еЛёрнинг, ЭдТех и медиа – Telegram
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
1.86K subscribers
373 photos
14 videos
3 files
330 links
Образовательная редактура, онлайн-обучение и медиа-контент

Автор: Филипп Чурилов @philanek
Сайт: https://philchurilov.ru
Медиа: https://longread.media
Бот канала: @content_notes_bot
Download Telegram
Про высокие достижения

Есть профессиональный спорт высоких достижений — это рекорды, медали, детство в тренировках, спортивные карьеры, место в истории для лучших и забвение для всех прочих.

А есть любительский массовый спорт — это здоровый образ жизни, мышечный тонус, улучшение кровообращения малого таза, снижение веса, социализация на свежем воздухе или на крытой площадке.

Медали — это повод для славы и национальной гордости, но что из двух объективно полезнее для развития общества? Массовый спорт.

Чем больше людей будут заниматься спортом хотя бы на любительском уровне, тем больше жизней начнут меняться к лучшему.

А теперь изящно приложим это сравнение к сфере eLearning:

Чем больше компаний будут заниматься внутренним обучением хотя бы на любительском уровне, тем больше бизнесов начнут меняться к лучшему.

Массовое внедрение простых, доступных и проверенных инструментов внутреннего обучения затронет больше разных людей, чем разработка сложных, уникальных и экспериментальных программ обучения в интересах одной компании.

Из экспериментов, оплаченных большими корпорациями, часто рождаются новые подходы, которые со временем становятся доступными для небольших компаний.

И всё же я считаю, что развивать массовый любительский eLearning полезнее, чем вкладываться в штучный «EdTech высоких достижений».

Даёшь методиста и разработчика онлайн-обучения в каждый стартап и в каждый HR-отдел :)

#eLearning #edtech
👍5🔥4🤔2
О доступных технологиях, цифровом неравенстве и реальных потребностях

В продолжение недавних постов про массовый eLearning и развивающиеся EdTech-рынки — немного познавательных фактов с другого ракурса:

1️⃣ Перспективным форматом поддерживающего обучения в некоторых странах Африки являются уроки по радио. Учитель сидит в студии и в одностороннем порядке вещает на неопределённый круг лиц школьную программу. Эту программу поддерживает ЮНЕСКО.

2️⃣ Африканский стартап, создавший более 3000 коротких роликов по теме школьной программы, сделал пивот от продажи карт памяти с предзаписанными уроками (да, вот такой был проект) в сторону подписки на видео-уроки в прямом эфире.

3️⃣ Большинство EdTech-стартапов в Африке, да и в мире, разрабатывают решения, зависимые от технологий: для них требуются персональные компьютеры, доступ в интернет и электричество (внезапно). Все эти три вещи — это «головная боль для Африки» (с).

Какие выводы можно сделать?
— Откуда бы вы сейчас ни читали этот пост, вы находитесь в технологически развитом государстве;
— Часто «хороший и полезный» продукт — это «простой и доступный», а не «инновационный и сложный»;
— Без инфраструктуры нет развития — раньше это были электростанции, дороги и мосты, а теперь это вышки сотовой связи, оптоволоконные кабели и дата-центры;
— Что делать EdTech-стартапам на рынках развитых цифровых экономик — понятно. Что делать (и кому), если у 800 миллионов человек нет доступа в интернет — не очень понятно.

Такие дела.

#edtech #про_страны #Африка

P.S. Вояж в EdTech закончили, далее вернёмся обратно к редакторским делам.
👍8
Профессиональная деформация редактора

Когда ваши коллеги редко работают с текстами, их легко удивить знаками форматирования.

Для них это «как ты вообще можешь работать в таком режиме?!», для вас: «вы о чём, тут всё ок».

Плюсы: визуально приближаем текст к коду, выглядим крутыми профессионалами, зорко выявляем мелкие косяки вёрстки.

Минусы: если отключить эти знаки, текст кажется «голым», и их нет в интерфейсах создания постов и конструкторах контента.

Долгосрочные последствия: через несколько лет косяки вёрстки начинают больно царапать взгляд.

Польза: в Word на виндах включается через Ctrl + Shift + 8, на маках (наверное) через Cmd + Shift + 8. Хотя проще навести курсор на кнопку, кликнуть один раз и забыть о ней на весь период карьеры в редактуре.

Сложность: в Google Docs нужно установить надстройку Show. Если пишете в Яндекс Документах, есть нативная команда на вкладке Главная.

#медиа #редактура #лайфхак
5🔥4👍1
Читаете книги сверстников?

В восприятии сложилось, что книги пишут матёрые умы с большим опытом, который они передают последующим поколениям.

Сегодня поймал инсайт, что чаще читаю книги / статьи и включаю видео / подкасты людей в пределах 5 лет от моего возраста.

Опыт передаётся горизонтально и очень быстро, крупицы знаний возникают где угодно, а соцсети помогают это находить и читать.

Проникся.

Польза Юмор: когда узнал, что я чуть старше Ильяхова — смеялся в голос. (Потом много думал).

#медиа #редактура
👍8🔥4
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Большое видится на расстоянии

В поисках скриншота для небольшого поста листал Flash-курс по продажам в банке.

С удивлением вспомнил, насколько же он был огромен и сколько туда было вложено графики: рисованные элементы на каждом экране, анимированные персонажи в разных ситуациях, большая вложенность контента.

И так — 5 контентных разделов по 5-7 блоков по 15-20 экранов в каждом.

Мораль не в том, «как мощны были эти лапищи», а в том, что в повседневной работе не видна общая картинка.

Сейчас я вижу абсолютно конский объём работы в едином стиле, а в моменте я видел ААА ВНОСИ ПРАВКИ ЗАВТРА ПРЕЗЕНТАЦИЯ ААА.

Регулярно смотрите на свои прошлые проекты через призму накопленного опыта и подмечайте то, о чём не думали раньше.

Это сейчас пирамиды — чудо света, а в моменте они были ААА КАМЕНЬ СКОЛЬЗИТ ДЕРЖИ ЕГО ААА.

#eLearning
🤔4🔥1
Разные типы работы — в разное время

До того, как я пришёл к контент-плану и снежному кому, у меня была «любимая ошибка»: последовательно писать чистовой вариант материала.

Например, если в трёх разделах должна быть графика, видео или примеры, то каждый раздел я заканчивал уже с графикой, видео и примерами.

Я постоянно выходил из режима «пишу» в режим «смотрю видео, монтирую фрагменты» или «подбираю картинки, рисую на стикерах».

Это занимало кучу времени и порождало те самые транзакционные издержки, о которых я писал ближе к началу канала.

Как надо?

Дробите работу на слои: сначала основа, потом начинка, в конце — специи.

В редактуре это может быть пометка «здесь нарезать видео» или «сюда потом скриншот», после которой вы продолжаете в режиме «пишу».

Это декомпозиция задач на слои вместо этапов. Полезно.

#eLearning #медиа #редактура
👍111
Книжные заметки

Для проекта со статьями тестировал разные форматы ведения заметок.

📝 Рукописные заметки похожи на ядро будущего текста, а «подумать и описать своими словами» лучше запоминается.

👨🏻‍💻 Напечатанные заметки требуют инфраструктуры (ноутбук, стол), и на них нужно переключаться (разрыв внимания). Запоминаются хуже — это не рефлексия, а уже работа по созданию текста.

🤳 Скриншоты и фотографии оказались рабочим вариантом для статей: быстро фиксировать мысли, а потом брать из них цитаты и восстанавливать понравившиеся моменты.

🎤 Аудиосообщения самому себе неожиданно полезны. Записать инсайт, годную метафору или пример можно за полминуты. С распознаванием голосовых в Телеграме это готовая основа для смыслового блока.

Результаты

— лучше всего я запомнил книги с рукописными заметками (подумал, описал своими словами);
— быстрее всего получились статьи из фотографий (быстро прочитал, оставил «якоря»);
— самые объёмные книги получилось сжать с помощью надиктованных заметок (наговорил инсайты и связи с прежним опытом).

Какой формат заметок лучше

Для саморазвития пишем руками, для скорости — скриншотим, а сложные идеи проговариваем голосом.

#eLearning #медиа #книги
🤔5👍21
Как описать разносторонний опыт, или Всё придумано до нас

Недавно думал над форматом портфолио.

Планировал оттолкнуться от концепции Т-специалиста и описать ТТТ-модель с несколькими опорными навыками и списком поддерживающих знаний, которые можно подкрепить проверяемыми результатами. (На картинке — как это могло бы выглядеть внешне).

Гипотеза: такой формат должен давать лучшее представление о навыках, чем список позиций и достижений из классического CV.

Конкретно у меня три последних должности в резюме — из разных профессиональных областей, при этом в каждой можно доказать значимые результаты. CEO и руководители отделов воспринимают такое с интересом, а вот HR-ам это искажает картину восприятия кандидата.

На фоне этих размышлений вижу в подборке Максима Ильяхова «Осьминожку редактора» и... понимаю, что вот она, ТТТ-модель, просто с другого ракурса и с другим подходом к списку навыков.

С одной стороны, всё многое придумано до нас. А с другой — можно взять придуманное и высвободить свои ресурсы на что-то с претензией на новизну :)

#eLearning #медиа
👍6🔥1
Примеры в своей среде обитания

В учебных материалах можно использовать реальные примеры из жизни, а можно — синтетические, выдуманные для конкретного случая.

Реальные примеры ближе к практике, но в них бывают и удачные, и неудачные решения, которые нужно дополнительно пояснить зрителю.

Синтетические примеры позволяют подсветить конкретную ошибку, доведя её до уровня гротеска. Это полезно при передаче начальных знаний: один пример — одна ошибка.

Когда все очевидные ошибки изучены, можно дополнить учебный процесс реальными примерами с их «оттенками серого».

Пост по мотивам вебинара по DIY-материалам, который доступен здесь в виде мини-курса для LMS.

#eLearning
👍6
Окей, гугл, это неплохо

В Google Docs есть функция распознавания рисунков в интерфейсе поиска спецсимволов.

Вставка —> Специальные символы, они же могут быть маркерами списка.

Я узнал о ней в сейчас лет.

#медиа
👍7
Специальное ночное сообщение про Articulate Rise

Коллеги по eLearning, временно не обновляйте курсы в Articulate Rise и не пересылайте их просмотровые версии.

Зайдите в сборочный интерфейс или по просмотровой ссылке без VPN, и вы всё поймёте.

Вангую ещё более ускоренный переход бизнеса на Курсэдитор в самые ближайшие дни.

#eLearning
4😱2
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
Специальное ночное сообщение про Articulate Rise Коллеги по eLearning, временно не обновляйте курсы в Articulate Rise и не пересылайте их просмотровые версии. Зайдите в сборочный интерфейс или по просмотровой ссылке без VPN, и вы всё поймёте. Вангую ещё…
PR-кейс на наших глазах, ч.2

В продукт крупной американской ИТ-компании Articulate, разрабатывающей популярное семейство ПО для разработки учебных материалов, вставлена закладка — скрипт с выводом политического сообщения для пользователей из России.

Закладка вставлена на уровне кода, т.е. работает не только онлайн, но и во вновь загруженных на компьютер материалах без доступа в интернет. Для активации идёт проверка по часовому поясу системы: ЕСЛИ %часовой пояс из списка%, ТО %активация скрипта%. В других ситуациях закладка никак себя не проявляет.

При этом несколько месяцев назад компания приняла официальное решение не продолжать работу на российском рынке и запретила продление лицензий для местных пользователей. Все активные лицензии в стране законным образом оплачены в 2021 году — до появления взаимных ограничений.

Далее риторические вопросы:

1️⃣ как вы думаете, оплатят ли российские компании и агентства корпоративные подписки на это ПО на следующий год?
2️⃣ как вы думаете, кто в этой ситуации пострадает больше (= потеряет на управлении возникшими рисками больше денег): российские пользователи или американский поставщик?
3️⃣ как вы думаете, какая из сторон получит от ситуации стратегическую выгоду, а какая — стратегический убыток?
4️⃣ как вы думаете, сколько человек из отделов информационной безопасности и контроля качества были бы уволены в подобной ситуации в компаниях уровня Adobe или Kaspersky?
5️⃣ как вы думаете, выдержат ли сервера и службы поддержки российских аналогов наплыв пользователей?
6️⃣ как вы думаете, получит ли неизвестный программист государственную премию за поддержку импортозамещения?

Непонятно, но очень интересно. Продолжаем следить за развитием событий 🍿

UPD: автор одной из open-source зависимостей воспользовался правом «код поставляется как есть без гарантий» и добавил туда личную позицию. Все сервисы, которые использовали этот код, теперь выдают ту же самую политическую повестку. Детали тут и тут.

UPD2: кажется, попадание кода в Articulate вызвало достаточный уровень дебатов об этике, и автор откатил изменения. Теперь достаточно дождаться обновления платформы, и всё будет, как прежде. (Но осадочек останется).

UPD3: Articulate всё официально починил. Описал хронологию и результаты
в посте на VK.

#eLearning #edtech
🤔3
Завершая день постов про онлайн-конструкторы учебных лонгридов

Если бы Tilda заморочилась

1) с упрощённой версией своего конструктора,
2) объединением лонгридов в серии,
3) экспортом в стандарты SCORM / xAPI / cmi5,

проблема выбора инструмента для создания материалов не стояла бы.

Но им удобно на своём рынке, и в соседний они не заходят. Хотя вполне могут навести в нём суету и дать вторую работу всем дизайнерам и верстальщикам на Tilda.

Польза: они вполне даже заигрывают с этой идеей в своих курсах.

#edtech
👍3
Когда в руках молоток — всё похоже на гвоздь

ПО для создания учебного контента вполне подходит для решения задач из других профессиональных сфер.

Например:

🎞 Информация о продукте: ссылку на лонгрид с компиляцией примеров работы AutoTech-устройства я рассылаю в официальных письмах.

💰 Коммерческие предложения: два экспериментальных интерактивных КП на асинхронные курсы привели к заказам.

🛠 Прототипирование: до начала сборки в in-house конструкторе можно показать, на что это будет похоже.

🧑🏻‍💻 Портфолио и резюме: слышал от коллег идею создания интерактивного резюме с примерами работ (надо попробовать попробовал в конце 2022 года, получил приглашение в два проекта).

Опыт работы в конкретном классе программ можно и нужно переносить на другие задачи.

Быстрее найти новое применение известному инструменту, который «частично подойдёт», чем осваивать новый инструмент, который «создан для этого».

По мере роста команды в ней появится специализация, а на ранних стадиях шире пользуйтесь тем, что знаете.

#eLearning
👍1
Подтверждение неформальных знаний

Одна из граней компетентности во многих сферах — насмотренность. Нам более понятен её доцифровой предок — начитанность.

Книги, статьи, выступления, кейсы, описания проектов, обмен опытом, подкасты с экспертами и другие подобные источники — это «неизмеряемая» часть профессиональной подготовки.

Неформальные знания не имеют системы и не выстроены в последовательность, но могут открыть слушателю новое применение известных навыков или ускорить освоение актуальных практик («снежки» из поста с концепцией).

Пример: в большинстве учебных программ есть списки литературы, видео и подкастов для дальнейшего погружения в материал.

…А что, если эти списки сделать программой?

Выстроить рекомендации в последовательность; написать к ним тесты, кейсы и темы для эссе; добавить очные групповые занятия для обсуждения и расставить для всего этого дедлайны?

А в конце выдавать «сертификаты насмотренности».

Здесь закивают редакторы и продуктологи: похожий сервис есть в лице «Буста» и так работают курсы из подкастов Product Sense.

Да, идея в этом, только в других областях знаний, на большем количестве источников и с использованием смешанных форматов.

Звучит как идея для стартапа, в котором я хочу стать кофаундером 🤔

#eLearning #медиа
👏4👍3
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
Подтверждение неформальных знаний Одна из граней компетентности во многих сферах — насмотренность. Нам более понятен её доцифровой предок — начитанность. Книги, статьи, выступления, кейсы, описания проектов, обмен опытом, подкасты с экспертами и другие…
Лирическое отступление личного характера

«Буст» запущен в мае 2021, а предыдущий пост про неформальные знания — это выдержка из моей концепции внутреннего проекта от декабря 2020, который команда положила под сукно.

Таких концепций «в стол» у меня было много. Некоторые воспроизвели другие люди через год, некоторые — через два. Некоторые пока не воспроизвели.

Жаль, что их не воспроизводили мои трудовые коллективы, но тут есть понятное решение — коллектив должен быть свой.

Либо идеологически, либо капиталистически свой 😎

#eLearning #команда #угадалтренд
👍4
Об электронных курсах замолвите слово

Павел Безяев в канале Digital Learning пишет, что «асинхронный слайдовый интерактивный курс или лонгрид — это ограниченный инструмент», и их авторы «не являются "обученцами" в полном смысле этого слова». А ещё это изрядная часть моей трудовой биографии.

Из приведённого примера про обучение руководителей и отсылки на исследование образовательных предпочтений очевидно, что проблема не в формате.

Проблема в некорректном использовании инструмента и завышенных ожиданиях.

Никто в здравом уме не должен «обучать руководителей» слайдовыми курсами. Равно как никто в здравом уме не должен обучать младший линейный персонал с высокой «текучкой» индивидуальными очными программами.

У асинхронных курсов понятные задачи и аудитория:
— массовая подготовка младших должностей с высоким процентом оттока;
— общая теоретическая подготовка среднего звена перед назначением на руководящую должность или для равномерного развития компетенций;
— точечная теоретическая подготовка высшего звена перед освоением новых областей знаний;
— пре-тренинги, пост-тренинги, follow-up после интенсивов и интервальное повторение;
— расширение кругозора и увеличение насмотренности сотрудников всех уровней за счёт одиночных курсов вне учебных программ.

Так что с асинхронными форматами всё в порядке, просто не надо забивать гвозди микроскопом или смотреть в чашку Петри через тостер.

И да, такие материалы тоже готовят «обученцы». Одни журналисты готовят репортажи, другие — пишут статьи. Почему-то никому не приходит в голову называть кого-то из них «более настоящими».

P.S. Я разбил длинный пост на две части. В следующей поговорим, что именно и как заменяют электронные курсы.

#eLearning
👍14
Что заменяют электронные курсы

На вопрос «чем ты занимаешься» я отвечаю «пишу интерактивные учебники и образовательные статьи». Обычно это понятно собеседнику, который не сталкивался с eLearning.

Учебник — это носитель информации в формате текста с картинками. Учебники бывают разные: справочники с подробной структурой, пособия в поддержку очных занятий, методички со ссылками на дополнительные источники.

Учебник не учит, но по нему можно учиться, если он хорошо структурирован, а у читателя достаточно мотивации. Электронные учебники эффективны там же, где и их бумажные предшественники.

Пример: заказные учебники Бюро Горбунова и крупные Flash-курсы прошлых лет (в канале есть примеры тут и тут).

Статья — это законченный информационный материал на заданную тему. Статьи тоже бывают разные: сложные научные, поверхностные обзорные, пошаговые инструкции, успешные и неудачные кейсы.

Статьи не учат, но ими можно дополнить свои знания и найти новые идеи для применения на практике. Асинхронные лонгриды и серии лонгридов воспроизводят это свойство: это завершённые крупицы знаний, которые позволяют освоить несложную задачу или дополняют известную информацию.

Пример: сборники статей Harvard Business Review.

Где-то на стыке учебников и статей находятся книги — бизнес-литература следует заданной структуре и содержит прикладные инструкции (свойство учебника), но при этом разделы легко читаются и имеют ценность даже в отрыве от всей книги (свойство статьи).

Пример: книжная полка Бюро Горбунова, хотя курсов именно в формате книг немного.

Электронные курсы, если понимать их как «асинхронные самодостаточные материалы для самостоятельного изучения» — это перенос и адаптация учебников, статей и книг в цифровой формат.

В истории книги дополнили устную передачу знаний и продвинули цивилизацию вперёд. В отрасли электронного обучения процесс обратный — от текстов перешли к видео, — и всё же хорошее учебное пособие ещё никому не помешало 🙄

#eLearning
👍102
Ближайшую неделю посты будут покороче — уехал в свадебное путешествие 🤵🏻‍♂️👰🏻‍♀️

В планах:
— инсайты из книг;
— скриншоты из проектов;
— контент из ранних блогов;
— мысли и соображения на вольную тему.

Вместо почившей «Пользы» временно будут рандомные заметки о Калининграде.

Не отключайтесь 😁

#отпускной_контент
🔥94👍2