Кнопка Хорошо – Telegram
Кнопка Хорошо
7.83K subscribers
186 photos
1 video
147 links
Прокачиваем софтскилы, общение с коллегами и боссами, внедряем продуктовые практики. Сдобрено инфостилем, примерами и комиксами.
Download Telegram
​​📈 Зачем доносить до команды успехи продукта?
Да, не всем это надо. Есть ребята, которые только за деньги пришли работать. Big picture им не интересна. Есть и те, кому продуктовые метрики дают седьмое дыхание. Потешить эго, маме сайт показать - все в эту корзинку.
Но есть и менее очевидные профиты, которые влияют даже на тех, кто просто пришел кодить.

👁 Снижаем демотивацию из-за влетов. Влет - инородное спринту тело, ему сопротивляется и команда и методология. Когда команда знает, что происходит с продуктом - ей понятна природа влета. Тогда же нет сопротивления и демотивации от того, что нужно отложить текущую задачу.
! Острожно, не работает при бесполезных влетах на замену логотипа.

👁 Проще принимаются изменения - смена приоритетов, изменения в подходах к разработке. Показываешь команде гибкий мир продукта и она готова двигаться вместе с ним.

👁Развиваем навык работы с приоритетами. Вспоминаем пост про котят. Бизнес транслирует команде, что важно для пользователя, на что сейчас акцентируют внимание продажи, что хотят инвесторы и т.д. От этого меняется восприятие командой продукта и она начинает принимать решения исходя их получаемых приоритетов.
Это можно отследить в динамике, когда команда "До" брала задачи из беклога по-порядку и "После" - когда разработчики и тестировщики друг другу говорят:
"Не, возьми вот это лучше сейчас и завтра в четверг катнем".

Дисклеймер - картинка стырена их интернетиков.

#разработка
1👍1
Документация - зло?

Сегодня обсуждали с командой как документировать фичу. Проблема: без документации в ней потом хрен кто разберется. Документировать ее долго, а поддерживать сложно. Нужно найти способ с минимальными затратами.

И вот, один из разработчиков выступает с экстремистской мыслью.
"В аджайле документация - это вообще зло".
(читай: не надо документировать ее вообще)

Вокруг agile манифеста ходит очень много мифов и предубеждений. Каждый трактует принципы методологии как хочет.
Манифест гласит: работающий продукт важнее исчерпывающей документации.

👽 Принципы agile фокусируются на поставке ценности пользователям. Документация конечному пользователю не несет ценности, поэтому подход к документированию должен быть легковесным и не затратным. Но достаточным, чтобы можно было быстро разобраться любому разработчику.

👽 Кроме того, когда команда долго варится в agile процессах, кажется она забывает, что когда-то agile пришел как альтернатива каскадной (waterfall) модели. В ней принято выделять длительный этап написания ТЗ. И ценность такого подхода ставится под вопрос, потому что рынок и продукт - это живые, гибкие элементы. Исчерпывающее ТЗ может быть блокером роста и вызывать риск сделать то, чем не будут пользоваться.

Документация - не зло, это вопрос баланса в процессе разработки и поставке ценности пользователю.

Если разработчик говорит, что документация зло, то я бы озаботилась вопросом "Завтра этот человек уволится, кто-нибудь сможет понять его код? Не будет ли басфактора?". Ну и не забываем, что всегда можно обсуждать процессы с командой и ковырять ее заблуждения.

#разработка
🤔1
​​Менеджерские стоп-слова

Стоп-слова у Ильяхова это мусор, который можно выкидывать. Стоп-слово у меня, это тригер, который должен заставить остановиться и разобраться.

‼️ Вроде
‼️ Не точно
‼️ Постараемся
‼️ Должны успеть
‼️ Не знаю сколько
‼️ Посмотрим
‼️ Сомневаюсь

Развейте сомнения
В голосе товарища сомнения - вызывайте отряд реагирования. Почему он сомневается? Значит что-то видит, чего не видите вы или команда. Это может быть какая-то "очевидная" зависимость на коллеге или чувство перегруза.

Реагируйте на стоп-слово, задавайте дополнительные вопросы:
👨‍💼 "Ну, должны успеть завтра выкатить обновление".
👩‍💼 "Почему вроде? Когда ты берешь первую задачу?"
👨‍💼 "Планировал вечером начать".
👩‍💼 "Окей, задача небольшая, завтра точно протестируем и закончим. А какие сомнения?"
👨‍💼 "Ну, мне нужно еще с админом связаться, он обычно занятой."
👩‍💼 "Давай ему сейчас напишем, чтобы зарезервировал на нас час завтра во второй половине дня на релиз. Тогда точно выкатим."
👨‍💼 "Давай, я сейчас напишу ему".
👩‍💼 "Если не сможет, напиши мне - посмотрим что можно сделать".

Смотрите на факты, оценки задач. Банально, влезают ли они в рабочий день.

👨‍💼 Ваня: "Вроде цели спринта у нас в порядке".
👩‍💼 Катя: "А когда ты закончишь задачи по второй цели?"
👨‍💼 Ваня: "Вечером сегодня (четверг)".
👨‍💻Костя: "Тогда ревью и тест упадут на пятницу. Возможны доработки и цель зафейлим".
👩‍💼 Катя: "Давай инцидент, которую ты хотел сейчас пофиксить на завтра отложим, он терпит. Хорошо бы закончить с задачами по цели к 15:00, чтобы отдать их на тест."

Игнорируя стоп-слова, мы отпускаем ситуацию на самотек.
"Ну, должны успеть завтра выкатить обновление".
"Хорошо, завтра посмотрим".

Сегодня может случится что угодно - прилетит инцидент или разработчик не попадет в оценку. Так, "завтра" может не хватить времени, чтобы среагировать на проблему.

Слышите/видите стоп-слово - остановитесь и раскопайте сомнения. Это даст вам больше времени на исправление ситуации, чем когда все пойдет лесом по факту.

Словарь
review - когда разработчик смотрит на код того, кто делал задачу и оставляет к нему комменты на доработку, если нужно
инцидент - ошибка, которую нашел пользователь и которая мешает его работе с приложением

А какие у вас есть стоп-слова для реагирования? Пишите в комментариях 👇

#софтскилы #разработка
👎1
Магия вне Хогварста или непрерывное попадание в цели спринта

Сегодня, хочу поделиться с вами классной практикой, которую мы обкатали в команде маркетинга.

Команда До применения:
😨 Заваливаем 1 спринт из 3-ёх. Команда занимается развитием и обеспечением маркетинговых штук в холдинге. У нас много хотелок от бизнеса, которые нужно совмещать с глобальными целями и технической поддержкой. Что-то выпадает из внимания, и как результат, мы не всегда достигаем целей. А достижение целей = выполнение наших обещаний бизнес заказчику.

Команда После применения:
🚀 5-ую неделю уверенно закрываем цели. Нас не остановить.

В чем магия:
Цель спринта раскладываем по дням недели. День недели + что будет сделано для достижения цели спринта.

Например,
Цель: Релиз № 77.5 на прод.
🔲 ПН - Отдаем QA-инженеру проверять на RC
🔲 ПН - Правки от QA
🔲 ВТ - Отдаем на проверку Заказчику к 12:00
🔲 ВТ - Делаем правки от Заказчика (принимаем фидбек до 15:00 Среды)
🔲 СР - Делаем правки
🔲 СР - Релиз в 22:00
🔲 ЧТ - Написать release notes

Каждый день на стендапе (daily scrum) смотрим на этот список и отмечаем, что сделали.

Если какой-то подпункт не получилось сделать - обсуждаем как это повлияет на остальные действия. Выясняем, что можно предпринять, чтобы мини-план не поехал дальше.

Такой подход позволяет достичь предсказуемости. Он полезен, когда
📎 у вас еще не сработалась команда и/или нужно добавить прозрачность в процесс,
📎 временные трудности: плотно запланированы задачи, недостаток рабочих рук, дедлайн впереди,
📎 при планировании своего времени, когда не знаете с чего начать.

Пишите в комментариях, что делаете для достижения целей спринта, попробовали бы вы этот подход и почему нет.

Словарь
RC (release candidate) - задачи, которые почти готовы для того чтобы стать стабильной версией ПО, которую можно выкатить на прод.
Release notes - заметки об изменениях в программе, что нового у нас в приложении, полезны для техподдержки, пользователей.
Daily scrum / стендап - ежедневная планерка в формате Что сделал/Что буду делать /Какие проблемы

#разработка
🤔1
Когда будет сделано?

Если спрашивают "Когда будет сделано?",
❗️то имеется ввиду, "Когда не надо ничего делать по ней, потому что все уже сделали: проверили, утвердили, порадовались".
Это не про тест, мастер, галочку в чеклисте.
Это про бой.

Между бизнесом и разработкой часто возникает недопонимание на этой основе.
Если бизнес-заказчик спрашивает "Когда будет сделано?" - не говорите о своей части задачи, когда вы ее закончите. Отвечайте за команду. Подключайте других членов команды и выясняйте ответ на вопрос вместе.

Здесь, я 100% на стороне бизнес-заказчиков - разработке в таком случае надо переучиваться и отвечать на вопрос без переводчиков, на языке бизнес-заказчика.
Команда отвечает за результат не в dev среде, а на проде, который зарабатывает деньги.

Кстати, комментики починились

#заказчик
1
А у меня такой к вам вопрос. Релизите по пятницам?
Anonymous Poll
39%
В любой день можем
42%
Нет, это плохая практика
19%
Посмотреть ответы / нет релизов
​​Релиз в пятницу - Да или Нет?

Вокруг релизов в пятницу бытуют противоречия. Кто-то их делает, а кто-то кричит, что надо быть дураком, чтобы делать релиз в пятницу. Так можно ли делать релизы по пятницам? Я пообщалась со своими друзьями и коллегами на эту тему, давайте разберемся.

Почему Нет?
🤯 Что-то отвалится и потом фиксить все выходные.
👉 В основном, кто топит против, руководствуются тем, что обязательно случится апокалипсис и все будут работать в выходные или вечер-ночь пятницы. Хотя в это время, по идее ты должен сидеть с пивом в баре.

Почему Да?
💆‍♂️ В первой половине дня можно, так как есть рабочее время на откат релиза или фиксы
👉 Если релизим утром, критические проблемы проявятся сразу, на них есть возможность отреагировать в течении дня. Шанс, что придется в субботу править очень низкий.

💆‍♂️ Удобно, потому что можно закрыть все задачи в конце недели и с чистой совестью уйти на выходные.
👉 На выходных не паримся, что задачи подвисли не в тех статусах, а в первый день следующей итерации доска чистая, планируемся "без долгов".

Важно в этой истории то, что ответ Да или Нет - целиком зависит от вашего качества планирования и инфраструктуры.

Планируя задачи в спринт под завязку вы должны понимать, что не все задачи будут готовы к релизу в пятницу утром. На планировании можно проговорить, на бой уйдут только определенные задачи и это же пообещать бизнесу.
Учитывайте техническую реализацию вашего проекта и процессы. Да, может быть так, что даже в пятницу утром релиз - это не ваша история. К примеру, сложно откатывать релиз, если что-то пойдет не так. Нет тестировщика, который проверил бы прод после релиза. Или основной наплыв пользователей происходит именно в пятницу, и в этот день лучше прод не трогать.

Делайте релизы, когда это удобно команде.
Поработайте над механизмами деплоя и планированием, если хотите, чтобы релиз пятничным утром был таким же днем, как и остальные.

P.s.: отлично и подробно про релизы в пятницу высказался мой коллега и тимлид команды Поиска в Актионе - Максим. Не могу пройти мимо и не приложить скрин.

#разработка
🤔1
В сети есть много материалов "как найти работу зарубежом". Много про программистов, а про менеджерские роли - мало. Поэтому я очень радуюсь, когда "менеджерский счетчик" пополняется. Сегодня я хочу поделиться полезными мыслями из доклада 2-х senior продактов из YouTube и Amazon о поиске работы зарубежом.

Что поможет в поиске работы ПМа

1) Релевантный опыт. Подавайте в сферы, в которых в уже имеете опыт работы продактом. Это увеличивает шансы, что вы подходите на вакансию и вписываетесь в портрет кандидата.

👎Плохой пример: отправляете резюме в FinTech стартап, но до этого работали 4 года в маркет плейсе. Вероятность, что вам ответят стремится к 0. Компании нужен именно ПМ с опытом в финтехе, который уже решал проблемы и задачи в этой области.

👍Идеальный пример: классно, когда у вас опыт в медиа компании и вы подаетесь в медиа компанию.

👍Хороший пример: подаетесь на вакансию, где требуется 5 лет опыта с машинным обучением. А у вас только 2 года опыта работы с ML, плюс еще 2 в макрет плейсе. Не спешите закрывать вакансию. Работодатели всегда завышают требования, поэтому стоит попробовать. Опишите что вы делали эти 2 года с ML, расскажите в чем разбираетесь и как вы можете это повторить и применить.

2) Ставка на скилы, которые можно "перевезти" в другую страну.

👎Плохой пример: разбираюсь в рынке недвижимости РФ - работаю на продукте в этой сфере. Этот скил тяжело перевезти - в США рынок недвижимости устроен иначе. Это релевантный опыт, если вы хотите в похожую компанию, но не акцент вашего позиционирования.

👍Хороший пример: умею в а/б тестирование, знаю все тонкости и трактую результаты. Хардскилы обладают понятной ценностью для "переезда" на глобальный рынок.

3) Нетворкинг и рекомендации. Если обычно на LinkeIn вы заходите, чтобы обновить профиль 2 раза в год, то сейчас сделайте его основным инструментом.
"Холодное" знакомство с человеком, который работает в компании, куда вы хотите попасть - увеличивает ваши шансы на успех. Это не про "устроиться по знакомству", а про понимание профиля кандидата, которого ищет компания. Если вас еще и порекомендуют, то без внимания HR-ов вы не останетесь.

Мифы о поиске работы зарубежом

🧐 "Есть набор скилов, который я вот выучу и меня сразу везде возьмут".
Во-первых, так как всем нужен релевантный опыт, это в целом невозможно, но вы можете понять по вакансиям и своим ключевым навыкам, что вам нужно доучить.

🧐 "Продакты и проджекты зарубежом - это совсем другое, я не подойду".
Ожидания от ПМ в плане ответственности и функций, примерно такие же как и в России. Отдельно можно выделить, что ценится стратегический подход к решению задач. Об этом, кстати очень круто рассказывал ex-VP Netflix на докладе Netflix Product Strategy 2020. Это когда вы учитывает выбранный курс компании на следующие несколько лет и принимаете решения по продукту исходя из стратегии компании.

🧐 "Нас там никто не ждет, распаковываем чемоданы".
Крутых специалисты в дефиците, поэтому не бойтесь пробовать и мечтать.

Подробнее о поиске работы зарубежом вы можете узнать из самого доклада. Там еще много полезных материалов: чеклист поиска работы, таймлайн поиска и чеклист по работе с LinkeIn. Информация подходит, как для продактов и проджектов, так и для других профессий.

Также, подписывайтесь на канал @epicgrowth, ребята публикуют краткие выжимки из докладов, если вам некогда смотреть полный вариант. Я получаю полезную инфу уже больше года - рекомендую.

Ставьте 🌎, если задумывались когда-либо о переезде в другую страну и 🌝, если вам классно с работой и в своей стране.

#карьера
🤔1
Как принимать резкий фидбек

В нашей культуре адекватный фидбек умеют давать и принимать далеко не все. Обратная связь ассоциируется с негативом, как раз потому что плохо приготовленный фидбек вызывает демотивацию или обиду.

Чтобы не обижаться и грустить, можно самому корректировать фидбек человека, который его дает. Ваша задача - получить полезную информацию. Дополнительные вопросы - помогут получиться пользу. Иногда, дополнительные вопросы ни к чему не приводят, и вы поймете, что это не фидбек, а личное мнение человека.

🧐 Кто-то: "В твоей последней задаче, наперекосяк все."
⛔️ Вы можете расстроиться,
а можете спросить: "Что именно не так? Почему? А что я сделала хорошо? Хочу понять, что нужно повторять делать в том же духе."

🧐 Кто-то: "Ну, я на твоем бы месте сделал бы по-другому."
⛔️ Вы можете негодовать,
а можете спросить: "А почему ты считаешь, что надо было сделать именно так? Как бы это помогло?"

🧐 Кто-то: "Ты очень неуверен, когда общаешься с заказчиками."
⛔️ Вы можете растеряться,
а можете спросить: "А ты помнишь, в каких обстоятельствах я проявляю себя таким образом? Хочу понять это всегда или что-то вызывает эту робость."

Фидбек может быть непрошеным. Если вы не готовы к нему, можно сказать:
"Послушай, я пока не готов к обратной связи по этому поводу. Я еще работаю над этой компетенцией и хочу послушать твой фидбек, после того как я попробую еще несколько подходов."


#софтскилы
👎1
​​Начни, Остановись, Продолжи - формула обратной связи от Netflix

В книге "Сильнейшие. Бизнес по правилам Netflix" подглядела интересную формулу для обратной связи. Она мне понравилась из-за своей простоты и тем, что в ней есть место не только для критики, но и для похвалы.

Формула раскладывается так.
⚡️Начни. "Начни делать так ..." или "начни работать над ..." - это область для получения новых компетенций, выхода на следующий уровень.
⚡️Остановись. "Перестань делать так" или "обрати внимание на это" - элемент направлен на коррекцию и улучшение текущих компетенций, помогает взглянуть на ваше поведение со стороны.
⚡️Продолжи. "Продолжай делать ... в том же духе" подкидывает в огонь мотивации.

Например:
👱‍♂️ Начни изучать какая бывает архитектура ПО, тебе будет легче с нами общаться и понимать как наша команда взаимодействует с другими.
👱‍♂️ Остановись и выдохни, когда на тебя летит много задач - ты торопишься и не всегда принимаешь оптимальные решения. Например, когда ты в последний раз сделал ...
👱‍♂️ Круто, что ты предлагаешь новые подходы к решению проблем, всегда находишь точки для роста для наших процессов в команде.

Или так:
👩‍🦰 Попробуй начать накидывать спринт самостоятельно перед планированием, тогда само планирование будет проходить быстрее и команда не будет зевать.
👩‍🦰 Пересмотри свой подход к общению с продактом на еженедельных встречах. Когда мы говорим о дополнительных хотелках - ты включаешь защитную реакцию и продуктивность встречи резко падает. Мне кажется, тебе может помочь хорошая книжка о переговорах.
👩‍🦰 Продолжай делать мини доклады раз в месяц, команде интересно знать про метрики нашего продукта.

А еще сравните такой подход.
Когда вам нужен фидбек, вы можете написать в чатик:
"Коллеги, собираю фидбек по своей работе, напишите мне в личку, буду очень благодарен."

Пение сверчков.

Или можете дать шаблон вашим коллегам и облегчить им жизнь:
"Ребята, собираю фидбек по своей работе на проекте Ась. Хочется понять что было хорошо и не очень с вашей точки зрения. Фидбек можно дать в форме Начни, Остановись, Продолжи. То есть, что мне стоит начать делать или прокачивать, чего мне больше не следует делать, что нужно продолжать. Буду рад вашим сообщениям в ЛС."

#софтскилы
1👍1
Сложности в общении с заказчиком. Интервью проджектов Часть 1

Я поговорила с коллегами по цеху и хочу сделать серию постов о проджектах: трудности в общении; что нравится в профессии и нет; кем хотим стать, когда вырастем. В этой части «сериала», рассказываю с какими трудностями сталкиваются ПМы в работе с заказчиком.

👨‍🦱 Сложно говорить клиенту, что его хотелка не входит в рамки бюджета проекта. В таких случаях клиент загорается идеей, а ты его тормозишь. Обидно, когда клиент не вытягивает по бюджету для своей хотелки, а она действительно крутая.

👩‍🦱 Понимать, как заказчик на самом деле относится к команде. Это помогло бы прогнозировать будущие отношения. Иногда, проект заканчивается и клиент пропадает, хотя могли бы сотрудничать и дальше. Фоллоу-апы не всегда помогают выяснить, а что пошло не так то.

👨‍🦰 Общаться с клиентами, которые считают, что они понимают как нужно делать НАШУ работу. Часто, хочется спросить: “А почему вы сами это не делаете??!!". Клиент переживает о вложенных средствах и пытается контролировать каждую деталь в ходе спринтов, релизов, планов. Но с такими клиентами энергии на то, чтобы с ними договариваться и отчитываться, тратишь в разы больше.

🧑 Когда клиент говорит: "Я приведу на встречу по утверждению дизайна сына маминой подруги. Он дизайнер и в этом разбирается." Не всегда удается продавить отсутствие внезапных третьих лиц, которые на самом деле не принимают решения, но имеют чисто эмоциональное влияние на заказчика. И вот, когда не получается, понимаешь, ух тяжелая дорога согласований и правок впереди.

👱‍♀️ Когда у заказчика "сносит крышу" и количество непонятных фич-фантиков стремится к бесконечности. В такие моменты, человек с собственным бизнесом почему-то не может посмотреть на свой продукт как на бизнес и связать с реальностью. Мы категорически не принимаем принцип "любой каприз за ваши деньги». Поэтому приходится коучить клиентам "продуктовый подход". Но и здесь не все гладко, в любой момент на тебя могут обидеться, потому что "я в своем бизнесе разбираюсь".

Мой любимый ответ одного из респондентов:
🧔 У меня нет проблем в общении с заказчиком, на удивление находим общий язык достаточно легко. Это не так сложно, если попробовать встать на его позицию и понять почему у заказчика так болит или почему он так "кричит" - становится проще предлагать решения и заблаговременно стелить солому.

Держите рекомендацию к прочтению книги про эмпатию и умение договариваться - "Переговоры без поражения. Гарвардский метод".
Какие у вас проблемы в общении с заказчиком? Пишите в комментариях. 💙

#интервью
1
​​Почему так легко отвлечься на другую задачу?

Сидишь себе над задачей и внезапно отвлекаешься на какую-то мелочь.
Например, делаешь roadmap продукта на полугодие. Это комплексная задача, требующая расчета ресурсов разработки, приоритизации фич, планирования. И тут, тебе в чатик кто-то постучался с вопросом. Ты бежишь быстрее посмотреть что же там. Вопрос не срочный, но ты тратишь время, уже ведь отвлекся. Через 10 минут думаешь: "На чем я там остановился?". Снова входишь в контекст, накатывает чувство неподъёмности задачи.

Или подготавливаешь еженедельный отчет по спринту. Дзынь в голове - ой там отпуск сотрудников не занес, или вопрос от техподдержки пришел - надо помочь решить пользовательскую проблему!

Вечерком, оценивая, что ты сделал за день, задаешься вопросом - а что я вообще сделал(а) сегодня? Удовлетворения от рабочего дня и решенных задач нет.

Знаете почему так происходит?
Потому что результат у таких задачек ближе, чем от большой.

Мы отвлекаемся на задачи, где результат будет почти мгновенным. Заманчиво закрыть галку в своем to do листе, отделавшись малой кровью. Но этого не хватает на долго, потому что ценность у таких задач ниже, чем у больших, стратегических и, порой, скучных.

Как лечить?

💊 Вспомнить зачем вы делаете задачу, от которой отвлекаетесь. Напомните себе ценность, которую вы принесете. Спросите себя что будет, если вы ее не сделаете?

Например, сделать план на квартал - долго и муторно. Но зато стакхолдеры и заказчики будут видеть когда и что мы делаем. Команда понимает, что ей прорабатывать.

Или, подбивать финансовый отчет о промежуточных результатах - тоже не самое интересное дело. Результат недолговечен - через неделю опять обновлять. Зато вы даете клиенту прозрачность по расходованию его средств и показываете, что все идет по плану, из бюджета не вылезаем.

💊 Выделяйте время на большие задачи, когда вас никто не трогает. Для меня оптимальное время - до 11:00, когда начинаются первые митинги или после 17:00, когда их уже нет, и все потихоньку заканчивают свой рабочий день.

Если у вас выделилось время посреди дня - закройте почту и мессенджеры, и посвятите себя крупной задаче. Просите команду сразу вам набрать в скайп или по телефону, если что-то требует вашего внимания без отлагательств.

Кстати, к каналу прикручен чатик. Смотрите на скриншоте как его найти.

#софтскилы
Какие решения хочет принимать ПМ, но не может? Интервью проджектов. Часть 2

Продолжаем разговаривать про ПМов, чтобы вы лучше понимали, что творится у коллеги в голове. Первый пост вы можете прочитать чуть выше. Сегодня поговорим о решениях, которые проджект хочет принимать самостоятельно, но в его роль это не входит или начальство пока не дает.

👩‍🦳 Отказывать клиенту. Есть клиенты, которые высасывают все соки из тебя и команды. С такими дергается глаз и хочется попрощаться сразу. Ну, не сработаемся мы.

👱‍♀️ Управлять бюджетом проекта самостоятельно. Например, я хочу сделать что-то дешевле/лучше/по-другому. Это влияет на конечную стоимость для клиента. Конечно, это надо согласовывать с руководителем и заказчиком. Бюрократия выматывает, хочется меньшего контроля и большего доверия без лишнего расписания деталей.

🧕 Участвовать в составлении технических предложений. В нашей компании оптимизировали процесс оценки новых проектов. Ими занимается сеилз с архитектором. Но хотелось бы принимать в этом участие и влиять на результат, потому что тебе потом работать с этими оценками.

👨‍🦰 Больше свободы по продуктовым фичам. Я полностью автономен, когда речь идет о функциях ПМа. Очень часто вовлечен в проработку фичей, но решений конечных не принимаю. Такова структура компании.

Кстати, всех опрошенных ПМов бесит работа с бумажками, договорами, доп. соглашениями и ТЗ ради ТЗ, написанными вычурным языком. Голубая мечта - спихнуть подобную работу на аккаунт менеджера, но не везде он есть. Узнали себя где-нибудь?

#интервью
1
Пост-Навигация

Вредные советы руководителю в комиксах
Часть 1
Часть 2
Часть 3

Карьера
🍓Памятка по оформлению резюме. Первый пост. Второй пост.
Когда есть мысли уволиться
Про переговоры о зарплате

Экологичное управление
Дружеские отношения с подчиненными
🍓Психотипы
Как применять психотипы раз и два.
Как достигать целей спринта нон-стоп
Чеклист менеджера при планировании проекта
Про проекты со сложными зависимостями

Коммуникация
Что делать, когда через вас перепрыгивают?
Что делать, когда оценка пришла сверху?
Когда хочется быть строгим с командой
Раздраженные люди
Конфликт с эмоциональным заказчиком
Как принимать резкий фидбек
🍓Стоп слова для менеджера

Управление своими задачами
Снять пластырь
Подготовка менеджера к отпуску
🍓Как не прокрастинировать, если освободилось время + шаблон

Продуктовый подход
Первые шаги к осознанной разработке
Утопия продуктовой команды
Как вовлекать команду, если время - дорого

Коллабы

🔥Маст-рид статья про риски
Ошибки в ресурсном планировании
10 ошибок в управлении разработкой

Хэштеги, которые больше не поддерживаются (потому что я забываю их ставить):
#заказчик - про общение и работу с клиентами, чтобы не нервничать.
#разработка - HowTo по процессам, работе с командой, управлении проектами.
#софтскилы - про ответственность, гибкость, переговоры.
#кризис - посты про выгорание, поиски себя.
#карьера - про поиски работы, переезды, развитие в IT.
#интервью - узнаем, что там и как у IT-шных коллег в разных компаниях.

Поиск работы в UK 🇬🇧
Самое начало
В процессе раз
В процессе два
В процессе три
Первый оффер
🙄Бесячие Рекрутеры комикс

Папка продуктовых каналов - https://news.1rj.ru/str/addlist/YvmnHCHUp700Nzky.

🦊 Написать мне: @AnastiBorisyuk
Например, вы можете рассказать свой кейс, предложить тему к посту, записаться на консультацию по управлению проектами и людьми, позвать рассказать вашей компании или на вашей конференции что-то интересное или просто дать обратную связь.
7👍4🔥1
Кнопка Хорошо pinned «Пост-Навигация Вредные советы руководителю в комиксах Часть 1 Часть 2 Часть 3 Карьера 🍓Памятка по оформлению резюме. Первый пост. Второй пост. Когда есть мысли уволиться Про переговоры о зарплате Экологичное управление Дружеские отношения с подчиненными…»
Трудности в работе с командой. Интервью проджектов. Часть 3

В прошлой части, мы говорили о решениях, которые хочет принимать ПМ, а сегодня поговорим о сложностях, с которыми ПМы сталкиваются в работе с командой. Зрелому ПМу, как и молодому, приходится выходить из зоны комфорта.

👨‍🦰 Говорить о косяках с командой, лишать премий. В такие моменты понимаешь, что ты "плохой коп". Если не делать это аккуратно, то испортишь отношения.

👩‍🦳 Заслужить авторитет. Показать, что ты не человек, который "спускает сверху" сроки, задачи, кнуты и пряники, а часть команды и профессионал, который нужен для общего дела.

👱‍♀️ Влиться в новую команду. Ребята уже слажено работают, у них своя культура и приколы, а тут ты - новенький. Не всегда найдутся общительные коллеги, которые радушно тебя встретят и помогут интегрироваться.

👨‍🦲 Разруливать эмоциональные конфликты, которые мешают работе. Например, кто-то переработал и на нервах, или личный конфликт между двумя неподелившими территорию разрабами. Не люблю "влезать", но иначе эффективность команды упадет.

🧑 Мотивировать команду в условиях неопределённости. Когда команда видит, что в компании кризис, она чувствует, что пахнет жареным. Начинаются волнения, разговорчики в курилках, открываются резюме на HH. А ты и сам не знаешь, что и как говорить.

👩‍🦰 Воспитывать ответственность и самостоятельность в команде. Знакома ситуация, когда тестеры через проджекта пытаются передать баги разрабам? Или дизайнер поменял макет и ждет, что ты сообщишь об этом фронтам? Иногда, команда думает, что ПМа придумали для коммуникации между друг другом, приходится "перевоспитывать".

Не забываем, что выход из зоны комфорта, это - точка роста для компетенции, а не "неприятная задача, которую надо делать до конца жизни". Ставьте 💔, если узнали себя в одном из пунктов выше.
1
​​Это норм! Кризисы самоопределения

У меня было 3 "экзистенциальных кризиса" в своей жизни. Их температура была разной. От понятного "пора двигаться дальше, здесь уже всё", до деструктивного "что я делаю со своей жизнью". Поэтому, когда у карьерного консультанта Елены Резановой вышла книга "Это норм!" о кризисах карьеры и самоопределении, я ее сразу купила. Хотелось понять природу того, что со мной происходило и как этого избежать.

Поделюсь несколькими мыслями из книги, которые быстро откликнулись во мне.

👩‍💻 Карьерный кризис - это нормально. Кризис происходит потому что, человек изменился, а его обстановка пока нет.
Например, стагнация на работе. Вы поднялись на уровень выше по знаниям, а задачи делаете те же.
Или произошло событие, которое поменяло ваши ценности, напомнило о "задвинутых подальше" приоритетах.
Или же, вы соприкоснулись с темой, которая вас сильно увлекла - познакомились с человеком работающим в этой сфере, узнали в гугле или на конференции.

👩‍💻 Мы постоянно растем и мир вокруг меняется, поэтому карьерный кризис - это не один раз потерпеть. Каждые 3-7 лет человек сталкивается с новым кризисом самоопределения. Нужно научиться принимать его и быстро выходить из него, не застревая в состоянии "я не знаю что мне делать".

👩‍💻 Не обязательно менять свою жизнь на 180 градусов для выхода из кризиса. Да, существуют примеры, был менеджером - стал пекарем, был продавцом - стал сомелье. Но поиски себя можно начать и просто посмотрев по сторонам. Расширяйте горизонты. История вроде, был менеджером в стриминговом сервисе - стал менеджером в стартапе по big data, тоже успешна.

Подробнее, вы можете ознакомиться с этими мыслями в книге. Очень рекомендую взять себе экземпляр и вдумчиво прочитать. Книга "Это норм!" написана ёмко, в ней много примеров и упражнений.
Вот еще некоторые из вопросов, которые поднимаются в книге:
Почему бежать за мечтой с домиком у моря может быть опасным?
Бывает ли так, что можно раз и навсегда найти свое призвание?
Отложенная жизнь - "я обязательно что-то поменяю, но после нового года".
Почему не стоит уходить в никуда?
Как находить ответы на вопрос "что я хочу делать?".
Почему "стабильности", которая держит нас на текущем месте, не существует?
Смогли бы вы работать на себя?
Почему вертикальный рост в компании может вас разочаровать
Выгорание и карьерные травмы

#карьера
1
Идеальный дуэт для управления и разработки продукта

Идеальный дуэт ведения проектов: проджектовая роль + техническая.
ПМ - ведет проект, планирует, составляет роадмеп, говорит что делаем и когда.
Тимлид - ведет команду через тернии к ci/cd, релизам, грумингам из спринта в спринт.
Оба отвечают за результат - оба мотивированы не лажать. Это весы с идеальным балансом.

Когда какая-то чаша весов перевешивает - баланс нужно восстанавливать. Круто, когда одна роль может временно подхватить другую за счет своих компетенций, но это повышает нагрузку.
Например, когда у меня тимлид в отпуске - я подхватываю его, но с учетом того, что есть еще 2 команды, в которых мне нужно работу работать - нагрузка на меня возрастает.
Чтобы дуэт "работал" - важно поддерживать друг друга и открыто давать обратную связь.

Почему могут быть перевесы?
😵 Человек устал, не справляется, нужен отдых.
😴 Расслабился, потому что и так все классно же.
😮 Не делает "А", потому что не понимает, что это входит в его обязанности.
🤓 Высокая нагрузка. Либо человек берет на себя лишнее, тогда можно поискать, что "выкинуть". Либо на нем много задач/проектов и ему приходится чем-то жертвовать.

Как понять ПМу, что он собой закрывает слишком много
👨‍💻 Вы активно участвуете в ежедневной разработке. Например, если бы не вы, задачу Х забыли бы сделать. Вспоминается пост с котоаналогией.
👨‍💻 Берете на себя много митингов с командой разработки - оценки, обсуждаете техническую реализацию.
👨‍💻Вмешиваетесь в тех. процессы. Например, видите, что простаивает код ревью и всех пинаете.

Как понять Тимлиду, что участия ПМа не хватает
👩‍💻 Бизнес напрямую общается с вами, проталкивает влеты.
👩‍💻 Нигде нет информации, что делать дальше, приходится придумывать задачи.
👩‍💻 Получаете плохие требования, вынуждены их самостоятельно выяснять.

Все это можно лечить, договорившись о канале обратной связи друг для друга. Без переживаний, что кто-то не то подумает. Ответственны за результат оба, поэтому поддержка друг друга - ключ к успеху.

Лайфхак для компаний, которые экспериментируют со структурой. Ставят архитекторов во главе стола и потом получают глобальный мисандерстендинг с бизнесом. Или грустят потому что проджект не тянет техническую сторону, а значит он не может отвечать за проект Попробуйте такой дуэт. Да, можно найти 1-го дорогого чувака, который будет все на себе тащить. Но он а) дороже б) его сложнее заменить в) не масштабируется.

#разработка
1
Чего вам не хватает, чтобы вас пушили в тимлиды?

Когда появляется вакансия тимлида в команде, первое что делает компания - ищет подходящих людей внутри, а уже потом идет на HH и Linkedin. Это касается как разработчиков, так и других ролей, где предусмотрена такая ролевая модель. Например, у нас есть тимлиды и среди тестировщиков, и среди проджектов.
Но среди своих, не всегда получается найти тимлида и это нормально, тимлидство - штука не для всех. Можно быть классным, делать свои задачи на 5+, предлагать технические решения, но чего-то по-прежнему не хватает.
Так чего же недостаточно?

Ответственности и проактивности

⚠️ НЕТ

Вы сделали комплексную задачу, которая требует ревью или приемки у коллеги. Речь не обязательно о задаче, которую должен принять бизнес-заказчик / продакт оунер. Например, задача затрагивает несколько команд разработки или для проверки результата нужен маркетолог, который тесно работает с вами.

Вы ставите ее в нужный статус (need review / need test) и даже скидываете ссылку на джиру ревьюеру. Все, можно расслабиться, время списал. Через три дня менеджер спрашивает, а когда накатывать будем, что с задачей? Вы: "Так еще ж фидбек не получили, ждем пока ответят".

ДА

Задача вплоть до наката - ваша ответственность.
Результат выполнения задачи - она закрыта, увидела прод. Если есть зависимость, вы сами ее пингуете. Если вас игнорят - это проблема, о которой сообщаете на daily scrum.

Лайфхак. Если передаете задачу на ревью человеку не из вашей команды - ставьте конкретный срок или уточните, когда будет сделано.

⚠️ НЕТ

Работаем над фичей, декомпозировали, пилим задачи. Бек ушел вперед, что там делает фронт - пускай сами разбираются, вроде по плану идем.

ДА

Поставка фичи - это ответственность команды.
Если не знать, что делает "сосед", то формируются неверные ожидания между членами команды. Могут быть пропущены блокирующие задачи, не понятно когда и что будет готово. Нужно быть включенным в весь процесс разработки инициативы, а не только про задачи, где вы исполнитель.

⚠️ НЕТ

Мы не достигли цели спринта, задачки переезжают в следующий спринт. Бывает, на следующей неделе сделаем.

ДА

Цели спринта - ответственность команды перед заказчиком.
Раз мы сказали, что сделаем, значит бизнес ждет этого от нас. Бизнес-заказчики - не черный ящик. Мы передаем им информацию, которую они распространяют другим лицам, строит свои планы исходя из наших.

Итого, ответственность и проактивность, на мой взгляд, первое на что обращают внимание, когда ищут лида среди своих. Хотя эти софтскилы нужно качать абсолютно всем. И чем больше прокачены скилы, тем чаще менеджер смотрит на команду и думает: "Ай, какие ж они классные у меня".

#софтскилы
1