еЛёрнинг, ЭдТех и медиа – Telegram
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
1.85K subscribers
373 photos
14 videos
3 files
330 links
Образовательная редактура, онлайн-обучение и медиа-контент

Автор: Филипп Чурилов @philanek
Сайт: https://philchurilov.ru
Медиа: https://longread.media
Бот канала: @content_notes_bot
Download Telegram
Live stream finished (57 minutes)
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Эфир про практический курс по Курсэдитору

Всем спасибо за эфир! Выкладываю запись и короткий блиц-опрос по курсу:

Где информация?
На Странице курса, а также в Демо-версии.

О чем курс?
Как собирать мультимедийные лонгриды в Курсэдиторе: сначала — как верстать технически, после расширения — как проектировать и оформлять.

Что такое расширение?
На момент запуска в курсе будут уроки про вёрстку и функции конструктора. В течение лета 2025 года курс будет дополнен уроками по редактуре, образовательным целям, когнитивной нагрузке, визуальному повествованию и продвинутым возможностям.

Какой формат?
Мультимедийный цифровой учебник на Курсэдиторе без очных занятий и проверки домашних заданий. Очные встречи планируем собирать в чате участников; в программе лекций и вебинаров нет.

Кому полезно?
1️⃣ Разработчики eLearning-курсов в корпорациях и провайдерах
2️⃣ Авторы и редакторы со специализацией в EdTech
3️⃣ Тренеры и эксперты, которые хотят внедрить в работу цифровой учебный контент

Какую проблему решает?
🧑🏻‍💻 Для начинающих: быстрое освоение конструктора до уровня выше среднего.
👨🏻‍🏫 Для опытных: структурирование и дополнение самостоятельного освоения.

Основной результат?
🏃🏻‍♀️ На релизе — навык сборки и настроек лонгрида с нуля до экспорта в LMS.
🏁 После расширения — знание методов проектирования и вёрстки интерактивных лонгридов как формата.

Время прохождения?
🕙 Около 10 часов, которые можно распределить на несколько дней. В целом, для прохождения курса хватит двухнедельного пробного периода в Курсэдиторе.

Когда стартует?
📅 Сейчас по планам запуск в конце месяца: на неделе 26-30 мая.

Ждём всех, кто хочет создавать классные лонгриды 🙂

#eLearning #edtech #курс_по_КЭ
👍6🔥52🐳1
Демо-версия курса про Курсэдитор

💁🏻‍♂️ На эфире анонсировал, что выложим демо-версию в открытый доступ — вот она:

Ссылка на демо-версию курса по Courseditor

🧑🏻‍💻 Смотреть нужно с компьютера — с телефона никто курсы не верстает (хотя это частично возможно), поэтому мы сделали упор на desktop-версию.

Смотрите, как это задумано, как выглядит и куда идёт — и заполняйте анкету предзаписи 🧐

Релизимся на неделе 26-30 мая.

〰️〰️〰️

👍🏻 — наконец-то!
👎🏻 — ожидали большего...
🗿 — курс курс курс курс

#edtech #курс_по_КЭ
👍5👎1🗿1
Сокращение отдачи от «сложно»

В экономике есть понятие «отдачи от масштаба»:

ЕСЛИ для любого запуска конвейера мы уже платим некую сумму (постоянные затраты),

ТО чем больше товаров мы произведём за этот уже «оплаченный» запуск (переменные затраты), тем меньше будет стоимость одной единицы,

ПОТОМУ ЧТО чем больше продукции «впихнётся» в уже оплаченные постоянные затраты, тем более эффективно они будут израсходованы.

— А причём тут экономика вообще?


А притом, что в реальной экономике отдача от масштаба стремится к сокращению.

👨🏻‍🔧 Даже если механически конвейер работает исправно, нужно подвозить больше сырья и комплектующих, запускать несколько рабочих смен, интенсифицировать логистику, нести больше рисков от простоев и так далее.

В какой-то момент обеспечение роста производства станет дороже, чем прибыль от этого роста.

🧑🏻‍💻 Так вот, в создании цифрового контента и электронных учебников есть место похожему механизму.

Его можно назвать «сокращение отдачи от сложности».

По пунктам:

1️⃣ если в команде нет вообще никакого обучения — даже PDF с инструкциями даст результат и улучшит ситуацию.

2️⃣ если цифровой материал по мотивам PDF можно назначать конкретным сотрудникам и следить за их прогрессом — это тоже значимый «скачок» в полезности, потому что появляется подотчётность.

3️⃣ если перевести «подотчётный» материал в интерактивную форму с вкладками, кнопками, вложенностью и прочим, он становится ещё лучше... но уже в меньшей степени.

4️⃣ потом интерактивную форму можно «окрасивить» хорошим дизайном и яркой графикой, и это тоже сделает материал лучше... но тоже в меньшей степени.

Видите паттерн?

Чем изощрённее следующая итерация контента, тем меньше значимой пользы она приносит


В контексте электронного учебника текстовый диалог принципиально не отличается от разговора рисованных персонажей, а шаблонный «аккордеон» принципально не отличается от дизайнерской стилизации аккордеона под экран поисковой выдачи.

📈 В правой части этой «шкалы» находятся инструменты кастомной разработки со вставкой кода, сложных триггеров и симуляторов.

😱 От PDF они отличаются радикально.

🫤 От хорошо написанной подотчётной инструкции — уже не так радикально.

🙄 От хорошо оформленного электронного курса с шаблонными интерактивами — разницей можно пренебречь.

А времени и денег такие элементы начинают забирать заградительно много.

К чему это всё?

Есть пространство вариантов, которые одновременно значительно лучше простых форм учебных материалов (текст, картинка, «говорящая голова») и незначительно уступают сложным формам (интерактивам на триггерах, внешнему коду, глубокой индивидуализации).

💁🏻‍♂️ В этой «зоне обитаемости» — где качество подачи уже превосходит базовые формы, но ещё не подавляет скорость и стоимость создания материалов — авторы-методисты и должны делать свои курсы.

〰️〰️〰️

🤔 — соглашусь
😐 — у нас работает не так
🗿 — антислайдовая пропаганда

#elearning #edtech
🤔12👍2🗿2😐1
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
Эфир про практический курс по Курсэдитору Всем спасибо за эфир! Выкладываю запись и короткий блиц-опрос по курсу: Где информация? На Странице курса, а также в Демо-версии. О чем курс? Как собирать мультимедийные лонгриды в Курсэдиторе: сначала — как верстать…
Небольшое обновление про курс по Courseditor

1️⃣ Написанные сценарии перевалили за десять тысяч слов — это ещё не финал, но он уже приближается

2️⃣ После запросов в анкете предзаписи добавили тему про симуляторы ПО — покажем на примерах, как это может выглядеть в лонгридах

3️⃣ Там же видим запросы на встройку внешнего кода, SCORM-пакетов и web-архивов — тоже добавили тему в план на релиз (так-то это продвинутый контент, нужный не во всех проектах)

4️⃣ В документ для оплаты с расчётного счёта ЮЛ вписан конкретный срок предоставления доступа — «не позднее 30 мая 2025 года». Вот и твёрдый дедлайн для релиза 😎

5️⃣ В начале демо-версии уточнил, что курс нужно смотреть с ПК, и добавил в описание информационные ссылки.

Продолжаем впахинг над учебный материалинг про лонгридинг 👨‍💻

Много details, большой volume.

〰️〰️〰️

👍🏻 — приветствую обновления
👎🏻 — обновления не нужны
🗿 — то полотно, то заметка

#edtech #курс_по_КЭ
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍8👎1🗿1
Мы воюем не туда

В моём канале было немало весёлых споров про лонгриды vs. слайды. В чужих каналах — тоже, но меня там забанили.

🤗 И сначала я задумал этот пост как «примирительный» — про мир, дружбу и жвачку.

😐 Но переобулся в прыжке, поэтому сейчас будет потенциально конфликтогенное заявление.

Итак, по итогам просмотра нескольких лонгридных курсов разных авторов я имею заявить следующее:

1️⃣ Для лонгридных курсов нужна редакторская компетенция — способность проектировать и писать длинные тексты.

Интерактивы, картинки, схемы — это вторично. Первична способность перемолоть сырые неструктурированные исходники в связный текст.

2️⃣ Создание слайдовых курсов редакторскую компетенцию не формирует.

Презентационную — формирует.
Композиционную — тоже.
Буллет-пойнтовую — снова да.

Тексты писать — нет, не учит.

💁🏻‍♂️ И это наблюдение объяснило мне много интересного про сопротивление к формату и тот холивар, который мы тут иногда ведём.

Не «лонгриды как формат априори скучные» — разработчики eLearning в сложившейся парадигме не умеют их писать.


Потому что не делали этого со школы. Тем более не делали это за деньги в рыночных условиях.

Я вижу лонгриды, написанные бесконечными списками, «тройками», блоками, таблицами, картинками и схемами.

Там нет текста. Нет вступительных абзацев. Нет раскрытия мысли. Нет тезиса->аргумента->демонстрации.

👀 Почему? Потому что их написали люди, которые всю жизнь проектировали слайды — компактные, законченные, композиционно выверенные «кирпичики» информации.

И всю жизнь кормили этими кирпичиками своих сотрудников — и те привыкли потреблять информацию именно так.

✍🏻 А когда подход к компоновке слайдов перекидывают в текст, получается...

Ну, в лучшем случае получается «скелет» текста с бесконечными многоуровневыми списками, слайдами из презентации на весь экран и переизбытком эмоджи, которым подсознательно пытаются восполнить недостаток графики. Как в моих постах.

📝 И внезапно получаются те самые «скучные инструкции», которые «не интересно читать».

Да. Не интересно. Потому что их авторы всю жизнь занимались другими форматами, а этому формату — никогда и нигде не учились.

▫️ Поэтому если вы руководитель отдела, задумайтесь о найме в команду редактора или копирайтера вместо типичного универсального раба 10-в-1.

▫️ А если вы создаёте обучение, купите книги Ильяхова — пользы будет больше, чем от очередного курса про дизайн презентаций или Фигму для новичков.

Человеческая цивилизация основана на сохранении и передаче знаний в тексте, а мы обучаторов даже писать не учим.


Think about it.

〰️〰️〰️

🤔 — есть, о чём подумать
👎🏻 — ты токсичный лонгридщик
🗿 — конфликта нет, он надуман

#elearning #edtech #медиа #ed_мысли
🔥17🤔10👎4🗿4
Недельная готовность к релизу курса про Courseditor

По договору с ЮЛ поступила оплата, а значит, он вступил в силу, и в нём указан срок предоставления доступа — не позднее 30 мая 2025 года. Курс на финишной прямой.

Из важного: на этой неделе начнём связываться со всеми из списка предзаписи по указанным контактам.

Если мы вам не напишем до конца среды (или письмо улетит в спам) — напишите мне @philanek


На этой неделе будет суммарно 2-3 обновления, этот пост — первое из них:

1️⃣ В начале следующей недели появится дорожная карта методического расширения: какие уроки будут добавляться в контент и в каком порядке.

2️⃣ Методический контент будет добавляться поэтапно — условно, по разделам. Т.е. это будет накопительное обновление по 2-3 новых урока, а не оптовая поставка +15 уроков где-нибудь в отдалённом будущем.

3️⃣ Дополнения пойдут не раньше, чем через две недели. Почему? Чтобы те, кто начнёт изучать на этих выходных, спокойно дошли до финала текущей программы без постоянных уведомлений о новых уроках.

Небольшой спойлер: предзапись продлим на Learning Elements, где будем рассказывать про полученный опыт и первые отзывы; примерно до 08 июня.

Так что если вы читаете это впервые — присоединяйтесь.

〰️〰️〰️

👍🏻 — переживаю, как за свой
😐 — ноль эмоций вообще
🗿 — спам на неделю

#edtech #курс_по_КЭ
👍8🔥31😐1🗿1
Три инсайта про учебный текст (да и любой другой)

Сформулировал третью мысль в серии неочевидных выводов про текстовую информацию.

1️⃣ Сначала вычитал, что текст — это не один формат контента, а два. Потому что в голове нам его проговаривает внутренний голос, как аудиокнигу.

2️⃣ Потом сложил, что редактура упрощает понимание — то есть, это управление когнитивной нагрузкой, названное другим словом.

Сегодня завершаем триптих выводов:

3️⃣ Если редактура — это управление когнитивной нагрузкой, то типографика и вёрстка — это дизайн.

То, что сплошной кирпич текста без оформления — нечитаем, было понятно и без исследований.

👩🏻‍🎨 Но когда мы преобразуем и оформляем текст в статьях, курсах, постах так, чтобы он лучше выглядел, хорошо воспринимался и был удобен для чтения, то, простите, мы буквально занимаемся визуальным дизайном текстового материала.

Креативные шрифты, цвета «по бренд-буку», иллюстрации и схемы — это уже второй и последующие уровни дизайна текста.

А первый уровень — это:

▫️заголовки разных уровней
▫️разбиение на абзацы
▫️списки, цитаты, вылеты
▫️эмоджи как предтеча графики
▫️блоки управления вниманием в CMS

👨🏻‍💻 Так что любой редактор, который пишет текст и планирует его вёрстку, фундаментально занимается дизайном в интересах снижения когнитивной нагрузки.

Живите теперь с этим. И знайте, в каком фундаментальном направлении вам как автору текстов может быть полезно расширить и углýбить знания.

〰️〰️〰️

🤔 — интересный тезис
😐 — автор везде текст видит
🗿 — это что же, редакторы тоже 3-в-1?..

#elearning #медиа #ed_мысли
🤔14🗿2😐1
Обновление про курс про Курсэдитор

Второе и заключительное обновление про курс на релизной неделе:

1️⃣ Написали всем из формы предзаписи — кто записывался, ищите меня в запросах на переписку или в спаме почты.

Вывод для работы: лучше ограничиться одним каналом связи, т.к. вместо одного списка (например, «Телеграм») сейчас получилось три («Телеграм», «Почта», «Телефон»). Не супер-удобно.

2️⃣ На сайте появился официальный эквайринг — с чеками, налогами, уведомлениями об оплатах и прочей необходимой по закону инфраструктурой.

Вывод для работы: можно было сделать это раньше, т.к. любой эквайринг — это уже 80% нужного результата. Те 20%, которые я хотел добрать автоматической записью в конструкторе, не столь критичны. Да и не успела фича к релизу 🙂

👀 Что дальше?

Дальше жду ответов на разосланных голубей сообщения и письма.

Если вы это читаете, мне можно отдельно не писать — страницу обновили, теперь это страница курса, а не «предзаписи», и там есть форма оплаты.

🥂 На этом предрелизную часть жизненного цикла считаем завершённой.

Отныне — апдейты контента, отзывы, выученные уроки и прочая прикладная польза.

〰️〰️〰️

👍🏻 — успехов
👎🏻 — провалов
🗿 — наконец-то это притормозит

#elearning #edtech #курс_по_КЭ
👍15👎1🗿1
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Первой группе назначен курс, ищите нас в почте, в спаме или даже у меня в личке 🫡
🔥3👍1
Хороший UX должен страховать от ошибки

В одном из постов рассуждал, где кончается «свобода творить» и начинается «свобода творить фигню».

Туда же: в ИТ-продукте может быть два десятка фич на все случаи жизни и рабочие ситуации, но какой в этом смысл, если в реальной жизни каждый день нужны едва ли пять-семь из них?

Эти два рассуждения натолкнули меня на свежую мысль про UX:

UX должен не только упрощать применение функций сервиса, но и страховать пользователя от ошибок их использования


Пример:

Уведомление почты «в письме вы написали "во вложении", но вложения нет — точно хотите отправить?».

Вложение — это фича, забыть вложение — это ошибка пользователя, уведомление с вопросом — это страхующий UX.

Антипример:

«Удалить картинку» в посте Телеграма (писал тут, ничего не изменилось с тех пор).

Вставили картинку, открылось окно написания поста с ней — это фича, решили удалить картинку, нажали на «мусорное ведро», весь написанный в этом интерфейсе пост удалился — это ошибка пользователя, а страхующего UX — нет (хотя бы на уровне «это действие удалит пост, хотите продолжить?»).

💁🏻‍♂️ Мало сделать «много крутых и сложных фич», важно учесть в UX ситуации, когда пользователь может споткнуться об эти фичи.

«Подстраховать от ошибки» — чем не благородная миссия при разработке интерфейсов.

〰️〰️〰️

Пост навеян опытом обновлений курса по Курсэдитору.

В текущей версии свёрстаны все уроки курса, но не все они оформлены, поэтому мы «скрыли» часть уроков и блоков в них.

Скрыть блоки — это фича, забыть их «раскрыть» после копирования в другой урок — это ошибка пользователя, а страхующего UX в лице контрастной заливки скрытых блоков (например, цветом или штриховкой) — не было.

Разработчики уже в курсе, скоро появится 😂

Стресс-тесты в реальном мире — наше всё для улучшений.

〰️〰️〰️

🤔 — интересно
😐 — очевидно
🗿 — что-то непрофильное для канала

#eLearning #edtech #ed_мысли
🤔111👍1😐1🗿1
Распространяем годные подходы

👨🏻‍🏫 Провёл мастер-класс на Learning Elements про набирающий популярность подход 4C/ID.

💁🏻‍♂️ В академической среде это известная штука, а до корпоративного eLearning начинает докатываться только последние годы.

🌚 Вижу отклик коллег, шутим про одинаковые боли.

Презентацию участникам разошлют, тут тоже выложу.

И видео тоже, когда появится 👌🏻
10👍8
Пауза на переключение

После Learning Elements был три дня в Туле, сейчас длинные выходные, потом три дня буду в Пересвете — поэтому с постами случилось замедление.

Поделюсь скорее юмористическим эпизодом:

1️⃣ Зашёл на Pressfeed (у меня там аккаунт со времён работы во ФРИИ)

2️⃣ Увидел релевантный запрос (на картинке)

3️⃣ Начал писать ответ...

4️⃣ ...всё ещё писал ответ...

5️⃣ ... написал ответ

Получился ответ на запрос длиной в 1800+ слов.

Тут четыре дня молчал — там «написал длинную статью в комментариях» 😂 Ждите в «Лонгридошной».

Надо это как-то балансировать, что ли.

#elearning #edtech #медиа
👍31🔥1
Пятничная рекомендация #28: презентация с Learning Elements

Организаторы конференции разослали презентации, а значит, я тоже могу выложить её в публичный доступ.

Вот слайд для привлечения внимания, ссылка на PDF и ниже сам файл.

Жду дебатов в комментариях 🙂

И на страницу курса тоже заходите — там, кстати, появилась оплата через Яндекс Сплит.

#elearning #edtech #рекомендации #мой_контент
👍4🐳2
О сторителлинге и геймификации ~165 лет назад

Я просто оставлю здесь:

<...> Должно было еще решить вопрос: каким путем знакомить детей с этими предметами: облечь ли их в детскую, полусказочную, занимательную форму, или прямо знакомить дитя с серьезным содержанием предмета?

Перебрав множество анекдотических и живописных рассказов из отечественной истории, <...> я пришел к тому убеждению, что <...> во всяком случае они годятся для детской книги, но не для книги, назначенной для классного чтения, которая должна отдавать преимущество реальному содержанию перед живописностью формы.

Увлекательность формы должна быть характеристической чертой детской книги, назначенной для классного чтения. Конечно, крайности вредны в обоих этих направлениях, но в книге для классного чтения содержание нигде не должно приноситься в жертву занимательности <...>.

<...> Классного времени так мало, что грех тратить его на чтение сказок и побасенок <...> шутливая, потешающая детей педагогика разрушает характер человека в самом зародыше. Учение есть труд и должно остаться трудом, но трудом, полным мысли, так чтобы самый интерес учения зависел от серьезной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас <...>.

Впервые напечатано в 1861 году

Источник по наводке Ростислава Сперанского из Selectel


Сто шестьдесят лет назад всё было понятно со сторителлингом, геймификацией, Фёдорами-в-космосе и «Сказаниями о царе Салтане в мире ИТ-разработки».

Мы просто свернули не туда.

〰️〰️〰️

🤔 — интересно
😐 — не интересно
🗿 — а мы сказками не учим, а развлекаем, ШАХ И МАТ!!!

#elearning #edtech
🤔65🔥4🗿2😐1
Кажется, моё недоверие к нейросетям связано с тем, что мне кажутся «нормальными» результаты только самых продвинутых из них.

O3 Pro берёт 130 рублей за ответ, и даже в этом случае там сквозят хвосты машинного перевода с английского — но суть ответа уже похожа на какой-то адекватный контент. Особенно в аналитике, поиске и систематизации.

O3 (без Pro) приемлемо повторяет это за 10% стоимости.

4o и 4.1 как считал лепетом джунов, так и продолжаю считать.

В общем, текст им всё равно не доверю, но в передовых LLM можно вести конструктивные беседы про данные, прогнозы, статистику и идеи.

#elearning #инновации
👍4
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
Мы воюем не туда В моём канале было немало весёлых споров про лонгриды vs. слайды. В чужих каналах — тоже, но меня там забанили. 🤗 И сначала я задумал этот пост как «примирительный» — про мир, дружбу и жвачку. 😐 Но переобулся в прыжке, поэтому сейчас будет…
Привлёк на eLearning-проект редакторов

Говорят, «если хочешь что-то поменять — начни с себя».

Я, например, хочу поменять акценты в eLearning с поверхностных развлечений на содержательные учебники.

Раньше я писал их сам. Так сказать, продвигал «личным примером».

А теперь я целенаправленно привлекаю к eLearning людей вне сферы разработки электронных курсов — авторов из коммерческой редактуры.

Что и всем остальным рекомендую.

#elearning@content_notes
#edtech@content_notes
#медиа@content_notes
🔥141
Весь четверг 03 июля провёл на интенсиве Клуба Главредов, оно же по-понятному — хакатон для контентщиков.

Сумрачный коллективный интеллект из редактора-аналитика, редактора-образователя, двух редакторов-SMMщиков и двух редакторов СМИ породил разрывной концепт, который уверенно пободался за первое место среди 11 команд и остался в сердечках жюри и аудитории.

Интересный формат, люди хорошие, конкурсы интересные.

10 из 10, приехал бы ещё.

#ИнтенсивГлавредов

Ниже — пост участника нашей команды 👇🏻
13🗿1