Завтра может не быть. Мы как-то так уверенны в завтра. Откладываем дела. Забываем позвонить. Стесняемся сказать. А завтра просто может и не быть. Вроде бы завтра – как свет. Пришел домой вечером, открыл дверь, нашарил выключатель, и хоп, зажглись лампочки. А представь, что ты пришел, нащупал, нажал – и тишина. Не просто свет не горит, а даже выключатель не щелкает. Тихо и темно. Вот так же и с завтра. Сидишь вечером, пьешь вино, беседуешь, строишь планы. Они у тебя великие, разумеется. Или просто приятные, бодрые такие. И не только на завтра, нет. На много, много дней вперед. А потом щелк – и все. Планов нет, завтра нет. Темно и тихо.
Первый раз, когда я подумал про это, про завтра, было 36 лет назад. Я был пионером, и как многие пионеры отправился в пионерский лагерь. Прекрасное, знаете ли, место под Клязьмой. Натурально, вели мы себя не по-пионерски, а в соответствие возрасту. Забивали на проекты наших вожатых. Убегали в лес строить шалаши. Воровали картошку на соседних совхозных полях. И по вечерам пекли ее в углях в шалашах в лесу. Почему-то еще мазали спящих товарищей пастой, но это не точно. И вот я уже уезжаю из лагеря. Стою на ступеньке автобуса, старого ЛИАЗа. И кто-то, возможно мой лучший лагерный друг, в шутку и в спину меня толкает. Я вылетаю из автобуса и долго лечу в канаву. Падаю затылком на мягкую землю, прихожу в себя от испуга и неожиданности.
Затем, я очень это хорошо помню, я поворачиваю голову направо. Буквально в двух сантиметрах из земли торчит штырь. Хороший, крепкий, заостренный штырь сантиметров 20 в длину. Блестящий такой, я бы сказал – ждущий. И упасть-то головой на него было логичнее, чем на землю. Лежал бы я тогда, как говорится,с мозгами на палочке. И вот тогда меня накрыло по-настоящему, затрясло. Я представил себе даже не рыдания друзей и родственников. Я представил себе, что все, что будет, уже не было бы. Постой, а моя коллекция машинок? Мои 43:1, отечественные? А поездка к бабушке на дачу? Там же ждет, очень ждет, подружка Алена. А жвачки? Мне же должны привезти 10 (десять!) Дональд Даков, с настоящими вкладышами. А вдруг среди них будет большой, королевский?! А я тут. В канаве. Со штырем в голове. Темно и тихо.
Недавно сидел в ресторане с другом. У него интересная история: врачи нашли опухоль, которую интерпретировали как злокачественную с весьма неважным прогнозом. Дальше понятно: РОНЦ, 62, Бурденко, пересмотры стекол, подготовка к химии, считаем бюджет и вот это все. А потом вдруг выяснилось, что это доброкачественная опухоль. Ну бывает такое, очень редко. Морфология схожая, вот и ошибся патологоанатом. И вот мы с ним сидим, и мне боязно и интересно на него смотреть.
Люди, пережившие близкую смерть, по-разному воспринимают произошедшее. И я спросил его, спросил о том, что он теперь чувствует. Он сказал очень понятную вещь: он чувствует, что завтра может не быть. Поэтому изменился сам вкус жизни. Он стал ярче, что ли. Да и жизни самой стало больше. Каждый день стал вкуснее и больше. Хорошее это чувство. Вот бы его получить. Без стресса.
Первый раз, когда я подумал про это, про завтра, было 36 лет назад. Я был пионером, и как многие пионеры отправился в пионерский лагерь. Прекрасное, знаете ли, место под Клязьмой. Натурально, вели мы себя не по-пионерски, а в соответствие возрасту. Забивали на проекты наших вожатых. Убегали в лес строить шалаши. Воровали картошку на соседних совхозных полях. И по вечерам пекли ее в углях в шалашах в лесу. Почему-то еще мазали спящих товарищей пастой, но это не точно. И вот я уже уезжаю из лагеря. Стою на ступеньке автобуса, старого ЛИАЗа. И кто-то, возможно мой лучший лагерный друг, в шутку и в спину меня толкает. Я вылетаю из автобуса и долго лечу в канаву. Падаю затылком на мягкую землю, прихожу в себя от испуга и неожиданности.
Затем, я очень это хорошо помню, я поворачиваю голову направо. Буквально в двух сантиметрах из земли торчит штырь. Хороший, крепкий, заостренный штырь сантиметров 20 в длину. Блестящий такой, я бы сказал – ждущий. И упасть-то головой на него было логичнее, чем на землю. Лежал бы я тогда, как говорится,
Недавно сидел в ресторане с другом. У него интересная история: врачи нашли опухоль, которую интерпретировали как злокачественную с весьма неважным прогнозом. Дальше понятно: РОНЦ, 62, Бурденко, пересмотры стекол, подготовка к химии, считаем бюджет и вот это все. А потом вдруг выяснилось, что это доброкачественная опухоль. Ну бывает такое, очень редко. Морфология схожая, вот и ошибся патологоанатом. И вот мы с ним сидим, и мне боязно и интересно на него смотреть.
Люди, пережившие близкую смерть, по-разному воспринимают произошедшее. И я спросил его, спросил о том, что он теперь чувствует. Он сказал очень понятную вещь: он чувствует, что завтра может не быть. Поэтому изменился сам вкус жизни. Он стал ярче, что ли. Да и жизни самой стало больше. Каждый день стал вкуснее и больше. Хорошее это чувство. Вот бы его получить. Без стресса.
2🙏60❤49💯30👍17🔥2
Что вас чаще всего бесит в рабочих коммуникациях?
Anonymous Poll
9%
Совещания
19%
Многословные переписки ни о чем
11%
Отложенные задачи без сроков
26%
Молчанка в ответ на вопрос
7%
Чаты на 200+ сообщений ночью
22%
Все из этого бесит
7%
Все устраивает
Ну и в завершении этого сложного дня - история. Почти из жизни.
Учительница вызывает в школу папу 4-классника и говорит:
- Вчера мы заполняли с детьми анкеты, где нужно было указать, кем работают родители. И Ваш сын написал, что его папа играет в борделе на рояле. Я понимаю, сейчас для музыкантов непростые времена, надо как-то кормить семью. Но зачем же обо всем рассказывать детям?
Мужчина снял очки и устало потёр глаза:
- Тамара Ивановна, понимаете, я - коуч. Помогаю людям актуализировать ценностные мотивы и отрабатывать ресурсные состояния. Что, по-Вашему, я должен был сказать ребёнку?
Учительница вызывает в школу папу 4-классника и говорит:
- Вчера мы заполняли с детьми анкеты, где нужно было указать, кем работают родители. И Ваш сын написал, что его папа играет в борделе на рояле. Я понимаю, сейчас для музыкантов непростые времена, надо как-то кормить семью. Но зачем же обо всем рассказывать детям?
Мужчина снял очки и устало потёр глаза:
- Тамара Ивановна, понимаете, я - коуч. Помогаю людям актуализировать ценностные мотивы и отрабатывать ресурсные состояния. Что, по-Вашему, я должен был сказать ребёнку?
😁88👍22❤14
Решил я перечитать Оруэлла. Разумеется, «1984». Книжка скучнейшая, конечно, эдакий Солженицын на минималках. То есть фантастика должна быть более захватывающий в силу специфики жанра. Ну да ладно, не о литературном таланте Эрика нашего Блэра идет речь. Я о другом. В начале книги есть эпизод, в котором описывается работа главного героя. Помните? Он корректировал статьи в газетах. Ему присылалась некая задача, он получал исходный материал, и производил изменения. В итоге, например, прогнозы прошлых периодов подгонялись к факту. Так менялась история.
Звучит жутко – замена истории. Но, положа руку на сердце, это происходило всегда. Сотни лет сильный менял историю слабых. Тысячи лет верящие меняли историю не верящих. Мифы становились официальной позицией, анекдоты – фактами. Это был нормальный, вдумчивый процесс подгонки решения под результат. Крайне неэтичный, и вместе с тем весьма присущий любому человеческому сообществу. Потому что история – это базис для строительства будущего. А как можно строить что-то высокое на негодном фундаменте? Да и вообще: что было, то было. Какая кому разница, что конкретно было?
Развитие технологий подарило нам два увлекательных эффекта. Историю стало можно менять быстро. Если раньше это был цикл десятков лет, то теперь – месяцев и дней. А еще резко сократился горизонт изменений. Раньше под историей понималось время, отстающее на одно-два поколения и дальше. Сейчас – те же дни или месяцы. Что было полгода назад? Да кто уже помнит. У нас перед глазами яркая картинка настоящего, забивающая память о совсем недавнем прошлом. Тоже любопытный момент, эффект современного времени.
С другой стороны, история перестала быть скучной. Что такое история? Какие-то серьезные дяденьки с протокольными физиономиями что-то обсуждают и приходят к консенсусу. Вырабатывают решения за закрытыми дверями. Это же не драйвово. И непонятно. Давайте будем на все лады обсуждать их разговоры. Строить гипотезы на основании информации оттаксистов. Высказывать мнения, исходя из своей фантазии. Делать это постоянно. Вот тогда будет не так скучно. Ну и подзаработать на этом можно.
И что получается? Мы потихоньку перемещаемся в шоу. Со своим режиссером, сценарием, гостями и героями. Технологии создали возможность управлять нами и нашим восприятием через изменение истории. Сложно же делать выводы и принимать решения, базируясь на ложной информации? Да и к чему самостоятельные выводы? Режиссер их подскажет, гости похлопают и посмеются, когда надо. А кто там, скажем, прорубил окно в Европу – да какая разница? Главное, чтобы шоу продолжалось. И вот в этом товарищ Оруэлл был совершенно прав. За что ему, Эрику Артуру Ричардовичу, большое спасибо.
Звучит жутко – замена истории. Но, положа руку на сердце, это происходило всегда. Сотни лет сильный менял историю слабых. Тысячи лет верящие меняли историю не верящих. Мифы становились официальной позицией, анекдоты – фактами. Это был нормальный, вдумчивый процесс подгонки решения под результат. Крайне неэтичный, и вместе с тем весьма присущий любому человеческому сообществу. Потому что история – это базис для строительства будущего. А как можно строить что-то высокое на негодном фундаменте? Да и вообще: что было, то было. Какая кому разница, что конкретно было?
Развитие технологий подарило нам два увлекательных эффекта. Историю стало можно менять быстро. Если раньше это был цикл десятков лет, то теперь – месяцев и дней. А еще резко сократился горизонт изменений. Раньше под историей понималось время, отстающее на одно-два поколения и дальше. Сейчас – те же дни или месяцы. Что было полгода назад? Да кто уже помнит. У нас перед глазами яркая картинка настоящего, забивающая память о совсем недавнем прошлом. Тоже любопытный момент, эффект современного времени.
С другой стороны, история перестала быть скучной. Что такое история? Какие-то серьезные дяденьки с протокольными физиономиями что-то обсуждают и приходят к консенсусу. Вырабатывают решения за закрытыми дверями. Это же не драйвово. И непонятно. Давайте будем на все лады обсуждать их разговоры. Строить гипотезы на основании информации от
И что получается? Мы потихоньку перемещаемся в шоу. Со своим режиссером, сценарием, гостями и героями. Технологии создали возможность управлять нами и нашим восприятием через изменение истории. Сложно же делать выводы и принимать решения, базируясь на ложной информации? Да и к чему самостоятельные выводы? Режиссер их подскажет, гости похлопают и посмеются, когда надо. А кто там, скажем, прорубил окно в Европу – да какая разница? Главное, чтобы шоу продолжалось. И вот в этом товарищ Оруэлл был совершенно прав. За что ему, Эрику Артуру Ричардовичу, большое спасибо.
🔥22❤13💯9🤔7👍5👌1
Знаете таких людей «от и до»? Это когда «делаю то, что говорят». Это когда, не смотря и понимая абсурдность какой-то инструкции и действия, его делают, потому что «так надо». Это когда не задают вопросов «зачем» и «почему». Это когда скучно и монотонно. Знаете, конечно.
Вот я и думаю, а откуда такое берется? Ну мало кого действительно наказывали за проявление инициативы во взрослом состоянии. Обычно работодатель к ней относится сдержанно-одобрительно. Экономически-то выгодна инициатива, как мы все понимаем. Кроме того, многие профессии держатся на инициативе и поиске. Врачи, например. Или программисты.
Видимо, дело в детстве? Что-то было не так, родители ограничивали? Или в школе не так учили? Так вроде примерно всех одинаково учили. Но половина людей с той или иной степенью фанатизма «драйвит», а вторая, иногда до хрипоты, до драки, отстаивает свое право быть винтиком.
Мне везет. В моих командах всегда были люди неравнодушные. Другие как-то не приживались. Неравнодушие все проявляют, конечно, по-разному. И иногда инициатива и правда наказуема. Но лично мне приятно работать и общаться с теми, кому не все равно. И все, кто уходили из моих команд по причине пофигизма, всегда (я слежу, да-да) устраивались хорошо. Правда, занимались уже другим.
Я думаю, что пофигизм и отсутствие драйва – результат неверного выбора. Неверный выбор – это заложенная в детстве программа «где родился – там и сгодился». Это результат прививания нам (моему поколению – точно) установки, что менять что-либо и опасно, и постыдно. И вот сидим мы такие, делаем нелюбимое дело. И наше бессознательное протестует, не любит нас самих наше бессознательное.
Буквально недавно разговаривал с директором крупной компании. Говорит: «Мы хотим добиться взрыва инициативы от сотрудников». Я спрашиваю: «А как измерять будете?». Он говорит: «Просто! Это когда все в 6 вечера перестанут кидаться к выходу, чтобы пойти домой!». Это как же надо разочароваться в жизни...
Вот я и думаю, а откуда такое берется? Ну мало кого действительно наказывали за проявление инициативы во взрослом состоянии. Обычно работодатель к ней относится сдержанно-одобрительно. Экономически-то выгодна инициатива, как мы все понимаем. Кроме того, многие профессии держатся на инициативе и поиске. Врачи, например. Или программисты.
Видимо, дело в детстве? Что-то было не так, родители ограничивали? Или в школе не так учили? Так вроде примерно всех одинаково учили. Но половина людей с той или иной степенью фанатизма «драйвит», а вторая, иногда до хрипоты, до драки, отстаивает свое право быть винтиком.
Мне везет. В моих командах всегда были люди неравнодушные. Другие как-то не приживались. Неравнодушие все проявляют, конечно, по-разному. И иногда инициатива и правда наказуема. Но лично мне приятно работать и общаться с теми, кому не все равно. И все, кто уходили из моих команд по причине пофигизма, всегда (я слежу, да-да) устраивались хорошо. Правда, занимались уже другим.
Я думаю, что пофигизм и отсутствие драйва – результат неверного выбора. Неверный выбор – это заложенная в детстве программа «где родился – там и сгодился». Это результат прививания нам (моему поколению – точно) установки, что менять что-либо и опасно, и постыдно. И вот сидим мы такие, делаем нелюбимое дело. И наше бессознательное протестует, не любит нас самих наше бессознательное.
Буквально недавно разговаривал с директором крупной компании. Говорит: «Мы хотим добиться взрыва инициативы от сотрудников». Я спрашиваю: «А как измерять будете?». Он говорит: «Просто! Это когда все в 6 вечера перестанут кидаться к выходу, чтобы пойти домой!». Это как же надо разочароваться в жизни...
👍22😁20🔥13❤3👌2
Небольшая подборка ТОП-постов (по вашим реакциям)
Как посадили моего знакомого
https://news.1rj.ru/str/coffee_notes/1417
Лайфхаки, как успевать больше, а выгорать меньше
https://news.1rj.ru/str/coffee_notes/1420
Хорошо там, где нас нет
https://news.1rj.ru/str/coffee_notes/1424
5 правил по трудоустройству. Основано на истории провала
https://news.1rj.ru/str/coffee_notes/1458
Несбыточные страшные прогнозы
https://news.1rj.ru/str/coffee_notes/1460
Про болевые точки, будь они неладны
https://news.1rj.ru/str/coffee_notes/1462
Как посадили моего знакомого
https://news.1rj.ru/str/coffee_notes/1417
Лайфхаки, как успевать больше, а выгорать меньше
https://news.1rj.ru/str/coffee_notes/1420
Хорошо там, где нас нет
https://news.1rj.ru/str/coffee_notes/1424
5 правил по трудоустройству. Основано на истории провала
https://news.1rj.ru/str/coffee_notes/1458
Несбыточные страшные прогнозы
https://news.1rj.ru/str/coffee_notes/1460
Про болевые точки, будь они неладны
https://news.1rj.ru/str/coffee_notes/1462
1❤11👍3
Мы все испытываем стресс. Это нормально. В зависимости от обстоятельств стресс может быть фоновым, умеренным, а может быть огромным. Увольнение, смерть родственника, развод – тройка наиболее стрессовых ситуаций. Тысячи и сотни тысяч психологов, психотерапевтов бьются с пациентами, пережившими стресс. Считается, что сильный стресс может приводить к болезни и даже смерти. Хорошо известен синдром разбитого сердца или кардиомиопатия такоцубо, когда на фоне пережитого стресса возникает слабость миокарда.
А еще считается, что все болезни от нервов. Обывательски звучит, маргинальненько, но ведь правда. Вот, скажем, у меня гипертонус мышц спины. Да такой, что перекошено тело, одно плечо торчит как Москва-сити, второе погружено как метро. Это длится годами, не сильно мешает, но потихоньку ведет к грыжам позвоночника. Разные массажисты, остеопаты и кинезиологи, иглотерапевты и иные шаманы бились над вопросом. А точку поставил один хиповатого вида специалист, который буквально на пальцах объяснил взаимосвязь гипертонуса и эмоционального состояния.
Удивительно. Где эмоции, а где спина? Начал немного изучать вопрос. И выяснилось интересное. Мы сильно преувеличиваем вред стресса для организма. Вернее, не так. Мы не понимаем природу стресса и демонизируем его. То есть принимая стресс как зло, мы сами разрушаем себя. Непонятно? Давайте порассуждаем. Что такое стресс? Это реакция организма на сложную, непредвиденную, чаще неприятную ситуацию. В стрессе организм реагирует страшно: сердцебиение учащается, дыхание тоже, зрение становится «туннельным» и так далее. Что это как не грозные признаки приближающегося инфаркта, например?
Ан нет. Это просто сценарий мобилизации. Все, что делает наш организм – собирается. В кровь вбрасываются гормоны и вещества, максимально ускоряющие принятие определенных решений, увеличивающие подвижность, физическую силу. Организм разгоняется, он готов реагировать на опасность. Это происходит автоматически, независимо от нас, десяток раз ко дню. Это естественно для нас. А что произойдет, если мы будем считать это состояние нездоровым? Если мы будем бороться со стрессом, давить его? Правильно, офигевший от сопротивления, организм будет поддерживать постоянный уровень стресса физиологически.
И получается, что, борясь и боясь проявления стресса, мы инспирируем болезни и даже смерть. Парадоксально, но не стресс вызывает проблемы, но мысли о стрессе. В чем может быть рецепт? Во-первых, принять природу житейских проблем, дать им право случаться. Во-вторых, понять, что проявления стресса – это часть наших естественных реакций, таких же как сон или смех. В-третьих, научиться расслабляться после стресса, не пропускать эту фазу, не проскакивать. Дать себе право, возможность, придумать рецепт поощрить организм за эффективную мобилизацию. Такие дела.
А еще считается, что все болезни от нервов. Обывательски звучит, маргинальненько, но ведь правда. Вот, скажем, у меня гипертонус мышц спины. Да такой, что перекошено тело, одно плечо торчит как Москва-сити, второе погружено как метро. Это длится годами, не сильно мешает, но потихоньку ведет к грыжам позвоночника. Разные массажисты, остеопаты и кинезиологи, иглотерапевты и иные шаманы бились над вопросом. А точку поставил один хиповатого вида специалист, который буквально на пальцах объяснил взаимосвязь гипертонуса и эмоционального состояния.
Удивительно. Где эмоции, а где спина? Начал немного изучать вопрос. И выяснилось интересное. Мы сильно преувеличиваем вред стресса для организма. Вернее, не так. Мы не понимаем природу стресса и демонизируем его. То есть принимая стресс как зло, мы сами разрушаем себя. Непонятно? Давайте порассуждаем. Что такое стресс? Это реакция организма на сложную, непредвиденную, чаще неприятную ситуацию. В стрессе организм реагирует страшно: сердцебиение учащается, дыхание тоже, зрение становится «туннельным» и так далее. Что это как не грозные признаки приближающегося инфаркта, например?
Ан нет. Это просто сценарий мобилизации. Все, что делает наш организм – собирается. В кровь вбрасываются гормоны и вещества, максимально ускоряющие принятие определенных решений, увеличивающие подвижность, физическую силу. Организм разгоняется, он готов реагировать на опасность. Это происходит автоматически, независимо от нас, десяток раз ко дню. Это естественно для нас. А что произойдет, если мы будем считать это состояние нездоровым? Если мы будем бороться со стрессом, давить его? Правильно, офигевший от сопротивления, организм будет поддерживать постоянный уровень стресса физиологически.
И получается, что, борясь и боясь проявления стресса, мы инспирируем болезни и даже смерть. Парадоксально, но не стресс вызывает проблемы, но мысли о стрессе. В чем может быть рецепт? Во-первых, принять природу житейских проблем, дать им право случаться. Во-вторых, понять, что проявления стресса – это часть наших естественных реакций, таких же как сон или смех. В-третьих, научиться расслабляться после стресса, не пропускать эту фазу, не проскакивать. Дать себе право, возможность, придумать рецепт поощрить организм за эффективную мобилизацию. Такие дела.
1❤32👍16💯9✍8🤔4🤝4🥰1
И вот наступил этот момент. Ты много работал. Строил карьеру. Достигал профессиональных высот. Учился. Менял работу. Получал премии и повышения. Добрался до большой и внешне красивой компании. Где работаешь вот уже три-четыре года. Тебе 40+ лет, ближе к 50. Тебя все задолбало.
Однообразные дни, слащавые коллеги, бессмысленность бытия. Задолбали корпоративные интриги и корпоративный же суржик. Душа хочет чего-то. Чтобы творить и получать за это деньги. И ты решил уйти в консалтинг. На вольные хлеба. Работать на себя. В своем графике и в свое удовольствие. Но что-то тебе мешает. Расскажу вам, ребята-корпораты, об основных ваших страхах. Почему вы продолжаете сидеть в своих башнях. И не дергаетесь.
Страх 1: где моя команда? Долгие годы вы привыкли все делать в команде. Ладно, это я смягчаю. Долгие годы вы привыкли не делать. Ничего не делать руками. Надо презентацию? Есть специальный человек. Надо смету? Есть другой. На каждый чих – своя процедура и свой помощник. Вы справедливо боитесь, что без команды вы не справитесь. Не бойтесь. Навык работать не атрофируется навсегда. Да, будет сложно. Без персонального ассистента и финансиста. Но это вопрос пары месяцев. Потом втянитесь.
Страх 2: где моя стабильность? Корпорация – это зарплата всегда вовремя. С бонусами может быть по-разному, но минимальный доход планировать можно. Даже если и уволят, то всегда можно договориться на хорошее выходное пособие. Если работать на себя, то придется суетиться. Страшно сказать – продавать себя день за днем. Дело это хлопотное. С другой стороны, чрезвычайно полезное для борьбы с очередной депрессией. Замечено, что уныние чаще бывает у тех, кто в полном покое и порядке. У лягушки в болоте, например.
Страх 3: где мой бренд? Раньше тебя называли «Вася из Бера» или «Петя из ГК». И это так плотно приклеилось к тебе. Ты долгие годы ассоциировал себя с той или иной компанией. Гордился и собирал названия. Даже уйдя из корпорации, ты заставлял представлять себя как «ех». И должности еще. Такие звучные, такие приятные. А выйдя наружу, закончив карьеру в корпорациях, как строить личный бренд? Ты же никому не интересен без приставки с названием компании. Или все же интересен? Или ты можешь что-то делать и что-то создавать, будучи просто Васей или Петей? Мне кажется, можешь.
Страх 4: где мой продукт? Заниматься консалтингом можно по-разному. Можно разговаривать, но разговор – штука дешевая. Да и много их таких на рынке. Нужен продукт, нужна уникальная и полезная идея. Придумать ее сложно. Надо напрячь мозг, поговорить с такими же как ты корпоратами, опять же – сделать что-то руками. С другой стороны, есть шанс и правда что-то изобрести полезное. Что-то, чем будешь гордиться. Ведь тот же Адизес тоже когда-то был корпоратом.
Однообразные дни, слащавые коллеги, бессмысленность бытия. Задолбали корпоративные интриги и корпоративный же суржик. Душа хочет чего-то. Чтобы творить и получать за это деньги. И ты решил уйти в консалтинг. На вольные хлеба. Работать на себя. В своем графике и в свое удовольствие. Но что-то тебе мешает. Расскажу вам, ребята-корпораты, об основных ваших страхах. Почему вы продолжаете сидеть в своих башнях. И не дергаетесь.
Страх 1: где моя команда? Долгие годы вы привыкли все делать в команде. Ладно, это я смягчаю. Долгие годы вы привыкли не делать. Ничего не делать руками. Надо презентацию? Есть специальный человек. Надо смету? Есть другой. На каждый чих – своя процедура и свой помощник. Вы справедливо боитесь, что без команды вы не справитесь. Не бойтесь. Навык работать не атрофируется навсегда. Да, будет сложно. Без персонального ассистента и финансиста. Но это вопрос пары месяцев. Потом втянитесь.
Страх 2: где моя стабильность? Корпорация – это зарплата всегда вовремя. С бонусами может быть по-разному, но минимальный доход планировать можно. Даже если и уволят, то всегда можно договориться на хорошее выходное пособие. Если работать на себя, то придется суетиться. Страшно сказать – продавать себя день за днем. Дело это хлопотное. С другой стороны, чрезвычайно полезное для борьбы с очередной депрессией. Замечено, что уныние чаще бывает у тех, кто в полном покое и порядке. У лягушки в болоте, например.
Страх 3: где мой бренд? Раньше тебя называли «Вася из Бера» или «Петя из ГК». И это так плотно приклеилось к тебе. Ты долгие годы ассоциировал себя с той или иной компанией. Гордился и собирал названия. Даже уйдя из корпорации, ты заставлял представлять себя как «ех». И должности еще. Такие звучные, такие приятные. А выйдя наружу, закончив карьеру в корпорациях, как строить личный бренд? Ты же никому не интересен без приставки с названием компании. Или все же интересен? Или ты можешь что-то делать и что-то создавать, будучи просто Васей или Петей? Мне кажется, можешь.
Страх 4: где мой продукт? Заниматься консалтингом можно по-разному. Можно разговаривать, но разговор – штука дешевая. Да и много их таких на рынке. Нужен продукт, нужна уникальная и полезная идея. Придумать ее сложно. Надо напрячь мозг, поговорить с такими же как ты корпоратами, опять же – сделать что-то руками. С другой стороны, есть шанс и правда что-то изобрести полезное. Что-то, чем будешь гордиться. Ведь тот же Адизес тоже когда-то был корпоратом.
👍43🔥20❤16👀6
Когда приходится увольнять человека, что для вас самое важное?
Anonymous Poll
15%
Сохранить уважение к человеку
27%
Честно и четко объяснить причины
22%
Сделать процесс максимально мягким и без стресса
4%
Помочь адаптироваться к изменениям
17%
Быстро закрыть вопрос, чтобы не растягивать боль
27%
Все вместе
22%
Ничего не помогает. Увольнение – всегда больно
Есть такой персонаж, может вы его знаете, как истерящий менеджер. Типичная ситуация выглядит так: еще недавно адекватный человек внезапно становится невыносимым. Он цепляется к команде. Он спорит со своим руководителем. Он плетет интриги и склоняет к ним своих коллег. Милый и профессиональный, в общем-то, человек, превращается в редкостную редиску. Что с ним приключилось? Как такое произошло? Что с этим делать, в конце концов? Память услужливо подкидывает недавние воспоминания о нем, как о верном соратнике. И пальцы поэтому дрожат на административном курке. Человек доверенный, заслуженный человек. Жалко его отстреливать.
Через какое-то время к вам пойдут ходоки. Будут по одиночке и хором рассказывать, как их задрал этот менеджер. Основной симптом – чайка-менеджмент. То есть прибегает, отрывисто раздает ценные указания, ни во что не вникая. Орет, конечно, и убегает. И так повторяется день за днем уже несколько месяцев. Истерящий менеджер вполне способен таким приемом разваливать даже крепкие проекты и слаженные команды.
На лицо откровенное отторжение. Если дать команде свободу, то они его, пожалуй, линчуют. Прямые разговоры не действуют. Менеджер продолжает истерить.
В отношении с истерящим менеджером у вас тоже раздрай. Он скептичен по любому вопросу. Самые верные инициативы подвергаются критике или даже высмеиванию. А еще он обижается. Картинно закатывая глаза и намекая на отсутствие эмпатии к его обиженной персоне. Это как хождение по минному полю. Стоит легонько намекнуть на его, истерящего менеджера, профессиональные продолбы, как начинается поток оправданий. В самой заунывной манере. Он будет перечислять, загибая пальцы, свои верные шаги и ссылаться на вздорные обстоятельства. По всему выйдет так, что все вокруг – козлы, и лишь он один в белом пальто стоит красивый.
Потом вы узнаете про себя много нового. О, истерящий менеджер может быть очень изобретателен. Он сколотит вокруг себя, сплотит, своих коллег. Будут распространяться самые душераздирающие слухи. О компании, о вас лично. Вы начнете замечать, как будто над вами повиснет черное облако. Кто-то из близкого окружения будет пересказывать вам слухи о вас. Самым милым будет обвинения в «газлайтинге», и вы потратите вечер, читая об этом непонятном термине из жизни офисного планктона. В предельном случае работа будет парализована. Слухи, эскалированные наверх, закончатся фееричной разборкой с вовлечением всего топ-менеджмента.
Вернемся к вопросу «что случилось?». Собственно, ничего необычного. Наш истерящий менеджер просто уткнулся в пределы собственной компетентности. Он понял, что он в этот момент времени в этой компании развиваться не способен. То есть требовать от него стали уже по-новому. А живет он все еще по-старому. И вот он отыгрывает эту ситуацию как может. Что с этим делать, спросите вы? Не порадую вас. Истерящего менеджера следует изолировать и уволить. Без сомнений, но с некоторым ностальгическим страданием. Хотя бы ради нераспространения заразы в коллективе. И из чувства самосохранения.
Через какое-то время к вам пойдут ходоки. Будут по одиночке и хором рассказывать, как их задрал этот менеджер. Основной симптом – чайка-менеджмент. То есть прибегает, отрывисто раздает ценные указания, ни во что не вникая. Орет, конечно, и убегает. И так повторяется день за днем уже несколько месяцев. Истерящий менеджер вполне способен таким приемом разваливать даже крепкие проекты и слаженные команды.
Его раньше ценили за профессионализм. Сейчас уже былые заслуги командой забыты.
На лицо откровенное отторжение. Если дать команде свободу, то они его, пожалуй, линчуют. Прямые разговоры не действуют. Менеджер продолжает истерить.
В отношении с истерящим менеджером у вас тоже раздрай. Он скептичен по любому вопросу. Самые верные инициативы подвергаются критике или даже высмеиванию. А еще он обижается. Картинно закатывая глаза и намекая на отсутствие эмпатии к его обиженной персоне. Это как хождение по минному полю. Стоит легонько намекнуть на его, истерящего менеджера, профессиональные продолбы, как начинается поток оправданий. В самой заунывной манере. Он будет перечислять, загибая пальцы, свои верные шаги и ссылаться на вздорные обстоятельства. По всему выйдет так, что все вокруг – козлы, и лишь он один в белом пальто стоит красивый.
Потом вы узнаете про себя много нового. О, истерящий менеджер может быть очень изобретателен. Он сколотит вокруг себя, сплотит, своих коллег. Будут распространяться самые душераздирающие слухи. О компании, о вас лично. Вы начнете замечать, как будто над вами повиснет черное облако. Кто-то из близкого окружения будет пересказывать вам слухи о вас. Самым милым будет обвинения в «газлайтинге», и вы потратите вечер, читая об этом непонятном термине из жизни офисного планктона. В предельном случае работа будет парализована. Слухи, эскалированные наверх, закончатся фееричной разборкой с вовлечением всего топ-менеджмента.
Вернемся к вопросу «что случилось?». Собственно, ничего необычного. Наш истерящий менеджер просто уткнулся в пределы собственной компетентности. Он понял, что он в этот момент времени в этой компании развиваться не способен. То есть требовать от него стали уже по-новому. А живет он все еще по-старому. И вот он отыгрывает эту ситуацию как может. Что с этим делать, спросите вы? Не порадую вас. Истерящего менеджера следует изолировать и уволить. Без сомнений, но с некоторым ностальгическим страданием. Хотя бы ради нераспространения заразы в коллективе. И из чувства самосохранения.
👍34💯18❤7🕊1
Мы так или иначе сталкиваемся с увольнениями. Когда увольняют нас – все просто. Мы можем выбрать несколько сценариев: обидеться и уйти с шумом, рационально поторговаться и уйти тихо, либо без торга и с легкой грустью. В любом случае, об увольнении мы забудем через пару недель, может – через пару месяцев. Жизнь продолжается. А вот как быть тем, кто увольняет? Как им пережить чувство стресса, вины и стыда? Поверьте, им очень нелегко. Нормальный человек, не социопат, не любит увольнять. Ему иногда даже проще уволиться самому. Предлагаю подумать над этим вопросом: как увольнять без шрамов на сердце?
Для начала такая мысль: мы точно не боги. Мы не знаем и не можем знать, где и как человеку будет лучше. Я помню сложный эпизод в моей жизни, когда внезапно остался без работы. До сих пор вспоминаю его с трепетом и удовольствием. Потому что благодаря ему я сделал резкий рывок. Сложности заставляют двигаться. Движения приносят новые достижения. Достижения приносят радость и уважение к самому себе. Так что сидеть и переживать, мол, уволишь человека, и он пропадет – достаточно самонадеянно. Почему вдруг? Ты точно знаешь, как ему, человеку этому, лучше? А что, если наоборот?
Продолжу предыдущую мысль. Я никогда, подчеркиваю, никогда не видел, чтобы увольнение разрушило чью-то жизнь. Скорее наоборот. Помню, как года два назад мне написал мой бывший сотрудник. Я уволил его, причем не очень чисто. Сорвался и несколько дал волю эмоциям. Он тоже оторвался, и мы расстались не на позитивной ноте. Так вот, он написал мне, что благодаря тому увольнению его карьера пошла в гору. Он разозлился и нашел такую работу, такой проект, что вот просто сказка. Радостно теперь работает, чувствуя свою пользу и самореализованность.
Снова продолжу мысль. А с чего вы вообще взяли, что человек на своем месте? В голову же ему не залезть. Может он уже несколько месяцев страдает? Не нравится ему у вас, а уходить – страшно. Вот он и гниет потихоньку за ваш счет. Может он по вечерам жалуется партнеру на скуку и отсутствие драйва. Поверьте, самый ваш бодрый сотрудник может просто притворяться. И вы, добросовестно заблуждаясь в нем, оказываете ему дурную услугу. И в этом случае увольнение будет пользой вам двоим. Вы сократите затраты, он получит свободу, которую не решался завоевать сам.
Что я хотел сказать? Когда тебя увольняют – это неприятно. Когда ты увольняешь – это больно. Больно от того, что ты думаешь, что что-то решаешь. А это не так. Мы говорим всего лишь о работе. О небольшом периоде в жизни, в течение которого мы имеем общие интересы и общие задачи. Конечно, хорошо, когда есть возможность долго и продуктивно работать вместе. Но если уж так сложилось, что надо расстаться, то давайте делать это с улыбкой. Давайте делать это легко. Жизнь длинная, может еще и встретимся? Кто знает.
Для начала такая мысль: мы точно не боги. Мы не знаем и не можем знать, где и как человеку будет лучше. Я помню сложный эпизод в моей жизни, когда внезапно остался без работы. До сих пор вспоминаю его с трепетом и удовольствием. Потому что благодаря ему я сделал резкий рывок. Сложности заставляют двигаться. Движения приносят новые достижения. Достижения приносят радость и уважение к самому себе. Так что сидеть и переживать, мол, уволишь человека, и он пропадет – достаточно самонадеянно. Почему вдруг? Ты точно знаешь, как ему, человеку этому, лучше? А что, если наоборот?
Продолжу предыдущую мысль. Я никогда, подчеркиваю, никогда не видел, чтобы увольнение разрушило чью-то жизнь. Скорее наоборот. Помню, как года два назад мне написал мой бывший сотрудник. Я уволил его, причем не очень чисто. Сорвался и несколько дал волю эмоциям. Он тоже оторвался, и мы расстались не на позитивной ноте. Так вот, он написал мне, что благодаря тому увольнению его карьера пошла в гору. Он разозлился и нашел такую работу, такой проект, что вот просто сказка. Радостно теперь работает, чувствуя свою пользу и самореализованность.
Снова продолжу мысль. А с чего вы вообще взяли, что человек на своем месте? В голову же ему не залезть. Может он уже несколько месяцев страдает? Не нравится ему у вас, а уходить – страшно. Вот он и гниет потихоньку за ваш счет. Может он по вечерам жалуется партнеру на скуку и отсутствие драйва. Поверьте, самый ваш бодрый сотрудник может просто притворяться. И вы, добросовестно заблуждаясь в нем, оказываете ему дурную услугу. И в этом случае увольнение будет пользой вам двоим. Вы сократите затраты, он получит свободу, которую не решался завоевать сам.
Что я хотел сказать? Когда тебя увольняют – это неприятно. Когда ты увольняешь – это больно. Больно от того, что ты думаешь, что что-то решаешь. А это не так. Мы говорим всего лишь о работе. О небольшом периоде в жизни, в течение которого мы имеем общие интересы и общие задачи. Конечно, хорошо, когда есть возможность долго и продуктивно работать вместе. Но если уж так сложилось, что надо расстаться, то давайте делать это с улыбкой. Давайте делать это легко. Жизнь длинная, может еще и встретимся? Кто знает.
❤29🔥19💯10👍6😁3
Что доводит до седин любого генерального директора? Что заставляет его глотать таблетки и запивать их алкоголем? Что самое сложное в работе руководителя компании? Я скажу.
Если со мной согласны, то тогда важный вопрос – это как принимать такие решения, когда информации категорически не хватает. Давайте подумаем, давайте поразмышляем.
Первое, что хочется сказать, что непростые ситуации и непростые решения неспроста. Если жизнь упирается и куда-то тебя не пускает, значит там есть рыба. И наоборот: все, что достается легко, имеет подвох. Отсюда вывод: если решение подразумевает упорную борьбу, и вы склонны получать большие призы, то это решение верное. А если оно про отступление, зализывание ран и вообще покой, то, скорее всего, ошибочное. Понятно, что я пишу про субъективное ваше представление о трудностях и штиле. Но общее правило, надеюсь, вы уловили: решение без сложностей имеет низкую ценность.
Следующий момент – это цена опыта. Каждое наше решение дает нам новые впечатления, открывая новую дверь. Мы примерно можем предсказать, во что выльется то или иное «да» или «нет». Значит, можем оценить стоимость ошибки. Скажем, выбрали не тот вариант, просчитались, и получили. Потратили сто рублей, или три часа, или потеряли веру в человечность. Но, при этом, прошли новый путь и получили новый опыт. Сравните ценность этого опыта с возможными потерями. Если ценность выше – идите по этому пути. В конечном счете нет ничего кроме этих самых впечатлений. И весь фокус мудрости в том, чтобы не платить за них слишком много.
Еще важный аспект – это необратимость решения. Бывают такие, знаете, когда цена огромна потому, что обратного пути нет. Здесь лучшим способом будет поиск советов. Обычно я ищу ответы у 3-5 человек, мнению которых я доверяю. И формирую свое решение сообразно их ответам. Прошу объяснить логику, и достраиваю свою картинку за счет их аргументов и соображений. Часто бывает так, что меняются сами формулировки решений. А иногда оно просто не принимается как незначимое. Польза вопросов и советов не в том, что выбирают собеседники, «да» или «нет», но в самом диалоге и проговаривании ситуации.
Ну и наконец, финальный способ. Чаще всего решения могут выглядеть как знаки. Жизнь наша несправедлива и чаще нелогична, понять ее, измерить какой-то меркой – сомнительное занятие. Поэтому остается только прислушиваться к ее течению. Куда она сейчас меня тащит? Может, неспроста? Может, не зря на моем пути возникают препятствия? Что хочет мне жизнь сказать? Может, ей стоит довериться и поплыть по ее течению? Тогда решения становятся очевидными. Уходят сомнения и стресс. И даже на лысине генерального директора начинают колоситься робкие волоски.
Это принятие решений в условиях тотальной неопределенности и напряженных сроков. Когда жизнь гонит тебя тряпками вперед, и надо что-то ответить. Надо что-то скомандовать. Пусть хотя бы «да» или «нет». Вот в такие моменты открываются язвы и выпадают последние волосы.
Если со мной согласны, то тогда важный вопрос – это как принимать такие решения, когда информации категорически не хватает. Давайте подумаем, давайте поразмышляем.
Первое, что хочется сказать, что непростые ситуации и непростые решения неспроста. Если жизнь упирается и куда-то тебя не пускает, значит там есть рыба. И наоборот: все, что достается легко, имеет подвох. Отсюда вывод: если решение подразумевает упорную борьбу, и вы склонны получать большие призы, то это решение верное. А если оно про отступление, зализывание ран и вообще покой, то, скорее всего, ошибочное. Понятно, что я пишу про субъективное ваше представление о трудностях и штиле. Но общее правило, надеюсь, вы уловили: решение без сложностей имеет низкую ценность.
Следующий момент – это цена опыта. Каждое наше решение дает нам новые впечатления, открывая новую дверь. Мы примерно можем предсказать, во что выльется то или иное «да» или «нет». Значит, можем оценить стоимость ошибки. Скажем, выбрали не тот вариант, просчитались, и получили. Потратили сто рублей, или три часа, или потеряли веру в человечность. Но, при этом, прошли новый путь и получили новый опыт. Сравните ценность этого опыта с возможными потерями. Если ценность выше – идите по этому пути. В конечном счете нет ничего кроме этих самых впечатлений. И весь фокус мудрости в том, чтобы не платить за них слишком много.
Еще важный аспект – это необратимость решения. Бывают такие, знаете, когда цена огромна потому, что обратного пути нет. Здесь лучшим способом будет поиск советов. Обычно я ищу ответы у 3-5 человек, мнению которых я доверяю. И формирую свое решение сообразно их ответам. Прошу объяснить логику, и достраиваю свою картинку за счет их аргументов и соображений. Часто бывает так, что меняются сами формулировки решений. А иногда оно просто не принимается как незначимое. Польза вопросов и советов не в том, что выбирают собеседники, «да» или «нет», но в самом диалоге и проговаривании ситуации.
Ну и наконец, финальный способ. Чаще всего решения могут выглядеть как знаки. Жизнь наша несправедлива и чаще нелогична, понять ее, измерить какой-то меркой – сомнительное занятие. Поэтому остается только прислушиваться к ее течению. Куда она сейчас меня тащит? Может, неспроста? Может, не зря на моем пути возникают препятствия? Что хочет мне жизнь сказать? Может, ей стоит довериться и поплыть по ее течению? Тогда решения становятся очевидными. Уходят сомнения и стресс. И даже на лысине генерального директора начинают колоситься робкие волоски.
👍28🔥15❤14💯7😁5
Я часто говорю, что моя компания, мой бизнес – это мой ребенок. Пользуясь случаем, прошу прощения у моих детей за это сравнение. Имею в виду, что отношение к компании у меня сопоставимо эмоциональное. Меня заводят достижения компании. Я горжусь ее победами. Меня удручают ее провалы. Я впадаю в депрессию от ее поражений. Часто я думаю, хороший ли я «отец». Иногда ответ мне не нравится, я могу впасть в ярость от собственного бессилия. Выглядит это ровно как отцовский опыт чувств к сыну или дочери во время их пубертата. И особняком стоит чувство стыда. О, это прямо отдельная история. Когда стыдно за то, что делает компания в лице отдельных ее сотрудников.
Все понимаю. Чем больше бизнес – тем больше косяков. Не может без них быть. Делая что-то – неминуемо ошибаешься. Суть развития, роста – это ошибки. Головой все понимаю. Но эмоционально прямо страдаю. Иногда хочется прямо провалиться под землю от стыда. Стыда и злости. Ну как можно так делать-то? Ведь совершенно очевидно, что делать надо было вовсе иначе. Неужели нет ну ни малейшей соображалки? Разве может быть настолько пофиг, чтобы творить такую дичь? Это саботаж что ли? Или я настолько плохо разбираюсь в людях, и взял на работу вот такого вот? Стыдно со всех сторон. Прежде всего перед самим собой.
С другой стороны, масштаб. Раньше, когда компания была маленькой, я мог исправить косяк любого. Понимал, знал и умел делать все. А сейчас? Все стало так сложно. Столько народу. Столько клиентов. Сложные процессы. Регламенты какие-то, процедуры. Да и я сам уже, честно говоря, давно не в теме. Мои умения остались там, десяток лет назад. Я с тех пор же только водил руками. Сейчас, сталкиваясь с проблемой, я испытываю беспомощность в решении. Мне приходится или доверять сотрудникам, или надеяться на свою чуйку. Это раздражает и опять заставляет стыдиться. За их работу и за свою практическую беспомощность.
Что получается? Любого рода новое становится угрозой. Оно только прибавит негативных эмоций. Породит новую порцию стыда. Равно как и увеличение масштаба. Рост сам по себе создаст новые потоки проблем. Которые вызовут снова стыд, беспомощность и ярость. Получается, что единственным способом сокращения новых неприятных ощущений является упрощение деятельности и контроль ее разрастания. Оптимально, когда бизнес мне полностью понятен и я могу залезть и поправить любой косяк в любом месте. Вот тогда мне будет за себя не стыдно.
Поздравляю, коллеги. Вы сейчас узнали одну из причин, почему бизнес не развивается. Возможно, одну из наиболее частых. Мы мало что понимаем в чувствах владельца бизнеса. Но требуем от него многого. Его дело должно быть прибыльным, и непременно расти. А думали ли вы о цене этого роста? Вполне возможно, что владельцу буквально неприятны эффекты, связанные с этим ростом? Может быть, он хотел бы оставить себе относительно небольшую компанию. Где он хотя бы не будет стыдиться результатов дел своих.
Все понимаю. Чем больше бизнес – тем больше косяков. Не может без них быть. Делая что-то – неминуемо ошибаешься. Суть развития, роста – это ошибки. Головой все понимаю. Но эмоционально прямо страдаю. Иногда хочется прямо провалиться под землю от стыда. Стыда и злости. Ну как можно так делать-то? Ведь совершенно очевидно, что делать надо было вовсе иначе. Неужели нет ну ни малейшей соображалки? Разве может быть настолько пофиг, чтобы творить такую дичь? Это саботаж что ли? Или я настолько плохо разбираюсь в людях, и взял на работу вот такого вот? Стыдно со всех сторон. Прежде всего перед самим собой.
С другой стороны, масштаб. Раньше, когда компания была маленькой, я мог исправить косяк любого. Понимал, знал и умел делать все. А сейчас? Все стало так сложно. Столько народу. Столько клиентов. Сложные процессы. Регламенты какие-то, процедуры. Да и я сам уже, честно говоря, давно не в теме. Мои умения остались там, десяток лет назад. Я с тех пор же только водил руками. Сейчас, сталкиваясь с проблемой, я испытываю беспомощность в решении. Мне приходится или доверять сотрудникам, или надеяться на свою чуйку. Это раздражает и опять заставляет стыдиться. За их работу и за свою практическую беспомощность.
Что получается? Любого рода новое становится угрозой. Оно только прибавит негативных эмоций. Породит новую порцию стыда. Равно как и увеличение масштаба. Рост сам по себе создаст новые потоки проблем. Которые вызовут снова стыд, беспомощность и ярость. Получается, что единственным способом сокращения новых неприятных ощущений является упрощение деятельности и контроль ее разрастания. Оптимально, когда бизнес мне полностью понятен и я могу залезть и поправить любой косяк в любом месте. Вот тогда мне будет за себя не стыдно.
Поздравляю, коллеги. Вы сейчас узнали одну из причин, почему бизнес не развивается. Возможно, одну из наиболее частых. Мы мало что понимаем в чувствах владельца бизнеса. Но требуем от него многого. Его дело должно быть прибыльным, и непременно расти. А думали ли вы о цене этого роста? Вполне возможно, что владельцу буквально неприятны эффекты, связанные с этим ростом? Может быть, он хотел бы оставить себе относительно небольшую компанию. Где он хотя бы не будет стыдиться результатов дел своих.
1❤31👍25🔥14🤔5👏2💯1
Бывает, что переполняет эмоция. Хорошо, если позитивная. Но вот если негативная, тогда берегись. Скажем, гнев. Он возникает внезапно на кажущиеся незначительными обстоятельства. Кто-то что-то не так или не вовремя сделал. Жар приливает к голове, в груди что-то сжимается, внутренние тормоза делают «беньк» и пропадают. Хочется крушить, ломать отношения, лепить ненужную правду-матку и вообще всячески оттаптываться на ближних. На правых и виноватых, без раздела. Бывает у вас такое? Гнев – страшная штука. Полностью меняет человека, выпускает демона. Как будто тебе снова семь лет.
Или другая эмоция. Уныние. Когда ничего не мило. Обратная сторона гнева, я так думаю. Снова что-то пошло не так. Кто-то опоздал, а еще кто-то отказал, а еще кто-то нахамил. И вот ты сидишь, и думаешь, что жизнь не удалась. И ладно бы сидел себе тихонько в стороне. Ты ж еще всем, кто вокруг, должен показать глубину страданий. Чтобы их жизнь равноценно испортилась. Мир вокруг становится серым. Люди – бездушными тварями. Всем на тебя плевать. А значит ты и сам вполне можешь им устроить кузькину мать. Не просто показать свои страдания, ноподгадить как следует. Чтобы они поняли, как были не правы. Ровно как в пять лет.
Могу привести еще много примеров. Но пощажу вашу самооценку. Вопрос же здесь не в том, что эти эмоции возникают. Вопрос в том, как сделать так, чтобы они не влияли на вашу жизнь и жизнь окружающих. Мне известно два пути. Первый – работа с психологом. Дело долгое и гарантий не имеющее. Это будет путешествие к «причинам» вашего поведения, к образу мамы и папы. Оно продлится от года. Причем никто не скажет, что сделать, чтобы получилось и какой план. Это ни хорошо, ни плохо, однако исчерпывающе описывает качество современной психологии как науки.
Второй способ проще. Его общая идея базируется на гипотезе, что мы не знаем, что первично: поведение или эмоция. Вполне возможно, что не эмоция продуцирует наше поведение, но наше поведение вызывает эмоцию. Иными словами, чтобы ощутить гнев мы задумываем вести себя определенным образом. Тогда наше управление эмоциями заключается в корректировке своего поведения. Вот, скажем, почувствовали гнев. И, вместо того чтобы сразу начать кидаться фекалиями, взяли свое поведение под контроль. Повели себя иным образом. С улыбкой ушли в поля, например. Или запели гимн. Не важно.
Если так поступать несколько раз, формируя устойчивый навык, то может произойти чудо: эмоция исчезнет или станет не такой невыносимой. Она как бы потеряет питательную среду. Ведь ее идея не в том, чтобы возникнуть. Ее идея в том, чтобы превратиться в некоторое корреспондирующее поведение. А если раз за разом поведение иное, не сочетаемое? То зачем ей тогда возникать? Глядишь, и вместо гнева появится понимание, а вместо уныния – тоже понимание. И может быть тогда мы меньше начнем походить на животных, живущих импульсивно? Глядишь, начнем гордиться тем, что взяли под контроль свои темные чувства. Достойная же задача, не так ли?
Или другая эмоция. Уныние. Когда ничего не мило. Обратная сторона гнева, я так думаю. Снова что-то пошло не так. Кто-то опоздал, а еще кто-то отказал, а еще кто-то нахамил. И вот ты сидишь, и думаешь, что жизнь не удалась. И ладно бы сидел себе тихонько в стороне. Ты ж еще всем, кто вокруг, должен показать глубину страданий. Чтобы их жизнь равноценно испортилась. Мир вокруг становится серым. Люди – бездушными тварями. Всем на тебя плевать. А значит ты и сам вполне можешь им устроить кузькину мать. Не просто показать свои страдания, но
Могу привести еще много примеров. Но пощажу вашу самооценку. Вопрос же здесь не в том, что эти эмоции возникают. Вопрос в том, как сделать так, чтобы они не влияли на вашу жизнь и жизнь окружающих. Мне известно два пути. Первый – работа с психологом. Дело долгое и гарантий не имеющее. Это будет путешествие к «причинам» вашего поведения, к образу мамы и папы. Оно продлится от года. Причем никто не скажет, что сделать, чтобы получилось и какой план. Это ни хорошо, ни плохо, однако исчерпывающе описывает качество современной психологии как науки.
Второй способ проще. Его общая идея базируется на гипотезе, что мы не знаем, что первично: поведение или эмоция. Вполне возможно, что не эмоция продуцирует наше поведение, но наше поведение вызывает эмоцию. Иными словами, чтобы ощутить гнев мы задумываем вести себя определенным образом. Тогда наше управление эмоциями заключается в корректировке своего поведения. Вот, скажем, почувствовали гнев. И, вместо того чтобы сразу начать кидаться фекалиями, взяли свое поведение под контроль. Повели себя иным образом. С улыбкой ушли в поля, например. Или запели гимн. Не важно.
Если так поступать несколько раз, формируя устойчивый навык, то может произойти чудо: эмоция исчезнет или станет не такой невыносимой. Она как бы потеряет питательную среду. Ведь ее идея не в том, чтобы возникнуть. Ее идея в том, чтобы превратиться в некоторое корреспондирующее поведение. А если раз за разом поведение иное, не сочетаемое? То зачем ей тогда возникать? Глядишь, и вместо гнева появится понимание, а вместо уныния – тоже понимание. И может быть тогда мы меньше начнем походить на животных, живущих импульсивно? Глядишь, начнем гордиться тем, что взяли под контроль свои темные чувства. Достойная же задача, не так ли?
❤22👍21💯14🔥5
Любопытные разговоры состоялись у меня на прошлой неделе. Первый был за завтраком, на котором мой собеседник пылал праведным гневом в отношении своего генерального директора. Собеседник, кстати, владелец «заводов, газет, пароходов», в общем – человек достойный. Рассказывал он мне, жуя бенедикт, душераздирающую историю. Как он десять раз ждал от директора инициативы, ждал глубокого понимания момента, но так и не дождался. Я спросил моего собеседника, деликатно спросил, почему тот не намекнул или явно не сказал о своих ожиданиях. На что я получил ответ, потрясший меня своей глубиной: «Так я же ему денег плачу!».
Представляю себя в парикмахерской. «Друг мой, стригите меня, как мне нравится, не задавая вопросов». Нормально. Хотя, погодите, друзья мои, а в чем отличие парикмахера и генерального директора? Понятно, хороший парикмахер больше востребован. Но, по сути, и тот и другой – наемный работник, выполняющий конкретную работу, обменивающий свое время и усилия на деньги. Почему же парикмахеру мы можем сказать об ожиданиях от угла висков, а директору про ожидания от компании – нет? И что это за аргумент про «деньги плачу»?
Я вам скажу. Это такая особенность отечественного менеджмента. Суть – азиатчина. Всякий руководитель считает, что он – от Бога. Стоит специалисту примерить на себя менеджерский пиджак, как сразу в его сознании начинаются необратимые изменения. То ли воздух такой, то ли – пища, но типичный менеджер в наших широтах считает себя начальником. В широком диапазоне. От «гражданин начальник» до «начальничек». А кто такой начальник? Это кто раздает указания и кого беспрекословно слушаются. Заметьте, в этой картине мира нет «кто поддерживает сотрудников» или «кто налаживает процессы». Начальник – это неясная дымка сверху, периодически сыпящая молниями.
Отношение к начальнику у нас часто тоже особенное. Как к природному явлению. Если дождь идет, то что? Правильно, берем зонтик. С начальником так же. Он бурчит и придумывает какую-то ерунду? Так мы ж его обманем! Мы ж сделаем все так, что не подкопаться, и будем хихикать над ним. Обмануть начальника – святое дело. Это одновременно и игра, и воздаяние. За самодурство, за высокомерие, за стойкое ощущение разрыва низов и верхов. И получается два мира. Начальников и сотрудников. Одни жалуются на непонятливость вторых. Вторые – на профнепригодность первых. И конца и края этому нет.
Кто виноват, что делать? Натурально, виноваты менеджеры. Априори. Они же все затеяли, с них и спрос. Учиться они не хотят. Руководят дедовскими методами. И свято верят, что их сотрудники должны почему-то быть профессионалами в их компаниях. С хрена ли, дорогие товарищи? Вы их адаптировали? Вы их обучали? Вы обратную связь давали? Вы цели им ставили? Вы договаривались с ними о пути достижения целей? Вы их мотивировали? Вы вместе с ними думали над их задачами? Вы хвалили их публично? Вы процессы им помогали выстроить? Автоматизировали их деятельность? Да попросту: вы сами понимаете, что они делают и что должны делать? Вот. И я так думаю.
И правда. Если я кому-то плачу деньги, то этот кто-то должен сам обо всем догадаться.
Представляю себя в парикмахерской. «Друг мой, стригите меня, как мне нравится, не задавая вопросов». Нормально. Хотя, погодите, друзья мои, а в чем отличие парикмахера и генерального директора? Понятно, хороший парикмахер больше востребован. Но, по сути, и тот и другой – наемный работник, выполняющий конкретную работу, обменивающий свое время и усилия на деньги. Почему же парикмахеру мы можем сказать об ожиданиях от угла висков, а директору про ожидания от компании – нет? И что это за аргумент про «деньги плачу»?
Я вам скажу. Это такая особенность отечественного менеджмента. Суть – азиатчина. Всякий руководитель считает, что он – от Бога. Стоит специалисту примерить на себя менеджерский пиджак, как сразу в его сознании начинаются необратимые изменения. То ли воздух такой, то ли – пища, но типичный менеджер в наших широтах считает себя начальником. В широком диапазоне. От «гражданин начальник» до «начальничек». А кто такой начальник? Это кто раздает указания и кого беспрекословно слушаются. Заметьте, в этой картине мира нет «кто поддерживает сотрудников» или «кто налаживает процессы». Начальник – это неясная дымка сверху, периодически сыпящая молниями.
Отношение к начальнику у нас часто тоже особенное. Как к природному явлению. Если дождь идет, то что? Правильно, берем зонтик. С начальником так же. Он бурчит и придумывает какую-то ерунду? Так мы ж его обманем! Мы ж сделаем все так, что не подкопаться, и будем хихикать над ним. Обмануть начальника – святое дело. Это одновременно и игра, и воздаяние. За самодурство, за высокомерие, за стойкое ощущение разрыва низов и верхов. И получается два мира. Начальников и сотрудников. Одни жалуются на непонятливость вторых. Вторые – на профнепригодность первых. И конца и края этому нет.
Кто виноват, что делать? Натурально, виноваты менеджеры. Априори. Они же все затеяли, с них и спрос. Учиться они не хотят. Руководят дедовскими методами. И свято верят, что их сотрудники должны почему-то быть профессионалами в их компаниях. С хрена ли, дорогие товарищи? Вы их адаптировали? Вы их обучали? Вы обратную связь давали? Вы цели им ставили? Вы договаривались с ними о пути достижения целей? Вы их мотивировали? Вы вместе с ними думали над их задачами? Вы хвалили их публично? Вы процессы им помогали выстроить? Автоматизировали их деятельность? Да попросту: вы сами понимаете, что они делают и что должны делать? Вот. И я так думаю.
👍39❤16💯16🔥15🤝3🤔1
Есть такие ребята – адепты насилия. Знаю таких в образовании. Их вера в том, что обучение может быть только через боль. Мол, если человек не страдает, не выходит за пределы своего естественного состояния, то и учеба будет не очень продуктивной. Их хлебом не корми, дай объяснить тебе какой ты тупой неудачник. Самый тупой в их истории. Зачем они это делают? Утверждается, что это дает лучшие результаты. Что человек морально напряженный дает быстрее и больше результата. Особенно, если еще матерком его приложить. Ну что ж, мнение понятно.
Честно, я не знаю как правильно. Может и правда людей надо бить по головам, чтобы они что-то усвоили. Может надо их унижать, чтобы они восприняли учителя всерьез. Не знаю. Лично мне эти методы кажутся ошибочными. Но кто я такой, чтобы критиковать подходы других? В этой истории интересно другое: что в голове у человека, который допускает унижение других даже ради их, других, отменного результата? Как могло возникнуть такое убеждение? Откуда взялось и почему? Может, я покажусь в своих выводах резковатым, заранее извиняюсь. Но тема важная, тема про происхождение насилия.
Ах, да, забыл написать. Когда людей бьют по голове безотносительно мотивов – это называется насилием. И в моей картине мира в основе насилия лежит страх. Чего боится человек, настолько боится, что становится насильником? Разного, но обычно это страх потерять любовь, уважение. В приведенном мной примере насильника-учителя основной движитель – это завоевание «любви» подопечного самым простым способом. Насильники, как не парадоксально, настолько зависят от эмоций жертв, что выбирают самые изощренные способы добиться этих эмоций.
Помните, в классе с вами наверняка был мальчик, который лупил предмет своего обожания портфелем по голове и подкладывал ей кнопки на стул? Зачем он это делал? Ведь проще было бы ухаживать, дарить цветы, вести разговоры и вообще не быть свиньей? Все так, но если вести себя как все – то и результат будет тривиальный. А ему надо все и сразу. Ему надо быть особенным. Ему надо запомниться и выделяться. И пусть это будет стоить двойки за поведение и вызова матери в школу. Зато он получит свою, экстремально яркую, долю внимания. Он будет своеобразно любим.
Парадокс насилия в том, что оно вызывается недолюбленностью, нереализованностью. Эта жажда толкает на дикие действия, совершенно нелогичные с точки зрения того, кто уже любим и почитаем. Мы можем отталкивать насильника, но этим мы только будем еще больше стимулировать его страх остаться совсем одному. А тезис о «непротивлении злу» ну никак не вызывает понимания. К сожалению, это – тупик. Нет хорошего решения проблемы страха насильника. Что, собственно, мы и наблюдаем всю человеческую историю. Даже в таких сферах как образование.
Честно, я не знаю как правильно. Может и правда людей надо бить по головам, чтобы они что-то усвоили. Может надо их унижать, чтобы они восприняли учителя всерьез. Не знаю. Лично мне эти методы кажутся ошибочными. Но кто я такой, чтобы критиковать подходы других? В этой истории интересно другое: что в голове у человека, который допускает унижение других даже ради их, других, отменного результата? Как могло возникнуть такое убеждение? Откуда взялось и почему? Может, я покажусь в своих выводах резковатым, заранее извиняюсь. Но тема важная, тема про происхождение насилия.
Ах, да, забыл написать. Когда людей бьют по голове безотносительно мотивов – это называется насилием. И в моей картине мира в основе насилия лежит страх. Чего боится человек, настолько боится, что становится насильником? Разного, но обычно это страх потерять любовь, уважение. В приведенном мной примере насильника-учителя основной движитель – это завоевание «любви» подопечного самым простым способом. Насильники, как не парадоксально, настолько зависят от эмоций жертв, что выбирают самые изощренные способы добиться этих эмоций.
Помните, в классе с вами наверняка был мальчик, который лупил предмет своего обожания портфелем по голове и подкладывал ей кнопки на стул? Зачем он это делал? Ведь проще было бы ухаживать, дарить цветы, вести разговоры и вообще не быть свиньей? Все так, но если вести себя как все – то и результат будет тривиальный. А ему надо все и сразу. Ему надо быть особенным. Ему надо запомниться и выделяться. И пусть это будет стоить двойки за поведение и вызова матери в школу. Зато он получит свою, экстремально яркую, долю внимания. Он будет своеобразно любим.
Парадокс насилия в том, что оно вызывается недолюбленностью, нереализованностью. Эта жажда толкает на дикие действия, совершенно нелогичные с точки зрения того, кто уже любим и почитаем. Мы можем отталкивать насильника, но этим мы только будем еще больше стимулировать его страх остаться совсем одному. А тезис о «непротивлении злу» ну никак не вызывает понимания. К сожалению, это – тупик. Нет хорошего решения проблемы страха насильника. Что, собственно, мы и наблюдаем всю человеческую историю. Даже в таких сферах как образование.
👍24🤔13❤10
Недавно попалась на глаза статья о трендах в региональных коммуникациях.
Вот основные моменты и выводы.
Как говорить с регионами: 3 вектора в коммуникациях
На первый взгляд, все просто: рассказывай о продукте, строй бренд, выходи в медиа. Но как только речь заходит о регионах — привычные столичные инструменты начинают работать иначе. Что меняется — и что важно учитывать?
1. Говорите на языке контекста.
Пожалуй, главное правило региональной коммуникации — никакогомосквоцентризма. Здесь не пройдут лозунги, отточенные под столицу. Важно знать, чем живет конкретный город, как здесь говорят, кому доверяют.
Локальные лидеры мнений, небольшие Telegram-каналы, редакторы местных медиа — часто именно они определяют повестку.
2. Оффлайн снова в игре.
В эпоху цифры люди хотят встречаться вживую. Особенно в регионах. Тематические ланчи, книжные клубы, лекции, уличные мероприятия — это не просто «дополнение» к PR, а рабочий канал построения доверия и вовлеченности.
3. HR — новый PR.
В регионах остро стоит вопрос кадров. Особенно в индустриальных центрах. Сегодня коммуникации всё чаще разворачиваются в сторону HR — чтобы не просто нанимать, но и удерживать.
Что важно:
В регионах важнее всего — быть ближе. Ближе к контексту, к людям, к их реальности. Не продавать. Общаться. И тогда коммуникация действительно работает. Впрочем, как и везде.
Вот основные моменты и выводы.
Как говорить с регионами: 3 вектора в коммуникациях
На первый взгляд, все просто: рассказывай о продукте, строй бренд, выходи в медиа. Но как только речь заходит о регионах — привычные столичные инструменты начинают работать иначе. Что меняется — и что важно учитывать?
1. Говорите на языке контекста.
Пожалуй, главное правило региональной коммуникации — никакого
Локальные лидеры мнений, небольшие Telegram-каналы, редакторы местных медиа — часто именно они определяют повестку.
2. Оффлайн снова в игре.
В эпоху цифры люди хотят встречаться вживую. Особенно в регионах. Тематические ланчи, книжные клубы, лекции, уличные мероприятия — это не просто «дополнение» к PR, а рабочий канал построения доверия и вовлеченности.
3. HR — новый PR.
В регионах остро стоит вопрос кадров. Особенно в индустриальных центрах. Сегодня коммуникации всё чаще разворачиваются в сторону HR — чтобы не просто нанимать, но и удерживать.
Что важно:
– внутренняя культура, а не шаблонный корпоратив
– поддержка сотрудников
– ощущение ими ценности своей работы
В регионах важнее всего — быть ближе. Ближе к контексту, к людям, к их реальности. Не продавать. Общаться. И тогда коммуникация действительно работает. Впрочем, как и везде.
👍19🔥9❤5💯4
Раз в год, обычно в начале, я общаюсь с психологом. Эта традиция имеет много смыслов. От возможности узнать о себе что-то новое до проверки своих когнитивных функций. Обычно это занимает 6-8 встреч, такой своеобразный чекап. Сценарий плюс-минус одинаковый, все начинается с моего настоящего и плавно уходит в детское прошлое. Оно, это прошлое, было всяким. Его обсуждение потянет на пару лет сессий точно. Но то, что оно у меня точно не вызывает – это сожалений. Можно сказать, стою на этом. Что мое прошлое было хорошим. Непростым, порой, да. Но ни о чем не жалею.
В этом году выбранный мною специалист меня потряс одной фразой. Мы что-то обсуждали на тему моей юности. И я выдал, что, мол, не жалею. И даже весьма доволен. На что мне было заявлено, что я (цитата): «обесцениваю свои настоящие переживания».Твою ж мать! Это сейчас так модно, что ли? Ну не могу я с собой ничего поделать. Я и правда доволен всем, что было у меня в жизни. Не хочу ныть и жаловаться. Даже на мать. Я вообще не считаю правильным сожалеть. Тем более, считать себя жертвой. Но психолог настаивала. И я ее уволил. Такой вот странный случай.
К чему я это? Кажется, это очень важное свойство – не жалеть. Разумеется, сожалеть по поводу каких-то событий и решений можно и нужно. У меня таких десятка два точно есть. Когда не так себя повел. Или, скажем, струсил и не сделал что-то. Все было. Но глобально, если рассуждать о всей жизни, то испытывать удовольствие совершенно необходимо. Я так вам метафорически доложу: когда ты оборачиваешься назад и улыбаешься, то есть силы и смотреть вперед. Не могу себе представить, что бы я делал, если бы все время крутил в голове, какой я неудачник. Какая моя жизнь негодная. И вот это все.
Вместе с этим, согласитесь, это модно. Жалеть себя. Искать причины в других. Много думать о себе и своих переживаниях. Я не вижу в этом пользы. Как будто ставишь себя на пьедестал и ходишь вокруг с причитаниями. Кто-то проходит бодрым шагом мимо. Кто-то рядом поет. Кто-то делает дела. А ты жалеешь себя. Ну разве ж это умно? Особенно с учетом того, что прошлого изменить нельзя. Все поменялось. Обстоятельства, люди вокруг, и ты сам. Вроде бы – отпусти, признай случившимся. Поблагодари, сохрани теплые чувства. Упокой, иными словами.
Мне кажется, что мы похожи на деревья. Наше прошлое – наши корни. Тем они более развесистые и здоровые, чем больше с благодарностью мы адресуемся к прошлому. А если хаем – то и стоять особо не на чем. Не хватит нам питательных веществ и воды из почвы. Будем искать их в чем-то другом. Придумывать суррогаты. Использовать аналоги. Хотя все это, конечно, безыдейно. Дерево без корней обречено.
В этом году выбранный мною специалист меня потряс одной фразой. Мы что-то обсуждали на тему моей юности. И я выдал, что, мол, не жалею. И даже весьма доволен. На что мне было заявлено, что я (цитата): «обесцениваю свои настоящие переживания».
К чему я это? Кажется, это очень важное свойство – не жалеть. Разумеется, сожалеть по поводу каких-то событий и решений можно и нужно. У меня таких десятка два точно есть. Когда не так себя повел. Или, скажем, струсил и не сделал что-то. Все было. Но глобально, если рассуждать о всей жизни, то испытывать удовольствие совершенно необходимо. Я так вам метафорически доложу: когда ты оборачиваешься назад и улыбаешься, то есть силы и смотреть вперед. Не могу себе представить, что бы я делал, если бы все время крутил в голове, какой я неудачник. Какая моя жизнь негодная. И вот это все.
Вместе с этим, согласитесь, это модно. Жалеть себя. Искать причины в других. Много думать о себе и своих переживаниях. Я не вижу в этом пользы. Как будто ставишь себя на пьедестал и ходишь вокруг с причитаниями. Кто-то проходит бодрым шагом мимо. Кто-то рядом поет. Кто-то делает дела. А ты жалеешь себя. Ну разве ж это умно? Особенно с учетом того, что прошлого изменить нельзя. Все поменялось. Обстоятельства, люди вокруг, и ты сам. Вроде бы – отпусти, признай случившимся. Поблагодари, сохрани теплые чувства. Упокой, иными словами.
Мне кажется, что мы похожи на деревья. Наше прошлое – наши корни. Тем они более развесистые и здоровые, чем больше с благодарностью мы адресуемся к прошлому. А если хаем – то и стоять особо не на чем. Не хватит нам питательных веществ и воды из почвы. Будем искать их в чем-то другом. Придумывать суррогаты. Использовать аналоги. Хотя все это, конечно, безыдейно. Дерево без корней обречено.
1👍60🔥20❤13💯8✍3