Вправо Вверх 📈 Михаил Табунов – Telegram
Вправо Вверх 📈 Михаил Табунов
29.1K subscribers
108 photos
8 videos
196 links
Тут про создание IT продуктов, продуктивность и UGC контент

Послужной список:
CEO&Founder Ppp
CPO at FunCorp
CEO&Founder Pact.im
CTO&Founder Coub.com (YC 2016)

Интро https://news.1rj.ru/str/bossofyourboss/208
По рекламе @tm_assistance
Download Telegram
В начале pact.im я думал что SAAS это когда клиенты платят каждый месяц равными суммами. Я попробовал воплотить это в жизнь, посчитал юнит-экономику и получилось что клиент стоит в районе 7 тыс рублей, а чек в лучшем случае 4000.

Начал думать, посмотрел на игроков рынка, понял что все стараются продавать несколько месяцев вперед. Лучше конечно год или полгода. Квартал тоже катит. Клиент не факт что будет пользоваться продуктом, потому что это всегда усилия с его стороны, но деньги на продажу и его обучение мы все равно тратим.

У многих популярных SAAS такая модель: вам звонит менеджер и продает годовую подписку. В той же AmoCRM вы просто не купите меньше чем на квартал. Все крупные западные B2B игроки работают только по годовому коммитменту (Akamai например).

В результате я поправил цены и сделал такие тарифы:

1 мес – 5000
3 мес – 12000 (стоимость месяца 4000)
6 мес – 20000 (стоимость месяца 3333)
12 мес – 30000 (стоимость месяца 2500)

Сейчас самый популярный тариф – 3 месяца. С таким чеком можно спокойно тестить каналы маркетинга и не переживать по поводу того продлит клиент или нет.
👍4
Интернет-бизнес это когда покупаешь пользователя за рубль а зарабатываешь на нем три и больше.
Всё остальное это интернет-хуйня и разводка для инвестора.

Формула выведена собственным горьким предпринимательским опытом.
👍3
В iFunny зарелизили билды с AppSee. Это SDK для записи экрана пользователей. Мы пишем первые 10 сессий в надежде найти косяки онбординга и таким образом найти способы увеличения ретеншена.

То что мы нашли никак не найти через аналитику построенную на эвентах. Пишет она конечно не на всех девайсах, и с косяками, но все равно дает важную инфу.

Например что мы нашли:
– Часть новых пользователей просто не видит дефолтного онбординга (баг)
– Если пользователю пошарили мем, и он по этой ссылке ставит приложение – то онбординга тоже нет
– Много новых пользователей на самом деле не новые (а существующие с новым девайсом)
– Пользователи смотрят в первую очередь контент а не приложение, и какой он будет в первую сессию скорее всего драйвит ретеншен

В общем будем копать дальше, это крутой канал фидбека.
1🔥1
Ретеншен по новым (RR) – это ключевая метрика для развлекательных проектов. У сильных продуктов типа Snapchat или Facebook RR1 (возврат на первый день) больше чем 60%. У слабых – 30% и ниже.

По сути ретеншен показывает насколько продукт востребован пользователем. Перед установкой у него формируются какие-то ожидания, в первую сессию они оправдываются и пользователь остается, или не оправдываются и пользователь уходит.

Например, если вы ставите приложение со смешными видео, открываете его, а видео на самом деле не смешные – то вы уйдете.
Если вы ставите мессенджер, а там нет ваших друзей – то тоже уйдете. Потому что ваши ожидания не сошлись с реальностью.

Универсальных советов по работе с RR нет.
В интернете пишут что нужно найти какое-то действие которое приводит к высокому ретеншену, и дальше качать конверсию в него. Это рабочая схема, но далеко не у всех приложений такое действие вообще будет.

В iFunny например хорошо остаются те кто в первую сессию много смотрят. Как увеличить их количество непонятно: конкретной проблемы с ушедшими нет. Возможно им не нравится контент, возможно реклама, возможно UI, возможно у них специфические ожидания. Методом тыка это не подобрать.

В любом случае нужно сначала общаться с пользователями и понять что у них в голове, а потом тестить гипотезы исходя из полученных знаний.
Продолжим тему ретеншена.

Чтобы его улучшать сначала его нужно правильно посчитать. Если считать в среднем оставаемость по всем новым, то вы получите цифру, но будет непонятно что делать дальше.

На примере iFunny я понял что бывает два вида пользователей которых мы считаем как новые:

1) Те которые уже ранее пользовались iFunny и ставят повторно (у юзера новый телефон, удалил потом поставил заново, итп)
2) Пользователи которые пришли совсем в первый раз (трафик из стора и платный)

Паттерны их поведения естественно будут разные. Если пользователь уже давно с нами – его ретеншен выше, так как приложение для него дает ценность. Нам это мешает понять как тесты влияют на совсем новых пользователей.

Чтобы это решить мы сделали экран-классификатор пользователей (см картинку выше). Пользователь на первом запуске подтверждает точно ли он новый, или пользовался iFunny раньше.

Данные с него показали что реально новых установок всего 50-70% от общего числа (в зависимости от канала трафа). Особенно удивило что по платному трафику старых приходит довольно много (30-50%) и они драйвят ретеншен этого канала.

Ну и теперь все новые эксперименты мы сегментируем в зависимости от того что ответил пользователь на классификаторе.
Все кто вписывает вас в секту любителей АБ-тестов не договаривают следующее:

1) Это очень дорого в разработке и аналитике
2) Это не дает краткосрочных результатов (иногда вообще не дает результатов)
3) У 99% проектов мало аудитории чтобы полноценно их проводить

Разговоры с пользователями или запись их экрана гораздо проще и дешевле поможет понять что не так в продукте.
Спустя шесть лет с момента старта coub.com мне удалось полностью выйти. Vaizra Capital Льва Левиева выкупила мои акции. Спасибо им за это.

Денег на коубе я особо не заработал, но набил кучу шишек и понял как делать не надо. Про такой опыт не пишут в книжках, этим он и ценен.
👍2
За первый квартал команда роста iFunny сделала около 15 АБ-тестов на улучшение онбординга новых пользователей. Чем могу поделиться:

– В первую сессию пользователь приходит за контентом а не за функциями приложения. Мы меняли местами ленту featured на ленту subnoscriptions, и ретеншен сразу падал на 10 п.п. По AppSee я вижу подтверждение этому: 99% пользователей листают мемы и залипают в них. Больше никуда не ходят и ничего не нажимают.
– Принудительная регистрация в первую сессию убивает ретеншен. Мы протестили несколько вариантов: регистрация, регистрация + подписка на пользователей, регистрация по телефону + инвайты друзей. Результаты всегда хуже, от 5 до 15 пунктов.
– Подробные объяснения функций приложения на онбординге добавили нам 1-2 п.п. к ретеншену.

Еще хочу отметить что если в тесте RR1 высокий – то будет высоким RR7 и RR21. И наоборот: если RR1 низкий, то дальше всё тоже будет плохо.

Можно это использовать чтобы быстро проверять гипотезы и не ждать например данных по RR7.
2
В любом рабочем бизнесе есть новые клиенты и существующие. Проще и дешевле продавать существующему клиенту чем новому. Поэтому бизнесы с высокой частотой повторных покупок живут хорошо, а с низкой – плохо.

Например FMCG компании. Colgate за безумные деньги покупает клиента, и в этом есть смысл ведь он будет довольно долго чистить зубы их зубной пастой каждый день.

Так и в наших интернетах. У B2C продукта есть две метрики: RR по новым (например до 21 дня) и частота использования продукта в день и в неделю.

RR по новым говорит нам насколько легко новый пользователь может ощутить ценность продукта. А частота использования показывает насколько этот пользователь ваш продукт любит.

Например пользователь Facebook делает в среднем 13 сессий в день, и для пользователя это выглядит как очень сильная привычка к конкретному приложению. Но с точки зрения менеджеров facebook это довольно четкий набор фич которые заставляют пользователя вернуться и делать эти 13 сессий.
У развлекательных проектов все зависит от DAU. DAU падает - всё плохо, растет – всё хорошо.

Это очень общая метрика, и сходу не очевидно как с ней можно работать. Для iFunny я придумал DAU отчет, где DAU бьется по нескольким группам показателей. Всего там больше 60ти колонок. Вот два примера как это работает:

1) Бьем DAU по активности пользователей. Тут DAU = Новые пользователи + Пользователи которые были в аппе вчера + Пользователи которые вчера не заходили но сегодня пришли
2) Бьем DAU по типу входа в апп. DAU = входы по иконке + входы через пуш + входы по диплинку

Любое колебание DAU я анализирую по куче таких групп метрик. В 99% случаев причина колебания в одной группе.

Например: падает DAU андройда последние три дня. Начинаю разбираться – видно что в группе 1 падают новые пользователи, а в группе 2 входы по диплинку. Смотрю структуру по входам через диплинк: упали входы с Facebook Messenger. Сразу понятно куда копать и что происходит.

Если вы растете – важно понимать как сохранить этот рост и как его умножить. Если вы падаете или стоите на месте – то вам надо понимать в чем проблема и где точки роста.
В АБ-тестах часто побеждают варианты которые логически не объяснить. Это нормально, и не стоит в них эту логику искать. Нужно просто накинуть еще десяток вариантов.

Вот пример тестирования заглавной картинки в Google Play. Пример справа дает на 7% больше инсталлов. Я могу дать 5 причин почему так должно быть, и 5 причин почему не должно. Смысла в этом копаться нет, лучше брать количеством.
Резюмировали тесты онбординга на прошлой неделе. Единственный непоколебимый тест который дает улучшения всегда и везде – отключение рекламы в первый день. Тестили мы первые 7 дней без рекламы, но случайно сделали тест еще и с плавающим окном.

Оказалось что не важно в какой день появляется реклама, главное что в первый день пользования её нет и она не портит первый опыт пользователю.

Думаю причин такого поведения несколько:
1) она мешает смотреть контент, а чем больше пользователь посмотрит – тем выше вероятность что он останется
2) технические проблемы, которые всплывают из рекламных SDK и рекламного медиаконтента
1
ФРИИ раскрыл результаты работы за пять лет. В их отчете они экзитнули 15 компаний, 15 компаний закрылось, всего 337. Часто в медиа пишут про совсем другое распределение: из 10 стартапов 5 закроются, 3 будут сводить концы с концами, 2 выживут. То есть 80% новых закроются.

По моей личной статистике 95% проектов будут успешны если их фаундеры:
– очень хотят превратить это в бизнес и прикладывают достаточно усилий
– учатся, а не долбят лбом об стену

То есть если вы не идиот, то рано или поздно у вас всё будет. Среди моих друзей и знакомых у всех всё полетело. Конечно не сразу, но в течение первых двух лет точно.
1
Если стартап (проект) не летит в первые 9 месяцев жизни - то нахуй этот проект. Из девяти месяцев максимум три должна составлять разработка, остальное на допил и тестирование на людях.

Мотивация достаточно быстро закончится, и вы остаетесь с чемоданом без ручки: бросить проект жалко, а денег не приносит. Так и живут годами в надеждах что полетит.
Amplitude это классная система аналитики, но у нее есть одна проблема. В ней всё представлено графиками и дашбордами, а нормального табличного представления нет.

Зачем это нужно? Чтобы смотреть динамику системы и взаимозависимость показателей. Например пользователи стали больше шарить, но при этом заходить по расшаренным ссылкам стали реже. Чтобы это увидеть в Amplitude – надо точно знать что смотреть, или будут сюрпризы.
AppStore в этом году 10 лет. За 10 лет он стал самым большым и самым дебильным магазином мобильных приложений в мире. Любой разработчик приложений с хотя бы одним живым проектом в сторе точно сталкивался с их идиотизмом. Вот примеры из моего опыта:

1) Сравни Такси забанили по жалобе Яндекса. Жалобу особо никто не читал, как и наши ответы на нее. Просто забанили от греха подальше.
2) Coub забанили по жалобе Warner Music на копирайт. Для Warner это была такая стратегия переговоров, а AppStore же просто забил на DMCA и выпилил нас из стора.
3) У iFunny регулярно есть проблемы с модерацией новых версий из за контента или комментариев (UGC). У приложения 17+ и весь контент им соответствует, но просто не везло с модераторами.

Отсюда мои выводы:
– Заливать копию приложения (второй билд) от другого аккаунта чтобы не терять органику при бане (который рано или поздно придет)
– Нужна медийность проекта и продукта чтобы решать такие вопросы быстро
– Помнить что правила для всех разные и очень субъективные: для Twitter одни, для вас другие
Среднестан и крайнестан

Нассим Талеб, один из моих любимых авторов, написал фундаментальную книжку "Черный лебедь" про устройство жизни и бизнеса. Там он делит человеческую деятельность на среднестан и крайнестан.

Среднестан – те области где результат прямо пропорционален вложенному труду. Например вы юрист, программист или врач. Ваша оплата зависит от количества часов которые вы вложите в свое дело. Люди с бОльшим опытом гарантированно зарабатывают больше.

Крайнестан – области где результат не пропорционален вложенным часам работы. Например вы художник, стартапер или рок музыкант. В крайнестане есть люди которые вкладывают годы и получают гроши, а есть те кто за полгода становится суперзвездой.

Все интернет проекты естественно тоже делятся на среднестан и крайнестан. И если это среднестан – то будет понятно что делать, но не ждите сверхдоходов. А если крайнестан – то надейтесь на удачу.
1
Про телефонные разговоры

В начале 2016 я много читал про customer development и пытался воплотить это в жизнь для запуска Pact. По методологии нужно было найти несколько целевых покупателей и потом их допрашивать в течение часа разными абстрактными вопросами. Типа "какими продуктами вы уже пользуетесь сейчас" и "на какие IT сервисы вы тратите деньги". Выходило очень хреново: я не знал кто целевой клиент и где его брать, как выводить на интервью, плюс сами вопросы мне казались идиотскими.

В результате я сделал лендинг на тильде с описанием продукта и формой заявки с тремя полями: имя, телефон и название компании. Включил рекламу в фейсбуке. С 30 тыс рублей я получил около 50 заявок (600 руб/шт).

Дальше я все их прозвонил фразой типа "вы оставили заявку на сайте, какую проблему решаете?". Люди мне всё рассказали: как поняли лендинг, что думают про проект и будут ли платить. С этим уже можно работать. Дальше мы неоднократно возвращались к прозвонам чтобы понять причины черна, почему клиенты не платят и сколько вообще готовы платить.

Выводы отсюда простые:
– Регистрируйте пользователя по телефону если это возможно
– Звоните или пишите в мессенджеры если есть непонятки
Мой главный лайфхак на собеседовании: речь кандидата отражает состояние его мозгов. Если говорит медленно или путано – то значит так и думает. Берите тех кто говорит быстро, ясно и четко – не пожалеете.