БИЗНЕС: РОЛЬ КОУЧИНГА
#cfo #cfoblog #технологии #коучинг #эффективность #chieffinancialofficer
Коучинг часто представляется чем-то вроде гибрида психоанализа и мотивации личностного роста. Причем в большей степени для менеджеров по продажам, менеджеров нижнего и среднего звена.
Тем не менее, наиболее востребован коучинг именно для менеджеров так называемого “C-level” - сотрудников, получивших место в команде топ-менеджеров компании. Связано это с тем, что специалисты, добивающиеся высшей позиции в карьерной лестнице, зачастую не получают беспристрастной оценки своих действий и адекватной оценки личностных характеристик. Следствием становится выход на плато личностного развития - теряется мотивации к саморазвитию, консервируются поведенческие деформации, приостанавливается развитие лидерских навыков.
Проще говоря, коуч позволяет топ-менеджеру получать обратную связь о своем поведении и профессиональных привычках, причем от профессионального ментора с серьезным опытом разбора подобных психологических кейсов.
Коучинг команды топ-менеджеров позволяет построить из группы лидеров лидерскую команду профессионалов, каждый из которых, в идеале, готов пожертвовать своими непосредственными интересами ради общей выгоды компании. В том числе - через добровольный отказ от ресурсов или полномочий в пользу партнера по команде, если это принесет большую выгоду в достижении общих целей.
Как бы это банально не звучало, но только так можно построить успешную технологическую компанию (а скоро все секторы оцифруются, т.е. станут технологичными). Технологическое развитие ускоряется, инновации настолько быстро происходят, что для успеха бизнеса группа топ-менеджеров должна быть лидерской командой “с чувством локтя” и взаимной поддержкой - политиканство и эгоизм становятся слишком дорогим пережитком бизнеса прошлого в высококонкурентной, гибкой цифровой экономике.
#cfo #cfoblog #технологии #коучинг #эффективность #chieffinancialofficer
Коучинг часто представляется чем-то вроде гибрида психоанализа и мотивации личностного роста. Причем в большей степени для менеджеров по продажам, менеджеров нижнего и среднего звена.
Тем не менее, наиболее востребован коучинг именно для менеджеров так называемого “C-level” - сотрудников, получивших место в команде топ-менеджеров компании. Связано это с тем, что специалисты, добивающиеся высшей позиции в карьерной лестнице, зачастую не получают беспристрастной оценки своих действий и адекватной оценки личностных характеристик. Следствием становится выход на плато личностного развития - теряется мотивации к саморазвитию, консервируются поведенческие деформации, приостанавливается развитие лидерских навыков.
Проще говоря, коуч позволяет топ-менеджеру получать обратную связь о своем поведении и профессиональных привычках, причем от профессионального ментора с серьезным опытом разбора подобных психологических кейсов.
Коучинг команды топ-менеджеров позволяет построить из группы лидеров лидерскую команду профессионалов, каждый из которых, в идеале, готов пожертвовать своими непосредственными интересами ради общей выгоды компании. В том числе - через добровольный отказ от ресурсов или полномочий в пользу партнера по команде, если это принесет большую выгоду в достижении общих целей.
Как бы это банально не звучало, но только так можно построить успешную технологическую компанию (а скоро все секторы оцифруются, т.е. станут технологичными). Технологическое развитие ускоряется, инновации настолько быстро происходят, что для успеха бизнеса группа топ-менеджеров должна быть лидерской командой “с чувством локтя” и взаимной поддержкой - политиканство и эгоизм становятся слишком дорогим пережитком бизнеса прошлого в высококонкурентной, гибкой цифровой экономике.
МЕРОПРИЯТИЯ: ЛЕКЦИЯ ЭКС-ГЛАВРЕДА WIRED UK
#cfo #cfoblog #мероприятия #davidrowan #strelka #binarydistrict #лекции #chieffinancialofficer
Добрался наконец до блога, чтобы написать про лекцию Дэвида Рована, которая состоялась в Стрелке во вторник 28 августа. Для тех, кто не знает (я вот тоже не знал) - Дэвид Рован был главным редактором (editor-in-chief) Wired UK, одного из ведущих изданий про технологии и инновации, с 2008 по 2017 гг. Сейчас ездит по миру с открытыми лекциями и пишет книгу “Transworld” (“book on non-bullshit innovation”), которая должна выйти в печать в 2019.
Честно, я ушел с двухчасовой лекции через полчаса - такого набора банальностей давно не слышал, погода была шикарна, поэтому лекция однозначно проигрывала прогулке в Парке Горького. Конечно, перед написанием этой заметки я послушал полную запись лекции с момента моего ухода.
Итак. Рассказывать про закон Мура и показывать снижение стоимости гигабайта памяти за последние 30 лет - отдельными слайдами презентации. Он серьезно делает это, как пророк.
Вещать про Xiaomi, которая борется с Apple покупкой стартапов - новый тренд в развитии технологических корпораций, несомненно. А еще он рассказал про agile-методики, которые внедряются передовыми командами в свою работу. Really?)
Да, рассказал про новую систему ценностей цифрового мира (менторство, выходящие за границы бизнеса элонмасковские цели, прозрачность и отсутствие приватности), передачу полномочий на нижние уровни иерархии в управлении организацией, внедрение технологий в цепочке создания стоимости в традиционных отраслях, устаревшей системе образования, и проч. Но это уже из разряда очевидных вещей, не так ли?!
В пользу спикеру следует отметить, что Дэвид кратко обобщает очевидные для технологических предпринимателей инновационные тренды и приводит примеры внедрения основанных на них технологий. Это может быть полезно для предпринимателей из традиционных (нетехнологических) отраслей малого и среднего бизнеса - возможно, даст импульс и направление для размышлений.
Надо все-таки оценивать выборку по аудитории. Одно дело мотивирующие мероприятия различных псевдо-университетов с участием телеведущих, актеров и политиков в качестве спикеров, а другое - выступление на Binary District в Стрелке перед продвинутой аудиторией молодых исследователей и технологических предпринимателей. Или я все же переоценил целевую аудиторию Binary District...
#cfo #cfoblog #мероприятия #davidrowan #strelka #binarydistrict #лекции #chieffinancialofficer
Добрался наконец до блога, чтобы написать про лекцию Дэвида Рована, которая состоялась в Стрелке во вторник 28 августа. Для тех, кто не знает (я вот тоже не знал) - Дэвид Рован был главным редактором (editor-in-chief) Wired UK, одного из ведущих изданий про технологии и инновации, с 2008 по 2017 гг. Сейчас ездит по миру с открытыми лекциями и пишет книгу “Transworld” (“book on non-bullshit innovation”), которая должна выйти в печать в 2019.
Честно, я ушел с двухчасовой лекции через полчаса - такого набора банальностей давно не слышал, погода была шикарна, поэтому лекция однозначно проигрывала прогулке в Парке Горького. Конечно, перед написанием этой заметки я послушал полную запись лекции с момента моего ухода.
Итак. Рассказывать про закон Мура и показывать снижение стоимости гигабайта памяти за последние 30 лет - отдельными слайдами презентации. Он серьезно делает это, как пророк.
Вещать про Xiaomi, которая борется с Apple покупкой стартапов - новый тренд в развитии технологических корпораций, несомненно. А еще он рассказал про agile-методики, которые внедряются передовыми командами в свою работу. Really?)
Да, рассказал про новую систему ценностей цифрового мира (менторство, выходящие за границы бизнеса элонмасковские цели, прозрачность и отсутствие приватности), передачу полномочий на нижние уровни иерархии в управлении организацией, внедрение технологий в цепочке создания стоимости в традиционных отраслях, устаревшей системе образования, и проч. Но это уже из разряда очевидных вещей, не так ли?!
В пользу спикеру следует отметить, что Дэвид кратко обобщает очевидные для технологических предпринимателей инновационные тренды и приводит примеры внедрения основанных на них технологий. Это может быть полезно для предпринимателей из традиционных (нетехнологических) отраслей малого и среднего бизнеса - возможно, даст импульс и направление для размышлений.
Надо все-таки оценивать выборку по аудитории. Одно дело мотивирующие мероприятия различных псевдо-университетов с участием телеведущих, актеров и политиков в качестве спикеров, а другое - выступление на Binary District в Стрелке перед продвинутой аудиторией молодых исследователей и технологических предпринимателей. Или я все же переоценил целевую аудиторию Binary District...
БИЗНЕС: ПРО ЭМОЦИИ
#cfo #cfoblog #бизнес #эмоции #принятиерешений #предпринимательство #управление #chieffinancialofficer
Насколько влияют эмоции на ваш бизнес, на принятие решений?
Как отсеять малозначительные факторы и сконцентрироваться на существенном - приносящем непосредственно добавленную стоимость (value) - в вашей деятельности?
Тут хочу обратить внимание на эмоциональность именно в процессе принятия решений, а не на эмоциональной стороне бизнеса, как таковой. Бизнес обязательно должен сопровождаться яркой положительной эмоцией. Хороший, долгосрочно востребованный продукт не может создаваться и поддерживаться без глубинной эмоциональной составляющей. Без души - если так понятнее.
Но в этой публикации я хотел порассуждать про принятие бизнес-решений под воздействием эмоций. Поиске и принятии аргументации за (или против) под воздействием собственного жизненного опыта и/или эмоций от пользования тем или иным продуктом/сервисом.
Оценка востребованности базовой, минимальной версии продукта (MVP) на основе собственного ощущения нехватки такого продукта или услуги на рынке - опасная практика. Приводит в большей части случаев к переосмыслению и смене курса (пивоту), или - к банкротству.
В том же ключе - часто начинающие предприниматели (иногда бывшие ранее успешными менеджерами) подменяют тестирование клиентской воронки для нового продукта тестированием нового продукта малой и нерепрезентативной фокус-группой. Но ведь в итоге вам надо получить клиентов, а не продукт сам по себе, не так ли?!
Соответственно, если вы акцентируйтесь на тестировании продукта, а не клиентской воронки, то рискуете получить не обладающий востребованными свойствами продукт или кратную переоценка рынка.
Еще бОльшее зло начинающего (и не только) предпринимателя - попытка заменить конкурентоспособный продукт и создание состоятельной юнит-экономики интервенциями в конкурентное поле сервисов-поставщиков. Что я имею в виду - попытки создать “свой” платежный сервис, “свою” логистику, “свою” CRM, “свой” CMS в дополнение к своему бизнесу, чтобы якобы не платить втридорого. Зачем изобретать давно изобретенное и закаленное в горнилах конкуренции?! Как правило, создание собственного заменителя приведет к росту расходов, а главное - к потере времени и управленческого/предпринимательского ресурса на второстепенных задачах.
Фокусируйтесь на собственной добавленной стоимости, на своем продукте и своей клиентской воронке, не лезте в высококонкурентный сервисный бизнес, который не понимаете - оставьте его вашим поставщикам услуг. Будьте более рациональны на пути к созданию эмоционального продукта! :)
#cfo #cfoblog #бизнес #эмоции #принятиерешений #предпринимательство #управление #chieffinancialofficer
Насколько влияют эмоции на ваш бизнес, на принятие решений?
Как отсеять малозначительные факторы и сконцентрироваться на существенном - приносящем непосредственно добавленную стоимость (value) - в вашей деятельности?
Тут хочу обратить внимание на эмоциональность именно в процессе принятия решений, а не на эмоциональной стороне бизнеса, как таковой. Бизнес обязательно должен сопровождаться яркой положительной эмоцией. Хороший, долгосрочно востребованный продукт не может создаваться и поддерживаться без глубинной эмоциональной составляющей. Без души - если так понятнее.
Но в этой публикации я хотел порассуждать про принятие бизнес-решений под воздействием эмоций. Поиске и принятии аргументации за (или против) под воздействием собственного жизненного опыта и/или эмоций от пользования тем или иным продуктом/сервисом.
Оценка востребованности базовой, минимальной версии продукта (MVP) на основе собственного ощущения нехватки такого продукта или услуги на рынке - опасная практика. Приводит в большей части случаев к переосмыслению и смене курса (пивоту), или - к банкротству.
В том же ключе - часто начинающие предприниматели (иногда бывшие ранее успешными менеджерами) подменяют тестирование клиентской воронки для нового продукта тестированием нового продукта малой и нерепрезентативной фокус-группой. Но ведь в итоге вам надо получить клиентов, а не продукт сам по себе, не так ли?!
Соответственно, если вы акцентируйтесь на тестировании продукта, а не клиентской воронки, то рискуете получить не обладающий востребованными свойствами продукт или кратную переоценка рынка.
Еще бОльшее зло начинающего (и не только) предпринимателя - попытка заменить конкурентоспособный продукт и создание состоятельной юнит-экономики интервенциями в конкурентное поле сервисов-поставщиков. Что я имею в виду - попытки создать “свой” платежный сервис, “свою” логистику, “свою” CRM, “свой” CMS в дополнение к своему бизнесу, чтобы якобы не платить втридорого. Зачем изобретать давно изобретенное и закаленное в горнилах конкуренции?! Как правило, создание собственного заменителя приведет к росту расходов, а главное - к потере времени и управленческого/предпринимательского ресурса на второстепенных задачах.
Фокусируйтесь на собственной добавленной стоимости, на своем продукте и своей клиентской воронке, не лезте в высококонкурентный сервисный бизнес, который не понимаете - оставьте его вашим поставщикам услуг. Будьте более рациональны на пути к созданию эмоционального продукта! :)
Forwarded from Ментальные модели
118. Матрица Эйзенхауэра
Деньги всегда можно заработать, вещи - купить, запущенное здоровье – исправить (до какого-то момента). А время, оно конечно. Выдаётся при рождении по талону, обмену и возврату не подлежит. Единственное, что нам доступно – с умом распорядиться отпущенным.
С нашим ритмом жизни чтобы остаться на месте, нужно быстро двигаться: задачи на работе, задачи дома, отдых с семьёй и с друзьями. И никто не отменял саморазвитие и необходимость учиться новому. Дел больше, чем часов в сутках. Есть одна модель управления временем, простая, но эффективная. Её придумал не учёный или бизнес-тренер, а политик и военный. Дуэйт Эйзенхауэр: сначала генерал, а потом и президент Соединённых Штатов, не понаслышке знал, что такое завал на работе. Он использовал следующий способ сортировки дел: разделённый на четверти квадрат, в котором есть сегменты A, B, C, и D, которые делятся по принципу важные/не важные и срочные/не срочные.
Квадрат А: важные и срочные дела.
Здесь располагается всё, что связано со здоровьем, задачи, которые отрицательно скажутся на ваших результатах (не отправишь отчёт сегодня – останешься без премии) и те вопросы, которые, оставшись нерешёнными, приведут к проблемам в будущем (например: не оформлять официальные документы). В идеале этот квадрат должен оставаться пустым, а важные задачи решаться на уровне квадрата B.
Квадрат B: важные несрочные дела.
Квадрат В – это ваш распорядок дня, ежедневная рутина. Большую часть дня вы должны решать расположенные здесь задачи. Здесь так же находится планирование будущих действий, анализ уже совершённых, обучение и спорт. И только если всё пойдёт не по плану, дела отсюда отправляются в квадрат А.
Квадрат С: срочные неважные дела.
Это срочные, но не очень важные дела. Необязательные мелкие процессы, услуги, которые вам навязали (ты же на машине, съезди реши мой вопрос – что тебе стоит?), дни рождения малознакомых людей, куда вы идёте из вежливости. По большей части дела из этого квадрата отвлекают вас от действительно важных задач. Когда это возможно, избавляйтесь от задач из квадрата С.
Квадрат D: неважные несрочные дела.
Главные «пожиратели времени» - процессы, которых нужно избегать, как огня. Это бессмысленное пролистывание ленты в соцсетях, разговоры «о погоде», ненужная переписка, просмотр туповатых сериалов. Проблема в том, что задачи здесь простые и не требуют мыслительных ресурсов – и тем привлекательнее для ленивого мозга. Если вы не можете совсем обойтись без дел из квадрата D – занимайтесь ими только тогда, когда A, B, и С опустели.
Не обязательно рисовать матрицу. Можете просто помечать записанные в ежедневник дела буквой соответствующего квадрата. «Сходить в магазин - С». «Назначить встречу с клиентом - В». Можете прямо сейчас потратить 5 минут и выписать всё, что планировали сделать сегодня и завтра. Сразу же разбейте по квадратам и начинайте выполнять, согласно приоритету.
Деньги всегда можно заработать, вещи - купить, запущенное здоровье – исправить (до какого-то момента). А время, оно конечно. Выдаётся при рождении по талону, обмену и возврату не подлежит. Единственное, что нам доступно – с умом распорядиться отпущенным.
С нашим ритмом жизни чтобы остаться на месте, нужно быстро двигаться: задачи на работе, задачи дома, отдых с семьёй и с друзьями. И никто не отменял саморазвитие и необходимость учиться новому. Дел больше, чем часов в сутках. Есть одна модель управления временем, простая, но эффективная. Её придумал не учёный или бизнес-тренер, а политик и военный. Дуэйт Эйзенхауэр: сначала генерал, а потом и президент Соединённых Штатов, не понаслышке знал, что такое завал на работе. Он использовал следующий способ сортировки дел: разделённый на четверти квадрат, в котором есть сегменты A, B, C, и D, которые делятся по принципу важные/не важные и срочные/не срочные.
Квадрат А: важные и срочные дела.
Здесь располагается всё, что связано со здоровьем, задачи, которые отрицательно скажутся на ваших результатах (не отправишь отчёт сегодня – останешься без премии) и те вопросы, которые, оставшись нерешёнными, приведут к проблемам в будущем (например: не оформлять официальные документы). В идеале этот квадрат должен оставаться пустым, а важные задачи решаться на уровне квадрата B.
Квадрат B: важные несрочные дела.
Квадрат В – это ваш распорядок дня, ежедневная рутина. Большую часть дня вы должны решать расположенные здесь задачи. Здесь так же находится планирование будущих действий, анализ уже совершённых, обучение и спорт. И только если всё пойдёт не по плану, дела отсюда отправляются в квадрат А.
Квадрат С: срочные неважные дела.
Это срочные, но не очень важные дела. Необязательные мелкие процессы, услуги, которые вам навязали (ты же на машине, съезди реши мой вопрос – что тебе стоит?), дни рождения малознакомых людей, куда вы идёте из вежливости. По большей части дела из этого квадрата отвлекают вас от действительно важных задач. Когда это возможно, избавляйтесь от задач из квадрата С.
Квадрат D: неважные несрочные дела.
Главные «пожиратели времени» - процессы, которых нужно избегать, как огня. Это бессмысленное пролистывание ленты в соцсетях, разговоры «о погоде», ненужная переписка, просмотр туповатых сериалов. Проблема в том, что задачи здесь простые и не требуют мыслительных ресурсов – и тем привлекательнее для ленивого мозга. Если вы не можете совсем обойтись без дел из квадрата D – занимайтесь ими только тогда, когда A, B, и С опустели.
Не обязательно рисовать матрицу. Можете просто помечать записанные в ежедневник дела буквой соответствующего квадрата. «Сходить в магазин - С». «Назначить встречу с клиентом - В». Можете прямо сейчас потратить 5 минут и выписать всё, что планировали сделать сегодня и завтра. Сразу же разбейте по квадратам и начинайте выполнять, согласно приоритету.
Telegram
Ментальные модели
112. Гонка Чёрной королевы
— У нас, — сказала Алиса, с трудом переводя дух, — когда долго бежишь со всех ног, непременно попадёшь в другое место.
— Какая медлительная страна! — вскричала Королева. — Ну а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног…
— У нас, — сказала Алиса, с трудом переводя дух, — когда долго бежишь со всех ног, непременно попадёшь в другое место.
— Какая медлительная страна! — вскричала Королева. — Ну а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног…
МЕРОПРИЯТИЯ: BEYOND BUDGETING В МИНСКЕ
#cfo #cfoblog #мероприятия #бюджетирование #beyondbudgeting #финансы #управление #chieffinancialofficer
Пара мыслей по итогам конференции Бюджетирование 4.0: Beyond Budgeting от CFOs Territory.
Оценка деятельности менеджмента: убрать макроэкономические и прочие внешние факторы и научиться оценивать деятельность менеджмента только по "совокупности ценных/целевых действий".
Оценка приобретения ресурса: найти бенчмарк (идеальный вариант) и сравнивая с ним оценивать деятельность ответственных по каждому параметру юнит-экономики - по динамике оптимизации расходов на составляющие.
Собственники и прочий топ-менеджмент всегда недовольны экономистами - бюджеты и прогнозы всегда неточны, а управленческий учет вечно запаздывает в каких-то задачах и участках. Что делать? Объяснять специфику, выстраивать партнерские отношения и доверие.
В ОМК все затраты условно переменные (даже классические постоянные) - тк если бизнес растет существенно (или падает), то и фиксы типа административного офиса становятся переменными.
Стратегическое и тактическое планирование надо делегировать операционным менеджерам на местах. Должны быть лимиты безусловного принятия решений на местах по определенному списку затрат. Убрать администрирование этого с превентивного на постфактум.
#cfo #cfoblog #мероприятия #бюджетирование #beyondbudgeting #финансы #управление #chieffinancialofficer
Пара мыслей по итогам конференции Бюджетирование 4.0: Beyond Budgeting от CFOs Territory.
Оценка деятельности менеджмента: убрать макроэкономические и прочие внешние факторы и научиться оценивать деятельность менеджмента только по "совокупности ценных/целевых действий".
Оценка приобретения ресурса: найти бенчмарк (идеальный вариант) и сравнивая с ним оценивать деятельность ответственных по каждому параметру юнит-экономики - по динамике оптимизации расходов на составляющие.
Собственники и прочий топ-менеджмент всегда недовольны экономистами - бюджеты и прогнозы всегда неточны, а управленческий учет вечно запаздывает в каких-то задачах и участках. Что делать? Объяснять специфику, выстраивать партнерские отношения и доверие.
В ОМК все затраты условно переменные (даже классические постоянные) - тк если бизнес растет существенно (или падает), то и фиксы типа административного офиса становятся переменными.
Стратегическое и тактическое планирование надо делегировать операционным менеджерам на местах. Должны быть лимиты безусловного принятия решений на местах по определенному списку затрат. Убрать администрирование этого с превентивного на постфактум.
ТЕХНОЛОГИИ: ПРАВИЛА ПРАВИЛЬНОГО СТАРТАПА
#cfo #cfoblog #бизнес #технологиии #правиластартапа #предпринимательство #стартапы #фрии #chieffinancialofficer
Что такое стартап - очень быстро (3-10x в год) растущая компания, как правило функционирующая в технологическом бизнесе (но может быть и обычный сектор с некоторыми технологическими новаторствами - примером является та же “До-До пицца”).
Делать стартап (и делить задачи между фаундерами) надо в своей экспертизе - в отрасли и специализации, которую знаешь. Не надо пытаться "стать ежиками" (совет мудрой совы-стратега из того анекдота про мышек).
Ставить необходимо глобальные цели - не просто вырасти в 2-3 раза, а мегацели. Например, "вырасти в двенадцать раз за 3 года, выйдя на международные рынки".
Составить перечень гипотез и приоритезировать их. Надо коротким путем оказаться на новом уровне бизнеса через проверку гипотез.
Далее разложить это в to-do листы ежедневной работы, декомпозированные на членов команды (или сотрудников, или фрилансеров-аутсорсеров).
Одна гипотеза - один человек. Если за неделю он не выполнил обязательство ("прилетели инопланетяне" и он с ними разруливал, образно говоря) - нужен ли этот человек в команде?!
Проектируем работу от результата (цели). Результат должен быть измерим. Каждый самостоятелен и делает свое дело. Ежедневные чекапы и раз в неделю митинг. Если ежедневные задачи не достигаются, то пересматривать недельный план.
Пойти в акселератор, найти опытных ангелов и крутых менторов. Даже если вы профессиональный хирург, то наверно сами себе аппендицит не будете вырезать. Вы пойдете к другому врачу - диагностировать и оперировать. Это, помимо прочего, позволит иметь спокойный и свежий взгляд и не отвлекаться. То же самое в предпринимательстве.
Максимально быстро достичь “доширак рентабельность” - продажи, позволяющие команде выживать денежным потоком от стартапа.
Как ускориться после "клюшки" - когда происходит замедление до 100% и менее роста в год:
1) проанализировать регионы и сегменты, определить ключевой и расшить его проходимость.
2) определить четкий клиентский сегмент и главный "жирный" канал привлечения.
3) оптимизировать воронку продаж.
4) поменять фокус - b2c на b2b, например.
5) попробовать продажи за рубеж.
Частично подслушано на ФРИИ Expert Day.
#cfo #cfoblog #бизнес #технологиии #правиластартапа #предпринимательство #стартапы #фрии #chieffinancialofficer
Что такое стартап - очень быстро (3-10x в год) растущая компания, как правило функционирующая в технологическом бизнесе (но может быть и обычный сектор с некоторыми технологическими новаторствами - примером является та же “До-До пицца”).
Делать стартап (и делить задачи между фаундерами) надо в своей экспертизе - в отрасли и специализации, которую знаешь. Не надо пытаться "стать ежиками" (совет мудрой совы-стратега из того анекдота про мышек).
Ставить необходимо глобальные цели - не просто вырасти в 2-3 раза, а мегацели. Например, "вырасти в двенадцать раз за 3 года, выйдя на международные рынки".
Составить перечень гипотез и приоритезировать их. Надо коротким путем оказаться на новом уровне бизнеса через проверку гипотез.
Далее разложить это в to-do листы ежедневной работы, декомпозированные на членов команды (или сотрудников, или фрилансеров-аутсорсеров).
Одна гипотеза - один человек. Если за неделю он не выполнил обязательство ("прилетели инопланетяне" и он с ними разруливал, образно говоря) - нужен ли этот человек в команде?!
Проектируем работу от результата (цели). Результат должен быть измерим. Каждый самостоятелен и делает свое дело. Ежедневные чекапы и раз в неделю митинг. Если ежедневные задачи не достигаются, то пересматривать недельный план.
Пойти в акселератор, найти опытных ангелов и крутых менторов. Даже если вы профессиональный хирург, то наверно сами себе аппендицит не будете вырезать. Вы пойдете к другому врачу - диагностировать и оперировать. Это, помимо прочего, позволит иметь спокойный и свежий взгляд и не отвлекаться. То же самое в предпринимательстве.
Максимально быстро достичь “доширак рентабельность” - продажи, позволяющие команде выживать денежным потоком от стартапа.
Как ускориться после "клюшки" - когда происходит замедление до 100% и менее роста в год:
1) проанализировать регионы и сегменты, определить ключевой и расшить его проходимость.
2) определить четкий клиентский сегмент и главный "жирный" канал привлечения.
3) оптимизировать воронку продаж.
4) поменять фокус - b2c на b2b, например.
5) попробовать продажи за рубеж.
Частично подслушано на ФРИИ Expert Day.
БИЗНЕС: WTF STRATEGY (!!!)
#cfo #cfoblog #бизнес #стратегия #ктоздесь #кох #финансы #управление #chieffinancialofficer
Два типа успешной стратегии в основе бизнеса - совершенствование продукта (proposition simplification) или снижение цены (price simplification). Эти принципы описаны Ричардом Кохом в книге “Сила упрощения: Ключ к достижению феноменального успеха в бизнесе и карьере”.
Первая стратегия предполагает непрерывное совершенствование товара и победа в конкурентной борьбе за счет дизайна и уникальных качеств продукта. Это стратегия Apple, Tesla, Spotify.
Стратегия снижения цены предполагает максимальную стандартизацию продукта с целью снижения цены (желательно, в несколько раз относительно конкурентов, работающих по первой базовой стратегии - совершенствования дизайна продукта). Это путь таких компаний, как Uber, Ikea, Ford.
Вторая упомянутая стратегия подразумевает сохранение базовых потребительских качеств продукта (удовлетворение соответствующей потребительской потребности). Это достигается за счет постоянной оптимизации юнит-экономики в основе продукта.
Оптимизация юнит-экономики достигается за счет эффекта масштаба и технологических новаций в создании продукта. Ежегодное снижение цены на 10% позволит снизить цену продукта более чем на 40% за 5 лет. Это стратегическое видение, выраженное в конкретной количественной целе.
Далее необходимо декомпозировать эту цель в среднесрочную стратегию и тактические цели по отдельным направлениям (развитие продукта, привлечение и обслуживание клиентов, оптимизация процессов).
Инструментарий для реализации стратегического видения: 1) финансовая модель на 5 лет, стратегический план на год, скользящее бюджетирование на 3 месяца; 2) уточнение бюджетов на основе фактических цифр (бюджетирование по принципу циклической обратной связи); 3) методология OKRs (Objectives and Key Results - OKRs).
Бюджетирование должно строиться на циклическом принципе - расчет юнит-экономики, бюджетирование, закрытие периода, перерасчет юнит-экономики, уточнение бюджетов. Новый цикл.
В основе мотивации ответственных за ключевые подразделения (продукт, продажи, технологии) должна быть прямая постановка приоритетов на среднесрочные цели и стратегическое видение - оптимизация юнит-экономики, эффективность процессов, снижение цены реализации. Все, что не вносит вклад в реализацию стратегических приоритетов - должно быть выведено на вторичный контур приоритетов (задачи реализуемые только после выполнения приоритетных - ключевых для достижения основных целей).
Нижним (и самым важным) уровнем целеполагания является тактическое планирование на квартал - постановка квартальных OKRs. Необходимо установить от одной до трех ключевых целей, далее в рамках каждой выделить от трех до пяти результатов.
Прогресс достижения целей обсуждается на еженедельной основе в команде с участием непосредственного и вышестоящего руководителя. Необходимо ставить четко сформулированные и количественно измеримые списки задач на 2-3 недели вперед и честно оценивать их реализацию.
Кстати, в agile-организации руководитель выступает в роли ментора или коуча, реже - арбитра, практически никогда - в роли классического линейного руководителя-надзирателя.
Да, wtf, все просто)
#cfo #cfoblog #бизнес #стратегия #ктоздесь #кох #финансы #управление #chieffinancialofficer
Два типа успешной стратегии в основе бизнеса - совершенствование продукта (proposition simplification) или снижение цены (price simplification). Эти принципы описаны Ричардом Кохом в книге “Сила упрощения: Ключ к достижению феноменального успеха в бизнесе и карьере”.
Первая стратегия предполагает непрерывное совершенствование товара и победа в конкурентной борьбе за счет дизайна и уникальных качеств продукта. Это стратегия Apple, Tesla, Spotify.
Стратегия снижения цены предполагает максимальную стандартизацию продукта с целью снижения цены (желательно, в несколько раз относительно конкурентов, работающих по первой базовой стратегии - совершенствования дизайна продукта). Это путь таких компаний, как Uber, Ikea, Ford.
Вторая упомянутая стратегия подразумевает сохранение базовых потребительских качеств продукта (удовлетворение соответствующей потребительской потребности). Это достигается за счет постоянной оптимизации юнит-экономики в основе продукта.
Оптимизация юнит-экономики достигается за счет эффекта масштаба и технологических новаций в создании продукта. Ежегодное снижение цены на 10% позволит снизить цену продукта более чем на 40% за 5 лет. Это стратегическое видение, выраженное в конкретной количественной целе.
Далее необходимо декомпозировать эту цель в среднесрочную стратегию и тактические цели по отдельным направлениям (развитие продукта, привлечение и обслуживание клиентов, оптимизация процессов).
Инструментарий для реализации стратегического видения: 1) финансовая модель на 5 лет, стратегический план на год, скользящее бюджетирование на 3 месяца; 2) уточнение бюджетов на основе фактических цифр (бюджетирование по принципу циклической обратной связи); 3) методология OKRs (Objectives and Key Results - OKRs).
Бюджетирование должно строиться на циклическом принципе - расчет юнит-экономики, бюджетирование, закрытие периода, перерасчет юнит-экономики, уточнение бюджетов. Новый цикл.
В основе мотивации ответственных за ключевые подразделения (продукт, продажи, технологии) должна быть прямая постановка приоритетов на среднесрочные цели и стратегическое видение - оптимизация юнит-экономики, эффективность процессов, снижение цены реализации. Все, что не вносит вклад в реализацию стратегических приоритетов - должно быть выведено на вторичный контур приоритетов (задачи реализуемые только после выполнения приоритетных - ключевых для достижения основных целей).
Нижним (и самым важным) уровнем целеполагания является тактическое планирование на квартал - постановка квартальных OKRs. Необходимо установить от одной до трех ключевых целей, далее в рамках каждой выделить от трех до пяти результатов.
Прогресс достижения целей обсуждается на еженедельной основе в команде с участием непосредственного и вышестоящего руководителя. Необходимо ставить четко сформулированные и количественно измеримые списки задач на 2-3 недели вперед и честно оценивать их реализацию.
Кстати, в agile-организации руководитель выступает в роли ментора или коуча, реже - арбитра, практически никогда - в роли классического линейного руководителя-надзирателя.
Да, wtf, все просто)
БИЗНЕС: ЧЕКЛИСТЫ
#cfo #cfoblog #бизнес #чеклист #принятиерешений #предпринимательство #управление #chieffinancialofficer
В любой высокорисковой сфере деятельности, где ошибка может повлечь необратимые, катастрофические последствия, используется система чеклистов.
На практике это означает: пилот самолета перед вылетом проверяет множество параметров и исправность систем, используя проверочный список; команда хирурга перед началом операции проверяет состояние приборов и наличие лекарственных препаратов; при выдаче кредита в банке проводится проверка наличия и правильности заполнения всех документов; перед выходом из порта капитан корабля проводит проверку всех навигационных систем, систем управления и окружение корабля; и тд и тп.
Почему же в повседневной жизни, в бизнесе в момент принятия важных решений люди склонны недооценивать и пропускать “проверку систем, устройств и окружения” и себя самих с использованием условного формализованного чеклиста?
#cfo #cfoblog #бизнес #чеклист #принятиерешений #предпринимательство #управление #chieffinancialofficer
В любой высокорисковой сфере деятельности, где ошибка может повлечь необратимые, катастрофические последствия, используется система чеклистов.
На практике это означает: пилот самолета перед вылетом проверяет множество параметров и исправность систем, используя проверочный список; команда хирурга перед началом операции проверяет состояние приборов и наличие лекарственных препаратов; при выдаче кредита в банке проводится проверка наличия и правильности заполнения всех документов; перед выходом из порта капитан корабля проводит проверку всех навигационных систем, систем управления и окружение корабля; и тд и тп.
Почему же в повседневной жизни, в бизнесе в момент принятия важных решений люди склонны недооценивать и пропускать “проверку систем, устройств и окружения” и себя самих с использованием условного формализованного чеклиста?
БИЗНЕС: ЦИФРОВИЗАЦИЯ
#cfo #cfoblog #бизнес #технологиии #цифровизация #правиластартапа #предпринимательство #стартапы #chieffinancialofficer
Цифровизация бизнеса - это не просто добавить корзину на сайт или запустить лэндинг. Это - лежащие в основе бизнеса цифровые технологии. Это - цифровые процессы "за витриной". Это - цифровизация обработки заказа, взаимоотношений с клиентом, управления складом или коммуникаций с поставщиками, автоматизация оплаты и доставки, управление маркетинговыми каналами и воронкой продаж с использованием данных, больших данных, все бОльших и бОльших данных.
Чем диджитал отличается от ИТ - это управление данными и принятие их как актив, это культура работы с данными. А культура работы с данными должна пронизывать все процессы организации, быть во внутренней корпоративной культуре и в политике работы с клиентом, прошиваться в ДНК компании и реплицироваться в каждом новом процессе и продукте.
Цифровизация компании, направления должна проводиться не ради самой себя, а ради клиента. Все должно вести либо к снижению затрат, либо к повышению качества сервиса/продукта. А чего ради еще мы тут собрались?!
#cfo #cfoblog #бизнес #технологиии #цифровизация #правиластартапа #предпринимательство #стартапы #chieffinancialofficer
Цифровизация бизнеса - это не просто добавить корзину на сайт или запустить лэндинг. Это - лежащие в основе бизнеса цифровые технологии. Это - цифровые процессы "за витриной". Это - цифровизация обработки заказа, взаимоотношений с клиентом, управления складом или коммуникаций с поставщиками, автоматизация оплаты и доставки, управление маркетинговыми каналами и воронкой продаж с использованием данных, больших данных, все бОльших и бОльших данных.
Чем диджитал отличается от ИТ - это управление данными и принятие их как актив, это культура работы с данными. А культура работы с данными должна пронизывать все процессы организации, быть во внутренней корпоративной культуре и в политике работы с клиентом, прошиваться в ДНК компании и реплицироваться в каждом новом процессе и продукте.
Цифровизация компании, направления должна проводиться не ради самой себя, а ради клиента. Все должно вести либо к снижению затрат, либо к повышению качества сервиса/продукта. А чего ради еще мы тут собрались?!
БИЗНЕС: ЦИФРОВИЗАЦИЯ II
#cfo #cfoblog #бизнес #технологии #цифровизация #правиластартапа #предпринимательство #стартапы #chieffinancialofficer
Незанятая область - это когда стартапер приходит в перспективную и еще свободную нишу. Возникает вопрос: Он умнее всех остальных? Или наоборот? Второе случается намного чаще. Но есть существенное “но” - практически любая отрасль имеет (пока) значительный задел на дигитализацию.
Важно определить свою основную, ключевую компетенцию, которая дает добавленную стоимость бизнесу - core competence. Крайне важно сохранять управление ключевой компетенцией у себя под полным контролем. Все остальное можно (и нужно) оптимизировать платформенными решениями или отдавать в аутсорсинг.
В чем основная проблема корпораций - их самодовольство (arrogance) в отношении новых решений и путей. Диджитиал-команды (цифровые джедаи, ниндзя, иксмены) не выживают в большинстве крупных корпораций именно по причине самодовольства последних. Ведь чтобы делать инновации необходимо поощрять самостоятельность. И ни в коем случае не гнобить за ошибки. Это неприемлемо для корпораций XX века - а абсолютное большинство крупных компаний (пока) именно такие.
Именно поэтому выживают и растут стартапы. И потом продаются корпорациям. И снова делают стартапы на вырученные деньги.
#cfo #cfoblog #бизнес #технологии #цифровизация #правиластартапа #предпринимательство #стартапы #chieffinancialofficer
Незанятая область - это когда стартапер приходит в перспективную и еще свободную нишу. Возникает вопрос: Он умнее всех остальных? Или наоборот? Второе случается намного чаще. Но есть существенное “но” - практически любая отрасль имеет (пока) значительный задел на дигитализацию.
Важно определить свою основную, ключевую компетенцию, которая дает добавленную стоимость бизнесу - core competence. Крайне важно сохранять управление ключевой компетенцией у себя под полным контролем. Все остальное можно (и нужно) оптимизировать платформенными решениями или отдавать в аутсорсинг.
В чем основная проблема корпораций - их самодовольство (arrogance) в отношении новых решений и путей. Диджитиал-команды (цифровые джедаи, ниндзя, иксмены) не выживают в большинстве крупных корпораций именно по причине самодовольства последних. Ведь чтобы делать инновации необходимо поощрять самостоятельность. И ни в коем случае не гнобить за ошибки. Это неприемлемо для корпораций XX века - а абсолютное большинство крупных компаний (пока) именно такие.
Именно поэтому выживают и растут стартапы. И потом продаются корпорациям. И снова делают стартапы на вырученные деньги.
#cfo #cfoblog #dostavista #технологиии #доставка #промокоды #chieffinancialofficer
Друзья, всем привет!
Достависта (https://dostavista.ru) дарит бесплатную первую доставку. А если вы уже клиент - используйте другой мобильный, например - номер своего ребенка, соседа, коллеги... ;)
Попробуйте сервис - отправьте курьера с подарком другу/подруге, купить что-нибудь в магазине, заехать к бабушке/маме за банкой варенья или варениками. :)
Промокод: FINIK
Enjoy and welcome to the club! :)
ps Репост/редирект - приветствуются.
Друзья, всем привет!
Достависта (https://dostavista.ru) дарит бесплатную первую доставку. А если вы уже клиент - используйте другой мобильный, например - номер своего ребенка, соседа, коллеги... ;)
Попробуйте сервис - отправьте курьера с подарком другу/подруге, купить что-нибудь в магазине, заехать к бабушке/маме за банкой варенья или варениками. :)
Промокод: FINIK
Enjoy and welcome to the club! :)
ps Репост/редирект - приветствуются.
dostavista.ru
Курьерская служба доставки по городу в Москве | Сервис Достависта
Достависта — надёжный сервис курьерской доставки. Доставка заказов день в день. Курьерская доставка по Москве. Первая доставка за 1 рубль для новых бизнес-клиентов.
ЛАЙФСТАЙЛ: ПЕРЕЛЕТ МОСКВА-СТАМБУЛ
#cfo #chieffinancialofficer #сfo #питание #командировки #аэрофлот #авиакомпании #фэйлы
Друзья, подумывал уже давно над разнообразием своего блога. Все про инновации, да стартапы - хочется и что-то лайтовое. Но все же - и для пользы дела. :)
Вот, решил, что можно попробовать рассказать об авиакомпаниях и питании в полете. Благо, налетал в своей жизни наверно с миллион миль (кстати, надо подсчитать - дз на будущее) - есть с чем сравнивать. До Клуни из In the air конечно еще далеко (там, насколько помню, персонаж налетал 10 млн миль), но лиха беда начало, не так ли?!)
Итак, сегодня рейс Москва-Стамбул отечественным лидером отрасли - Аэрофлотом. Как обычно, по работе.
Бывалые летуны знают, что в Аэрофлоте после покупки билета можно выбрать специальное питание. Эти же летуны давно все перепробовали и, опять же, поняли, что брать лучше мусульманское халяльное или еврейское кошерное. Соответствующие некоммерческие организации тщательно блюдут интересы своей паствы, внимательно отслеживая качество, количество и состав порций спецпитания на рейсах небюджетных российских авиаперевозчиков. К сожалению, не в этот раз.
Стамбул - значит халять, вроде бы логично решил я. В прошлый раз, месяца полтора назад, халяльное питание на рейсе Аэрофлота в Стамбул было выше всяких похвал. Кстати, на обратном рейсе Стамбул-Москва его почему-то нельзя заказать. Халяля, видимо, мало производят в Турции, никто не делает достойный, никак не определятся с выбором поставщика. Ну да ладно, вернемся к теме.
Сегодня с мусульманским питанием у националтного лидера отрасли случился полный конфуз - жесткий хвостовой лосось и совершенно сухая куриная грудка без соуса, утрамбованная в рассыпчатую безвкусную гречку. Весьма диетично, но малоприятно. Лимонный пирог только немного скрасил впечатление об обеде. Масла для булочки, кстати, тоже не было.
Сразу напросились размышления о ретеншене (обычное направление мысли для человека, немалую долю времени думающего о юнит-экономике) - доле клиентов, которые делают повторный заказ. Повторный заказ халяля в Аэрофлоте я, наверно, еще долго не сделаю. Да и в следущий раз, видимо, выберу Turkish Air. Такой бизнес, такой ретеншн - легко потерять, сложно вернуть.
#cfo #chieffinancialofficer #сfo #питание #командировки #аэрофлот #авиакомпании #фэйлы
Друзья, подумывал уже давно над разнообразием своего блога. Все про инновации, да стартапы - хочется и что-то лайтовое. Но все же - и для пользы дела. :)
Вот, решил, что можно попробовать рассказать об авиакомпаниях и питании в полете. Благо, налетал в своей жизни наверно с миллион миль (кстати, надо подсчитать - дз на будущее) - есть с чем сравнивать. До Клуни из In the air конечно еще далеко (там, насколько помню, персонаж налетал 10 млн миль), но лиха беда начало, не так ли?!)
Итак, сегодня рейс Москва-Стамбул отечественным лидером отрасли - Аэрофлотом. Как обычно, по работе.
Бывалые летуны знают, что в Аэрофлоте после покупки билета можно выбрать специальное питание. Эти же летуны давно все перепробовали и, опять же, поняли, что брать лучше мусульманское халяльное или еврейское кошерное. Соответствующие некоммерческие организации тщательно блюдут интересы своей паствы, внимательно отслеживая качество, количество и состав порций спецпитания на рейсах небюджетных российских авиаперевозчиков. К сожалению, не в этот раз.
Стамбул - значит халять, вроде бы логично решил я. В прошлый раз, месяца полтора назад, халяльное питание на рейсе Аэрофлота в Стамбул было выше всяких похвал. Кстати, на обратном рейсе Стамбул-Москва его почему-то нельзя заказать. Халяля, видимо, мало производят в Турции, никто не делает достойный, никак не определятся с выбором поставщика. Ну да ладно, вернемся к теме.
Сегодня с мусульманским питанием у националтного лидера отрасли случился полный конфуз - жесткий хвостовой лосось и совершенно сухая куриная грудка без соуса, утрамбованная в рассыпчатую безвкусную гречку. Весьма диетично, но малоприятно. Лимонный пирог только немного скрасил впечатление об обеде. Масла для булочки, кстати, тоже не было.
Сразу напросились размышления о ретеншене (обычное направление мысли для человека, немалую долю времени думающего о юнит-экономике) - доле клиентов, которые делают повторный заказ. Повторный заказ халяля в Аэрофлоте я, наверно, еще долго не сделаю. Да и в следущий раз, видимо, выберу Turkish Air. Такой бизнес, такой ретеншн - легко потерять, сложно вернуть.
ТЕХНОЛОГИИ: ДОЛЯ АНГЕЛОВ
#cfo #chieffinancialofficer #сfo #ангелы #венчур #инвестиции #венчурныеинвестиции #бизнес
Как стать бизнес-ангелом? Не просто меценатом для проектов семьи и друзей и тех, кому (на додефолтной стадии первых - более близкого круга просителей денег) повезло успеть втереться в доверие и получить свой кусок пирога инвестиций. Но технично и разумно инвестировать, а также выполнять свою функцию раннего инвестора (простое сравнение - можно участвовать в зачатии ребенка, можно участвовать, а потом просто давать деньги на него, а можно полноценно растить, участвовать в воспитании и делить прочие тяготы родительства). Так вот, бизнес-ангельство ближе к третьем в приведенной аналогии с взращиванием полноценного успешного члена социума.
Статистика венчурного инвестирования говорит об успешности примерно 10% проектов. Это из прошедших отбор на инвестиции - из проектов с адекватными мотивированными фаундерами (мошенники и фантазеры заведомо уже отсеяны), достаточным балансом идеи между жизненностью (то, что по-английски "be on the ground") и амбициозностью (стартап что-то кардинально меняет - способ и/или стоимость удовлетворения регулярной потребности, как правило).
Соответственно, эти 10% надо найти и просеять из 100% адекватных, но не летающих по тем или иным причинам. Таким образом, чтобы хорошо выйти из одного проекта, надо найти и проинвестировать в 10 перспективных. И их надо выбрать из потока 100-300.
При этом, понятно, что статистика 1/10 имеет серьезное математическое отклонение. Из чего следует, в свою очередь, что если инвестировать в 10 проектов, то велик шанс остаться без того единственного успешного экзита. Соответственно, надо инвестировать в 25-30 проектов, чтобы через 3-5 лет получить свои 2-4 экзита с х10-30 и IRR 20-25% годовых в валюте.
Тут разумный бизнес-ангел закономерно делает вывод, что для отбора примерно 30 проектов и работы с ними ему необходим какой-то саппорт - административный аппарат из 1-2 доверенных помощников, которые найти и просеить поток потенциальных проектов согласно инвестиционной стратегии патрона. Да не просто просеивать, а смогут делать вполне серьезный первичный инвестиционный анализ. А после отбора еще и сопровождать портфельные инвестиции в техническом плане (юридические вопросы на первичном этапе, вопросы корпоративного управления - в дальнейшем).
В любом случае, бизнес-ангелу придется выступать инвестиционным комитетом из одного себя и выбрать свои 25-30 проектов из отобранных помощником(ами) 75-100. Для этого надо будет пообщаться с фаундерами и прочитать их презентации, провести быстрый ресерч и, скорее всего, проверку референсов. На проект это, в любом случае, порядка 3-4 часов чистого времени, минимум. Простая математика приводит к расчету примерно 10 часов на инвестицию, да и то - при условии наличия адекватных и надежных помощников.
После чего отдыхать тоже не получится - будет сопровождение своих инвестиций. Чтение и подписание юридических документов, анализ провалов и переговоры по ним (о, это много времени съест, даже если минимизировать свою вовлеченность), менторская работа и использование своего нетворка по просьбе фаундеров/менеджмента проектов, прочтение документов до старшим раундам успешных проектов (приятное, но также сильно пожирающее время и энергию занятие), анализ показателей и планирование экзитов, и тд и тп.
Короче, быть ангельским венчурным инвестором совсем непросто и сильно затратно эмоционально и физически. Это помимо формального обязательного требования к наличию опыта в венчурном бизнесе, 25-30к долл на проект (соответственно, около 700-900к долл всего "не последних" денег в моменте на бизнес-ангельство) и экспертизы в нескольких отраслях, выбранных для инвестирования.
#cfo #chieffinancialofficer #сfo #ангелы #венчур #инвестиции #венчурныеинвестиции #бизнес
Как стать бизнес-ангелом? Не просто меценатом для проектов семьи и друзей и тех, кому (на додефолтной стадии первых - более близкого круга просителей денег) повезло успеть втереться в доверие и получить свой кусок пирога инвестиций. Но технично и разумно инвестировать, а также выполнять свою функцию раннего инвестора (простое сравнение - можно участвовать в зачатии ребенка, можно участвовать, а потом просто давать деньги на него, а можно полноценно растить, участвовать в воспитании и делить прочие тяготы родительства). Так вот, бизнес-ангельство ближе к третьем в приведенной аналогии с взращиванием полноценного успешного члена социума.
Статистика венчурного инвестирования говорит об успешности примерно 10% проектов. Это из прошедших отбор на инвестиции - из проектов с адекватными мотивированными фаундерами (мошенники и фантазеры заведомо уже отсеяны), достаточным балансом идеи между жизненностью (то, что по-английски "be on the ground") и амбициозностью (стартап что-то кардинально меняет - способ и/или стоимость удовлетворения регулярной потребности, как правило).
Соответственно, эти 10% надо найти и просеять из 100% адекватных, но не летающих по тем или иным причинам. Таким образом, чтобы хорошо выйти из одного проекта, надо найти и проинвестировать в 10 перспективных. И их надо выбрать из потока 100-300.
При этом, понятно, что статистика 1/10 имеет серьезное математическое отклонение. Из чего следует, в свою очередь, что если инвестировать в 10 проектов, то велик шанс остаться без того единственного успешного экзита. Соответственно, надо инвестировать в 25-30 проектов, чтобы через 3-5 лет получить свои 2-4 экзита с х10-30 и IRR 20-25% годовых в валюте.
Тут разумный бизнес-ангел закономерно делает вывод, что для отбора примерно 30 проектов и работы с ними ему необходим какой-то саппорт - административный аппарат из 1-2 доверенных помощников, которые найти и просеить поток потенциальных проектов согласно инвестиционной стратегии патрона. Да не просто просеивать, а смогут делать вполне серьезный первичный инвестиционный анализ. А после отбора еще и сопровождать портфельные инвестиции в техническом плане (юридические вопросы на первичном этапе, вопросы корпоративного управления - в дальнейшем).
В любом случае, бизнес-ангелу придется выступать инвестиционным комитетом из одного себя и выбрать свои 25-30 проектов из отобранных помощником(ами) 75-100. Для этого надо будет пообщаться с фаундерами и прочитать их презентации, провести быстрый ресерч и, скорее всего, проверку референсов. На проект это, в любом случае, порядка 3-4 часов чистого времени, минимум. Простая математика приводит к расчету примерно 10 часов на инвестицию, да и то - при условии наличия адекватных и надежных помощников.
После чего отдыхать тоже не получится - будет сопровождение своих инвестиций. Чтение и подписание юридических документов, анализ провалов и переговоры по ним (о, это много времени съест, даже если минимизировать свою вовлеченность), менторская работа и использование своего нетворка по просьбе фаундеров/менеджмента проектов, прочтение документов до старшим раундам успешных проектов (приятное, но также сильно пожирающее время и энергию занятие), анализ показателей и планирование экзитов, и тд и тп.
Короче, быть ангельским венчурным инвестором совсем непросто и сильно затратно эмоционально и физически. Это помимо формального обязательного требования к наличию опыта в венчурном бизнесе, 25-30к долл на проект (соответственно, около 700-900к долл всего "не последних" денег в моменте на бизнес-ангельство) и экспертизы в нескольких отраслях, выбранных для инвестирования.
БИЗНЕС: УКП (УНИКАЛЬНОЕ КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО)
#cfo #chieffinancialofficer #бизнес #укп #конкуренция #стратегия #конкурентноепреимущество #команда #hr #мотивация #сfo
С XVIII века, с самого начала промышленной революции бизнес стремился сократить участие человека в производстве, заменить его оборудованием и ограничить процессами. И в дальнейшем, в XX веке - заместить конвейерным производством и роботами.
Но XXI век возвращает нас обратно в “человекоцентричность”. Стандартизация и массовое производство уступают место кастомизации и высокотехнологичному ремесленничеству. А роботы, даже с внедрением методов машинного обучения, не могут заместить эмоциональный дизайн и крафтовое производство от человека.
На первый взгляд, парадоксально - при все большей автоматизации процессов бизнес становится все более зависим от человеческого фактора. Процессы и алгоритмы воспроизводимы, а потому не являются долгосрочным конкурентным преимуществом. Стратегическим активом будет человеческий ресурс компании.
Естественный конкурентный отбор оставит сильные гены уникальных корпоративных культур с закодированной способностью к воспроизведению на новых рынках и в новых продуктах. Гены организаций, способных переживать пивоты, сокращения спроса, взрывной рост. Не в станках, машинах или алгоритмах, а именно в корпоративной культуре должно быть уникальное конкурентное преимущество компании. Это актив, его надо развивать и беречь.
#cfo #chieffinancialofficer #бизнес #укп #конкуренция #стратегия #конкурентноепреимущество #команда #hr #мотивация #сfo
С XVIII века, с самого начала промышленной революции бизнес стремился сократить участие человека в производстве, заменить его оборудованием и ограничить процессами. И в дальнейшем, в XX веке - заместить конвейерным производством и роботами.
Но XXI век возвращает нас обратно в “человекоцентричность”. Стандартизация и массовое производство уступают место кастомизации и высокотехнологичному ремесленничеству. А роботы, даже с внедрением методов машинного обучения, не могут заместить эмоциональный дизайн и крафтовое производство от человека.
На первый взгляд, парадоксально - при все большей автоматизации процессов бизнес становится все более зависим от человеческого фактора. Процессы и алгоритмы воспроизводимы, а потому не являются долгосрочным конкурентным преимуществом. Стратегическим активом будет человеческий ресурс компании.
Естественный конкурентный отбор оставит сильные гены уникальных корпоративных культур с закодированной способностью к воспроизведению на новых рынках и в новых продуктах. Гены организаций, способных переживать пивоты, сокращения спроса, взрывной рост. Не в станках, машинах или алгоритмах, а именно в корпоративной культуре должно быть уникальное конкурентное преимущество компании. Это актив, его надо развивать и беречь.
МЫ ВСЕ РАЗНЫЕ
#cfo #chieffinancialofficer #сfo #психология #мотивация #проострое #бизнес
Мне нравится острая пища, соус табаско, а также разумная добавка кайенского перца в любую пищу. Мои домашние и друзья уже привыкли, что практически вся еда у меня острая, а дома много различных миксов специй для любых блюд. Если кто-то по каким-либо причинам не ест острое в моменте, то предупреждает заранее или что-то приносит для себя отдельно.
Вместе с тем, я иногда не учитываю, что не все гости любят острое, и могут не знать о моей привычке покрошить стручок “кайенки” в общий котел. Между тем, мы все разные, и совсем не обязательно любим одно и то же. Думаю, полезно всегда помнить про “острое” - что многие вещи, для которых, как нам кажется, не требуется уточнение, на самом деле не являются таковыми для других. Лучше предупредить, поискать альтернативные взаимно приемлемые варианты. И конечно же не стоит пытаться перевоспитать других в свою веру и любовь к “острому” (вместо “острое” соответственно ставьте любое - опера, индийское кино, отель все включено, парусный спорт, вобла, и тд).
PS Кстати, я вот сравнительно равнодушен к сладкому. А абсолютное большинство людей думает “само собой разумеется, все любят сладкое”.
#cfo #chieffinancialofficer #сfo #психология #мотивация #проострое #бизнес
Мне нравится острая пища, соус табаско, а также разумная добавка кайенского перца в любую пищу. Мои домашние и друзья уже привыкли, что практически вся еда у меня острая, а дома много различных миксов специй для любых блюд. Если кто-то по каким-либо причинам не ест острое в моменте, то предупреждает заранее или что-то приносит для себя отдельно.
Вместе с тем, я иногда не учитываю, что не все гости любят острое, и могут не знать о моей привычке покрошить стручок “кайенки” в общий котел. Между тем, мы все разные, и совсем не обязательно любим одно и то же. Думаю, полезно всегда помнить про “острое” - что многие вещи, для которых, как нам кажется, не требуется уточнение, на самом деле не являются таковыми для других. Лучше предупредить, поискать альтернативные взаимно приемлемые варианты. И конечно же не стоит пытаться перевоспитать других в свою веру и любовь к “острому” (вместо “острое” соответственно ставьте любое - опера, индийское кино, отель все включено, парусный спорт, вобла, и тд).
PS Кстати, я вот сравнительно равнодушен к сладкому. А абсолютное большинство людей думает “само собой разумеется, все любят сладкое”.
Ровно год назад в блоге CFO:
“РЫНКИ: В тему роста битка до 20к долл - почему не покупал и не собираюсь
Вот не верю я в подобные спекулятивные темы. Что за биткойном?
Хайп, в первую очередь. Во-вторых, да, альтернативное платежное средство - по большей части, в глубинном интернете за нелегальные товары и в госсекторе за нелегальные же услуги.
Технически биткойн совсем не совершенен, не эффективен с точки зрения практического использования, ресурсоемкости. Да и средством инвестирования стал только по случайности.
Среди профессиональных экономистов многие обратили внимание на сходство с первым хайпом - голландской тюльпановой лихорадкой 16-го века. А еще множеством последовавших за ней биржевых, сырьевых и прочих пузырей. Исторической памяти у людей нет, это доказанный факт.
Конечно, время покажет. Но по-моему, массовый слив и обрушение рынка неизбежны уже в течение года.”
....
“РЫНКИ: В тему роста битка до 20к долл - почему не покупал и не собираюсь
Вот не верю я в подобные спекулятивные темы. Что за биткойном?
Хайп, в первую очередь. Во-вторых, да, альтернативное платежное средство - по большей части, в глубинном интернете за нелегальные товары и в госсекторе за нелегальные же услуги.
Технически биткойн совсем не совершенен, не эффективен с точки зрения практического использования, ресурсоемкости. Да и средством инвестирования стал только по случайности.
Среди профессиональных экономистов многие обратили внимание на сходство с первым хайпом - голландской тюльпановой лихорадкой 16-го века. А еще множеством последовавших за ней биржевых, сырьевых и прочих пузырей. Исторической памяти у людей нет, это доказанный факт.
Конечно, время покажет. Но по-моему, массовый слив и обрушение рынка неизбежны уже в течение года.”
....
УПРАВЛЕНИЕ: ПОТОКОВЫЕ VS ПРОЕКТНЫЕ
#chieffinancialofficer #персонал #управление #самомотивация #мотивация #проектный #потоковый #менеджмент #cfo
Работу на каждой практически позиции, даже самой базовой, можно разделить на потоковые и проектные задачи. Потоковые задачи - это ежедневная рутина, проектные - оптимизация первых. За решение первых задач платят зарплату, за реализацию вторых - повышают в должности и добавляют существенно в компенсации.
Когда берут на работу, подразумевается, что кандидат успешно выполняет потоковые задачи, это тн baseline. Условием прохождения испытательного срока и сохранения места должна быть подтвержденная способность самостоятельно решать не только потоковые, но и проектные задачи. Условие роста в должности - подтверждение стабильного, на ежедневной основе, самостоятельного поиска и устранения неоптимальностей на своем участке работы. Кстати, это является уже baseline для любого руководителя, даже самого начального уровня. Это базовый критерий соответствия руководящей должности.
Если человек не готов, не может, не хочет заниматься проектными задачами, то следует серьезно обдумать карьерную стратегию. Сложно представить себе любую более ли менее творческую работу в современной технологической компании (а технологической, как я уже упоминал ранее, станет каждая компания в каждой отрасли - или исчезнет) без выполнения проектных задач.
#chieffinancialofficer #персонал #управление #самомотивация #мотивация #проектный #потоковый #менеджмент #cfo
Работу на каждой практически позиции, даже самой базовой, можно разделить на потоковые и проектные задачи. Потоковые задачи - это ежедневная рутина, проектные - оптимизация первых. За решение первых задач платят зарплату, за реализацию вторых - повышают в должности и добавляют существенно в компенсации.
Когда берут на работу, подразумевается, что кандидат успешно выполняет потоковые задачи, это тн baseline. Условием прохождения испытательного срока и сохранения места должна быть подтвержденная способность самостоятельно решать не только потоковые, но и проектные задачи. Условие роста в должности - подтверждение стабильного, на ежедневной основе, самостоятельного поиска и устранения неоптимальностей на своем участке работы. Кстати, это является уже baseline для любого руководителя, даже самого начального уровня. Это базовый критерий соответствия руководящей должности.
Если человек не готов, не может, не хочет заниматься проектными задачами, то следует серьезно обдумать карьерную стратегию. Сложно представить себе любую более ли менее творческую работу в современной технологической компании (а технологической, как я уже упоминал ранее, станет каждая компания в каждой отрасли - или исчезнет) без выполнения проектных задач.
Небольшая статья про разработку стратегии. Поскольку много текста, рисунков и даже ссылка есть - размещаю только в cfoblog.ru. Надеюсь, будет полезно. Ссылка: https://cfoblog.ru/2019/01/17/разработка-стратегической-позиции-к/
БИЗНЕС: RESPONSIBLE VS ACCOUNTABLE
#cfo #chieffinancialofficer #сfo #управление #мотивация #responsible #accountable #бизнес
Современный бизнес как никогда ускорился и усложнился. Соответственно выросли требования к сотрудникам. Наличие сильной мотивированной команды - основной критерий для выживания не только начинающих компаний, но и лидеров рынка. Как мы знаем из кейсов Yahoo, General Electric, Rambler - преимущества раннего входа и лидера отрасли совсем не гарантируют в дальнейшем успешную конкуренцию против небольших стартапов без существенных бюджетов, но с мотивированными и гибкими командами.
Что является одной из самых распространенных проблем больших компаний (помимо общего высокомерия к стартапам) - вовлеченность и ответственность за результат исполнителя подменяется отчетностью и политикой. Сотрудники просто отсиживают на работе положенное время, выполняют рутинные обязанности, составляют отчетность. Это отчитывающиеся исполнители. Единицы из них проходят дарвинистский отбор корпоративными политическими играми и поднимаются по иерархии. Селекция идет, как правило, по принципу выживаемости в корпоративных джунглях (выигрывают условные “мускулы” - хитрость, изворотливость, а не мозги).
Назначая ответственного на какой-то проект или участок, мы ожидаем, что он не просто будет сообщать о сложившихся обстоятельствах, но будет ответственным за результат. В английском есть прилагательные responsible и accountable, которые на русский переводятся одинаково - “ответственный”. Но смысл у них совсем разный.
Responsible - ответственный за что-либо, а accountable - принявший на себя ответственность. Responsible назначают сверху, а accountable принимает ответственность самостоятельно. В корпорациях большинство сотрудников responsible, а в стартапах - accountable. Первые со вторыми редко перемешаны. И те и другие чувствуют себя некомфортно в чужой среде.
Accountable сотрудник, используя собственный здравый смысл и ресурсы команды, самостоятельно преодолевает препятствия и разрешает текущие проблемы. Команда из accountable людей имеет возможность достигнуть того, что невозможно достичь даже бюджетами. Именно поэтому Google в свое время победил около 20 вышедших раньше него конкурентов, причем некоторые были с многократно большими ресурсами (корпоративными, к слову). Именно поэтому в том же СССР некоторые отрасли на много лет обогнали конкурентов из других стран - эти направления драйвили конкретные команды accountable-ответственных специалистов.
#cfo #chieffinancialofficer #сfo #управление #мотивация #responsible #accountable #бизнес
Современный бизнес как никогда ускорился и усложнился. Соответственно выросли требования к сотрудникам. Наличие сильной мотивированной команды - основной критерий для выживания не только начинающих компаний, но и лидеров рынка. Как мы знаем из кейсов Yahoo, General Electric, Rambler - преимущества раннего входа и лидера отрасли совсем не гарантируют в дальнейшем успешную конкуренцию против небольших стартапов без существенных бюджетов, но с мотивированными и гибкими командами.
Что является одной из самых распространенных проблем больших компаний (помимо общего высокомерия к стартапам) - вовлеченность и ответственность за результат исполнителя подменяется отчетностью и политикой. Сотрудники просто отсиживают на работе положенное время, выполняют рутинные обязанности, составляют отчетность. Это отчитывающиеся исполнители. Единицы из них проходят дарвинистский отбор корпоративными политическими играми и поднимаются по иерархии. Селекция идет, как правило, по принципу выживаемости в корпоративных джунглях (выигрывают условные “мускулы” - хитрость, изворотливость, а не мозги).
Назначая ответственного на какой-то проект или участок, мы ожидаем, что он не просто будет сообщать о сложившихся обстоятельствах, но будет ответственным за результат. В английском есть прилагательные responsible и accountable, которые на русский переводятся одинаково - “ответственный”. Но смысл у них совсем разный.
Responsible - ответственный за что-либо, а accountable - принявший на себя ответственность. Responsible назначают сверху, а accountable принимает ответственность самостоятельно. В корпорациях большинство сотрудников responsible, а в стартапах - accountable. Первые со вторыми редко перемешаны. И те и другие чувствуют себя некомфортно в чужой среде.
Accountable сотрудник, используя собственный здравый смысл и ресурсы команды, самостоятельно преодолевает препятствия и разрешает текущие проблемы. Команда из accountable людей имеет возможность достигнуть того, что невозможно достичь даже бюджетами. Именно поэтому Google в свое время победил около 20 вышедших раньше него конкурентов, причем некоторые были с многократно большими ресурсами (корпоративными, к слову). Именно поэтому в том же СССР некоторые отрасли на много лет обогнали конкурентов из других стран - эти направления драйвили конкретные команды accountable-ответственных специалистов.
УПРАВЛЕНИЕ: НАЙМ VS ФРИЛАНС
#cfo #chieffinancialofficer #сfo #управление #мотивация #фриланс #бизнес
С появлением сервисов видеоконференций, мессенджеров для бизнеса, облачных хранилищ данных и прочих подобных инструментов появилась реальная возможность работы из дома и управления географически распределенными командами. Понятно, что встречи удобнее проводить в одном помещении, а рабочие коммуникации значительно более эффективны при личном присутствии коммуницирующих сторон.
Тем не менее, многие задачи можно передать фрилансерам, причем сравнительно безболезненно для процессов и результата. Если проектом занимается фрилансер, как правило, он более мотивирован на работу и эффективность. Он сам за тобой бегает за новым заказом и старается его быстрее реализовать, причем на качественно высоком уровне, чтобы следующий свой заказ ты также отдал ему. Предпринимателю не надо думать, как загрузить сотрудника работой на полный рабочий день за выплачиваемую ему зп.
Вроде бы все логично. Остается только найти таких правильных фрилансеров, которые по каким-то причинам не могут или не хотят выходить на полную занятость, и организовать эффективное взаимодействие с ними. В этом случае производственный процесс также необходимо адаптировать под встраивание в процессы исполнителей-фрилансеров. В том числе и HR-процессов - для оперативной замены на случай недоступности исполнителя.
На практике же обычно все работает не так гладко. Исполнители-фрилансеры недостаточно дисциплинированны, не выдерживают сроки и качество, а коммуникации в распределенных проектных командах всегда значительно страдают от невозможности просто подойти к коллеге и быстро обсудить проблему. Поэтому технологичные бизнесы с высокой IT-составляющей все еще собирают сотрудников в одном здании и требуют ежедневного посещения офиса - даже высококвалифицированные люди обычно расслабляются, если работают из дома, а видеоконференции не могут полноценно заменить работу проектной группы в комнате с доской и маркерами.
#cfo #chieffinancialofficer #сfo #управление #мотивация #фриланс #бизнес
С появлением сервисов видеоконференций, мессенджеров для бизнеса, облачных хранилищ данных и прочих подобных инструментов появилась реальная возможность работы из дома и управления географически распределенными командами. Понятно, что встречи удобнее проводить в одном помещении, а рабочие коммуникации значительно более эффективны при личном присутствии коммуницирующих сторон.
Тем не менее, многие задачи можно передать фрилансерам, причем сравнительно безболезненно для процессов и результата. Если проектом занимается фрилансер, как правило, он более мотивирован на работу и эффективность. Он сам за тобой бегает за новым заказом и старается его быстрее реализовать, причем на качественно высоком уровне, чтобы следующий свой заказ ты также отдал ему. Предпринимателю не надо думать, как загрузить сотрудника работой на полный рабочий день за выплачиваемую ему зп.
Вроде бы все логично. Остается только найти таких правильных фрилансеров, которые по каким-то причинам не могут или не хотят выходить на полную занятость, и организовать эффективное взаимодействие с ними. В этом случае производственный процесс также необходимо адаптировать под встраивание в процессы исполнителей-фрилансеров. В том числе и HR-процессов - для оперативной замены на случай недоступности исполнителя.
На практике же обычно все работает не так гладко. Исполнители-фрилансеры недостаточно дисциплинированны, не выдерживают сроки и качество, а коммуникации в распределенных проектных командах всегда значительно страдают от невозможности просто подойти к коллеге и быстро обсудить проблему. Поэтому технологичные бизнесы с высокой IT-составляющей все еще собирают сотрудников в одном здании и требуют ежедневного посещения офиса - даже высококвалифицированные люди обычно расслабляются, если работают из дома, а видеоконференции не могут полноценно заменить работу проектной группы в комнате с доской и маркерами.
ТРЕНДЫ
#cfo #trends #chieffinancialofficer #ondemand #тренды #meeker #bond #code #codeconference
На очередной Code Conference Mary Meeker выступила с 333-страничным докладом - стоит посмотреть выступление и почитать презентацию (можно скачать в конце статьи по ссылке):
https://www.vox.com/recode/2019/6/11/18651010/mary-meeker-internet-trends-report-slides-2019
Кратко о спикере: До Bond, где она general partner и входит в советы директоров DocuSign, Lending Club, Square и Plaid, Мэри провела инвестиции Kleiner Parker в Airbnb, Pinterest, Instacart, Nextdoor, Houzz, Spotify, Waze, JD.com.
Главные тренды:
Индия на втором месте после Китая по количеству пользователей интернета
Появление платформ Customer-2-Manufacturer (Pinduoduo, Meituan Dianping)
Взрывной рост инвестиций в оцифровку доставки (Rappi)
Все больше решений online-2-offline (Reliance Jio)
Кроме того: ожидаемый рост on-demand сервисов во всем (Food, Health, Housing, Transportation, Beauty, Services); дальнейший рост доли самозанятых через цифровые платформы; соответствующий рост спроса на онлайн-образование (рост конкуренции между самозанятыми требует освоения и совершенствования собственных навыков и знаний, обретение T-специализаций - основная экспертиза + несколько комплиментарных в смежных областях); универсализация on-demand платформ (Uber, Grab, Rappi - уже не просто специализированные маркетплейсы, но мультисервисные платформы); и конечно же - глобальная урбанизация.
#cfo #trends #chieffinancialofficer #ondemand #тренды #meeker #bond #code #codeconference
На очередной Code Conference Mary Meeker выступила с 333-страничным докладом - стоит посмотреть выступление и почитать презентацию (можно скачать в конце статьи по ссылке):
https://www.vox.com/recode/2019/6/11/18651010/mary-meeker-internet-trends-report-slides-2019
Кратко о спикере: До Bond, где она general partner и входит в советы директоров DocuSign, Lending Club, Square и Plaid, Мэри провела инвестиции Kleiner Parker в Airbnb, Pinterest, Instacart, Nextdoor, Houzz, Spotify, Waze, JD.com.
Главные тренды:
Индия на втором месте после Китая по количеству пользователей интернета
Появление платформ Customer-2-Manufacturer (Pinduoduo, Meituan Dianping)
Взрывной рост инвестиций в оцифровку доставки (Rappi)
Все больше решений online-2-offline (Reliance Jio)
Кроме того: ожидаемый рост on-demand сервисов во всем (Food, Health, Housing, Transportation, Beauty, Services); дальнейший рост доли самозанятых через цифровые платформы; соответствующий рост спроса на онлайн-образование (рост конкуренции между самозанятыми требует освоения и совершенствования собственных навыков и знаний, обретение T-специализаций - основная экспертиза + несколько комплиментарных в смежных областях); универсализация on-demand платформ (Uber, Grab, Rappi - уже не просто специализированные маркетплейсы, но мультисервисные платформы); и конечно же - глобальная урбанизация.
Vox
Mary Meeker’s most important trends on the internet
Here are all the slides, plus analysis.