Примеры в своей среде обитания
В учебных материалах можно использовать реальные примеры из жизни, а можно — синтетические, выдуманные для конкретного случая.
Реальные примеры ближе к практике, но в них бывают и удачные, и неудачные решения, которые нужно дополнительно пояснить зрителю.
Синтетические примеры позволяют подсветить конкретную ошибку, доведя её до уровня гротеска. Это полезно при передаче начальных знаний: один пример — одна ошибка.
Когда все очевидные ошибки изучены, можно дополнить учебный процесс реальными примерами с их «оттенками серого».
Пост по мотивам вебинара по DIY-материалам, который доступен здесь в виде мини-курса для LMS.
#eLearning
В учебных материалах можно использовать реальные примеры из жизни, а можно — синтетические, выдуманные для конкретного случая.
Реальные примеры ближе к практике, но в них бывают и удачные, и неудачные решения, которые нужно дополнительно пояснить зрителю.
Синтетические примеры позволяют подсветить конкретную ошибку, доведя её до уровня гротеска. Это полезно при передаче начальных знаний: один пример — одна ошибка.
Когда все очевидные ошибки изучены, можно дополнить учебный процесс реальными примерами с их «оттенками серого».
Пост по мотивам вебинара по DIY-материалам, который доступен здесь в виде мини-курса для LMS.
#eLearning
👍6
Окей, гугл, это неплохо
В Google Docs есть функция распознавания рисунков в интерфейсе поиска спецсимволов.
Вставка —> Специальные символы, они же могут быть маркерами списка.
Я узнал о ней в сейчас лет.
#медиа
В Google Docs есть функция распознавания рисунков в интерфейсе поиска спецсимволов.
Вставка —> Специальные символы, они же могут быть маркерами списка.
Я узнал о ней в сейчас лет.
#медиа
👍7
Специальное ночное сообщение про Articulate Rise
Коллеги по eLearning, временно не обновляйте курсы в Articulate Rise и не пересылайте их просмотровые версии.
Зайдите в сборочный интерфейс или по просмотровой ссылке без VPN, и вы всё поймёте.
Вангую ещё более ускоренный переход бизнеса на Курсэдитор в самые ближайшие дни.
#eLearning
Коллеги по eLearning, временно не обновляйте курсы в Articulate Rise и не пересылайте их просмотровые версии.
Зайдите в сборочный интерфейс или по просмотровой ссылке без VPN, и вы всё поймёте.
Вангую ещё более ускоренный переход бизнеса на Курсэдитор в самые ближайшие дни.
#eLearning
❤4😱2
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
Специальное ночное сообщение про Articulate Rise Коллеги по eLearning, временно не обновляйте курсы в Articulate Rise и не пересылайте их просмотровые версии. Зайдите в сборочный интерфейс или по просмотровой ссылке без VPN, и вы всё поймёте. Вангую ещё…
PR-кейс на наших глазах, ч.2
В продукт крупной американской ИТ-компании Articulate, разрабатывающей популярное семейство ПО для разработки учебных материалов, вставлена закладка — скрипт с выводом политического сообщения для пользователей из России.
Закладка вставлена на уровне кода, т.е. работает не только онлайн, но и во вновь загруженных на компьютер материалах без доступа в интернет. Для активации идёт проверка по часовому поясу системы: ЕСЛИ %часовой пояс из списка%, ТО %активация скрипта%. В других ситуациях закладка никак себя не проявляет.
При этом несколько месяцев назад компания приняла официальное решение не продолжать работу на российском рынке и запретила продление лицензий для местных пользователей. Все активные лицензии в стране законным образом оплачены в 2021 году — до появления взаимных ограничений.
Далее риторические вопросы:
1️⃣ как вы думаете, оплатят ли российские компании и агентства корпоративные подписки на это ПО на следующий год?
2️⃣ как вы думаете, кто в этой ситуации пострадает больше (= потеряет на управлении возникшими рисками больше денег): российские пользователи или американский поставщик?
3️⃣ как вы думаете, какая из сторон получит от ситуации стратегическую выгоду, а какая — стратегический убыток?
4️⃣ как вы думаете, сколько человек из отделов информационной безопасности и контроля качества были бы уволены в подобной ситуации в компаниях уровня Adobe или Kaspersky?
5️⃣ как вы думаете, выдержат ли сервера и службы поддержки российских аналогов наплыв пользователей?
6️⃣ как вы думаете, получит ли неизвестный программист государственную премию за поддержку импортозамещения?
Непонятно, но очень интересно. Продолжаем следить за развитием событий 🍿
UPD: автор одной из open-source зависимостей воспользовался правом «код поставляется как есть без гарантий» и добавил туда личную позицию. Все сервисы, которые использовали этот код, теперь выдают ту же самую политическую повестку. Детали тут и тут.
UPD2: кажется, попадание кода в Articulate вызвало достаточный уровень дебатов об этике, и автор откатил изменения. Теперь достаточно дождаться обновления платформы, и всё будет, как прежде.(Но осадочек останется).
UPD3: Articulate всё официально починил. Описал хронологию и результаты в посте на VK.
#eLearning #edtech
В продукт крупной американской ИТ-компании Articulate, разрабатывающей популярное семейство ПО для разработки учебных материалов, вставлена закладка — скрипт с выводом политического сообщения для пользователей из России.
Закладка вставлена на уровне кода, т.е. работает не только онлайн, но и во вновь загруженных на компьютер материалах без доступа в интернет. Для активации идёт проверка по часовому поясу системы: ЕСЛИ %часовой пояс из списка%, ТО %активация скрипта%. В других ситуациях закладка никак себя не проявляет.
При этом несколько месяцев назад компания приняла официальное решение не продолжать работу на российском рынке и запретила продление лицензий для местных пользователей. Все активные лицензии в стране законным образом оплачены в 2021 году — до появления взаимных ограничений.
Далее риторические вопросы:
1️⃣ как вы думаете, оплатят ли российские компании и агентства корпоративные подписки на это ПО на следующий год?
2️⃣ как вы думаете, кто в этой ситуации пострадает больше (= потеряет на управлении возникшими рисками больше денег): российские пользователи или американский поставщик?
3️⃣ как вы думаете, какая из сторон получит от ситуации стратегическую выгоду, а какая — стратегический убыток?
4️⃣ как вы думаете, сколько человек из отделов информационной безопасности и контроля качества были бы уволены в подобной ситуации в компаниях уровня Adobe или Kaspersky?
5️⃣ как вы думаете, выдержат ли сервера и службы поддержки российских аналогов наплыв пользователей?
6️⃣ как вы думаете, получит ли неизвестный программист государственную премию за поддержку импортозамещения?
Непонятно, но очень интересно. Продолжаем следить за развитием событий 🍿
UPD: автор одной из open-source зависимостей воспользовался правом «код поставляется как есть без гарантий» и добавил туда личную позицию. Все сервисы, которые использовали этот код, теперь выдают ту же самую политическую повестку. Детали тут и тут.
UPD2: кажется, попадание кода в Articulate вызвало достаточный уровень дебатов об этике, и автор откатил изменения. Теперь достаточно дождаться обновления платформы, и всё будет, как прежде.
#eLearning #edtech
🤔3
Завершая день постов про онлайн-конструкторы учебных лонгридов
Если бы Tilda заморочилась
1) с упрощённой версией своего конструктора,
2) объединением лонгридов в серии,
3) экспортом в стандарты SCORM / xAPI / cmi5,
проблема выбора инструмента для создания материалов не стояла бы.
Но им удобно на своём рынке, и в соседний они не заходят. Хотя вполне могут навести в нём суету и дать вторую работу всем дизайнерам и верстальщикам на Tilda.
Польза: они вполне даже заигрывают с этой идеей в своих курсах.
#edtech
Если бы Tilda заморочилась
1) с упрощённой версией своего конструктора,
2) объединением лонгридов в серии,
3) экспортом в стандарты SCORM / xAPI / cmi5,
проблема выбора инструмента для создания материалов не стояла бы.
Но им удобно на своём рынке, и в соседний они не заходят. Хотя вполне могут навести в нём суету и дать вторую работу всем дизайнерам и верстальщикам на Tilda.
Польза: они вполне даже заигрывают с этой идеей в своих курсах.
#edtech
👍3
Когда в руках молоток — всё похоже на гвоздь
ПО для создания учебного контента вполне подходит для решения задач из других профессиональных сфер.
Например:
🎞 Информация о продукте: ссылку на лонгрид с компиляцией примеров работы AutoTech-устройства я рассылаю в официальных письмах.
💰 Коммерческие предложения: два экспериментальных интерактивных КП на асинхронные курсы привели к заказам.
🛠 Прототипирование: до начала сборки в in-house конструкторе можно показать, на что это будет похоже.
🧑🏻💻 Портфолио и резюме: слышал от коллег идею создания интерактивного резюме с примерами работ (надо попробовать попробовал в конце 2022 года, получил приглашение в два проекта).
Опыт работы в конкретном классе программ можно и нужно переносить на другие задачи.
Быстрее найти новое применение известному инструменту, который «частично подойдёт», чем осваивать новый инструмент, который «создан для этого».
По мере роста команды в ней появится специализация, а на ранних стадиях шире пользуйтесь тем, что знаете.
#eLearning
ПО для создания учебного контента вполне подходит для решения задач из других профессиональных сфер.
Например:
🎞 Информация о продукте: ссылку на лонгрид с компиляцией примеров работы AutoTech-устройства я рассылаю в официальных письмах.
💰 Коммерческие предложения: два экспериментальных интерактивных КП на асинхронные курсы привели к заказам.
🛠 Прототипирование: до начала сборки в in-house конструкторе можно показать, на что это будет похоже.
🧑🏻💻 Портфолио и резюме: слышал от коллег идею создания интерактивного резюме с примерами работ (
Опыт работы в конкретном классе программ можно и нужно переносить на другие задачи.
Быстрее найти новое применение известному инструменту, который «частично подойдёт», чем осваивать новый инструмент, который «создан для этого».
По мере роста команды в ней появится специализация, а на ранних стадиях шире пользуйтесь тем, что знаете.
#eLearning
👍1
Подтверждение неформальных знаний
Одна из граней компетентности во многих сферах — насмотренность. Нам более понятен её доцифровой предок — начитанность.
Книги, статьи, выступления, кейсы, описания проектов, обмен опытом, подкасты с экспертами и другие подобные источники — это «неизмеряемая» часть профессиональной подготовки.
Неформальные знания не имеют системы и не выстроены в последовательность, но могут открыть слушателю новое применение известных навыков или ускорить освоение актуальных практик («снежки» из поста с концепцией).
Пример: в большинстве учебных программ есть списки литературы, видео и подкастов для дальнейшего погружения в материал.
…А что, если эти списки сделать программой?
Выстроить рекомендации в последовательность; написать к ним тесты, кейсы и темы для эссе; добавить очные групповые занятия для обсуждения и расставить для всего этого дедлайны?
А в конце выдавать «сертификаты насмотренности».
Здесь закивают редакторы и продуктологи: похожий сервис есть в лице «Буста» и так работают курсы из подкастов Product Sense.
Да, идея в этом, только в других областях знаний, на большем количестве источников и с использованием смешанных форматов.
Звучит как идея для стартапа, в котором я хочу стать кофаундером 🤔
#eLearning #медиа
Одна из граней компетентности во многих сферах — насмотренность. Нам более понятен её доцифровой предок — начитанность.
Книги, статьи, выступления, кейсы, описания проектов, обмен опытом, подкасты с экспертами и другие подобные источники — это «неизмеряемая» часть профессиональной подготовки.
Неформальные знания не имеют системы и не выстроены в последовательность, но могут открыть слушателю новое применение известных навыков или ускорить освоение актуальных практик («снежки» из поста с концепцией).
Пример: в большинстве учебных программ есть списки литературы, видео и подкастов для дальнейшего погружения в материал.
…А что, если эти списки сделать программой?
Выстроить рекомендации в последовательность; написать к ним тесты, кейсы и темы для эссе; добавить очные групповые занятия для обсуждения и расставить для всего этого дедлайны?
А в конце выдавать «сертификаты насмотренности».
Здесь закивают редакторы и продуктологи: похожий сервис есть в лице «Буста» и так работают курсы из подкастов Product Sense.
Да, идея в этом, только в других областях знаний, на большем количестве источников и с использованием смешанных форматов.
Звучит как идея для стартапа, в котором я хочу стать кофаундером 🤔
#eLearning #медиа
👏4👍3
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
Подтверждение неформальных знаний Одна из граней компетентности во многих сферах — насмотренность. Нам более понятен её доцифровой предок — начитанность. Книги, статьи, выступления, кейсы, описания проектов, обмен опытом, подкасты с экспертами и другие…
Лирическое отступление личного характера
«Буст» запущен в мае 2021, а предыдущий пост про неформальные знания — это выдержка из моей концепции внутреннего проекта от декабря 2020, который команда положила под сукно.
Таких концепций «в стол» у меня было много. Некоторые воспроизвели другие люди через год, некоторые — через два. Некоторые пока не воспроизвели.
Жаль, что их не воспроизводили мои трудовые коллективы, но тут есть понятное решение — коллектив должен быть свой.
Либо идеологически, либо капиталистически свой 😎
#eLearning #команда #угадалтренд
«Буст» запущен в мае 2021, а предыдущий пост про неформальные знания — это выдержка из моей концепции внутреннего проекта от декабря 2020, который команда положила под сукно.
Таких концепций «в стол» у меня было много. Некоторые воспроизвели другие люди через год, некоторые — через два. Некоторые пока не воспроизвели.
Жаль, что их не воспроизводили мои трудовые коллективы, но тут есть понятное решение — коллектив должен быть свой.
Либо идеологически, либо капиталистически свой 😎
#eLearning #команда #угадалтренд
👍4
Об электронных курсах замолвите слово
Павел Безяев в канале Digital Learning пишет, что «асинхронный слайдовый интерактивный курс или лонгрид — это ограниченный инструмент», и их авторы «не являются "обученцами" в полном смысле этого слова». А ещё это изрядная часть моей трудовой биографии.
Из приведённого примера про обучение руководителей и отсылки на исследование образовательных предпочтений очевидно, что проблема не в формате.
Проблема в некорректном использовании инструмента и завышенных ожиданиях.
Никто в здравом уме не должен «обучать руководителей» слайдовыми курсами. Равно как никто в здравом уме не должен обучать младший линейный персонал с высокой «текучкой» индивидуальными очными программами.
У асинхронных курсов понятные задачи и аудитория:
— массовая подготовка младших должностей с высоким процентом оттока;
— общая теоретическая подготовка среднего звена перед назначением на руководящую должность или для равномерного развития компетенций;
— точечная теоретическая подготовка высшего звена перед освоением новых областей знаний;
— пре-тренинги, пост-тренинги, follow-up после интенсивов и интервальное повторение;
— расширение кругозора и увеличение насмотренности сотрудников всех уровней за счёт одиночных курсов вне учебных программ.
Так что с асинхронными форматами всё в порядке, просто не надо забивать гвозди микроскопом или смотреть в чашку Петри через тостер.
И да, такие материалы тоже готовят «обученцы». Одни журналисты готовят репортажи, другие — пишут статьи. Почему-то никому не приходит в голову называть кого-то из них «более настоящими».
P.S. Я разбил длинный пост на две части. В следующей поговорим, что именно и как заменяют электронные курсы.
#eLearning
Павел Безяев в канале Digital Learning пишет, что «асинхронный слайдовый интерактивный курс или лонгрид — это ограниченный инструмент», и их авторы «не являются "обученцами" в полном смысле этого слова». А ещё это изрядная часть моей трудовой биографии.
Из приведённого примера про обучение руководителей и отсылки на исследование образовательных предпочтений очевидно, что проблема не в формате.
Проблема в некорректном использовании инструмента и завышенных ожиданиях.
Никто в здравом уме не должен «обучать руководителей» слайдовыми курсами. Равно как никто в здравом уме не должен обучать младший линейный персонал с высокой «текучкой» индивидуальными очными программами.
У асинхронных курсов понятные задачи и аудитория:
— массовая подготовка младших должностей с высоким процентом оттока;
— общая теоретическая подготовка среднего звена перед назначением на руководящую должность или для равномерного развития компетенций;
— точечная теоретическая подготовка высшего звена перед освоением новых областей знаний;
— пре-тренинги, пост-тренинги, follow-up после интенсивов и интервальное повторение;
— расширение кругозора и увеличение насмотренности сотрудников всех уровней за счёт одиночных курсов вне учебных программ.
Так что с асинхронными форматами всё в порядке, просто не надо забивать гвозди микроскопом или смотреть в чашку Петри через тостер.
И да, такие материалы тоже готовят «обученцы». Одни журналисты готовят репортажи, другие — пишут статьи. Почему-то никому не приходит в голову называть кого-то из них «более настоящими».
P.S. Я разбил длинный пост на две части. В следующей поговорим, что именно и как заменяют электронные курсы.
#eLearning
👍14
Что заменяют электронные курсы
На вопрос «чем ты занимаешься» я отвечаю «пишу интерактивные учебники и образовательные статьи». Обычно это понятно собеседнику, который не сталкивался с eLearning.
Учебник — это носитель информации в формате текста с картинками. Учебники бывают разные: справочники с подробной структурой, пособия в поддержку очных занятий, методички со ссылками на дополнительные источники.
Учебник не учит, но по нему можно учиться, если он хорошо структурирован, а у читателя достаточно мотивации. Электронные учебники эффективны там же, где и их бумажные предшественники.
Пример: заказные учебники Бюро Горбунова и крупные Flash-курсы прошлых лет (в канале есть примеры тут и тут).
Статья — это законченный информационный материал на заданную тему. Статьи тоже бывают разные: сложные научные, поверхностные обзорные, пошаговые инструкции, успешные и неудачные кейсы.
Статьи не учат, но ими можно дополнить свои знания и найти новые идеи для применения на практике. Асинхронные лонгриды и серии лонгридов воспроизводят это свойство: это завершённые крупицы знаний, которые позволяют освоить несложную задачу или дополняют известную информацию.
Пример: сборники статей Harvard Business Review.
Где-то на стыке учебников и статей находятся книги — бизнес-литература следует заданной структуре и содержит прикладные инструкции (свойство учебника), но при этом разделы легко читаются и имеют ценность даже в отрыве от всей книги (свойство статьи).
Пример: книжная полка Бюро Горбунова, хотя курсов именно в формате книг немного.
Электронные курсы, если понимать их как «асинхронные самодостаточные материалы для самостоятельного изучения» — это перенос и адаптация учебников, статей и книг в цифровой формат.
В истории книги дополнили устную передачу знаний и продвинули цивилизацию вперёд. В отрасли электронного обучения процесс обратный — от текстов перешли к видео, — и всё же хорошее учебное пособие ещё никому не помешало 🙄
#eLearning
На вопрос «чем ты занимаешься» я отвечаю «пишу интерактивные учебники и образовательные статьи». Обычно это понятно собеседнику, который не сталкивался с eLearning.
Учебник — это носитель информации в формате текста с картинками. Учебники бывают разные: справочники с подробной структурой, пособия в поддержку очных занятий, методички со ссылками на дополнительные источники.
Учебник не учит, но по нему можно учиться, если он хорошо структурирован, а у читателя достаточно мотивации. Электронные учебники эффективны там же, где и их бумажные предшественники.
Пример: заказные учебники Бюро Горбунова и крупные Flash-курсы прошлых лет (в канале есть примеры тут и тут).
Статья — это законченный информационный материал на заданную тему. Статьи тоже бывают разные: сложные научные, поверхностные обзорные, пошаговые инструкции, успешные и неудачные кейсы.
Статьи не учат, но ими можно дополнить свои знания и найти новые идеи для применения на практике. Асинхронные лонгриды и серии лонгридов воспроизводят это свойство: это завершённые крупицы знаний, которые позволяют освоить несложную задачу или дополняют известную информацию.
Пример: сборники статей Harvard Business Review.
Где-то на стыке учебников и статей находятся книги — бизнес-литература следует заданной структуре и содержит прикладные инструкции (свойство учебника), но при этом разделы легко читаются и имеют ценность даже в отрыве от всей книги (свойство статьи).
Пример: книжная полка Бюро Горбунова, хотя курсов именно в формате книг немного.
Электронные курсы, если понимать их как «асинхронные самодостаточные материалы для самостоятельного изучения» — это перенос и адаптация учебников, статей и книг в цифровой формат.
В истории книги дополнили устную передачу знаний и продвинули цивилизацию вперёд. В отрасли электронного обучения процесс обратный — от текстов перешли к видео, — и всё же хорошее учебное пособие ещё никому не помешало 🙄
#eLearning
👍10❤2
Ближайшую неделю посты будут покороче — уехал в свадебное путешествие 🤵🏻♂️👰🏻♀️
В планах:
— инсайты из книг;
— скриншоты из проектов;
— контент из ранних блогов;
— мысли и соображения на вольную тему.
Вместо почившей «Пользы» временно будут рандомные заметки о Калининграде.
Не отключайтесь 😁
#отпускной_контент
В планах:
— инсайты из книг;
— скриншоты из проектов;
— контент из ранних блогов;
— мысли и соображения на вольную тему.
Вместо почившей «Пользы» временно будут рандомные заметки о Калининграде.
Не отключайтесь 😁
#отпускной_контент
🔥9❤4👍2
Контент из ранних блогов
В 2013 году в период «межработья» делал карточки с общеобразовательным контентом про грамотность.
За основу взял эстетику Warhammer 40.000: попросил переделать символ Инквизиции в запятую, в углу карточек имитировал пафосные императивы в духе сеттинга и обозвал это «Министерство грамматики».
Потом снова вышел на полноценную работу, увлёкся делами и приглушил поток контента.
Все карточки можно найти здесь: vk.com/mlgbt (pun intended), потому что интернет всё помнит.
Рандомная информация про Калининград: мини-дождь может начаться в любое время и закончиться до того, как вы на него отреагируете. Местные, по всей видимости, эту специфику знают, поэтому никуда не спешат при первых каплях.
#отпускной_контент
В 2013 году в период «межработья» делал карточки с общеобразовательным контентом про грамотность.
За основу взял эстетику Warhammer 40.000: попросил переделать символ Инквизиции в запятую, в углу карточек имитировал пафосные императивы в духе сеттинга и обозвал это «Министерство грамматики».
Потом снова вышел на полноценную работу, увлёкся делами и приглушил поток контента.
Все карточки можно найти здесь: vk.com/mlgbt (pun intended), потому что интернет всё помнит.
Рандомная информация про Калининград: мини-дождь может начаться в любое время и закончиться до того, как вы на него отреагируете. Местные, по всей видимости, эту специфику знают, поэтому никуда не спешат при первых каплях.
#отпускной_контент
👍5🔥5
Инсайт из книги
Для будущего проекта читаю книги по системному мышлению. Начал с «Азбуки» Д. Мэдоуз.
Понравилось понятие запасов — накопленного состояния сложной системы.
В заполненном водохранилище много воды, поэтому снижение притоков в конкретный сезон не нарушит общее состояние системы водоснабжения.
Если запасов мало — например, количество Senior Product Managers на рынке труда, — систему запуска продуктов лихорадит: она вынуждена набивать шишки с джунами и дополнять проектные команды трекерами.
Концепция хорошо ложится на eLearning и на много что ещё.
Запасы разработчиков слайдовых Flash-курсов были огромны. Когда в системе разработки произошёл катаклизм — отказ от Flash и переход на HTML5, — системе понадобились другие специалисты.
Часть имевшихся кадров переквалифицировались на HTML-конструкторы слайдов (включая авторов программных продуктов: Articulate и iSpring начинали с Flash), часть — на конструкторы лонгридов, часть освоили ручную вёрстку, H5P, Adapt и другие DIY-инструменты.
Каждая из ветвей породила новые взаимосвязи внутри системы. Но обратите внимание: те, кто привык к слайдовым материалам, перенесли их через катаклизм и возродили в новой форме.
Запасы авторов, заказчиков и потребителей слайдовых курсов в системе разработки оказались настолько велики, что единожды устаревшая система воспроизвела себя — те же взаимосвязи заново возникли на новой технологической базе.
Это свойство систем отвечает на многие вопросы сообщества:
— Почему столько людей всё ещё делают слайды?
— Почему всё ещё есть спрос на разработчиков-универсалов?
— Почему так мало компаний осваивают open-source инструменты?
Потому что в системе много запасов, и она меняется очень медленно.
С этим нет смысла «бороться» — можно толкать эволюцию системы в новом направлении либо приближать следующий катаклизм.
#eLearning
Рандомная информация про Калининград: солнце жаркое, море холодное — все ходят загорелые, но идти в воду особо не тянет.
#отпускной_контент
Для будущего проекта читаю книги по системному мышлению. Начал с «Азбуки» Д. Мэдоуз.
Понравилось понятие запасов — накопленного состояния сложной системы.
В заполненном водохранилище много воды, поэтому снижение притоков в конкретный сезон не нарушит общее состояние системы водоснабжения.
Если запасов мало — например, количество Senior Product Managers на рынке труда, — систему запуска продуктов лихорадит: она вынуждена набивать шишки с джунами и дополнять проектные команды трекерами.
Концепция хорошо ложится на eLearning и на много что ещё.
Запасы разработчиков слайдовых Flash-курсов были огромны. Когда в системе разработки произошёл катаклизм — отказ от Flash и переход на HTML5, — системе понадобились другие специалисты.
Часть имевшихся кадров переквалифицировались на HTML-конструкторы слайдов (включая авторов программных продуктов: Articulate и iSpring начинали с Flash), часть — на конструкторы лонгридов, часть освоили ручную вёрстку, H5P, Adapt и другие DIY-инструменты.
Каждая из ветвей породила новые взаимосвязи внутри системы. Но обратите внимание: те, кто привык к слайдовым материалам, перенесли их через катаклизм и возродили в новой форме.
Запасы авторов, заказчиков и потребителей слайдовых курсов в системе разработки оказались настолько велики, что единожды устаревшая система воспроизвела себя — те же взаимосвязи заново возникли на новой технологической базе.
Это свойство систем отвечает на многие вопросы сообщества:
— Почему столько людей всё ещё делают слайды?
— Почему всё ещё есть спрос на разработчиков-универсалов?
— Почему так мало компаний осваивают open-source инструменты?
Потому что в системе много запасов, и она меняется очень медленно.
С этим нет смысла «бороться» — можно толкать эволюцию системы в новом направлении либо приближать следующий катаклизм.
#eLearning
Рандомная информация про Калининград: солнце жаркое, море холодное — все ходят загорелые, но идти в воду особо не тянет.
#отпускной_контент
👍4🤔4🔥1
Содержательные заголовки
В «Тексте по полочкам» Ильяхов пишет про упрощение восприятия текста через содержательные заголовки и понятное начало каждого абзаца.
В слайдовых материалах и лонгридах это тоже можно применять, т.к. заголовок есть у каждого слайда, а большинство лонгридов изначально нарезаны на подзаголовки.
Два примера:
1️⃣ В слайдовом курсе о природе стресса (2020) попробовали длинные заголовки в формате законченного тезиса. В итоге содержание можно читать как очень сжатый реферат курса.
2️⃣ При переносе инструкций по охране труда в лонгрид (2018) заказчик ограничил редактуру, поэтому попробовали вынести в подзаголовки слоганы по мотивам правила. Даже если из всего материала запомнить только их, польза от прохождения «дежурного» инструктажа всё равно останется.
#eLearning
Рандомная информация про Калининград: в этом городе не пьют сидр и фруктовые ламбики. Их не оказалось даже в заведении, которое буквально называется Brasserie (брассерии зародились как французские пивные рестораны). Что-то продаётся в магазинах, но на уровне заведений официанты направляют в «одно место в питерском стиле» (с).
#отпускной_контент
В «Тексте по полочкам» Ильяхов пишет про упрощение восприятия текста через содержательные заголовки и понятное начало каждого абзаца.
В слайдовых материалах и лонгридах это тоже можно применять, т.к. заголовок есть у каждого слайда, а большинство лонгридов изначально нарезаны на подзаголовки.
Два примера:
1️⃣ В слайдовом курсе о природе стресса (2020) попробовали длинные заголовки в формате законченного тезиса. В итоге содержание можно читать как очень сжатый реферат курса.
2️⃣ При переносе инструкций по охране труда в лонгрид (2018) заказчик ограничил редактуру, поэтому попробовали вынести в подзаголовки слоганы по мотивам правила. Даже если из всего материала запомнить только их, польза от прохождения «дежурного» инструктажа всё равно останется.
#eLearning
Рандомная информация про Калининград: в этом городе не пьют сидр и фруктовые ламбики. Их не оказалось даже в заведении, которое буквально называется Brasserie (брассерии зародились как французские пивные рестораны). Что-то продаётся в магазинах, но на уровне заведений официанты направляют в «одно место в питерском стиле» (с).
#отпускной_контент
👍8❤3