еЛёрнинг, ЭдТех и медиа – Telegram
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
1.86K subscribers
373 photos
14 videos
3 files
330 links
Образовательная редактура, онлайн-обучение и медиа-контент

Автор: Филипп Чурилов @philanek
Сайт: https://philchurilov.ru
Медиа: https://longread.media
Бот канала: @content_notes_bot
Download Telegram
Примеры в своей среде обитания

В учебных материалах можно использовать реальные примеры из жизни, а можно — синтетические, выдуманные для конкретного случая.

Реальные примеры ближе к практике, но в них бывают и удачные, и неудачные решения, которые нужно дополнительно пояснить зрителю.

Синтетические примеры позволяют подсветить конкретную ошибку, доведя её до уровня гротеска. Это полезно при передаче начальных знаний: один пример — одна ошибка.

Когда все очевидные ошибки изучены, можно дополнить учебный процесс реальными примерами с их «оттенками серого».

Пост по мотивам вебинара по DIY-материалам, который доступен здесь в виде мини-курса для LMS.

#eLearning
👍6
Окей, гугл, это неплохо

В Google Docs есть функция распознавания рисунков в интерфейсе поиска спецсимволов.

Вставка —> Специальные символы, они же могут быть маркерами списка.

Я узнал о ней в сейчас лет.

#медиа
👍7
Специальное ночное сообщение про Articulate Rise

Коллеги по eLearning, временно не обновляйте курсы в Articulate Rise и не пересылайте их просмотровые версии.

Зайдите в сборочный интерфейс или по просмотровой ссылке без VPN, и вы всё поймёте.

Вангую ещё более ускоренный переход бизнеса на Курсэдитор в самые ближайшие дни.

#eLearning
4😱2
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
Специальное ночное сообщение про Articulate Rise Коллеги по eLearning, временно не обновляйте курсы в Articulate Rise и не пересылайте их просмотровые версии. Зайдите в сборочный интерфейс или по просмотровой ссылке без VPN, и вы всё поймёте. Вангую ещё…
PR-кейс на наших глазах, ч.2

В продукт крупной американской ИТ-компании Articulate, разрабатывающей популярное семейство ПО для разработки учебных материалов, вставлена закладка — скрипт с выводом политического сообщения для пользователей из России.

Закладка вставлена на уровне кода, т.е. работает не только онлайн, но и во вновь загруженных на компьютер материалах без доступа в интернет. Для активации идёт проверка по часовому поясу системы: ЕСЛИ %часовой пояс из списка%, ТО %активация скрипта%. В других ситуациях закладка никак себя не проявляет.

При этом несколько месяцев назад компания приняла официальное решение не продолжать работу на российском рынке и запретила продление лицензий для местных пользователей. Все активные лицензии в стране законным образом оплачены в 2021 году — до появления взаимных ограничений.

Далее риторические вопросы:

1️⃣ как вы думаете, оплатят ли российские компании и агентства корпоративные подписки на это ПО на следующий год?
2️⃣ как вы думаете, кто в этой ситуации пострадает больше (= потеряет на управлении возникшими рисками больше денег): российские пользователи или американский поставщик?
3️⃣ как вы думаете, какая из сторон получит от ситуации стратегическую выгоду, а какая — стратегический убыток?
4️⃣ как вы думаете, сколько человек из отделов информационной безопасности и контроля качества были бы уволены в подобной ситуации в компаниях уровня Adobe или Kaspersky?
5️⃣ как вы думаете, выдержат ли сервера и службы поддержки российских аналогов наплыв пользователей?
6️⃣ как вы думаете, получит ли неизвестный программист государственную премию за поддержку импортозамещения?

Непонятно, но очень интересно. Продолжаем следить за развитием событий 🍿

UPD: автор одной из open-source зависимостей воспользовался правом «код поставляется как есть без гарантий» и добавил туда личную позицию. Все сервисы, которые использовали этот код, теперь выдают ту же самую политическую повестку. Детали тут и тут.

UPD2: кажется, попадание кода в Articulate вызвало достаточный уровень дебатов об этике, и автор откатил изменения. Теперь достаточно дождаться обновления платформы, и всё будет, как прежде. (Но осадочек останется).

UPD3: Articulate всё официально починил. Описал хронологию и результаты
в посте на VK.

#eLearning #edtech
🤔3
Завершая день постов про онлайн-конструкторы учебных лонгридов

Если бы Tilda заморочилась

1) с упрощённой версией своего конструктора,
2) объединением лонгридов в серии,
3) экспортом в стандарты SCORM / xAPI / cmi5,

проблема выбора инструмента для создания материалов не стояла бы.

Но им удобно на своём рынке, и в соседний они не заходят. Хотя вполне могут навести в нём суету и дать вторую работу всем дизайнерам и верстальщикам на Tilda.

Польза: они вполне даже заигрывают с этой идеей в своих курсах.

#edtech
👍3
Когда в руках молоток — всё похоже на гвоздь

ПО для создания учебного контента вполне подходит для решения задач из других профессиональных сфер.

Например:

🎞 Информация о продукте: ссылку на лонгрид с компиляцией примеров работы AutoTech-устройства я рассылаю в официальных письмах.

💰 Коммерческие предложения: два экспериментальных интерактивных КП на асинхронные курсы привели к заказам.

🛠 Прототипирование: до начала сборки в in-house конструкторе можно показать, на что это будет похоже.

🧑🏻‍💻 Портфолио и резюме: слышал от коллег идею создания интерактивного резюме с примерами работ (надо попробовать попробовал в конце 2022 года, получил приглашение в два проекта).

Опыт работы в конкретном классе программ можно и нужно переносить на другие задачи.

Быстрее найти новое применение известному инструменту, который «частично подойдёт», чем осваивать новый инструмент, который «создан для этого».

По мере роста команды в ней появится специализация, а на ранних стадиях шире пользуйтесь тем, что знаете.

#eLearning
👍1
Подтверждение неформальных знаний

Одна из граней компетентности во многих сферах — насмотренность. Нам более понятен её доцифровой предок — начитанность.

Книги, статьи, выступления, кейсы, описания проектов, обмен опытом, подкасты с экспертами и другие подобные источники — это «неизмеряемая» часть профессиональной подготовки.

Неформальные знания не имеют системы и не выстроены в последовательность, но могут открыть слушателю новое применение известных навыков или ускорить освоение актуальных практик («снежки» из поста с концепцией).

Пример: в большинстве учебных программ есть списки литературы, видео и подкастов для дальнейшего погружения в материал.

…А что, если эти списки сделать программой?

Выстроить рекомендации в последовательность; написать к ним тесты, кейсы и темы для эссе; добавить очные групповые занятия для обсуждения и расставить для всего этого дедлайны?

А в конце выдавать «сертификаты насмотренности».

Здесь закивают редакторы и продуктологи: похожий сервис есть в лице «Буста» и так работают курсы из подкастов Product Sense.

Да, идея в этом, только в других областях знаний, на большем количестве источников и с использованием смешанных форматов.

Звучит как идея для стартапа, в котором я хочу стать кофаундером 🤔

#eLearning #медиа
👏4👍3
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
Подтверждение неформальных знаний Одна из граней компетентности во многих сферах — насмотренность. Нам более понятен её доцифровой предок — начитанность. Книги, статьи, выступления, кейсы, описания проектов, обмен опытом, подкасты с экспертами и другие…
Лирическое отступление личного характера

«Буст» запущен в мае 2021, а предыдущий пост про неформальные знания — это выдержка из моей концепции внутреннего проекта от декабря 2020, который команда положила под сукно.

Таких концепций «в стол» у меня было много. Некоторые воспроизвели другие люди через год, некоторые — через два. Некоторые пока не воспроизвели.

Жаль, что их не воспроизводили мои трудовые коллективы, но тут есть понятное решение — коллектив должен быть свой.

Либо идеологически, либо капиталистически свой 😎

#eLearning #команда #угадалтренд
👍4
Об электронных курсах замолвите слово

Павел Безяев в канале Digital Learning пишет, что «асинхронный слайдовый интерактивный курс или лонгрид — это ограниченный инструмент», и их авторы «не являются "обученцами" в полном смысле этого слова». А ещё это изрядная часть моей трудовой биографии.

Из приведённого примера про обучение руководителей и отсылки на исследование образовательных предпочтений очевидно, что проблема не в формате.

Проблема в некорректном использовании инструмента и завышенных ожиданиях.

Никто в здравом уме не должен «обучать руководителей» слайдовыми курсами. Равно как никто в здравом уме не должен обучать младший линейный персонал с высокой «текучкой» индивидуальными очными программами.

У асинхронных курсов понятные задачи и аудитория:
— массовая подготовка младших должностей с высоким процентом оттока;
— общая теоретическая подготовка среднего звена перед назначением на руководящую должность или для равномерного развития компетенций;
— точечная теоретическая подготовка высшего звена перед освоением новых областей знаний;
— пре-тренинги, пост-тренинги, follow-up после интенсивов и интервальное повторение;
— расширение кругозора и увеличение насмотренности сотрудников всех уровней за счёт одиночных курсов вне учебных программ.

Так что с асинхронными форматами всё в порядке, просто не надо забивать гвозди микроскопом или смотреть в чашку Петри через тостер.

И да, такие материалы тоже готовят «обученцы». Одни журналисты готовят репортажи, другие — пишут статьи. Почему-то никому не приходит в голову называть кого-то из них «более настоящими».

P.S. Я разбил длинный пост на две части. В следующей поговорим, что именно и как заменяют электронные курсы.

#eLearning
👍14
Что заменяют электронные курсы

На вопрос «чем ты занимаешься» я отвечаю «пишу интерактивные учебники и образовательные статьи». Обычно это понятно собеседнику, который не сталкивался с eLearning.

Учебник — это носитель информации в формате текста с картинками. Учебники бывают разные: справочники с подробной структурой, пособия в поддержку очных занятий, методички со ссылками на дополнительные источники.

Учебник не учит, но по нему можно учиться, если он хорошо структурирован, а у читателя достаточно мотивации. Электронные учебники эффективны там же, где и их бумажные предшественники.

Пример: заказные учебники Бюро Горбунова и крупные Flash-курсы прошлых лет (в канале есть примеры тут и тут).

Статья — это законченный информационный материал на заданную тему. Статьи тоже бывают разные: сложные научные, поверхностные обзорные, пошаговые инструкции, успешные и неудачные кейсы.

Статьи не учат, но ими можно дополнить свои знания и найти новые идеи для применения на практике. Асинхронные лонгриды и серии лонгридов воспроизводят это свойство: это завершённые крупицы знаний, которые позволяют освоить несложную задачу или дополняют известную информацию.

Пример: сборники статей Harvard Business Review.

Где-то на стыке учебников и статей находятся книги — бизнес-литература следует заданной структуре и содержит прикладные инструкции (свойство учебника), но при этом разделы легко читаются и имеют ценность даже в отрыве от всей книги (свойство статьи).

Пример: книжная полка Бюро Горбунова, хотя курсов именно в формате книг немного.

Электронные курсы, если понимать их как «асинхронные самодостаточные материалы для самостоятельного изучения» — это перенос и адаптация учебников, статей и книг в цифровой формат.

В истории книги дополнили устную передачу знаний и продвинули цивилизацию вперёд. В отрасли электронного обучения процесс обратный — от текстов перешли к видео, — и всё же хорошее учебное пособие ещё никому не помешало 🙄

#eLearning
👍102
Ближайшую неделю посты будут покороче — уехал в свадебное путешествие 🤵🏻‍♂️👰🏻‍♀️

В планах:
— инсайты из книг;
— скриншоты из проектов;
— контент из ранних блогов;
— мысли и соображения на вольную тему.

Вместо почившей «Пользы» временно будут рандомные заметки о Калининграде.

Не отключайтесь 😁

#отпускной_контент
🔥94👍2
Контент из ранних блогов

В 2013 году в период «межработья» делал карточки с общеобразовательным контентом про грамотность.

За основу взял эстетику Warhammer 40.000: попросил переделать символ Инквизиции в запятую, в углу карточек имитировал пафосные императивы в духе сеттинга и обозвал это «Министерство грамматики».

Потом снова вышел на полноценную работу, увлёкся делами и приглушил поток контента.

Все карточки можно найти здесь: vk.com/mlgbt (pun intended), потому что интернет всё помнит.

Рандомная информация про Калининград: мини-дождь может начаться в любое время и закончиться до того, как вы на него отреагируете. Местные, по всей видимости, эту специфику знают, поэтому никуда не спешат при первых каплях.

#отпускной_контент
👍5🔥5
Инсайт из книги

Для будущего проекта читаю книги по системному мышлению. Начал с «Азбуки» Д. Мэдоуз.

Понравилось понятие запасов — накопленного состояния сложной системы.

В заполненном водохранилище много воды, поэтому снижение притоков в конкретный сезон не нарушит общее состояние системы водоснабжения.

Если запасов мало — например, количество Senior Product Managers на рынке труда, — систему запуска продуктов лихорадит: она вынуждена набивать шишки с джунами и дополнять проектные команды трекерами.

Концепция хорошо ложится на eLearning и на много что ещё.

Запасы разработчиков слайдовых Flash-курсов были огромны. Когда в системе разработки произошёл катаклизм — отказ от Flash и переход на HTML5, — системе понадобились другие специалисты.

Часть имевшихся кадров переквалифицировались на HTML-конструкторы слайдов (включая авторов программных продуктов: Articulate и iSpring начинали с Flash), часть — на конструкторы лонгридов, часть освоили ручную вёрстку, H5P, Adapt и другие DIY-инструменты.

Каждая из ветвей породила новые взаимосвязи внутри системы. Но обратите внимание: те, кто привык к слайдовым материалам, перенесли их через катаклизм и возродили в новой форме.

Запасы авторов, заказчиков и потребителей слайдовых курсов в системе разработки оказались настолько велики, что единожды устаревшая система воспроизвела себя — те же взаимосвязи заново возникли на новой технологической базе.

Это свойство систем отвечает на многие вопросы сообщества:
— Почему столько людей всё ещё делают слайды?
— Почему всё ещё есть спрос на разработчиков-универсалов?
— Почему так мало компаний осваивают open-source инструменты?

Потому что в системе много запасов, и она меняется очень медленно.

С этим нет смысла «бороться» — можно толкать эволюцию системы в новом направлении либо приближать следующий катаклизм.

#eLearning

Рандомная информация про Калининград: солнце жаркое, море холодное — все ходят загорелые, но идти в воду особо не тянет.

#отпускной_контент
👍4🤔4🔥1
Содержательные заголовки

В «Тексте по полочкам» Ильяхов пишет про упрощение восприятия текста через содержательные заголовки и понятное начало каждого абзаца.

В слайдовых материалах и лонгридах это тоже можно применять, т.к. заголовок есть у каждого слайда, а большинство лонгридов изначально нарезаны на подзаголовки.

Два примера:

1️⃣ В слайдовом курсе о природе стресса (2020) попробовали длинные заголовки в формате законченного тезиса. В итоге содержание можно читать как очень сжатый реферат курса.

2️⃣ При переносе инструкций по охране труда в лонгрид (2018) заказчик ограничил редактуру, поэтому попробовали вынести в подзаголовки слоганы по мотивам правила. Даже если из всего материала запомнить только их, польза от прохождения «дежурного» инструктажа всё равно останется.

#eLearning

Рандомная информация про Калининград: в этом городе не пьют сидр и фруктовые ламбики. Их не оказалось даже в заведении, которое буквально называется Brasserie (брассерии зародились как французские пивные рестораны). Что-то продаётся в магазинах, но на уровне заведений официанты направляют в «одно место в питерском стиле» (с).

#отпускной_контент
👍83
Доказательство эмпирических знаний

В каналах сообщества цитируют результаты исследования Альфа-банка о когнитивной нагрузке при чтении сплошного vs. структурированного текста.

Никаких сюрпризов: читать «простыню» сложнее, чем упорядоченное повествование, и это вызывает больше негативных эмоций.

Как пробное исследование большой темы — хороший результат. А если придираться, то это пока на уровне «лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным».

Эмпирический опыт хоть и не относится к научным методам познания, но всё же основан на наблюдениях и рудиментарной проверке гипотез методом проб и ошибок.

То, что сплошной текст читать сложнее упорядоченного, было понятно много лет назад.

Непонятно, т.е. «пока не измерено» другое:
— что проще воспринимать: слайды или лонгриды?
— что больше снижает когнитивную нагрузку: списки и таблицы, графики и диаграммы, иллюстрации и фотографии?
— влияет ли на когнитивную нагрузку вложенность контента: вкладки, всплывающие окна, слайдеры?
— значимы ли перечисленные факторы настолько, чтобы существенно превосходить базовый формат «текст + картинка»?

Идея для стартапа: подобные исследования как услуга не на уровне ручных измерений или сбора статистики в TinCan, а максимально превращённые в масштабируемый конвейер.

Причём не только в обучении, но и в контент-маркетинге.

#eLearning #медиа
🤔5👍3🔥1