🤡 ОБУЧЕНИЕ И ЭМОЦИИ
Мы привыкли думать про обучение как про рациональный процесс: так нас приучили в школе, ВУЗе, а потом и на рабочем месте. Мы настолько привыкли к такому восприятию обучения, что сложно увидеть что-то за этими рамками. Это уже стойкая матрица, через которую многие воспринимают любое образование.
Вот, например, в одном из профессиональных сообществ коллеги сделали такой вывод про использование Edutainment:
Если мотивации к обучению (у взрослых) нет, то зверьками и анекдотами ее не поднять. Поможет только четкое разъяснение цели этого обучения и хороший контент, оправдывающий ожидания.
Здесь предполагается, что человек - это рациональная машина, которому достаточно объяснить смысл и потом дать контент. Это глубочайшее заблуждение о том, как устроен человек с точки зрения нейробиологии.
Как мы знаем, в человеке есть и рацио, и эмоции, которые не могут функционировать отдельно друг от друга. Человек существо скорее иррациональное, чем рациональное. Например, на этом выстроен весь потребительский маркетинг. Какой рациональный смысл покупать новый айфон, если старый еще хорошо работает? 😁
Современная нейронаука уже успела исследовать и доказать влияние эмоций на процесс обучения. Приведу слова американского исследователя Mary Helen Immordino-Yang из Калифорнийского университета, она специализируется на научном изучении влияния эмоций на процесс обучения:
Раньше мы думали, что эмоции мешают процессу обучения. Теперь мы увидели, что эмоции и познание - это два взаимоподдерживающих и взаимозависимых процесса. Одного без другого просто не существует, так устроен наш организм. С точки зрения нейробиологии буквально невозможно запоминать, осмыслять материал или принимать решения, как его дальше использовать без наличия правильных эмоций.
Это большая и сложная тема для формата ТГ-канала: наша команда изучила все основные исследования, которые есть на данный момент по нейробиологии эмоций и их связи с обучением. Чтобы не грузить вас научной терминологией, описывать, как работают пептиды и показывать влияние нашего рептильного мозга на процесс обучения, мы будем иногда делать саммари основных мыслей, чтобы аргументировано раскрыть главный тезис:
эмоции являются неотъемлемой частью процесса познания.
А инструменты Edutainment позволяют управляемо сформировать эмоциональный фон, который помогает учиться эффективнее.
Ниже - две картинки 👀
1 - Упрощенная схема, как по мнению американских исследователей связан процесс познания, физическое состояние тела и эмоции.
2 - Список базовых эмоций человека, на котором отмечено какие из них непосредственно участвуют в процессе познания.
👇👇👇
Мы привыкли думать про обучение как про рациональный процесс: так нас приучили в школе, ВУЗе, а потом и на рабочем месте. Мы настолько привыкли к такому восприятию обучения, что сложно увидеть что-то за этими рамками. Это уже стойкая матрица, через которую многие воспринимают любое образование.
Вот, например, в одном из профессиональных сообществ коллеги сделали такой вывод про использование Edutainment:
Если мотивации к обучению (у взрослых) нет, то зверьками и анекдотами ее не поднять. Поможет только четкое разъяснение цели этого обучения и хороший контент, оправдывающий ожидания.
Здесь предполагается, что человек - это рациональная машина, которому достаточно объяснить смысл и потом дать контент. Это глубочайшее заблуждение о том, как устроен человек с точки зрения нейробиологии.
Как мы знаем, в человеке есть и рацио, и эмоции, которые не могут функционировать отдельно друг от друга. Человек существо скорее иррациональное, чем рациональное. Например, на этом выстроен весь потребительский маркетинг. Какой рациональный смысл покупать новый айфон, если старый еще хорошо работает? 😁
Современная нейронаука уже успела исследовать и доказать влияние эмоций на процесс обучения. Приведу слова американского исследователя Mary Helen Immordino-Yang из Калифорнийского университета, она специализируется на научном изучении влияния эмоций на процесс обучения:
Раньше мы думали, что эмоции мешают процессу обучения. Теперь мы увидели, что эмоции и познание - это два взаимоподдерживающих и взаимозависимых процесса. Одного без другого просто не существует, так устроен наш организм. С точки зрения нейробиологии буквально невозможно запоминать, осмыслять материал или принимать решения, как его дальше использовать без наличия правильных эмоций.
Это большая и сложная тема для формата ТГ-канала: наша команда изучила все основные исследования, которые есть на данный момент по нейробиологии эмоций и их связи с обучением. Чтобы не грузить вас научной терминологией, описывать, как работают пептиды и показывать влияние нашего рептильного мозга на процесс обучения, мы будем иногда делать саммари основных мыслей, чтобы аргументировано раскрыть главный тезис:
А инструменты Edutainment позволяют управляемо сформировать эмоциональный фон, который помогает учиться эффективнее.
Ниже - две картинки 👀
1 - Упрощенная схема, как по мнению американских исследователей связан процесс познания, физическое состояние тела и эмоции.
2 - Список базовых эмоций человека, на котором отмечено какие из них непосредственно участвуют в процессе познания.
👇👇👇
👍6
Всем привет!
Мы замолчали на время по понятным причинам.
Что мы делали все это время:
- приводили свое психологическое состояние в порядок. Так, чтобы быть островом заботы и стабильности для других.
- оптимизировали затраты в моих компаниях (Skill Cup, Edutainment лаборатория Романа Манрика). А что делать? Впереди турбулентное время, надо иметь ресурсы и силы спокойно его пройти.
- анализировали новые возможности, которые появляются в связи с тектоническим перетрясыванием рынков. Спойлер: их множество. Любой кризис меняет правила игры, а значит можно быстрее сделать то, что планировали ранее.
Но самое главное - мы с моей командой бесконечно любим то, что мы делаем. Это дает силы, спасает от паники и переключает фокус на созидание. Спустя двe недели после всех известных событий мы успешно справились с адаптацией к новым условиям и продолжаем вести канал. Мы остаемся в России и планируем развивать этот немаленький рынок и дальше.
P.S. Ксати, после всех наших оптимизаций мы были вынуждены попрощаться с несколькими очень годными людьми. Во вложении файл с описанием должностей и контактами. Это проверенные в работе ребята, которые сейчас вышли на рынок. Возможно, кому-то будет полезено, забирайте.
Мы замолчали на время по понятным причинам.
Что мы делали все это время:
- приводили свое психологическое состояние в порядок. Так, чтобы быть островом заботы и стабильности для других.
- оптимизировали затраты в моих компаниях (Skill Cup, Edutainment лаборатория Романа Манрика). А что делать? Впереди турбулентное время, надо иметь ресурсы и силы спокойно его пройти.
- анализировали новые возможности, которые появляются в связи с тектоническим перетрясыванием рынков. Спойлер: их множество. Любой кризис меняет правила игры, а значит можно быстрее сделать то, что планировали ранее.
Но самое главное - мы с моей командой бесконечно любим то, что мы делаем. Это дает силы, спасает от паники и переключает фокус на созидание. Спустя двe недели после всех известных событий мы успешно справились с адаптацией к новым условиям и продолжаем вести канал. Мы остаемся в России и планируем развивать этот немаленький рынок и дальше.
P.S. Ксати, после всех наших оптимизаций мы были вынуждены попрощаться с несколькими очень годными людьми. Во вложении файл с описанием должностей и контактами. Это проверенные в работе ребята, которые сейчас вышли на рынок. Возможно, кому-то будет полезено, забирайте.
👍3❤1
🧸 ПРИМЕР EDUTAINMENTа В ОФФЛАЙНЕ
А что это мы все про онлайн-обучение? Можно ли создать правильный эмоциональный фон для обучения без актеров, графики и всего вот этого?
Некоторые уже 35 лет как делают это!
Этот пример я подглядел у психотерапевта/психосоматика - такой человек помогает людям понять психологические причины болезней, чтобы устранить их корневую причиную возникновения. Таким специалистам надо хорошо знать анатомию человека. И вот я случайно увидел этот атлас-раскраску. (фото и видео ниже).
Сначала подумал, что это какая-то книга для детей, но, полистав, понял - это серьезный анатомический атлас. Но раскраска? Серьезно? Зачем?!
Врачам и тем, кто работает с телом человека, надо выучить огромный массив информации по детальному устройству каждого органа. Это нудная зубрежка. А как сделать ее легче, приятнее и эффективнее?
Совсместить обучение и развлечение через раскрашивание. К тому же раскрашивание - это метидативный процесс, где задействована мелкая моторика. Это успокаивает человека, приучает его мозг к тому, что зубрежка - это не стресс, а, наоборот, - релакс. Все же видели раскраски-мандалы для снятия стресса? Вот тут такая же, только еще запоминаешьь устойство, например, щитовидной железы. 😱
Есть еще одна прикольная фишка: раскрашивая, человек сам придумывает цветовое кодирование тех или иных частей органа. Так ему потом гораздо проще вспомнить: «так, почечная артерия, помню была розовая, справа».
Просто, эффективно - красивое решение для запоминания большого массива информации. Во многих профессиях без этого никуда, а зубрежка в лоб работает плохо.
А что это мы все про онлайн-обучение? Можно ли создать правильный эмоциональный фон для обучения без актеров, графики и всего вот этого?
Некоторые уже 35 лет как делают это!
Этот пример я подглядел у психотерапевта/психосоматика - такой человек помогает людям понять психологические причины болезней, чтобы устранить их корневую причиную возникновения. Таким специалистам надо хорошо знать анатомию человека. И вот я случайно увидел этот атлас-раскраску. (фото и видео ниже).
Сначала подумал, что это какая-то книга для детей, но, полистав, понял - это серьезный анатомический атлас. Но раскраска? Серьезно? Зачем?!
Врачам и тем, кто работает с телом человека, надо выучить огромный массив информации по детальному устройству каждого органа. Это нудная зубрежка. А как сделать ее легче, приятнее и эффективнее?
Совсместить обучение и развлечение через раскрашивание. К тому же раскрашивание - это метидативный процесс, где задействована мелкая моторика. Это успокаивает человека, приучает его мозг к тому, что зубрежка - это не стресс, а, наоборот, - релакс. Все же видели раскраски-мандалы для снятия стресса? Вот тут такая же, только еще запоминаешьь устойство, например, щитовидной железы. 😱
Есть еще одна прикольная фишка: раскрашивая, человек сам придумывает цветовое кодирование тех или иных частей органа. Так ему потом гораздо проще вспомнить: «так, почечная артерия, помню была розовая, справа».
Просто, эффективно - красивое решение для запоминания большого массива информации. Во многих профессиях без этого никуда, а зубрежка в лоб работает плохо.
🚪ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, ДВЕРЬ ОТКРЫТА
Было время, когда с таких слов начинался каждый мой вечер.
В начале любого обучения надо открыть дверь внимания обучающегося.
Дам вам несколько основных способов, как это сделать:
1 - Выгода. Расскажите человеку, зачем ему в его жизни это обучение.
2 - Любопытство. Покажите интересный факт, который связан с темой обучения, заинтригуйте.
3 - Смех. Об использовании юмора в обучении давно идут словесные баталии. Моя точка зрения - использовать можно и нужно, если знать меру. Юмор на старте обучения, если он по теме, расслабляет человека и открывает его внимание.
4 - Социальное доказательство. Покажите, сколько людей уже прошло курс и какую пользу они получили. Мы все, хотим того или нет, смотрим на окружение и часто делаем выбор на основании выбора большинства.
5 - Шок. Полный разлом ожиданий. Что-то необычное, яркое, резкое, на грани фола, но обязательно связанное с темой обучения.
⬆️ ИДЕТ ВВЕРХ!
Это вторая фраза, которая звучала у меня в голове весь прошлый год.
Чтобы первичное внимание не «остыло» после того, как вы правильно его захватили, нужно повышать градус.
Это не значит, что юмор должен становиться все забористей, а шок все больше походить на картинку из ужастика.
Ваша задача - примерно каждые 7-10 минут, когда внимание слушателя утомляется, ломать его ожидания.
Например, после серьезного спикера показать его в неформальной обстановке. Дальше, еще через 7 минут, даем возможность задать спикеру вопрос (даже если это предзаписанный курс, можно сделать интерактивное видео). В общем вы поняли принцип, да? Надо делать так, чтобы тонус внимания слушателя шел вверх, или хотя бы не «остывал». И еще раз, чтобы запомнилось: надо ломать ожидания слушателя от происходящего каждые 7-10 минут.
Было время, когда с таких слов начинался каждый мой вечер.
В начале любого обучения надо открыть дверь внимания обучающегося.
Дам вам несколько основных способов, как это сделать:
1 - Выгода. Расскажите человеку, зачем ему в его жизни это обучение.
2 - Любопытство. Покажите интересный факт, который связан с темой обучения, заинтригуйте.
3 - Смех. Об использовании юмора в обучении давно идут словесные баталии. Моя точка зрения - использовать можно и нужно, если знать меру. Юмор на старте обучения, если он по теме, расслабляет человека и открывает его внимание.
4 - Социальное доказательство. Покажите, сколько людей уже прошло курс и какую пользу они получили. Мы все, хотим того или нет, смотрим на окружение и часто делаем выбор на основании выбора большинства.
5 - Шок. Полный разлом ожиданий. Что-то необычное, яркое, резкое, на грани фола, но обязательно связанное с темой обучения.
⬆️ ИДЕТ ВВЕРХ!
Это вторая фраза, которая звучала у меня в голове весь прошлый год.
Чтобы первичное внимание не «остыло» после того, как вы правильно его захватили, нужно повышать градус.
Это не значит, что юмор должен становиться все забористей, а шок все больше походить на картинку из ужастика.
Ваша задача - примерно каждые 7-10 минут, когда внимание слушателя утомляется, ломать его ожидания.
Например, после серьезного спикера показать его в неформальной обстановке. Дальше, еще через 7 минут, даем возможность задать спикеру вопрос (даже если это предзаписанный курс, можно сделать интерактивное видео). В общем вы поняли принцип, да? Надо делать так, чтобы тонус внимания слушателя шел вверх, или хотя бы не «остывал». И еще раз, чтобы запомнилось: надо ломать ожидания слушателя от происходящего каждые 7-10 минут.
👍10
Всем привет!
Отличная новость! Этот канал снова наполняется жизнью и постами. Мы запускаем новый проект “Мандрик, Казаков и роботы”.
Что за проект?
Мандрик, Казаков и роботы - это:
📍Разработка онлайн-курсов
📍Автоматизация процессов
📍Разработка методологии
📍Внедрение ИИ в бизнес-процессы
📍Консалтинг и сопровождение проектов
📍Обучение специалистов отрасли
Кто мы?
Мы заметно приложили руку к созданию рынка цифрового обучения и HRTech.
😎 Роман Мандрик — предприниматель, основатель Skill Cup, Active Learning. @Roman_Mandrik
😎 Владимир Казаков — со-основатель сообщества Digital Learning, продакт и инженер одновременно, евангелист digital подходов в HR. @vmkazakoff
🤖 ИИ, наш помощник, который разбирается во всем, в чем разбираемся мы сами. Он помогает нам, а мы помогаем ему.
Что теперь будет в этом канале?
🔥 Мы будем продолжать делиться с вами кейсами, будем показывать, как цифровизация обучения и HR-процессов помогают бизнесу.
🔥Как искусственный интеллект может быть использован в EdTech и HRTech уже сегодня и может дать вам конкурентное преимущество.
🔥Расскажем, как такие проекты устроены под капотом и честно покажем плюсы и минусы применения тех или иных технологий.
🔥Поделимся прикладными лайф-хаками, которые вы сможете применить сразу после прочтения.
Мандрик, Казаков и роботы — мы собрали лучшие мозги отрасли, чтобы помогать компаниям улучшать свое обучение и HR-процессы.
Поехали!
Отличная новость! Этот канал снова наполняется жизнью и постами. Мы запускаем новый проект “Мандрик, Казаков и роботы”.
Что за проект?
Мандрик, Казаков и роботы - это:
📍Разработка онлайн-курсов
📍Автоматизация процессов
📍Разработка методологии
📍Внедрение ИИ в бизнес-процессы
📍Консалтинг и сопровождение проектов
📍Обучение специалистов отрасли
Кто мы?
Мы заметно приложили руку к созданию рынка цифрового обучения и HRTech.
😎 Роман Мандрик — предприниматель, основатель Skill Cup, Active Learning. @Roman_Mandrik
😎 Владимир Казаков — со-основатель сообщества Digital Learning, продакт и инженер одновременно, евангелист digital подходов в HR. @vmkazakoff
🤖 ИИ, наш помощник, который разбирается во всем, в чем разбираемся мы сами. Он помогает нам, а мы помогаем ему.
Что теперь будет в этом канале?
🔥 Мы будем продолжать делиться с вами кейсами, будем показывать, как цифровизация обучения и HR-процессов помогают бизнесу.
🔥Как искусственный интеллект может быть использован в EdTech и HRTech уже сегодня и может дать вам конкурентное преимущество.
🔥Расскажем, как такие проекты устроены под капотом и честно покажем плюсы и минусы применения тех или иных технологий.
🔥Поделимся прикладными лайф-хаками, которые вы сможете применить сразу после прочтения.
Мандрик, Казаков и роботы — мы собрали лучшие мозги отрасли, чтобы помогать компаниям улучшать свое обучение и HR-процессы.
Поехали!
👍6🔥3👏2🎃1
Привет, друзья! 👋
Давайте знакомиться. С Романом вы уже знакомы, а меня знают не все подписчики, так что будет полезно немного рассказать о себе и о том, что полезного я принесу в этот канал.
Я – Владимир Казаков, продакт-оунер и кодер в одном флаконе. С 2009 года работаю в сфере обучения и hr в крупных компаниях. За плечами Мэри Кэй, КУ Сбера и Райф. Занимался разработкой технических решений для развития сотрудников.
Так что же нас ждет в ближайшем будущем:
1. Мы с Ромой одинаково не любим рафинированные посты где все всегда заканчивается хэппи-эндом. Мы будем делиться реальными кейсами, где примененная технология сделала свое дело, а где вышел фэйл. И по этому у нас будет сразу два хештега: #cases и #fails
2. А еще я страдаю, когда технологии пытаются прислонить к любой задаче просто ради технологий. Разбирать такие случаи буду под хештегом #mythbuster
3. Я вижу, что пока очень мало системной информации про использование нейросетей, буду собирать как живые примеры, так и просто последовательно объяснять как они работают под хештегом #prompts
4. Часто каналы ведутся экспертами или технарями, для таких же как они. Это круто, но я уверен, что если я действительно понимаю "как оно работает" то должен уметь объяснить это простыми словами. Такие посты будут с хештегами #easypeasy
5. Последнее время появилось столько приложений, что ориентироваться в них стало мучительно больно. При этом, например, low- и no-code решения реально могут приносить пользу в бизнесе. Я буду выбирать лучшие из лучших, делать подробные обзоры и помечать хештегом #tools
Дисклеймер: посты где использовался ИИ будут отмечены символом 🤖, но они всегда будут пропущены через нас и аналоговый мозг )
Уверен, что будет круто! Начинаем?
Давайте знакомиться. С Романом вы уже знакомы, а меня знают не все подписчики, так что будет полезно немного рассказать о себе и о том, что полезного я принесу в этот канал.
Я – Владимир Казаков, продакт-оунер и кодер в одном флаконе. С 2009 года работаю в сфере обучения и hr в крупных компаниях. За плечами Мэри Кэй, КУ Сбера и Райф. Занимался разработкой технических решений для развития сотрудников.
Так что же нас ждет в ближайшем будущем:
1. Мы с Ромой одинаково не любим рафинированные посты где все всегда заканчивается хэппи-эндом. Мы будем делиться реальными кейсами, где примененная технология сделала свое дело, а где вышел фэйл. И по этому у нас будет сразу два хештега: #cases и #fails
2. А еще я страдаю, когда технологии пытаются прислонить к любой задаче просто ради технологий. Разбирать такие случаи буду под хештегом #mythbuster
3. Я вижу, что пока очень мало системной информации про использование нейросетей, буду собирать как живые примеры, так и просто последовательно объяснять как они работают под хештегом #prompts
4. Часто каналы ведутся экспертами или технарями, для таких же как они. Это круто, но я уверен, что если я действительно понимаю "как оно работает" то должен уметь объяснить это простыми словами. Такие посты будут с хештегами #easypeasy
5. Последнее время появилось столько приложений, что ориентироваться в них стало мучительно больно. При этом, например, low- и no-code решения реально могут приносить пользу в бизнесе. Я буду выбирать лучшие из лучших, делать подробные обзоры и помечать хештегом #tools
Дисклеймер: посты где использовался ИИ будут отмечены символом 🤖, но они всегда будут пропущены через нас и аналоговый мозг )
Уверен, что будет круто! Начинаем?
🔥42👍9
Публикую кейс без указания компании, но по согласованию.
Разработка ИИ генератора презентаций в помощь тренерам, чтобы снять с тренеров рутинную нагрузку
👉 Исходная ситуация
Меня позвали на консультацию в этот проект на самом раннем этапе и мое первое предложение было: "зачем разрабатывать то, что уже есть, давайте возьмем готовое решение и попробуем?"
Заказчика такой финт ушами не устроил, решили на время отказаться от моих консультаций. Оно и логично - я вносил совсем не тот "вайб" в проект.
Второй раз меня позвали когда уже было готово:
1. Админская часть приложения, куда тренер вводит данные
2. Бэк для выполнения запросов к ИИ
3. Своя модель ИИ на базе LLaMA от Meta с fine tuning'ом и StableDiffusion
4. Собственно генератор, который генерил текст, картинки и сохранял как презентацию.
Сколько потрачено часов и денег не знаю, но времени между первой и второй консультацией прошло 2 месяца.
👉 Проблема
Почему же меня снова позвали? А потому, что тренера не пользовались и продолжали жаловаться, что им мало времени на подготовку. А презентации от ИИ им не нравились...
👉 Внедрение
Я предложил сделать шаг назад и еще раз спросить у тренеров про их процесс подготовки к тренингу. Так как я сам в прошлом тренер и вел вебинары, у меня была гипотеза, что создание презентации это важная часть подготовки. Так и оказалось.
Нет, не подумайте, что я один такой умный, а без меня там не догадались провести исследование. Заказчик весьма опытный, но ошибку такого рода легко допустить: они спросили у тренеров помог БЫ им ИИ для разработки материалов. Тренера дружно отвечали "помог БЫ". Знаю что это сложно, но никогда так не делайте - спрашивать в сослагательном наклонении в таких исследования плохо, плохо и еще раз плохо. Но мы ушли от темы.
Что сделали в первую очередь: нашли готовый сервис по генерации презентаций. Он тоже не понравился тренерам. Через 3 дня и 0 рублей мы поняли что:
- слайды шаблонные
- текст водянистый
- специфика аудитории не учитывается
Но я знаю, что от ИИ можно получать хороший текст. Просто в конкретно этом инструменте уже есть какие-то инструкции к ИИ, которые зашиты под капот.
Вторая итерация: делаем еще шаг назад и используем просто ЧатГПТ. Написали несколько шаблонных промптов для адаптации заданий, которые выполнялись на досках в миро. Через 3 дня тренера пришли довольные, сказали, что это именно то, что ни и хотели...
👉 Результат
Guess what? Они НЕ хотят готовую презу. Они хотят работать над ней сами, но тратить меньше времени. И им такого решения "на коленке" - более чем достаточно. Нам оставалось написать еще несколько готовых шаблонов промптов и обеспечить им более удобный доступ (тут пригодилась готовая админка). Дальше они отлично справлялись сами.
👉 Выводы
1. под ваш запрос скорее всего уже есть готовое решение и не попробовать его, это преступление против логики - самим себя лишать возможности научиться на чужих ошибках, как минимум
2. любую, вот воообще любую задачу, можно разбивать по принципу Парето 80% пользы за 20% усилий до самой-самой-самой важной. И если она не выстрелила, то нужно не усложнять, а упрощать
3. я знаю как иногда хочется писать код и автоматизировать любой процесс, но иногда лучше сделать так, чтобы все кое-как работало и решало задачи, чем так, чтобы все работало офигенно, но было никому не нужно
Вот такой вот опыт в нашу копилку #fails
Разработка ИИ генератора презентаций в помощь тренерам, чтобы снять с тренеров рутинную нагрузку
👉 Исходная ситуация
Меня позвали на консультацию в этот проект на самом раннем этапе и мое первое предложение было: "зачем разрабатывать то, что уже есть, давайте возьмем готовое решение и попробуем?"
Заказчика такой финт ушами не устроил, решили на время отказаться от моих консультаций. Оно и логично - я вносил совсем не тот "вайб" в проект.
Второй раз меня позвали когда уже было готово:
1. Админская часть приложения, куда тренер вводит данные
2. Бэк для выполнения запросов к ИИ
3. Своя модель ИИ на базе LLaMA от Meta с fine tuning'ом и StableDiffusion
4. Собственно генератор, который генерил текст, картинки и сохранял как презентацию.
Сколько потрачено часов и денег не знаю, но времени между первой и второй консультацией прошло 2 месяца.
👉 Проблема
Почему же меня снова позвали? А потому, что тренера не пользовались и продолжали жаловаться, что им мало времени на подготовку. А презентации от ИИ им не нравились...
👉 Внедрение
Я предложил сделать шаг назад и еще раз спросить у тренеров про их процесс подготовки к тренингу. Так как я сам в прошлом тренер и вел вебинары, у меня была гипотеза, что создание презентации это важная часть подготовки. Так и оказалось.
Нет, не подумайте, что я один такой умный, а без меня там не догадались провести исследование. Заказчик весьма опытный, но ошибку такого рода легко допустить: они спросили у тренеров помог БЫ им ИИ для разработки материалов. Тренера дружно отвечали "помог БЫ". Знаю что это сложно, но никогда так не делайте - спрашивать в сослагательном наклонении в таких исследования плохо, плохо и еще раз плохо. Но мы ушли от темы.
Что сделали в первую очередь: нашли готовый сервис по генерации презентаций. Он тоже не понравился тренерам. Через 3 дня и 0 рублей мы поняли что:
- слайды шаблонные
- текст водянистый
- специфика аудитории не учитывается
Но я знаю, что от ИИ можно получать хороший текст. Просто в конкретно этом инструменте уже есть какие-то инструкции к ИИ, которые зашиты под капот.
Вторая итерация: делаем еще шаг назад и используем просто ЧатГПТ. Написали несколько шаблонных промптов для адаптации заданий, которые выполнялись на досках в миро. Через 3 дня тренера пришли довольные, сказали, что это именно то, что ни и хотели...
👉 Результат
Guess what? Они НЕ хотят готовую презу. Они хотят работать над ней сами, но тратить меньше времени. И им такого решения "на коленке" - более чем достаточно. Нам оставалось написать еще несколько готовых шаблонов промптов и обеспечить им более удобный доступ (тут пригодилась готовая админка). Дальше они отлично справлялись сами.
👉 Выводы
1. под ваш запрос скорее всего уже есть готовое решение и не попробовать его, это преступление против логики - самим себя лишать возможности научиться на чужих ошибках, как минимум
2. любую, вот воообще любую задачу, можно разбивать по принципу Парето 80% пользы за 20% усилий до самой-самой-самой важной. И если она не выстрелила, то нужно не усложнять, а упрощать
3. я знаю как иногда хочется писать код и автоматизировать любой процесс, но иногда лучше сделать так, чтобы все кое-как работало и решало задачи, чем так, чтобы все работало офигенно, но было никому не нужно
Вот такой вот опыт в нашу копилку #fails
🔥23👍8❤5😱2
По следам одной дискуссии.
Сегодня один мой знакомый утверждал, что ИИ не может составить план тренинга. В доказательство он привел свой опыт... показал что нейросеть ему ответила на запрос "
Ага, сказал я. И самолёты не летают на самом деле - мы же с тобой не умеем ими управлять? 😉
Вот скажите, кто-то начинает подготовку к тренингу сразу с плана? Или всё-таки сначала с целей, задач, метрик, изучения аудитории? Возможно не в виде большого исследования, но как минимум вы держите эту информацию в голове, так ведь?
А у нейросетки ее нет. И она вынуждена ее выдумывать, и шанс "попасть" примерно нулевой.
Вот мой план, чтобы получить хороший план для тренинга:
1. Сгенерить портрет слушателя. Попросить ИИ придумать 5-10 персон и оставить 1 подробное описание для типичного учащегося (персоны, в терминах UX)
2. Сгенерить 15-25 метрик которые хотим изменить, выбрать 3-5 из них.
3. Сгенерить 15-25 учебных целей, оставить 3-5.
4. Придумать самим или сгенерить формат. Например обучение от простого к сложному, обучение через кейсы, через метафоры.
5. Придумать будет ли какая-то геймификация, микро-обучения, домашка и какой вообще подход.
6. И вот только со всей этой информацией можно приступить к самому плану.
А может и это ещё не все, а можно ещё что-то добавить? Если есть идеи какая ещё информация нужна, пишите варианты в комментариях.
Завтра сделаю пост с примерами промптов, в этот уже не влезут.
Сегодня один мой знакомый утверждал, что ИИ не может составить план тренинга. В доказательство он привел свой опыт... показал что нейросеть ему ответила на запрос "
Напиши план тренинга по Java" - там была вода водой.Ага, сказал я. И самолёты не летают на самом деле - мы же с тобой не умеем ими управлять? 😉
Вот скажите, кто-то начинает подготовку к тренингу сразу с плана? Или всё-таки сначала с целей, задач, метрик, изучения аудитории? Возможно не в виде большого исследования, но как минимум вы держите эту информацию в голове, так ведь?
А у нейросетки ее нет. И она вынуждена ее выдумывать, и шанс "попасть" примерно нулевой.
Вот мой план, чтобы получить хороший план для тренинга:
1. Сгенерить портрет слушателя. Попросить ИИ придумать 5-10 персон и оставить 1 подробное описание для типичного учащегося (персоны, в терминах UX)
2. Сгенерить 15-25 метрик которые хотим изменить, выбрать 3-5 из них.
3. Сгенерить 15-25 учебных целей, оставить 3-5.
4. Придумать самим или сгенерить формат. Например обучение от простого к сложному, обучение через кейсы, через метафоры.
5. Придумать будет ли какая-то геймификация, микро-обучения, домашка и какой вообще подход.
6. И вот только со всей этой информацией можно приступить к самому плану.
А может и это ещё не все, а можно ещё что-то добавить? Если есть идеи какая ещё информация нужна, пишите варианты в комментариях.
Завтра сделаю пост с примерами промптов, в этот уже не влезут.
👍12🔥6🎉2💯1
Вчера обещал скинуть примеры запросов к ИИ, которыми я пользуюсь для разработки курсов.
Это не "как надо", а "как можно" делать. Демонстрировать буду на вымышленном курсе по тайм-менеджменту (сам подход обкатан на реальных программах, но их за пример брать плохо - не все знают Java или DevOps чтобы оценить разницу)
# Версия с одним запросом (наивная):
Промпт:
✨ есть про SMART, матрицу Эйзенхауэра, принцип Парето и даже метод Помодоро
✨ очень странный набор упражнений, особенно идея провести сессию по методу Помодоро - максимально странный способ потратить время вебинара ))
Результат
# Продвинутая стратегия:
1. Генерируем персону
2. Придумываем метрики
✨ но есть и хорошие идеи - баланс работы и личной жизни и стресс - весьма годные идеи, которые лично мне сходу в голову не пришли
3. Придумываем образовательные цели
✨ в реально проекте я обычно отправляю этот список в виде анкеты слушателям (или их руководителям, или и тем и тем), с просьбой выбрать пункты, которые им актуальнее
4. И вот теперь уже можно попросить план
✨ появились новые крутые идеи, которых не было в первом варианте: про информационный шум, инбокс-zero, метод двух минут, SWOT, метод ICE
✨ особенно порадовало, что почти каждый раз ИИ предлагал домашнее задание после вебинара
✨ сильно улучшилась связность
Результат
Выводы:
- чем подробнее инструкция, тем точнее результат
- можно (нужно) использовать промежуточные результаты
Это не "как надо", а "как можно" делать. Демонстрировать буду на вымышленном курсе по тайм-менеджменту (сам подход обкатан на реальных программах, но их за пример брать плохо - не все знают Java или DevOps чтобы оценить разницу)
# Версия с одним запросом (наивная):
Промпт:
Действуй как профессиональный бизнес-тренер. Тебе предстоит сделать двух часовой вебинар по тайм-менеджменту. Пиши каждый тезис максимально лаконично и конкретно. Включи в план упражнения, которые помогут закрепить полученные знания на практике.
✨ банальное начало типа "основы тайм-менеджмента" и "введение в тайм-менеджмент"✨ есть про SMART, матрицу Эйзенхауэра, принцип Парето и даже метод Помодоро
✨ очень странный набор упражнений, особенно идея провести сессию по методу Помодоро - максимально странный способ потратить время вебинара ))
Результат
# Продвинутая стратегия:
1. Генерируем персону
... Какие пять персон можно использовать для создания курса, включая: возраст, пол, доход, уровень образования, текущий уровень знаний по теме курса ...
✨ ничего необычного, просто выбираю ту персону, которая подходит больше, главное что в ней есть слова, которые дальше помогут ИИ лучше сформулировать остальные ответы. Можно и самому написать, как вчера верно заметили в комментариях.2. Придумываем метрики
🤖 ... Какие десять ключевых метрик мы должны измерять как бизнес-результат нашего обучения? Сформулируй метрики лаконично, добавь короткое описание способа оценки.
✨ много банальных и очевидных советов типа "количество пропущенных сроков" и "время, затраченное на задачи"✨ но есть и хорошие идеи - баланс работы и личной жизни и стресс - весьма годные идеи, которые лично мне сходу в голову не пришли
3. Придумываем образовательные цели
🤖 ... Напиши список из десяти образовательных целей, который нам необходимо достичь: какие знания должны приобрести участники, какие навыки отработать на практике. Как должно измениться поведение учащегося после обучения.
✨ весьма годные идеи, за исключением буквально парочки✨ в реально проекте я обычно отправляю этот список в виде анкеты слушателям (или их руководителям, или и тем и тем), с просьбой выбрать пункты, которые им актуальнее
4. И вот теперь уже можно попросить план
🤖 ... Напиши план вебинара. Пиши каждый тезис максимально лаконично и конкретно. Включи в план упражнения, которые помогут закрепить полученные знания на практике.
✨ новый план тоже включает в себя очевидные SMART, Помодоро принцип Парето✨ появились новые крутые идеи, которых не было в первом варианте: про информационный шум, инбокс-zero, метод двух минут, SWOT, метод ICE
✨ особенно порадовало, что почти каждый раз ИИ предлагал домашнее задание после вебинара
✨ сильно улучшилась связность
Результат
Выводы:
- чем подробнее инструкция, тем точнее результат
- можно (нужно) использовать промежуточные результаты
🔥21👍4🦄1
