CODE:DARIA – Telegram
CODE:DARIA
6.39K subscribers
337 photos
3 videos
4 files
162 links
про product & growth, релокацию, карьеру, стартапы и жизнь моими глазами

vp of growth @ greeneration.ae (agritech)
ex-product owner @ revolut
ex-head of product @ ozon global
лид сообщества r-founders dubai
forbes contributor

📍Дубай
📮@d_sandmartin
Download Telegram
к насущным вопросам — куда вложить деньги по уму?

интересно послушать про ваш жизненный опыт о приумножении денег!

сейчас у меня на повестке задача: как распоряжаться деньгами в размере 5-10 млн руб, а на горизонте пятилетки — 20-30 млн руб?

💸 из того, что я пробовала:
1. вложиться в собственный бизнес — доходность была высокой, но забирало очень много времени. в итоге поняла, что у меня низкий риск-профиль

2. держать деньги на депозите — отлично подходит моему риск-профилю, особенно с текущей ставкой в рублях, но нужно диверфисицировать

3. дать под проценты в чужой или семейный бизнес — в плане доходности хороший вариант, но иногда довольно стрессовый

4. купить акции / индексы на фондовом рынке — я точно не краткосрочный инвестор. мой диверсифицированный портфель с бондами, акциями и индексами, показал себя убыточным на горизонте 4х лет. наблюдаем дальше…

5. вложиться в себя — редко покупаю курсы и чаще всего их не прохожу, зато хорошую доходность дают вложения в изучение языков и знакомство с людьми. про доходность своих инвестиций в спорт пока не поняла

ну и вообще, экономическое и политическое состояние стран, в которых мы живем — очень нестабильно. на это моё экономическое образование с длинными циклами как будто не очень заточено, хочется поисследовать более свежие методы

делитесь, как управляете своими деньгами? что работает, а что не очень?

#прожизнь
👍2711🔥10👏4❤‍🔥2
как запланировать роадмеп на квартал (ч. 1)

коллеги, грядет новый квартал! а с ним и любимая забава — как сделать квартальное планирование эффективным, не потратив на него 80% рабочего времени

мы в революте начинанием процесс планирования за 1,5 месяца до конца квартала. делюсь нашим фреймворком — в этом посте про общий процесс, в во втором дам ссылку на шаблон Q Plan (вот тут еще называла его 6-Pager)

в целом, задача департамента — запланировать ресурсы ТАК, чтобы найти баланс между проектами из категорий «выполнимо» и «амбициозно»

за 1.5 месяца до начала нового квартала менеджмент проводит установочную встречу, где начальник департамента делится генеральной стратегией компании, а хеды вертикалей договариваются про OKR, питчат свои проекты и их доходность. тут важно заявить о глобальных проблемах и рисках, еще есть время собрать «заказы» со смежных команд поддержки, продаж, исследователей и т.д. на выходе получаем общий приоритизированный список инициатив

за месяц до старта мы начинаем глубже прорабатывать предложенные инициативы — подключаются продакты, дизайнеры, аналитики, техлиды. каждая команда готовит примерные вайрфреймы, описание пользовательского опыта, прикидывает скоуп, сложность реализации и сроки на каждый эпик. в итоге этой работы продакт наполняет общий документ Q Plan, который дает детальный контекст по эпикам и их связи с OKR. этот документ становится single source of truth для каждой команды на новый квартал

за 2 недели по старта мы рефайним эпики — обсуждаем взаимозависимости с другими командами, пытаемся вскрыть потенциальные сложности в разработке, пока не стало слишком поздно, перепроверяем оценки и ресурсы

в итоге, у нас есть четкий роадмеп, разработчики понимают, каких целей мы стремимся добиться и в какие сроки. далее в течение квартала мы еженедельно репортим по прогрессу в рамках того же Q Plan. его же скидываем другим командам / новичкам, чтобы быстро погрузить в контекст 🙌🏻

#goodstuff
🔥279👍6❤‍🔥2👏2🏆2
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
👏1411🔥9❤‍🔥3🏆2
когда впервые встретила команду за полгода работы

чувства смешанные. раньше я особо не проводила свободное время с коллегами: как будто, наши интересы не очень-то пересекались

а в революте все открытые и общительные! команда прилетела на неделю в Дубай из Англии, Ирландии, Испании и Мексики. я забронировала стол в шикарном ресторане, и мы весь вечер мы только и делали, что отлично проводили время: смеялись, рассказывали истории, разговор вообще не касался работы!

отмечу свои наблюдения после 6 месяцев fully remote работы

1. оказывается, я люблю офис! в Озоне я на выходных иногда ждала понедельника, чтобы снова поехать в офис. очень любила свою живописную дорогу туда по МЦК в любое время года. мне нравилось моё рабочее место и чувство принадлежности. круто, что сейчас во многих компаниях официальный гибрид — это же best of both worlds: и с друллегами (прости Господи) можно потрещать у кофемашины, и дома почиллить, когда хочется, кайф

2. мне очень не хватало личного общения, чтобы построить отношения с людьми. думаю, что в российских компаниях на удаленке еще сложнее, потому что по моему опыту, там смол-токов в начале звонков просто не существует. в революте с этим гораздо лучше: мы хотя бы смеемся, шутим, прикалываемся (с включенными камерами, конечно)

3. а еще личное общение важно для карьеры, потому что это как будто еще один вид соединительной ткани. допустим, ваши скиллы и результаты — это гвозди, на которых «держится» ваша позиция в компании. при этом, социальная репутация — это суперклей. гвозди со временем могут сгнить или выпасть по разным причинам, а приклеенное на суперклей уже вряд ли отвалится. то есть, даже если перформанс оказался слабее ожидаемого, всё равно можно двигаться вперед, просто потому что боссу / команде нравится работать с вами

4. на лидере команды гораздо больше ответственности за фасилитацию «удалённого» общения. это тяжело, иногда некомфортно, или даже кринжово. но надо, если нужны замотивированные и довольные сокомандники

ну и еще, некоторые люди выглядят совсем не так, как я представляла, наблюдая только их торс / лицо на звонках. это был шок. интересно, как они представляли меня 😅

#revoluting

делитесь, вы в каком лагере?
🏆— офис
🍾 — удаленка
🍾127🏆55👍108🔥5
как я стала экстравертом

видели вот эти рилсы «его боялась социофобия», где люди делают яркие поступки публично, выходя из зоны комфорта?

я училась в физ-мат классе, где золотая медаль делала тебя популярным, а не ботаником. у меня медаль была, как и неплохой круг общения, но я всё равно приходила в школу за пару минут до звонка, потому что чувствовала себя очень неуютно. мне казалось, что подойти к группке, где уже говорят о своем = обречь себя на участь прилипалы и изгоя

на втором курсе я перевелась из маленького крымского вуза в огромный питерский политех, и поняла, что дальше так продолжаться не может. папа с детства давал мне читать книги вроде Дейла Карнеги, о том, как общаться и превращать социальный капитал в пользу. эти знания настаивались, и где-то к 18-19 годам я сознательно решила бороться со своей социальной неуверенностью

что я делала:
🥲 буквально заставляла себя ходить на мероприятия и общаться. в то время я 5 лет подряд бывала на ПМЭФ, форумах типа Территории Смыслов. первые годы просто ходила там, глазела на большие стенды и серьезных дядь в костюмах, и тихо уезжала домой. а в последние уже знакомилась с этими дядями и даже заводила смол-токи!

🥲 участвовала в кейс-чемпионатах, дебатах и даже в университетском конкурсе талантов на первом курсе, где выступала с номером на фортепиано и думала, что провалюсь сквозь землю. но получалось круто и всегда с общением.

🥲 начала вести youtube канал. еще и на английском. сначала был лютый кринж, но он в итоге вырос до 110к подписчиков, привил мне любовь к публичным выступлением и помог поставить речь.

🥲 старалась попасть в большие сообщества типа Фонд Первое Поколение в Москве или Будущие Лидеры в Петербурге. там тусовка была похожа на университетскую, поэтому «внедрение» было не очень болезненным, но всё равно каждый раз казалось, что я хуже других.

→ теперь мне ничего не стоит заговорить с незнакомцем, отстоять свои права или пойти тусоваться в новой компании.

короче, побороть социофобию — это как с экстремальным спортом. сначала очень боишься прыгнуть с банджи или скатиться по черной трассе, а в конце чувствуешь опьяняющую радость преодоления. попробуйте! 🏄

#прожизнь
👍44❤‍🔥2016👏8🏆31
делюсь шаблоном Q Plan — как запланировать роадмеп на квартал (ч. 2)

ура, мы продолжаем про квартальное планирование продуктовой разработки! часть 1 можно почитать в этом посте, там про общий подход к кварталам в Revolut

tl;dr — мы начинаем планировать инициативы за 1,5 месяца, чтобы к старту квартала каждый член команды четко понимал задачи, скоуп и цели следующих 3х месяцев

Q Plan — центральный элемент нашего планирования.
это документ, который собирается итеративно, и отвечает на вопросы:
🔦 какова миссия этого квартала?
🔦 какие цели мы преследуем и какие метрики покажут, что мы их достигаем?
🔦 что мы будем делать для достижения этих целей?
почему именно это?
🔦 в какие сроки?
🔦 капаситет разработки нам это позволяет?
🔦 чего нам сейчас не хватает, чтобы достичь целей?

вот тут наш шаблон, который можете использовать у себя, он на английском. идеи по улучшениям принимаются!

#goodstuff

скидывай своему знакомому продакту или начальнику — нам всем нужна экстра поддержка в декабре 🫶🏻
29👍4👏4❤‍🔥3🔥1🏆1
сложнейшая работа в екоме

за время работы в онлайн-ритейле я выделила для себя 2 сложнейших роли в цепочки ценности маркетплейса. эти непризнанные герои: фаерфайтер и сотрудник поддержки.

да, вы правильно подумали, фаерфайтер — это пожарный. тот, кто сидит без сна на дежурстве 24/7 и следит за ключевыми метриками маркетплейса. например, если упало количество заказов в минуту больше чем на заданный порог, фаерфайтер срочно начинает искать ошибки в коде, поднимать ответственную команду и тушить пожар, потому что на кону миллионы у.е. выручки.

но даже ему с бессонными стрессовыми ночами я сочувствую не так сильно, как сотруднику поддержки. вы не представляете, какие ужасы и мерзости пишут люди в чаты маркетплейсов.

как продакт, я часто анализирую негативные обращения пользователей, ищу явные проблемы и зарождающиеся тренды — это помогает в приоритизации роадмепа. но читая даже эти несчастные 3-5% негатива, я чувствую, как у меня волосы шевелятся на голове. не представляю, что приходится испытывать ребятам, работа которых целый день доброжелательно отвечать людям на ужасные сообщения.

из примеров того, что я видела своими глазами:
💀 пожелания смерти сотруднику поддержки и всей его семье, угрозы личной расправы в подробностях, не хуже чем в хоррорах
💀 когда горел склад Озона, восклицания, что и поделом, и что лучше бы весь офис со всеми сотрудниками туда же отправился
💀 оскорбления всеми известными видами мата + уникальные образцы матерного творчества
💀 унижения в длинных и изобретательных формах с обещаниями изнасилования и прочего

за какие смертные обиды пишут такое покупатели, с дрожью в голосе спросите вы?

обычно за то, что доставку посылки с собачьим кормом уже трижды перенесли. или за то, что приехавший из Китая айфон за 5000 руб оказался подделкой, а не оригиналом. или за то, что возврат 311 руб за отмененный заказ идёт уже третий день. и так далее.

типичное хамское обращение к саппорту как к прислуге кажется уже почти добрым после вышеперечисленного!

так что, если будете писать в чат поддержки, отправьте сердечко и пожелайте хорошего дня. возможно, сотруднику уже пришлось сегодня читать о своей скорой кончине в красках 💀
❤‍🔥61😱32💔23🤯11😢8😁1
про мой телеграм канал

яжеавтор, поэтому как-то незаметно оказалась в этой тусовке. теперь на встречах за кофе темы крутятся вокруг тем для постов, общей концепции канала, ценности для читателя, ну и конечно — продвижения.

я вырастила свой канал без вложений в рекламу за 9 месяцев до ~2000 подписчиков. способы:
- я активна во многих других сообществах, люди сами видят ссылку на мой канал
- репосты (по 15-150 на постах)
- один раз делала с другим каналом «перестрелку»
- несколько раз другие каналы писали о моём просто так по своей инициативе

свою первую рекламу я купила неделю назад:
~66 подписчиков по 196 руб пришло с размещения в другом канале, который я сама читаю.
~2 подписчика по 5000 руб пришло с размещения рекламы в яндекс директе, у них есть спешл оффер для каналов.
короче, лучше продолжу расти органически 😂

чтобы четче понять ожидания аудитории, я периодически общаюсь с теми, кто подписался и отписался от моего канала. кстати, многие авторы говорят, что впервые от меня услышали эту фишку — пользуйтесь! несу продуктовый подход в массы 🙌🏻

выяснилось, что причины отписок бывают диаметрально противоположными. кому-то кажется, что в канале перебор с лайфом и слишком мало пользы. кто-то наоборот отписывается, потому что я делаю слишком много практичных постов про работу и мало показываю свою жизнь 🤪

какой итог? невозможно нравиться всем! главное, чтобы канал приносил удовольствие автору — поэтому это самая важная для меня метрика.

к другим метрикам:
- отношение охватов к аудитории (если >50% подписчиков читают новый пост в первые сутки, я довольна. средние охваты у меня >100%)
- вовлечение (кол-во реакций / аудитория, я стремлюсь к 10%)
- конверсия в репост (репосты / просмотры поста, я стремлюсь к 5%)
- лояльность (доля подписчиков со включенными уведомлениями, у меня >28%)
- цена подписчика (в среднем 100-200 руб)

если вы тоже автор, делитесь инсайтами и опытом комментариях!
👍502010👏3👎2🥰1
🎙я на подкасте — говорим про путь от ютуб-блогинга до product ownership в Revolut | «Директор на удалёнке»

в ноябре я была гостьей на подкасте у Насти — мы говорили про те детали моей жизни, которые я еще нигде не обсуждала (говорю как звезда какая-то, прости Господи)

подкаст на час, я уважаю ваше время, поэтому слушать имеет смысл, только если вам интересно про:
- мою социальную неуверенность в школе
- как я стала общительной и заставляла себя быть социальной (подробнее, чем рассказывала в этом посте)
- как я использую нетворкинг в карьере и что такое Фонд Первое Поколение
- что я делала в Озоне и почему я так его люблю
- как пройти отбор в Револют
- что такое лайфстайл департамент в Революте
- релокацию в Дубай из Москвы
- почему я больше люблю корпорации чем стартапы
- как я начала англоязычный youtube-канал на 100к подписчиков и снимала в общаге
- как я сдала IELTS на 8/9 и сделала онлайн-школу
- кто такой product owner в чем его ежедневная работа
- какие различия с ролью product manager
- почему в Революте нет менеджеров продукта, а есть только оунеры
- как я использую наблюдения для осознанности и управления привычками

для этого подкаста купила хороший микрофон! делитесь впечатлениями от прослушивания — как вам?

слушать из-за границы (спотифай и пр.)
слушать на яндекс.музыке
🔥3719👍7🎉52❤‍🔥2🤩2🍾1
новогодняя Москва для тех, кто видит счастье в мелочах 🎄🥂
❤‍🔥4716🎉6👍4👎3🔥2🤣1🍾1
новогодняя рефлексия + вопросы вам

на этой неделе я устраиваю рефлексию с моими близкими людьми. мы садимся завтракать и обсуждаем прошедший год — делимся своими впечатлениями, воспоминаниями, чувствами. создаем образ следующего года: четкими целями или просто намерениями

делюсь и с вами своим списком вопросов! найдите пару часов на выходном, чтобы навести резкость на себя и свою жизнь вместе с партнером, близкими друзьями, семьей или с самим собой



Обзор года:
- "2023 год был годом, когда я..."
- Какие были мои главные достижения и яркие моменты за год? А какие 3 самые любимые воспоминания?
- Кто был наиболее значим в моей жизни в этом году? Почему? - Какой эффект этот человек на меня произвел? Как я хочу развивать наши отношения в следующем году?
- Какие вещи я делал впервые в жизни в этом году?
- Как в целом изменилась моя жизнь в этом году? В какую сторону я двигался?
- На что я потратил больше всего времени и соотносилось ли это с моими приоритетами?

В глубину эмоций:
- Что заставляло меня чувствовать наибольшую страсть в этом году? А что отвращение?
- Что приносило мне мир? А что злило?
- Что заставляло меня чувствовать себя наиболее успешным? А что лузером?
- Что больше всего усиливало мою энергию? А что истощало?
- За что я чаще всего чувствовал благодарность?
- Какое действие я продолжал совершать, которое удерживало меня на месте весь год?
- Какие уроки я усвоил в этом году? Какой из них был главным?

Планы на будущее:
- Какие поставленные цели на 2023 я не достиг? Почему? Есть ли для меня выгода в недостижении этих целей? Какие цели я перенесу на 2024 год?
- Что из 2023 года я оставляю позади? Почему?
- Что для меня успех? Изменилось ли это определение в 2023 году?
- Чего я хочу достичь в 2024 году?
- Как я хочу себя чувствовать в 2024 году?
- Как я могу изменить приложение своего времени и усилий, чтобы приблизится к своим целям?
- Если бы в 2024 моим основным фокусом был бы только Я сам, что бы я начал или наоборот перестал делать?
- Перед чем я испытываю страх? Как я могу начать делать вещи, которых боюсь, в 2024 году?

с наступающим! 🎄🍾
👏27❤‍🔥25🍾87🔥7👍4🎉32🤩2
курица и яйцо на маркетплейсах

в маркетплейсах продукт грубо делится на два направления: Buyer Experience (ВХ) & Seller Experience (SX). на чём фокусироваться? — это проблема 🐓и🥚

я пришла в Озон продактом BХ и доросла до лида. моей основной задачей было улучшать пользовательский опыт, но с оглядкой на рост метрик: GMV (gross merchandise value, иначе валовая выручка маркетплейса) и конверсий в покупку

сейчас в Революте делаю почти то же самое и должна сказать, что самые интересные проекты в этой части — это ранжирование результатов поиска, дизайн каталога и навигации, А/В тесты по увеличению конверсии, собственно и всё…

а вот кто по-настоящему развлекается, так это команда SX! видели картинки айсбергов, которые показывают, что он под водой даже больше чем над? вот эта подводная часть — это команды «счастья продавца», не видимые для обычных покупателей

ребята не просто пилят ЛК для селлеров, а создают отдельную экосистему, в центре которой продавец, не покупатель. например, им нужно подумать про фрод, наглядную аналитику, контроль качества, выплаты, привлечение и удержание. как сделать так, чтобы у продавца не кончался сток, завлечь якорный бренд и тому подобные нетривиальные задачи

Ленни Рачитски в своем исследовании 17 мастодонтов вроде Airbnb, DoorDash, Thumbtack, Etsy, Uber выяснил, что единственный важный фокус на раннем этапе — это привлечение и развитие селлеров, потому что они стимулируют спрос. все успешные игроки на рынке отложили создание бренда и классного опыта покупателя до того момента, пока не достигли ликвидности на площадке

поэтому, маркетплейсы ставят селлера во главу угла. мы даже запускали Ozon Dom — пространства в разных городах для тусовок продавцов. или ComeON — международные конференции для селлеров, на одной из них я выступала в Стамбуле

из-за такого ажиотажа мне всегда хотелось оказаться по ту сторону баррикад и попробовать заработать на маркетплейсе

а вы бы попробовали продавать или +20-30% ежегодного рыночного роста вас не убеждает?
27👍7🔥5❤‍🔥2👏2🤔2
найм за рубежом: как все врут на собесах (ч. 1)

вы в курсе, что Револют — первая крупная международная компания, в которой я работаю. и здесь я впервые столкнулась с последствиями отсутствия привычных трудовых книжек.

на той неделе наш лид разработки заявляет, что проводил собес с кандидатом, который бесстрашно врал о том, что был синьором в Мете. тогда как на поверку не мог решить даже базовых задачек или хотя бы показать код. надо сказать, я была в шоке. но действительно, так как за рубежом нет официальной книжечки со штампами работодателей, то можно и в резюме писать что захочется. как минимум, таким образом повышая конверсию в интервью.

из этого есть важные выводы для кандидатов, которые ищут работу за рубежом:

1) ваши конкуренты не будут гнушаться привлекать внимание громкими именами FAANG. это сильно понижает шансы тех, кто работал в неизвестных за рубежом компаниях СНГ.

2) рекрутёры автоматически делят опыт в резюме на 2, потому что привыкли к тому, что кандидаты часто врут. поэтому, имеет смысл специально приукрашивать, чтобы после «деления» не выглядеть совсем уж невнятным джуном.

3) на собеседованиях часто задают одни и те же вопросы про один и тот же опыт, но с разных сторон. это делается намеренно для того, чтобы проверить будут ли совпадать ваши ответы. если нет — значит, высока вероятность вранья.

4) по этой же причине задают и детальные вопросы вроде «а как вы считали эту метрику 10 лет назад в стартапе «рога и копыта»? если кандидат надолго задумывается и путает, то это красный флаг — возможно, он просто придумывает на ходу. будьте к этому готовы и заучите кейсы из своего резюме наизусть.

5) сомнения в правдивости рассказа могут стать причиной отказа. часто такая причина непонятна и неожиданна для нашего соотечественника, которому кажется, что он отлично ответил на все вопросы, и даже «с трудом, но вспомнил, что делал в на втором месте работы».

поэтому, я рекомендую расписать свой опыт по фреймворку STAR и потренироваться рассказывать о нём складно и логично, перед зеркалом или подопытными друзьями.

всё, чтобы ваш рассказ звучал натурально — это будут проверять разными способами. меня на этапе bar raiser гоняли взад и вперед по резюме несколько раз!

часть 2 про background check тут 👈
🔥92🤯2216👍16🤔4👏3👎1🙈1