закупщик — проклятая позиция или как минимизировать риски найма?
я уже несколько раз писала про наши сложности в найме. приходится писать снова, в этот раз — про закупщика. это уже смешно, но у нас закупщик еще ни разу не задерживался дольше 2х недель. а для нас это критически важная позиция, как минимум чтобы закупать семена.
за время в greeneration я поняла, что для стартапа в общем и для фаундера в частности самое важное — это поиск людей, которым можно доверять. чтобы на каждого можно было положиться как на просто человека, так и на профессионала.
а еще, стартапу важно иметь замену для каждого сотрудника, просто на всякий случай. для стартапа, в котором обычно каждый делает чуть больше обычного, критически важно не терять manpower. одно неожиданное выгорание или увольнение — и бизнес под угрозой.
давайте соберем советы из опыта, которые помогают минимизировать риски плохого подбора. я начну:
☁️ реальная проверка навыков до найма
- тестовое задание
- тестовый день: актуально для производственных компаний или что-то типа оффлайн буткэмпов для стажеров в ИТ
☁️ глубокий референс-чек
- поговорить с бывшими коллегами и боссами кандитата
- задать открытые вопросы про ошибки и неудачи
☁️ kpi на испытательный срок
- качественный онбординг с чёткими цели на первые 3 месяца
- микроменеджмент и поддержка по задачам на испытательном сроке
☁️ оценка совместимости с командой
- финальный собес с несколькими членами команды, чтобы понять, на одной ли они волне
☁️ показатели здоровья (метрики) отдела
- таблица / дэш, в котором укрупнённо видны основной вклад отдела / кандидата за отчетный период
☁️ анализ мотивации
- зачем ему именно наша компания? есть что-то, кроме денег? амбиции?
- насколько у него сейчас критическая жизненная ситуация, которая может толкнуть к необдуманным действиям?
что добавите из своего опыта? #найм
я уже несколько раз писала про наши сложности в найме. приходится писать снова, в этот раз — про закупщика. это уже смешно, но у нас закупщик еще ни разу не задерживался дольше 2х недель. а для нас это критически важная позиция, как минимум чтобы закупать семена.
и вот снова, только наняли классного египтянина, только выдохнули и начали передавать процессы, как он заявил, что нашел работу получше👀 структурные, ответственные люди с опытом в международной логистике и пониманием локального рынка поставщиков — просто на вес золота. например, прошлый закупщик вместо того, чтобы оптимизировать цепочки поставок, бесконечно оптимизировал свою подпись в джимейле. это не шутка...
за время в greeneration я поняла, что для стартапа в общем и для фаундера в частности самое важное — это поиск людей, которым можно доверять. чтобы на каждого можно было положиться как на просто человека, так и на профессионала.
а еще, стартапу важно иметь замену для каждого сотрудника, просто на всякий случай. для стартапа, в котором обычно каждый делает чуть больше обычного, критически важно не терять manpower. одно неожиданное выгорание или увольнение — и бизнес под угрозой.
давайте соберем советы из опыта, которые помогают минимизировать риски плохого подбора. я начну:
- тестовое задание
- тестовый день: актуально для производственных компаний или что-то типа оффлайн буткэмпов для стажеров в ИТ
- поговорить с бывшими коллегами и боссами кандитата
- задать открытые вопросы про ошибки и неудачи
- качественный онбординг с чёткими цели на первые 3 месяца
- микроменеджмент и поддержка по задачам на испытательном сроке
- финальный собес с несколькими членами команды, чтобы понять, на одной ли они волне
- таблица / дэш, в котором укрупнённо видны основной вклад отдела / кандидата за отчетный период
- зачем ему именно наша компания? есть что-то, кроме денег? амбиции?
- насколько у него сейчас критическая жизненная ситуация, которая может толкнуть к необдуманным действиям?
что добавите из своего опыта? #найм
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥23
бесплатный видео-тренажер собеседований, питчей, сложных разговоров, да чего угодно!
прилагается библиотека с разными сценариями разговоров, от google / amazon PM interviewer до MBA admission interviewer в лучшие бизнес-школы мира
+ можете сделать свой сценарий
#goodstuff
прилагается библиотека с разными сценариями разговоров, от google / amazon PM interviewer до MBA admission interviewer в лучшие бизнес-школы мира
+ можете сделать свой сценарий
#goodstuff
изнанка менторства
я менторю продактов уже несколько лет, провела 350+ консультаций. недавно в другом чате обсуждали, зачем и кому нужен ментор, где его искать, и тд. на что я накатала объемный взгляд изнутри. я делаю это не ради денег (т.к. несоизмеримо больше получаю на основной работе), но ради достижений менти. это как подтверждение и моих навыков, и качества вложенных усилий — всегда приятно❤️ #моименти
в менторство стоит приходить с четкой потребностью. например:
- короткий запрос типа "мне нужно, чтобы ментор оценил мой роадмеп / подход к 1-1 с коллегами / другое и дал actionable tips как улучшить"
- длинный запрос типа "я хочу сменить работу и переехать в Чили"
совместная работа может быть разной по длине:
- коротко, 1-2 консультации хватит, если менти просто хочет узнать мой опыт и мнение по конкретному вопросу
- долго, 1-2 месяца, если менти нужно сопровождение. например, при решении большого кейса / сложной задачи / прохождении собесов
с размытыми чувствами в формате "что-то я не уверена в себе на работе, мне что-то не нравится, не знаю..." я бы рекомендовала идти к коучу, который больше работает с мышлением и внутренними установками. по сути, делает так, чтобы появилась уверенность в себе, в своем пути и силы на него.
в менторстве я делаю следующее:
- даю менти перед первой консультацией детальный фрейм для анализа его бекграунда и запроса, чтобы он сам его структурировал и посмотрел с разных сторон
- на встречах я делюсь своим опыом. говорю, как сама бы делала или как делают коллеги в индустрии (благодаря насмотренности), даю шорткаты к решениям
- обязательно поясняю свой ход мысли. огромная ценность от консультаций, о которой говорят менти, это то, что у них четко в голове укладываются вещи, которые до этого хаотично как-то существовали оборванными понятиями и приводили к ступору на работе
- один из классных результатов менторства: четкое понимание менти, как ему дальше двигаться на работе, буквально какие действия делать, как реагировать на среду, как выстраивать отношения с боссом и коллегами, как развивать продукт
- я также отправляю свою базу знаний / конспект обсуждений после созвонов
- иногда прямо на консультации я шерю экран и записываю структурные буллеты своих советов, чтобы у менти в голове сразу возникла визуализация, а не каша типа "ну о чем-то говорили час, не помню о чем"
- ну и конечно, работа продолжается и в чате после звонков. менти может скидывать мне свои рабочие артефакты (таблицы / документы / скрины), по которым я даю комменты и помогаю улучшить, к примеру
я думаю, что платить за менторство — супер, потому что ты по сути, экономишь свое время и покупаешь экспертизу. это обычно стратегия богатых и успешных 🙃 типа rich people buy time. poor people buy stuff. ambitious people buy skills. lazy people buy distraction.
я менторю продактов уже несколько лет, провела 350+ консультаций. недавно в другом чате обсуждали, зачем и кому нужен ментор, где его искать, и тд. на что я накатала объемный взгляд изнутри. я делаю это не ради денег (т.к. несоизмеримо больше получаю на основной работе), но ради достижений менти. это как подтверждение и моих навыков, и качества вложенных усилий — всегда приятно
в менторство стоит приходить с четкой потребностью. например:
- короткий запрос типа "мне нужно, чтобы ментор оценил мой роадмеп / подход к 1-1 с коллегами / другое и дал actionable tips как улучшить"
- длинный запрос типа "я хочу сменить работу и переехать в Чили"
совместная работа может быть разной по длине:
- коротко, 1-2 консультации хватит, если менти просто хочет узнать мой опыт и мнение по конкретному вопросу
- долго, 1-2 месяца, если менти нужно сопровождение. например, при решении большого кейса / сложной задачи / прохождении собесов
с размытыми чувствами в формате "что-то я не уверена в себе на работе, мне что-то не нравится, не знаю..." я бы рекомендовала идти к коучу, который больше работает с мышлением и внутренними установками. по сути, делает так, чтобы появилась уверенность в себе, в своем пути и силы на него.
в менторстве я делаю следующее:
- даю менти перед первой консультацией детальный фрейм для анализа его бекграунда и запроса, чтобы он сам его структурировал и посмотрел с разных сторон
- на встречах я делюсь своим опыом. говорю, как сама бы делала или как делают коллеги в индустрии (благодаря насмотренности), даю шорткаты к решениям
- обязательно поясняю свой ход мысли. огромная ценность от консультаций, о которой говорят менти, это то, что у них четко в голове укладываются вещи, которые до этого хаотично как-то существовали оборванными понятиями и приводили к ступору на работе
- один из классных результатов менторства: четкое понимание менти, как ему дальше двигаться на работе, буквально какие действия делать, как реагировать на среду, как выстраивать отношения с боссом и коллегами, как развивать продукт
- я также отправляю свою базу знаний / конспект обсуждений после созвонов
- иногда прямо на консультации я шерю экран и записываю структурные буллеты своих советов, чтобы у менти в голове сразу возникла визуализация, а не каша типа "ну о чем-то говорили час, не помню о чем"
- ну и конечно, работа продолжается и в чате после звонков. менти может скидывать мне свои рабочие артефакты (таблицы / документы / скрины), по которым я даю комменты и помогаю улучшить, к примеру
я думаю, что платить за менторство — супер, потому что ты по сути, экономишь свое время и покупаешь экспертизу. это обычно стратегия богатых и успешных 🙃 типа rich people buy time. poor people buy stuff. ambitious people buy skills. lazy people buy distraction.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
3 83
продуктовый фреймворк📎 CIRCLES
если вы когда-то бывали на собесe по продукту, то знаете, что product sense — это кейс на умение разобраться в контексте и пользовательских болях. а не проверка на то, как быстро вы предложете решение 🌚
то есть, продуктовый кейс тестирует то как вы действуете в условиях недостатка информации и приоритизируете на каждом этапе. для решения можно опереться на популярный фреймворк, который помогает структурировать продуктовый хаос. следите за буквами.
💝 – comprehend the situation
первая ошибка продактов — сразу предлагать решения, не разобравшись в контексте!
что говорить? сначала задай вопросы собеседующему, чтобы понять, какой конкретно цели нужно достичь в кейсе, какие есть ограничения, какие метрики важны, почему для бизнеса сейчас это важно.
💝 – identify the customer
не стреляем пушкой по воробьям! чем детальнее определена аудитория и её сегменты, тем качественнее сможем предложить решения и тем больший эффект увидим на метриках.
что говорить? проговори, на какие сегменты подразделяется аудитория пользователей продукта и выбери сегмент, на котором будешь концентрироваться дальше.
💝 — report customer needs
это мостик между анализом пользователей и решениями, которые ты дальше предложишь. они должны быть релевантными тому, что реально болит у юзеров.
что говорить? озвучь гипотезы по проблемам для выбранного сегмента пользователей.
💝 – cut through prioritization
нельзя сделать всё сразу, поэтому нужно отсечь лишнее и сфокусироваться на важном. это вообще основная задача продакта на работе.
что говорить? предложи фреймворк для приоритизации болей. сосредоточься на тех, которые касаются большего кол-ва юзеров и потенциальной выручки, например.
💝 — list solutions
вот теперь можно предложить варианты решений для выбранного сегмента и боли. я советую всегда предлагать 3 варианта. их легко потом приоритизировать.
💝 – evaluate trade-offs
в любом решении есть плюсы и минусы. мы не можем предполагать, что каждое решение будет исключительно полезным.
что говорить? оцени их и выбери то решение, которое потребует минимум усилий, но принесет максимум результата.
💝 – summarize recommendations
после всего анализа — выбираем оптимальный вариант и двигаемся дальше.
что говорить? обобщай все шаги предыдущих этапов так, чтобы вывод звучал логично, а финальная рекомендация по решению не выглядела взятой с потолка. она должна соответствовать бизнес-целям, потребностям пользователей и имеющимся ресурсам.
берем на собес? #продуктовый
если вы когда-то бывали на собесe по продукту, то знаете, что product sense — это кейс на умение разобраться в контексте и пользовательских болях. а не проверка на то, как быстро вы предложете решение 🌚
то есть, продуктовый кейс тестирует то как вы действуете в условиях недостатка информации и приоритизируете на каждом этапе. для решения можно опереться на популярный фреймворк, который помогает структурировать продуктовый хаос. следите за буквами.
первая ошибка продактов — сразу предлагать решения, не разобравшись в контексте!
что говорить? сначала задай вопросы собеседующему, чтобы понять, какой конкретно цели нужно достичь в кейсе, какие есть ограничения, какие метрики важны, почему для бизнеса сейчас это важно.
не стреляем пушкой по воробьям! чем детальнее определена аудитория и её сегменты, тем качественнее сможем предложить решения и тем больший эффект увидим на метриках.
что говорить? проговори, на какие сегменты подразделяется аудитория пользователей продукта и выбери сегмент, на котором будешь концентрироваться дальше.
это мостик между анализом пользователей и решениями, которые ты дальше предложишь. они должны быть релевантными тому, что реально болит у юзеров.
что говорить? озвучь гипотезы по проблемам для выбранного сегмента пользователей.
нельзя сделать всё сразу, поэтому нужно отсечь лишнее и сфокусироваться на важном. это вообще основная задача продакта на работе.
что говорить? предложи фреймворк для приоритизации болей. сосредоточься на тех, которые касаются большего кол-ва юзеров и потенциальной выручки, например.
вот теперь можно предложить варианты решений для выбранного сегмента и боли. я советую всегда предлагать 3 варианта. их легко потом приоритизировать.
в любом решении есть плюсы и минусы. мы не можем предполагать, что каждое решение будет исключительно полезным.
что говорить? оцени их и выбери то решение, которое потребует минимум усилий, но принесет максимум результата.
после всего анализа — выбираем оптимальный вариант и двигаемся дальше.
что говорить? обобщай все шаги предыдущих этапов так, чтобы вывод звучал логично, а финальная рекомендация по решению не выглядела взятой с потолка. она должна соответствовать бизнес-целям, потребностям пользователей и имеющимся ресурсам.
берем на собес? #продуктовый
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
третья волна соцтеха и дейтинга
знаете про "кофейни третьей волны"? эти самые подные спешалти места, где все так любят зависать с ноутбуками. погуглите про три волны кофе, там интересно. так вот, я подумала, что пришел соцтех третьей волны, смотрите:
[2005–2012] первая волна – соцсети как чистый онлайн-нетворкинг
интернет — это место, где ты знакомишься с незнакомцами. добавляешь рандомные контакты в icq, споришь на форумах, комментируешь на livejournal. никто не знает, как ты выглядишь, но вы ведёте переписки ночи напролёт. встреча с интернет-другом — событие уровня спецоперации.
[2012–2024] вторая волна — контент и свайпы
соцсети сфокусировались на медиа-контенте и торговле вниманием, а не общении. facebook, instagram, tiktok больше не про диалоги, а про то, как ты выглядишь и что постишь.
тут же расцвет онлайн-дейтинга, который сделал поиск любви игрой со свайпами. tinder и bumble обещали лёгкие знакомства, но по факту сделали людей цифровыми товарами. свайп-марафоны, переписки без встреч, выгорание от выбора. в итоге, у нас тысячи матчей, но одиночество растёт: 27% молодых людей 19-29 лет говорят, что они очень одиноки!
[2024 → будущее] третья волна – соцсети снова про людей, но в реальной жизни
пост-дейтинг, когда технологии не удерживают в экране, а помогают быстрее выходить в офлайн. появляются аппки, которые помогают встретиться оффлайн и подружиться / влюбиться качественнее. например, the breakfast, где по платной подписке вы получаете метч для завтрака с интересным человеком. есть еще формат ужинов с незнакомцами: так работает timeleft за границей или московские аналоги 6 strangers club и eat and meet.
какая волна вам нравилась больше? как думаете, что будет дальше?
знаете про "кофейни третьей волны"? эти самые подные спешалти места, где все так любят зависать с ноутбуками. погуглите про три волны кофе, там интересно. так вот, я подумала, что пришел соцтех третьей волны, смотрите:
[2005–2012] первая волна – соцсети как чистый онлайн-нетворкинг
интернет — это место, где ты знакомишься с незнакомцами. добавляешь рандомные контакты в icq, споришь на форумах, комментируешь на livejournal. никто не знает, как ты выглядишь, но вы ведёте переписки ночи напролёт. встреча с интернет-другом — событие уровня спецоперации.
[2012–2024] вторая волна — контент и свайпы
соцсети сфокусировались на медиа-контенте и торговле вниманием, а не общении. facebook, instagram, tiktok больше не про диалоги, а про то, как ты выглядишь и что постишь.
тут же расцвет онлайн-дейтинга, который сделал поиск любви игрой со свайпами. tinder и bumble обещали лёгкие знакомства, но по факту сделали людей цифровыми товарами. свайп-марафоны, переписки без встреч, выгорание от выбора. в итоге, у нас тысячи матчей, но одиночество растёт: 27% молодых людей 19-29 лет говорят, что они очень одиноки!
[2024 → будущее] третья волна – соцсети снова про людей, но в реальной жизни
пост-дейтинг, когда технологии не удерживают в экране, а помогают быстрее выходить в офлайн. появляются аппки, которые помогают встретиться оффлайн и подружиться / влюбиться качественнее. например, the breakfast, где по платной подписке вы получаете метч для завтрака с интересным человеком. есть еще формат ужинов с незнакомцами: так работает timeleft за границей или московские аналоги 6 strangers club и eat and meet.
какая волна вам нравилась больше? как думаете, что будет дальше?
вчера с подругами ужинали после выставки. за столом собрались известная продакт из яндекса, пиарщица инвестфонда, основательницы коучингового сервиса *insight и дизайн-бюро the spot, ну и я. обсуждали одну талантливую девушку, про которую все слышали, но никто не был знаком. и тут одна из подруг просто спросила: "а она медийная?"
меня этот вопрос впечатлил. с одной стороны, очевидный: мы же привыкли узнавать людей через публичное поле — блоги, выступления, соцсети. но с другой — как редко мы сами думаем о своей медийности. а она работает даже если ты не блогер и не инфлюенсер! да, даже в корпоративной карьере.
на практике оказалось, что даже небольшой личный блог притягивает правильных людей, клиентов, возможности. это мой любимый тейк про управление удачей 🪄
если зайти с более прагматичной стороны, медийность помогает, когда твой личный бренд ассоциируется с экспертностью. тогда ты — first choice, тебя легко вспомнить и именно к тебе прийти за решениями. так, например, благодаря каналу ко мне приходят за консультациями по продакт-менеджменту и маркетингу.
и тут важный момент: медийность — это не просто «постить контент». это управлять своей узнаваемостью, вызывать нужные ассоциации, быть готовым к тому, что тебя будут обсуждать. и вот это, кажется, самый сложный барьер. одно дело бояться камеры или сцены, а другое — осознавать, что твои слова могут разойтись не так, как ты задумал.
но если ты сам не выстраиваешь свой публичный образ, это сделают за тебя. и не факт, что так, как тебе хотелось бы, особенно в корпоративной среде, известной своими сплетнями...
поэтому если думаете про публичность, но боитесь — начинайте с малого. писать в линкедин / телеграм раз в неделю вы точно можете. там даже не надо заморачиваться над картинкой.
из этих соображений я, кстати, и начала этот канал почти 2 года назад 🙃
меня этот вопрос впечатлил. с одной стороны, очевидный: мы же привыкли узнавать людей через публичное поле — блоги, выступления, соцсети. но с другой — как редко мы сами думаем о своей медийности. а она работает даже если ты не блогер и не инфлюенсер! да, даже в корпоративной карьере.
на практике оказалось, что даже небольшой личный блог притягивает правильных людей, клиентов, возможности. это мой любимый тейк про управление удачей 🪄
если зайти с более прагматичной стороны, медийность помогает, когда твой личный бренд ассоциируется с экспертностью. тогда ты — first choice, тебя легко вспомнить и именно к тебе прийти за решениями. так, например, благодаря каналу ко мне приходят за консультациями по продакт-менеджменту и маркетингу.
и тут важный момент: медийность — это не просто «постить контент». это управлять своей узнаваемостью, вызывать нужные ассоциации, быть готовым к тому, что тебя будут обсуждать. и вот это, кажется, самый сложный барьер. одно дело бояться камеры или сцены, а другое — осознавать, что твои слова могут разойтись не так, как ты задумал.
но если ты сам не выстраиваешь свой публичный образ, это сделают за тебя. и не факт, что так, как тебе хотелось бы, особенно в корпоративной среде, известной своими сплетнями...
поэтому если думаете про публичность, но боитесь — начинайте с малого. писать в линкедин / телеграм раз в неделю вы точно можете. там даже не надо заморачиваться над картинкой.
из этих соображений я, кстати, и начала этот канал почти 2 года назад 🙃
1 66 3
avito & uber пытаются заработать деньги, а мы наблюдаем
недавно закончился avito bootcamp, это карьерный кейс-чемпионат для продактов всех мастей, которые хотят развить насмотренность, решить реальную бизнес-задачу, получить фидбек и потенциально оффер. писала об этом в канале раннее!
🎞️ задача кейса состояла в том, чтобы придумать способ вырастить выручку вертикали «авито недвижимость» за счет арендаторов так, чтобы это принесло 500 млн руб / год. да, выручки с владельцев квартир недостаточно.
уже сейчас авито тестирует функцию «ранний доступ», где арендатор платит х руб за получение контакта владельца квартиры раньше других пользователей. это позволяет выхватить классные квартиры в условиях повышенного спроса. в комменты закину, как эта фича выглядит сейчас.
многие в качестве решения предложили подписку на ранний доступ и рост конверсии в покупку подписки. на мой взгляд, это плохая идея, потому что по условиям кейса есть существенное превышение спроса над предложением квартир. то есть, так еще увеличится кол-во юзеров, которые купили контакт и не смогли снять квартиру → ниже NPS, выше затраты на поддержку и обработку тикетов.
другой вариант: углубление влияния авито на сделку. то есть, комиссия с оплат за квартиру прямо на сайте.
🎞️ любопытно, что убер в индии в это же время переходит с комиссионной модели на подписку для водителей. то есть, убер перестает быть платформой для совершения сделки между водителем и пассажиром, а становится просто saas-компанией, которая зарабатывает на подписке. водители платят ежемесячно за доступ к лидам, но дальше они сами «закрывают сделку»: договариваются с пассажиром о цене и получают оплату. только кешем или по индийскому сбп!
это случилось потому что:
1) водители выходили на стачки против огромных комиссиий сервиса (20-40%)
2) нужно оставаться востребованным в стране, где конкуренты (rapido, ola) уже ввели такие условия
в россии я встречала водителей, которые отказываются везти по тарифу яндекс такси, просят отменять поездку и называют свою цену, особенно в аэропортах.
какая модель вам кажется более честной? комиссия со сделки / оплата за контакт / подписка / другое? как думаете, российский рынок такси перейдет на подписную модель?
недавно закончился avito bootcamp, это карьерный кейс-чемпионат для продактов всех мастей, которые хотят развить насмотренность, решить реальную бизнес-задачу, получить фидбек и потенциально оффер. писала об этом в канале раннее!
уже сейчас авито тестирует функцию «ранний доступ», где арендатор платит х руб за получение контакта владельца квартиры раньше других пользователей. это позволяет выхватить классные квартиры в условиях повышенного спроса. в комменты закину, как эта фича выглядит сейчас.
многие в качестве решения предложили подписку на ранний доступ и рост конверсии в покупку подписки. на мой взгляд, это плохая идея, потому что по условиям кейса есть существенное превышение спроса над предложением квартир. то есть, так еще увеличится кол-во юзеров, которые купили контакт и не смогли снять квартиру → ниже NPS, выше затраты на поддержку и обработку тикетов.
другой вариант: углубление влияния авито на сделку. то есть, комиссия с оплат за квартиру прямо на сайте.
это случилось потому что:
1) водители выходили на стачки против огромных комиссиий сервиса (20-40%)
2) нужно оставаться востребованным в стране, где конкуренты (rapido, ola) уже ввели такие условия
в россии я встречала водителей, которые отказываются везти по тарифу яндекс такси, просят отменять поездку и называют свою цену, особенно в аэропортах.
какая модель вам кажется более честной? комиссия со сделки / оплата за контакт / подписка / другое? как думаете, российский рынок такси перейдет на подписную модель?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
инвесторы не любят ROI
есть такой фонд, называется episode 1 ventures. они проанализировали 7 000 питчдеков, чтобы выявить корреляцию с паттернами, которые увеличивают шансы на успех. монстры!
💰 рекомендуют добавить в дек
1) LTV клиента и юнит-экономика удваивает шансы на успешный раунд → фаундеры считают деньги и понимают стратегию монетизации. ок, если расчёты строятся на гипотезах на ранних стадиях. это лучше, чем полное отсутствие финансовой модели.
2) чётко показать объём рынка (TAM/SAM/SOM) заметно повышает шансы на раунд. тут я бы добавила, что инвесторам важен не просто большой рынок, а обоснование, почему именно сейчас самое время для вашего стартапа. потому что рынок-то можно и неправильно оценить в абсолютных цифрах.
3) если вы прямо указываете, сколько денег или времени экономит ваш продукт, шанс закрыть раунд почти удваивается. инвесторы любят конкретику: вместо «оптимизируем бизнес-процессы» покажите «экономим компаниям $5 000 в месяц».
🚫 лучше убрать из дека
1) ROI — указывать возврат на инвестиции в ранней стадии бесполезно, компании, которые делали на этом акцент, реже поднимали раунд. это выглядит либо как вода, либо как неубедительные прогнозы.
2) milestones — когда фаундеры слишком акцентируют внимание на вехах и достижениях. меня это удивило, потому что я думала, что инвесторы в первую очередь гонятся за трекшеном. но кажется, им важнее увидеть стратегию масштабирования, а не список выполненных тасков.
и еще, длина питчдека статистически не влияет на успех. важнее структура и содержание, а не количество слайдов.
упоминание конкурентов и сравнительная аналитика в исследовании не оценивалась, но логично, что хороший дек без этого не обойдётся.
#продуктовый
есть такой фонд, называется episode 1 ventures. они проанализировали 7 000 питчдеков, чтобы выявить корреляцию с паттернами, которые увеличивают шансы на успех. монстры!
💰 рекомендуют добавить в дек
1) LTV клиента и юнит-экономика удваивает шансы на успешный раунд → фаундеры считают деньги и понимают стратегию монетизации. ок, если расчёты строятся на гипотезах на ранних стадиях. это лучше, чем полное отсутствие финансовой модели.
2) чётко показать объём рынка (TAM/SAM/SOM) заметно повышает шансы на раунд. тут я бы добавила, что инвесторам важен не просто большой рынок, а обоснование, почему именно сейчас самое время для вашего стартапа. потому что рынок-то можно и неправильно оценить в абсолютных цифрах.
3) если вы прямо указываете, сколько денег или времени экономит ваш продукт, шанс закрыть раунд почти удваивается. инвесторы любят конкретику: вместо «оптимизируем бизнес-процессы» покажите «экономим компаниям $5 000 в месяц».
🚫 лучше убрать из дека
1) ROI — указывать возврат на инвестиции в ранней стадии бесполезно, компании, которые делали на этом акцент, реже поднимали раунд. это выглядит либо как вода, либо как неубедительные прогнозы.
2) milestones — когда фаундеры слишком акцентируют внимание на вехах и достижениях. меня это удивило, потому что я думала, что инвесторы в первую очередь гонятся за трекшеном. но кажется, им важнее увидеть стратегию масштабирования, а не список выполненных тасков.
и еще, длина питчдека статистически не влияет на успех. важнее структура и содержание, а не количество слайдов.
упоминание конкурентов и сравнительная аналитика в исследовании не оценивалась, но логично, что хороший дек без этого не обойдётся.
#продуктовый
пробую folk CRM
мода на clean design как в notion нашла отражение и в этой CRMке для холодного аутрича, которая умеет:
❤️ подтягивать контакты лидов прямо со страниц линка или в таблицы
❤️ генерировать сообщения и письма на основе контекста про лида
❤️ собирать все точки контакта с лидом из разных приложений
❤️ проактивно напоминаеть про фоллоу-апы
стандартный тариф стоит $20/мес за пользователя, но с ограничениями по кол-ву имейлов. интерфейс напоминает ноушен: нет элементов, отвлекающих внимание.
мне определенно понравился их лендинг, а нескоторые формулировки типа "suprpisingly proactive" у меня вызвали эмоциональный отклик и желание срочно попробовать. не понравилось то, что нет онбординга.
то есть, сначала предложили следующие юзкейсы на выбор:❤️ продать больше ❤️ нанять людей ❤️ поднять деньги ❤️ инвестировать ❤️ сконнеститься с партнерами
базируясь на выборе, настроили пайплайны, что классно. но дальше я осталась на зияющем пустотой окне со списком своих импортированных имейлов и всё... следующий мой шаг не направляют.
не забывайте про онбординг в ваших продуктах! 🤞
мода на clean design как в notion нашла отражение и в этой CRMке для холодного аутрича, которая умеет:
стандартный тариф стоит $20/мес за пользователя, но с ограничениями по кол-ву имейлов. интерфейс напоминает ноушен: нет элементов, отвлекающих внимание.
мне определенно понравился их лендинг, а нескоторые формулировки типа "suprpisingly proactive" у меня вызвали эмоциональный отклик и желание срочно попробовать. не понравилось то, что нет онбординга.
то есть, сначала предложили следующие юзкейсы на выбор:
базируясь на выборе, настроили пайплайны, что классно. но дальше я осталась на зияющем пустотой окне со списком своих импортированных имейлов и всё... следующий мой шаг не направляют.
не забывайте про онбординг в ваших продуктах! 🤞
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
кажется, я вижу текст, а вы нет? 🐯 напишите в комменты, пожалуйста, отображается ли он у вас и как это вообще возможно...
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
командировка! на этой неделе мы в нидерландах, стране колхозников, которые десятилетями управляют самыми успешными в мире вертикальными (и не только) теплицами. зацените традиционную многоярусную вазу для тюльпанов на фото! 🌷
листы и цветы из голландии вы совершенно точно ели в ресторанных салатах. мы приехали, чтобы своими глазами посмотреть на рынок премиальных ингредиентов и новые технологии гидропонного выращивания →
рынок меняется быстрее, чем кажется
особенно в агротехнологиях. ИИ регулирует освещение (а оно влияет на вкус и текстуру растений). роботы стригут микрозелень и укладывают в коробочки. нейросети следят за здоровьем каждого листика. мы в дубае всё еще по-старинкe делаем, конечно... руками.
попасть можно даже к прямым конкурентам
в айти это уже давно ок: конкуренты ходят на одни и те же конференции, рассказывают друг другу про свои технологии и UX решения. в других индустриях открытость чуть ниже. поэтому было круто попасть на встречу в koppert cress — это наш самый прямой конкурент, хоть и официально на нашем рынке не представлен. у них гиганские площади выращивания в городе под милым названием монстер. на рынке они уже 30 лет, и в дубае их ассортимент почти везде: съедобные цветы и микрозелень как у нас, только прямиком из нидерландов на самолёте.
b2b всё равно важен личный коннект
koppert cress это нащупали очень рано, установив большую кухню прямо в теплице (представьте, как защищали этот проект с точки зрения roi!). туда они приглашают шефов, которые экспериментируют с ингридиентами. так шефы становятся евангелистами бренда и везут его дальше с собой в разные страны. например, по словам конкурента они изначально были даже не в курсе, что их товар стоял на дубайских кухнях. шефы-фанаты сами начали его завозить.
🌱 короче, дружите с прямыми конкурентами, чтобы чётче видеть свои собственные слабые места и действовать проактивно, а не реактивно.
листы и цветы из голландии вы совершенно точно ели в ресторанных салатах. мы приехали, чтобы своими глазами посмотреть на рынок премиальных ингредиентов и новые технологии гидропонного выращивания →
рынок меняется быстрее, чем кажется
особенно в агротехнологиях. ИИ регулирует освещение (а оно влияет на вкус и текстуру растений). роботы стригут микрозелень и укладывают в коробочки. нейросети следят за здоровьем каждого листика. мы в дубае всё еще по-старинкe делаем, конечно... руками.
попасть можно даже к прямым конкурентам
в айти это уже давно ок: конкуренты ходят на одни и те же конференции, рассказывают друг другу про свои технологии и UX решения. в других индустриях открытость чуть ниже. поэтому было круто попасть на встречу в koppert cress — это наш самый прямой конкурент, хоть и официально на нашем рынке не представлен. у них гиганские площади выращивания в городе под милым названием монстер. на рынке они уже 30 лет, и в дубае их ассортимент почти везде: съедобные цветы и микрозелень как у нас, только прямиком из нидерландов на самолёте.
b2b всё равно важен личный коннект
koppert cress это нащупали очень рано, установив большую кухню прямо в теплице (представьте, как защищали этот проект с точки зрения roi!). туда они приглашают шефов, которые экспериментируют с ингридиентами. так шефы становятся евангелистами бренда и везут его дальше с собой в разные страны. например, по словам конкурента они изначально были даже не в курсе, что их товар стоял на дубайских кухнях. шефы-фанаты сами начали его завозить.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
темные паттерны в дизайне: незаметно подписать и не дать отписаться
в 2023 г. федеральная торговая комиссия США подала иск против amazon за использование темных паттернов в сервисе prime. то есть, еком обвинили в намеренном обмане пользователей.
🔵 как юзеров подписывали на prime:
- огромная желтая кнопка «подписаться», рядом еле заметная ссылка для отказа.
- цена подписки скрыта под линией сгиба (ниже скролла на мобилке). пользователь видит только «бесплатную доставку» и мгновенную скидку.
- сравнительная таблица не показывает цену prime явно.
- путаница между prime и prime video. более дешевый вариант спрятан на другом экране, многие даже не знают, что есть выбор.
🔵 как не давали отписаться:
весь процесс назвали «iliad flow» — в честь эпической поэмы с долгими и сложными поворотами сюжета!
- чтобы отписаться, нужно было пройти 4 страницы и сделать 6 кликов.
- кнопка «end membership» не заканчивала подписку, а переводила на следующий шаг.
- на финальном экране кнопка реальной отмены подписки («end now») была ниже остальных кнопок, которые наоборот оставляли подписку активной.
конкретные темные паттерны, в которых обвиняют амазон:
- confirmshaming, то есть манипуляция чувством стыда при отказе от подписки
- obstruction, создание препятствий при попытке отмены подписки
- false hierarchies ложные иерархии при выборе товаров с непропорциональными ценовыми разрывами. например, когда при сравнении планов навязывается один из них.
представь, что ты СЕО/СРО — что выбираешь?
🌟 — рост конверсии за счет темных паттернов
⭐️ — чистая репутация и упущенная выгода
{я удивлена результатам голосования!}
в 2023 г. федеральная торговая комиссия США подала иск против amazon за использование темных паттернов в сервисе prime. то есть, еком обвинили в намеренном обмане пользователей.
- огромная желтая кнопка «подписаться», рядом еле заметная ссылка для отказа.
- цена подписки скрыта под линией сгиба (ниже скролла на мобилке). пользователь видит только «бесплатную доставку» и мгновенную скидку.
- сравнительная таблица не показывает цену prime явно.
- путаница между prime и prime video. более дешевый вариант спрятан на другом экране, многие даже не знают, что есть выбор.
весь процесс назвали «iliad flow» — в честь эпической поэмы с долгими и сложными поворотами сюжета!
- чтобы отписаться, нужно было пройти 4 страницы и сделать 6 кликов.
- кнопка «end membership» не заканчивала подписку, а переводила на следующий шаг.
- на финальном экране кнопка реальной отмены подписки («end now») была ниже остальных кнопок, которые наоборот оставляли подписку активной.
конкретные темные паттерны, в которых обвиняют амазон:
- confirmshaming, то есть манипуляция чувством стыда при отказе от подписки
- obstruction, создание препятствий при попытке отмены подписки
- false hierarchies ложные иерархии при выборе товаров с непропорциональными ценовыми разрывами. например, когда при сравнении планов навязывается один из них.
представь, что ты СЕО/СРО — что выбираешь?
{я удивлена результатам голосования!}
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM