Горизонты: будущее креативных индустрий – Telegram
Горизонты: будущее креативных индустрий
640 subscribers
735 photos
57 files
247 links
Канал о настоящем и будущем креативных индустрий от команды фонда «Креативные практики». Следим за новостями, мониторим тренды и стараемся расширить горизонты креативной экономики.

Связаться с нами: carina@cpractices.ru
Download Telegram
Возобновляем рубрику, в которой мы просим наших коллег и друзей — практиков креативных индустрий и исследователей креативной экономики — поделиться своей подборкой литературы, которая поможет глубже погрузиться в область их экспертизы.

На этой неделе мы попросили Анатолия Ясинского, преподавателя и эксперта Высшей школы бизнеса МГУ и Бизнес-школы РАНХиГС, члена Союза Художников России, поделиться подборкой литературы на тему креативного мышления и креативности в целом. В итоге получился глубокий экскурс в саму суть креативности с точки зрения философии, психологии и биологии.

Первая часть — это классика, и очень актуальная классика.

Эти книги интересны в наше время тем, что решают задачи, схожие с теми, что стоят и сейчас: актуализация креативности в стране в период сдвига парадигмы, когда необходимо выходить за рамки обыденного мышления и создавать новую картину мира.

Петр Энгельмейер, «Теория творчества»
В основе книги — осмысление «творческих механизмов». Автор рассматривает природу творческого процесса в разных сферах человеческой деятельности: технике, искусстве, науке, религии и обыденной жизни. Энгельмейер предлагает новую философскую дисциплину — «эврологию», которая изучает творчество, а также расширяет понимание творческой сферы: наряду со специализированными областями — искусством, техникой, наукой, религией, творческой выступает вся практическая деятельность человека в его обыденной жизни.

Энгельмейер вводит понятие «трёхакта» — трёх стадий, которые повторяются во всех изобретениях: желания, знания и умения. В первом акте изобретение предполагается, во втором — доказывается, в третьем — осуществляется.


Николай Бердяев, «Смыслы творчества»
Бердяев — это главный представитель русского экзистенциализма. В книге идеи о творчестве связаны с онтологией, антропологией и эстетикой. Творчество — дело богоподобной свободы человека. Это не перераспределение элементов данного мира, а творение нового, эманация свободы, ничем извне не детерминируемой. Творческий акт — не просто дар или способность, а сущностная характеристика человека. Если человек не творит, он утрачивает свою подлинную природу.


Ханна Арендт, «Люди в темные времена»
Сборник эссе разных годов (1906–1975) о её современниках, которые жили в переменчивом XX веке. Книга посвящена людям, сохранившим общечеловеческие идеалы и ценности в самые тёмные времена. Автор исследует, как мыслители XX века сохраняли человечность в эпоху тоталитаризма.


Вторая часть посовременнее:

Элхонон Голдбер, «Креативный мозг. Как рождаются идеи, меняющие мир»
Автор — нейропсихолог, нейробиолог и когнитивный нейроучёный. Рассматривает вопросы природы творчества, работы разума и эволюционных корнях креативности с научной, исторической и культурологической точек зрения. Мне видится важным, что автор понимает креативность как работу с новизной, с тем, чего еще не было.


Вадим Ротенберг, «Образ Я и поведение»
Ротенберг — советско-израильский психолог и психофизиолог. Основная тема этой книги — концепция поисковой активности, которая характерна не только для человека, но и для животных в критических ситуациях, когда необходимо находить решение в условиях неопределенности. Рассматриваются механизмы творчества и психологические проблемы, возникающие на разных этапах творческого процесса.


Вадим Ротенберг, «Ход мысли. Про то, как рождаются идеи»
Книга также посвящена концепции поисковой активности и психофизиологии многозначного мышления. Автор демонстрирует процесс создания новых теорий, прослеживая собственные творческие озарения в процессе изучения многочисленных экспериментальных и клинических данных.


🖤@creativeresearch
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
5🔥3😎1
Минэкономразвития продолжает искать способы для корректной оценки вклада креативного сектора в ВВП. Министерство подготовило проект корректировки перечня видов творческой деятельности в ОКВЭД: количество кодов увеличивается с 51 до 68 — некоторые направления укрупнены или детализированы.

Наибольшие изменения коснулись:
— моды (включены коды по производству одежды и обуви);
— народных художественных промыслов и ремёсел (добавлены дизайн‑интенсивные производства, в итоге вместо одного кода это направление получило десять);
— исполнительских искусств.

Ожидается, что изменения приведут к:
🖤росту числа учитываемых организаций на 25 % (+36,5 тыс. организаций);
🖤увеличению общей выручки креативной экономики на 18,5 % (+2 трлн руб.).

Дискуссионным вопросом остается  включение специализированной торговли (может добавить около 2,8 трлн руб. к выручке сектора).

Проект обновленного перечня размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

🖤@creativeresearch
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥74🕊2👏1
Согласно исследованию платформы Getblogger, в 2025 году россияне проводят в социальных медиа около половины общего времени интернет-потребления и в среднем 2,5 часа в день. Пользователи все чаще пролистывают публикации, не успевая их прочитать, а каждый второй интернет-пользователь старается избегать рекламных сообщений.

Тренды потребления контента привели к тому, что пост инфлюенсера живет всего несколько часов. Оптимальная частота публикаций сегодня — от 3 до 5 постов в неделю (тогда как в 2022-м было достаточно 1-2 постов в неделю), а сторис и короткие видео — ежедневно. Алгоритмы отдают предпочтение тем, кто регулярно появляется, а аудитория предпочитает быстрые форматы, которые легко воспринимаются.

54% пользователей предпочитают короткие и емкие рекламные сообщения. Длинные тексты теряются в потоке и реже дочитываются — они нравятся только 14% опрошенных.

Почти каждого второго респондента привлекают «креативы» — изображения (46% опрошенных) и видео (40%).

По тематикам у блогеров россияне отдают предпочтение юмору (46%), путешествиям (36%), кулинарии (34%), творчеству и искусству (30%), лайфхакам и советам (29%), образованию и саморазвитию (25%), технологиям (24%) и спорту и здоровому образу жизни (23%).

🖤@creativeresearch
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
3🤯1
Эксперты «Контура» и методисты Setters Education подготовили тренд-радар с ключевыми изменениями в B2B-сегменте. Тренды разделены по сферам проявления: «Экономика и внешняя среда», «Организация и управление», «Общество» и «Технологии».

Кратко рассказываем об основных выводах, а полный отчет можно найти тут.

🖤ИИ-агенты становятся новым интерфейсом между задачами и результатом
Задача компаний — верно определить место в бизнес-процессах, которое займут ИИ-агенты.

🖤Ключевым компонентом ESG в России становится социальная ответственность
Компании балансируют между целями бизнеса, запросом государства и потребностями общества.

🖤Постоянство перемен: бизнес учится гибкости и адаптивности
Внешняя среда (рынки, технологии, регуляции) меняется непрерывно, и успешный бизнес перестраивается из статичной структуры в адаптивный организм.

🖤Государство строит цифровое будущее и тянет бизнес за собой
Бизнесу нужно определить, как встроиться в это будущее с максимальной выгодой для себя.

🖤Предпринимательство становится привлекательнее и доступнее — меньше рисков, проще открывать и запускаться
Потенциальных клиентов становится больше — особенно у тех компаний, которые работают с малым и средним бизнесом.

🖤Киберустойчивость становится ключевой заботой для любого бизнеса
Вопросы кибербезопасности вышли на уровень стратегических решений.

🖤Происходит онлайнизация всего цикла сделки в B2B — от поиска контрагента до оплаты
Весь процесс теперь имеет полностью управляемую онлайн-копию.

🖤Человекоцентричность становится основой новых стратегий и бизнес-моделей
Бизнес старается сохранить человеческое лицо в коммуникациях, продуктах и сервисах.

🖤B2B-бизнес догоняет B2C: цифровой комфорт становится решающим фактором выбора
Клиенты, привыкшие к удобству B2C-экосистем, ожидают от рабочих инструментов такого же бесшовного и персонализированного опыта.

🖤Ко-маркетинг и продуктовые партнерства становятся ключевым инструментом роста
Компании ставят партнерства на поток и превращают их в системный способ развития.

🖤Найм заболел: становится сложнее и найти работу, и найти работника
Интересы компаний и соискателей все больше расходятся — из-за этого организации теряют в скорости и качестве решений.

🖤Кризис доверия в цифровой среде требует от бизнеса прозрачности
Тот, в свою очередь, делает упор на аутентичность и проверяемость своих коммуникаций.

🖤B2B-бизнес учится говорить на разных языках: развитие клиентского разнообразия
Универсальные коммерческие предложения, нацеленные на абстрактного «директора», больше не работают.

🖤Информационная усталость ЛПР обесценивает стандартные B2B-коммуникации
Клиенты начинают минимизировать взаимодействие, а прежние способы продвижения больше не работают

🖤@creativeresearch
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
4🔥2
Google опубликовал ежегодный отчет Year in Search. В нём указаны не только самые популярные запросы, но и темы с наибольшим ростом интереса за последний год. Архивы прошлых отчётов также доступны по ссылке.

Кино
В мировом топе актёров — Майки Мэдисон (её популярность выросла после первой победы на «Оскаре»). Также часто искали Льюиса Пуллмана и Изабеллу Мерсед; в США лидирует Педро Паскаль. Наблюдаются две тенденции: доминирование крупных сиквелов и франшиз и единичные прорывные успехи инди-фильмов.

Музыка
В 2025 году растёт популярность неанглоязычной музыки со всего мира. Примеры: пуэрто-риканская песня Bad Bunny «DtMF» (локальный жанр plena), индонезийский трек Silet «Open Up» и китайский хит LBI.

Книги
TikTok по‑прежнему сильно влияет на продажи книг: появляется большой спрос на новые релизы (например, Onyx Storm) и сохраняется интерес к ранее изданным книгам (например, Regretting You Колин Гувер, The Housemaid). Серии «The Summer I Turned Pretty» и «Ведьмак» благодаря продолжениям и популярным адаптациям на стримингах остаются популярными у читателей.

Подкасты
8 из 10 самых популярных подкастов выпускаются в видеоформате, и их доля продолжает расти. Подкаст New Heights with Jason and Travis Kelce был назван лучшим спортивным подкастом на Spotify. Но пик популярности вызвал августовский эпизод, в котором Тейлор Свифт (невеста одного из ведущих) обсуждала свой новый альбом The Life of a Showgirl, и принес подкасту место в рейтинге топ-50 по версии Apple.

Гастрономия
В 2025 году наблюдается сильный сдвиг в сторону «функциональной еды» – продуктов, которые не только утоляют голод, но и приносят пользу здоровью (например, с высоким содержанием белка, клетчатки или омега-3).

Видеоигры
Первым в рейтинге оказался шутер Arc Raiders (релиз — октябрь 2025 года). В списке упоминается и ещё не вышедшая Grand Theft Auto 6, которая часто появляется в новостях из-за постоянных переносов даты релиза.

Книжные магазины
Google составил впервые составил рейтинг самых популярных книжных магазинов. В первой тройке — Livraria Lello в Порту, Animate Ikebukuro Main Store в Токио и El Ateneo Grand Splendid в Буэнос-Айресе.

🖤@creativeresearch
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2🔥2
Московский инновационный кластер совместно с «Рексофт Консалтинг» опубликовал исследование рынка медиатехнологий.

Пересказываем ключевые тезисы:

🖤Основу индустрии медиатехнологий составляют четыре направления: оборудование для производства аудио- и видеоконтента, программное обеспечение для обработки контента, системы управления медиаконтентом и инфраструктура распространения контента.

🖤Общий объем российского рынка потребления медиатехнологий в 2024 году составил 377 млрд рублей, и к 2030 году он может вырасти в 3 раза до 1,03 трлн рублей.

🖤В 2024-м лидирующую позицию по объему рынка потребления медиатехнологий заняла отрасль рекламы и СМИ с показателем в 301 млрд рублей. Далее следуют отрасль кино и сериалов, на которую пришлось 43 млрд рублей, а также сфера анимации — 31 млрд рублей.

🖤Центром потребления медиатехнологий в стране является Москва (90% рынка, или 340 млрд рублей).

🖤Стриминговые сервисы, такие как VK Music и Яндекс.Музыка, а также видеоплатформы VK Видео, RuTube и Кинопоиск, фактически задают отраслевые стандарты качества и форматов, внедряя алгоритмические ленты, короткие видео и in-stream рекламу в ответ на запрос аудитории на иммерсивный и персонализированный контент.

🖤Импортозамещение в анимации остаётся затруднённым из-за высокой стоимости разработки высокотехнологичных решений и выраженной кадровой инерции.

🖤Индустрия рекламы демонстрирует наибольшую технологическую устойчивость среди всех креативных сегментов. Импортные продукты используются в креативном производстве, однако значительная часть операционных и управленческих процессов уже обеспечивается локальными решениями.

🖤@creativeresearch
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥31
Pinterest представил тренды 2026 года. В ежегодном отчете Pinterest Predicts эксперты платформы выделили 21 ключевую тенденцию, которая будет формировать стиль жизни, потребительские привычки и интересы аудитории в ближайшие месяцы.

Аналитики компании прогнозируют, что в тренде будут комфорт, ностальгия и оптимизм — как ответ на бесконечный поток информации, от которого все устали. Классические фильмы, ретро-игрушки, поиск друзей по переписке и поэзия: запросы по этим темам уже показали значительный рост, а в следующем году увеличатся еще больше. А популярность циркового декора с завирусившейся масленкой пришла в Россию раньше времени.

В карточках собрали 5 трендов, которых ждем больше всего, а остальные можно найти в документе ниже.

🖤@creativeresearch
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2👎2
В 2026 году в Ирландии планируют ввести постоянный базовый доход для представителей творческих профессий. В программе смогут участвовать художники и творческие работники из различных областей, включая визуальное искусство, театр, литературу, музыку, танец, оперу, кино, цирк и архитектуру. Главная цель программы — позволить творческим людям сосредоточиться на создании культуры, не выбирая «между вдохновением и выживанием».

Прием заявок на получение выплат начнется в сентябре 2026 года, их смогут получить две тысячи художников, музыкантов и других творческих работников. Сумма выплат останется прежней — €325 в неделю.

В итоге программа Basic Income the Arts должна стать постоянным способом финансирования сферы искусства в Ирландии.

Размер выплаты остаётся прежним — €325 в неделю, получение не зависит от уровня дохода. В сентябре 2026 года откроется новый набор — 2 000 творческих работников смогут получать регулярные выплаты.

Основанием для перехода к постоянной схеме стал успешный трёхлетний пилот (2022–2025). Его ключевые результаты:
🖤участники зарабатывали в среднем на €500 больше в месяц именно за счёт творчества;
🖤больше творцов смогли полностью обеспечивать себя работой в искусстве;
🖤выросла уверенность в переговорах о гонорарах, при этом средние цены почти не изменились;
🖤улучшилось психологическое состояние участников;
🖤увеличилось время, которое художники могут посвящать созданию творческих работ.

Общие расходы на пилотный проект (включая денежные переводы получателям, административные и разовые расходы) составили приблизительно €114 млн. Однако чистые бюджетные затраты были меньше, поскольку программа принесла прибыль в виде налоговых поступлений и экономии на социальных выплатах. В совокупности только налоговые поступления компенсировали 37% общих затрат на программу.

Рост производительности в результате изменения доходов от работы в сфере искусства и за ее пределами составил ~€3,5 млн, в то время как культурная ценность, связанная с повышением вовлеченности общества в искусство, составила почти €17 млн. Улучшения психологического благополучия исследователи оценили в ~€80 млн в общей сложности. В итоге на каждое €1 государственных средств, вложенных в пилотный проект, общество получило €1,39.

🖤@creativeresearch
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥32
20250929_BIA_CBA_Final_Report.pdf
1008.6 KB
Документ с полным отчетом-исследованием результатов пилотной программы безусловного базового дохода для художников.

🖤@creativeresearch
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥32