еЛёрнинг, ЭдТех и медиа – Telegram
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
1.85K subscribers
373 photos
14 videos
3 files
330 links
Образовательная редактура, онлайн-обучение и медиа-контент

Автор: Филипп Чурилов @philanek
Сайт: https://philchurilov.ru
Медиа: https://longread.media
Бот канала: @content_notes_bot
Download Telegram
Подтверждение неформальных знаний

Одна из граней компетентности во многих сферах — насмотренность. Нам более понятен её доцифровой предок — начитанность.

Книги, статьи, выступления, кейсы, описания проектов, обмен опытом, подкасты с экспертами и другие подобные источники — это «неизмеряемая» часть профессиональной подготовки.

Неформальные знания не имеют системы и не выстроены в последовательность, но могут открыть слушателю новое применение известных навыков или ускорить освоение актуальных практик («снежки» из поста с концепцией).

Пример: в большинстве учебных программ есть списки литературы, видео и подкастов для дальнейшего погружения в материал.

…А что, если эти списки сделать программой?

Выстроить рекомендации в последовательность; написать к ним тесты, кейсы и темы для эссе; добавить очные групповые занятия для обсуждения и расставить для всего этого дедлайны?

А в конце выдавать «сертификаты насмотренности».

Здесь закивают редакторы и продуктологи: похожий сервис есть в лице «Буста» и так работают курсы из подкастов Product Sense.

Да, идея в этом, только в других областях знаний, на большем количестве источников и с использованием смешанных форматов.

Звучит как идея для стартапа, в котором я хочу стать кофаундером 🤔

#eLearning #медиа
👏4👍3
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
Подтверждение неформальных знаний Одна из граней компетентности во многих сферах — насмотренность. Нам более понятен её доцифровой предок — начитанность. Книги, статьи, выступления, кейсы, описания проектов, обмен опытом, подкасты с экспертами и другие…
Лирическое отступление личного характера

«Буст» запущен в мае 2021, а предыдущий пост про неформальные знания — это выдержка из моей концепции внутреннего проекта от декабря 2020, который команда положила под сукно.

Таких концепций «в стол» у меня было много. Некоторые воспроизвели другие люди через год, некоторые — через два. Некоторые пока не воспроизвели.

Жаль, что их не воспроизводили мои трудовые коллективы, но тут есть понятное решение — коллектив должен быть свой.

Либо идеологически, либо капиталистически свой 😎

#eLearning #команда #угадалтренд
👍4
Об электронных курсах замолвите слово

Павел Безяев в канале Digital Learning пишет, что «асинхронный слайдовый интерактивный курс или лонгрид — это ограниченный инструмент», и их авторы «не являются "обученцами" в полном смысле этого слова». А ещё это изрядная часть моей трудовой биографии.

Из приведённого примера про обучение руководителей и отсылки на исследование образовательных предпочтений очевидно, что проблема не в формате.

Проблема в некорректном использовании инструмента и завышенных ожиданиях.

Никто в здравом уме не должен «обучать руководителей» слайдовыми курсами. Равно как никто в здравом уме не должен обучать младший линейный персонал с высокой «текучкой» индивидуальными очными программами.

У асинхронных курсов понятные задачи и аудитория:
— массовая подготовка младших должностей с высоким процентом оттока;
— общая теоретическая подготовка среднего звена перед назначением на руководящую должность или для равномерного развития компетенций;
— точечная теоретическая подготовка высшего звена перед освоением новых областей знаний;
— пре-тренинги, пост-тренинги, follow-up после интенсивов и интервальное повторение;
— расширение кругозора и увеличение насмотренности сотрудников всех уровней за счёт одиночных курсов вне учебных программ.

Так что с асинхронными форматами всё в порядке, просто не надо забивать гвозди микроскопом или смотреть в чашку Петри через тостер.

И да, такие материалы тоже готовят «обученцы». Одни журналисты готовят репортажи, другие — пишут статьи. Почему-то никому не приходит в голову называть кого-то из них «более настоящими».

P.S. Я разбил длинный пост на две части. В следующей поговорим, что именно и как заменяют электронные курсы.

#eLearning
👍14
Что заменяют электронные курсы

На вопрос «чем ты занимаешься» я отвечаю «пишу интерактивные учебники и образовательные статьи». Обычно это понятно собеседнику, который не сталкивался с eLearning.

Учебник — это носитель информации в формате текста с картинками. Учебники бывают разные: справочники с подробной структурой, пособия в поддержку очных занятий, методички со ссылками на дополнительные источники.

Учебник не учит, но по нему можно учиться, если он хорошо структурирован, а у читателя достаточно мотивации. Электронные учебники эффективны там же, где и их бумажные предшественники.

Пример: заказные учебники Бюро Горбунова и крупные Flash-курсы прошлых лет (в канале есть примеры тут и тут).

Статья — это законченный информационный материал на заданную тему. Статьи тоже бывают разные: сложные научные, поверхностные обзорные, пошаговые инструкции, успешные и неудачные кейсы.

Статьи не учат, но ими можно дополнить свои знания и найти новые идеи для применения на практике. Асинхронные лонгриды и серии лонгридов воспроизводят это свойство: это завершённые крупицы знаний, которые позволяют освоить несложную задачу или дополняют известную информацию.

Пример: сборники статей Harvard Business Review.

Где-то на стыке учебников и статей находятся книги — бизнес-литература следует заданной структуре и содержит прикладные инструкции (свойство учебника), но при этом разделы легко читаются и имеют ценность даже в отрыве от всей книги (свойство статьи).

Пример: книжная полка Бюро Горбунова, хотя курсов именно в формате книг немного.

Электронные курсы, если понимать их как «асинхронные самодостаточные материалы для самостоятельного изучения» — это перенос и адаптация учебников, статей и книг в цифровой формат.

В истории книги дополнили устную передачу знаний и продвинули цивилизацию вперёд. В отрасли электронного обучения процесс обратный — от текстов перешли к видео, — и всё же хорошее учебное пособие ещё никому не помешало 🙄

#eLearning
👍102
Ближайшую неделю посты будут покороче — уехал в свадебное путешествие 🤵🏻‍♂️👰🏻‍♀️

В планах:
— инсайты из книг;
— скриншоты из проектов;
— контент из ранних блогов;
— мысли и соображения на вольную тему.

Вместо почившей «Пользы» временно будут рандомные заметки о Калининграде.

Не отключайтесь 😁

#отпускной_контент
🔥94👍2
Контент из ранних блогов

В 2013 году в период «межработья» делал карточки с общеобразовательным контентом про грамотность.

За основу взял эстетику Warhammer 40.000: попросил переделать символ Инквизиции в запятую, в углу карточек имитировал пафосные императивы в духе сеттинга и обозвал это «Министерство грамматики».

Потом снова вышел на полноценную работу, увлёкся делами и приглушил поток контента.

Все карточки можно найти здесь: vk.com/mlgbt (pun intended), потому что интернет всё помнит.

Рандомная информация про Калининград: мини-дождь может начаться в любое время и закончиться до того, как вы на него отреагируете. Местные, по всей видимости, эту специфику знают, поэтому никуда не спешат при первых каплях.

#отпускной_контент
👍5🔥5
Инсайт из книги

Для будущего проекта читаю книги по системному мышлению. Начал с «Азбуки» Д. Мэдоуз.

Понравилось понятие запасов — накопленного состояния сложной системы.

В заполненном водохранилище много воды, поэтому снижение притоков в конкретный сезон не нарушит общее состояние системы водоснабжения.

Если запасов мало — например, количество Senior Product Managers на рынке труда, — систему запуска продуктов лихорадит: она вынуждена набивать шишки с джунами и дополнять проектные команды трекерами.

Концепция хорошо ложится на eLearning и на много что ещё.

Запасы разработчиков слайдовых Flash-курсов были огромны. Когда в системе разработки произошёл катаклизм — отказ от Flash и переход на HTML5, — системе понадобились другие специалисты.

Часть имевшихся кадров переквалифицировались на HTML-конструкторы слайдов (включая авторов программных продуктов: Articulate и iSpring начинали с Flash), часть — на конструкторы лонгридов, часть освоили ручную вёрстку, H5P, Adapt и другие DIY-инструменты.

Каждая из ветвей породила новые взаимосвязи внутри системы. Но обратите внимание: те, кто привык к слайдовым материалам, перенесли их через катаклизм и возродили в новой форме.

Запасы авторов, заказчиков и потребителей слайдовых курсов в системе разработки оказались настолько велики, что единожды устаревшая система воспроизвела себя — те же взаимосвязи заново возникли на новой технологической базе.

Это свойство систем отвечает на многие вопросы сообщества:
— Почему столько людей всё ещё делают слайды?
— Почему всё ещё есть спрос на разработчиков-универсалов?
— Почему так мало компаний осваивают open-source инструменты?

Потому что в системе много запасов, и она меняется очень медленно.

С этим нет смысла «бороться» — можно толкать эволюцию системы в новом направлении либо приближать следующий катаклизм.

#eLearning

Рандомная информация про Калининград: солнце жаркое, море холодное — все ходят загорелые, но идти в воду особо не тянет.

#отпускной_контент
👍4🤔4🔥1
Содержательные заголовки

В «Тексте по полочкам» Ильяхов пишет про упрощение восприятия текста через содержательные заголовки и понятное начало каждого абзаца.

В слайдовых материалах и лонгридах это тоже можно применять, т.к. заголовок есть у каждого слайда, а большинство лонгридов изначально нарезаны на подзаголовки.

Два примера:

1️⃣ В слайдовом курсе о природе стресса (2020) попробовали длинные заголовки в формате законченного тезиса. В итоге содержание можно читать как очень сжатый реферат курса.

2️⃣ При переносе инструкций по охране труда в лонгрид (2018) заказчик ограничил редактуру, поэтому попробовали вынести в подзаголовки слоганы по мотивам правила. Даже если из всего материала запомнить только их, польза от прохождения «дежурного» инструктажа всё равно останется.

#eLearning

Рандомная информация про Калининград: в этом городе не пьют сидр и фруктовые ламбики. Их не оказалось даже в заведении, которое буквально называется Brasserie (брассерии зародились как французские пивные рестораны). Что-то продаётся в магазинах, но на уровне заведений официанты направляют в «одно место в питерском стиле» (с).

#отпускной_контент
👍83
Доказательство эмпирических знаний

В каналах сообщества цитируют результаты исследования Альфа-банка о когнитивной нагрузке при чтении сплошного vs. структурированного текста.

Никаких сюрпризов: читать «простыню» сложнее, чем упорядоченное повествование, и это вызывает больше негативных эмоций.

Как пробное исследование большой темы — хороший результат. А если придираться, то это пока на уровне «лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным».

Эмпирический опыт хоть и не относится к научным методам познания, но всё же основан на наблюдениях и рудиментарной проверке гипотез методом проб и ошибок.

То, что сплошной текст читать сложнее упорядоченного, было понятно много лет назад.

Непонятно, т.е. «пока не измерено» другое:
— что проще воспринимать: слайды или лонгриды?
— что больше снижает когнитивную нагрузку: списки и таблицы, графики и диаграммы, иллюстрации и фотографии?
— влияет ли на когнитивную нагрузку вложенность контента: вкладки, всплывающие окна, слайдеры?
— значимы ли перечисленные факторы настолько, чтобы существенно превосходить базовый формат «текст + картинка»?

Идея для стартапа: подобные исследования как услуга не на уровне ручных измерений или сбора статистики в TinCan, а максимально превращённые в масштабируемый конвейер.

Причём не только в обучении, но и в контент-маркетинге.

#eLearning #медиа
🤔5👍3🔥1
Поток с камеры внутри слайда PPt

В недавнем обновлении PowerPoint добавили функцию Вставка —> Cameo: можно вставить поток с камеры как объект на слайде.

Выбираете форму, эффекты, границы и другие параметры вставки. Работает в режиме слайд-шоу.

При этом это не сплошной видеопоток — можно указать конкретные слайды, на которых он включается, и конкретное положение на экране.

Как можно использовать?
— выводить картинку с камеры на слайд при полноэкранной демонстрации;
— буквально «на пальцах объяснить» сложный контент;
— отвечать на вопросы со слайда (а не из угла экрана в зуме);
— шутить шутки (подставлять себя в мемы, фотографии);
— видеть себя во время выступления (следить за фоном, положением в кадре);
— записать асинхронную презентацию.

Сходу вижу пользу для Телемоста: там при демонстрации экрана не сохраняется поток с веб-камеры, поэтому аудитория беседует со слайдами, а не с докладчиком. UPD из 2024: Яндекс переписал платформу, теперь камера сосуществует с демонстрацией экрана.

Полезно для записи лекций и уроков — это дальнейшее упрощение PowerPoint для применения в eLearning, каким когда-то был Office Mix.

#eLearning
👍7
От лекции к статье и базе знаний

Вторым постом в канале был тезис о вебинарах как стабильных источниках контента.

Тезис можно развить:

— Вебинаров много, поэтому статей по ним тоже накапливается немало.

— Статьи посвящены конечному кругу тем, по которым их можно сгруппировать.

— Жизненный цикл контента недолог: через несколько дней посты в социальных сетях и публикации в ленте уходят вниз.

Чтобы не растерять пользу, можно сделать базу знаний: удобный каталог видеозаписей и публикаций с навигацией по темам.

Этим и займусь в сентябре для Спринта. Покажу, чем закончится. Дополнение из 2023 года: закончилось всё разделом на сайте, который после моего ухода слегка упростился в замысле.

Польза: триггер поста — публикация о ролях в стартапе по мотивам всё того же вебинара.

#медиа
🔥71
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
О слове «нет»

Бывает, что слово «нет» блокирует новые возможности.

А бывает, что слово «нет» защищает существующие возможности от расфокуса и перегрузки.

И это два разных «нет».

#eLearning #медиа #философия
👍73
Мини-дайджест для тестирования комментариев

По случаю проверки включения комментариев публикую мини-дайджест ранних постов в канале:

1️⃣ Обучение в процессе наставничества, или чем отличается внесение правок от рефлексии над ними;

2️⃣ О мотиваторах к обучению на примере мема из GTA про «охладите тр*хание, углепластик»;

3️⃣ «Концепция снежка» в обучении, которой я описываю накопление насмотренности;

4️⃣ Средство от писательского блока, которое стабильно помогает мне с тягучими задачами.

В этом посте должны появиться комментарии. Если появились — прокомментируйте что-нибудь из списка :)

#медиа #дайджест
1
POV «Приехала съёмочная группа телеканала»

Благодаря экосистеме инноваций Москвы (ДПИР, АИМ и МИК) в нашей мастерской побывали уже две съёмочных группы. В сентябре ждём третью.

Ожидание: ты с серьёзным видом рассказываешь про технологию, выгоды, инновационность, историю проекта. Вы снимаете несколько дублей: оборудование, проходки, людей за работой. Реплик хватит минут на пять монолога с паузами на подводки и комментарии.

Реальность: сегмент про компанию упакован в минуту. Ты говоришь одну реплику.

Почему так? За короткий срок телерепортёр должен подготовить увлекательную историю, и ему надо избыточный материал сжать в короткий, динамичный формат.

С комментариями для новостей и заметок ситуация противоположная: чем подробнее ответить на вопрос, тем больше материала может войти в текст.

Почему так? За короткий срок редактор должен подготовить содержательную историю, и ему надо недостаточный материал раздуть в крупный, наполненный формат.

Слово за слово, и «новостная заметка» может вырасти в «лонгрид с личным опытом» (пруф на Мосленте).

Мораль: не все йогурты запросы журналистов одинаково полезны. Телевидение — это круто и прикольно, но минимум контента и короткий жизненный цикл. Онлайн-СМИ — это не так прикольно, но на деле не менее круто и долгосрочно полезно для узнаваемости проекта.

#медиа #инновации
👍5🔥32
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
POV «Приехала съёмочная группа телеканала» Благодаря экосистеме инноваций Москвы (ДПИР, АИМ и МИК) в нашей мастерской побывали уже две съёмочных группы. В сентябре ждём третью. Ожидание: ты с серьёзным видом рассказываешь про технологию, выгоды, инновационность…
В продолжение мысли

А бывает и так:

Звонок с незнакомого номера:
— Вы сможете выйти в эфир в 16:30 сегодня?
— Да, конечно.
— Я пришлю ссылку, протестируем в 16:15 и выведем вас в эфир.

До меня — про Трампа, после меня — экс-советник по развитию Интернета.

И я про инновации: коротко, без плана и неожиданно для ведущего, которому экстренно перекроили последовательность прямых включений.

Пока наблюдения такие:
— «медийность» — это навык;
— складная речь и быстрые ответы приходят с практикой;
— чаще эфиры — чище речь.

Если вам это надо, начинайте практиковаться раньше: давайте вебинары, набивайтесь в подкасты, записывайте «кружки» в Телеграм на выставках.

P.S. А если запись появляется в канале — это офигенный бонус к появлению в эфире.

#медиа
🔥15👏1
%Что_угодно% живёт 3 года

Есть расхожее мнение, что первые три года после запуска стартапа — это «долина смерти», период полной неопределённости. В это время банкротство и закрытие проекта вообще никого не удивят.

Стартапы, разменявшие 3 года работы, обычно уже исправили шероховатости бизнес-модели, научились зарабатывать и обрели какую-то устойчивость.

Это подтверждают оба AutoTech-стартапа, с которыми я работаю (одному четыре, второму два), и SaaS-проект моего бывшего работодателя (два года с момента публичного запуска).

Но мне эта концепция кажется подходящей и для идей.

Даже самая новаторская и прорывная идея в течение трёх лет точно придёт в голову ещё сотне-другой человек, среди которых найдутся люди, которые смогут её воплотить.

Поэтому наличие похожих, близких и пересекающихся проектов — это ещё не катастрофа. Скорее наоборот: если идею вообще никто не пытается воплотить — может, она просто плохая?

А вот скорость воплощения — совсем другой вопрос. При прочих равных впереди будет тот, кто уже продаёт продукт, чем тот, кто написал более подробное ТЗ.

#edtech #инноватика
👍2🤔1