CustDevochka – Telegram
CustDevochka
296 subscribers
223 photos
4 videos
4 files
101 links
Канал про продуктовый подход от ex-product Sber, методологии и исследования, которые будут интересны не только ИТ-шникам. Давайте исследовать вместе!
По вопросам сотрудничества пишите в личку @tdruzhkova
Сайт https://custdevochka.com/
Download Telegram
Новый кейс: продукт для работы с персданными

Недавно Сбер опубликовал статистику о количестве утекающих персданных. Если кратко: 2023 год в этом плане побил все рекорды – 90% данных взрослых россиян находится в открытом доступе. Причем, данные утекают в основном не из банков, а из интернет-магазинов и медучреждений https://www.rbc.ru/finances/06/11/2024/672b2da59a79470df56c61e7

В ответ на это государство продолжает ужесточать политику сбора и обработки персданных. Даже если у вас на сайте есть маленькое окошко, в котором вы предлагаете оставить контакты, чтобы потом перезвонить клиенту - вы обязаны зарегистрироваться в Роскомнадзоре как оператор данных.

Что делать бизнесу? У крупного, понятно, есть процессы и выделенные сотрудники. А как обстоит дело в малом и среднем? Это предостояло изучить в рамках проекта для нового продукта для управления персданныыми компании 1OPD.

⚡️Кейс уже на сайте https://custdevochka.com/1opd-servis-dlya-raboty-s-persdannymi

P.S. Рекомендую всем изучить текущее законодательство, чтобы избежать неприятных сюрпризов и потенциальных штрафов 🙃
🔥2
Непрерывные исследования: как внедрить

Привет, друзья! Когда-то я уже писала про концепцию непрерывных исследований Сегодня хочу еще раз коснуться этой темы. Не призываю вас следовать примеру Амазона и делать новые исследований каждые 11 секунд. Но понять и внедрить в жизнь практику Continuous User Research может быть полезно каждой компании.

Смысл подхода максимально простой:
👇
🔹Регулярно изучайте потребности пользователей (в текущем мире они меняются быстрее, чем можно было бы представить)
🔹Проверяйте гипотезы, а не просто «доверяйтесь» своему чутью в бизнес-решениях
🔹Меняйте продукт: адаптируйте его под текущие потребности, хотелки и тренды, чтобы оставаться актуальными для своей аудитории.

А теперь давайте поговорим, что для этого фактически нужно сделать?

1️⃣ Структурируйте базу знаний
Когда я делаю разовые исследования для клиентов, результаты отдаю в удобном для них формате. Когда работаю с постоянными или делаю рисеч для своего проекта «Нейросказки», выбираю Notion в качестве базы знаний. У любого продукта – десятки и сотни гипотез, которые возникают у разных людей, по-разному проверяются, подтверждаются или нет. И если вы не найдете способ эти знания собирать, структурировать и повторно использовать при необходимости – будете ходить по кругу и задавать юзерам одни и те же вопросы

2️⃣ Настройте аналитику продукта
Аналитика, получаемая из разных источников (для кого-то это сайт или приложение, для кого-то CRM-база) – это главный источник для бизнес-гипотез. Проверьте, чтобы нужны для принятия решений метрики у вас собирались, а вы находили время на них посмотреть и пофантазировать, как их улучшить

3️⃣ Внедряйте инструменты быстрой обратной связи
Вы наверняка замечали назойливые предложения оценить сервис/звонок/ приложение/список можно продолжать бесконечно. Вас просят поставить звездочку или написать отзыв не для того, чтобы было за что похвалить себя перед начальником, а для того, чтобы принимать важные продуктовые решения на базе вашей обратной связи. Подумайте, какие источники ОС вы можете найти для своего бизнеса, как и где собирать, можно ли внедрить автоматические истории (срабатывающие по триггеру) или внедрить ежемесячные/квартальные опросы, которые будут полезны бизнесу

Дайте знать, если тема с непрерывными исследованиями интересна – будем развивать 🤓
👍2🔥21🏆1
Недавно наткнулась на интервью Ильи Стебулаева, профессора Стэнфордского университета и соавтора мирового бестселлера «Венчурное мышление» https://www.amazon.de/Venture-Mindset-Smarter-Achieve-Extraordinary/dp/0593714237

Скажу честно, книгу пока не прочитала, но само интервью и ревью, которые удалось найти, натолкнули на интересные мысли.
👇👇👇

Илья рассказывает, что когда венчурные инвесторы принимают решение группой и когда решения касаются области прорывных инноваций, эксперту в данной области (если такой имеется) дают слово в последнюю очередь. Считается, что глобальные изменения в индустрии чаще происходят извне. Поэтому здесь экспертиза может увести нас в другую, неправильную сторону.

Дальше хочется прямо процитировать автора: «Самое ценное, что есть у неэкспертов, — это возможность задать умный вопрос, который очень часто экспертам не приходит в голову, потому что они находятся в своем экспертном пузыре».

По этой же причине я считаю, что пользовательскими и продуктовыми исследованиями должны заниматься независимые специалисты (не обязательно на всех этапах, но хотя бы на ключевых). Те, у кого нет готового решения «в кармане», заранее сформированного мнения и те, кто не ищет в исследованиях подтверждения своих идей.

Что думаете?
👍2🔥2❤‍🔥1
Кто лучше проведет исследование по продукту?
Anonymous Poll
20%
Команда продукта, она на 100% в теме
80%
Непредвзятый эксперт
Надеюсь, у вас не так😁
😁4
Толерантность к риску

Недавно задумалась о специфике отношения разных компаний к рискам (рискованным инвестициям, неожиданным решениям – в первую очередь). Выяснила, что есть специальный термин это свойство описывающий – толерантность к риску.🤓

Люди/ компании по сути делятся на 3 типа:

Высокая толерантность к риску: Компании с высокой толерантностью часто готовы рисковать ради больших потенциальных достижений, даже если вероятность провала высока. 🧩Пример: SpaceX – революционирует космическую отрасль, терпит многократные неудачи и готова двигаться дальше

Средняя толерантность к риску: Компании с умеренной толерантностью комбинируют осторожные стратегии с рисковыми инициативами, которые могут принести значительную прибыль. 🧩Пример: Nike - внедряет инновационные технологии, таких как кроссовки с автозатяжкой или умные браслеты, параллельно с традиционными продуктами.

Низкая толерантность к риску: Компании с низкой толерантностью к риску избегают значительных изменений и ориентируются на стабильный и проверенный рост. 🧩Пример компании- Procter & Gamble
Или Coca-Cola, поддерживает портфель проверенных брендов с с минимальными экспериментами в новой категории.

Сейчас расхоже мнение, что излишний консерватизм может убить компанию. Именно поэтому даже огромные и очень устойчивые корпорации аккуратно применяют на себя роль инноваторов (не полностью, конечно, но «флер» появляется) Например, в Сбере, в котором я работала, есть программа Sber500  - ИТ-акселератор, поддерживающие стартапы сотрудников (и не только).

Но какой стратегии вы бы не придерживались, помните, что рисковать там, где сначала можно протестировать, как минимум, неразумно. Тем более тогда, когда у нас есть инструмент исследований. Всем 🫶
👍3
😁6
AI сервисы по транскрибации онлайн встреч в текст за последний год шагнули на новый уровень. И над шумами поработали, и стали делать классные саммери по итогам разговора. Но чего они не учли и вряд ли когда-то смогут учесть – это детей на фоне: требующих мультики и превращающие ваш транскрипт в такое…
😁6😭5
Здесь должны быть итоги года, но вместо них - мем от Usabilitylab, который лучше всего отражает мое состояние сейчас 😁
💯54🎅32🎄1
Я хотела подвести итоги 24-го в конце года, как все нормальные люди. Выписать то, чего удалось достичь, погладить себя по голове, открыть игристое и закусить бутербродом с икрой 🙄
 
Но вместо этого под конец года оказалась завалена задачами, интервью и отчетами. На одном из проектов нас кинули рекрутеры, на другом – повально кидали уже респонденты (просто не приходили на назначенные встречи и не брали трубку). Вдобавок ко всему 30 декабря у меня взломали ТГ-аккаунт, разослали кучу спама и оставили меня без всех личных и рабочих контактов до его восстановления.😓
 
Когда 30 декабря вечером нам сначала перенесли, а потом вовсе отменили полет в Сербию, куда мы летели из Берлина отметить НГ с друзьями, меня, в принципе, уже ничего не удивило. 🫥
 
Я дала себе поблажку не подводить итоги года и сделать это позже, когда закончу горячие дела и немного выдохну. Но есть несколько уроков этого года, которые я для себя вынесла и которыми хочу поделиться с вами. 👇
 
1. Продолжать учиться, даже когда кажется, что в своей нише ты уже все знаешь. Во-первых,  новаяинформация/ знания/ технологии появляются каждый день. Во-вторых, учеба – это комьюнити, от общения с которым можно получить гораздо больше, чем от лекций и заданий. Одним из самых ценных и вдохновляющих для меня был в этом году курс «AI для исследователей», очень рада, что нашла время на него.
2. Чтобы «бежать» быстрее, нужен пейсер. На соревнованиях по бегу в толпе любителей бегут пейсеры - это спортсмены, которые во время забегов помогают другим участникам держать определённый темп. Например, ты знаешь, что для того, чтобы «выбежать» 10-ку из определенного времени, тебе нужно бежать с определенным темпом – самый верный способ, найти пейсера, который бежит с этим темпом и не отставать, не терять его из вида. Я поняла, что в жизни для меня так же. Когда впереди есть мотивирующий пример, человек, я набираю темп сама. Пока не поняла, как превратить этот урок в управляемую ситуацию, возможно, найти ментора (попытки уже были, возможно – вступить в какое-то комьюнити, которое будет мотивировать быть лучше, быстрее, сильнее)
3. Все в мире уже придумано, но это не мешает вам придумать свое. Я постоянно борюсь с собственным предубеждением, что все уже есть, ничего нового не придумать и не сделать.  Когда начинала исследовательский бизнес, когда участвовала в разработке детского AI-приложения, когда начинала вести этот блог – эта мысль возникала у меня всегда! Зачем делать еще одно «вписать свое»? Но от того, что ты не придумываешь что-то с нуля, от того, что вокруг есть рынок, похожие идеи и продукты, твоя идея не должна обесцениваться. Делать то, что нравится, делать это по-своему, все время искать свою нишу – кажется, в этом есть рациональное зерно, по крайней мере, для меня.
 
Спасибо, что были со мной в 24-м, в этом году, я постараюсь быть регулярнее, полезнее и консистентнее 🙂
🔥8❤‍🔥54
Ну и фото для привлечения внимания к посту 🙃
10🔥3
Доброе рабочее из Кашинского офиса! Кот на коленях, собака в ногах - без этого ни один бриф не обрабатывается🙃
151
Сбор урожая обратной связи от пользователей

Все салаты съедены, гости – объезжены, челленджи нового года запущены (а некоторые уже и закончены 😳), хочется вернуться в рутину. И к полезному контенту.

Сегодня поговорим про сбор обратной связи по продукту (уже запущенному и имеющему живую аудиторию).

Мой ТОП автоматизированных способов, максимально универсальных и простых для внедрения:

1️⃣Встроенные опросы в продукте
Что это?
Короткие опросы или формы, которые показываются внутри приложения или на сайте.
Когда использовать?
• После выполнения ключевого действия (например, завершение заказа).
• При отказе от функции (например, отмена подписки).
Как настроить:
• Используйте виджеты обратной связи (для веб-продуктов можно настроить в «сайтостроителях типа Тильды, в CRM-системах, для мобильных приложений в сервисах типа )
• Ограничьте количество вопросов (1–2, например: «Как вы оцениваете опыт использования?»).
• Отслеживайте динамику средней оценки и ищите инсайты
Плюсы: Легко внедрить, высокий охват.
Минусы: Риск раздражения пользователей.

2️⃣Трекинг NPS (Net Promoter Score)
Что это?
Оценка лояльности пользователей с помощью вопроса: «Насколько вероятно, что вы порекомендуете нас другим?»
Когда использовать?
• Периодически (например, раз в квартал).
• Хорошо подходит для B2B продуктов, а также для решений без self-service
Как настроить:
• Автоматически показывайте вопрос через email, пуши
• Сегментируйте данные по группам (новые пользователи/ постоянные, низкий/ высокий чек и т.п.).
Инструменты: Вы можете создать опрос самостоятельно в любых формах, а можете воспользоваться готовыми шаблонами в своей CRM или, например, https://survicate.com/ (там уже все красиво заверстано, виджеты готовы, есть AI-аналитика – нужно только оплатить и поставить себе)
Плюсы: Простота анализа, метрика для сравнения с конкурентами.
Минусы: Не выявляет конкретные проблемы.

3️⃣Рейтинги и отзывы в сторе
Что это?
Анализ отзывов и оценок в App Store, Google Play, или на других платформах.
Когда использовать?
• Для сбора мнений о продукте в целом (для мобильных приложений)
• Чтобы увидеть реакцию на обновления.
Как настроить:
• Включите всплывающие уведомления с просьбой оставить отзыв.
• Используйте SDK для обработки данных (например, AppFollow).
Плюсы: Простота и доступность.
Минусы: Риск накрутки отзывов, низкая детализация.

Чем пользуетесь вы? Расскажите.
👍41
3 вопроса для глубоких инсайтов 💥

Иногда барьером для проведения глубинных интервью может служить ощущение, что вот мы сейчас что-то спросим клиентов и получим очевидные очевидности. «Мы все уже знаем». Я слышу это постоянно на этапе старта (но ни разу не слышала на обсуждении результатов). Если у вас такие опасения тоже есть, материал для вас.

Вот три вопроса, которые вы можете добавить в своё интервью прямо сейчас (контекст и задачи вашего проекта, безусловно, важны, но подход универсальный):
👇👇👇

1️⃣ Расскажите о последнем разе, когда вы столкнулись с этой проблемой.

Что это даёт: респондент вспоминает реальную ситуацию, а не высказывает общее мнение. Вы получите детали контекста, эмоции и ключевые триггеры.

Пример: Вместо «Почему вы не купили?» — «Когда вы в последний раз думали о покупке? Что вас остановило?»

2️⃣Что вы пробовали до этого, чтобы решить эту проблему?

Что это даёт: вы узнаете об альтернативных решениях, а также о критериях, по которым клиент оценивает ваш продукт.

Пример: «Какими сервисами вы пользовались раньше? Почему перестали?»

3️⃣ Если бы вы могли что-то улучшить в текущем решении, что бы это было?

Что это даёт: вместо того чтобы жаловаться на ваш продукт, респондент начинает думать о решении. Это помогает вам понять, чего на самом деле не хватает.
Пример: «Если бы вы могли добавить или улучшить что-то в нашей платформе, что бы это было и почему?»

Для удобства – сохраняйте в карточке.
🔥4
2
Сколько стоит респондент? От игроков в Candy Crush до ядерных физиков 💥💥💥

Ребята, хочу затронуть тему, волнующую всех, кто делает исследования. Как определить бюджет на респондентов? Где та оптимальная точка на шкале, на одном полюсе которой жадность и нежелание платить респондентам, а на другой – слив бюджета на рекрутинг?

Я покажу некоторые цифры из своей практики, но главное, на что хочу обратить внимание – это на факторы, влияющие на стоимость.

Какие существуют факторы:

🍀Тип исследования:
• Глубинное интервью (B2C): 2 000 – 10 000 ₽ за человека.
• Глубинное интервью (B2B): от 8 000 ₽ и выше
• Фокус-группы (B2C): 2 000–10 000 ₽ за участника.
• Онлайн-опросы: 300 ₽ - 1500 ₽ за респондента.

🌳Профиль аудитории:
Чем уже сегмент, тем дороже. Например:
• Игроки мобильных игр (Candy Crush): 2 000–3 000 ₽.
• Руководители среднего звена: 8 000–15 000 ₽.
• Топ-менеджеры IT-компаний: от 30 000 ₽.
• Ядерные физики: 50 000 ₽ (не оценивала, но могу судить по «достижимости» аудитории).

🌵Регион и доступность:
• Москва и Санкт-Петербург: может быть наценка +20–30% к стандартным ценам.
• Регионы: дешевле, но сложнее рекрутировать редкие профили.

Реальные примеры самых дорогих респондентов: 💰

В моей практике это были владельцы агентств недвижимости определенной национальности в ОАЭ, экспаты, рассматривающие покупку жилья на Бали (с определенным чеком) в качестве инвестиций, ТОП-менеджеры компаний, принимающие решение о внедрении определенных дорогих ИТ-решений (с критериями по отраслям).
Я не буду называть вам стоимость таких респондентов, но думаю, и так понятно, что это не бюджетные кампании)

Почему так дорого?
Спросите вы, посмотрев на ориентиры по разным сегментам. Стоимость за респондента складывается не только из вознаграждения респондента, но и из времени на его рекрутинг (иногда поиск и привлечение требует создания специальных страниц и рекламных кампаний, размещения постов у блогеров и других дополнительных расходов).

Итак, ваш бюджет на рекрутинг – это

Бюджет = (Количество респондентов × Стоимость одного) + Запас 15%

Ставьте реакции, если хотите узнать, как можно оптимизировать бюджет на рекрутинг. И делитесь своим опытом, конечно)

👆*Еще раз: цифры в посте ориентировочные, конкретно ваш запрос может стоить иначе.
🔥5👍3
Сейчас осознала, что скорость появления новых технологий достигла такого максимума, что я не успеваю даже ЧИТАТЬ, не то что ТЕСТИРОВАТЬ новые штуки, которые появляются в интересующих меня областях. Надеюсь, моя тревожность по этому поводу так ускоряться не собирается) Скоро сделаю новую подборку с AI-интрументами
🌚2🗿2🔥1🙏1
ChatGPT анонсировал новый продукт - Deep Research

Важные новости в мире рисеча – накануне запустил стрим, на котором рассказал про особый режим для ChatGPT. Чем он отличается от всего, что было до этого? По сути – это AI-агент, система работает в режиме высокой автономности, может проводить длительные глубокие исследования - самостоятельно вырабатывать план работ, ходить по интернету в поисках информации, агрегировать и анализировать данные при помощи Python-скриптов. И всё это полностью без участия человека!

По словам разработчиков, запрос занимает от 5 до 30 минут.

Компания показывает много тестов на качество, но интересно, конечно, посмотреть на независымые исследования, думаю, они скоро появятся.

Опция доступна для пользователей премиальной подписки (за 200$ в месяц), у меня пока ее нет, поэтому не потестила.

Почитать в первоисточнике можно по ссылке
https://openai.com/index/introducing-deep-research/

В общем, эра удивительных открытий продолжается. Запасаемся попкорном, а лучше – осваиваем поскорее новые возможности😉
1🔥1
Продолжаю рубрику, начатую в прошлом году – #находки

Тут делюсь с вами всем, что вдохновило – от полезных сервисов до интересных книг, про исследования и не только (иногда совсем не про них=)

Итак, что новенького? (для меня, конечно) 👇

1️⃣ AI-сервис Гугла https://notebooklm.google.com/
В отличие от универсальных моделей, таких как гугловский Gemini или ChatGPT, которые могут галлюцинировать факты или что-то придумывать, NotebookLM основывает свои ответы на тех файлах, которые ВЫ в него загрузили. Это значит, что он не будет изобретать информацию, а будет синтезировать и анализировать ваши документы. Хорошо подкрепляет ответы цитатами и фактами, синтезирует информацию.

А еще в нем есть необычная и крутая функция – он может превратить документы не просто в отчет, а в целый подкаст! (правда, пока только на английском языке), но делает очень круто.

2️⃣ Объяснение идей через визуализацию https://ozolins.substack.com/
Есть такой интересный парень Janis Ozolins, который доносит идеи путем простейших визуализаций (сейчас звучало максимально непонятно, но его нужно просто один раз почитать, чтобы вдохновиться подходом). Не первый раз убеждаюсь в том, что лучше всего информация доходит и запоминается через простые визуальные аналогии и графики. У Яниса есть регулярные рассылки, на которые интересно подписаться, ну а еще он продает курс, где учит основам донесения идей через визуализацию всех желающих.

3️⃣ «Пять сфер жизнь – пять макротрендов»  от агентства Socialist https://drive.google.com/file/d/13iGzdX8m3RCiqgdHORSkel152YZgutzR/view
Сейчас только ленивый не собирает свой трендбук (я пока не собираю, но кто знает=)) Но этот отчет по трендам мне откровенно понравился. Причины две: 1) тренды не самые очевидные и банальные 2) после каждого тренда есть рекомендации для брендов (как сделать так, чтобы тренд работал на тебя). Из очевидных минусов вижу то, что этот тренбук (как и многие другие) сосредоточен на особенностях поведения зумеров. Как будто остальных покупательских аудиторий не существует (обидно за нас, товарищи-милениалы)!

Какие из находок показались полезными?
5
Готовлю к запуску новый исследовательский продукт, даже пришлось сходить поучиться. Ждите анонсов!
🔥5❤‍🔥21