать:
🧞 когда вам кажется, что вы сделали уже все, это скорее всего не так. Выход есть.
🧞 проявление эмпатии, работа с конфликтами - это не разовая работа. Это про процесс.
🧞 вы не Брюс Всемогущий и это нормально. Не всем можно помочь.
Тут должна быть кнопка с комментиками. Давайте потестим, насколько вам интересно что-то обсуждать. Тык-тык👇
#софтскилы
На днях у меня был случай, который побудил меня написать о фонтане эмоций на рабочих просторах. Это когда одни люди вываливают негативные эмоции на других, а те в свою очередь позволяют им это делать. Проявляется, как повышение голоса, уход от конструктива к выяснению "кто виноват" и подобным вопросам.
В каждой ситуации, в зависимости от личных отношений, степени агрессии и видов эмоций - можно действовать по-разному. Но сейчас мне казалось, что я уже все перепробовала. Я тогда подумала: "Да, сколько можно уже, что еще сделать нужно, чтобы устаканилось".
Уже приступив к посту, я довольно спонтанно написала моему "деструктиву": "У тебя все норм? Сверху не прессуют? У нас последнее время в обсуждениях градус часто повышается, хочу понять ты просто переживаешь из-за навалившегося или проблема есть какая-то?"
Мы поговорили. Человек чуток выговорился и я поняла, что я не могу влиять на то, что вызывает его эмоциональные перекосы. Я могу как-то с человеком поговорить, помочь ему советом, задать наводящие вопросы, но он сам с собой что-то должен делать, чтобы устранять причины.
Итак, пост про эмоциональное фонтанирование не получился. Но вот какие выводы можно сделать:
🧞 когда вам кажется, что вы сделали уже все, это скорее всего не так. Выход есть.
🧞 проявление эмпатии, работа с конфликтами - это не разовая работа. Это про процесс.
🧞 вы не Брюс Всемогущий и это нормально. Не всем можно помочь.
Тут должна быть кнопка с комментиками. Давайте потестим, насколько вам интересно что-то обсуждать. Тык-тык👇
#софтскилы
🤮1
🤖 Письмо от проджекта к программисту.
Дорогой мой человек,
я понимаю, что мой вопрос кажется тебе очень тупым.
Но когда в моём сообщении к тебе содержатся 2 вопроса, пожалуйста ответь именно на эти два вопроса, а не на третий, который я видимо должна додумать.
Чем быстрее я пойму ситуацию, тем быстрее перестану тебя мучать вопросиками. Если бы я могла вопросики не задавать, то не писала бы тебе.
Конечно, болезнь "побыстрее отписаться и уйти к себе в берлогу" есть не только у программистов. Но мною чаще замечена именно у этих товарищей. Д - дискриминация.
В своих командах с этим проблем нет. Если в команде хорошие отношения, то все наоборот очень отзывчивы. Но на стыке команд, когда что-то нужно от "соседей" по цеху, с которыми ты мало взаимодействуешь, бывает прям беда. Человек пилит свой кусок и ты ему мешаешь своими вопросами, понимаете? Лучше иди его менеджера отвлекай. Он все передаст.
Когда команды перестают воспринимать свой кусок единственным верным и важным - менеджеры проектов становятся счастливее, потому что им нормально в личке отвечают. Меньше тратится времени на переписку и вытягивание информации клешнями - продуктивнее, эффективнее, ярче, краше, быстрее и бодрее бежим.
#софтскилы
Дорогой мой человек,
я понимаю, что мой вопрос кажется тебе очень тупым.
Но когда в моём сообщении к тебе содержатся 2 вопроса, пожалуйста ответь именно на эти два вопроса, а не на третий, который я видимо должна додумать.
Чем быстрее я пойму ситуацию, тем быстрее перестану тебя мучать вопросиками. Если бы я могла вопросики не задавать, то не писала бы тебе.
Конечно, болезнь "побыстрее отписаться и уйти к себе в берлогу" есть не только у программистов. Но мною чаще замечена именно у этих товарищей. Д - дискриминация.
В своих командах с этим проблем нет. Если в команде хорошие отношения, то все наоборот очень отзывчивы. Но на стыке команд, когда что-то нужно от "соседей" по цеху, с которыми ты мало взаимодействуешь, бывает прям беда. Человек пилит свой кусок и ты ему мешаешь своими вопросами, понимаете? Лучше иди его менеджера отвлекай. Он все передаст.
Когда команды перестают воспринимать свой кусок единственным верным и важным - менеджеры проектов становятся счастливее, потому что им нормально в личке отвечают. Меньше тратится времени на переписку и вытягивание информации клешнями - продуктивнее, эффективнее, ярче, краше, быстрее и бодрее бежим.
#софтскилы
👎1
Признавайтесь, отшиваете проджектов/коллег с вопросами?
Anonymous Poll
58%
Нормально отвечаю
14%
Отшиваю =)
9%
Меня отшивают, бесит =(
19%
404 error
О наболевшем с кото_аналогией. Стендап или дейли скрам - это самый важный митинг дня в команде. Он требует максимальной вашей концентрации.
На этом митинге вы можете заметить, что котята едят из неправильных мисок и у вас есть возможность вернуть их на свои места. Если вы решили расслабиться и параллельно занимаетесь чем-то еще, то рискуете в конце спринта рассуждать почему команда не добежала до цели.
#разработка #юмор
На этом митинге вы можете заметить, что котята едят из неправильных мисок и у вас есть возможность вернуть их на свои места. Если вы решили расслабиться и параллельно занимаетесь чем-то еще, то рискуете в конце спринта рассуждать почему команда не добежала до цели.
#разработка #юмор
💯1
Влет-вылет
Хак для управления временем.
Есть запланированые задачи. Если есть влетная задача, которую надо здесь и сейчас, вчера или в этом спринте - значит должна быть и вылетная.
Но все почему-то забывают, что влет-вылет, это не только про команду или спринт, но и про управление своим временем. Неважно менеджер ты, тимлид или тестировщик.
На что обратить внимание, когда перегруз подкрался не заметно:
1) У вас могут быть задачи, которые вы пообещали сделать к определенному дню, но приоритет этой задачи не такой уж высокий. Вас связывает обязательство и создается впечатление, что задачу двигать нельзя. Поговорите с тем, кому обещали срок. Объясните ситуацию и сдвиньте не приоритетную задачу, чтобы затащить срочный влет.
2) Трезво оцениваете приоритет "любимых" задач. Например, вы менеджер, который пишет требования по 2 дня в неделю. Это ваш highlight of the day и вам даже не приходит на ум пожертвовать этой работой. Хотя, возможно, это именно то, что стоит сделать.
3) Держите перед собой матрицу Эйзенхауэра. Это не просто совет "вот вам умная методика, которой вы никогда не воспользуетесь". Я скачивала себе эту картинку и смотрела на нее, когда училась работать со своим временем, распоряжаться с десятком задач, которые "надо было" сегодня. Распечатайте и подержите пару месяцев перед глазами. Станет полегче, я обещаю.
#разработка
Хак для управления временем.
Есть запланированые задачи. Если есть влетная задача, которую надо здесь и сейчас, вчера или в этом спринте - значит должна быть и вылетная.
Но все почему-то забывают, что влет-вылет, это не только про команду или спринт, но и про управление своим временем. Неважно менеджер ты, тимлид или тестировщик.
На что обратить внимание, когда перегруз подкрался не заметно:
1) У вас могут быть задачи, которые вы пообещали сделать к определенному дню, но приоритет этой задачи не такой уж высокий. Вас связывает обязательство и создается впечатление, что задачу двигать нельзя. Поговорите с тем, кому обещали срок. Объясните ситуацию и сдвиньте не приоритетную задачу, чтобы затащить срочный влет.
2) Трезво оцениваете приоритет "любимых" задач. Например, вы менеджер, который пишет требования по 2 дня в неделю. Это ваш highlight of the day и вам даже не приходит на ум пожертвовать этой работой. Хотя, возможно, это именно то, что стоит сделать.
3) Держите перед собой матрицу Эйзенхауэра. Это не просто совет "вот вам умная методика, которой вы никогда не воспользуетесь". Я скачивала себе эту картинку и смотрела на нее, когда училась работать со своим временем, распоряжаться с десятком задач, которые "надо было" сегодня. Распечатайте и подержите пару месяцев перед глазами. Станет полегче, я обещаю.
#разработка
👍1🤔1
Забиваете на тайм-менеджмент или интересуетесь?
Anonymous Poll
13%
Я повелитель времени
26%
Забиваю :(
32%
Почитываю иногда статейки
28%
Хочу прокачаться!
Копирайтеры не нужны
После последнего поста, у меня остался неиспользованный кусочек текста о влетах и вылетах, а также желание поиграть с генератором текста. Зацените, что получилось.
Чтобы поиграть самому или почитать шедевры российской нейронки "GPT-2", разраработанной Михаилом Гранкиным переходите сюда https://porfirevich.ru/ .
#юмор
После последнего поста, у меня остался неиспользованный кусочек текста о влетах и вылетах, а также желание поиграть с генератором текста. Зацените, что получилось.
Чтобы поиграть самому или почитать шедевры российской нейронки "GPT-2", разраработанной Михаилом Гранкиным переходите сюда https://porfirevich.ru/ .
#юмор
👀1
📈 Зачем доносить до команды успехи продукта?
Да, не всем это надо. Есть ребята, которые только за деньги пришли работать. Big picture им не интересна. Есть и те, кому продуктовые метрики дают седьмое дыхание. Потешить эго, маме сайт показать - все в эту корзинку.
Но есть и менее очевидные профиты, которые влияют даже на тех, кто просто пришел кодить.
👁 Снижаем демотивацию из-за влетов. Влет - инородное спринту тело, ему сопротивляется и команда и методология. Когда команда знает, что происходит с продуктом - ей понятна природа влета. Тогда же нет сопротивления и демотивации от того, что нужно отложить текущую задачу.
! Острожно, не работает при бесполезных влетах на замену логотипа.
👁 Проще принимаются изменения - смена приоритетов, изменения в подходах к разработке. Показываешь команде гибкий мир продукта и она готова двигаться вместе с ним.
👁Развиваем навык работы с приоритетами. Вспоминаем пост про котят. Бизнес транслирует команде, что важно для пользователя, на что сейчас акцентируют внимание продажи, что хотят инвесторы и т.д. От этого меняется восприятие командой продукта и она начинает принимать решения исходя их получаемых приоритетов.
Это можно отследить в динамике, когда команда "До" брала задачи из беклога по-порядку и "После" - когда разработчики и тестировщики друг другу говорят:
"Не, возьми вот это лучше сейчас и завтра в четверг катнем".
Дисклеймер - картинка стырена их интернетиков.
#разработка
Да, не всем это надо. Есть ребята, которые только за деньги пришли работать. Big picture им не интересна. Есть и те, кому продуктовые метрики дают седьмое дыхание. Потешить эго, маме сайт показать - все в эту корзинку.
Но есть и менее очевидные профиты, которые влияют даже на тех, кто просто пришел кодить.
👁 Снижаем демотивацию из-за влетов. Влет - инородное спринту тело, ему сопротивляется и команда и методология. Когда команда знает, что происходит с продуктом - ей понятна природа влета. Тогда же нет сопротивления и демотивации от того, что нужно отложить текущую задачу.
! Острожно, не работает при бесполезных влетах на замену логотипа.
👁 Проще принимаются изменения - смена приоритетов, изменения в подходах к разработке. Показываешь команде гибкий мир продукта и она готова двигаться вместе с ним.
👁Развиваем навык работы с приоритетами. Вспоминаем пост про котят. Бизнес транслирует команде, что важно для пользователя, на что сейчас акцентируют внимание продажи, что хотят инвесторы и т.д. От этого меняется восприятие командой продукта и она начинает принимать решения исходя их получаемых приоритетов.
Это можно отследить в динамике, когда команда "До" брала задачи из беклога по-порядку и "После" - когда разработчики и тестировщики друг другу говорят:
"Не, возьми вот это лучше сейчас и завтра в четверг катнем".
Дисклеймер - картинка стырена их интернетиков.
#разработка
❤1👍1
Документация - зло?
Сегодня обсуждали с командой как документировать фичу. Проблема: без документации в ней потом хрен кто разберется. Документировать ее долго, а поддерживать сложно. Нужно найти способ с минимальными затратами.
И вот, один из разработчиков выступает с экстремистской мыслью.
"В аджайле документация - это вообще зло".
(читай: не надо документировать ее вообще)
Вокруг agile манифеста ходит очень много мифов и предубеждений. Каждый трактует принципы методологии как хочет.
Манифест гласит: работающий продукт важнее исчерпывающей документации.
👽 Принципы agile фокусируются на поставке ценности пользователям. Документация конечному пользователю не несет ценности, поэтому подход к документированию должен быть легковесным и не затратным. Но достаточным, чтобы можно было быстро разобраться любому разработчику.
👽 Кроме того, когда команда долго варится в agile процессах, кажется она забывает, что когда-то agile пришел как альтернатива каскадной (waterfall) модели. В ней принято выделять длительный этап написания ТЗ. И ценность такого подхода ставится под вопрос, потому что рынок и продукт - это живые, гибкие элементы. Исчерпывающее ТЗ может быть блокером роста и вызывать риск сделать то, чем не будут пользоваться.
Документация - не зло, это вопрос баланса в процессе разработки и поставке ценности пользователю.
Если разработчик говорит, что документация зло, то я бы озаботилась вопросом "Завтра этот человек уволится, кто-нибудь сможет понять его код? Не будет ли басфактора?". Ну и не забываем, что всегда можно обсуждать процессы с командой и ковырять ее заблуждения.
#разработка
Сегодня обсуждали с командой как документировать фичу. Проблема: без документации в ней потом хрен кто разберется. Документировать ее долго, а поддерживать сложно. Нужно найти способ с минимальными затратами.
И вот, один из разработчиков выступает с экстремистской мыслью.
"В аджайле документация - это вообще зло".
(читай: не надо документировать ее вообще)
Вокруг agile манифеста ходит очень много мифов и предубеждений. Каждый трактует принципы методологии как хочет.
Манифест гласит: работающий продукт важнее исчерпывающей документации.
👽 Принципы agile фокусируются на поставке ценности пользователям. Документация конечному пользователю не несет ценности, поэтому подход к документированию должен быть легковесным и не затратным. Но достаточным, чтобы можно было быстро разобраться любому разработчику.
👽 Кроме того, когда команда долго варится в agile процессах, кажется она забывает, что когда-то agile пришел как альтернатива каскадной (waterfall) модели. В ней принято выделять длительный этап написания ТЗ. И ценность такого подхода ставится под вопрос, потому что рынок и продукт - это живые, гибкие элементы. Исчерпывающее ТЗ может быть блокером роста и вызывать риск сделать то, чем не будут пользоваться.
Документация - не зло, это вопрос баланса в процессе разработки и поставке ценности пользователю.
Если разработчик говорит, что документация зло, то я бы озаботилась вопросом "Завтра этот человек уволится, кто-нибудь сможет понять его код? Не будет ли басфактора?". Ну и не забываем, что всегда можно обсуждать процессы с командой и ковырять ее заблуждения.
#разработка
🤔1
Документируете?
Anonymous Poll
16%
Фанаты документации
51%
Умеренно
14%
Документация - зло
18%
я тут мимо прохожу
Менеджерские стоп-слова
Стоп-слова у Ильяхова это мусор, который можно выкидывать. Стоп-слово у меня, это тригер, который должен заставить остановиться и разобраться.
‼️ Вроде
‼️ Не точно
‼️ Постараемся
‼️ Должны успеть
‼️ Не знаю сколько
‼️ Посмотрим
‼️ Сомневаюсь
Развейте сомнения
В голосе товарища сомнения - вызывайте отряд реагирования. Почему он сомневается? Значит что-то видит, чего не видите вы или команда. Это может быть какая-то "очевидная" зависимость на коллеге или чувство перегруза.
Реагируйте на стоп-слово, задавайте дополнительные вопросы:
👨💼 "Ну, должны успеть завтра выкатить обновление".
👩💼 "Почему вроде? Когда ты берешь первую задачу?"
👨💼 "Планировал вечером начать".
👩💼 "Окей, задача небольшая, завтра точно протестируем и закончим. А какие сомнения?"
👨💼 "Ну, мне нужно еще с админом связаться, он обычно занятой."
👩💼 "Давай ему сейчас напишем, чтобы зарезервировал на нас час завтра во второй половине дня на релиз. Тогда точно выкатим."
👨💼 "Давай, я сейчас напишу ему".
👩💼 "Если не сможет, напиши мне - посмотрим что можно сделать".
Смотрите на факты, оценки задач. Банально, влезают ли они в рабочий день.
👨💼 Ваня: "Вроде цели спринта у нас в порядке".
👩💼 Катя: "А когда ты закончишь задачи по второй цели?"
👨💼 Ваня: "Вечером сегодня (четверг)".
👨💻Костя: "Тогда ревью и тест упадут на пятницу. Возможны доработки и цель зафейлим".
👩💼 Катя: "Давай инцидент, которую ты хотел сейчас пофиксить на завтра отложим, он терпит. Хорошо бы закончить с задачами по цели к 15:00, чтобы отдать их на тест."
Игнорируя стоп-слова, мы отпускаем ситуацию на самотек.
❌ "Ну, должны успеть завтра выкатить обновление".
❌ "Хорошо, завтра посмотрим".
Сегодня может случится что угодно - прилетит инцидент или разработчик не попадет в оценку. Так, "завтра" может не хватить времени, чтобы среагировать на проблему.
Слышите/видите стоп-слово - остановитесь и раскопайте сомнения. Это даст вам больше времени на исправление ситуации, чем когда все пойдет лесом по факту.
Словарь
review - когда разработчик смотрит на код того, кто делал задачу и оставляет к нему комменты на доработку, если нужно
инцидент - ошибка, которую нашел пользователь и которая мешает его работе с приложением
А какие у вас есть стоп-слова для реагирования? Пишите в комментариях 👇
#софтскилы #разработка
Стоп-слова у Ильяхова это мусор, который можно выкидывать. Стоп-слово у меня, это тригер, который должен заставить остановиться и разобраться.
‼️ Вроде
‼️ Не точно
‼️ Постараемся
‼️ Должны успеть
‼️ Не знаю сколько
‼️ Посмотрим
‼️ Сомневаюсь
Развейте сомнения
В голосе товарища сомнения - вызывайте отряд реагирования. Почему он сомневается? Значит что-то видит, чего не видите вы или команда. Это может быть какая-то "очевидная" зависимость на коллеге или чувство перегруза.
Реагируйте на стоп-слово, задавайте дополнительные вопросы:
👨💼 "Ну, должны успеть завтра выкатить обновление".
👩💼 "Почему вроде? Когда ты берешь первую задачу?"
👨💼 "Планировал вечером начать".
👩💼 "Окей, задача небольшая, завтра точно протестируем и закончим. А какие сомнения?"
👨💼 "Ну, мне нужно еще с админом связаться, он обычно занятой."
👩💼 "Давай ему сейчас напишем, чтобы зарезервировал на нас час завтра во второй половине дня на релиз. Тогда точно выкатим."
👨💼 "Давай, я сейчас напишу ему".
👩💼 "Если не сможет, напиши мне - посмотрим что можно сделать".
Смотрите на факты, оценки задач. Банально, влезают ли они в рабочий день.
👨💼 Ваня: "Вроде цели спринта у нас в порядке".
👩💼 Катя: "А когда ты закончишь задачи по второй цели?"
👨💼 Ваня: "Вечером сегодня (четверг)".
👨💻Костя: "Тогда ревью и тест упадут на пятницу. Возможны доработки и цель зафейлим".
👩💼 Катя: "Давай инцидент, которую ты хотел сейчас пофиксить на завтра отложим, он терпит. Хорошо бы закончить с задачами по цели к 15:00, чтобы отдать их на тест."
Игнорируя стоп-слова, мы отпускаем ситуацию на самотек.
❌ "Ну, должны успеть завтра выкатить обновление".
❌ "Хорошо, завтра посмотрим".
Сегодня может случится что угодно - прилетит инцидент или разработчик не попадет в оценку. Так, "завтра" может не хватить времени, чтобы среагировать на проблему.
Слышите/видите стоп-слово - остановитесь и раскопайте сомнения. Это даст вам больше времени на исправление ситуации, чем когда все пойдет лесом по факту.
Словарь
review - когда разработчик смотрит на код того, кто делал задачу и оставляет к нему комменты на доработку, если нужно
инцидент - ошибка, которую нашел пользователь и которая мешает его работе с приложением
А какие у вас есть стоп-слова для реагирования? Пишите в комментариях 👇
#софтскилы #разработка
👎1
Магия вне Хогварста или непрерывное попадание в цели спринта
Сегодня, хочу поделиться с вами классной практикой, которую мы обкатали в команде маркетинга.
Команда До применения:
😨 Заваливаем 1 спринт из 3-ёх. Команда занимается развитием и обеспечением маркетинговых штук в холдинге. У нас много хотелок от бизнеса, которые нужно совмещать с глобальными целями и технической поддержкой. Что-то выпадает из внимания, и как результат, мы не всегда достигаем целей. А достижение целей = выполнение наших обещаний бизнес заказчику.
Команда После применения:
🚀 5-ую неделю уверенно закрываем цели. Нас не остановить.
В чем магия:
Цель спринта раскладываем по дням недели. День недели + что будет сделано для достижения цели спринта.
Например,
Цель: Релиз № 77.5 на прод.
🔲 ПН - Отдаем QA-инженеру проверять на RC
🔲 ПН - Правки от QA
🔲 ВТ - Отдаем на проверку Заказчику к 12:00
🔲 ВТ - Делаем правки от Заказчика (принимаем фидбек до 15:00 Среды)
🔲 СР - Делаем правки
🔲 СР - Релиз в 22:00
🔲 ЧТ - Написать release notes
Каждый день на стендапе (daily scrum) смотрим на этот список и отмечаем, что сделали.
Если какой-то подпункт не получилось сделать - обсуждаем как это повлияет на остальные действия. Выясняем, что можно предпринять, чтобы мини-план не поехал дальше.
Такой подход позволяет достичь предсказуемости. Он полезен, когда
📎 у вас еще не сработалась команда и/или нужно добавить прозрачность в процесс,
📎 временные трудности: плотно запланированы задачи, недостаток рабочих рук, дедлайн впереди,
📎 при планировании своего времени, когда не знаете с чего начать.
Пишите в комментариях, что делаете для достижения целей спринта, попробовали бы вы этот подход и почему нет.
Словарь
RC (release candidate) - задачи, которые почти готовы для того чтобы стать стабильной версией ПО, которую можно выкатить на прод.
Release notes - заметки об изменениях в программе, что нового у нас в приложении, полезны для техподдержки, пользователей.
Daily scrum / стендап - ежедневная планерка в формате Что сделал/Что буду делать /Какие проблемы
#разработка
Сегодня, хочу поделиться с вами классной практикой, которую мы обкатали в команде маркетинга.
Команда До применения:
😨 Заваливаем 1 спринт из 3-ёх. Команда занимается развитием и обеспечением маркетинговых штук в холдинге. У нас много хотелок от бизнеса, которые нужно совмещать с глобальными целями и технической поддержкой. Что-то выпадает из внимания, и как результат, мы не всегда достигаем целей. А достижение целей = выполнение наших обещаний бизнес заказчику.
Команда После применения:
🚀 5-ую неделю уверенно закрываем цели. Нас не остановить.
В чем магия:
Цель спринта раскладываем по дням недели. День недели + что будет сделано для достижения цели спринта.
Например,
Цель: Релиз № 77.5 на прод.
🔲 ПН - Отдаем QA-инженеру проверять на RC
🔲 ПН - Правки от QA
🔲 ВТ - Отдаем на проверку Заказчику к 12:00
🔲 ВТ - Делаем правки от Заказчика (принимаем фидбек до 15:00 Среды)
🔲 СР - Делаем правки
🔲 СР - Релиз в 22:00
🔲 ЧТ - Написать release notes
Каждый день на стендапе (daily scrum) смотрим на этот список и отмечаем, что сделали.
Если какой-то подпункт не получилось сделать - обсуждаем как это повлияет на остальные действия. Выясняем, что можно предпринять, чтобы мини-план не поехал дальше.
Такой подход позволяет достичь предсказуемости. Он полезен, когда
📎 у вас еще не сработалась команда и/или нужно добавить прозрачность в процесс,
📎 временные трудности: плотно запланированы задачи, недостаток рабочих рук, дедлайн впереди,
📎 при планировании своего времени, когда не знаете с чего начать.
Пишите в комментариях, что делаете для достижения целей спринта, попробовали бы вы этот подход и почему нет.
Словарь
RC (release candidate) - задачи, которые почти готовы для того чтобы стать стабильной версией ПО, которую можно выкатить на прод.
Release notes - заметки об изменениях в программе, что нового у нас в приложении, полезны для техподдержки, пользователей.
Daily scrum / стендап - ежедневная планерка в формате Что сделал/Что буду делать /Какие проблемы
#разработка
🤔1
Когда будет сделано?
❓Если спрашивают "Когда будет сделано?",
❗️то имеется ввиду, "Когда не надо ничего делать по ней, потому что все уже сделали: проверили, утвердили, порадовались".
Это не про тест, мастер, галочку в чеклисте.
Это про бой.
Между бизнесом и разработкой часто возникает недопонимание на этой основе.
Если бизнес-заказчик спрашивает "Когда будет сделано?" - не говорите о своей части задачи, когда вы ее закончите. Отвечайте за команду. Подключайте других членов команды и выясняйте ответ на вопрос вместе.
Здесь, я 100% на стороне бизнес-заказчиков - разработке в таком случае надо переучиваться и отвечать на вопрос без переводчиков, на языке бизнес-заказчика.
Команда отвечает за результат не в dev среде, а на проде, который зарабатывает деньги.
Кстати, комментики починились
#заказчик
❓Если спрашивают "Когда будет сделано?",
❗️то имеется ввиду, "Когда не надо ничего делать по ней, потому что все уже сделали: проверили, утвердили, порадовались".
Это не про тест, мастер, галочку в чеклисте.
Это про бой.
Между бизнесом и разработкой часто возникает недопонимание на этой основе.
Если бизнес-заказчик спрашивает "Когда будет сделано?" - не говорите о своей части задачи, когда вы ее закончите. Отвечайте за команду. Подключайте других членов команды и выясняйте ответ на вопрос вместе.
Здесь, я 100% на стороне бизнес-заказчиков - разработке в таком случае надо переучиваться и отвечать на вопрос без переводчиков, на языке бизнес-заказчика.
Команда отвечает за результат не в dev среде, а на проде, который зарабатывает деньги.
Кстати, комментики починились
#заказчик
❤1
А у меня такой к вам вопрос. Релизите по пятницам?
Anonymous Poll
39%
В любой день можем
42%
Нет, это плохая практика
19%
Посмотреть ответы / нет релизов
Релиз в пятницу - Да или Нет?
Вокруг релизов в пятницу бытуют противоречия. Кто-то их делает, а кто-то кричит, что надо быть дураком, чтобы делать релиз в пятницу. Так можно ли делать релизы по пятницам? Я пообщалась со своими друзьями и коллегами на эту тему, давайте разберемся.
Почему Нет?
🤯 Что-то отвалится и потом фиксить все выходные.
👉 В основном, кто топит против, руководствуются тем, что обязательно случится апокалипсис и все будут работать в выходные или вечер-ночь пятницы. Хотя в это время, по идее ты должен сидеть с пивом в баре.
Почему Да?
💆♂️ В первой половине дня можно, так как есть рабочее время на откат релиза или фиксы
👉 Если релизим утром, критические проблемы проявятся сразу, на них есть возможность отреагировать в течении дня. Шанс, что придется в субботу править очень низкий.
💆♂️ Удобно, потому что можно закрыть все задачи в конце недели и с чистой совестью уйти на выходные.
👉 На выходных не паримся, что задачи подвисли не в тех статусах, а в первый день следующей итерации доска чистая, планируемся "без долгов".
Важно в этой истории то, что ответ Да или Нет - целиком зависит от вашего качества планирования и инфраструктуры.
Планируя задачи в спринт под завязку вы должны понимать, что не все задачи будут готовы к релизу в пятницу утром. На планировании можно проговорить, на бой уйдут только определенные задачи и это же пообещать бизнесу.
Учитывайте техническую реализацию вашего проекта и процессы. Да, может быть так, что даже в пятницу утром релиз - это не ваша история. К примеру, сложно откатывать релиз, если что-то пойдет не так. Нет тестировщика, который проверил бы прод после релиза. Или основной наплыв пользователей происходит именно в пятницу, и в этот день лучше прод не трогать.
Делайте релизы, когда это удобно команде.
Поработайте над механизмами деплоя и планированием, если хотите, чтобы релиз пятничным утром был таким же днем, как и остальные.
P.s.: отлично и подробно про релизы в пятницу высказался мой коллега и тимлид команды Поиска в Актионе - Максим. Не могу пройти мимо и не приложить скрин.
#разработка
Вокруг релизов в пятницу бытуют противоречия. Кто-то их делает, а кто-то кричит, что надо быть дураком, чтобы делать релиз в пятницу. Так можно ли делать релизы по пятницам? Я пообщалась со своими друзьями и коллегами на эту тему, давайте разберемся.
Почему Нет?
🤯 Что-то отвалится и потом фиксить все выходные.
👉 В основном, кто топит против, руководствуются тем, что обязательно случится апокалипсис и все будут работать в выходные или вечер-ночь пятницы. Хотя в это время, по идее ты должен сидеть с пивом в баре.
Почему Да?
💆♂️ В первой половине дня можно, так как есть рабочее время на откат релиза или фиксы
👉 Если релизим утром, критические проблемы проявятся сразу, на них есть возможность отреагировать в течении дня. Шанс, что придется в субботу править очень низкий.
💆♂️ Удобно, потому что можно закрыть все задачи в конце недели и с чистой совестью уйти на выходные.
👉 На выходных не паримся, что задачи подвисли не в тех статусах, а в первый день следующей итерации доска чистая, планируемся "без долгов".
Важно в этой истории то, что ответ Да или Нет - целиком зависит от вашего качества планирования и инфраструктуры.
Планируя задачи в спринт под завязку вы должны понимать, что не все задачи будут готовы к релизу в пятницу утром. На планировании можно проговорить, на бой уйдут только определенные задачи и это же пообещать бизнесу.
Учитывайте техническую реализацию вашего проекта и процессы. Да, может быть так, что даже в пятницу утром релиз - это не ваша история. К примеру, сложно откатывать релиз, если что-то пойдет не так. Нет тестировщика, который проверил бы прод после релиза. Или основной наплыв пользователей происходит именно в пятницу, и в этот день лучше прод не трогать.
Делайте релизы, когда это удобно команде.
Поработайте над механизмами деплоя и планированием, если хотите, чтобы релиз пятничным утром был таким же днем, как и остальные.
P.s.: отлично и подробно про релизы в пятницу высказался мой коллега и тимлид команды Поиска в Актионе - Максим. Не могу пройти мимо и не приложить скрин.
#разработка
🤔1
В сети есть много материалов "как найти работу зарубежом". Много про программистов, а про менеджерские роли - мало. Поэтому я очень радуюсь, когда "менеджерский счетчик" пополняется. Сегодня я хочу поделиться полезными мыслями из доклада 2-х senior продактов из YouTube и Amazon о поиске работы зарубежом.
Что поможет в поиске работы ПМа
1) Релевантный опыт. Подавайте в сферы, в которых в уже имеете опыт работы продактом. Это увеличивает шансы, что вы подходите на вакансию и вписываетесь в портрет кандидата.
👎Плохой пример: отправляете резюме в FinTech стартап, но до этого работали 4 года в маркет плейсе. Вероятность, что вам ответят стремится к 0. Компании нужен именно ПМ с опытом в финтехе, который уже решал проблемы и задачи в этой области.
👍Идеальный пример: классно, когда у вас опыт в медиа компании и вы подаетесь в медиа компанию.
👍Хороший пример: подаетесь на вакансию, где требуется 5 лет опыта с машинным обучением. А у вас только 2 года опыта работы с ML, плюс еще 2 в макрет плейсе. Не спешите закрывать вакансию. Работодатели всегда завышают требования, поэтому стоит попробовать. Опишите что вы делали эти 2 года с ML, расскажите в чем разбираетесь и как вы можете это повторить и применить.
2) Ставка на скилы, которые можно "перевезти" в другую страну.
👎Плохой пример: разбираюсь в рынке недвижимости РФ - работаю на продукте в этой сфере. Этот скил тяжело перевезти - в США рынок недвижимости устроен иначе. Это релевантный опыт, если вы хотите в похожую компанию, но не акцент вашего позиционирования.
👍Хороший пример: умею в а/б тестирование, знаю все тонкости и трактую результаты. Хардскилы обладают понятной ценностью для "переезда" на глобальный рынок.
3) Нетворкинг и рекомендации. Если обычно на LinkeIn вы заходите, чтобы обновить профиль 2 раза в год, то сейчас сделайте его основным инструментом.
"Холодное" знакомство с человеком, который работает в компании, куда вы хотите попасть - увеличивает ваши шансы на успех. Это не про "устроиться по знакомству", а про понимание профиля кандидата, которого ищет компания. Если вас еще и порекомендуют, то без внимания HR-ов вы не останетесь.
Мифы о поиске работы зарубежом
🧐 "Есть набор скилов, который я вот выучу и меня сразу везде возьмут".
Во-первых, так как всем нужен релевантный опыт, это в целом невозможно, но вы можете понять по вакансиям и своим ключевым навыкам, что вам нужно доучить.
🧐 "Продакты и проджекты зарубежом - это совсем другое, я не подойду".
Ожидания от ПМ в плане ответственности и функций, примерно такие же как и в России. Отдельно можно выделить, что ценится стратегический подход к решению задач. Об этом, кстати очень круто рассказывал ex-VP Netflix на докладе Netflix Product Strategy 2020. Это когда вы учитывает выбранный курс компании на следующие несколько лет и принимаете решения по продукту исходя из стратегии компании.
🧐 "Нас там никто не ждет, распаковываем чемоданы".
Крутых специалисты в дефиците, поэтому не бойтесь пробовать и мечтать.
Подробнее о поиске работы зарубежом вы можете узнать из самого доклада. Там еще много полезных материалов: чеклист поиска работы, таймлайн поиска и чеклист по работе с LinkeIn. Информация подходит, как для продактов и проджектов, так и для других профессий.
Также, подписывайтесь на канал @epicgrowth, ребята публикуют краткие выжимки из докладов, если вам некогда смотреть полный вариант. Я получаю полезную инфу уже больше года - рекомендую.
Ставьте 🌎, если задумывались когда-либо о переезде в другую страну и 🌝, если вам классно с работой и в своей стране.
#карьера
Что поможет в поиске работы ПМа
1) Релевантный опыт. Подавайте в сферы, в которых в уже имеете опыт работы продактом. Это увеличивает шансы, что вы подходите на вакансию и вписываетесь в портрет кандидата.
👎Плохой пример: отправляете резюме в FinTech стартап, но до этого работали 4 года в маркет плейсе. Вероятность, что вам ответят стремится к 0. Компании нужен именно ПМ с опытом в финтехе, который уже решал проблемы и задачи в этой области.
👍Идеальный пример: классно, когда у вас опыт в медиа компании и вы подаетесь в медиа компанию.
👍Хороший пример: подаетесь на вакансию, где требуется 5 лет опыта с машинным обучением. А у вас только 2 года опыта работы с ML, плюс еще 2 в макрет плейсе. Не спешите закрывать вакансию. Работодатели всегда завышают требования, поэтому стоит попробовать. Опишите что вы делали эти 2 года с ML, расскажите в чем разбираетесь и как вы можете это повторить и применить.
2) Ставка на скилы, которые можно "перевезти" в другую страну.
👎Плохой пример: разбираюсь в рынке недвижимости РФ - работаю на продукте в этой сфере. Этот скил тяжело перевезти - в США рынок недвижимости устроен иначе. Это релевантный опыт, если вы хотите в похожую компанию, но не акцент вашего позиционирования.
👍Хороший пример: умею в а/б тестирование, знаю все тонкости и трактую результаты. Хардскилы обладают понятной ценностью для "переезда" на глобальный рынок.
3) Нетворкинг и рекомендации. Если обычно на LinkeIn вы заходите, чтобы обновить профиль 2 раза в год, то сейчас сделайте его основным инструментом.
"Холодное" знакомство с человеком, который работает в компании, куда вы хотите попасть - увеличивает ваши шансы на успех. Это не про "устроиться по знакомству", а про понимание профиля кандидата, которого ищет компания. Если вас еще и порекомендуют, то без внимания HR-ов вы не останетесь.
Мифы о поиске работы зарубежом
🧐 "Есть набор скилов, который я вот выучу и меня сразу везде возьмут".
Во-первых, так как всем нужен релевантный опыт, это в целом невозможно, но вы можете понять по вакансиям и своим ключевым навыкам, что вам нужно доучить.
🧐 "Продакты и проджекты зарубежом - это совсем другое, я не подойду".
Ожидания от ПМ в плане ответственности и функций, примерно такие же как и в России. Отдельно можно выделить, что ценится стратегический подход к решению задач. Об этом, кстати очень круто рассказывал ex-VP Netflix на докладе Netflix Product Strategy 2020. Это когда вы учитывает выбранный курс компании на следующие несколько лет и принимаете решения по продукту исходя из стратегии компании.
🧐 "Нас там никто не ждет, распаковываем чемоданы".
Крутых специалисты в дефиците, поэтому не бойтесь пробовать и мечтать.
Подробнее о поиске работы зарубежом вы можете узнать из самого доклада. Там еще много полезных материалов: чеклист поиска работы, таймлайн поиска и чеклист по работе с LinkeIn. Информация подходит, как для продактов и проджектов, так и для других профессий.
Также, подписывайтесь на канал @epicgrowth, ребята публикуют краткие выжимки из докладов, если вам некогда смотреть полный вариант. Я получаю полезную инфу уже больше года - рекомендую.
Ставьте 🌎, если задумывались когда-либо о переезде в другую страну и 🌝, если вам классно с работой и в своей стране.
#карьера
🤔1
Как принимать резкий фидбек
В нашей культуре адекватный фидбек умеют давать и принимать далеко не все. Обратная связь ассоциируется с негативом, как раз потому что плохо приготовленный фидбек вызывает демотивацию или обиду.
Чтобы не обижаться и грустить, можно самому корректировать фидбек человека, который его дает. Ваша задача - получить полезную информацию. Дополнительные вопросы - помогут получиться пользу. Иногда, дополнительные вопросы ни к чему не приводят, и вы поймете, что это не фидбек, а личное мнение человека.
🧐 Кто-то: "В твоей последней задаче, наперекосяк все."
⛔️ Вы можете расстроиться,
✅ а можете спросить: "Что именно не так? Почему? А что я сделала хорошо? Хочу понять, что нужно повторять делать в том же духе."
🧐 Кто-то: "Ну, я на твоем бы месте сделал бы по-другому."
⛔️ Вы можете негодовать,
✅ а можете спросить: "А почему ты считаешь, что надо было сделать именно так? Как бы это помогло?"
🧐 Кто-то: "Ты очень неуверен, когда общаешься с заказчиками."
⛔️ Вы можете растеряться,
✅ а можете спросить: "А ты помнишь, в каких обстоятельствах я проявляю себя таким образом? Хочу понять это всегда или что-то вызывает эту робость."
Фидбек может быть непрошеным. Если вы не готовы к нему, можно сказать:
"Послушай, я пока не готов к обратной связи по этому поводу. Я еще работаю над этой компетенцией и хочу послушать твой фидбек, после того как я попробую еще несколько подходов."
#софтскилы
В нашей культуре адекватный фидбек умеют давать и принимать далеко не все. Обратная связь ассоциируется с негативом, как раз потому что плохо приготовленный фидбек вызывает демотивацию или обиду.
Чтобы не обижаться и грустить, можно самому корректировать фидбек человека, который его дает. Ваша задача - получить полезную информацию. Дополнительные вопросы - помогут получиться пользу. Иногда, дополнительные вопросы ни к чему не приводят, и вы поймете, что это не фидбек, а личное мнение человека.
🧐 Кто-то: "В твоей последней задаче, наперекосяк все."
⛔️ Вы можете расстроиться,
✅ а можете спросить: "Что именно не так? Почему? А что я сделала хорошо? Хочу понять, что нужно повторять делать в том же духе."
🧐 Кто-то: "Ну, я на твоем бы месте сделал бы по-другому."
⛔️ Вы можете негодовать,
✅ а можете спросить: "А почему ты считаешь, что надо было сделать именно так? Как бы это помогло?"
🧐 Кто-то: "Ты очень неуверен, когда общаешься с заказчиками."
⛔️ Вы можете растеряться,
✅ а можете спросить: "А ты помнишь, в каких обстоятельствах я проявляю себя таким образом? Хочу понять это всегда или что-то вызывает эту робость."
Фидбек может быть непрошеным. Если вы не готовы к нему, можно сказать:
"Послушай, я пока не готов к обратной связи по этому поводу. Я еще работаю над этой компетенцией и хочу послушать твой фидбек, после того как я попробую еще несколько подходов."
#софтскилы
👎1
На каких площадках черпаете полезный контент?
Anonymous Poll
82%
Телеграмм
55%
YouTube
43%
Habr
14%
Инстаграмм
6%
Facebook
19%
Medium
43%
Просто гуглю
5%
Другое (напишите мне 😌)
Начни, Остановись, Продолжи - формула обратной связи от Netflix
В книге "Сильнейшие. Бизнес по правилам Netflix" подглядела интересную формулу для обратной связи. Она мне понравилась из-за своей простоты и тем, что в ней есть место не только для критики, но и для похвалы.
Формула раскладывается так.
⚡️Начни. "Начни делать так ..." или "начни работать над ..." - это область для получения новых компетенций, выхода на следующий уровень.
⚡️Остановись. "Перестань делать так" или "обрати внимание на это" - элемент направлен на коррекцию и улучшение текущих компетенций, помогает взглянуть на ваше поведение со стороны.
⚡️Продолжи. "Продолжай делать ... в том же духе" подкидывает в огонь мотивации.
Например:
👱♂️ Начни изучать какая бывает архитектура ПО, тебе будет легче с нами общаться и понимать как наша команда взаимодействует с другими.
👱♂️ Остановись и выдохни, когда на тебя летит много задач - ты торопишься и не всегда принимаешь оптимальные решения. Например, когда ты в последний раз сделал ...
👱♂️ Круто, что ты предлагаешь новые подходы к решению проблем, всегда находишь точки для роста для наших процессов в команде.
Или так:
👩🦰 Попробуй начать накидывать спринт самостоятельно перед планированием, тогда само планирование будет проходить быстрее и команда не будет зевать.
👩🦰 Пересмотри свой подход к общению с продактом на еженедельных встречах. Когда мы говорим о дополнительных хотелках - ты включаешь защитную реакцию и продуктивность встречи резко падает. Мне кажется, тебе может помочь хорошая книжка о переговорах.
👩🦰 Продолжай делать мини доклады раз в месяц, команде интересно знать про метрики нашего продукта.
А еще сравните такой подход.
Когда вам нужен фидбек, вы можете написать в чатик:
"Коллеги, собираю фидбек по своей работе, напишите мне в личку, буду очень благодарен."
Пение сверчков.
Или можете дать шаблон вашим коллегам и облегчить им жизнь:
"Ребята, собираю фидбек по своей работе на проекте Ась. Хочется понять что было хорошо и не очень с вашей точки зрения. Фидбек можно дать в форме Начни, Остановись, Продолжи. То есть, что мне стоит начать делать или прокачивать, чего мне больше не следует делать, что нужно продолжать. Буду рад вашим сообщениям в ЛС."
#софтскилы
В книге "Сильнейшие. Бизнес по правилам Netflix" подглядела интересную формулу для обратной связи. Она мне понравилась из-за своей простоты и тем, что в ней есть место не только для критики, но и для похвалы.
Формула раскладывается так.
⚡️Начни. "Начни делать так ..." или "начни работать над ..." - это область для получения новых компетенций, выхода на следующий уровень.
⚡️Остановись. "Перестань делать так" или "обрати внимание на это" - элемент направлен на коррекцию и улучшение текущих компетенций, помогает взглянуть на ваше поведение со стороны.
⚡️Продолжи. "Продолжай делать ... в том же духе" подкидывает в огонь мотивации.
Например:
👱♂️ Начни изучать какая бывает архитектура ПО, тебе будет легче с нами общаться и понимать как наша команда взаимодействует с другими.
👱♂️ Остановись и выдохни, когда на тебя летит много задач - ты торопишься и не всегда принимаешь оптимальные решения. Например, когда ты в последний раз сделал ...
👱♂️ Круто, что ты предлагаешь новые подходы к решению проблем, всегда находишь точки для роста для наших процессов в команде.
Или так:
👩🦰 Попробуй начать накидывать спринт самостоятельно перед планированием, тогда само планирование будет проходить быстрее и команда не будет зевать.
👩🦰 Пересмотри свой подход к общению с продактом на еженедельных встречах. Когда мы говорим о дополнительных хотелках - ты включаешь защитную реакцию и продуктивность встречи резко падает. Мне кажется, тебе может помочь хорошая книжка о переговорах.
👩🦰 Продолжай делать мини доклады раз в месяц, команде интересно знать про метрики нашего продукта.
А еще сравните такой подход.
Когда вам нужен фидбек, вы можете написать в чатик:
"Коллеги, собираю фидбек по своей работе, напишите мне в личку, буду очень благодарен."
Пение сверчков.
Или можете дать шаблон вашим коллегам и облегчить им жизнь:
"Ребята, собираю фидбек по своей работе на проекте Ась. Хочется понять что было хорошо и не очень с вашей точки зрения. Фидбек можно дать в форме Начни, Остановись, Продолжи. То есть, что мне стоит начать делать или прокачивать, чего мне больше не следует делать, что нужно продолжать. Буду рад вашим сообщениям в ЛС."
#софтскилы
❤1👍1
Сложности в общении с заказчиком. Интервью проджектов Часть 1
Я поговорила с коллегами по цеху и хочу сделать серию постов о проджектах: трудности в общении; что нравится в профессии и нет; кем хотим стать, когда вырастем. В этой части «сериала», рассказываю с какими трудностями сталкиваются ПМы в работе с заказчиком.
👨🦱 Сложно говорить клиенту, что его хотелка не входит в рамки бюджета проекта. В таких случаях клиент загорается идеей, а ты его тормозишь. Обидно, когда клиент не вытягивает по бюджету для своей хотелки, а она действительно крутая.
👩🦱 Понимать, как заказчик на самом деле относится к команде. Это помогло бы прогнозировать будущие отношения. Иногда, проект заканчивается и клиент пропадает, хотя могли бы сотрудничать и дальше. Фоллоу-апы не всегда помогают выяснить, а что пошло не так то.
👨🦰 Общаться с клиентами, которые считают, что они понимают как нужно делать НАШУ работу. Часто, хочется спросить: “А почему вы сами это не делаете??!!". Клиент переживает о вложенных средствах и пытается контролировать каждую деталь в ходе спринтов, релизов, планов. Но с такими клиентами энергии на то, чтобы с ними договариваться и отчитываться, тратишь в разы больше.
🧑 Когда клиент говорит: "Я приведу на встречу по утверждению дизайна сына маминой подруги. Он дизайнер и в этом разбирается." Не всегда удается продавить отсутствие внезапных третьих лиц, которые на самом деле не принимают решения, но имеют чисто эмоциональное влияние на заказчика. И вот, когда не получается, понимаешь, ух тяжелая дорога согласований и правок впереди.
👱♀️ Когда у заказчика "сносит крышу" и количество непонятных фич-фантиков стремится к бесконечности. В такие моменты, человек с собственным бизнесом почему-то не может посмотреть на свой продукт как на бизнес и связать с реальностью. Мы категорически не принимаем принцип "любой каприз за ваши деньги». Поэтому приходится коучить клиентам "продуктовый подход". Но и здесь не все гладко, в любой момент на тебя могут обидеться, потому что "я в своем бизнесе разбираюсь".
Мой любимый ответ одного из респондентов:
🧔 У меня нет проблем в общении с заказчиком, на удивление находим общий язык достаточно легко. Это не так сложно, если попробовать встать на его позицию и понять почему у заказчика так болит или почему он так "кричит" - становится проще предлагать решения и заблаговременно стелить солому.
Держите рекомендацию к прочтению книги про эмпатию и умение договариваться - "Переговоры без поражения. Гарвардский метод".
Какие у вас проблемы в общении с заказчиком? Пишите в комментариях. 💙
#интервью
Я поговорила с коллегами по цеху и хочу сделать серию постов о проджектах: трудности в общении; что нравится в профессии и нет; кем хотим стать, когда вырастем. В этой части «сериала», рассказываю с какими трудностями сталкиваются ПМы в работе с заказчиком.
👨🦱 Сложно говорить клиенту, что его хотелка не входит в рамки бюджета проекта. В таких случаях клиент загорается идеей, а ты его тормозишь. Обидно, когда клиент не вытягивает по бюджету для своей хотелки, а она действительно крутая.
👩🦱 Понимать, как заказчик на самом деле относится к команде. Это помогло бы прогнозировать будущие отношения. Иногда, проект заканчивается и клиент пропадает, хотя могли бы сотрудничать и дальше. Фоллоу-апы не всегда помогают выяснить, а что пошло не так то.
👨🦰 Общаться с клиентами, которые считают, что они понимают как нужно делать НАШУ работу. Часто, хочется спросить: “А почему вы сами это не делаете??!!". Клиент переживает о вложенных средствах и пытается контролировать каждую деталь в ходе спринтов, релизов, планов. Но с такими клиентами энергии на то, чтобы с ними договариваться и отчитываться, тратишь в разы больше.
🧑 Когда клиент говорит: "Я приведу на встречу по утверждению дизайна сына маминой подруги. Он дизайнер и в этом разбирается." Не всегда удается продавить отсутствие внезапных третьих лиц, которые на самом деле не принимают решения, но имеют чисто эмоциональное влияние на заказчика. И вот, когда не получается, понимаешь, ух тяжелая дорога согласований и правок впереди.
👱♀️ Когда у заказчика "сносит крышу" и количество непонятных фич-фантиков стремится к бесконечности. В такие моменты, человек с собственным бизнесом почему-то не может посмотреть на свой продукт как на бизнес и связать с реальностью. Мы категорически не принимаем принцип "любой каприз за ваши деньги». Поэтому приходится коучить клиентам "продуктовый подход". Но и здесь не все гладко, в любой момент на тебя могут обидеться, потому что "я в своем бизнесе разбираюсь".
Мой любимый ответ одного из респондентов:
🧔 У меня нет проблем в общении с заказчиком, на удивление находим общий язык достаточно легко. Это не так сложно, если попробовать встать на его позицию и понять почему у заказчика так болит или почему он так "кричит" - становится проще предлагать решения и заблаговременно стелить солому.
Держите рекомендацию к прочтению книги про эмпатию и умение договариваться - "Переговоры без поражения. Гарвардский метод".
Какие у вас проблемы в общении с заказчиком? Пишите в комментариях. 💙
#интервью
❤1
Почему так легко отвлечься на другую задачу?
Сидишь себе над задачей и внезапно отвлекаешься на какую-то мелочь.
Например, делаешь roadmap продукта на полугодие. Это комплексная задача, требующая расчета ресурсов разработки, приоритизации фич, планирования. И тут, тебе в чатик кто-то постучался с вопросом. Ты бежишь быстрее посмотреть что же там. Вопрос не срочный, но ты тратишь время, уже ведь отвлекся. Через 10 минут думаешь: "На чем я там остановился?". Снова входишь в контекст, накатывает чувство неподъёмности задачи.
Или подготавливаешь еженедельный отчет по спринту. Дзынь в голове - ой там отпуск сотрудников не занес, или вопрос от техподдержки пришел - надо помочь решить пользовательскую проблему!
Вечерком, оценивая, что ты сделал за день, задаешься вопросом - а что я вообще сделал(а) сегодня? Удовлетворения от рабочего дня и решенных задач нет.
Знаете почему так происходит?
Потому что результат у таких задачек ближе, чем от большой.
Мы отвлекаемся на задачи, где результат будет почти мгновенным. Заманчиво закрыть галку в своем to do листе, отделавшись малой кровью. Но этого не хватает на долго, потому что ценность у таких задач ниже, чем у больших, стратегических и, порой, скучных.
Как лечить?
💊 Вспомнить зачем вы делаете задачу, от которой отвлекаетесь. Напомните себе ценность, которую вы принесете. Спросите себя что будет, если вы ее не сделаете?
Например, сделать план на квартал - долго и муторно. Но зато стакхолдеры и заказчики будут видеть когда и что мы делаем. Команда понимает, что ей прорабатывать.
Или, подбивать финансовый отчет о промежуточных результатах - тоже не самое интересное дело. Результат недолговечен - через неделю опять обновлять. Зато вы даете клиенту прозрачность по расходованию его средств и показываете, что все идет по плану, из бюджета не вылезаем.
💊 Выделяйте время на большие задачи, когда вас никто не трогает. Для меня оптимальное время - до 11:00, когда начинаются первые митинги или после 17:00, когда их уже нет, и все потихоньку заканчивают свой рабочий день.
Если у вас выделилось время посреди дня - закройте почту и мессенджеры, и посвятите себя крупной задаче. Просите команду сразу вам набрать в скайп или по телефону, если что-то требует вашего внимания без отлагательств.
Кстати, к каналу прикручен чатик. Смотрите на скриншоте как его найти.
#софтскилы
Сидишь себе над задачей и внезапно отвлекаешься на какую-то мелочь.
Например, делаешь roadmap продукта на полугодие. Это комплексная задача, требующая расчета ресурсов разработки, приоритизации фич, планирования. И тут, тебе в чатик кто-то постучался с вопросом. Ты бежишь быстрее посмотреть что же там. Вопрос не срочный, но ты тратишь время, уже ведь отвлекся. Через 10 минут думаешь: "На чем я там остановился?". Снова входишь в контекст, накатывает чувство неподъёмности задачи.
Или подготавливаешь еженедельный отчет по спринту. Дзынь в голове - ой там отпуск сотрудников не занес, или вопрос от техподдержки пришел - надо помочь решить пользовательскую проблему!
Вечерком, оценивая, что ты сделал за день, задаешься вопросом - а что я вообще сделал(а) сегодня? Удовлетворения от рабочего дня и решенных задач нет.
Знаете почему так происходит?
Потому что результат у таких задачек ближе, чем от большой.
Мы отвлекаемся на задачи, где результат будет почти мгновенным. Заманчиво закрыть галку в своем to do листе, отделавшись малой кровью. Но этого не хватает на долго, потому что ценность у таких задач ниже, чем у больших, стратегических и, порой, скучных.
Как лечить?
💊 Вспомнить зачем вы делаете задачу, от которой отвлекаетесь. Напомните себе ценность, которую вы принесете. Спросите себя что будет, если вы ее не сделаете?
Например, сделать план на квартал - долго и муторно. Но зато стакхолдеры и заказчики будут видеть когда и что мы делаем. Команда понимает, что ей прорабатывать.
Или, подбивать финансовый отчет о промежуточных результатах - тоже не самое интересное дело. Результат недолговечен - через неделю опять обновлять. Зато вы даете клиенту прозрачность по расходованию его средств и показываете, что все идет по плану, из бюджета не вылезаем.
💊 Выделяйте время на большие задачи, когда вас никто не трогает. Для меня оптимальное время - до 11:00, когда начинаются первые митинги или после 17:00, когда их уже нет, и все потихоньку заканчивают свой рабочий день.
Если у вас выделилось время посреди дня - закройте почту и мессенджеры, и посвятите себя крупной задаче. Просите команду сразу вам набрать в скайп или по телефону, если что-то требует вашего внимания без отлагательств.
Кстати, к каналу прикручен чатик. Смотрите на скриншоте как его найти.
#софтскилы