ЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ: СТОИМОСТЬ ДЕНЕГ
#личныефинансы #сбережения #стоимостьденег #инфляция
Когда готовил пост про вложения в недвижимость, уперся в неочевидность для многих нефинансистов сути стоимости денег.
Многие наверно слышали, что деньги сегодня дороже денег завтра. Но не всегда это так. Деньги сегодня могут быть дешевле денег завтра. Это бывает, если экономика пребывает в хронической дефляции. В этом случае банки берут процент по срочным вкладам в свою пользу (то есть, не выплачивают вкладчику процент, а взимают его). Так было много лет подряд в Японии в 90-е годы.
Или происходит резкое обесценение принятых для инвестирования, имеющих свободное хождение, валют. Это влечет выход в более надежные, по мнению инвесторов, инструменты накопления, валюты, страны. Так, отрицательная ставка банковского процента была некоторое время назад в Швейцарии, когда доллар и евро стремительно теряли в цене. Я лично наблюдал это во время работы в банке в Люксембурге в 2013-14 гг. Тогда инвесторы перекладывались в более надежную валюту и юрисдикцию - швейцарский франк и собственно Швейцарию.
Вернемся же к инфляционной экономике. На сколько завтра деньги будут дешевле, чем сегодня? Как минимум - на официальную инфляцию (обесценение денег). А по-хорошему, сверху надо добавить условно безрисковую доходность за тот же период. Как правило, это разница между ставкой по госдолгу и инфляцией. В России сейчас эта разница в районе 3%.
Для России на данный момент я бы принял общую величину за 10% годовых. Это на 2-3% больше ставки по госдолгу, но более ли менее адекватно отражает инфляционное влияние на сбережения. И для расчетов удобно.
#личныефинансы #сбережения #стоимостьденег #инфляция
Когда готовил пост про вложения в недвижимость, уперся в неочевидность для многих нефинансистов сути стоимости денег.
Многие наверно слышали, что деньги сегодня дороже денег завтра. Но не всегда это так. Деньги сегодня могут быть дешевле денег завтра. Это бывает, если экономика пребывает в хронической дефляции. В этом случае банки берут процент по срочным вкладам в свою пользу (то есть, не выплачивают вкладчику процент, а взимают его). Так было много лет подряд в Японии в 90-е годы.
Или происходит резкое обесценение принятых для инвестирования, имеющих свободное хождение, валют. Это влечет выход в более надежные, по мнению инвесторов, инструменты накопления, валюты, страны. Так, отрицательная ставка банковского процента была некоторое время назад в Швейцарии, когда доллар и евро стремительно теряли в цене. Я лично наблюдал это во время работы в банке в Люксембурге в 2013-14 гг. Тогда инвесторы перекладывались в более надежную валюту и юрисдикцию - швейцарский франк и собственно Швейцарию.
Вернемся же к инфляционной экономике. На сколько завтра деньги будут дешевле, чем сегодня? Как минимум - на официальную инфляцию (обесценение денег). А по-хорошему, сверху надо добавить условно безрисковую доходность за тот же период. Как правило, это разница между ставкой по госдолгу и инфляцией. В России сейчас эта разница в районе 3%.
Для России на данный момент я бы принял общую величину за 10% годовых. Это на 2-3% больше ставки по госдолгу, но более ли менее адекватно отражает инфляционное влияние на сбережения. И для расчетов удобно.
Дорогие девушки, поздравляю вас с праздником! Спасибо вам, что вы такие красивые, заботливые, веселые! 😊🌷
РЕКОМЕНДАЦИЯ: ЯХТЕННЫЙ ЛАЙФСТАЙЛ
#рекомендация #channelvhf16 #vhf16 #яхтенныйлайфстайл #парусныйспорт #яхты #яхтинг #регаты
Друзья, у нас появился еще один канал в тг - на этот раз про яхты и парусный спорт - @channelvhf16.
Анонсируем любительские и не совсем регаты, места в экипажах, старые и новые маршруты, специальные акции яхтенных школ и яхтклубов. Также будем писать про марины, особенности швартовки, а также достопримечательности, которые стоит посмотреть.
Даже если вы еще не пробовали отдыхать под парусом, ходить в регаты, не думали сдать на шкиперские права, все равно подписывайтесь - @channelvhf16.
Как минимум, будет интересно узнать о необычных, нетуристических местах для посещения в следующем отпуске. Гарантируем, что бОльшая часть описанных мест будет дешевле и интереснее обычного отельного отдыха, забронированного через турагентство.
#рекомендация #channelvhf16 #vhf16 #яхтенныйлайфстайл #парусныйспорт #яхты #яхтинг #регаты
Друзья, у нас появился еще один канал в тг - на этот раз про яхты и парусный спорт - @channelvhf16.
Анонсируем любительские и не совсем регаты, места в экипажах, старые и новые маршруты, специальные акции яхтенных школ и яхтклубов. Также будем писать про марины, особенности швартовки, а также достопримечательности, которые стоит посмотреть.
Даже если вы еще не пробовали отдыхать под парусом, ходить в регаты, не думали сдать на шкиперские права, все равно подписывайтесь - @channelvhf16.
Как минимум, будет интересно узнать о необычных, нетуристических местах для посещения в следующем отпуске. Гарантируем, что бОльшая часть описанных мест будет дешевле и интереснее обычного отельного отдыха, забронированного через турагентство.
ЛАЙФСТАЙЛ: КРАСНАЯ ПОЛЯНА
#лайфстал #сочи #краснаяполяна #розахутор #лыжи #каталка #skiing
Олимпиада у нас прошла не зря. Впервые решил покататься в России. Роза Хутор приятно удивил, абсолютное большинство европейских курортов не сравнится.
Километраж и разнообразие трасс несколько не дотягивают до австрийских Зельдена и Ишгля, или тем более французских Долин. Зато Роза впечатляет, аэропорт отличный, дороги построили. Лоск навели.
Вечная дилемма: стоило ли это 1,4 трлн руб в инфраструктуру Сочи. По мне - да. Инвестиционный процесс запущен, регион развивается, в России появилось место куда хочется переехать из столицы.
#лайфстал #сочи #краснаяполяна #розахутор #лыжи #каталка #skiing
Олимпиада у нас прошла не зря. Впервые решил покататься в России. Роза Хутор приятно удивил, абсолютное большинство европейских курортов не сравнится.
Километраж и разнообразие трасс несколько не дотягивают до австрийских Зельдена и Ишгля, или тем более французских Долин. Зато Роза впечатляет, аэропорт отличный, дороги построили. Лоск навели.
Вечная дилемма: стоило ли это 1,4 трлн руб в инфраструктуру Сочи. По мне - да. Инвестиционный процесс запущен, регион развивается, в России появилось место куда хочется переехать из столицы.
ФИНАНСЫ: VENTURE CAPITAL VS PRIVATE EQUITY
#финансы #венчурныеинвестиции #privateequity #venturecapital
Венчурные инвестиции - мостик к фондированию для компаний-создателей инновационных технологий. Такие бизнесы еще сильно рискованны, а их продукт недостаточно опробован рынком для банков или публичного размещения (возможно, кроме специфических рынков Канады и Австралии). Это сейчас почти все знают. Но не столь часто нефинансисты понимают различие между венчуром и private equity.
Вроде и там и там компании, которым банки не дают денег вообще, либо не дают пока. Но разница в том, что в случае private equity фонды входят в компании со стабильным денежным потоком - обычно это Series C, D, .. раунды. А venture capital заходит на pre-seed, seed, Series A, иногда B.
Таргетами для private equity выступают уже не просто операционно прибыльные бизнесы, но компании с наличием или потенциалом дивидендного потока в среднесрочной перспективе.
Классический private equity, как и venture capital, рассчитывает вернуть х3 и более мультипликатором от инвестиций. В случае private equity фонд меньше рассчитывает на многократный рост стоимости, предполагая "добить" возврат на инвестиции за счет дивидендного потока.
В будущем расскажу больше об особенностях венчурных инвестиций, VC и PE фондах, тонкостях заключения сделок.
#финансы #венчурныеинвестиции #privateequity #venturecapital
Венчурные инвестиции - мостик к фондированию для компаний-создателей инновационных технологий. Такие бизнесы еще сильно рискованны, а их продукт недостаточно опробован рынком для банков или публичного размещения (возможно, кроме специфических рынков Канады и Австралии). Это сейчас почти все знают. Но не столь часто нефинансисты понимают различие между венчуром и private equity.
Вроде и там и там компании, которым банки не дают денег вообще, либо не дают пока. Но разница в том, что в случае private equity фонды входят в компании со стабильным денежным потоком - обычно это Series C, D, .. раунды. А venture capital заходит на pre-seed, seed, Series A, иногда B.
Таргетами для private equity выступают уже не просто операционно прибыльные бизнесы, но компании с наличием или потенциалом дивидендного потока в среднесрочной перспективе.
Классический private equity, как и venture capital, рассчитывает вернуть х3 и более мультипликатором от инвестиций. В случае private equity фонд меньше рассчитывает на многократный рост стоимости, предполагая "добить" возврат на инвестиции за счет дивидендного потока.
В будущем расскажу больше об особенностях венчурных инвестиций, VC и PE фондах, тонкостях заключения сделок.
ТЕХНОЛОГИИ: СТИВЕН ХОКИНГ
#технологии #стивенхокинг #stephenhawking #цитаты #sayings
Умер Стивен Хокинг, физик-теоретик.
По традиции, несколько цитат (saying) великого человека:
I wouldn’t compare it to sex, but it lasts longer. (о моменте научного открытия)
I have noticed that even people who claim everything is predetermined and that we can do nothing to change it, look before they cross the road.
There is a fundamental difference between religion, which is based on authority, [and] science, which is based on observation and reason. Science will win, because it works.
Next time someone complains that you have made a mistake, tell him that may be a good thing. Because without imperfection, neither you nor I would exist.
I have no idea. People who boast about their I.Q. are losers. (на вопрос об уровне IQ)
They are a complete mystery. (о женщинах)
If aliens visit us, the outcome would be much as when Columbus landed in America, which didn't turn out well for the Native Americans. We only have to look at ourselves to see how intelligent life might develop into something we wouldn't want to meet.
#технологии #стивенхокинг #stephenhawking #цитаты #sayings
Умер Стивен Хокинг, физик-теоретик.
По традиции, несколько цитат (saying) великого человека:
I wouldn’t compare it to sex, but it lasts longer. (о моменте научного открытия)
I have noticed that even people who claim everything is predetermined and that we can do nothing to change it, look before they cross the road.
There is a fundamental difference between religion, which is based on authority, [and] science, which is based on observation and reason. Science will win, because it works.
Next time someone complains that you have made a mistake, tell him that may be a good thing. Because without imperfection, neither you nor I would exist.
I have no idea. People who boast about their I.Q. are losers. (на вопрос об уровне IQ)
They are a complete mystery. (о женщинах)
If aliens visit us, the outcome would be much as when Columbus landed in America, which didn't turn out well for the Native Americans. We only have to look at ourselves to see how intelligent life might develop into something we wouldn't want to meet.
ЛАЙФСТАЙЛ: 10,000 ЧАСОВ
#лайфстайл #10000часов #malcolmgladwell #outliers #книги
На обывательском уровне часто переоценивается одаренность (гениальность) в успехе выдающихся исторических личностей.
Безусловно, такие люди, как правило, выше среднего в интеллектуальном плане. Но зачастую, не экстраординарно - дело не в умственных сверхспособностях.
Принцип 10,000 часов - вот основа успеха подавляющего большинства выдающихся ученых, композиторов, программистов. Если вы оттачивали навык в чем-либо по 150 часов в месяц на протяжении примерно 6 лет, то, с высокой долей вероятности, вы станете не просто высококлассным, а совершенно экстраординарным специалистом в избранном деле.
Естественно, с учетом постоянно высокой самоотдачи, самодисциплины, и тд.
Высокий интеллект поможет в развитии навыка, позволив тратить время более эффективно. Но кардинально не изменит условия "10,000 часов".
Конечно, важно еще и оказаться "в нужное время в нужном месте". В судьбе миллиардеров и известных ученых это очень заметно прослеживается.
Стоящая книга по теме: Outliers: The story of success. Malcolm Gladwell
#лайфстайл #10000часов #malcolmgladwell #outliers #книги
На обывательском уровне часто переоценивается одаренность (гениальность) в успехе выдающихся исторических личностей.
Безусловно, такие люди, как правило, выше среднего в интеллектуальном плане. Но зачастую, не экстраординарно - дело не в умственных сверхспособностях.
Принцип 10,000 часов - вот основа успеха подавляющего большинства выдающихся ученых, композиторов, программистов. Если вы оттачивали навык в чем-либо по 150 часов в месяц на протяжении примерно 6 лет, то, с высокой долей вероятности, вы станете не просто высококлассным, а совершенно экстраординарным специалистом в избранном деле.
Естественно, с учетом постоянно высокой самоотдачи, самодисциплины, и тд.
Высокий интеллект поможет в развитии навыка, позволив тратить время более эффективно. Но кардинально не изменит условия "10,000 часов".
Конечно, важно еще и оказаться "в нужное время в нужном месте". В судьбе миллиардеров и известных ученых это очень заметно прослеживается.
Стоящая книга по теме: Outliers: The story of success. Malcolm Gladwell
“The leading online business in every segment is different from the previous offline leader.
No bookseller conceived of Amazon.
No established betting company devised a betting exchange.
Nobody in the minicab or taxi industry invented Uber.
Nobody in hotels came up with AirBnB.
In science and business, revolutions come from outsiders.
You could be one of them.”
Richard Koch, SIMPLIFY
No bookseller conceived of Amazon.
No established betting company devised a betting exchange.
Nobody in the minicab or taxi industry invented Uber.
Nobody in hotels came up with AirBnB.
In science and business, revolutions come from outsiders.
You could be one of them.”
Richard Koch, SIMPLIFY
ЭКОНОМИКА: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
#экономика #ответственность #темадня
Два года назад я написал пост в фб. Про ответственность.
Ответственность перед собой, перед окружающими, перед будущими поколениями.
К этой публикации меня подтолкнула статья https://www.gazeta.ru/comments/2015/12/25_a_7991321.shtml?updated - перевод на русский соответственно статьи Профессора Принстонского университета Аванаша Диксита о будущем развития нашего общества.
Что самое интересное, прочитав свой очерк и эту статью по прошествии двух лет, я не нашел, в чем бы я хотел по существу исправить тот текст.
Думаю, сегодня подходящий день повторить публикацию.
“Наткнулся тут на интересную статью, которая легла т.н. bottomline к ряду недавних или еще длящихся дискуссий о:
(1) общественной полезности концепции безусловного дохода и отрицательном налоге на доходы индивидов;
(2) прогнозов неизбежного "заката европы" (да, именно с маленькой буквы, тк это скорее общение - читайте, заката Китая, краха доллара, исчерпания концепции демократии и тд);
(3) ожидания экономического апокалипсиса, или наоборот - разворота цен на ресурсы, возврата мировой экономики к росту - как говорят, дальнейшей консервации неработающей модели и передачу проблем (которые, как застарелая серьезная хроническая болезнь, приведут к вполне прогнозируемому финалу) на головы следующему поколению...
Все это, как правильно указывает автор, суть основной текущей проблемы нашего социума (в глобальном смысле) - в эгоистичной мотивации сиюминутной прибылью, статусом, желаниями. И это в равной степени проблема и ответственность не только богатых, но и бедных.
Разве справедливо перекладывать повышенные медицинские расходы государства за людей, которые осознанно ведут нездоровый образ жизни (имея предрасположенность к диабету, едят много сладкого, мучного и тд), на сознательных налогоплательщиков?
Или экологические проблемы будущих поколений, вызванные осознанным эгоистичным экономическим мотивом отдельных предпринимателей или групп лиц с достаточными лоббистскими возможностями в ущерб большей части населения?
Список можно продолжать очень долго.
Суть же в том, что необходимо строить общество лояльности не только к себе и своему ближнему кругу, но лояльности к будущим поколениям. А это начинается с простых ежедневных решений каждого индивида (не буду приводить набившие оскомину примеры про раздельный сбор мусора, минимальную заботу об общественных территориях...). В конце концов, это примерно как почистить зубы и помыться утром, чтобы не пахнуть плохо и быть опрятным. Только в масштабах всего социума, как в рамках нации, так и в рамках всего человечества.
Спросите, причем тут экономика и наши обычные темы про уберизацию, digital marketing, корпоративные финансы и прочее подобное.
Да самое непосредственное отношение - именно в таком мире (хотя бы непрерывно приближающемся к нему на бесконечно долгом отрезе истории) будет развиваться креативность и частная инициатива, мотивируемая такими (тоже условно корыстными, но уже социально ориентированными) целями прославиться - как инноватор, меценат науки, проповедник здорового образа жизни....
Именно к такому миру нас приближают правильная уберизация экономики, роботизация низкоквалифицированной или рутинной работы для высвобождения ресурсов для креативной деятельности, правильные соцмедиа, стартапы в финтехе....
Просто надо каждому из нас подумать об этом и постараться привыкнуть к перманентному внедрению небольших правильных изменений в своей жизни и работе. И мир каждый день станет немного ближе к идеалу.”
#экономика #ответственность #темадня
Два года назад я написал пост в фб. Про ответственность.
Ответственность перед собой, перед окружающими, перед будущими поколениями.
К этой публикации меня подтолкнула статья https://www.gazeta.ru/comments/2015/12/25_a_7991321.shtml?updated - перевод на русский соответственно статьи Профессора Принстонского университета Аванаша Диксита о будущем развития нашего общества.
Что самое интересное, прочитав свой очерк и эту статью по прошествии двух лет, я не нашел, в чем бы я хотел по существу исправить тот текст.
Думаю, сегодня подходящий день повторить публикацию.
“Наткнулся тут на интересную статью, которая легла т.н. bottomline к ряду недавних или еще длящихся дискуссий о:
(1) общественной полезности концепции безусловного дохода и отрицательном налоге на доходы индивидов;
(2) прогнозов неизбежного "заката европы" (да, именно с маленькой буквы, тк это скорее общение - читайте, заката Китая, краха доллара, исчерпания концепции демократии и тд);
(3) ожидания экономического апокалипсиса, или наоборот - разворота цен на ресурсы, возврата мировой экономики к росту - как говорят, дальнейшей консервации неработающей модели и передачу проблем (которые, как застарелая серьезная хроническая болезнь, приведут к вполне прогнозируемому финалу) на головы следующему поколению...
Все это, как правильно указывает автор, суть основной текущей проблемы нашего социума (в глобальном смысле) - в эгоистичной мотивации сиюминутной прибылью, статусом, желаниями. И это в равной степени проблема и ответственность не только богатых, но и бедных.
Разве справедливо перекладывать повышенные медицинские расходы государства за людей, которые осознанно ведут нездоровый образ жизни (имея предрасположенность к диабету, едят много сладкого, мучного и тд), на сознательных налогоплательщиков?
Или экологические проблемы будущих поколений, вызванные осознанным эгоистичным экономическим мотивом отдельных предпринимателей или групп лиц с достаточными лоббистскими возможностями в ущерб большей части населения?
Список можно продолжать очень долго.
Суть же в том, что необходимо строить общество лояльности не только к себе и своему ближнему кругу, но лояльности к будущим поколениям. А это начинается с простых ежедневных решений каждого индивида (не буду приводить набившие оскомину примеры про раздельный сбор мусора, минимальную заботу об общественных территориях...). В конце концов, это примерно как почистить зубы и помыться утром, чтобы не пахнуть плохо и быть опрятным. Только в масштабах всего социума, как в рамках нации, так и в рамках всего человечества.
Спросите, причем тут экономика и наши обычные темы про уберизацию, digital marketing, корпоративные финансы и прочее подобное.
Да самое непосредственное отношение - именно в таком мире (хотя бы непрерывно приближающемся к нему на бесконечно долгом отрезе истории) будет развиваться креативность и частная инициатива, мотивируемая такими (тоже условно корыстными, но уже социально ориентированными) целями прославиться - как инноватор, меценат науки, проповедник здорового образа жизни....
Именно к такому миру нас приближают правильная уберизация экономики, роботизация низкоквалифицированной или рутинной работы для высвобождения ресурсов для креативной деятельности, правильные соцмедиа, стартапы в финтехе....
Просто надо каждому из нас подумать об этом и постараться привыкнуть к перманентному внедрению небольших правильных изменений в своей жизни и работе. И мир каждый день станет немного ближе к идеалу.”
ТЕХНОЛОГИИ: OPINION LEADERS
#технологии #лидерымнений #opinionleaders #bigdata #digitaleconomy
В любом объединении людей есть неформальные лидеры. Объединение = организация, сеть людей, связанных между собой отношениями. Так вот, ни для кого ни секрет, что такие неформальные лидеры формируют мнение социальной группы. По-английски их называют opinion leaders.
Также их называют лидерами мнений. Сейчас этим термином чаще обозначают блогеров, но я использую его в более широком смысле.
Наиболее полно проявляется привлечение opinion leaders в политических выборах, во время (или перед) военными конфликтами, во время экономических кризисов. Очевидно, что полезно уметь находить и использовать для своих задач opinion leaders.
Думаю, любому здравомыслящему человеку понятно, что управление толпой всегда происходит через манипуляцию. Настоящая демократии в реальной жизни - совершенно эфемерное понятие. Оно недостижимо в первую очередь в силу сути человеческого сознания и базового устройства социума. И думаю, не будет достигнуто человечеством никогда. Только когда человечество само перестанет быть им, перейдет на совершенно другой этап эволюции.
С другой стороны, возможно достижение некоего рационального баланса между манипуляцией настроениями общества и достижением общественной полезности при этом. Мне кажется, с развитием цифровой экономики социальная инженерия должна эволюционировать именно в таком направлении. И ключевую роль в этом процессе будут играть именно лидеры мнений, общепризнанные эксперты в отдельных дисциплинах/областях.
Недавно мне рассказали интересную идею. Прямые выборы могут быть структурированы в два уровня. В такой системе гражданин напрямую выбирает своего представителя. Представитель, этот локальный opinion leader, идет от, скажем, 1000 человек. А дальше он представляет интересы этой группы на прямых выборах и в диалоге с исполнительной властью. Тот же самый депутат, но значительно ближе к избирателю, нежели чем представитель нижней палаты парламента.
Контроль за таким представителем может осуществляться современными цифровыми методами. Все встречи, действия, планы фиксируются онлайн в аудио и видео формате, а любой избиратель в любой момент может просматривать и оценивать их лайками или рейтингами, как в соцсетях.
#технологии #лидерымнений #opinionleaders #bigdata #digitaleconomy
В любом объединении людей есть неформальные лидеры. Объединение = организация, сеть людей, связанных между собой отношениями. Так вот, ни для кого ни секрет, что такие неформальные лидеры формируют мнение социальной группы. По-английски их называют opinion leaders.
Также их называют лидерами мнений. Сейчас этим термином чаще обозначают блогеров, но я использую его в более широком смысле.
Наиболее полно проявляется привлечение opinion leaders в политических выборах, во время (или перед) военными конфликтами, во время экономических кризисов. Очевидно, что полезно уметь находить и использовать для своих задач opinion leaders.
Думаю, любому здравомыслящему человеку понятно, что управление толпой всегда происходит через манипуляцию. Настоящая демократии в реальной жизни - совершенно эфемерное понятие. Оно недостижимо в первую очередь в силу сути человеческого сознания и базового устройства социума. И думаю, не будет достигнуто человечеством никогда. Только когда человечество само перестанет быть им, перейдет на совершенно другой этап эволюции.
С другой стороны, возможно достижение некоего рационального баланса между манипуляцией настроениями общества и достижением общественной полезности при этом. Мне кажется, с развитием цифровой экономики социальная инженерия должна эволюционировать именно в таком направлении. И ключевую роль в этом процессе будут играть именно лидеры мнений, общепризнанные эксперты в отдельных дисциплинах/областях.
Недавно мне рассказали интересную идею. Прямые выборы могут быть структурированы в два уровня. В такой системе гражданин напрямую выбирает своего представителя. Представитель, этот локальный opinion leader, идет от, скажем, 1000 человек. А дальше он представляет интересы этой группы на прямых выборах и в диалоге с исполнительной властью. Тот же самый депутат, но значительно ближе к избирателю, нежели чем представитель нижней палаты парламента.
Контроль за таким представителем может осуществляться современными цифровыми методами. Все встречи, действия, планы фиксируются онлайн в аудио и видео формате, а любой избиратель в любой момент может просматривать и оценивать их лайками или рейтингами, как в соцсетях.
ФИНАНСЫ: ВЕНЧУР Ч.I
#финансы #венчурныеинвестиции #фандрайзинг #fundraising
Начинаю тему венчурных инвестиций - что-как-где-почем. На прошлой неделе был пост о разнице между венчурными фондами и PE-фондами (private equity). Сегодня углубимся в тему - когда, от кого, что привлекать.
Венчурные инвестиции привлекают стартапы - молодые (технологические) компании, которым нечего предложить банкам и которых не финансируют корпорации через долгосрочные контракты. Про банки и финансирование от них я уже рассказывал вскользь в публикации об особенностях открытия счета за рубежом. Привлечение же крупной корпорации на финансирование контракта молодой компании - тоже в своей сути разновидность венчурных инвестиций, но там свои, совершенно специфические, нюансы работы с “инвестором” (где ключевую роль играют связи - см ниже 3F). Оставим на будущее рассказ о таких типах фондирования.
Молодые технологические (и технологичные) компании могут привлекать средства от основателей проекта, их семей-друзей (тн 3F - friends, fools and family), ангелов (физлица-инвесторы), от венчурных фондов (venture capital) или от PE-фондов (private equity).
Как известно, проект проходит через ряд последовательных стадий развития - pre-seed, seed, series A, series B, C, D.. и тд согласно английскому алфавиту. В конце же все заканчивается поглощением большой корпорацией (тн стратегическим инвестором), размещением акций на бирже (IPO), затуханием и превращением в частную компанию, ну или же закрытием проекта (“что-то пошло не так” и/или не туда).
Ангелы и VC, как правило, смотрят на вторую и третью стадии (seed, series A), а PE - на следующие (series B, C, D, E, и тд). Водоразделом между венчурными инвесторами и PE-фондами можно считать выход проекта на уверенную (постоянную) прибыльность. Хотя и тут все достаточно условно. Uber вышел на прибыльность? Нет. И возможно никогда не выйдет. Но привлекает, и уже давно, квазибанковское финансирование (об этом мы также поговорим в одной из будущих публикаций).
До seed (посевной стадии, когда создан прототип и доказана востребованность рынком), как правило, тоже надо как-то добраться - там помогут только инвестиции из собственного кармана или деньги от друзей (3F). Формат ICO я, честно говоря, считаю развитием идеи 3F - регулирование затруднено, решения редко принимаются на основании здравого смысла (хотя бы в силу отсутствия статистики по проекту), а проблемы решаются по понятиям.
Сложнее всего найти деньги на свой первый проект. На вторую идею и далее привлекать инвестиции будет значительно проще. Но только в случае доказанного успеха первого начинания! 😏
#финансы #венчурныеинвестиции #фандрайзинг #fundraising
Начинаю тему венчурных инвестиций - что-как-где-почем. На прошлой неделе был пост о разнице между венчурными фондами и PE-фондами (private equity). Сегодня углубимся в тему - когда, от кого, что привлекать.
Венчурные инвестиции привлекают стартапы - молодые (технологические) компании, которым нечего предложить банкам и которых не финансируют корпорации через долгосрочные контракты. Про банки и финансирование от них я уже рассказывал вскользь в публикации об особенностях открытия счета за рубежом. Привлечение же крупной корпорации на финансирование контракта молодой компании - тоже в своей сути разновидность венчурных инвестиций, но там свои, совершенно специфические, нюансы работы с “инвестором” (где ключевую роль играют связи - см ниже 3F). Оставим на будущее рассказ о таких типах фондирования.
Молодые технологические (и технологичные) компании могут привлекать средства от основателей проекта, их семей-друзей (тн 3F - friends, fools and family), ангелов (физлица-инвесторы), от венчурных фондов (venture capital) или от PE-фондов (private equity).
Как известно, проект проходит через ряд последовательных стадий развития - pre-seed, seed, series A, series B, C, D.. и тд согласно английскому алфавиту. В конце же все заканчивается поглощением большой корпорацией (тн стратегическим инвестором), размещением акций на бирже (IPO), затуханием и превращением в частную компанию, ну или же закрытием проекта (“что-то пошло не так” и/или не туда).
Ангелы и VC, как правило, смотрят на вторую и третью стадии (seed, series A), а PE - на следующие (series B, C, D, E, и тд). Водоразделом между венчурными инвесторами и PE-фондами можно считать выход проекта на уверенную (постоянную) прибыльность. Хотя и тут все достаточно условно. Uber вышел на прибыльность? Нет. И возможно никогда не выйдет. Но привлекает, и уже давно, квазибанковское финансирование (об этом мы также поговорим в одной из будущих публикаций).
До seed (посевной стадии, когда создан прототип и доказана востребованность рынком), как правило, тоже надо как-то добраться - там помогут только инвестиции из собственного кармана или деньги от друзей (3F). Формат ICO я, честно говоря, считаю развитием идеи 3F - регулирование затруднено, решения редко принимаются на основании здравого смысла (хотя бы в силу отсутствия статистики по проекту), а проблемы решаются по понятиям.
Сложнее всего найти деньги на свой первый проект. На вторую идею и далее привлекать инвестиции будет значительно проще. Но только в случае доказанного успеха первого начинания! 😏
Друзья, у меня появился иллюстратор - в первую очередь для сайта cfoblog.ru. И здесь будем размещать. Газетный тип иллюстраций, понимаю. Но такая задумка и была.
Forwarded from Деньги На Магии
Судя по отзывам, вчера очень хорошо зашла статья об искусстве переговоров. Поэтому сегодня я подготовил для вас статью о том, что нужно знать ещё до встречи и как к ней подготовиться. Из этой статьи вы узнаете почему всегда лучше проводить переговоры одному и как меняется тактика, когда вы ведете переговоры с женщиной. Получилось интересно, на мой взгляд.
Читать 6 минут.
Читать 6 минут.
Telegraph
Искусство переговоров: как подготовиться к важной встрече.
Как выбрать тактику Ключевой фактор, от которого зависит тактика, — самооценка. Если она стабильная и устойчивая, то человек будет стараться вести переговоры конструктивно и взаимовыгодно. Если человек чувствует себя неуверенно, то он будет «забиваться в…
ЭКОНОМИКА: ЮНИТ-ЭКОНОМИКА Ч.I
#экономика #юнитэкономика #технологии #стартапы
Так, на прошлой неделе рассказывал про типы инвесторов в технологические компании. Кстати, уверен, что скоро само словосочетание “технологическая компания” нивелируется, исчезнет, тк все бизнесы будут технологическими и цифровыми в той или иной мере. В ближайшее время продолжу цикл про венчурную отрасль и инвестиции. А сегодня другая тема (которая, кстати, давно лежала у меня про запас).
Последнее время мы часто рассуждаем о юнит-экономике. Или проще говоря - экономике проекта. Ведь иногда в технологических стартапах слишком заигрываются процессом и/или конкурентными войнами. Или даже просто заигрываются - без особенной стратегической цели. А экономика такое небрежение не прощает, как известно.
Юнит-экономика - сравнительно новомодный термин, применяется в цифровой экономике. Упрощенно, это расчет прибыли (или убытка) на клиента. Клиент может вернуться и сделать повторные покупки/заказы - это меняет экономику на единицу продукции/услуги, тк позволяет разнести расходы на маркетинг (приобретение клиента) на несколько продаж (retention). Для наглядного отображения возвратности клиентов строят графические когорты (график медианных значений по повторным заказам в периоде времени).
Тут же и понятие life-time value (LTV) - расчет доходности со среднего клиента за средний срок его пользования услугами/продуктами компании. Именно LTV следует учитывать при оценке целесообразности разработки того или иного канала продаж - сравнение LTV клиентов из разных каналов со стоимостью привлечения клиента в этом канале необходимо для расчета составляющих юнит-экономики по продукту. Это комбинация юнит-экономик маркетинговых каналов и глубин этих каналов (сколько клиентов можно стабильно привлекать из каждого канала по обозначенной стоимости привлечения).
Тут же появляется понятие average revenue per user (ARPU) - выручка с каждого привлеченного пользователя. Для некоторых бизнесов (например, разработчиков мобильных игр и прочих сервисов, где превалирует free-to-use) актуальна модификация - average revenue per paying user (ARPPU) - расчет выручки с каждого платящего клиента. Помимо игровой отрасли это может быть медийная сфера (онлайн-СМИ), разработка мобильных приложений, онлайн-кинотеатры, и проч.
Юнит-экономика имеет тенденцию меняться с ростом бизнеса. И совсем не обязательно в сторону снижения затрат. Успешные на раннем этапе (определенном масштабе, географии и тд) развития бизнеса каналы привлечения клиентов выбираются (опустошаются), а клиенты из новых каналов могут быть дороже, иметь другой LTV и retention. Это может кардинально менять экономику проекта по мере развития бизнеса.
Например, для вашего бизнеса наиболее актуален канал контекстной рекламы, вы настраиваете кампании и получаете клик за 10 рублей, а конверсию в продажу за 100. Далее продаете за 150. Для простоты будем считать юнит-экономику только из переменных затрат в виде рекламы. Изменение стоимости клика и/или конверсии в продажу кумулятивно на 50% сделают канал нерентабельным. Или же канал может давать только 100 клиентов в сутки, соответственно упершись в потолок по конверсиям вы либо ищите новые каналы клиентов, либо добавляет продукты в линейку, изменяя ARP(P)U и/или LTV. Это пример маркетингового канала, который актуален как для онлайн-медиа, так и интернет-магазина стройматериалов.
Да-да, этот самый регулярный дотошный расчет юнит-экономики с постоянной актуализацией текущей прогноза позволит заранее увидеть тревожные тенденции и выработать (антикризисный) план. Это первый (а часто, и последний, к сожалению) инструмент менеджера и предпринимателя.
Продолжение следует.
#экономика #юнитэкономика #технологии #стартапы
Так, на прошлой неделе рассказывал про типы инвесторов в технологические компании. Кстати, уверен, что скоро само словосочетание “технологическая компания” нивелируется, исчезнет, тк все бизнесы будут технологическими и цифровыми в той или иной мере. В ближайшее время продолжу цикл про венчурную отрасль и инвестиции. А сегодня другая тема (которая, кстати, давно лежала у меня про запас).
Последнее время мы часто рассуждаем о юнит-экономике. Или проще говоря - экономике проекта. Ведь иногда в технологических стартапах слишком заигрываются процессом и/или конкурентными войнами. Или даже просто заигрываются - без особенной стратегической цели. А экономика такое небрежение не прощает, как известно.
Юнит-экономика - сравнительно новомодный термин, применяется в цифровой экономике. Упрощенно, это расчет прибыли (или убытка) на клиента. Клиент может вернуться и сделать повторные покупки/заказы - это меняет экономику на единицу продукции/услуги, тк позволяет разнести расходы на маркетинг (приобретение клиента) на несколько продаж (retention). Для наглядного отображения возвратности клиентов строят графические когорты (график медианных значений по повторным заказам в периоде времени).
Тут же и понятие life-time value (LTV) - расчет доходности со среднего клиента за средний срок его пользования услугами/продуктами компании. Именно LTV следует учитывать при оценке целесообразности разработки того или иного канала продаж - сравнение LTV клиентов из разных каналов со стоимостью привлечения клиента в этом канале необходимо для расчета составляющих юнит-экономики по продукту. Это комбинация юнит-экономик маркетинговых каналов и глубин этих каналов (сколько клиентов можно стабильно привлекать из каждого канала по обозначенной стоимости привлечения).
Тут же появляется понятие average revenue per user (ARPU) - выручка с каждого привлеченного пользователя. Для некоторых бизнесов (например, разработчиков мобильных игр и прочих сервисов, где превалирует free-to-use) актуальна модификация - average revenue per paying user (ARPPU) - расчет выручки с каждого платящего клиента. Помимо игровой отрасли это может быть медийная сфера (онлайн-СМИ), разработка мобильных приложений, онлайн-кинотеатры, и проч.
Юнит-экономика имеет тенденцию меняться с ростом бизнеса. И совсем не обязательно в сторону снижения затрат. Успешные на раннем этапе (определенном масштабе, географии и тд) развития бизнеса каналы привлечения клиентов выбираются (опустошаются), а клиенты из новых каналов могут быть дороже, иметь другой LTV и retention. Это может кардинально менять экономику проекта по мере развития бизнеса.
Например, для вашего бизнеса наиболее актуален канал контекстной рекламы, вы настраиваете кампании и получаете клик за 10 рублей, а конверсию в продажу за 100. Далее продаете за 150. Для простоты будем считать юнит-экономику только из переменных затрат в виде рекламы. Изменение стоимости клика и/или конверсии в продажу кумулятивно на 50% сделают канал нерентабельным. Или же канал может давать только 100 клиентов в сутки, соответственно упершись в потолок по конверсиям вы либо ищите новые каналы клиентов, либо добавляет продукты в линейку, изменяя ARP(P)U и/или LTV. Это пример маркетингового канала, который актуален как для онлайн-медиа, так и интернет-магазина стройматериалов.
Да-да, этот самый регулярный дотошный расчет юнит-экономики с постоянной актуализацией текущей прогноза позволит заранее увидеть тревожные тенденции и выработать (антикризисный) план. Это первый (а часто, и последний, к сожалению) инструмент менеджера и предпринимателя.
Продолжение следует.
ЭКОНОМИКА: ЮНИТ-ЭКОНОМИКА Ч.II
#экономика #юнит-экономика #технологии #стартапы
Часто бывает, что на начальном этапе проекта юнит-экономика не сходится - создание и реализация каждой единицы продукта обходится дороже цены для потребителя. Важно четко понимать, когда, на какой стадии проекта экономика должна начать сходиться.
Желательно, чтобы это достигалось за счет снижения доли прямых расходов, а не за счет потенциального роста тарифа (цены). Только за счет снижения издержек вследствие экономии на масштабе разумно планировать юнит-экономику. Ведь если вы планируете это делать стратегией "выжженной земли" - ценовых войн с целью в последующем отыграться за счет потребителя - очень вероятно, что появится конкурент с более глубоким, чем у вас, карманом, и поверженным окажется ваш проект.
Бывает, стратегия ценовой войны (по сути - дотации потребителя) приводит к созданию рынка, на котором ваш продукт останется убыточным навсегда. Это можно представить в виде спирали снижения цен в результате ценовой войны между крупными конгломератами - онлайн-ретейлерами наподобие Alibaba, например. Естественно, даже в этом случае "за музыку платит" потребитель, но через смежные товары или услуги. Например, в Китае логистика интернет-торговли спонсируется из маржи е-коммерца. Это инфраструктура, которая создается для расширения присутствия на основном рынке.
Кстати, немногие знают, что рынок е-коммерца Поднебесной более чем в 3 раза превышает объем американского. Это несмотря на то, что практически все прочие секторы экономики США пока остаются самыми емкими в мире.
#экономика #юнит-экономика #технологии #стартапы
Часто бывает, что на начальном этапе проекта юнит-экономика не сходится - создание и реализация каждой единицы продукта обходится дороже цены для потребителя. Важно четко понимать, когда, на какой стадии проекта экономика должна начать сходиться.
Желательно, чтобы это достигалось за счет снижения доли прямых расходов, а не за счет потенциального роста тарифа (цены). Только за счет снижения издержек вследствие экономии на масштабе разумно планировать юнит-экономику. Ведь если вы планируете это делать стратегией "выжженной земли" - ценовых войн с целью в последующем отыграться за счет потребителя - очень вероятно, что появится конкурент с более глубоким, чем у вас, карманом, и поверженным окажется ваш проект.
Бывает, стратегия ценовой войны (по сути - дотации потребителя) приводит к созданию рынка, на котором ваш продукт останется убыточным навсегда. Это можно представить в виде спирали снижения цен в результате ценовой войны между крупными конгломератами - онлайн-ретейлерами наподобие Alibaba, например. Естественно, даже в этом случае "за музыку платит" потребитель, но через смежные товары или услуги. Например, в Китае логистика интернет-торговли спонсируется из маржи е-коммерца. Это инфраструктура, которая создается для расширения присутствия на основном рынке.
Кстати, немногие знают, что рынок е-коммерца Поднебесной более чем в 3 раза превышает объем американского. Это несмотря на то, что практически все прочие секторы экономики США пока остаются самыми емкими в мире.