“The leading online business in every segment is different from the previous offline leader.
No bookseller conceived of Amazon.
No established betting company devised a betting exchange.
Nobody in the minicab or taxi industry invented Uber.
Nobody in hotels came up with AirBnB.
In science and business, revolutions come from outsiders.
You could be one of them.”
Richard Koch, SIMPLIFY
No bookseller conceived of Amazon.
No established betting company devised a betting exchange.
Nobody in the minicab or taxi industry invented Uber.
Nobody in hotels came up with AirBnB.
In science and business, revolutions come from outsiders.
You could be one of them.”
Richard Koch, SIMPLIFY
ЭКОНОМИКА: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
#экономика #ответственность #темадня
Два года назад я написал пост в фб. Про ответственность.
Ответственность перед собой, перед окружающими, перед будущими поколениями.
К этой публикации меня подтолкнула статья https://www.gazeta.ru/comments/2015/12/25_a_7991321.shtml?updated - перевод на русский соответственно статьи Профессора Принстонского университета Аванаша Диксита о будущем развития нашего общества.
Что самое интересное, прочитав свой очерк и эту статью по прошествии двух лет, я не нашел, в чем бы я хотел по существу исправить тот текст.
Думаю, сегодня подходящий день повторить публикацию.
“Наткнулся тут на интересную статью, которая легла т.н. bottomline к ряду недавних или еще длящихся дискуссий о:
(1) общественной полезности концепции безусловного дохода и отрицательном налоге на доходы индивидов;
(2) прогнозов неизбежного "заката европы" (да, именно с маленькой буквы, тк это скорее общение - читайте, заката Китая, краха доллара, исчерпания концепции демократии и тд);
(3) ожидания экономического апокалипсиса, или наоборот - разворота цен на ресурсы, возврата мировой экономики к росту - как говорят, дальнейшей консервации неработающей модели и передачу проблем (которые, как застарелая серьезная хроническая болезнь, приведут к вполне прогнозируемому финалу) на головы следующему поколению...
Все это, как правильно указывает автор, суть основной текущей проблемы нашего социума (в глобальном смысле) - в эгоистичной мотивации сиюминутной прибылью, статусом, желаниями. И это в равной степени проблема и ответственность не только богатых, но и бедных.
Разве справедливо перекладывать повышенные медицинские расходы государства за людей, которые осознанно ведут нездоровый образ жизни (имея предрасположенность к диабету, едят много сладкого, мучного и тд), на сознательных налогоплательщиков?
Или экологические проблемы будущих поколений, вызванные осознанным эгоистичным экономическим мотивом отдельных предпринимателей или групп лиц с достаточными лоббистскими возможностями в ущерб большей части населения?
Список можно продолжать очень долго.
Суть же в том, что необходимо строить общество лояльности не только к себе и своему ближнему кругу, но лояльности к будущим поколениям. А это начинается с простых ежедневных решений каждого индивида (не буду приводить набившие оскомину примеры про раздельный сбор мусора, минимальную заботу об общественных территориях...). В конце концов, это примерно как почистить зубы и помыться утром, чтобы не пахнуть плохо и быть опрятным. Только в масштабах всего социума, как в рамках нации, так и в рамках всего человечества.
Спросите, причем тут экономика и наши обычные темы про уберизацию, digital marketing, корпоративные финансы и прочее подобное.
Да самое непосредственное отношение - именно в таком мире (хотя бы непрерывно приближающемся к нему на бесконечно долгом отрезе истории) будет развиваться креативность и частная инициатива, мотивируемая такими (тоже условно корыстными, но уже социально ориентированными) целями прославиться - как инноватор, меценат науки, проповедник здорового образа жизни....
Именно к такому миру нас приближают правильная уберизация экономики, роботизация низкоквалифицированной или рутинной работы для высвобождения ресурсов для креативной деятельности, правильные соцмедиа, стартапы в финтехе....
Просто надо каждому из нас подумать об этом и постараться привыкнуть к перманентному внедрению небольших правильных изменений в своей жизни и работе. И мир каждый день станет немного ближе к идеалу.”
#экономика #ответственность #темадня
Два года назад я написал пост в фб. Про ответственность.
Ответственность перед собой, перед окружающими, перед будущими поколениями.
К этой публикации меня подтолкнула статья https://www.gazeta.ru/comments/2015/12/25_a_7991321.shtml?updated - перевод на русский соответственно статьи Профессора Принстонского университета Аванаша Диксита о будущем развития нашего общества.
Что самое интересное, прочитав свой очерк и эту статью по прошествии двух лет, я не нашел, в чем бы я хотел по существу исправить тот текст.
Думаю, сегодня подходящий день повторить публикацию.
“Наткнулся тут на интересную статью, которая легла т.н. bottomline к ряду недавних или еще длящихся дискуссий о:
(1) общественной полезности концепции безусловного дохода и отрицательном налоге на доходы индивидов;
(2) прогнозов неизбежного "заката европы" (да, именно с маленькой буквы, тк это скорее общение - читайте, заката Китая, краха доллара, исчерпания концепции демократии и тд);
(3) ожидания экономического апокалипсиса, или наоборот - разворота цен на ресурсы, возврата мировой экономики к росту - как говорят, дальнейшей консервации неработающей модели и передачу проблем (которые, как застарелая серьезная хроническая болезнь, приведут к вполне прогнозируемому финалу) на головы следующему поколению...
Все это, как правильно указывает автор, суть основной текущей проблемы нашего социума (в глобальном смысле) - в эгоистичной мотивации сиюминутной прибылью, статусом, желаниями. И это в равной степени проблема и ответственность не только богатых, но и бедных.
Разве справедливо перекладывать повышенные медицинские расходы государства за людей, которые осознанно ведут нездоровый образ жизни (имея предрасположенность к диабету, едят много сладкого, мучного и тд), на сознательных налогоплательщиков?
Или экологические проблемы будущих поколений, вызванные осознанным эгоистичным экономическим мотивом отдельных предпринимателей или групп лиц с достаточными лоббистскими возможностями в ущерб большей части населения?
Список можно продолжать очень долго.
Суть же в том, что необходимо строить общество лояльности не только к себе и своему ближнему кругу, но лояльности к будущим поколениям. А это начинается с простых ежедневных решений каждого индивида (не буду приводить набившие оскомину примеры про раздельный сбор мусора, минимальную заботу об общественных территориях...). В конце концов, это примерно как почистить зубы и помыться утром, чтобы не пахнуть плохо и быть опрятным. Только в масштабах всего социума, как в рамках нации, так и в рамках всего человечества.
Спросите, причем тут экономика и наши обычные темы про уберизацию, digital marketing, корпоративные финансы и прочее подобное.
Да самое непосредственное отношение - именно в таком мире (хотя бы непрерывно приближающемся к нему на бесконечно долгом отрезе истории) будет развиваться креативность и частная инициатива, мотивируемая такими (тоже условно корыстными, но уже социально ориентированными) целями прославиться - как инноватор, меценат науки, проповедник здорового образа жизни....
Именно к такому миру нас приближают правильная уберизация экономики, роботизация низкоквалифицированной или рутинной работы для высвобождения ресурсов для креативной деятельности, правильные соцмедиа, стартапы в финтехе....
Просто надо каждому из нас подумать об этом и постараться привыкнуть к перманентному внедрению небольших правильных изменений в своей жизни и работе. И мир каждый день станет немного ближе к идеалу.”
ТЕХНОЛОГИИ: OPINION LEADERS
#технологии #лидерымнений #opinionleaders #bigdata #digitaleconomy
В любом объединении людей есть неформальные лидеры. Объединение = организация, сеть людей, связанных между собой отношениями. Так вот, ни для кого ни секрет, что такие неформальные лидеры формируют мнение социальной группы. По-английски их называют opinion leaders.
Также их называют лидерами мнений. Сейчас этим термином чаще обозначают блогеров, но я использую его в более широком смысле.
Наиболее полно проявляется привлечение opinion leaders в политических выборах, во время (или перед) военными конфликтами, во время экономических кризисов. Очевидно, что полезно уметь находить и использовать для своих задач opinion leaders.
Думаю, любому здравомыслящему человеку понятно, что управление толпой всегда происходит через манипуляцию. Настоящая демократии в реальной жизни - совершенно эфемерное понятие. Оно недостижимо в первую очередь в силу сути человеческого сознания и базового устройства социума. И думаю, не будет достигнуто человечеством никогда. Только когда человечество само перестанет быть им, перейдет на совершенно другой этап эволюции.
С другой стороны, возможно достижение некоего рационального баланса между манипуляцией настроениями общества и достижением общественной полезности при этом. Мне кажется, с развитием цифровой экономики социальная инженерия должна эволюционировать именно в таком направлении. И ключевую роль в этом процессе будут играть именно лидеры мнений, общепризнанные эксперты в отдельных дисциплинах/областях.
Недавно мне рассказали интересную идею. Прямые выборы могут быть структурированы в два уровня. В такой системе гражданин напрямую выбирает своего представителя. Представитель, этот локальный opinion leader, идет от, скажем, 1000 человек. А дальше он представляет интересы этой группы на прямых выборах и в диалоге с исполнительной властью. Тот же самый депутат, но значительно ближе к избирателю, нежели чем представитель нижней палаты парламента.
Контроль за таким представителем может осуществляться современными цифровыми методами. Все встречи, действия, планы фиксируются онлайн в аудио и видео формате, а любой избиратель в любой момент может просматривать и оценивать их лайками или рейтингами, как в соцсетях.
#технологии #лидерымнений #opinionleaders #bigdata #digitaleconomy
В любом объединении людей есть неформальные лидеры. Объединение = организация, сеть людей, связанных между собой отношениями. Так вот, ни для кого ни секрет, что такие неформальные лидеры формируют мнение социальной группы. По-английски их называют opinion leaders.
Также их называют лидерами мнений. Сейчас этим термином чаще обозначают блогеров, но я использую его в более широком смысле.
Наиболее полно проявляется привлечение opinion leaders в политических выборах, во время (или перед) военными конфликтами, во время экономических кризисов. Очевидно, что полезно уметь находить и использовать для своих задач opinion leaders.
Думаю, любому здравомыслящему человеку понятно, что управление толпой всегда происходит через манипуляцию. Настоящая демократии в реальной жизни - совершенно эфемерное понятие. Оно недостижимо в первую очередь в силу сути человеческого сознания и базового устройства социума. И думаю, не будет достигнуто человечеством никогда. Только когда человечество само перестанет быть им, перейдет на совершенно другой этап эволюции.
С другой стороны, возможно достижение некоего рационального баланса между манипуляцией настроениями общества и достижением общественной полезности при этом. Мне кажется, с развитием цифровой экономики социальная инженерия должна эволюционировать именно в таком направлении. И ключевую роль в этом процессе будут играть именно лидеры мнений, общепризнанные эксперты в отдельных дисциплинах/областях.
Недавно мне рассказали интересную идею. Прямые выборы могут быть структурированы в два уровня. В такой системе гражданин напрямую выбирает своего представителя. Представитель, этот локальный opinion leader, идет от, скажем, 1000 человек. А дальше он представляет интересы этой группы на прямых выборах и в диалоге с исполнительной властью. Тот же самый депутат, но значительно ближе к избирателю, нежели чем представитель нижней палаты парламента.
Контроль за таким представителем может осуществляться современными цифровыми методами. Все встречи, действия, планы фиксируются онлайн в аудио и видео формате, а любой избиратель в любой момент может просматривать и оценивать их лайками или рейтингами, как в соцсетях.
ФИНАНСЫ: ВЕНЧУР Ч.I
#финансы #венчурныеинвестиции #фандрайзинг #fundraising
Начинаю тему венчурных инвестиций - что-как-где-почем. На прошлой неделе был пост о разнице между венчурными фондами и PE-фондами (private equity). Сегодня углубимся в тему - когда, от кого, что привлекать.
Венчурные инвестиции привлекают стартапы - молодые (технологические) компании, которым нечего предложить банкам и которых не финансируют корпорации через долгосрочные контракты. Про банки и финансирование от них я уже рассказывал вскользь в публикации об особенностях открытия счета за рубежом. Привлечение же крупной корпорации на финансирование контракта молодой компании - тоже в своей сути разновидность венчурных инвестиций, но там свои, совершенно специфические, нюансы работы с “инвестором” (где ключевую роль играют связи - см ниже 3F). Оставим на будущее рассказ о таких типах фондирования.
Молодые технологические (и технологичные) компании могут привлекать средства от основателей проекта, их семей-друзей (тн 3F - friends, fools and family), ангелов (физлица-инвесторы), от венчурных фондов (venture capital) или от PE-фондов (private equity).
Как известно, проект проходит через ряд последовательных стадий развития - pre-seed, seed, series A, series B, C, D.. и тд согласно английскому алфавиту. В конце же все заканчивается поглощением большой корпорацией (тн стратегическим инвестором), размещением акций на бирже (IPO), затуханием и превращением в частную компанию, ну или же закрытием проекта (“что-то пошло не так” и/или не туда).
Ангелы и VC, как правило, смотрят на вторую и третью стадии (seed, series A), а PE - на следующие (series B, C, D, E, и тд). Водоразделом между венчурными инвесторами и PE-фондами можно считать выход проекта на уверенную (постоянную) прибыльность. Хотя и тут все достаточно условно. Uber вышел на прибыльность? Нет. И возможно никогда не выйдет. Но привлекает, и уже давно, квазибанковское финансирование (об этом мы также поговорим в одной из будущих публикаций).
До seed (посевной стадии, когда создан прототип и доказана востребованность рынком), как правило, тоже надо как-то добраться - там помогут только инвестиции из собственного кармана или деньги от друзей (3F). Формат ICO я, честно говоря, считаю развитием идеи 3F - регулирование затруднено, решения редко принимаются на основании здравого смысла (хотя бы в силу отсутствия статистики по проекту), а проблемы решаются по понятиям.
Сложнее всего найти деньги на свой первый проект. На вторую идею и далее привлекать инвестиции будет значительно проще. Но только в случае доказанного успеха первого начинания! 😏
#финансы #венчурныеинвестиции #фандрайзинг #fundraising
Начинаю тему венчурных инвестиций - что-как-где-почем. На прошлой неделе был пост о разнице между венчурными фондами и PE-фондами (private equity). Сегодня углубимся в тему - когда, от кого, что привлекать.
Венчурные инвестиции привлекают стартапы - молодые (технологические) компании, которым нечего предложить банкам и которых не финансируют корпорации через долгосрочные контракты. Про банки и финансирование от них я уже рассказывал вскользь в публикации об особенностях открытия счета за рубежом. Привлечение же крупной корпорации на финансирование контракта молодой компании - тоже в своей сути разновидность венчурных инвестиций, но там свои, совершенно специфические, нюансы работы с “инвестором” (где ключевую роль играют связи - см ниже 3F). Оставим на будущее рассказ о таких типах фондирования.
Молодые технологические (и технологичные) компании могут привлекать средства от основателей проекта, их семей-друзей (тн 3F - friends, fools and family), ангелов (физлица-инвесторы), от венчурных фондов (venture capital) или от PE-фондов (private equity).
Как известно, проект проходит через ряд последовательных стадий развития - pre-seed, seed, series A, series B, C, D.. и тд согласно английскому алфавиту. В конце же все заканчивается поглощением большой корпорацией (тн стратегическим инвестором), размещением акций на бирже (IPO), затуханием и превращением в частную компанию, ну или же закрытием проекта (“что-то пошло не так” и/или не туда).
Ангелы и VC, как правило, смотрят на вторую и третью стадии (seed, series A), а PE - на следующие (series B, C, D, E, и тд). Водоразделом между венчурными инвесторами и PE-фондами можно считать выход проекта на уверенную (постоянную) прибыльность. Хотя и тут все достаточно условно. Uber вышел на прибыльность? Нет. И возможно никогда не выйдет. Но привлекает, и уже давно, квазибанковское финансирование (об этом мы также поговорим в одной из будущих публикаций).
До seed (посевной стадии, когда создан прототип и доказана востребованность рынком), как правило, тоже надо как-то добраться - там помогут только инвестиции из собственного кармана или деньги от друзей (3F). Формат ICO я, честно говоря, считаю развитием идеи 3F - регулирование затруднено, решения редко принимаются на основании здравого смысла (хотя бы в силу отсутствия статистики по проекту), а проблемы решаются по понятиям.
Сложнее всего найти деньги на свой первый проект. На вторую идею и далее привлекать инвестиции будет значительно проще. Но только в случае доказанного успеха первого начинания! 😏
Друзья, у меня появился иллюстратор - в первую очередь для сайта cfoblog.ru. И здесь будем размещать. Газетный тип иллюстраций, понимаю. Но такая задумка и была.
Forwarded from Деньги На Магии
Судя по отзывам, вчера очень хорошо зашла статья об искусстве переговоров. Поэтому сегодня я подготовил для вас статью о том, что нужно знать ещё до встречи и как к ней подготовиться. Из этой статьи вы узнаете почему всегда лучше проводить переговоры одному и как меняется тактика, когда вы ведете переговоры с женщиной. Получилось интересно, на мой взгляд.
Читать 6 минут.
Читать 6 минут.
Telegraph
Искусство переговоров: как подготовиться к важной встрече.
Как выбрать тактику Ключевой фактор, от которого зависит тактика, — самооценка. Если она стабильная и устойчивая, то человек будет стараться вести переговоры конструктивно и взаимовыгодно. Если человек чувствует себя неуверенно, то он будет «забиваться в…
ЭКОНОМИКА: ЮНИТ-ЭКОНОМИКА Ч.I
#экономика #юнитэкономика #технологии #стартапы
Так, на прошлой неделе рассказывал про типы инвесторов в технологические компании. Кстати, уверен, что скоро само словосочетание “технологическая компания” нивелируется, исчезнет, тк все бизнесы будут технологическими и цифровыми в той или иной мере. В ближайшее время продолжу цикл про венчурную отрасль и инвестиции. А сегодня другая тема (которая, кстати, давно лежала у меня про запас).
Последнее время мы часто рассуждаем о юнит-экономике. Или проще говоря - экономике проекта. Ведь иногда в технологических стартапах слишком заигрываются процессом и/или конкурентными войнами. Или даже просто заигрываются - без особенной стратегической цели. А экономика такое небрежение не прощает, как известно.
Юнит-экономика - сравнительно новомодный термин, применяется в цифровой экономике. Упрощенно, это расчет прибыли (или убытка) на клиента. Клиент может вернуться и сделать повторные покупки/заказы - это меняет экономику на единицу продукции/услуги, тк позволяет разнести расходы на маркетинг (приобретение клиента) на несколько продаж (retention). Для наглядного отображения возвратности клиентов строят графические когорты (график медианных значений по повторным заказам в периоде времени).
Тут же и понятие life-time value (LTV) - расчет доходности со среднего клиента за средний срок его пользования услугами/продуктами компании. Именно LTV следует учитывать при оценке целесообразности разработки того или иного канала продаж - сравнение LTV клиентов из разных каналов со стоимостью привлечения клиента в этом канале необходимо для расчета составляющих юнит-экономики по продукту. Это комбинация юнит-экономик маркетинговых каналов и глубин этих каналов (сколько клиентов можно стабильно привлекать из каждого канала по обозначенной стоимости привлечения).
Тут же появляется понятие average revenue per user (ARPU) - выручка с каждого привлеченного пользователя. Для некоторых бизнесов (например, разработчиков мобильных игр и прочих сервисов, где превалирует free-to-use) актуальна модификация - average revenue per paying user (ARPPU) - расчет выручки с каждого платящего клиента. Помимо игровой отрасли это может быть медийная сфера (онлайн-СМИ), разработка мобильных приложений, онлайн-кинотеатры, и проч.
Юнит-экономика имеет тенденцию меняться с ростом бизнеса. И совсем не обязательно в сторону снижения затрат. Успешные на раннем этапе (определенном масштабе, географии и тд) развития бизнеса каналы привлечения клиентов выбираются (опустошаются), а клиенты из новых каналов могут быть дороже, иметь другой LTV и retention. Это может кардинально менять экономику проекта по мере развития бизнеса.
Например, для вашего бизнеса наиболее актуален канал контекстной рекламы, вы настраиваете кампании и получаете клик за 10 рублей, а конверсию в продажу за 100. Далее продаете за 150. Для простоты будем считать юнит-экономику только из переменных затрат в виде рекламы. Изменение стоимости клика и/или конверсии в продажу кумулятивно на 50% сделают канал нерентабельным. Или же канал может давать только 100 клиентов в сутки, соответственно упершись в потолок по конверсиям вы либо ищите новые каналы клиентов, либо добавляет продукты в линейку, изменяя ARP(P)U и/или LTV. Это пример маркетингового канала, который актуален как для онлайн-медиа, так и интернет-магазина стройматериалов.
Да-да, этот самый регулярный дотошный расчет юнит-экономики с постоянной актуализацией текущей прогноза позволит заранее увидеть тревожные тенденции и выработать (антикризисный) план. Это первый (а часто, и последний, к сожалению) инструмент менеджера и предпринимателя.
Продолжение следует.
#экономика #юнитэкономика #технологии #стартапы
Так, на прошлой неделе рассказывал про типы инвесторов в технологические компании. Кстати, уверен, что скоро само словосочетание “технологическая компания” нивелируется, исчезнет, тк все бизнесы будут технологическими и цифровыми в той или иной мере. В ближайшее время продолжу цикл про венчурную отрасль и инвестиции. А сегодня другая тема (которая, кстати, давно лежала у меня про запас).
Последнее время мы часто рассуждаем о юнит-экономике. Или проще говоря - экономике проекта. Ведь иногда в технологических стартапах слишком заигрываются процессом и/или конкурентными войнами. Или даже просто заигрываются - без особенной стратегической цели. А экономика такое небрежение не прощает, как известно.
Юнит-экономика - сравнительно новомодный термин, применяется в цифровой экономике. Упрощенно, это расчет прибыли (или убытка) на клиента. Клиент может вернуться и сделать повторные покупки/заказы - это меняет экономику на единицу продукции/услуги, тк позволяет разнести расходы на маркетинг (приобретение клиента) на несколько продаж (retention). Для наглядного отображения возвратности клиентов строят графические когорты (график медианных значений по повторным заказам в периоде времени).
Тут же и понятие life-time value (LTV) - расчет доходности со среднего клиента за средний срок его пользования услугами/продуктами компании. Именно LTV следует учитывать при оценке целесообразности разработки того или иного канала продаж - сравнение LTV клиентов из разных каналов со стоимостью привлечения клиента в этом канале необходимо для расчета составляющих юнит-экономики по продукту. Это комбинация юнит-экономик маркетинговых каналов и глубин этих каналов (сколько клиентов можно стабильно привлекать из каждого канала по обозначенной стоимости привлечения).
Тут же появляется понятие average revenue per user (ARPU) - выручка с каждого привлеченного пользователя. Для некоторых бизнесов (например, разработчиков мобильных игр и прочих сервисов, где превалирует free-to-use) актуальна модификация - average revenue per paying user (ARPPU) - расчет выручки с каждого платящего клиента. Помимо игровой отрасли это может быть медийная сфера (онлайн-СМИ), разработка мобильных приложений, онлайн-кинотеатры, и проч.
Юнит-экономика имеет тенденцию меняться с ростом бизнеса. И совсем не обязательно в сторону снижения затрат. Успешные на раннем этапе (определенном масштабе, географии и тд) развития бизнеса каналы привлечения клиентов выбираются (опустошаются), а клиенты из новых каналов могут быть дороже, иметь другой LTV и retention. Это может кардинально менять экономику проекта по мере развития бизнеса.
Например, для вашего бизнеса наиболее актуален канал контекстной рекламы, вы настраиваете кампании и получаете клик за 10 рублей, а конверсию в продажу за 100. Далее продаете за 150. Для простоты будем считать юнит-экономику только из переменных затрат в виде рекламы. Изменение стоимости клика и/или конверсии в продажу кумулятивно на 50% сделают канал нерентабельным. Или же канал может давать только 100 клиентов в сутки, соответственно упершись в потолок по конверсиям вы либо ищите новые каналы клиентов, либо добавляет продукты в линейку, изменяя ARP(P)U и/или LTV. Это пример маркетингового канала, который актуален как для онлайн-медиа, так и интернет-магазина стройматериалов.
Да-да, этот самый регулярный дотошный расчет юнит-экономики с постоянной актуализацией текущей прогноза позволит заранее увидеть тревожные тенденции и выработать (антикризисный) план. Это первый (а часто, и последний, к сожалению) инструмент менеджера и предпринимателя.
Продолжение следует.
ЭКОНОМИКА: ЮНИТ-ЭКОНОМИКА Ч.II
#экономика #юнит-экономика #технологии #стартапы
Часто бывает, что на начальном этапе проекта юнит-экономика не сходится - создание и реализация каждой единицы продукта обходится дороже цены для потребителя. Важно четко понимать, когда, на какой стадии проекта экономика должна начать сходиться.
Желательно, чтобы это достигалось за счет снижения доли прямых расходов, а не за счет потенциального роста тарифа (цены). Только за счет снижения издержек вследствие экономии на масштабе разумно планировать юнит-экономику. Ведь если вы планируете это делать стратегией "выжженной земли" - ценовых войн с целью в последующем отыграться за счет потребителя - очень вероятно, что появится конкурент с более глубоким, чем у вас, карманом, и поверженным окажется ваш проект.
Бывает, стратегия ценовой войны (по сути - дотации потребителя) приводит к созданию рынка, на котором ваш продукт останется убыточным навсегда. Это можно представить в виде спирали снижения цен в результате ценовой войны между крупными конгломератами - онлайн-ретейлерами наподобие Alibaba, например. Естественно, даже в этом случае "за музыку платит" потребитель, но через смежные товары или услуги. Например, в Китае логистика интернет-торговли спонсируется из маржи е-коммерца. Это инфраструктура, которая создается для расширения присутствия на основном рынке.
Кстати, немногие знают, что рынок е-коммерца Поднебесной более чем в 3 раза превышает объем американского. Это несмотря на то, что практически все прочие секторы экономики США пока остаются самыми емкими в мире.
#экономика #юнит-экономика #технологии #стартапы
Часто бывает, что на начальном этапе проекта юнит-экономика не сходится - создание и реализация каждой единицы продукта обходится дороже цены для потребителя. Важно четко понимать, когда, на какой стадии проекта экономика должна начать сходиться.
Желательно, чтобы это достигалось за счет снижения доли прямых расходов, а не за счет потенциального роста тарифа (цены). Только за счет снижения издержек вследствие экономии на масштабе разумно планировать юнит-экономику. Ведь если вы планируете это делать стратегией "выжженной земли" - ценовых войн с целью в последующем отыграться за счет потребителя - очень вероятно, что появится конкурент с более глубоким, чем у вас, карманом, и поверженным окажется ваш проект.
Бывает, стратегия ценовой войны (по сути - дотации потребителя) приводит к созданию рынка, на котором ваш продукт останется убыточным навсегда. Это можно представить в виде спирали снижения цен в результате ценовой войны между крупными конгломератами - онлайн-ретейлерами наподобие Alibaba, например. Естественно, даже в этом случае "за музыку платит" потребитель, но через смежные товары или услуги. Например, в Китае логистика интернет-торговли спонсируется из маржи е-коммерца. Это инфраструктура, которая создается для расширения присутствия на основном рынке.
Кстати, немногие знают, что рынок е-коммерца Поднебесной более чем в 3 раза превышает объем американского. Это несмотря на то, что практически все прочие секторы экономики США пока остаются самыми емкими в мире.
На этой неделе умер Сергей Мавроди, создатель МММ.
Скончался в возрасте 62 лет, после 4.5 лет тюремного срока, так и не оставив неоднозначной идеи замостить человечеству путь к финансовой свободе на топливе его же жадности - уже в странах Азии и Африки.
Можно по-разному оценивать мотивы Мавроди, но одно точно - личность это была неординарная.
По такому поводу рекомендую посмотреть (или пересмотреть) фильм ПираМММида с Алексеем Серебряковым в главной роли.
Трейлер: https://www.youtube.com/watch?v=0ZluG_OIzuo
Скончался в возрасте 62 лет, после 4.5 лет тюремного срока, так и не оставив неоднозначной идеи замостить человечеству путь к финансовой свободе на топливе его же жадности - уже в странах Азии и Африки.
Можно по-разному оценивать мотивы Мавроди, но одно точно - личность это была неординарная.
По такому поводу рекомендую посмотреть (или пересмотреть) фильм ПираМММида с Алексеем Серебряковым в главной роли.
Трейлер: https://www.youtube.com/watch?v=0ZluG_OIzuo
YouTube
Фильм ПираМММида (русский трейлер 2011)
Фильм здесь http://collections-films.ru/triller/949-skachat-besplatno-film-pirammmida-2011-blu-ray-disc.html
ОБЩЕСТВО: ЛОГИКА VS ЭМОЦИИ
#общество #комментарийкстатье #republic #мнение #социология
Этот пост созрел после прочтения статьи Republic “Государство vs свобода. К истокам спора Чубайса с Авеном” и комментариев к ней - https://republic.ru/posts/90152
Для тех, кто не успевает или не может ознакомиться со статьей. В книге “Время Березовского” Авена приводятся интервью со знакомыми автору людьми той эпохи - в частности, текст беседы с Чубайсом. В ходе разговора возникает дискуссия о противоречии интересов государства и личности. Чубайс проповедует примат общего над частным - государство и общество важнее прав и свобод отдельного индивида, а Авен не соглашается, сравнивая такую позицию с мышлением раба. Автор статьи далее рассматривает историческую основу спора, упоминая Локка и Гоббса, русских философов XIX века, и проч.
Как водится, сильнее всего слышно яростных апологетов каждой из точек зрения. Такие черные и белые - крайние позиции. А срединных нет. Сторонники свободы сводят цели государства к сбору налогов и установке режима через армию-полицию, жалуясь на притеснения и в целом бесполезность, а государственники указывают на эгоизм оппонентов и стремление выдать свои интересы за устремления большинства. Центристских суждений нет, тк те люди (другими) делами заняты.
Мое мнение тут простое, основано оно на опыте и логике. Государство - это конструкция для управления большими группами людей и взаимодействия с другими подобными группами. Оно всегда будет ограничивать свободу отдельных индивидов. А отдельные личности с подростковым максимализмом будут бунтовать просто из духа противоречия.
Думаю, каждому здравомыслящему человеку понятно, что свобода личная в любом случае ограничена. Мы же все понимаем, хотя бы подсознательно, что наша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. И наоборот. В первобытном обществе тоже не было демократии - было право сильного и определенный ценз большинства. На этой основе все законы и государства в дальнейшем и организовались - просто произошло развитие и усложнение системы.
Я абсолютно уверен, что в любом обществе и при любом строе останутся люди, которые будут антагонистами и станут об этом громко заявлять. А в силу того, что большая часть социума при этом не будет выражать какого-либо мнения громко - просто потому, что они не считают свои права нарушенными, им комфортно, и они занимаются своими (прочими) делами - в этой ситуации шумящие будут заметны. И, как водится, шумящие всегда будут пытаться завербовать максимальное количество сторонников для поддержки своего дела. Понятно, что у этих шумящих-то могут быть и совсем иные мотивы, нежели чем то, о чем они заявляют вслух.
Причем я ни в коем случае не хочу сказать, что не должно быть свободы слова. Должна быть, без нее никак. Только на этой основе можно строить сколько-нибудь здоровое общество. Но, как мы знаем, кухарка не может управлять государством. А если в экипаже корабля все будут равны, если не будет капитана - крушение практически неизбежно. И для занятия поста капитана надо сначала пройти обучение, сдать экзамены и получить лицензию, пройти определенные этапы и накопить опыт… Ну думаю, вы поняли, к чему я.
Другое дело, что надо создать и поддерживать сбалансированный механизм прямого и косвенного общественного контроля за теми же государственными структурами - не допускать коррупцию, злоупотребление полномочиями, использования власти в личных целях. Банальные, но все еще очень актуальные для человечества вещи.
Но пока людьми, их суждениями и поступками, управляют химические реакции и вещества (допамин, серотонин и прочие нейромедиаторы), а не логика, пока мы не перейдем на новый уровень развития (перестанем быть биологическими существами, например) - едва ли что-то кардинально поменяется. Все также в базе всех отношений и мотивов будут превалировать стремление к доминированию, зависть, корысть, и тд. К сожалению.
#общество #комментарийкстатье #republic #мнение #социология
Этот пост созрел после прочтения статьи Republic “Государство vs свобода. К истокам спора Чубайса с Авеном” и комментариев к ней - https://republic.ru/posts/90152
Для тех, кто не успевает или не может ознакомиться со статьей. В книге “Время Березовского” Авена приводятся интервью со знакомыми автору людьми той эпохи - в частности, текст беседы с Чубайсом. В ходе разговора возникает дискуссия о противоречии интересов государства и личности. Чубайс проповедует примат общего над частным - государство и общество важнее прав и свобод отдельного индивида, а Авен не соглашается, сравнивая такую позицию с мышлением раба. Автор статьи далее рассматривает историческую основу спора, упоминая Локка и Гоббса, русских философов XIX века, и проч.
Как водится, сильнее всего слышно яростных апологетов каждой из точек зрения. Такие черные и белые - крайние позиции. А срединных нет. Сторонники свободы сводят цели государства к сбору налогов и установке режима через армию-полицию, жалуясь на притеснения и в целом бесполезность, а государственники указывают на эгоизм оппонентов и стремление выдать свои интересы за устремления большинства. Центристских суждений нет, тк те люди (другими) делами заняты.
Мое мнение тут простое, основано оно на опыте и логике. Государство - это конструкция для управления большими группами людей и взаимодействия с другими подобными группами. Оно всегда будет ограничивать свободу отдельных индивидов. А отдельные личности с подростковым максимализмом будут бунтовать просто из духа противоречия.
Думаю, каждому здравомыслящему человеку понятно, что свобода личная в любом случае ограничена. Мы же все понимаем, хотя бы подсознательно, что наша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. И наоборот. В первобытном обществе тоже не было демократии - было право сильного и определенный ценз большинства. На этой основе все законы и государства в дальнейшем и организовались - просто произошло развитие и усложнение системы.
Я абсолютно уверен, что в любом обществе и при любом строе останутся люди, которые будут антагонистами и станут об этом громко заявлять. А в силу того, что большая часть социума при этом не будет выражать какого-либо мнения громко - просто потому, что они не считают свои права нарушенными, им комфортно, и они занимаются своими (прочими) делами - в этой ситуации шумящие будут заметны. И, как водится, шумящие всегда будут пытаться завербовать максимальное количество сторонников для поддержки своего дела. Понятно, что у этих шумящих-то могут быть и совсем иные мотивы, нежели чем то, о чем они заявляют вслух.
Причем я ни в коем случае не хочу сказать, что не должно быть свободы слова. Должна быть, без нее никак. Только на этой основе можно строить сколько-нибудь здоровое общество. Но, как мы знаем, кухарка не может управлять государством. А если в экипаже корабля все будут равны, если не будет капитана - крушение практически неизбежно. И для занятия поста капитана надо сначала пройти обучение, сдать экзамены и получить лицензию, пройти определенные этапы и накопить опыт… Ну думаю, вы поняли, к чему я.
Другое дело, что надо создать и поддерживать сбалансированный механизм прямого и косвенного общественного контроля за теми же государственными структурами - не допускать коррупцию, злоупотребление полномочиями, использования власти в личных целях. Банальные, но все еще очень актуальные для человечества вещи.
Но пока людьми, их суждениями и поступками, управляют химические реакции и вещества (допамин, серотонин и прочие нейромедиаторы), а не логика, пока мы не перейдем на новый уровень развития (перестанем быть биологическими существами, например) - едва ли что-то кардинально поменяется. Все также в базе всех отношений и мотивов будут превалировать стремление к доминированию, зависть, корысть, и тд. К сожалению.
republic.ru
Государство vs свобода. К истокам спора Чубайса с Авеном
Гоббс против Локка, либералы против анархистов, государство как необходимое зло
ФИНАНСЫ: ВЕНЧУР Ч.II
#бизнес #венчур #венчурныеинвестиции #venturecapital #типыинвесторов
Ранее мы определили, чем отличаются разные типы инвесторов. Напомню - по стадии развития проекта (и соответственно, уровня риска), на котором инвестор заходит в бизнес.
Помимо стадии проекта - аппетита к уровню риска - инвесторы классифицируются по отраслевому фокусу.
Как правило, инвесторы, начиная от бизнес-ангелов и заканчивая инвестиционными фондами (а уж тем более - стратегические инвесторы) - все имеют стратегию по отраслям. Кто-то смотрит только foodtech (технологические проекты, связанные с продуктами питания), кто-то - логистику, кто-то - космос и телеком, кто-то - медицинские стартапы, и тд.
Показывать on-demand логистику "космическому инвестору" - трата времени и сил. А также демонстрация рынку непонимания фаундерами проекта элементарных основ венчурной индустрии. Думаю, не стоит объяснять, почему это вредно для репутации.
Тут следует отметить важность работы именно с профессиональным венчурным инвестором - ангелом или фондом, специализирующимся именно на высокотехнологических бизнесах. Привлечение в партнеры инвестора из традиционного сектора (промышленности, торговли, недвижимости, и тд), даже если ваш проект оцифровывает (дигитализирует) именно этот “традиционный” сервис/продукт, очень опасно.
Скорее всего, такой “нетехнологичный” инвестор будет ожидать скорость развития проекта и отдачу на инвестиции соответственно привычному ему инвестиционному циклу - вложился, прокрутил деньги несколько операционных циклов, удвоил капитал. И все это за год-другой, а не за стандартные для высокотехнологичных компаний 4-6 лет. И чтобы не просто выручка, да еще и прибыль с дивидендным потоком были.
А если надо привлекать еще пару раундов (а это верно на 99%), да с размытием его доли - это вообще караул. Повезет, если позволит выкупить свою долю, не загубив проект на начальной стадии. И конечно, советовать (часто - в ультимативной форме), как развивать стартап такие инвесторы стремятся практически всегда.
Такие инвесторы в высокотехнологичных среде зовутся “токсичными”. Если вы завели его в проект, то на более поздней стадии, при привлечении новых инвестиционных раундов, будет очень сложно убедить институциональных (профессиональных технологических) инвесторов зайти в компанию.
#бизнес #венчур #венчурныеинвестиции #venturecapital #типыинвесторов
Ранее мы определили, чем отличаются разные типы инвесторов. Напомню - по стадии развития проекта (и соответственно, уровня риска), на котором инвестор заходит в бизнес.
Помимо стадии проекта - аппетита к уровню риска - инвесторы классифицируются по отраслевому фокусу.
Как правило, инвесторы, начиная от бизнес-ангелов и заканчивая инвестиционными фондами (а уж тем более - стратегические инвесторы) - все имеют стратегию по отраслям. Кто-то смотрит только foodtech (технологические проекты, связанные с продуктами питания), кто-то - логистику, кто-то - космос и телеком, кто-то - медицинские стартапы, и тд.
Показывать on-demand логистику "космическому инвестору" - трата времени и сил. А также демонстрация рынку непонимания фаундерами проекта элементарных основ венчурной индустрии. Думаю, не стоит объяснять, почему это вредно для репутации.
Тут следует отметить важность работы именно с профессиональным венчурным инвестором - ангелом или фондом, специализирующимся именно на высокотехнологических бизнесах. Привлечение в партнеры инвестора из традиционного сектора (промышленности, торговли, недвижимости, и тд), даже если ваш проект оцифровывает (дигитализирует) именно этот “традиционный” сервис/продукт, очень опасно.
Скорее всего, такой “нетехнологичный” инвестор будет ожидать скорость развития проекта и отдачу на инвестиции соответственно привычному ему инвестиционному циклу - вложился, прокрутил деньги несколько операционных циклов, удвоил капитал. И все это за год-другой, а не за стандартные для высокотехнологичных компаний 4-6 лет. И чтобы не просто выручка, да еще и прибыль с дивидендным потоком были.
А если надо привлекать еще пару раундов (а это верно на 99%), да с размытием его доли - это вообще караул. Повезет, если позволит выкупить свою долю, не загубив проект на начальной стадии. И конечно, советовать (часто - в ультимативной форме), как развивать стартап такие инвесторы стремятся практически всегда.
Такие инвесторы в высокотехнологичных среде зовутся “токсичными”. Если вы завели его в проект, то на более поздней стадии, при привлечении новых инвестиционных раундов, будет очень сложно убедить институциональных (профессиональных технологических) инвесторов зайти в компанию.
Просматривал сохраненные ранее статьи и ссылки, а там http://www.visualcapitalist.com/5-biggest-market-risks-billionaire-investors-hedging/. Обозначенный черный лебедь уже тут как тут...
ФИНАНСЫ: ДИКТАТУРА КОМПЛАЕНСА
#финансы #бизнес #открытиесчетазарубежом #инвестиции #комплайенсконтроль #compliancecontrol #AML #KYC
Андрей Мовчан написал шикарный лонгрид про комплайенс-контроль (далее тут буду писать комплаенс вместо "комплайенс" - для соответствия приведенной статье) в банковской системе, нюансах открытия счета за рубежом, о будущем “стеклянного” мира.
Для тех, кто еще по странному стечению обстоятельств не знаком с термином “комплаенс-контроль”. Дословно, это контроль соответствия - закону, корпоративным процедурам. Применительно к жизни - это подразделения в банках, которые следят за соблюдением законов о противодействии отмыванию денег, проверяют клиентов на “благонадежность”.
Рекомендую всем причастным, а также и остальным - в познавательных целях, для расширения кругозора.
“Современная комплаенс-система имеет характерные свойства архаичной модели управления по типу религиозного ордена. Комплаенс-процесс строго индивидуализирован. Нет единой методики принятия решения относительно акцепта клиента. В том числе по поводу того, что клиент должен представить в банк и на какие вопросы ответить. Решение должен принимать комплаенс-офицер на основании исключительно своего ощущения. Нормы и правила заменены расплывчатыми рекомендациями, дополненными постоянным поощрением инициативы по созданию новых требований и ограничений «на местах».”
https://secretmag.ru/business/methods/kak-chestnomu-biznesmenu-iz-rossii-sokhranit-dengi-na-zapade-obyasnyaet-andrei-movchan.htm
#финансы #бизнес #открытиесчетазарубежом #инвестиции #комплайенсконтроль #compliancecontrol #AML #KYC
Андрей Мовчан написал шикарный лонгрид про комплайенс-контроль (далее тут буду писать комплаенс вместо "комплайенс" - для соответствия приведенной статье) в банковской системе, нюансах открытия счета за рубежом, о будущем “стеклянного” мира.
Для тех, кто еще по странному стечению обстоятельств не знаком с термином “комплаенс-контроль”. Дословно, это контроль соответствия - закону, корпоративным процедурам. Применительно к жизни - это подразделения в банках, которые следят за соблюдением законов о противодействии отмыванию денег, проверяют клиентов на “благонадежность”.
Рекомендую всем причастным, а также и остальным - в познавательных целях, для расширения кругозора.
“Современная комплаенс-система имеет характерные свойства архаичной модели управления по типу религиозного ордена. Комплаенс-процесс строго индивидуализирован. Нет единой методики принятия решения относительно акцепта клиента. В том числе по поводу того, что клиент должен представить в банк и на какие вопросы ответить. Решение должен принимать комплаенс-офицер на основании исключительно своего ощущения. Нормы и правила заменены расплывчатыми рекомендациями, дополненными постоянным поощрением инициативы по созданию новых требований и ограничений «на местах».”
https://secretmag.ru/business/methods/kak-chestnomu-biznesmenu-iz-rossii-sokhranit-dengi-na-zapade-obyasnyaet-andrei-movchan.htm
Секрет фирмы
Как честному бизнесмену сохранить деньги на Западе. Объясняет Андрей Мовчан
В последние годы новости «из-за границы» для обладателей российских паспортов стали совершенно предсказуемыми: отношение к российским кли...
ФИНАНСЫ: ВЕНЧУР Ч.III
#бизнес #венчур #венчурныеинвестиции #venturecapital #инвестиционныедокументы
В продолжение темы венчурных инвестиций - что и как показывать потенциальному инвестору.
ЧТО: Показывать надо инвестиционную презентацию. Рекомендую делать ее сразу на английском - любой квалифицированный венчурный (технологический) инвестор знает и использует английский в работе. Если же не знает - прочтите мой предыдущий пост про токсичных инвесторов, вполне возможно, это тот самый.
Также стоит учитывать, что коммерческая (продающая продукт/сервис) презентация - это совсем другой фокус и акценты. Не направляйте потенциальным инвесторам коммерческие презентации. Потратьте неделю на составление и выверку сфокусированного на фандрайзинг документа.
Инвестиционная презентация состоит, как правило, из следующих разделов:
1) краткое, но емкое описание, а также текущий статус проекта (каждая цифра, каждое утверждение должно быть перепроверено и выверено - впрочем, это одинаково верно и для всех последующих слайдов);
2) раскрытие потребности клиента;
3) описание продукта/сервиса;
4) рынок (крайне желательно, чтобы была перспектива выхода за национальные границы);
5) конкурентный анализ;
6) план развития (план по разработке, исторические финансовые показатели и прогноз);
7) команда;
8) требуемые инвестиции и направления их использования (ни в коем случае не пишите, что все на рекламу).
Итого - 10-25 слайдов (на каждый раздел, кроме первого, по 1-3 слайда).
КАК: Сделайте в google doc качественный продукт - на данном этапе это именно презентация. Да, при первом контакте во многом вас будут оценивать по качеству визуального ряда и оформлению текста слайдов. Если не можете (не успеваете, не умеете, не хотите, и тд) сами - проведите небольшой тендер среди фрилансеров, потратьте 10-20 тыс руб, но создайте качественный презентационный продукт (!). Именно на этом этапе отсеиваются 90% pre-seed проектов (и как показывает практика - поделом).
Помимо презентации (investors deck) надо подготовить финансовую модель и статистику по клиентам (когорты, юнит-экономику, расчет LTV, проч). Прогноз желательно делать на 3 года. Понятно, что за пару лет в проекте все изменится, может быть пивот (смена продуктовой ниши и стратегического фокуса). Тем не менее, меньше, чем на три года прогноз делать просто неприлично, а больше - только если у вас уже протестирован продукт и протестированы масштабируемые каналы продаж.
Да, насчет маркетинга - обоснуйте размер рынка и доход с клиента, и обязательно - глубину маркетинговых каналов. Ни в коем случае не говорите, что рынок - все жители страны/континента/планеты, это сразу вызывает вопрос о вменяемости составителей презентации.
По готовности документов желательно провести “sanity check” (sanity - здравомыслие, вменяемость) - собрать пару критических мнений от друзей-знакомым, занимающихся предпринимательством (в технологической отрасли), а лучше - инвестициями. Попросите их максимально непредвзято оценить составленные документы (визуализацию и контент - ни одним, ни другим поступиться не получится), адекватность расчета размеров рынков и прогноза скорости роста.
#бизнес #венчур #венчурныеинвестиции #venturecapital #инвестиционныедокументы
В продолжение темы венчурных инвестиций - что и как показывать потенциальному инвестору.
ЧТО: Показывать надо инвестиционную презентацию. Рекомендую делать ее сразу на английском - любой квалифицированный венчурный (технологический) инвестор знает и использует английский в работе. Если же не знает - прочтите мой предыдущий пост про токсичных инвесторов, вполне возможно, это тот самый.
Также стоит учитывать, что коммерческая (продающая продукт/сервис) презентация - это совсем другой фокус и акценты. Не направляйте потенциальным инвесторам коммерческие презентации. Потратьте неделю на составление и выверку сфокусированного на фандрайзинг документа.
Инвестиционная презентация состоит, как правило, из следующих разделов:
1) краткое, но емкое описание, а также текущий статус проекта (каждая цифра, каждое утверждение должно быть перепроверено и выверено - впрочем, это одинаково верно и для всех последующих слайдов);
2) раскрытие потребности клиента;
3) описание продукта/сервиса;
4) рынок (крайне желательно, чтобы была перспектива выхода за национальные границы);
5) конкурентный анализ;
6) план развития (план по разработке, исторические финансовые показатели и прогноз);
7) команда;
8) требуемые инвестиции и направления их использования (ни в коем случае не пишите, что все на рекламу).
Итого - 10-25 слайдов (на каждый раздел, кроме первого, по 1-3 слайда).
КАК: Сделайте в google doc качественный продукт - на данном этапе это именно презентация. Да, при первом контакте во многом вас будут оценивать по качеству визуального ряда и оформлению текста слайдов. Если не можете (не успеваете, не умеете, не хотите, и тд) сами - проведите небольшой тендер среди фрилансеров, потратьте 10-20 тыс руб, но создайте качественный презентационный продукт (!). Именно на этом этапе отсеиваются 90% pre-seed проектов (и как показывает практика - поделом).
Помимо презентации (investors deck) надо подготовить финансовую модель и статистику по клиентам (когорты, юнит-экономику, расчет LTV, проч). Прогноз желательно делать на 3 года. Понятно, что за пару лет в проекте все изменится, может быть пивот (смена продуктовой ниши и стратегического фокуса). Тем не менее, меньше, чем на три года прогноз делать просто неприлично, а больше - только если у вас уже протестирован продукт и протестированы масштабируемые каналы продаж.
Да, насчет маркетинга - обоснуйте размер рынка и доход с клиента, и обязательно - глубину маркетинговых каналов. Ни в коем случае не говорите, что рынок - все жители страны/континента/планеты, это сразу вызывает вопрос о вменяемости составителей презентации.
По готовности документов желательно провести “sanity check” (sanity - здравомыслие, вменяемость) - собрать пару критических мнений от друзей-знакомым, занимающихся предпринимательством (в технологической отрасли), а лучше - инвестициями. Попросите их максимально непредвзято оценить составленные документы (визуализацию и контент - ни одним, ни другим поступиться не получится), адекватность расчета размеров рынков и прогноза скорости роста.