продуктовый фреймворк📎 CIRCLES
если вы когда-то бывали на собесe по продукту, то знаете, что product sense — это кейс на умение разобраться в контексте и пользовательских болях. а не проверка на то, как быстро вы предложете решение 🌚
то есть, продуктовый кейс тестирует то как вы действуете в условиях недостатка информации и приоритизируете на каждом этапе. для решения можно опереться на популярный фреймворк, который помогает структурировать продуктовый хаос. следите за буквами.
💝 – comprehend the situation
первая ошибка продактов — сразу предлагать решения, не разобравшись в контексте!
что говорить? сначала задай вопросы собеседующему, чтобы понять, какой конкретно цели нужно достичь в кейсе, какие есть ограничения, какие метрики важны, почему для бизнеса сейчас это важно.
💝 – identify the customer
не стреляем пушкой по воробьям! чем детальнее определена аудитория и её сегменты, тем качественнее сможем предложить решения и тем больший эффект увидим на метриках.
что говорить? проговори, на какие сегменты подразделяется аудитория пользователей продукта и выбери сегмент, на котором будешь концентрироваться дальше.
💝 — report customer needs
это мостик между анализом пользователей и решениями, которые ты дальше предложишь. они должны быть релевантными тому, что реально болит у юзеров.
что говорить? озвучь гипотезы по проблемам для выбранного сегмента пользователей.
💝 – cut through prioritization
нельзя сделать всё сразу, поэтому нужно отсечь лишнее и сфокусироваться на важном. это вообще основная задача продакта на работе.
что говорить? предложи фреймворк для приоритизации болей. сосредоточься на тех, которые касаются большего кол-ва юзеров и потенциальной выручки, например.
💝 — list solutions
вот теперь можно предложить варианты решений для выбранного сегмента и боли. я советую всегда предлагать 3 варианта. их легко потом приоритизировать.
💝 – evaluate trade-offs
в любом решении есть плюсы и минусы. мы не можем предполагать, что каждое решение будет исключительно полезным.
что говорить? оцени их и выбери то решение, которое потребует минимум усилий, но принесет максимум результата.
💝 – summarize recommendations
после всего анализа — выбираем оптимальный вариант и двигаемся дальше.
что говорить? обобщай все шаги предыдущих этапов так, чтобы вывод звучал логично, а финальная рекомендация по решению не выглядела взятой с потолка. она должна соответствовать бизнес-целям, потребностям пользователей и имеющимся ресурсам.
берем на собес? #продуктовый
если вы когда-то бывали на собесe по продукту, то знаете, что product sense — это кейс на умение разобраться в контексте и пользовательских болях. а не проверка на то, как быстро вы предложете решение 🌚
то есть, продуктовый кейс тестирует то как вы действуете в условиях недостатка информации и приоритизируете на каждом этапе. для решения можно опереться на популярный фреймворк, который помогает структурировать продуктовый хаос. следите за буквами.
первая ошибка продактов — сразу предлагать решения, не разобравшись в контексте!
что говорить? сначала задай вопросы собеседующему, чтобы понять, какой конкретно цели нужно достичь в кейсе, какие есть ограничения, какие метрики важны, почему для бизнеса сейчас это важно.
не стреляем пушкой по воробьям! чем детальнее определена аудитория и её сегменты, тем качественнее сможем предложить решения и тем больший эффект увидим на метриках.
что говорить? проговори, на какие сегменты подразделяется аудитория пользователей продукта и выбери сегмент, на котором будешь концентрироваться дальше.
это мостик между анализом пользователей и решениями, которые ты дальше предложишь. они должны быть релевантными тому, что реально болит у юзеров.
что говорить? озвучь гипотезы по проблемам для выбранного сегмента пользователей.
нельзя сделать всё сразу, поэтому нужно отсечь лишнее и сфокусироваться на важном. это вообще основная задача продакта на работе.
что говорить? предложи фреймворк для приоритизации болей. сосредоточься на тех, которые касаются большего кол-ва юзеров и потенциальной выручки, например.
вот теперь можно предложить варианты решений для выбранного сегмента и боли. я советую всегда предлагать 3 варианта. их легко потом приоритизировать.
в любом решении есть плюсы и минусы. мы не можем предполагать, что каждое решение будет исключительно полезным.
что говорить? оцени их и выбери то решение, которое потребует минимум усилий, но принесет максимум результата.
после всего анализа — выбираем оптимальный вариант и двигаемся дальше.
что говорить? обобщай все шаги предыдущих этапов так, чтобы вывод звучал логично, а финальная рекомендация по решению не выглядела взятой с потолка. она должна соответствовать бизнес-целям, потребностям пользователей и имеющимся ресурсам.
берем на собес? #продуктовый
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
третья волна соцтеха и дейтинга
знаете про "кофейни третьей волны"? эти самые подные спешалти места, где все так любят зависать с ноутбуками. погуглите про три волны кофе, там интересно. так вот, я подумала, что пришел соцтех третьей волны, смотрите:
[2005–2012] первая волна – соцсети как чистый онлайн-нетворкинг
интернет — это место, где ты знакомишься с незнакомцами. добавляешь рандомные контакты в icq, споришь на форумах, комментируешь на livejournal. никто не знает, как ты выглядишь, но вы ведёте переписки ночи напролёт. встреча с интернет-другом — событие уровня спецоперации.
[2012–2024] вторая волна — контент и свайпы
соцсети сфокусировались на медиа-контенте и торговле вниманием, а не общении. facebook, instagram, tiktok больше не про диалоги, а про то, как ты выглядишь и что постишь.
тут же расцвет онлайн-дейтинга, который сделал поиск любви игрой со свайпами. tinder и bumble обещали лёгкие знакомства, но по факту сделали людей цифровыми товарами. свайп-марафоны, переписки без встреч, выгорание от выбора. в итоге, у нас тысячи матчей, но одиночество растёт: 27% молодых людей 19-29 лет говорят, что они очень одиноки!
[2024 → будущее] третья волна – соцсети снова про людей, но в реальной жизни
пост-дейтинг, когда технологии не удерживают в экране, а помогают быстрее выходить в офлайн. появляются аппки, которые помогают встретиться оффлайн и подружиться / влюбиться качественнее. например, the breakfast, где по платной подписке вы получаете метч для завтрака с интересным человеком. есть еще формат ужинов с незнакомцами: так работает timeleft за границей или московские аналоги 6 strangers club и eat and meet.
какая волна вам нравилась больше? как думаете, что будет дальше?
знаете про "кофейни третьей волны"? эти самые подные спешалти места, где все так любят зависать с ноутбуками. погуглите про три волны кофе, там интересно. так вот, я подумала, что пришел соцтех третьей волны, смотрите:
[2005–2012] первая волна – соцсети как чистый онлайн-нетворкинг
интернет — это место, где ты знакомишься с незнакомцами. добавляешь рандомные контакты в icq, споришь на форумах, комментируешь на livejournal. никто не знает, как ты выглядишь, но вы ведёте переписки ночи напролёт. встреча с интернет-другом — событие уровня спецоперации.
[2012–2024] вторая волна — контент и свайпы
соцсети сфокусировались на медиа-контенте и торговле вниманием, а не общении. facebook, instagram, tiktok больше не про диалоги, а про то, как ты выглядишь и что постишь.
тут же расцвет онлайн-дейтинга, который сделал поиск любви игрой со свайпами. tinder и bumble обещали лёгкие знакомства, но по факту сделали людей цифровыми товарами. свайп-марафоны, переписки без встреч, выгорание от выбора. в итоге, у нас тысячи матчей, но одиночество растёт: 27% молодых людей 19-29 лет говорят, что они очень одиноки!
[2024 → будущее] третья волна – соцсети снова про людей, но в реальной жизни
пост-дейтинг, когда технологии не удерживают в экране, а помогают быстрее выходить в офлайн. появляются аппки, которые помогают встретиться оффлайн и подружиться / влюбиться качественнее. например, the breakfast, где по платной подписке вы получаете метч для завтрака с интересным человеком. есть еще формат ужинов с незнакомцами: так работает timeleft за границей или московские аналоги 6 strangers club и eat and meet.
какая волна вам нравилась больше? как думаете, что будет дальше?
вчера с подругами ужинали после выставки. за столом собрались известная продакт из яндекса, пиарщица инвестфонда, основательницы коучингового сервиса *insight и дизайн-бюро the spot, ну и я. обсуждали одну талантливую девушку, про которую все слышали, но никто не был знаком. и тут одна из подруг просто спросила: "а она медийная?"
меня этот вопрос впечатлил. с одной стороны, очевидный: мы же привыкли узнавать людей через публичное поле — блоги, выступления, соцсети. но с другой — как редко мы сами думаем о своей медийности. а она работает даже если ты не блогер и не инфлюенсер! да, даже в корпоративной карьере.
на практике оказалось, что даже небольшой личный блог притягивает правильных людей, клиентов, возможности. это мой любимый тейк про управление удачей 🪄
если зайти с более прагматичной стороны, медийность помогает, когда твой личный бренд ассоциируется с экспертностью. тогда ты — first choice, тебя легко вспомнить и именно к тебе прийти за решениями. так, например, благодаря каналу ко мне приходят за консультациями по продакт-менеджменту и маркетингу.
и тут важный момент: медийность — это не просто «постить контент». это управлять своей узнаваемостью, вызывать нужные ассоциации, быть готовым к тому, что тебя будут обсуждать. и вот это, кажется, самый сложный барьер. одно дело бояться камеры или сцены, а другое — осознавать, что твои слова могут разойтись не так, как ты задумал.
но если ты сам не выстраиваешь свой публичный образ, это сделают за тебя. и не факт, что так, как тебе хотелось бы, особенно в корпоративной среде, известной своими сплетнями...
поэтому если думаете про публичность, но боитесь — начинайте с малого. писать в линкедин / телеграм раз в неделю вы точно можете. там даже не надо заморачиваться над картинкой.
из этих соображений я, кстати, и начала этот канал почти 2 года назад 🙃
меня этот вопрос впечатлил. с одной стороны, очевидный: мы же привыкли узнавать людей через публичное поле — блоги, выступления, соцсети. но с другой — как редко мы сами думаем о своей медийности. а она работает даже если ты не блогер и не инфлюенсер! да, даже в корпоративной карьере.
на практике оказалось, что даже небольшой личный блог притягивает правильных людей, клиентов, возможности. это мой любимый тейк про управление удачей 🪄
если зайти с более прагматичной стороны, медийность помогает, когда твой личный бренд ассоциируется с экспертностью. тогда ты — first choice, тебя легко вспомнить и именно к тебе прийти за решениями. так, например, благодаря каналу ко мне приходят за консультациями по продакт-менеджменту и маркетингу.
и тут важный момент: медийность — это не просто «постить контент». это управлять своей узнаваемостью, вызывать нужные ассоциации, быть готовым к тому, что тебя будут обсуждать. и вот это, кажется, самый сложный барьер. одно дело бояться камеры или сцены, а другое — осознавать, что твои слова могут разойтись не так, как ты задумал.
но если ты сам не выстраиваешь свой публичный образ, это сделают за тебя. и не факт, что так, как тебе хотелось бы, особенно в корпоративной среде, известной своими сплетнями...
поэтому если думаете про публичность, но боитесь — начинайте с малого. писать в линкедин / телеграм раз в неделю вы точно можете. там даже не надо заморачиваться над картинкой.
из этих соображений я, кстати, и начала этот канал почти 2 года назад 🙃
1 66 3
avito & uber пытаются заработать деньги, а мы наблюдаем
недавно закончился avito bootcamp, это карьерный кейс-чемпионат для продактов всех мастей, которые хотят развить насмотренность, решить реальную бизнес-задачу, получить фидбек и потенциально оффер. писала об этом в канале раннее!
🎞️ задача кейса состояла в том, чтобы придумать способ вырастить выручку вертикали «авито недвижимость» за счет арендаторов так, чтобы это принесло 500 млн руб / год. да, выручки с владельцев квартир недостаточно.
уже сейчас авито тестирует функцию «ранний доступ», где арендатор платит х руб за получение контакта владельца квартиры раньше других пользователей. это позволяет выхватить классные квартиры в условиях повышенного спроса. в комменты закину, как эта фича выглядит сейчас.
многие в качестве решения предложили подписку на ранний доступ и рост конверсии в покупку подписки. на мой взгляд, это плохая идея, потому что по условиям кейса есть существенное превышение спроса над предложением квартир. то есть, так еще увеличится кол-во юзеров, которые купили контакт и не смогли снять квартиру → ниже NPS, выше затраты на поддержку и обработку тикетов.
другой вариант: углубление влияния авито на сделку. то есть, комиссия с оплат за квартиру прямо на сайте.
🎞️ любопытно, что убер в индии в это же время переходит с комиссионной модели на подписку для водителей. то есть, убер перестает быть платформой для совершения сделки между водителем и пассажиром, а становится просто saas-компанией, которая зарабатывает на подписке. водители платят ежемесячно за доступ к лидам, но дальше они сами «закрывают сделку»: договариваются с пассажиром о цене и получают оплату. только кешем или по индийскому сбп!
это случилось потому что:
1) водители выходили на стачки против огромных комиссиий сервиса (20-40%)
2) нужно оставаться востребованным в стране, где конкуренты (rapido, ola) уже ввели такие условия
в россии я встречала водителей, которые отказываются везти по тарифу яндекс такси, просят отменять поездку и называют свою цену, особенно в аэропортах.
какая модель вам кажется более честной? комиссия со сделки / оплата за контакт / подписка / другое? как думаете, российский рынок такси перейдет на подписную модель?
недавно закончился avito bootcamp, это карьерный кейс-чемпионат для продактов всех мастей, которые хотят развить насмотренность, решить реальную бизнес-задачу, получить фидбек и потенциально оффер. писала об этом в канале раннее!
уже сейчас авито тестирует функцию «ранний доступ», где арендатор платит х руб за получение контакта владельца квартиры раньше других пользователей. это позволяет выхватить классные квартиры в условиях повышенного спроса. в комменты закину, как эта фича выглядит сейчас.
многие в качестве решения предложили подписку на ранний доступ и рост конверсии в покупку подписки. на мой взгляд, это плохая идея, потому что по условиям кейса есть существенное превышение спроса над предложением квартир. то есть, так еще увеличится кол-во юзеров, которые купили контакт и не смогли снять квартиру → ниже NPS, выше затраты на поддержку и обработку тикетов.
другой вариант: углубление влияния авито на сделку. то есть, комиссия с оплат за квартиру прямо на сайте.
это случилось потому что:
1) водители выходили на стачки против огромных комиссиий сервиса (20-40%)
2) нужно оставаться востребованным в стране, где конкуренты (rapido, ola) уже ввели такие условия
в россии я встречала водителей, которые отказываются везти по тарифу яндекс такси, просят отменять поездку и называют свою цену, особенно в аэропортах.
какая модель вам кажется более честной? комиссия со сделки / оплата за контакт / подписка / другое? как думаете, российский рынок такси перейдет на подписную модель?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
инвесторы не любят ROI
есть такой фонд, называется episode 1 ventures. они проанализировали 7 000 питчдеков, чтобы выявить корреляцию с паттернами, которые увеличивают шансы на успех. монстры!
💰 рекомендуют добавить в дек
1) LTV клиента и юнит-экономика удваивает шансы на успешный раунд → фаундеры считают деньги и понимают стратегию монетизации. ок, если расчёты строятся на гипотезах на ранних стадиях. это лучше, чем полное отсутствие финансовой модели.
2) чётко показать объём рынка (TAM/SAM/SOM) заметно повышает шансы на раунд. тут я бы добавила, что инвесторам важен не просто большой рынок, а обоснование, почему именно сейчас самое время для вашего стартапа. потому что рынок-то можно и неправильно оценить в абсолютных цифрах.
3) если вы прямо указываете, сколько денег или времени экономит ваш продукт, шанс закрыть раунд почти удваивается. инвесторы любят конкретику: вместо «оптимизируем бизнес-процессы» покажите «экономим компаниям $5 000 в месяц».
🚫 лучше убрать из дека
1) ROI — указывать возврат на инвестиции в ранней стадии бесполезно, компании, которые делали на этом акцент, реже поднимали раунд. это выглядит либо как вода, либо как неубедительные прогнозы.
2) milestones — когда фаундеры слишком акцентируют внимание на вехах и достижениях. меня это удивило, потому что я думала, что инвесторы в первую очередь гонятся за трекшеном. но кажется, им важнее увидеть стратегию масштабирования, а не список выполненных тасков.
и еще, длина питчдека статистически не влияет на успех. важнее структура и содержание, а не количество слайдов.
упоминание конкурентов и сравнительная аналитика в исследовании не оценивалась, но логично, что хороший дек без этого не обойдётся.
#продуктовый
есть такой фонд, называется episode 1 ventures. они проанализировали 7 000 питчдеков, чтобы выявить корреляцию с паттернами, которые увеличивают шансы на успех. монстры!
💰 рекомендуют добавить в дек
1) LTV клиента и юнит-экономика удваивает шансы на успешный раунд → фаундеры считают деньги и понимают стратегию монетизации. ок, если расчёты строятся на гипотезах на ранних стадиях. это лучше, чем полное отсутствие финансовой модели.
2) чётко показать объём рынка (TAM/SAM/SOM) заметно повышает шансы на раунд. тут я бы добавила, что инвесторам важен не просто большой рынок, а обоснование, почему именно сейчас самое время для вашего стартапа. потому что рынок-то можно и неправильно оценить в абсолютных цифрах.
3) если вы прямо указываете, сколько денег или времени экономит ваш продукт, шанс закрыть раунд почти удваивается. инвесторы любят конкретику: вместо «оптимизируем бизнес-процессы» покажите «экономим компаниям $5 000 в месяц».
🚫 лучше убрать из дека
1) ROI — указывать возврат на инвестиции в ранней стадии бесполезно, компании, которые делали на этом акцент, реже поднимали раунд. это выглядит либо как вода, либо как неубедительные прогнозы.
2) milestones — когда фаундеры слишком акцентируют внимание на вехах и достижениях. меня это удивило, потому что я думала, что инвесторы в первую очередь гонятся за трекшеном. но кажется, им важнее увидеть стратегию масштабирования, а не список выполненных тасков.
и еще, длина питчдека статистически не влияет на успех. важнее структура и содержание, а не количество слайдов.
упоминание конкурентов и сравнительная аналитика в исследовании не оценивалась, но логично, что хороший дек без этого не обойдётся.
#продуктовый
пробую folk CRM
мода на clean design как в notion нашла отражение и в этой CRMке для холодного аутрича, которая умеет:
❤️ подтягивать контакты лидов прямо со страниц линка или в таблицы
❤️ генерировать сообщения и письма на основе контекста про лида
❤️ собирать все точки контакта с лидом из разных приложений
❤️ проактивно напоминаеть про фоллоу-апы
стандартный тариф стоит $20/мес за пользователя, но с ограничениями по кол-ву имейлов. интерфейс напоминает ноушен: нет элементов, отвлекающих внимание.
мне определенно понравился их лендинг, а нескоторые формулировки типа "suprpisingly proactive" у меня вызвали эмоциональный отклик и желание срочно попробовать. не понравилось то, что нет онбординга.
то есть, сначала предложили следующие юзкейсы на выбор:❤️ продать больше ❤️ нанять людей ❤️ поднять деньги ❤️ инвестировать ❤️ сконнеститься с партнерами
базируясь на выборе, настроили пайплайны, что классно. но дальше я осталась на зияющем пустотой окне со списком своих импортированных имейлов и всё... следующий мой шаг не направляют.
не забывайте про онбординг в ваших продуктах! 🤞
мода на clean design как в notion нашла отражение и в этой CRMке для холодного аутрича, которая умеет:
стандартный тариф стоит $20/мес за пользователя, но с ограничениями по кол-ву имейлов. интерфейс напоминает ноушен: нет элементов, отвлекающих внимание.
мне определенно понравился их лендинг, а нескоторые формулировки типа "suprpisingly proactive" у меня вызвали эмоциональный отклик и желание срочно попробовать. не понравилось то, что нет онбординга.
то есть, сначала предложили следующие юзкейсы на выбор:
базируясь на выборе, настроили пайплайны, что классно. но дальше я осталась на зияющем пустотой окне со списком своих импортированных имейлов и всё... следующий мой шаг не направляют.
не забывайте про онбординг в ваших продуктах! 🤞
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
кажется, я вижу текст, а вы нет? 🐯 напишите в комменты, пожалуйста, отображается ли он у вас и как это вообще возможно...
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
командировка! на этой неделе мы в нидерландах, стране колхозников, которые десятилетями управляют самыми успешными в мире вертикальными (и не только) теплицами. зацените традиционную многоярусную вазу для тюльпанов на фото! 🌷
листы и цветы из голландии вы совершенно точно ели в ресторанных салатах. мы приехали, чтобы своими глазами посмотреть на рынок премиальных ингредиентов и новые технологии гидропонного выращивания →
рынок меняется быстрее, чем кажется
особенно в агротехнологиях. ИИ регулирует освещение (а оно влияет на вкус и текстуру растений). роботы стригут микрозелень и укладывают в коробочки. нейросети следят за здоровьем каждого листика. мы в дубае всё еще по-старинкe делаем, конечно... руками.
попасть можно даже к прямым конкурентам
в айти это уже давно ок: конкуренты ходят на одни и те же конференции, рассказывают друг другу про свои технологии и UX решения. в других индустриях открытость чуть ниже. поэтому было круто попасть на встречу в koppert cress — это наш самый прямой конкурент, хоть и официально на нашем рынке не представлен. у них гиганские площади выращивания в городе под милым названием монстер. на рынке они уже 30 лет, и в дубае их ассортимент почти везде: съедобные цветы и микрозелень как у нас, только прямиком из нидерландов на самолёте.
b2b всё равно важен личный коннект
koppert cress это нащупали очень рано, установив большую кухню прямо в теплице (представьте, как защищали этот проект с точки зрения roi!). туда они приглашают шефов, которые экспериментируют с ингридиентами. так шефы становятся евангелистами бренда и везут его дальше с собой в разные страны. например, по словам конкурента они изначально были даже не в курсе, что их товар стоял на дубайских кухнях. шефы-фанаты сами начали его завозить.
🌱 короче, дружите с прямыми конкурентами, чтобы чётче видеть свои собственные слабые места и действовать проактивно, а не реактивно.
листы и цветы из голландии вы совершенно точно ели в ресторанных салатах. мы приехали, чтобы своими глазами посмотреть на рынок премиальных ингредиентов и новые технологии гидропонного выращивания →
рынок меняется быстрее, чем кажется
особенно в агротехнологиях. ИИ регулирует освещение (а оно влияет на вкус и текстуру растений). роботы стригут микрозелень и укладывают в коробочки. нейросети следят за здоровьем каждого листика. мы в дубае всё еще по-старинкe делаем, конечно... руками.
попасть можно даже к прямым конкурентам
в айти это уже давно ок: конкуренты ходят на одни и те же конференции, рассказывают друг другу про свои технологии и UX решения. в других индустриях открытость чуть ниже. поэтому было круто попасть на встречу в koppert cress — это наш самый прямой конкурент, хоть и официально на нашем рынке не представлен. у них гиганские площади выращивания в городе под милым названием монстер. на рынке они уже 30 лет, и в дубае их ассортимент почти везде: съедобные цветы и микрозелень как у нас, только прямиком из нидерландов на самолёте.
b2b всё равно важен личный коннект
koppert cress это нащупали очень рано, установив большую кухню прямо в теплице (представьте, как защищали этот проект с точки зрения roi!). туда они приглашают шефов, которые экспериментируют с ингридиентами. так шефы становятся евангелистами бренда и везут его дальше с собой в разные страны. например, по словам конкурента они изначально были даже не в курсе, что их товар стоял на дубайских кухнях. шефы-фанаты сами начали его завозить.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
темные паттерны в дизайне: незаметно подписать и не дать отписаться
в 2023 г. федеральная торговая комиссия США подала иск против amazon за использование темных паттернов в сервисе prime. то есть, еком обвинили в намеренном обмане пользователей.
🔵 как юзеров подписывали на prime:
- огромная желтая кнопка «подписаться», рядом еле заметная ссылка для отказа.
- цена подписки скрыта под линией сгиба (ниже скролла на мобилке). пользователь видит только «бесплатную доставку» и мгновенную скидку.
- сравнительная таблица не показывает цену prime явно.
- путаница между prime и prime video. более дешевый вариант спрятан на другом экране, многие даже не знают, что есть выбор.
🔵 как не давали отписаться:
весь процесс назвали «iliad flow» — в честь эпической поэмы с долгими и сложными поворотами сюжета!
- чтобы отписаться, нужно было пройти 4 страницы и сделать 6 кликов.
- кнопка «end membership» не заканчивала подписку, а переводила на следующий шаг.
- на финальном экране кнопка реальной отмены подписки («end now») была ниже остальных кнопок, которые наоборот оставляли подписку активной.
конкретные темные паттерны, в которых обвиняют амазон:
- confirmshaming, то есть манипуляция чувством стыда при отказе от подписки
- obstruction, создание препятствий при попытке отмены подписки
- false hierarchies ложные иерархии при выборе товаров с непропорциональными ценовыми разрывами. например, когда при сравнении планов навязывается один из них.
представь, что ты СЕО/СРО — что выбираешь?
🌟 — рост конверсии за счет темных паттернов
⭐️ — чистая репутация и упущенная выгода
{я удивлена результатам голосования!}
в 2023 г. федеральная торговая комиссия США подала иск против amazon за использование темных паттернов в сервисе prime. то есть, еком обвинили в намеренном обмане пользователей.
- огромная желтая кнопка «подписаться», рядом еле заметная ссылка для отказа.
- цена подписки скрыта под линией сгиба (ниже скролла на мобилке). пользователь видит только «бесплатную доставку» и мгновенную скидку.
- сравнительная таблица не показывает цену prime явно.
- путаница между prime и prime video. более дешевый вариант спрятан на другом экране, многие даже не знают, что есть выбор.
весь процесс назвали «iliad flow» — в честь эпической поэмы с долгими и сложными поворотами сюжета!
- чтобы отписаться, нужно было пройти 4 страницы и сделать 6 кликов.
- кнопка «end membership» не заканчивала подписку, а переводила на следующий шаг.
- на финальном экране кнопка реальной отмены подписки («end now») была ниже остальных кнопок, которые наоборот оставляли подписку активной.
конкретные темные паттерны, в которых обвиняют амазон:
- confirmshaming, то есть манипуляция чувством стыда при отказе от подписки
- obstruction, создание препятствий при попытке отмены подписки
- false hierarchies ложные иерархии при выборе товаров с непропорциональными ценовыми разрывами. например, когда при сравнении планов навязывается один из них.
представь, что ты СЕО/СРО — что выбираешь?
{я удивлена результатам голосования!}
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
vibe coding, про который скоро будут говорить все, а пока что пишет Эндрю Чен из a16z
в привычном понимании программирование = полный контроль со стороны разработчика, который пишет код сам, понимает каждую строку, знает, как раскапывать баги.
с последними обновлениями нейросетей стал возможным т.н. vibe coding: ты просто говоришь ИИ, что хочешь видеть в итоге, и получаешь готовый код.
например, я буквально могу написать в чат "уменьши отступы в два раза", когда мне не хочется разбираться самой. если появляется ошибка, можно даже не вникать, а просто копипастить её в чат, чтобы он нашел решение.
иногда работает, иногда нет. но в целом да, и поэтому детали уже лень проверять. в итоге код растёт быстрее, чем я успеваю его осмыслить.
к чему это ведет?
➡️ код сложнее читать, чем писать. приходится разбираться в своём же коде заново, как в чужом, потому что его пишет ИИ.
➡️ идеи запускаются быстрее. раньше, чтобы запустить продукт с потенциалом на миллионную выручку, нужно было собрать команду из 10 разработчиков. меньше просто не имело смысла — становится слишком долго и в итоге слишком дорого. а теперь софт можно пилить так же легко, как снимать видео на айфон. запустил, посмотрел, поделился с друзьями — и пошёл дальше. не нужно думать про масштаб, не нужно строить бизнес. просто попробовал идею, а если не зашло — сделал новую.
➡️ результат работает, но не впечатляет. конечно, игры, собранные таким способом, хуже, чем те, что делали профессиональные разработчики годами: интерфейсы странные, логика ломается, всё выглядит как демо-версия. но мы просто в начале пути. посмотрите приложенную эволюцию нейросетей в картинках всего за год! то же самое было с текстами.
и тогда возникает вопрос: если любой сможет создавать софт, нужен ли будет разработчик в привычном виде? или программирование превратится в продакт-менеджмент, где главное не кодить, а придумывать, что кодить или приводить юзеров?
🤩 — код всё равно будет писать человек!
🤩 — лучший код будет от ИИ!
в комментах пример вакансии вайб-кодера
в привычном понимании программирование = полный контроль со стороны разработчика, который пишет код сам, понимает каждую строку, знает, как раскапывать баги.
с последними обновлениями нейросетей стал возможным т.н. vibe coding: ты просто говоришь ИИ, что хочешь видеть в итоге, и получаешь готовый код.
например, я буквально могу написать в чат "уменьши отступы в два раза", когда мне не хочется разбираться самой. если появляется ошибка, можно даже не вникать, а просто копипастить её в чат, чтобы он нашел решение.
иногда работает, иногда нет. но в целом да, и поэтому детали уже лень проверять. в итоге код растёт быстрее, чем я успеваю его осмыслить.
к чему это ведет?
и тогда возникает вопрос: если любой сможет создавать софт, нужен ли будет разработчик в привычном виде? или программирование превратится в продакт-менеджмент, где главное не кодить, а придумывать, что кодить или приводить юзеров?
в комментах пример вакансии вайб-кодера
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
начинайте с вывода
если вы продакт, этот совет сэкономит вам кучу времени и нервов на продакт-ревью, демо гипотез или презентациях стейкхолдерам, которые вечно затягиваются.
обычно ваша преза начинается с контекста и адженды. в это время, слушатели-мультитаскеры отвечают в слаке, доделывают дизайн или PRD, и не слушают, потому что до "мяса" еще не дошли.
дальше вы спрашиваете "всё понятно? есть комментарии? согласны с вводными?", в ответ — неловкое молчание, потому что вас не слушают / боятся соглашаться, не зная, в чём там в итоге предложение.
вы делаете слайды с драматическими названиями "аудитория" или "для кого эта фича?". эти слайды размывают внимание, не дают ответов, слушатели открывают тикток.
не надо так😡
вспоминаем бессмертную пирамиду минто и начинаем с конца — с выводов, идей, гипотез. потом раскрываем логику решения и поддерживаем аргументами, если надо. на слайдах пишем конкретно "эту фичу строим для предпринимателей, их 67% от MAU".
ну и обсуждаем мнения вовлечённых слушателей, конечно. так вы завоевали внимание, построили доверие, дали пищу для ума с самого начала. скорее всего, встреча закончится на 10 мин раньше. не благодарите🎧
#продуктовый
если вы продакт, этот совет сэкономит вам кучу времени и нервов на продакт-ревью, демо гипотез или презентациях стейкхолдерам, которые вечно затягиваются.
обычно ваша преза начинается с контекста и адженды. в это время, слушатели-мультитаскеры отвечают в слаке, доделывают дизайн или PRD, и не слушают, потому что до "мяса" еще не дошли.
дальше вы спрашиваете "всё понятно? есть комментарии? согласны с вводными?", в ответ — неловкое молчание, потому что вас не слушают / боятся соглашаться, не зная, в чём там в итоге предложение.
вы делаете слайды с драматическими названиями "аудитория" или "для кого эта фича?". эти слайды размывают внимание, не дают ответов, слушатели открывают тикток.
не надо так
вспоминаем бессмертную пирамиду минто и начинаем с конца — с выводов, идей, гипотез. потом раскрываем логику решения и поддерживаем аргументами, если надо. на слайдах пишем конкретно "эту фичу строим для предпринимателей, их 67% от MAU".
ну и обсуждаем мнения вовлечённых слушателей, конечно. так вы завоевали внимание, построили доверие, дали пищу для ума с самого начала. скорее всего, встреча закончится на 10 мин раньше. не благодарите
#продуктовый
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
-400к руб на ПВЗ
про "ошибайся чаще" все слышали, но мало кто на это решается осознанно — слишком велико эго и страх провала.
мой знакомый Егор сделал это не специально, но максимально показательно: продакт из ВБ решил открыть ПВЗ озона, думая, что его опыт поможет быстро организовать пассивный доход в +100к руб в месяц! норм план.
итог: закрылся за 2,5 месяца с долгом озону 400к руб. айтишное "быстро зафейлись" тут сработало даже слишком наглядно 🥲
нам как обычно интересен не сам провал (хотя факапы все любят), а инсайты по продукту и росту, которые Егор из него извлёк. с его позволения:
— не делать ставку на побочную ценность продукта в конкурентной борьбе. рядом с новым ПВЗ был другой, качеством на троечку, но зато с многолетней базой пользователей. Егор сделал вау-опыт в своем ПВЗ во всём, кроме core-ценности получения заказа, потому что это он не контролирует. тяжело строить сильный бизнес, когда за основной процесс ответственен кто-то другой.
— двигать должна не просто любовь к собственной идее, а здоровая юнит-экономика. хотя…. если не гореть своим делом, то можно не достичь и половины задуманного. где грань между упорством и прагматичностью?
— и самое болезненное: если вы привыкли к миру образованных и ответственных людей из IT и больших компаний, помните, что за его пределами 70% кандидатов будут неадекватными и необязательными. планируйте операционку с учетом того, что "человеческий фактор" может быть вашим главным врагом. бывало, что Егор ехал выдавал заказы параллельно с дейликами, либо в выходные.
кстати, несмотря на факап с бизнесом, половина гипотез роста сработала на ура — от каналов в тг до грамотной интеграции в соседские вотсап-чаты.
я думала о своих похожих провалах и ничего не вспомнила. я не рисковый человек🐸 . возможно, я упустила кучу денег из-за этого, но это моя цена за peace of mind. а вы рискуете? чем в последний раз?
#продуктовый
про "ошибайся чаще" все слышали, но мало кто на это решается осознанно — слишком велико эго и страх провала.
мой знакомый Егор сделал это не специально, но максимально показательно: продакт из ВБ решил открыть ПВЗ озона, думая, что его опыт поможет быстро организовать пассивный доход в +100к руб в месяц! норм план.
итог: закрылся за 2,5 месяца с долгом озону 400к руб. айтишное "быстро зафейлись" тут сработало даже слишком наглядно 🥲
нам как обычно интересен не сам провал (хотя факапы все любят), а инсайты по продукту и росту, которые Егор из него извлёк. с его позволения:
— не делать ставку на побочную ценность продукта в конкурентной борьбе. рядом с новым ПВЗ был другой, качеством на троечку, но зато с многолетней базой пользователей. Егор сделал вау-опыт в своем ПВЗ во всём, кроме core-ценности получения заказа, потому что это он не контролирует. тяжело строить сильный бизнес, когда за основной процесс ответственен кто-то другой.
— двигать должна не просто любовь к собственной идее, а здоровая юнит-экономика. хотя…. если не гореть своим делом, то можно не достичь и половины задуманного. где грань между упорством и прагматичностью?
— и самое болезненное: если вы привыкли к миру образованных и ответственных людей из IT и больших компаний, помните, что за его пределами 70% кандидатов будут неадекватными и необязательными. планируйте операционку с учетом того, что "человеческий фактор" может быть вашим главным врагом. бывало, что Егор ехал выдавал заказы параллельно с дейликами, либо в выходные.
кстати, несмотря на факап с бизнесом, половина гипотез роста сработала на ура — от каналов в тг до грамотной интеграции в соседские вотсап-чаты.
я думала о своих похожих провалах и ничего не вспомнила. я не рисковый человек
#продуктовый
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM