Один из самых неочевидных эпизодов новейшей российской экономической истории – это реформы «Гайдара и Чубайса». Кратко напомню суть для молодежи: идея реформы заключалась в резком сокращении государственного регулирования экономики. Было предложено три основных метода: прекращение регулирования цен на продукты и услуги (т.н. «либерализация цен»), приватизация части государственной собственности и открытие рынков для зарубежной продукции за счет таможенного регулирования. Были еще разные нюансы, но в целом – три идеи.
План подразумевал «отпуск» цен с начала 1992 года. Сочетание резкого увеличение цен и массовой эмиссии рубля породили гиперинфляцию. Например, стоимость автомобиля в конце 1991 года равнялась стоимости бутылки коньяка в конце 1992 года. Я пока не даю оценок, просто констатирую факт. Хлынувший на внутренний рынок поток качественной продукции резко сократил маржинальность существующих производств. Те начали сокращать персонал, сокращать объем выплаты зарплаты. Возросла доля «черных» схем оплаты труда, возник так называемый бартер, когда сотрудники предприятий получали зарплату продукцией своей компании или смежников.
На этом фоне проводилась приватизация. Каждый гражданин получил ваучер номинальной стоимостью 10 000 рублей и имел право вложить его в ту или иную компанию, получив взамен долю в капитале. Большинство ваучеров (по некоторым оценкам – около 90%) было выкуплено различными финансовыми группами для получения контроля над активами. Сделки по покупке проходили везде, даже в переходах метро стояли молодые люди в черных куртках с картонками, на которых было написано «Куплю ваучеры». Часто сделка выглядела так: один ваучер – бутылка водки.
Можно по-разному оценивать результаты этих реформ. С одной стороны, и это правда, огромная страна рывком перешла к другому типу хозяйствования. С другой стороны, возникло чудовищное социальное неравенство, вызванное банальным непониманием подавляющей части граждан сути происходящего. Примерно на 15 лет экономика страны превратилась в торгово-сырьевую, где большинство населения приходили в продовольственные магазины как в музей, и перебивались картошкой и черным хлебом. Я, хоть и житель Москвы, видел это своими глазами. Что творилось на периферии я боюсь себе представить.
Что сделано не так? Во-первых, нельзя было сразу открывать границы и давать доступ к рынку. Это убило внутреннее производство. Надо было более тонко и точечно регулировать тарифную экспортную политику. Во-вторых, необходимо было постепенно развивать предпринимательский климат, обучать людей и развивать меры государственной поддержки. В-третьих, приватизацию стоило ограничить членами трудовых коллективов соответствующих компаний. Главный вопрос здесь: почему все пошло не так? Я не верю в заговоры, я верю в идеализм и нетерпение сердца. Мало кто способен реализовывать реформы, результат которых выходит за пределы жизни. Для этого нужна мудрость государственного человека.
План подразумевал «отпуск» цен с начала 1992 года. Сочетание резкого увеличение цен и массовой эмиссии рубля породили гиперинфляцию. Например, стоимость автомобиля в конце 1991 года равнялась стоимости бутылки коньяка в конце 1992 года. Я пока не даю оценок, просто констатирую факт. Хлынувший на внутренний рынок поток качественной продукции резко сократил маржинальность существующих производств. Те начали сокращать персонал, сокращать объем выплаты зарплаты. Возросла доля «черных» схем оплаты труда, возник так называемый бартер, когда сотрудники предприятий получали зарплату продукцией своей компании или смежников.
На этом фоне проводилась приватизация. Каждый гражданин получил ваучер номинальной стоимостью 10 000 рублей и имел право вложить его в ту или иную компанию, получив взамен долю в капитале. Большинство ваучеров (по некоторым оценкам – около 90%) было выкуплено различными финансовыми группами для получения контроля над активами. Сделки по покупке проходили везде, даже в переходах метро стояли молодые люди в черных куртках с картонками, на которых было написано «Куплю ваучеры». Часто сделка выглядела так: один ваучер – бутылка водки.
Можно по-разному оценивать результаты этих реформ. С одной стороны, и это правда, огромная страна рывком перешла к другому типу хозяйствования. С другой стороны, возникло чудовищное социальное неравенство, вызванное банальным непониманием подавляющей части граждан сути происходящего. Примерно на 15 лет экономика страны превратилась в торгово-сырьевую, где большинство населения приходили в продовольственные магазины как в музей, и перебивались картошкой и черным хлебом. Я, хоть и житель Москвы, видел это своими глазами. Что творилось на периферии я боюсь себе представить.
Что сделано не так? Во-первых, нельзя было сразу открывать границы и давать доступ к рынку. Это убило внутреннее производство. Надо было более тонко и точечно регулировать тарифную экспортную политику. Во-вторых, необходимо было постепенно развивать предпринимательский климат, обучать людей и развивать меры государственной поддержки. В-третьих, приватизацию стоило ограничить членами трудовых коллективов соответствующих компаний. Главный вопрос здесь: почему все пошло не так? Я не верю в заговоры, я верю в идеализм и нетерпение сердца. Мало кто способен реализовывать реформы, результат которых выходит за пределы жизни. Для этого нужна мудрость государственного человека.
🔥38❤14💯7🤔6👍2
Ну что, граждане, половина года – тю-тю. Вроде вчера еще пили шампанское под пожелания всего хорошего в новом году, а тут фигак – и полгода как не бывало. Как будто проехались на Сапсане, где за четыре часа проскочили шесть месяцев. Что у вас было? Как прошло-то, ребята? Давайте вспомним основные моменты, хоть будет не так обидно от этой сумасшедшей скорости и ощущения потери части жизни. Могу начать я. Расскажу, без прикрас. Итак, что было у меня.
Начал играть в шахматы. Давно думал завести себе какое-то хобби, а то все работа и работа. Никогда не играл, знал как фигуры ходят. Сначала тыкался типа самый умный, потом завел тренера. Общаюсь с ним раз в неделю. Понятно, что каких-то серьезных результатов я вряд ли достигну. Пока радуюсь рейтингу более 1000 на ческоме. Главное, что интересно, мозг работает. Профилактика Альцгеймера.
Съездил в США, второй раз в жизни. Поездка была сложной, у меня все горело и взрывалось с основным бизнесом. А там разница во времени, да и плюс я физически далеко. Не понимаю, как фаундеры, которые рулят компаниями, могут делать это издалека, через часовые пояса. А в остальном Америка понравилась. Мы с женой обнесли казино в Атлантик-Сити, отдохнули в культовом месте одной социальной группы, погоняли на огромной машине.
Занялся похуданием всерьез. Не то чтобы толстый. Но животик раздражает, хочется плоское и красивое. Можно даже без кубиков. Помимо диеты упоролся с гормонами, витаминами, разными капельницами и уколами. По обещанию специалистов я должен просто летать теперь от прилива энергии. Ну не знаю, пока особо не замечаю. Пока кажется, что это очередной хайп, антиэйджинг и вот все это. Поглядим, может еще подействует.
На фоне хренового по бизнесу полугодия поговорил с личным психиатром (да-да, у меня такой есть). И решили, что сон – это важно, поэтому я пару месяцев закидывался антидепрессантами и антитревожными. Последние дали побочку, не ужасную, но неприятную. В общем пока я на минимальной дозе антидепрессантов, это скорее про веру, чем про эффект. Но таки да, когда все сложно – таблетки решают. Как экстренная мера.
Чудовищно облажался с планированием. Сам я – контрол-фрик, у меня расписано все на три недели вперед. А тут, представьте, договорился о встрече с партнером в Белграде, а билеты взял на следующий день. И тот, бедолага, в ночи писал мне и звонил, а я преспокойно спал в Питере. Я не представляю, что он пережил и о чем думал. Стыдно до сих пор.
Побывал несколько раз в Волгограде. Я там был раньше, но как-то бегом. А сейчас будто заново взглянул на этот город. И он очень хорош. Там чудесные жители. Там чисто. Там культурно. Там есть особый стиль, как есть, скажем, в Екатеринбурге или в том же Питере. В общем – цельный город, своеобразный и привлекательный.
Радовался детям. Они у меня замечательные, все трое. Очень разные, очень непростые. Но как же приятно видеть, что каждый из них – личность. Со своими взглядами, не задавленными какой-то одной парадигмой или идеологией. Они думают, они рассуждают, им плевать на чужое мнение в достаточной степени. Наверное, это главное переживание моего полугода. А что было у вас? Давайте, накидывайте эмоций.
Начал играть в шахматы. Давно думал завести себе какое-то хобби, а то все работа и работа. Никогда не играл, знал как фигуры ходят. Сначала тыкался типа самый умный, потом завел тренера. Общаюсь с ним раз в неделю. Понятно, что каких-то серьезных результатов я вряд ли достигну. Пока радуюсь рейтингу более 1000 на ческоме. Главное, что интересно, мозг работает. Профилактика Альцгеймера.
Съездил в США, второй раз в жизни. Поездка была сложной, у меня все горело и взрывалось с основным бизнесом. А там разница во времени, да и плюс я физически далеко. Не понимаю, как фаундеры, которые рулят компаниями, могут делать это издалека, через часовые пояса. А в остальном Америка понравилась. Мы с женой обнесли казино в Атлантик-Сити, отдохнули в культовом месте одной социальной группы, погоняли на огромной машине.
Занялся похуданием всерьез. Не то чтобы толстый. Но животик раздражает, хочется плоское и красивое. Можно даже без кубиков. Помимо диеты упоролся с гормонами, витаминами, разными капельницами и уколами. По обещанию специалистов я должен просто летать теперь от прилива энергии. Ну не знаю, пока особо не замечаю. Пока кажется, что это очередной хайп, антиэйджинг и вот все это. Поглядим, может еще подействует.
На фоне хренового по бизнесу полугодия поговорил с личным психиатром (да-да, у меня такой есть). И решили, что сон – это важно, поэтому я пару месяцев закидывался антидепрессантами и антитревожными. Последние дали побочку, не ужасную, но неприятную. В общем пока я на минимальной дозе антидепрессантов, это скорее про веру, чем про эффект. Но таки да, когда все сложно – таблетки решают. Как экстренная мера.
Чудовищно облажался с планированием. Сам я – контрол-фрик, у меня расписано все на три недели вперед. А тут, представьте, договорился о встрече с партнером в Белграде, а билеты взял на следующий день. И тот, бедолага, в ночи писал мне и звонил, а я преспокойно спал в Питере. Я не представляю, что он пережил и о чем думал. Стыдно до сих пор.
Побывал несколько раз в Волгограде. Я там был раньше, но как-то бегом. А сейчас будто заново взглянул на этот город. И он очень хорош. Там чудесные жители. Там чисто. Там культурно. Там есть особый стиль, как есть, скажем, в Екатеринбурге или в том же Питере. В общем – цельный город, своеобразный и привлекательный.
Радовался детям. Они у меня замечательные, все трое. Очень разные, очень непростые. Но как же приятно видеть, что каждый из них – личность. Со своими взглядами, не задавленными какой-то одной парадигмой или идеологией. Они думают, они рассуждают, им плевать на чужое мнение в достаточной степени. Наверное, это главное переживание моего полугода. А что было у вас? Давайте, накидывайте эмоций.
❤86🔥18👍15🙏2
Я не фотограф. Но иногда удаются хорошие кадры. Оставлю это здесь, на память. Ну и вдруг кому тоже глянется. Все фото - без коррекции, как есть. Кстати, как думаете, где сделаны эти снимки (все - в разных локациях)?
❤58🔥22👍5💯3
Закончилось первое полугодие, хочу пару слов написать, как дела в Otus. Все восемь лет существования бизнеса веду такой своеобразный дневник. Что могу сказать? Самые худшие полгода за историю компании. Выручка год к году сократилась на 5%, в то время, когда мы привыкли каждый год расти на 40%. В абсолютных выражениях мы не заработали даже 450 млн в первом полугодии, то есть год завершим, скорее всего, в районе 1 млрд рублей. Это грустно, это мальца демотивирует. Но, с другой стороны, всем сейчас хреново. Так что, спасибо, Господи, что деньгами.
В чем причины просадки? Очевидно, экономика схлопнулась. Самое большое падение у нас в B2B, компании закономерно экономят на обучении. Интересно, но закономерности в том, кто экономит, а кто нет, – нет. Достаточно успешные компании поставили на холд покупки курсов, и те, которые по всем показателям валятся, обучают ИТ-шников как не в себя. Думаю, это связанно с энергичностью менеджмента. Кто поопытнее и порешительнее – начал резать косты в январе-феврале. Кто помоложе и понаивнее – вот только подошел к вопросу.
Мне пришлось проделать неприятные, но необходимые упражнения. Мы срезали все проекты, которые не давали результат «здесь и сейчас», сократили около 50 человек, уменьшили объем запуска курсов, ориентируясь на максимально маржинальные. Затраты удалось уменьшить на 22% без существенного влияния на выручку. Больше будет сложно, но вроде бы и не понадобится. Мы прошли июнь с нулевым финансовым результатом, что для низкого сезона очень неплохо. Посмотрим на июль, я сохраняю сдержанный оптимизм и очень надеюсь, что больше сокращений не будет.
Чем заниматься в кризис? Понятное дело, небольшими улучшениями. Мы перестраиваем продажи, и B2C, и B2B. Оказалось, что у нас проседает уровень среднего менеджмента, и между топ-менеджментом в продажах и МОПами – информационная и понятийная пропасть. А еще выяснилось, что в основе продаж лежит дисциплина и контроль. Мы же строили всегда продажи по принципу ИТ-компании: мы все няшные и розовые пони. Не работает. Для меня лично это один из самых существенных инсайтов за всю мою предпринимательскую практику.
Кроме продаж выстраиваем клиентоориентированность. Сократили долю возвратов (это если измерять эффект в деньгах), вышли на 3%. С учетом сложной экономической ситуации – это очень неплохо. Начали пересматривать коммуникации со студентами и с преподавателями. Делаем много маленьких упражнений. А так – улыбаемся и машем. Очень сложные полгода. Одно радует – есть перспективы, есть вера в изменения. И есть новый опыт. И есть толковые люди рядом. Прорвемся.
В чем причины просадки? Очевидно, экономика схлопнулась. Самое большое падение у нас в B2B, компании закономерно экономят на обучении. Интересно, но закономерности в том, кто экономит, а кто нет, – нет. Достаточно успешные компании поставили на холд покупки курсов, и те, которые по всем показателям валятся, обучают ИТ-шников как не в себя. Думаю, это связанно с энергичностью менеджмента. Кто поопытнее и порешительнее – начал резать косты в январе-феврале. Кто помоложе и понаивнее – вот только подошел к вопросу.
Когда ситуация в B2B разморозится? Получше будет с августа, высокий сезон. А в целом – через год минимум.
Мне пришлось проделать неприятные, но необходимые упражнения. Мы срезали все проекты, которые не давали результат «здесь и сейчас», сократили около 50 человек, уменьшили объем запуска курсов, ориентируясь на максимально маржинальные. Затраты удалось уменьшить на 22% без существенного влияния на выручку. Больше будет сложно, но вроде бы и не понадобится. Мы прошли июнь с нулевым финансовым результатом, что для низкого сезона очень неплохо. Посмотрим на июль, я сохраняю сдержанный оптимизм и очень надеюсь, что больше сокращений не будет.
Чем заниматься в кризис? Понятное дело, небольшими улучшениями. Мы перестраиваем продажи, и B2C, и B2B. Оказалось, что у нас проседает уровень среднего менеджмента, и между топ-менеджментом в продажах и МОПами – информационная и понятийная пропасть. А еще выяснилось, что в основе продаж лежит дисциплина и контроль. Мы же строили всегда продажи по принципу ИТ-компании: мы все няшные и розовые пони. Не работает. Для меня лично это один из самых существенных инсайтов за всю мою предпринимательскую практику.
Кроме продаж выстраиваем клиентоориентированность. Сократили долю возвратов (это если измерять эффект в деньгах), вышли на 3%. С учетом сложной экономической ситуации – это очень неплохо. Начали пересматривать коммуникации со студентами и с преподавателями. Делаем много маленьких упражнений. А так – улыбаемся и машем. Очень сложные полгода. Одно радует – есть перспективы, есть вера в изменения. И есть новый опыт. И есть толковые люди рядом. Прорвемся.
👍55🙏26❤18🔥9🕊1
Интересно, что по-настоящему нас объединяет.
Кажется, не возраст. А привычка доверять определенному типу людей.
По исследованию Gfk, представители разных поколений доверяют в рекламе:
Бумеры — политикам и руководителям.
Иксы — никому. Только самым близким.
Миллениалы — блогерам.
iBrains — всем понемногу, если мем смешной.
За всем этим несложно увидеть, как устроено взросление. Сначала ты веришь в систему. Потом — разочаровываешься. Затем — пробуешь в нее вписаться. После — доверяешь тому, что отвлекает. А со временем сам становишься для кого-то «голосом авторитета».
Соответствуете статистике? Что вас цепляет в инфопотоке — и кого вы слушаете без раздражения, а кто мгновенно отправляется в бан?
Кажется, не возраст. А привычка доверять определенному типу людей.
По исследованию Gfk, представители разных поколений доверяют в рекламе:
Бумеры — политикам и руководителям.
Иксы — никому. Только самым близким.
Миллениалы — блогерам.
iBrains — всем понемногу, если мем смешной.
За всем этим несложно увидеть, как устроено взросление. Сначала ты веришь в систему. Потом — разочаровываешься. Затем — пробуешь в нее вписаться. После — доверяешь тому, что отвлекает. А со временем сам становишься для кого-то «голосом авторитета».
Соответствуете статистике? Что вас цепляет в инфопотоке — и кого вы слушаете без раздражения, а кто мгновенно отправляется в бан?
❤9👍5
Как проводятся стратегические сессии? Натурально, зависит от цели или типа сессии. Мне известно три варианта. Первый – креативный: надо построить совместно образ будущего. Второй – прагматичный: надо провести изменения в продукте компании и/или ее процессах. Третий – дипломатический: надо продать решения и планы руководства команде. Первый вариант – обычно развлекуха и тимбилдинг, третий – жесткая манипуляция. А вот про второй, который ближе всего к понятию «стратегия», давайте поговорим. Итак, как проводить стратегическую сессию из соображений перемен в компании.
Нулевой такт, подготовка. Команда разделяется на рабочие группы в зависимости от направлений деятельности компании. Каждой группе ставятся две одинаковые задачи: изучить конкурентов и оценить релевантный продукт или продукты самой компании. Проводится kick off, на котором презентуются все артефакты для деятельности рабочих групп. Ну и благословение первого лица.
Первый такт, анализ. Натурально рабочие группы начинают копать конкурентов. Изучаются продукты, их функции, особенности. Анализируются маркетинговые сообщения, каналы продвижения. Разумеется, исследуется ценообразование. В процессе заполняется так называемая «карта конкурентов».
Второй такт, синтез. Рабочие группы проводят сравнение функций конкурентных продуктов на соответствие продуктам компании по всем параметрам, указанным выше. Создается документ, называемый «картой сходств и отличий». Мы сравниваем наш продукт с 4-5 конкурирующими и скрупулезно выписываем расхождения.
Третий такт, копирование. Непосредственно вот тут и начинается стратсессия. До этого все была к ней подготовка. Всей компании демонстрируется карта конкурентов и карта сходств и отличий. Команда выбирает, что можно, простите, спереть. И голосует за самые лучшие варианты.
Четвертый такт, мозговой штурм. Команда ищет функции или свойства продуктов, которых нет у конкурентов, но которые возникли в воображении участников в ходе предыдущих тактов. Создаваемый на третьем этапе документ, называемый «список доработок», пополняется не только спертыми функциями, но и благополучно придуманными.
Пятый такт, финализация. Обычно проводится за пределами стратсессии. Его суть – упаковка всех доработок в дорожную карту, а лучше – план. Со сроками, затратами, рисками, ответственными и всеми прелестями науки под названием «управление проектами». Вот и вся любовь, товарищи.
Нулевой такт, подготовка. Команда разделяется на рабочие группы в зависимости от направлений деятельности компании. Каждой группе ставятся две одинаковые задачи: изучить конкурентов и оценить релевантный продукт или продукты самой компании. Проводится kick off, на котором презентуются все артефакты для деятельности рабочих групп. Ну и благословение первого лица.
Первый такт, анализ. Натурально рабочие группы начинают копать конкурентов. Изучаются продукты, их функции, особенности. Анализируются маркетинговые сообщения, каналы продвижения. Разумеется, исследуется ценообразование. В процессе заполняется так называемая «карта конкурентов».
Второй такт, синтез. Рабочие группы проводят сравнение функций конкурентных продуктов на соответствие продуктам компании по всем параметрам, указанным выше. Создается документ, называемый «картой сходств и отличий». Мы сравниваем наш продукт с 4-5 конкурирующими и скрупулезно выписываем расхождения.
Третий такт, копирование. Непосредственно вот тут и начинается стратсессия. До этого все была к ней подготовка. Всей компании демонстрируется карта конкурентов и карта сходств и отличий. Команда выбирает, что можно, простите, спереть. И голосует за самые лучшие варианты.
Четвертый такт, мозговой штурм. Команда ищет функции или свойства продуктов, которых нет у конкурентов, но которые возникли в воображении участников в ходе предыдущих тактов. Создаваемый на третьем этапе документ, называемый «список доработок», пополняется не только спертыми функциями, но и благополучно придуманными.
Пятый такт, финализация. Обычно проводится за пределами стратсессии. Его суть – упаковка всех доработок в дорожную карту, а лучше – план. Со сроками, затратами, рисками, ответственными и всеми прелестями науки под названием «управление проектами». Вот и вся любовь, товарищи.
❤27✍10👏5🤔2
Как вы думаете, сколько образовательных курсов, приобретаемых онлайн, обычно не проходятся до конца, бросаются? Думаете 10%? Нет, не так. 25%? Берите больше. Конечно, очень важен формат. Если курс в записи, то более 70% денег платится впустую, то есть люди не просто до конца не доходят, некоторые даже не открывают. Статистика для курсов с «живым преподавателем» получше, но я бы сказал, что 40% студентов таких программ тоже бросают обучение. Кто в начале, кто на полпути. Чудовищно, да? Почему так, спросите вы. Почему взрослые люди, а мы говорим о них, так расточительно относятся к своим деньгам? Давайте я расскажу.
Большая часть покупок образовательных продуктов – импульсивна. Тут есть отчасти вина тех, кто продает. Они научились обещать такие блага, что устоять поистине сложно. Хотя здравый смысл покупателя тоже важен. Ну как взрослый состоявшийся человек может поверить, что, заплатив даже 100 000 рублей, он научится зарабатывать, влюблять в себя людей, быть эффективным и все такое прочее? Вера в чудо, конечно.
После того как уйдут «импульсивщики», останутся относительно осознанные. Дальше будет вот какой пердимонокль: если обучение – действительно обучение, то осознанные вспомнят, что учиться вообще-то сложно и на это надо время. И силы запускать думательные механизмы, энергию и мотивацию. Часть из них сложит лапки и перейдет в пассивный режим. Если же осознанные еще и достигаторы, то тогда вообще пиши пропало. Малейшее отставание в домашках или просто понимании логики предмета ведет к тому, что они отмораживаются. Как нежные цветочки на ветру.
А вот если обучение – не обучение, и на нем присутствуют осознанные, то тогда все еще забавнее. Их же не загружают, напротив, дают манную кашу, льют воду вокруг одной, максимум двух мыслей. Так действует весь инфобиз, который умудряется продавать буквально ничто. И вот наш осознанный это понимает. Что то, куда он пришел, вовсе не обучение, но развлечение. Проведение времени. И он тоже отмораживается, уходит вообще или переходит в пассивный режим. Вытащить его оттуда невозможно, он поставил диагноз и для себя сформулировал, что его ожидания обмануты.
В сухом остатке на курсе останутся те, кто понимает, зачем им оно надо и готов для этого впахивать. Это будут единицы. Для проверки вспомните ваши вузовские годы: сколько в группе реально училось? А если убрать еще принуждение? Ну вот, цифры мои и ваши тут должны сходиться. Но если оставить только осознанных, то как же выживет образовательный бизнес, спросите вы. Отвечу: никак. Экономика у него не сойдется вообще. Поэтому ему и приходится изощряться в рекламе, продвижении и продажах. Поэтому чаще фокус такого бизнеса не на продукт, туда просто не хватает внимания. Поэтому в текущей модели надежда только на сарафан, на репутацию и на продуктовое лидерство.
Большая часть покупок образовательных продуктов – импульсивна. Тут есть отчасти вина тех, кто продает. Они научились обещать такие блага, что устоять поистине сложно. Хотя здравый смысл покупателя тоже важен. Ну как взрослый состоявшийся человек может поверить, что, заплатив даже 100 000 рублей, он научится зарабатывать, влюблять в себя людей, быть эффективным и все такое прочее? Вера в чудо, конечно.
Нам так хочется верить в «серебряные пули». А их нет в образовании. Их вообще нет.
После того как уйдут «импульсивщики», останутся относительно осознанные. Дальше будет вот какой пердимонокль: если обучение – действительно обучение, то осознанные вспомнят, что учиться вообще-то сложно и на это надо время. И силы запускать думательные механизмы, энергию и мотивацию. Часть из них сложит лапки и перейдет в пассивный режим. Если же осознанные еще и достигаторы, то тогда вообще пиши пропало. Малейшее отставание в домашках или просто понимании логики предмета ведет к тому, что они отмораживаются. Как нежные цветочки на ветру.
А вот если обучение – не обучение, и на нем присутствуют осознанные, то тогда все еще забавнее. Их же не загружают, напротив, дают манную кашу, льют воду вокруг одной, максимум двух мыслей. Так действует весь инфобиз, который умудряется продавать буквально ничто. И вот наш осознанный это понимает. Что то, куда он пришел, вовсе не обучение, но развлечение. Проведение времени. И он тоже отмораживается, уходит вообще или переходит в пассивный режим. Вытащить его оттуда невозможно, он поставил диагноз и для себя сформулировал, что его ожидания обмануты.
В сухом остатке на курсе останутся те, кто понимает, зачем им оно надо и готов для этого впахивать. Это будут единицы. Для проверки вспомните ваши вузовские годы: сколько в группе реально училось? А если убрать еще принуждение? Ну вот, цифры мои и ваши тут должны сходиться. Но если оставить только осознанных, то как же выживет образовательный бизнес, спросите вы. Отвечу: никак. Экономика у него не сойдется вообще. Поэтому ему и приходится изощряться в рекламе, продвижении и продажах. Поэтому чаще фокус такого бизнеса не на продукт, туда просто не хватает внимания. Поэтому в текущей модели надежда только на сарафан, на репутацию и на продуктовое лидерство.
💯23🔥13❤10🙏6🤔5
«Он меня не хвалит!» – самая частая причина увольнений. Знаете, сколько раз я это слышал? Да каждый второй случай точно. И все это знают. И все это видят. Каждый сотрудник, который хоть раз обсуждал своего руководителя в курилке, нет-нет, да и пройдется по его хвалительным способностям. Ну как же так? Я ему и то, и это, и вот на работе задержался. А он как само разумеющееся, да еще и буркнул что-то себе под нос! Где «спасибо», где «ты молодец», где «я без тебя пропал бы»? Вот где оно все? Нет, я больше не могу! Уйду отсюда, тут бездушные люди и удушливая атмосфера пофигизма. Сил моих больше нет. Все.
Конечно, хвалить надо. И хвалить надо уметь. Просто так хвалить даже вредно, любой почувствует фальшь. Ты похвали за что-то конкретное, упомяни личный вклад и выдающиеся особенности хвалимого. И делай это регулярно, чтобы не снижать мотивацию. И делай это разнообразно, чтобы не сложилось впечатления монотонного труда по похвале. В общем, как с цветами для девушек: я не хочу тебе напоминать, я хочу, чтобы ты сам хотел покупать. Желание понятное. Но, друзья мои, не кажется ли вам, что это не совсем чтобы про работу и рабочие отношения?
Хотя и в них тоже. Хвалить наш менеджер не умеет. Он же такой же, как и сотрудник. Тоже хочет похвалу. А его не хвалят. А откуда взять эмоции и энергию хвалить других, когда тебя не хвалят? Если только и делают, что прессуют выручкой, ебитдой, операционной эффективностью и рентабельностью продаж? Что делать, если тебя опутали как цепями чувством долга, и в уши только и несется «дай-дай-дай». Топ-менеджменту – дай, сотрудникам – дай, клиентам – дай. Надо еще как-то улыбаться при этом и не срываться на ненормативное поведение. Плюс перфекционизм. Это такой страшный местный зверь. Чуть-чуть продолбал проект – и начинаешь себя жрать. И неудачник ты, и ничего в жизни не добился, и все у тебя плохо. Ну куда с таким отношением к себе хвалить других. Кто бы самого тебя пожалел.
Так что же получается? Замкнутый круг: все хотят человеческих отношений, но не могут себе их позволить. А энергия копится, желание сжимается как пружинка. Ну и выплескивается в истериках о плохом руководстве и рыке о плохих сотрудниках. Как можно помочь этой беде? Боюсь, что тут только один рецепт. Надо как-то для начала полюбить самого себя. Это касается и сотрудника, у которого по мере увеличения любви к себе пропадает болезненная зависимость от похвалы. Это касается и руководителя, который любя и жалея себя снизит-таки требования к своим сотрудникам, как и к самому себе. Любви не хватает. Не хватает, братцы, любви.
Конечно, хвалить надо. И хвалить надо уметь. Просто так хвалить даже вредно, любой почувствует фальшь. Ты похвали за что-то конкретное, упомяни личный вклад и выдающиеся особенности хвалимого. И делай это регулярно, чтобы не снижать мотивацию. И делай это разнообразно, чтобы не сложилось впечатления монотонного труда по похвале. В общем, как с цветами для девушек: я не хочу тебе напоминать, я хочу, чтобы ты сам хотел покупать. Желание понятное. Но, друзья мои, не кажется ли вам, что это не совсем чтобы про работу и рабочие отношения?
Или, с другой стороны, это как же надо в себя не верить, чтобы драматически зависеть от мнения окружающих, пусть и руководителя? Может быть, не в менеджерах дело?
Хотя и в них тоже. Хвалить наш менеджер не умеет. Он же такой же, как и сотрудник. Тоже хочет похвалу. А его не хвалят. А откуда взять эмоции и энергию хвалить других, когда тебя не хвалят? Если только и делают, что прессуют выручкой, ебитдой, операционной эффективностью и рентабельностью продаж? Что делать, если тебя опутали как цепями чувством долга, и в уши только и несется «дай-дай-дай». Топ-менеджменту – дай, сотрудникам – дай, клиентам – дай. Надо еще как-то улыбаться при этом и не срываться на ненормативное поведение. Плюс перфекционизм. Это такой страшный местный зверь. Чуть-чуть продолбал проект – и начинаешь себя жрать. И неудачник ты, и ничего в жизни не добился, и все у тебя плохо. Ну куда с таким отношением к себе хвалить других. Кто бы самого тебя пожалел.
Так что же получается? Замкнутый круг: все хотят человеческих отношений, но не могут себе их позволить. А энергия копится, желание сжимается как пружинка. Ну и выплескивается в истериках о плохом руководстве и рыке о плохих сотрудниках. Как можно помочь этой беде? Боюсь, что тут только один рецепт. Надо как-то для начала полюбить самого себя. Это касается и сотрудника, у которого по мере увеличения любви к себе пропадает болезненная зависимость от похвалы. Это касается и руководителя, который любя и жалея себя снизит-таки требования к своим сотрудникам, как и к самому себе. Любви не хватает. Не хватает, братцы, любви.
🔥36💯26❤24😁1
Вот делайте со мной что хотите. Но не понимаю! Бесцельного общения. Или неявности целей общения. И не могу с собой ничего поделать. Не понимаю! Много думал об этом. На прошлой неделе было аж три таких примера. Каждый из которых увеличивал мою задумчивость. А я когда понять чего не могу – раздражаюсь. Надо брать себя в руки, конечно. С другой стороны, ну что-то же надо с этим делать? Курс, может? Основы этики коммуникаций? Так ведь не окупится курс, не пойдут на него. Кажется, что проблемы нет. А она – есть. И раздражает!
Кейс один. Стучится барышня в личку. Срочно, нам надо встретиться! Завтра, встречаемся завтра в 12! У меня такой проект, такой проект. Образовательный, натурально. В него инвестировал сам Мидас (имя вымышленное). Он (проект) такой социальный, такой про образование, мы только начали, но Мидас не может ошибаться. Мы предложим вам роль в этом проекте, такую роль! Я пишу, что роль – это прекрасно, но расскажите поподробнее, зачем встреча-то? Дальше следует пять страниц текста про проект и уверения, что надо срочно встречаться. Пластинка заела, меня не слышат.
Кейс два. Пишет молодой человек годов 50. Примерно так пишет: дружок, давно за тобой наблюдаю, ты ничего так себе, давай что ли потрещим завтра в 12 у меня в Мурино (локация вымышленная) по адресу такому-то. Я пишу, что встреча – это прекрасно, а вы вообще кто и зачем нам встречаться? Дальше следует трехчасовая пауза (что, в общем, нормально), потом пять страниц текста про этого товарища, потом, без перехода, наезд, что долго отвечаю (что уже странно). И это сопровождается отсылками к его биографии, которая настолько звездная, что отказывать и тем более задерживать ответ я просто не имею права. Писать дальше что-либо бессмысленно, меня не слышат.
Кейс три. Звонит слегка знакомый. Возбужденным тоном излагает, что привез в Питер знаменитого образованца Песталоцци (имя вымышленное). Этот чудесный человек нуждается в развлечении, и завтра в 12 на Рубинштейна я буду на 15 минут допущен к телу. Надо подготовиться и рассказать ему что-то интересное из жизни города, страны. На мой робкий вопрос a'la «а мне зачем это вообще надо» я, видимо, потерял моего знакомого. Он аж захлебнулся негодованием и бросил трубку. Доказывать что-то было бессмысленно, меня уже не слышали.
Я это к чему? Люди разные, да. Наверное, надо с пониманием относиться к этим разницам. Но иногда, бывают дни или часы, когда наваливается непонимание этих различий. Тогда раздражает, конечно. Но надо держать себя в руках. Я для успокоения в этих случаях вспоминаю один кейс, приключившийся со мной лет 10 назад. Договорили со знакомым о встрече, даже об экскурсии его клиентов, которую я проведу. На 8 утра, в МГТУ. Я приехал, готовый и позитивный. А их нет. Полчаса нет, и час нет. Я написал недоуменную смс и получил гениальный ответ: «Если я не написал, что встреча получится, значит ничего не будет». Вот так вот.
Кейс один. Стучится барышня в личку. Срочно, нам надо встретиться! Завтра, встречаемся завтра в 12! У меня такой проект, такой проект. Образовательный, натурально. В него инвестировал сам Мидас (имя вымышленное). Он (проект) такой социальный, такой про образование, мы только начали, но Мидас не может ошибаться. Мы предложим вам роль в этом проекте, такую роль! Я пишу, что роль – это прекрасно, но расскажите поподробнее, зачем встреча-то? Дальше следует пять страниц текста про проект и уверения, что надо срочно встречаться. Пластинка заела, меня не слышат.
Кейс два. Пишет молодой человек годов 50. Примерно так пишет: дружок, давно за тобой наблюдаю, ты ничего так себе, давай что ли потрещим завтра в 12 у меня в Мурино (локация вымышленная) по адресу такому-то. Я пишу, что встреча – это прекрасно, а вы вообще кто и зачем нам встречаться? Дальше следует трехчасовая пауза (что, в общем, нормально), потом пять страниц текста про этого товарища, потом, без перехода, наезд, что долго отвечаю (что уже странно). И это сопровождается отсылками к его биографии, которая настолько звездная, что отказывать и тем более задерживать ответ я просто не имею права. Писать дальше что-либо бессмысленно, меня не слышат.
Кейс три. Звонит слегка знакомый. Возбужденным тоном излагает, что привез в Питер знаменитого образованца Песталоцци (имя вымышленное). Этот чудесный человек нуждается в развлечении, и завтра в 12 на Рубинштейна я буду на 15 минут допущен к телу. Надо подготовиться и рассказать ему что-то интересное из жизни города, страны. На мой робкий вопрос a'la «а мне зачем это вообще надо» я, видимо, потерял моего знакомого. Он аж захлебнулся негодованием и бросил трубку. Доказывать что-то было бессмысленно, меня уже не слышали.
Я это к чему? Люди разные, да. Наверное, надо с пониманием относиться к этим разницам. Но иногда, бывают дни или часы, когда наваливается непонимание этих различий. Тогда раздражает, конечно. Но надо держать себя в руках. Я для успокоения в этих случаях вспоминаю один кейс, приключившийся со мной лет 10 назад. Договорили со знакомым о встрече, даже об экскурсии его клиентов, которую я проведу. На 8 утра, в МГТУ. Я приехал, готовый и позитивный. А их нет. Полчаса нет, и час нет. Я написал недоуменную смс и получил гениальный ответ: «Если я не написал, что встреча получится, значит ничего не будет». Вот так вот.
1😁46👍21❤11👏6🤔3🔥1
Дайджест чек-листов и рекомендаций, которые могут пригодиться
Как увольнять безболезненно https://news.1rj.ru/str/coffee_notes/1492
6 критериев, чтобы выбрать нормальный курс
https://news.1rj.ru/str/coffee_notes/1553
Как заниматься бизнесом – 5 главных пунктов
https://news.1rj.ru/str/coffee_notes/1555
3 «да» для успешной трансформации бизнеса
https://news.1rj.ru/str/coffee_notes/1561
Как начать путь в консалтинге:
5 советов
https://news.1rj.ru/str/coffee_notes/1563
Как понять, что проекту крышка: 5 тревожных сигналов
https://news.1rj.ru/str/coffee_notes/1579
Как увольнять безболезненно https://news.1rj.ru/str/coffee_notes/1492
6 критериев, чтобы выбрать нормальный курс
https://news.1rj.ru/str/coffee_notes/1553
Как заниматься бизнесом – 5 главных пунктов
https://news.1rj.ru/str/coffee_notes/1555
3 «да» для успешной трансформации бизнеса
https://news.1rj.ru/str/coffee_notes/1561
Как начать путь в консалтинге:
5 советов
https://news.1rj.ru/str/coffee_notes/1563
Как понять, что проекту крышка: 5 тревожных сигналов
https://news.1rj.ru/str/coffee_notes/1579
❤21
Я вырос, в общем-то, в хрущевке. Ближе к 12 годам переехал, конечно, в панельку на 1-ой Владимирской. А до этого много лет жил в хрущевке на Вешняковской. Это была не какая-то одна хрущевка, это был комплекс, законченный узор. В этом месте можно было все: покупать продукты, стричься, работать, учиться, учить и даже брать в аренду телевизор или велосипед. Это был гимн, это была квинтэссенция Советского Союза. И я бы никогда не сказал, что это было плохо. Это же было детство, и даже наша полунищая жизнь была наполнена радостью ежедневных открытий.
Помню, как мне подарили металлодетектор. Ну не военный, разумеется, тот тяжелый, не унесешь. Игрушечный, но очень похожий на взаправдашний. Я его ныл месяца четыре. Дорогой, зараза, 12 рублей. Но когда его принесли... Это же был чистый восторг! Мы с друзьями целыми днями искали, искали. Оббегали весь комплекс, нашли гору пивных крышек и один старый нож. А хоккей зимой в коробке? Когда приходишь домой не просто мокрый, а насквозь? И обязательно перемотанная черной изолентой клюшка. Это же красиво и удар плотнее.
Впрочем, я не о том. За последние полгода навестил много маленьких городков. Пять-шесть, может быть. Надо сказать, люди там живут по-разному. Где-то – совсем депрессивно, где-то – чистенько. Мне нравится смотреть на то, как устроена жизнь в таких городках. Я будто попадаю в детство. Чувствую себя как дома в таких местах. Даже спокойнее, потому что нет, ну или почти нет, той зудящей опасности, которая стала появляться после 87 и зазвенела в полный голос в 93-94. Эти городки, эти квартиры, этот быт – как будто несколько отретушированные годы позднего СССР. И накатывает, всегда в таких местах накатывает.
Хочется назад. К какой-то простой и понятной жизни. К книгам, которые еще не читал. К задачам, которые не решал, не хочешь решать, но надо. К другой дружбе. К другим отношениям. А потом вспоминаешь, на чем все это было построено, и думаешь: «Нет, ну его нафиг». Значит, ты назад, и опять этот бесперспективняк? А хамящие продавцы? А ничего не достать, если не иметь связи? Эти странные часы пионерских и потом комсомольских собраний? Когда скучно так, что боишься вывернуть челюсть. А машина, любая машина как роскошь? А снять дворник и аккумулятор, чтобы унести домой? Ух, прямо нахлынуло.
И вот шел я недавно по улице такого городка, сплошь обставленного хрущевками. Смотрел в окна и, как мне кажется, поименно знал каждого за ними. Вдыхал запах жареной картошки, котлет и макарон с тушенкой. Очень хотелось в детство. Все рецепторы кричали: «Да ты уже в нем! Айда в футбол!». А разум посчитал потери, напомнил, как это было. И вот уже не хочется. Совсем. Хочется подальше оттуда. И чтобы только во сне иногда видеть картины того комплекса. И друзей-товарищей. Которых уже нет и больше никогда не будет.
Помню, как мне подарили металлодетектор. Ну не военный, разумеется, тот тяжелый, не унесешь. Игрушечный, но очень похожий на взаправдашний. Я его ныл месяца четыре. Дорогой, зараза, 12 рублей. Но когда его принесли... Это же был чистый восторг! Мы с друзьями целыми днями искали, искали. Оббегали весь комплекс, нашли гору пивных крышек и один старый нож. А хоккей зимой в коробке? Когда приходишь домой не просто мокрый, а насквозь? И обязательно перемотанная черной изолентой клюшка. Это же красиво и удар плотнее.
Впрочем, я не о том. За последние полгода навестил много маленьких городков. Пять-шесть, может быть. Надо сказать, люди там живут по-разному. Где-то – совсем депрессивно, где-то – чистенько. Мне нравится смотреть на то, как устроена жизнь в таких городках. Я будто попадаю в детство. Чувствую себя как дома в таких местах. Даже спокойнее, потому что нет, ну или почти нет, той зудящей опасности, которая стала появляться после 87 и зазвенела в полный голос в 93-94. Эти городки, эти квартиры, этот быт – как будто несколько отретушированные годы позднего СССР. И накатывает, всегда в таких местах накатывает.
Хочется назад. К какой-то простой и понятной жизни. К книгам, которые еще не читал. К задачам, которые не решал, не хочешь решать, но надо. К другой дружбе. К другим отношениям. А потом вспоминаешь, на чем все это было построено, и думаешь: «Нет, ну его нафиг». Значит, ты назад, и опять этот бесперспективняк? А хамящие продавцы? А ничего не достать, если не иметь связи? Эти странные часы пионерских и потом комсомольских собраний? Когда скучно так, что боишься вывернуть челюсть. А машина, любая машина как роскошь? А снять дворник и аккумулятор, чтобы унести домой? Ух, прямо нахлынуло.
И вот шел я недавно по улице такого городка, сплошь обставленного хрущевками. Смотрел в окна и, как мне кажется, поименно знал каждого за ними. Вдыхал запах жареной картошки, котлет и макарон с тушенкой. Очень хотелось в детство. Все рецепторы кричали: «Да ты уже в нем! Айда в футбол!». А разум посчитал потери, напомнил, как это было. И вот уже не хочется. Совсем. Хочется подальше оттуда. И чтобы только во сне иногда видеть картины того комплекса. И друзей-товарищей. Которых уже нет и больше никогда не будет.
👍48🔥25❤19😢12🤔4🤝3
Откроешь с утра ленту. Прочитаешь. О чем только люди не пишут. Вообще, мало своего пишут. Вроде как только процента 3 создают уникальный контент. Я не про фото еды, или политические лозунги, или скопированные «мудрости». Я про сколь-нибудь складный текст длиннее четырех-пяти предложений. Натурально, встречаются люди, которые в состоянии сформулировать глубокий смысл в одной фразе. Это – гении. Титаны слова. Их единицы на миллионы. А в массе своей примерно так: три процента вконтактян или фейсбучан пишут что-то свое. Ну, скажу, и хорошо. Потому что по опыту пишут вот такое.
1. Помогатор. Это коуч. Или трекер. Или психолог. Или консультант. Человек помогающей профессии. Обычно он размещает простыню текста с советами вида «делай все хорошо и будет все хорошо». Обязательно с эмодзи и какими-то этими дурацкими значками, превращающими текст в лоскутное одеяло хиппи. К тексту неизменно прикреплена фотография помогатора. В зависимости от наличия партнера фотография либо задумчиво устремленного вдаль философа (партнер есть), либо эротически пропитанного взгляда, устремленного на тебя (без пары или все сложно). Тексты и фото часто делаются агентствами или фрилансерами по раскрутке личного бренда. То есть – под копирку.
2. Мамкин эксперт. Это серьезный товарищ. Он топит за биток и крипту, зеленую энергетику и энергопереход, экономику страны, чатгпт, цифровизацию и против засилья чего-то. Еще политику, разумеется. И вакцины с вирусами. В зависимости от лояльности к чужому мнению он может быть слегка упоротый, совсем упоротый и фанатик. Степень упоротости определяется количеством его комментариев в постах. Ему до всего есть дело, и он способен докопаться до столба. Складывается ощущение, что он живет в соцсети. Скорее всего, так и есть. Достаточно мало истинных экспертов, востребованных и популярных, будут вот так развлекать толпу. Которая еще им и не платит. Тексты мамкиного эксперта отличает страсть и многословие. Их иногда забавно читать.
3. Звезда. Это такой переродившийся первый пункт, помогатор на максималках. Он уже не балует аудиторию длинными текстами. Обычно в его мыслях сквозит мудрость уставшего и много повидавшего человека. С аудиторией звезда не общается (за исключением прямых эфиров). Фотографии к постам становятся качественнее, оригинальнее. Вообще, чувствуется, что звезда зарабатывает больше помогатора. В последнее время появились звезды, которые вот прямо сами пишут тексты. Как я понял? Да просто такую фигню может написать только она. Написала, и потом пару месяцев отмазывается перед общественностью. Ну, есть разные пути для хайпа.
4. Политик. Это такой относительно новый типаж. Складывается ощущение, что им централизовано сказали вести соцсети. Но не сказали как. Личные страницы губернаторов еще куда ни шло, иногда улыбает. А вот чиновники помельче – зубовный скрежет. Тексты политиков – это скучнейшее сочетание ничего не значащих фактов и осторожной похвалы себя, любимого. Складывается совершенно шизофреническое ощущение, что они в соцсети ведут диалог с собой. Или с каким-то невидимым нам начальником. Обычно они не снисходят до комментирования своих постов и общения с аудиторией.
5. Графоман. Знакомьтесь – это я. Регулярно пишет простыни текстов не пойми зачем. Тексты бывают разные, зависит от вдохновения. Графомана-профессионального писателя читать прикольно. Иногда он поднатужится и выдаст. У обычного графомана годен каждый десятый текст. Есть странные, которые выдают простыню каждый день. Нормальный же графоман радует нас своим творением ну пару раз в неделю, за что ему большое спасибо. Обычно графоманы безобидны, но иногда попадаются лютые. Отстаивают свое мнение, жестко спорят, даже банят. Это идейные графоманы. Обычно они мутируют в звезду или, если повезет, политика. Впрочем, могут и просто оставаться графоманами.
1. Помогатор. Это коуч. Или трекер. Или психолог. Или консультант. Человек помогающей профессии. Обычно он размещает простыню текста с советами вида «делай все хорошо и будет все хорошо». Обязательно с эмодзи и какими-то этими дурацкими значками, превращающими текст в лоскутное одеяло хиппи. К тексту неизменно прикреплена фотография помогатора. В зависимости от наличия партнера фотография либо задумчиво устремленного вдаль философа (партнер есть), либо эротически пропитанного взгляда, устремленного на тебя (без пары или все сложно). Тексты и фото часто делаются агентствами или фрилансерами по раскрутке личного бренда. То есть – под копирку.
2. Мамкин эксперт. Это серьезный товарищ. Он топит за биток и крипту, зеленую энергетику и энергопереход, экономику страны, чатгпт, цифровизацию и против засилья чего-то. Еще политику, разумеется. И вакцины с вирусами. В зависимости от лояльности к чужому мнению он может быть слегка упоротый, совсем упоротый и фанатик. Степень упоротости определяется количеством его комментариев в постах. Ему до всего есть дело, и он способен докопаться до столба. Складывается ощущение, что он живет в соцсети. Скорее всего, так и есть. Достаточно мало истинных экспертов, востребованных и популярных, будут вот так развлекать толпу. Которая еще им и не платит. Тексты мамкиного эксперта отличает страсть и многословие. Их иногда забавно читать.
3. Звезда. Это такой переродившийся первый пункт, помогатор на максималках. Он уже не балует аудиторию длинными текстами. Обычно в его мыслях сквозит мудрость уставшего и много повидавшего человека. С аудиторией звезда не общается (за исключением прямых эфиров). Фотографии к постам становятся качественнее, оригинальнее. Вообще, чувствуется, что звезда зарабатывает больше помогатора. В последнее время появились звезды, которые вот прямо сами пишут тексты. Как я понял? Да просто такую фигню может написать только она. Написала, и потом пару месяцев отмазывается перед общественностью. Ну, есть разные пути для хайпа.
4. Политик. Это такой относительно новый типаж. Складывается ощущение, что им централизовано сказали вести соцсети. Но не сказали как. Личные страницы губернаторов еще куда ни шло, иногда улыбает. А вот чиновники помельче – зубовный скрежет. Тексты политиков – это скучнейшее сочетание ничего не значащих фактов и осторожной похвалы себя, любимого. Складывается совершенно шизофреническое ощущение, что они в соцсети ведут диалог с собой. Или с каким-то невидимым нам начальником. Обычно они не снисходят до комментирования своих постов и общения с аудиторией.
5. Графоман. Знакомьтесь – это я. Регулярно пишет простыни текстов не пойми зачем. Тексты бывают разные, зависит от вдохновения. Графомана-профессионального писателя читать прикольно. Иногда он поднатужится и выдаст. У обычного графомана годен каждый десятый текст. Есть странные, которые выдают простыню каждый день. Нормальный же графоман радует нас своим творением ну пару раз в неделю, за что ему большое спасибо. Обычно графоманы безобидны, но иногда попадаются лютые. Отстаивают свое мнение, жестко спорят, даже банят. Это идейные графоманы. Обычно они мутируют в звезду или, если повезет, политика. Впрочем, могут и просто оставаться графоманами.
❤48😁25💯16👍13🔥5👏1
Дело было в мае. Коронавирус, тогда казалось, будет путешествовать по миру долго. Сейчас тоже так кажется, но уже более обоснованно. Тогда казалось эмоционально, и значит – максимально тревожно. Эмоции – они такие, их не обуздать в отличие от рацио. В общем, отпуск на море неизбежно накрывался. Перспектива просидеть лето в квартире была очевидна как неотвратимость пенсии. И надо было что-то делать. Глядя на массовый исход знакомых из городских жилищ в загородные дома, я задумался. Если все бегут, то надо тоже бежать? Поди, на природе ковидовать будет проще? Решено: ищу дом на лето.
Человек я ленивый. Это мое важное свойство, которое ежедневно сберегает нервы моим близким и знакомым. Я решил воспользоваться услугами риелтора. Опыт с ними у меня был совсем небольшой, один раз и быстро. Но в целом мне понравилось. Я связался для верности с тремя риелторами. Очень хотелось закрыть летнюю проблему. В процессе связывания начались вскрываться интересные детали. Во-первых, каждый риелтор «крышевал» пару десятков домов и вовсе не хотел изучать рынок. Во-вторых, хотя это уже немного прозвучало в во-первых, риелтор манерой общаться и выражениями болезненно напоминал продавца в мясном отделе периода загниваниясоциализма.
Я наступил на горло собственной песни. Я даже попрыгал на этом горле. Так мне хотелось арендовать дом, домик, коттеджик. Я спускал на тормозах все их хамство и продалбывание сроков. Вранье про объекты также прощал. Да что говорить, я один раз вытаскивал из грязи машину застрявшего бедняги, который, как и я, ехал смотреть «коттедж с идеальным подъездом». Мои страдания увенчались успехом. Дом был найден, переговоры по цене прошли успешно, и мы готовились подписывать договор. Признаюсь, подписание этого договора я ждал больше подписания всех терм шитов моей жизни вместе взятых.
И вдруг наступила тишина. Один раз срок подписания договора отодвинулся, второй. И как-то риелтор стал отвечать с задержками. И как-то мяться стал. А надо понимать, что все остальные поиски я уже остановил. Эйфория от найденного варианта затуманила разум. А тут – тишина. Моя тревожность стала бить в набат, перспектива провести лето в душном городе прорывалась в ночных кошмарах.
Я не буду воспроизводить, что я сказал тогда в трубку. Я был взволнован. Делу это не помогло, и контракт на аренду я так и не подписал.
Я это к чему? Мы живем в удивительном мире. Где внезапный спрос автоматически порождает хамство. Где уход в запой является разумной причиной срыва сделки. Где можно договориться и пропасть. Я часто пишу об этом феномене, он не дает мне покоя. Вот и сейчас опять задумался. Знаете, сколько людей я «отстрелил» из деловых коммуникаций по этой причине? А сколько рекомендовал «отстрелить»? Уйму. Но, в целом, это борьба с ветряными мельницами. Потому что на мое место придет другой. Нас же много, а, скажем, риелтор – один.
Человек я ленивый. Это мое важное свойство, которое ежедневно сберегает нервы моим близким и знакомым. Я решил воспользоваться услугами риелтора. Опыт с ними у меня был совсем небольшой, один раз и быстро. Но в целом мне понравилось. Я связался для верности с тремя риелторами. Очень хотелось закрыть летнюю проблему. В процессе связывания начались вскрываться интересные детали. Во-первых, каждый риелтор «крышевал» пару десятков домов и вовсе не хотел изучать рынок. Во-вторых, хотя это уже немного прозвучало в во-первых, риелтор манерой общаться и выражениями болезненно напоминал продавца в мясном отделе периода загнивания
Я наступил на горло собственной песни. Я даже попрыгал на этом горле. Так мне хотелось арендовать дом, домик, коттеджик. Я спускал на тормозах все их хамство и продалбывание сроков. Вранье про объекты также прощал. Да что говорить, я один раз вытаскивал из грязи машину застрявшего бедняги, который, как и я, ехал смотреть «коттедж с идеальным подъездом». Мои страдания увенчались успехом. Дом был найден, переговоры по цене прошли успешно, и мы готовились подписывать договор. Признаюсь, подписание этого договора я ждал больше подписания всех терм шитов моей жизни вместе взятых.
И вдруг наступила тишина. Один раз срок подписания договора отодвинулся, второй. И как-то риелтор стал отвечать с задержками. И как-то мяться стал. А надо понимать, что все остальные поиски я уже остановил. Эйфория от найденного варианта затуманила разум. А тут – тишина. Моя тревожность стала бить в набат, перспектива провести лето в душном городе прорывалась в ночных кошмарах.
Внезапно позвонил риелтор. «Все отменяется, хозяин дома ушел в запой», – буркнул он.
Я не буду воспроизводить, что я сказал тогда в трубку. Я был взволнован. Делу это не помогло, и контракт на аренду я так и не подписал.
Я это к чему? Мы живем в удивительном мире. Где внезапный спрос автоматически порождает хамство. Где уход в запой является разумной причиной срыва сделки. Где можно договориться и пропасть. Я часто пишу об этом феномене, он не дает мне покоя. Вот и сейчас опять задумался. Знаете, сколько людей я «отстрелил» из деловых коммуникаций по этой причине? А сколько рекомендовал «отстрелить»? Уйму. Но, в целом, это борьба с ветряными мельницами. Потому что на мое место придет другой. Нас же много, а, скажем, риелтор – один.
💯35❤15🔥12👍11