Луцет – Telegram
Луцет
3.31K subscribers
509 photos
28 videos
292 files
3.21K links
Налоги, политика, нормотворчество.

Интерпретация нормативных актов.

Нотариальная мудрость https://news.1rj.ru/str/not_mudr

Для связи @LutsetConnection_bot
Download Telegram
Три комментария к интервью Алексея Валерьевича:

1) заморозка демпфера не рассматривается "пока". Значит - резать, не дожидаясь перитонита;

2) "в плане изменения налогообложения угольной отрасли ничего не обсуждается". В прошлый раз после аналогичного высказывания решение о повышении НДПИ было принято через два месяца;

3) от прямого ответа о новой редакции НК уклонился, но сказал, что "основы налогового законодательства останутся неизменными". Это самое интересное, поскольку может означать полную отмену в скором времени даже формальных налоговых принципов. Одна надежда - на Андрея Михайловича. Уж он-то принципы в обиду не даст. Да и группа по новой редакции НК у него уже есть.
А тем временем Песков вступил в заочную дискуссию с Сазановым.

Вспомнилось незабываемое от РСПП: "Мало ли что президент обещал, надо ещё Шаталова убедить"...
Правительство внесло свой законопроект по освобождению туроператоров от НДС накануне предстоящего совещания по туризму с участием Путина. Теперь ввиду наличия альтернативного депутатского законопроекта единственный способ сохранить лицо и не вынести из правительственной избы сор межведомственных интриг - это получить сегодня поручение по ускоренному принятию именно своего законопроекта. В противном случае всё будет зависеть от благосклонности лдпровцев и их желания раздуть скандал на почве игнорирования ранее данных президентских поручений.
Из всех каналов, в которых увидел сегодня сенсационное сообщение о принятии в первом чтении налога на сверхприбыль (в большинстве случаев с различными значками типа молний и восклицательных знаков) лишь "Финам" обошёлся без перевода названия налога на английский язык. Молодцы.

А ещё интересно, как правительство изменило обоснование нового налога. Помните, раньше была эмоциональная "текущая экономическая ситуация"? А теперь - лапидарные "дополнительные доходы бюджета". И ведь прошло-то всего несколько дней.

Ну и ладно.
Недавно комментировал инициативу группы сенаторов о винном туризме - в плане налоговых стимулов авторы подкачали. И вот вчера с подачи Решетникова Путин данный вопрос решил - дал поручение по обратному акцизу на виноград.

Тут надо сказать, что последствия исполнения данного поручения могут быть не так однозначны для отрасли. Потому что сейчас на инвестиции вычет не завязан и для его применения подтверждаются лишь объёмы приобретения и использования винограда для полного цикла. Теперь, если минфин начнёт действовать в привычном для себя ключе, в детали вновь может закрасться дьявол.

Описать инвестиционную составляющую можно так, что от самого туризма ничего не останется. Поэтому г-дам сенаторам-авторам стоит очень интенсивно поучаствовать в реализации данного президентского поручения.
21 июня совфед принял за основу рекомендации по концепции федерального бюджета. Их всего больше 70, из них с десяток налоговых. И между прочим, весьма интересных, хотя и в разной степени новаторских. Например:

- рассмотреть вопрос о возможности применения при налогообложении УВС национальных рыночных индикаторов. Не ново, но важно;

- проработать вопрос о распространении НДД на участки недр, содержащие залежи сверхвязкой и высоковязкой нефти, а также вопрос дополнительного стимулирования добычи нефти независимыми нефтяными компаниями на малых нефтяных месторождениях. Уже свежее и интереснее;

- проанализировать систему ценообразования на рынке нефтепродуктов и рассмотреть вопрос о совершенствовании демпфирующего механизма, применяемого при предоставлении налогового вычета по акцизу на нефтяное сырьё. Уже прямо совсем смело;

- включать в отчёт об оценке налоговых расходов, который вносится в госдуму совместно с бюджетом, результаты оценки эффективности установленных налоговых льгот. Ну это уж совсем революционно.

Если так пойдёт дальше, да ещё и будут требовать у минфина отчитаться, субъектность верхней палаты в налогах повысится. Желаю депутатам следовать тем же путём.
Всем привет с солнечного российского юга!

Минфин разместило уведомление о начале разработки законопроекта по льготам в преференциальных налоговых режимах. Текста пока нет, но из сопроводительных документов можно предположить, что предложения коснутся 7 из существующих 12 льготных режимов.

Думаю, это будет следующий небольшой источник пополнения бюджета. Многие, включая счётную палату и депутатов, давно уже критикуют "неэффективность" в этом вопросе. А наш канал добавит ещё одну проблему - возможность крупных сырьевых компаний выкручивать руки регионам под соусом инвестиционной привлекательности. Не исключаю, что решение данной проблемы станет одним из содержаний законопроекта - причём не к первому, а ко второму чтению.

Ещё одна тема в связи с данной инициативой - АС "Эффективность льгот", которая весьма помпезно и с медийной поддержкой была презентована минфином и ФНС в конце прошлого года. Вероятно, результаты её применения также должны стать предметом обсуждения в рамках рассмотрения данного документа.

О ней - в следующей публикации.
Заданный минфином законотворческий импульс по корректировке префрежимов заставил вспомнить об аналитической системе "Оценка налоговых льгот" (далее - АС), презентованной в конце прошлого года и вызвавшей ряд позитивных вплоть до восторженных комментариев в государственной и аффилированной среде. Именно осенью прошлого года статс-секретарь ведомства в ходе своего большого турне по (экс)иностранным консалтинговым компаниям пообещал соответствующую "донастройку".

Соответствующий раздел (приложение 5) в ОНБНТТП оказался на редкость подробным и угрожающим для многих отраслей, где финансовое ведомство обнаружило "сверхдоходность" или "низкую инвестиционную активность". При этом к традиционным рыболовству, металлургам/"химикам"/ГМК добавились и достаточно экзотические в этом плане авиаперевозки, производство кормов для животных и даже производство мороженого.

Первая особенность АС состоит в том, что она применяется для оценки только действующих льгот. Для планируемых преференций используется другой инструмент - приказ минфина № 529, документ по-своему уникальный и заслуживающий отдельной публикации. Соотносимость этих двух "мировоззренческих концепций" - вопрос открытый, поскольку даются льготы по одним критериям, а проверяются по другим. Не исключено, что они в чём-то или полностью совпадают, но с этим попробуем разобраться позже.

Вторая особенность АС - так называемое правило "двух ключей", при котором сама АС признаётся "микроуровнем", а место "макроуровня" занимает постановление правительства № 439, по которому эффективность налоговых расходов оценивается кураторами-ФОИВами по собственным методикам. Как результаты этих оценок соотносятся с оценками самой АС, а также что увидят депутаты в проекте бюджета пока не до конца ясно - это суть бюрократический актив минфина.

Из второй проистекает третья, волне предсказуемая особенность - непубличность процедуры. Несмотря на аплодисменты после заявлений на МФФ и на семинарах аффилированных "консалтеров" никому кроме избранных ничего кроме обобщённых красивых картинок из презентаций так и не показали, и вот уже РСПП в лице т-ща Мурычева в очередной раз призывает дать "деловому сообществу" возможность посмотреть, как что делается.

А делается всё просто, и это четвёртая особенность. Которая подробно описана в ОНБНТТП - по результатам оценки операционной рентабельности и рентабельности активов налогоплательщики делятся на "красных" и "зелёных". На примере авиаторов можно представить, как выводы АС по цвету в конкретном периоде могут сочетаться с реальным положением дел в отрасли. Но дело даже не в этом, а в том, почему эта простота не делалась, например, пять лет назад - но вероятно цифровизация только сегодня достигла необходимого уровня.

Ну и наконец пятая особенность состоит в том, что презентуется система как автоматическая, но на самом деле является ручной и сама подвержена "донастройкам". И хотя допущение это основано лишь на обсуждении презентации на МФФ, оно представляется весьма важным. Потому что нет гарантий того, что вся АС не станет лишь дополнительным инструментом в обосновании тех или иных личных решений.

Общий охват анализа на сегодняшний день составляет порядка 6 000 налогоплательщиков - цифра внушительная, но при существующих возможностях уже ни о чём не говорящая. Проще сказать, что государство в состоянии контролировать и анализировать всех получателей льгот, независимо от их числа.

Исходя из этого с учётом просьб и чаяний предлагается сделать АС "программой с открытым кодом" и разместить вместе с отраслевыми результатами анализа для всеобщего обозрения на сайте минфина или налоговой службы, а затем о каждом изменении информировать общественность. Тогда любой налогоплательщик в любую секунду сможет сам проверить свой цвет, сопоставить его с цветом отрасли и данными ФНС, а заодно можно будет узнать - упадёт ли из-за такой немыслимой публичности небо на землю и рухнет ли финансовая система.
Всё сложнее продолжать о чём-либо писать без более широких оценок происходящего. Наверное, иногда буду цитировать живых классиков.
Несмотря на (вырезано цензурой), продолжим. Завтра совфед одобрит постановление, о котором писал ранее. По налоговым расходам формулировки сильно смягчат - рано похвалил сенаторов за смелость. Зато добавят кадастровую стоимость.

Всё остальное - демпфер, вязкость, малый бизнес и спецрежимы - должны остаться.

Примут - размещу ссылку, вдруг кому-то интересно...
К большому налоговому законопроекту, который занимает 209 страниц, минфином подготовлены поправки на 101 странице. Зачитаешься.

Для многих будут разные приятные и неприятные сюрпризы, но мне в силу склонности ближе нефтяники. За них можно только порадоваться, потому что:

- уменьшить демпфер в два раза предлагается не на один год, как обсуждалось, а до конца 2026 года;

- удивительно, но сверхвязкую нефть вроде бы как предлагается ввести в периметр 3 группы НДД. Правда формулировки пока не до конца понятны, но всё же;

- также по НДД предлагается продлить ограничение на признание убытков до конца 2026 года, что как раз неудивительно;

- удельные расходы по некоторым участкам НДД 3 группы увеличиваются на 1000 руб.;

- ко всеобщей радости с 1 января 2024 года помимо норт си дэйтед (Цнсд) в целях налогообложения предлагается применять также и увеличенные на 4 доллара средние цены поставок в морские порты СЗФО и ЮФО (новый коэффициент Цспб), определяемые ФАС. Понятно, что налоги будут исчисляться из максимальной из этих величин, и дубая пока нет;

- действие повышающего коэффициента Кнв по НДПИ продлевается на один год - до конца 2026 года;

- для выработанных участков на НДД вычет по НДПИ переносится на 2027 год.

Так что, если всё это будет одобрено правительством, можно будет с уверенностью констатировать: обещания по нефтянке минфин не только выполнило, но и перевыполнило. Причём в обе стороны.

Что до всех остальных участников процесса, то больше всех жаль депутатов. Погрузиться в 209 + 101 страницу текста, отработать все нюансы, да ещё и принять его за оставшееся до конца сессии время - настоящее самопожертвование.
Злые языки говорят, что вышеописанные 👆 предложения минфина вызвали оживленную дискуссию на КЗД. В данной дискуссии среди прочих поучаствовала и г-жа Бондаренко из минэнерго. Так что нефтяников есть кому защищать.

Также нашлись защитники у крупного (г-н Шохин) и среднего (г-н Данилов-Данильян) бизнеса.

Поправки отправлены на доработку. Ничего, что установленный думой срок их внесения истекает сегодня. Минфину/правительству можно.
Кто-нибудь видел приговор Москалёву? В карточке суда первой инстанции текста нет.

UPD. Кажется, никто не видел.
Сделаю ещё несколько публикаций по поправкам минфина, ибо они весьма объёмны. Один из вопросов - индексация акцизов.

Понятно, что это своего рода вид спорта - устанавливать ставки на три года, но переписывать их ежегодно. Но хотя бы расчёты покажите, и хотя бы депутатам.

Вот и сейчас ко второму чтению хотят проиндексировать буквально всё, включая топливные акцизы. Накинуть ещё процентик, миллиардов на 20 - 30... И в принципе уже ясно, что ЦБ в своих осенних документах назовёт эту индексацию особо не влияющей на инфляцию.

Можно было бы понять исключительность ситуации, но так было и раньше.
И вот ещё из новаций, специально для "левых". Предлагается установить пониженную ставку налога на прибыль для личных фондов.

Как это сочетается и сочетается ли с идеями социальной справедливости - ещё только предстоит выяснить. Если, конечно, правительство поддержит идеи финансового ведомства.
Вчера собрался экспертный совет при бюджетном комитете. Событие архиважное, судя по участникам.

Не обращайте внимание на дежурные фразы о правильном балансе и конструктивном обсуждении. Посмотрите лучше на фото.

Вон там, слева рядом с картой, за столом, сидят работники аппарата. Они-то прекрасно понимают, насколько "важно" и "содержательно" происходящее.

Им наш канал сочувствует больше всего. Держитесь, коллеги! Великих мыслителей вокруг много, но реальным трудягам достаётся больше других.
Почему-то вспомнилось.

«Слыхано дело, ваше превосходительство, — продолжал он, — псари вводят собак в божию церковь! собаки бегают по церкви!"
1071077607.183240209838639078.1.2.pdf
347.9 KB
Сегодня на комитете льготы Новатэку во втором чтении. Посмотрим, останется ли данная компания единственным "бенефициаром". Или всеобщность и равенство налогообложения на этот раз будут истрактованы чуть более широко.
Слабым легко спорить с сильными, когда те где-то очень далеко. Поэтому поспорю с Уинстоном, который сказал «Кто в молодости не был радикалом — у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором — у того нет ума». Слишком много в этом высказывании лицемерия, лжи и высокомерного цинизма, что впрочем как раз и является маркером политика высокой пробы.

Почему-то одной из граней сие изречение легло на нашу политическую реальность. Вот есть у нас некоторые политики (а также режиссёры, певцы и проч.), которые хвалили Ельцина, а теперь хвалят Путина - причём за прямо противоположное. А есть политики, которые ругали того, ругают и этого - примерно за одно и то же.

Первых - тысячи на всех уровнях, при чинах и положении. И знаете, многие из них мне лично даже нравятся как режиссёры и актёры, но не нравятся как люди. А вторых, как понимаете, совсем уже немного. И они не нравятся мне как политики, но как люди как раз внушают уважение.

Странные пертурбации сознания, видимо пятница вечер.
Закончилось обсуждение на комитете ко второму чтению новых льгот Новатэку. Отмечу несколько особенностей обновлённого текста, где к водороду и аммиаку добавились поправки по СПГ.

Сначала о процедуре. Отклонена некая поправка депутата Завального, но на данный момент таблицы отклонённых в карточке законопроекта нет. Если и не появится, значит поправка отозвана. Возможно в дальнейшем автор сам расскажет о её содержании и обосновании, а пока можно предположить - в ней было реализовано заключение комитета по энергетике. В котором, между прочим, признаётся "необоснованным ограничиваться лишь отдельным кругом производителей и границами закрытого перечня лицензионных участков". Если это так, то плачевная судьба поправки может означать и очередную неудачную попытку Газпрома (и в целом ослабление его влияния), и плохие новости для других производителей Н2, и очередное подтверждение всеобщности и равенства в понимании минфина/Новатэка и представляющих их интересы депутатов.

Ради справедливости стоило бы отметить, что по налогу на прибыль действительно реализовано озвученное ранее депутатом Фарраховым предложение и снижать налоговую ставку разрешили всем регионам. Но по вполне понятным причинам это сложно назвать большим подарком - даром что минфин на это согласилось без разговоров и даже с радостью.

Что до НДПИ, то здесь две важных новации. Первая из них - возможность применения льготы при реализации газа и конденсата внутри группы лиц. При этом для газа Новатэка это, ествестественно, сделано в отношении и СПГ, и водорода с аммиаком. А для остальных - только в отношении СПГ. В этой связи важно приведённое докладчиком обоснование, в соответствии с которым поправки позволяют "увеличить возможность выполнения поручения президента по выполнению показателей по сжиженному природному газу за ближайшие годы, расширить круг участников, которые могут производить СПГ, причём как на Ямале, так и из единой системы газоснабжения". Будем считать, что эта цель достигнута, как бы её ни понимали авторы.

Ещё одна особенность - небольшое уточнение "новатэковских" подпунктов 18 и 19 пункта 1 статьи 342 НК. В соответствии с ним повторно изменяются сроки применения льгот для данной компании. Ранее с 2021 года сроки уже "сдвинули", изменив начало их отсчёта с даты начала газодобычи на дату реализации первой партии СПГ. Теперь также добавляется уточнение о том, что речь идёт не просто о первой партии продукта, а о первой партии "произведённой из такого газа горючего природного". По водороду и аммиаку более или менее ясно, а вот к каким последствиям новая норма приводит по СПГ - виднее начальству.

Последнее, что хотелось бы отметить - поправки по СПГ презентованы как результат деятельности межфракционной рабочей группы, созданной по итогам "рабочего совещания" совета думы в Новатэке. Список авторов поправок на данный момент: Жуков, Бабаков, Даванков, Завальный, Диденко, Кобылкин, Топилин, Харитонов, Ануфриева, Хор, Артамонова, Данчикова, Скруг, Чаплин, Чижов, Орлова, Шубин.