CustDevochka – Telegram
CustDevochka
295 subscribers
223 photos
4 videos
4 files
101 links
Канал про продуктовый подход от ex-product Sber, методологии и исследования, которые будут интересны не только ИТ-шникам. Давайте исследовать вместе!
По вопросам сотрудничества пишите в личку @tdruzhkova
Сайт https://custdevochka.com/
Download Telegram
Интересно читать разборы компаний?
Anonymous Poll
94%
Да
6%
Нет, пиши про свое
0%
Я просто скролю
👍1
Организуем слежку наблюдение 🥸

Недавно посмотрела забавный выпуск ютьюб-шоу «Коллектив» про то, как нанять/ наняться в детективы. Оказалось, что их пруд-прудом на Авито и что это в основном девушки (вызывают меньше подозрений).

А все это к чему? В исследованиях тоже есть слежка! Только называется она наблюдением и далеко не всегда происходит в скрытой форме.

Для каких задач используется?

👆У вас есть определенная проблема в продукте и важно установить ее причину
👆Нужны новые идеи/ продукты/ сервисы, которые могут родиться из изучения пользовательского опыта

Как наблюдать?
☘️В естественной среде (магазине, банке, общественном транспорте и т.п.)
📎На рабочем месте (особенно актуально для B2B продуктов)
🌐Просмотр пользовательских сессий на сайте или в приложении через инструменты аналитики (самое простое - Вебвизор Яндекс Метрики дает возможность узнать, что юзеры делают на каждой странице, как передвигают курсор мыши, кликают по ссылкам)

Наблюдение может быть невключенным и включенным. Невключенное — когда вы просматриваете записи или просто наблюдаете со стороны. Включенное — когда вы участвуете в процессе, взаимодействуете с изучаемыми людьми. То есть просите сделать те или иные действия, которые обычно выполняет человек, и фиксируете интересное в заметки.

Метод «тайного покупателя» я к этому виду исследований не отношу, т.к. считаю, что у него другая задача: оценить корректность работы персонала, презентабельный вид точки продажи и т.п. У нас же нет задачи поставить оценку, нам интересно понять «как», чтобы сделать удобнее для клиента.

Скажу честно, опыта скрытого наблюдения за пользователями в моей практике никогда не было (хотя в этом шпионском экспириенсе определенно что-то есть=). Но были кейсы со включенным: например, изучение того, как банковские работники работают с одним из своих ПО. И я вам скажу – практика очень любопытная. Потому что никто обычно не расскажет вам даже на интервью, что вынужден по три раза за час ходить пить чай, потому что программа зависает/ долго считает 🙃
3
Как думаете, полезен ли метод наблюдения для вашего бизнеса?
Anonymous Poll
100%
Да
0%
Нет
0%
Предпочитаю наблюдать за звездами
Мы не играем, мы прототипируем

Друзья, сегодня расскажу про Лего- прототипирование. Оказывается, в Лего можно не только с ребенком играть (и втихаря самому), но и использовать конструктор для проверки идей.
MVP (минимально жизнеспособный продукт) из Лего, конечно, не выйдет, но создать материализацию идеи, а потом протестировать на пользователях может вполне получиться.

Лего-прототипирование (в оригинале метод называется LEGO Serious Play, или LSP) в основном делают на стратегических сессиях. Когда команда продукта/ ключевые сотрудники бизнеса собираются вместе, как правило на целый день, для решения стратегических задач. Тех, про которые в рутине операционки нет времени подумать, но которые играют ключевую роль для бизнеса.

Чему способствует применение LSP в бизнесе?

🌟Стимулировать принятие нестандартных решений
🌟Учит выявлять новые идеи, совершенствовать проекты, находить скрытые возможности
🌟Оптимизирует разработку стратегических планов, разрешение конфликтов, решения сложных вопросов бизнеса

Как правило, команды работают под руководством фасилитатора, который дает задания, вовлекает, ведет к цели (создать прототип продукта/ решение задачи/ видение компании и т.п.)

Предупреждая ваши предположения о том, что ваш бизнес слишком сложен для того, чтобы воспользоваться этим методом, расскажу. Тим Браун описывает в своей книге «Дизайн-мышление в бизнесе», как команда IDEO собирала из Лего прототип устройства для инъекций инсулина!

Так что все, кто из лагеря «вам бы все в игрушки играть», задумайтесь, может, иногда это полезно для вашего бизнеса?)
3👍1
Расскажите, вдруг кто-то использовал лего на бизнес-тренингах?
1
Сегодня день рождения очень уважаемого мной автора с очень сложным именем - Михая Чиксентмихайи. Когда-то его работа "Поток" очень сильно поменяла мое отношение к работе и к жизни) А сегодня в честь такого случая, заказала себе "Креативность", которую еще не читала. Читали? Поделитесь мнением
👍311
Недавно я делала разбор компании Miro, задавшись вопросом, как компания нашла свой product market fit (свое место на рынке, исходя из потребностей аудитории). Какие еще компании вам было бы интересно разобрать? Свой вариант пишите в комментариях!
Anonymous Poll
21%
Zoom
36%
Tiktok
21%
Nike
36%
Авито
7%
Свой вариант
Программа на Research Expo обещает быть интересной. Главная повестка, конечно, искусственный интеллект. Соберу для вас самые интересные новости индустрии исследований, а если кто-то из вас тут - с удовольствием встречусь ☺️
1🎉1
AI, синтетические респонденты и самовар с пирожками 🥧🤖

Вот такой набор ждал меня на Research Expo 6 октября в Красном Октябре. А еще 40-минутная очередь на вход (кто бы мог подумать, что страждущих знаний в исследованиях окажется столько).
Конференция + выставка проходит много лет, вся индустрия ее хорошо знает, поэтому тут собрались все, от Tiburon (крупнейшая панель и исследовательское агентство) до представителей ассоциации исследователей из ярославской области (и конечно, всех остальных).

Не буду утомлять долгими описаниями организации (и да, пирожки были вкусные), расскажу, что было интересного и запомнилось:

📎Нейронки уже упрощают работу исследователям (некоторые компании заявляли о том, что экономия времени составляет до 85%)
📎Искусственный интеллект помогает находить больше инсайтов из интервью, чем даже опытный исследователь (этот тезис я для себя пока не подтвердила, но буду продолжать мучать нейронки)
📎Уже сейчас существуют панели с синтетическими респондентами (читай – воспроизводящими поведение некой типичной аудитории: мамочек с детьми, жителей больших городов определенного возраста и т.п.)
📎Роботы-интервьюеры пока на начальной стадии развития (но уже могут опросить по скрипту и реагировать на ответы респондентов адекватно)
📎Нейромаркетинг (измерение нейрофизиологических реакций для определения реакции на продукт/ идею/ рекламу) вышел из лабораторий и теперь с помощью портативных шлемов/ браслетов можно узнать, что человек на самом деле чувствует, не тратя на это миллионы.
2❤‍🔥1
Research Expo'23
2🔥2
Авито #разборкомпании

В нашей голосовании на тему «кого бы еще разобрать по косточкам» победил Авито. Думаю, сыграл фактор того, что каждый из нас хотя бы раз в жизни что-то там продавал или покупал. По последним данным, активных объявлений там больше 150 млн, а в обороте все, от винтажных пластинок до новостроек и дач.

И конечно, я не берусь оценивать успешность компании и правильность бизнес-решений ее топов. Моя задача – приоткрыть подходы к разработке продуктов, которыми делятся единороги и те, кто стремится ими стать.

Поехали!

Краткая история:
Основали компанию Йонас Нордландер и Филип Энгельберт в 2007 году. Увидев перспективы в российском рынке, они создали сервис для покупки-продажи товаров повседневного спроса. Дальше было несколько раундов инвестиций, появление новых вертикалей бизнеса (сначала Авто и Недвижимость, а дальше все остальные), выход на рынок Марокко, слияние с южноафриканским холдингом Naspers, который потом станет главным акционером. И вот в октябре 2022 года Naspers продает российский бизнес и владельцем сервиса становится Kismet Capital Group Ивана Таврина (ex-гендир Мегафон).

А теперь к интересным фактам о продуктовом подходе Авито:

🐬 Модельные эксперименты: изначально сервис привлекал обычных людей – физиков, но с 2011 года поменял фокус на более выгодных клиентов — малый и средний бизнес. Рекламные форматы, приносящие выручку, тоже постоянно менялись и дорабатывались: платные размещения, виртуальные витрины. Кроме того, у магазинов появилась возможность подключиться к логистической платформе, что тоже приносит компании прибыль
🐙 Агрессивная стратегия: в отличие от своих прямых конкурентов (Из рук в руки, Молоток) Авито вливал космические бюджеты в рекламу. Убытки компании фонд не беспокоили, говорит один из инвесторов: «Мы хорошо понимали экономику бизнес-модели бесплатных объявлений и важность лидерства на этом рынке»
🪼 Тестируют гипотезы без прототипов: конечно, не всегда, но иногда разработка дополнительных прототипов может сильно удлинить процесс принятия решения (особенно если гипотез много). Сотрудники Авито находят разные решения, для одного из проектов, они, например, показали пользователям готовое решение конкурентов и спросили их мнение (будут ли пользоваться, как воспринимают). Таким образом, сэкономили бюджет и время
🐠 Отдельные Discovery и Delivery команды. Что это значит? Что одна часть команды продукта занимается исследованиями, а вторая – реализацией. Задача Discovery команды – провести качественную аналитику, а результат работы - проработанные и обоснованные предложения для улучшения продукта. Таким образом, команда не тонет в рутине и операционке и все время развивается
🦀 Внедрили 1DayResearch — приглашают несколько клиентов и участников Discovery-команд, чтобы они могли за один раз проверить сразу несколько разных гипотез или найти новые, без необходимости проводить 4−6 исследований
🦭 Обращаются за помощью в исследовательские агентства. Не смотря на большой штат исследователей внутри и высокую экспертизу команд в кастдевах. По словам сотрудников, привлечение агентств позволяет избежать личной заинтересованности в результатах, получить более быстрый результат, экспертизу в сложных форматах исследования.

Как думаете, какой из перечисленных продуктовых подходов позволил компании получить оценку в 6,2 млрд долларов? 🤔
🔥2❤‍🔥11
Пропала с радаров ненадолго, простите! Custdevochka переместилась в Юго-восточную Азию. И пока мы тут пытаемся понять, где жить и как приспособиться к разнице по времени, наша постоянная рубрика #покажирабочееместо
🔥9👍2😢2🍓2
👨‍🦰👩🏽
Последние проекты, на которых приходилось много рекрутировать аудиторию, дали ход интересным гендерным размышлениям. Поэтому сейчас будет опрос)
Как вы думаете, кто чаще соглашается на интервью (без материальной мотивации) при «холодном» обзвоне? Своими наблюдениями поделюсь в комментариях. P.S. Без обвинений в сексизме, пожалуйста)
Anonymous Poll
28%
Мужчины
56%
Женщины
15%
Одинаково
Когда респондент не приходит на интервью…😱😱😱

Раньше я думала, что это самая ужасная ситуация, которая может случится с рисечером (ну как, мы же договаривались!) Но сегодня я познала новый уровень удивления – респондент ушел с интервью!😁

Как это было: мы проводили интервью по телефону (на одном из текущих проектов – это самый популярный метод связи с респондентами, т.к. они всегда в разъездах и тяжело уловимы в онлайне»), дальше человек сообщил, что у него параллельный звонок. Я подождала 5 минут, потом еще 5 (мало ли, что может случится), потом заварила чай, развесила белье из стиральной машинки и…продолжила ждать. Потом, конечно, пыталась перезвонить – не тут-то было, никто не взял трубку.
Конечно, любое несоблюдение договоренностей дико триггерит, рушит планы и проект. Я пока не познала дзен, чтобы на это не реагировать. Но с другой стороны, я понимаю, что соглашаясь на интервью человек (если он не делает это за деньги) всегда ДЕЛАЕТ ВАМ ОДОЛЖЕНИЕ. Поэтому надо быть терпимее к любым формажорам.

В процессе работы я поняла, что всегда нужно иметь пул запасных респондентов на тот случай, когда кто-то заболел, забыл или устал.

Кстати, а вы как реагируете, когда «скипают» встречи?) Поделитесь
😱2😢2🗿1
Как работать с исследователем, чтобы не потратить время зря?

Привет, друзья! Я знаю, что среди вас становится все больше тех, кто обращается за качественными исследованиями к агентствам/ экспертам. Никакой минутки самопиара сейчас не будет (вы и так знаете, к кому идти😉), только несколько пунктов о том, как получить от этого опыта что-то действительно полезное.

1. Установите четкие цели и задачи ДО
Перед началом исследования продукта важно определить, что именно вы хотите узнать и чего достичь. Исследование без конкретной цели - это потеря времени и разочарование в конце проекта. Четкие цели и задачи помогут исследователю лучше понять, в каком направлении двигаться и какие методы использовать.

2. Попросите показать образ результата
Если в конце проекта все, что вы получите, будет невероятно красивая, но совершенно непонятная схема, это может стать проблемой. Поэтому договоритесь на берегу, что вы получите на выходе и в каком формате.

3. Участвуйте в процессе
Ваше активное участие в исследовании продукта может значительно улучшить его результаты. Помогайте исследователю получать доступ к необходимым данным, респондентам, участвуйте в интервью с пользователями (хотя бы 1-2 х) и обсуждайте полученные результаты (это вообще must)

4. Поддерживайте обратную связь
Делитесь своими мыслями, замечаниями и предложениями на протяжении всего процесса исследования. Это поможет исследователю лучше понять ваши потребности.

5. Применяйте результаты в бизнесе
Исследование продукта не имеет смысла, если его результаты остаются без внимания. Анализируйте полученные данные и используйте их для принятия стратегических решений, улучшения продукта и удовлетворения потребностей клиентов.

6. Обучайтесь
Исследование продукта - это динамичный процесс, и новые методики и инструменты появляются постоянно. Исследователи продукта часто следят за тенденциями. Уделите время обучению и обмену знаниями, чтобы иметь возможность проводить исследования самостоятельно, просите показать/ рассказать больше о процессе, методах сбора инфо и анализа.

Действуйте!
👌2
Смешать, но не взбалтывать

Сегодня поговорим про исследования смешанными методами (Mixed methods research, или MMR). Они предполагают интеграцию качественных и количественных методов сбора и анализа данных в рамках одного исследования.

В чем смысл? Ведь количественники и качественники работают на разные задачи. Он в том, чтобы использовать сильные стороны каждого метода, чтобы добиться повышение репрезентативности и глубокого понимания сложных явлений.

«Смешанность» в данном случае также кроется в том, что можно получить как «сухие» числовые данные, так и развернутые ответы, и мнения.

Когда использовать?
🔸Исследование сложных явлений: Когда исследуемое явление слишком сложно, чтобы его можно было описать с помощью одного метода. Например, при изучении влияния образа жизни на психологическое здоровье
🔸Подтверждение результатов: например, исследователь может провести опрос для получения краткого обзора и затем использовать качественные интервью для более глубокого анализа

Какие методы можно смешивать? 🤝
Любые, которые дадут больше пользы, чем при отдельном проведении. Вот пара примеров:
☘️Качественные интервью и опросы: Исследователь может использовать качественные интервью для понимания глубоких мнений и опросы для сбора статистических данных.
☘️Наблюдение и анкетирование: В исследованиях поведения людей можно комбинировать наблюдения за действиями с опросами для получения более подробной информации о мотивах и причинах поведения

Минусы понятны – это всегда трудозатратнее, дольше, дороже и требует большей экспертизы. Но если смешанные исследования при сложении 1+1 = 3 (а не 2), игра стоит свеч.

Проводили/ пробовали/ знаете? Делитесь)
2👍1