Выпустили продукт, а что дальше?
Многие компании стремятся выпустить продукт как можно скорее, но потом не понимают, почему их продукт не нравится. Происходит это из-за отсутствия коммуникации между владельцем продукта и поддержкой. Зачастую мнение "ну что-то там в колл-центре ответят" приводит не только к неуспешному запуску, но и к возрастающим затратам компании.
Чтобы сразу понимать отношение клиентов к новому продукту – еще на этапе запуска его нужно обвесить метриками. Они позволяют не только выявить косяки при запуске, но и регулярно дорабатывать продукт с учетом нужд клиентов.
❤️ NPS (Net Promotion Score) - популярная метрика, позволяющая регулярно отслеживать мнение клиентов о компании в целом. Хотя традиционный NPS не привязан к конкретным событиям, после опроса все же можно попробовать найти отзывы о новом продукте и улучшить его.
⭐ CSI (Customer Satisfaction Index) - более сложная, но полезная метрика. Она отражает мнение клиента после взаимодействия с продуктом на интересующем компанию этапе клиентского пути. Например, после покупки нового продукта вам выпадает опрос, где просят оценить удобство/понятность/что угодно по продукту. Метрика также позволяет получить оценку именно по интересующему продукту, а значит, не придется тратить время на поиск нужного отзыва в общем потоке комментариев.
🔝 CR (Contact Rate) - самая полезная, но редко используемая метрика. Она основана на обращениях клиентов в поддержку, а не на опросах. Перед запуском продукта нужно договориться с поддержкой о выделенном учете обращений на нужные темы, чтобы получить статистику удовлетворенности даже без запуска опросов.
Почему обратная связь в обращениях более полезна, чем в опросах?
➡️ Конверсия прохождения опроса в лучшем случае 4-7%;
➡️ Если уж клиент взялся проходить опрос, он скажет и то, что его сильно волнует и не очень;
➡️ Сокращение поступающих обращений приносит существенную экономию компании;
➡️ Если клиент обратился в поддержку, значит, он не нашел ответ сам и проблема точно существенна.
Никто не просыпается с мыслью "Хочу позвонить в поддержку компании Y" #ВсеДляКлиента
Многие компании стремятся выпустить продукт как можно скорее, но потом не понимают, почему их продукт не нравится. Происходит это из-за отсутствия коммуникации между владельцем продукта и поддержкой. Зачастую мнение "ну что-то там в колл-центре ответят" приводит не только к неуспешному запуску, но и к возрастающим затратам компании.
Чтобы сразу понимать отношение клиентов к новому продукту – еще на этапе запуска его нужно обвесить метриками. Они позволяют не только выявить косяки при запуске, но и регулярно дорабатывать продукт с учетом нужд клиентов.
Почему обратная связь в обращениях более полезна, чем в опросах?
Никто не просыпается с мыслью "Хочу позвонить в поддержку компании Y" #ВсеДляКлиента
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍4❤1
Клиентский опыт на практике
Выпустили продукт, а что дальше? Многие компании стремятся выпустить продукт как можно скорее, но потом не понимают, почему их продукт не нравится. Происходит это из-за отсутствия коммуникации между владельцем продукта и поддержкой. Зачастую мнение "ну что…
А где подтверждение?
🤩 🤩 В 2017 году Сбер вводит KPI на сокращение обращений клиентов. Каждый бизнес-юнит, будь то гигантские дебетовые карты или почти единичные аренды банковских ячеек, был обязан выделить негативную обратную связь по своим продуктам и сократить ее поступление на Х%.
Команда потребительских кредитов проанализировала негатив клиентов и выявила два главных источника недовольства: отказы по кредитам и длительный процесс получения кредита с множеством визитов в офисы.
💭 Что можно с этим сделать?
Если с отказами почти ничего (банк все же коммерческая организация, а не благотворительная), то сам процесс получения точно можно улучшить! А именно:
1️⃣ Сократить визиты до одного
2️⃣ Снизить количество бумаги при подписании
3️⃣ Направить курьера домой
...
😮 А можно запустить онлайн-получение потребительского кредита в 1 клик.
Эта идея родилась именно из анализа поступающей обратной связи: из обращений, из негативных отзывов CSI и NPS.
🤩 🤩 В 2018 году уже был готов MVP - первые клиенты, с самой чистой историей, могли получить кредит в мобильном приложении.
В 2020 году COVID-19 застал всех врасплох. В условиях всеобщей паники и невыполнения планов банк смог выдавать кредиты онлайн, поскольку клиенты не могли ни собрать, ни доставить документы из-за локдауна и опасений за свою безопасность.
Как итог - работа с обратной связью дала удивительно конкурентоспособную возможность компании в ситуации форс-мажора. И принесла не только сокращение существенных издержек на поддержку, но и значительный профит.
Услышьте голоса клиентов - они подскажут, как вырастить ваш бизнес #ВсеДляКлиента
Команда потребительских кредитов проанализировала негатив клиентов и выявила два главных источника недовольства: отказы по кредитам и длительный процесс получения кредита с множеством визитов в офисы.
Если с отказами почти ничего (банк все же коммерческая организация, а не благотворительная), то сам процесс получения точно можно улучшить! А именно:
...
Эта идея родилась именно из анализа поступающей обратной связи: из обращений, из негативных отзывов CSI и NPS.
В 2020 году COVID-19 застал всех врасплох. В условиях всеобщей паники и невыполнения планов банк смог выдавать кредиты онлайн, поскольку клиенты не могли ни собрать, ни доставить документы из-за локдауна и опасений за свою безопасность.
Как итог - работа с обратной связью дала удивительно конкурентоспособную возможность компании в ситуации форс-мажора. И принесла не только сокращение существенных издержек на поддержку, но и значительный профит.
Услышьте голоса клиентов - они подскажут, как вырастить ваш бизнес #ВсеДляКлиента
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍1😁1
Пятница - время историй! ❤️
Стриминговые сервисы очень плотно вошли в нашу жизнь - все мы смотрим кино, слушаем музыку, оставляем оценки, составляем списки избранного и это прекрасно - мы наконец ушли от пиратского контента "как в 90-х".
А теперь представьте, что у вас это все отняли. Все, что вы посмотрели, все ваше избранное, всю историю поиска и просмотра. Внезапно вы просыпаетесь и доступ к вашим данным становится платным.
✋ Мы такой подход категорически не одобряем.
Да, разработчикам сервиса хочется зарабатывать и жить хорошо - никто не против. Но давайте делать это с умом
😮 Бесплатная версия с рекламой - клиент сможет оценить имеющийся контент, качество загрузки, удобство пользования и потом оплатить сервис.
🔥 Бесплатное превью контента - клиент сможет посмотреть наличие нужного ему контента перед оплатой.
Не нужно делать платный вход. Представьте, что вы идете в продуктовый магазин, а вас на входе разворачивает вышибала "вход 100р" - вам понравится? Вряд ли.
❤️ Базовый сервис - элемент привлечения клиента и должен быть бесплатным. #КлиентНегодует
Стриминговые сервисы очень плотно вошли в нашу жизнь - все мы смотрим кино, слушаем музыку, оставляем оценки, составляем списки избранного и это прекрасно - мы наконец ушли от пиратского контента "как в 90-х".
А теперь представьте, что у вас это все отняли. Все, что вы посмотрели, все ваше избранное, всю историю поиска и просмотра. Внезапно вы просыпаетесь и доступ к вашим данным становится платным.
Да, разработчикам сервиса хочется зарабатывать и жить хорошо - никто не против. Но давайте делать это с умом
Не нужно делать платный вход. Представьте, что вы идете в продуктовый магазин, а вас на входе разворачивает вышибала "вход 100р" - вам понравится? Вряд ли.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍1😁1
О каком сервисе идёт речь?
Anonymous Quiz
8%
КиноПоиск
16%
ОККО
24%
VK Музыка/Видео
24%
Звук
20%
Яндекс Музыка
8%
KION
Можно ли ошибиться, послушав клиента?
Конечно можно!
🤩 🤩 В середине 2010-х годов с началом моды на бодипозитив и инклюзивность в США, компанию Victoria's Secret буквально завалило требованием клиентов ввести бодипозитивную линейку и презентовать ее знаменитыми ангелами. Долгое время компания сопротивлялась, но в 2018 сдалась - наконец внесла изменения в основу основ своего бизнеса.
Это дало прирост годовой выручки в 7% на конец 2019 (что в масштабе такого бизнеса очень неплохо), но довольно скоро динамика тренда развернулась, и выручка рухнула вместе с эпохой COVID-19.
Как итог в 2023 году компания признала данное решение ошибочным и свернула все направление бодипозитива, инклюзивностии прочей нечести.
❓ Почему так получилось?
➡️ Низкая скорость реакции на запросы клиентов. Желания и аппетит клиентов растут и изменяются с космической скоростью. Компания же, если и делала регулярный замер обратной связи, то принимала решения годами. Такого современный рынок не прощает.
❤️ Слушайте клиента в моменте, быстро меняйтесь, не расслабляйтесь #ВсеДляКлиента
Конечно можно!
Это дало прирост годовой выручки в 7% на конец 2019 (что в масштабе такого бизнеса очень неплохо), но довольно скоро динамика тренда развернулась, и выручка рухнула вместе с эпохой COVID-19.
Как итог в 2023 году компания признала данное решение ошибочным и свернула все направление бодипозитива, инклюзивности
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍3❤1😁1
Начинаем серию постов об измерении клиентского опыта
Почему важно проводить не только продуктовые исследования, но и отслеживать результаты? Потому что всегда есть риск ошибки.
Продуктовые исследования обычно включают 10-15 глубинных интервью, отрисовку CJM, корректировку дизайна и передачу в производство. Однако существуют несколько рисков:
1️⃣ Неправильная целевая аудитория: Продукт может задумываться для одной группы, но использоваться другой.
2️⃣ Недостаточная репрезентативность респондентов: Мнения 10-15 человек могут не отражать мнение большинства, и расширение выборки может быть дорогим.
3️⃣ Неверная интерпретация результатов: исследователь или владелец продукта может услышать лишь часть боли клиента.
4️⃣ Ошибки при реализации - даже при идеальном исследовании, разработке, тестировании... можно просто ошибиться при раскатке нового продукта или сервиса.
🤩 🤩 Один крупный банк решил улучшить сервис "подталкивания" платежей. В редких случаях, когда платеж зависал, клиентам приходилось звонить в банк - запрос отправлялся в бэк-офис, где его завершали в течение нескольких дней.
После долгой работы команда внедрила возможность завершать платежи прямо во время звонка. Однако❗️ статистика обратной связи не изменилась: клиенты продолжали отправлять запросы в бэк-офис. При повторном анализе выяснилось, что отлично разработанный процесс по неведомой причине не был внедрен для большинства операторов колл-центра.
В итоге замер обратной связи помог:
👍 Быстро выявить ошибку раскатки функционала;
😮 Избежать повторного долгого цикла исследований и разработки.
❤️ Замеры на готовом продукте важны не меньше чем продуктовые исследования идеи - внедряйте весь цикл клиентского опыта. #ВсеДляКлиента
Почему важно проводить не только продуктовые исследования, но и отслеживать результаты? Потому что всегда есть риск ошибки.
Продуктовые исследования обычно включают 10-15 глубинных интервью, отрисовку CJM, корректировку дизайна и передачу в производство. Однако существуют несколько рисков:
После долгой работы команда внедрила возможность завершать платежи прямо во время звонка. Однако
В итоге замер обратной связи помог:
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍3
Пятничный лонгрид негодования
Мы привыкли к тому, что связаться с поддержкой крупных компаний довольно сложно. Голосовые или чат-боты отправляют нас по кругу, а если удастся позвать и дождаться оператора, то мы слышим примерно ту же информацию, которую уже озвучил бот.
Но наш герой, как и всегда, столкнулся с ситуацией поинтереснее:
После общения с операторами чата компании федерального масштаба, он остался недоволен шаблонными ответами и попросил телефон колл-центра, который в открытом доступе найти практически невозможно.
Выяснилось, в компании, представленной во ВСЕХ регионах страны, с десятками миллионов ежедневных пользователей - колл-центр работает только по будним дням с 9:00 до 18:00 по МСК⁉️ (А чем клиенты на Дальнем Востоке не угодили? 🥴 )
В колл-центре наш герой столкнулся не с голосовым меню – бот сбросил звонок, но обещал перезвонить, чтобы убедиться, что наш герой тоже не бот.😱
Далее следует стандартная история с перекидыванием между специалистами и долгим ожиданием (спасибо, что бесплатным - привет одной авиакомпании, но о ней потом). Однако, к удивлению, история завершилась успешно: финальный оператор зафиксировал проблему, и она была решена в течение суток.
Что можно было бы сделать, чтобы улучшить впечатления от взаимодействия с поддержкой?
1️⃣ Переделать скрипты в круглосуточном чате - изучить наиболее частые возражения клиента и сделать скрипты более понятными и клиентоориентированными.
2️⃣ Расширить полномочия операторов чата - клиенту очень сложно понять, почему один канал поддержки не может ответить на вопрос, а другой решает его проблему в 2 клика.
3️⃣ Улучшить клиентский путь колл-центра - Если решения доступны только по телефону, то сделать звонок более доступным и удобным.
4️⃣ Действовать на упреждение - Предоставлять клиентам инструкции на случай часто встречающихся проблем, чтобы они могли действовать самостоятельно без обращения в поддержку, даже если не согласны с решением компании.
❤️ Омниканальность и круглосуточная поддержка - минимальный musthave для крупных компаний. #КлиентНегодует
Мы привыкли к тому, что связаться с поддержкой крупных компаний довольно сложно. Голосовые или чат-боты отправляют нас по кругу, а если удастся позвать и дождаться оператора, то мы слышим примерно ту же информацию, которую уже озвучил бот.
Но наш герой, как и всегда, столкнулся с ситуацией поинтереснее:
После общения с операторами чата компании федерального масштаба, он остался недоволен шаблонными ответами и попросил телефон колл-центра, который в открытом доступе найти практически невозможно.
Выяснилось, в компании, представленной во ВСЕХ регионах страны, с десятками миллионов ежедневных пользователей - колл-центр работает только по будним дням с 9:00 до 18:00 по МСК
В колл-центре наш герой столкнулся не с голосовым меню – бот сбросил звонок, но обещал перезвонить, чтобы убедиться, что наш герой тоже не бот.
Далее следует стандартная история с перекидыванием между специалистами и долгим ожиданием (спасибо, что бесплатным - привет одной авиакомпании, но о ней потом). Однако, к удивлению, история завершилась успешно: финальный оператор зафиксировал проблему, и она была решена в течение суток.
Что можно было бы сделать, чтобы улучшить впечатления от взаимодействия с поддержкой?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍5🔥1
Измеряем клиентский опыт ч.1 - NPS классический
Net Promoter Score - это показатель, который измеряет вероятность того, что клиенты порекомендуют компанию - наверняка, многие из вас сталкивались с простым вопросом и 11-балльной шкалой от 0 до 10.
Одним из основных преимуществ этой методологии является то, что она была четко и подробно описана Фредериком Райхельдом в 2003 году. Его целью было создать простой и понятный инструмент, поскольку существующие методы измерения клиентской лояльности были сложными и разными. Райхельд стремился к созданию универсального инструмента для сравнения компаний, и спойлер -ему это удалось .
Как оно работает?
- если клиент ставит от0️⃣ до 6️⃣ он становится Критиком
-7️⃣ или 8️⃣ - Нейтралом
-9️⃣ или 1️⃣ 0️⃣ - Промоутером
Далее из % Промоутеров вычитается % Критиков и получается NPS в диапазоне от➖ 💯 до ➕ 💯 . Именно эту цифру, как правило, квартальную или годовую берут в отчеты высокому руководству, несут на конференции, сравнивают акционеры на гольф-полях.
Но замер ради замера - дело не очень правильное. Можно ли почерпнуть полезную информацию из этих опросов и впоследствии улучшить показатель?
Можно, но сложно:
1️⃣ NPS замеряется в отрыве от действий клиента - это значит, что покупку он мог совершить месяц назад и тут ему прилетает опрос - он может ответить все, что угодно в зависимости от своих воспоминаний, текущего настроения, погоды и фазы луны.
2️⃣ В результатах опроса могут быть комментарии, но в 90% случаев они очень общие и в 100% случаев не привязаны к конкретному процессу. Что делать с комментарием "у вас все плохо"?
3️⃣ Количество комментариев часто оказывается слишком малым. Например, если у вас есть несколько миллионов клиентов и вы ограничиваете количество опросов, конверсия может составлять всего 3-4%. В итоге вы получите около 1000 оценок и всего около 100 комментариев, из которых 90 будут слишком общими. На таких объемах принимать решения о внесении изменений в процессы слишком рискованно, а анализировать данные приходится вручную.
🤩 🤩 Самая распространенная боль компаний звучит примерно так - "Мы хотим стать клиентоориентированными! Мы поставили всем ТОПам NPS в KPI! Но почему-то ничего не поменялось..". Дело в том, что этот показатель слишком общий, и непонятно, какую задачу и какой команде ставить. Если NPS — единственная метрика, то она просто плывет по течению.
Каким компаниям NPS приносит наибольшую пользу? Маленьким! Чем меньше компания, тем меньше процессов, и тем проще вручную анализировать обратную связь и принимать решения о продуктах. Один и тот же комментарий клиента "дорого" будет восприниматься совершенно по-разному транснациональной корпорацией и начинающим стартапом. При этом стартапу нет смысла измерять более детальный клиентский опыт, так как он просто не сможет собрать достаточное количество откликов из-за небольшого числа клиентов.
❤️ Чем крупнее компания, тем полезнее детализированная обратная связь. #ВсеДляКлиента
Net Promoter Score - это показатель, который измеряет вероятность того, что клиенты порекомендуют компанию - наверняка, многие из вас сталкивались с простым вопросом и 11-балльной шкалой от 0 до 10.
Одним из основных преимуществ этой методологии является то, что она была четко и подробно описана Фредериком Райхельдом в 2003 году. Его целью было создать простой и понятный инструмент, поскольку существующие методы измерения клиентской лояльности были сложными и разными. Райхельд стремился к созданию универсального инструмента для сравнения компаний, и спойлер -
Как оно работает?
- если клиент ставит от
-
-
Далее из % Промоутеров вычитается % Критиков и получается NPS в диапазоне от
Но замер ради замера - дело не очень правильное. Можно ли почерпнуть полезную информацию из этих опросов и впоследствии улучшить показатель?
Можно, но сложно:
Каким компаниям NPS приносит наибольшую пользу? Маленьким! Чем меньше компания, тем меньше процессов, и тем проще вручную анализировать обратную связь и принимать решения о продуктах. Один и тот же комментарий клиента "дорого" будет восприниматься совершенно по-разному транснациональной корпорацией и начинающим стартапом. При этом стартапу нет смысла измерять более детальный клиентский опыт, так как он просто не сможет собрать достаточное количество откликов из-за небольшого числа клиентов.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍2
Измеряем клиентский опыт ч.2 - NPS продвинутый
Когда компании поняли, что классический NPS с трудом отвечает на вопрос "что делать?", пришла мысль - нужно замерять NPS по продукту, а еще лучше в точке контакта! И назвали это продуктовый или транзакционный NPS.
По сути, взяли готовую методологию с 11-ю баллами и вопросом "готовы ли вы порекомендовать нашу компанию?", а слово "компания" заменили на название продукта или сервиса. Кажется, что выглядит довольно просто, но...
Чтобы это заработало - необходимо:
1️⃣ Точно определить и научиться видеть в базе данных точку контакта.
2️⃣ Закрепить ответственного за каждый опрос - иначе вернемся к началу, где никто не знает, что делать.
3️⃣ Договориться между собой о том, как часто опрашивать клиентов - по сравнению с классическим NPS, клиент будет получать разные опросы каждые 5 минут кратно чаще и быстро уйдет в негатив, если не ввести контактную политику.
4️⃣ Составить логичный опросник для каждой точки контакта.
Еще раз взглянув на эти 4 составляющие, создается впечатление, что где-то мы это уже видели. Спойлер- да, это аналог CSI 😆
🤩 🤩 К сожалению, иногда ситуация доходит до абсурда. В стремлении строго следовать методологии NPS одна телекоммуникационная компания всерьез задает клиентам вопрос: "Насколько вы готовы рекомендовать наш процесс оплаты услуг?". Звучит немного странно, не так ли? Представьте, что вы сидите в баре с друзьями и вместо рекомендаций продуктов, сервисов или фильмов вдруг заявляете: "Я настоятельно рекомендую оплачивать мобильную связь только через терминал самообслуживания". Особенно забавно это выглядит, если у компании вообще нет других способов оплаты.
❤️ Новое - хорошо забытое старое. #ВсеДляКлиента
Когда компании поняли, что классический NPS с трудом отвечает на вопрос "что делать?", пришла мысль - нужно замерять NPS по продукту, а еще лучше в точке контакта! И назвали это продуктовый или транзакционный NPS.
По сути, взяли готовую методологию с 11-ю баллами и вопросом "готовы ли вы порекомендовать нашу компанию?", а слово "компания" заменили на название продукта или сервиса. Кажется, что выглядит довольно просто, но...
Чтобы это заработало - необходимо:
Еще раз взглянув на эти 4 составляющие, создается впечатление, что где-то мы это уже видели. Спойлер
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍2
Конец смены или очередной кейс в копилку 💩
Супермаркет известной сети, вечер пятницы, пустые полки, дикие очереди на обычных кассах и самообслуживании, наш герой встает в одну из них и залипает в телефон – ничего необычного и ничего не предвещало беды.
Но спустя минут 20, прямо перед его носом кассир торжественно объявляет конец своей смены и, как ни в чем не бывало, начинает пересчет выручки вместе с менеджером еще на 20 минут⁉️ В очереди меж тем еще 5 человек в полном недоумении, что им делать: ждать, бежать в другую очередь (вспоминаем наблюдение Этторе - соседняя очередь движется всегда быстрее).
Излишне говорить, что при возможности поставить оценку клиенты не будут себя сдерживать.
Что можно сделать, чтобы избежать подобных ситуаций:
1️⃣ Учитывать пиковую нагрузку при планировании смен - кажется довольно странным, что магазин не в курсе основных потоков клиентов и делает пересменку прям в час пик.
2️⃣ Разработать инструкции для сотрудников на такой случай - можно предупредить заранее клиентов, можно отложить пересчет, можно вывесить "шлагбаум" в конце очереди.
3️⃣ Включить в мотивацию оценку удовлетворенности - пока сотрудник сам не будет заинтересован в лояльности клиента, он не будет оказывать качественный сервис.
4️⃣ Ходить на гембу - когда управленцы начинают пользоваться своим же сервисом, они замечают гораздо больше и, самое главное, они могут на это быстро повлиять.
🤩 🤩 Самое удивительное, что мы точно знаем, в этой компании большой штат исследователей, они регулярно нанимают консультантов, что-то меняют в процессах, в оборудовании, создают инновационные тележки для продуктов. Но базовые процессы почему-то страдают. Зато есть тележки, которые не скрипят.
❤️ Грамотная приоритизация работы клиентского опыта - залог довольных клиентов. #КлиентНегодует
Супермаркет известной сети, вечер пятницы, пустые полки, дикие очереди на обычных кассах и самообслуживании, наш герой встает в одну из них и залипает в телефон – ничего необычного и ничего не предвещало беды.
Но спустя минут 20, прямо перед его носом кассир торжественно объявляет конец своей смены и, как ни в чем не бывало, начинает пересчет выручки вместе с менеджером еще на 20 минут⁉️ В очереди меж тем еще 5 человек в полном недоумении, что им делать: ждать, бежать в другую очередь (вспоминаем наблюдение Этторе - соседняя очередь движется всегда быстрее).
Излишне говорить, что при возможности поставить оценку клиенты не будут себя сдерживать.
Что можно сделать, чтобы избежать подобных ситуаций:
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍2
Измеряем клиентский опыт ч.3 - CSI и CSAT
Спросите 10 разных компаний, что такое CSI и вам дадут 10 похожих, но все же отличающихся определений - возможно, именно отсутствие единой методологии и побудило в свое время Райхельда создать NPS. Но это вовсе не значит, что показатель плох, наоборот, гибкость и адаптация позволяет в умелых руках добиться максимальной пользы для бизнеса.
CSI (Customer Satisfaction Index) - индекс, рассчитываемый по итогу опроса удовлетворенности какой-либо операцией.
CSAT (Customer Satisfaction Score) - индекс, рассчитываемый по итогу уточняющих вопросов в опросе CSI.
В отличие от NPS, вопросы звучат так:
CSI - "Насколько вы удовлетворены продуктом/сервисом..."
CSAT - "Насколько вы удовлетворены скоростью операции/качеством консультации/вежливостью оператора..."
🤩 🤩 Проще говоря, когда вы завершаете поездку в такси и вам предлагают поставить от 1 до 5 звезд - это CSI. Если при выборе менее 3 звезд вам предлагают быстрые ответы, что именно не понравилось - это CSAT.
Шкалы оценок встречаются самые разные - кто-то копирует подход NPS с 11-ти балльной шкалой, а кто-то делает просто 10 баллов (без 0), одни делают 6 баллов, другие - 5 по аналогии со школьными оценками. У каждой из версий есть сторонники, но на наш взгляд в России и СНГ наиболее эффективна 5 балльная система именно из-за знакомого паттерна оценки.
🤩 Наиболее частый комментарий в NPS при оценке 5 - "Все отлично". При том, что в NPS оценка 5 довольно плохая и показатель снижает - пользователь не хочет вникать в тонкости методологий, он видит цифру, ставит то, что считает хорошей оценкой и идет дальше заниматься своими делами.
❤️ CSI позволяет лучше изучить предпочтения клиента, а значит помогает вашему бизнесу. #ВсеДляКлиента
Спросите 10 разных компаний, что такое CSI и вам дадут 10 похожих, но все же отличающихся определений - возможно, именно отсутствие единой методологии и побудило в свое время Райхельда создать NPS. Но это вовсе не значит, что показатель плох, наоборот, гибкость и адаптация позволяет в умелых руках добиться максимальной пользы для бизнеса.
CSI (Customer Satisfaction Index) - индекс, рассчитываемый по итогу опроса удовлетворенности какой-либо операцией.
CSAT (Customer Satisfaction Score) - индекс, рассчитываемый по итогу уточняющих вопросов в опросе CSI.
В отличие от NPS, вопросы звучат так:
CSI - "Насколько вы удовлетворены продуктом/сервисом..."
CSAT - "Насколько вы удовлетворены скоростью операции/качеством консультации/вежливостью оператора..."
Шкалы оценок встречаются самые разные - кто-то копирует подход NPS с 11-ти балльной шкалой, а кто-то делает просто 10 баллов (без 0), одни делают 6 баллов, другие - 5 по аналогии со школьными оценками. У каждой из версий есть сторонники, но на наш взгляд в России и СНГ наиболее эффективна 5 балльная система именно из-за знакомого паттерна оценки.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍3
Измеряем клиентский опыт ч.4 - как считать CSI
Правильный расчет CSI включает в себя несколько важных факторов:
1️⃣ Уровень CSI – расчет может вестись для триггера (процесса), для продукта, для точки продаж или бизнеса в целом.
2️⃣ Количество ответов – опытным путем было установлено, что 300 оценок на один триггер – минимальное репрезентативное количество. Если будет меньше ответов, оценка будет сильно скакать из стороны в сторону.
3️⃣ Вес триггера – для оценки более высоких уровней (продукт и бизнес) потребуется присвоить вес каждому из триггеров.
4️⃣ Методика расчета – можно считать средневзвешенную оценку, а можно долю негатива. Первое полезно для более динамично меняющегося бизнеса, второе – для крупного и устойчивого.
🤩 🤩 Возьмем кофейню, которая работает в зале и на доставку. Будем считать, что это 2 разных бизнеса, а значит у каждого из них может быть свой CSI. Из статистики мы видим, что соотношение зал/доставка примерно 70/30 – это определяет вес каждого из бизнесов в общей оценке CSI кофейни. Внутри каждого бизнеса есть несколько продуктов: стандартный кофе, сезонный кофе, еда от сторонних поставщиков – веса по ним также определяются с помощью статистики продаж, т.е. чем больше продаж, тем больше вес в оценке. Каждый из этих продуктов можно оценить в опросе с помощью CSAT.
Выглядеть это будет так:
1️⃣ «Насколько вам понравился визит к нам / доставка?» – для каждого канала продаж (бизнеса) свой вопрос.
2️⃣ «Насколько вам понравился продукт 1 / 2 / 3?» – тут важно спрашивать клиента только о тех продуктах, которые он заказывает, чтобы не перегружать анкету и не вводить клиента в диссонанс.
Также в анкету можно добавить вопросы по интересующим вас процессам:
3️⃣ «Довольны ли вы скоростью обслуживания?»
4️⃣ «Довольны ли вы вежливостью персонала?»
🔤
В конечном итоге вы получаете полноценную картину, что клиенту понравилось и что не понравилось.
⁉️ А как сделать так, чтобы анкета не состояла из 100500 вопросов? Сначала опросите клиентов по наиболее весомым триггерам, например, по продукту 1 и процессу 1. Как только наберете 250-300 оценок, включайте в опрос следующие по важности продукты и процессы.
Итоговый расчет может быть в виде средневзвешенной оценки, например, 4.7⭐️ или в виде доли негативных оценок, например 20🛍 . Выбор методики зависит от того, где наиболее видна динамика и существует возможность быстро принять решение.
❤️ Правильный расчет CSI дает феноменальную возможность для улучшения ваших процессов. #ВсеДляКлиента
Правильный расчет CSI включает в себя несколько важных факторов:
Выглядеть это будет так:
Также в анкету можно добавить вопросы по интересующим вас процессам:
В конечном итоге вы получаете полноценную картину, что клиенту понравилось и что не понравилось.
Итоговый расчет может быть в виде средневзвешенной оценки, например, 4.7
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍4
Пятничная история... позитивная!
Обычно по пятницам мы рассказываем, с какими недочетами компаний мы сталкивались, но на днях попалась новость, от которой аж захотелось ввести рубрику #УдачноеРешение
🤩 🤩 Коротко - рестораны Москвы стали предлагать клиентам сигареты для перекуров. Красивые, в хьюмидорах - загляденье.
Почему это крутой сервис?
1️⃣ Эмпатия к клиенту - курильщиков всюду притесняют и им приятно, что где-то о них позаботились.
2️⃣ Нестандартное красивое решение - это не пачка беломорканала, это продукция с претензией.
3️⃣ Доступность - в новости не указано, но, кажется, что сервис должен быть бесплатным для клиента. Если нет - перенесем в рубрику #КлиентНегодует
4️⃣ Эксклюзивность - пока еще очень мало подобных заведений, что привлекает внимание и запоминается.
А бизнесу оно зачем?
😮 Удержание клиента. 90% выручки общепита - алкоголь. Чем больше алкоголя, тем больше курения. А любой курильщик с 99% вероятностью уйдет из заведения, когда кончатся запасы. Он не побежит в соседнюю лавку - лень. Он не купит в заведении - не тот ассортимент или оверпрайс. Вместе с тем стоимость даже хорошего табака ничтожна по сравнению с выручкой от алкоголя за лишние 30-60 минут пребывания в заведении.
❤️ Эмпатия. Нестандартность. Доступность. Эксклюзивность. Удачи в повторении #УдачноеРешение
Обычно по пятницам мы рассказываем, с какими недочетами компаний мы сталкивались, но на днях попалась новость, от которой аж захотелось ввести рубрику #УдачноеРешение
Почему это крутой сервис?
А бизнесу оно зачем?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍1
Измеряем клиентский опыт ч.5 - обращения клиентов
Обычно, внедрив NPS/CSI, все успокаиваются и называют это управлением клиентским опытом. Это не так!
На самом деле даже без дорогостоящих внедрений новых опросов, у которых конверсия в ответ в лучшем случае 7%, у компании есть огромный, безумно ценный поток обратной связи клиентов, который часто почему-то просто игнорируется и отдается на откуп колл-центру.
🔝 Обращения клиентов!
Каждый день в каждую компанию обращаются клиенты с множеством вопросов, которые у них возникают на самых разных этапах взаимодействия с компанией. Каждое из таких обращений, как правило, регистрируется в CRM, ему присваивается определенный классификатор, по которому в статистике можно сделать быстрый вывод, что именно вызывает больше всего вопросов у клиентов.
Почему это самый важный канал обратной связи?
1️⃣ Дорогой - каждое обращение стоит 130 рублей. Если ушло на разбор в бэк-офис - 330 рублей. Умножьте стоимость на 10-100-1000 тысяч в месяц, получится внушительная сумма издержек.
2️⃣ Токсичный для клиента - если клиент сам не разобрался и обратился в компанию, значит, проблема для него действительно важная. В опросах клиенты могут сказать, что им не нравится, но в целом это не мешает им пользоваться продуктом или услугой. С обращениями не так.
3️⃣ Информационный - в отличие от опросов, в момент обращения можно уточнить массу возможных деталей, что при должном анализе поможет устранить проблему.
4️⃣ Постоянный - клиент может пройти опрос, а может не пройти. Но обращения будут всегда. Если только вы не выключите колл-центр.
Как считать и работать с обращениями расскажем в следующем посте.
❤️ Жалоба клиента - подарок для компании. #ВсеДляКлиента
Обычно, внедрив NPS/CSI, все успокаиваются и называют это управлением клиентским опытом. Это не так!
На самом деле даже без дорогостоящих внедрений новых опросов, у которых конверсия в ответ в лучшем случае 7%, у компании есть огромный, безумно ценный поток обратной связи клиентов, который часто почему-то просто игнорируется и отдается на откуп колл-центру.
Каждый день в каждую компанию обращаются клиенты с множеством вопросов, которые у них возникают на самых разных этапах взаимодействия с компанией. Каждое из таких обращений, как правило, регистрируется в CRM, ему присваивается определенный классификатор, по которому в статистике можно сделать быстрый вывод, что именно вызывает больше всего вопросов у клиентов.
Почему это самый важный канал обратной связи?
Как считать и работать с обращениями расскажем в следующем посте.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍2
Какими инструментами сбора обратной связи вы пользуетесь?
Anonymous Poll
50%
NPS
44%
CSI и CSAT
63%
Обращения
19%
Другое
Измеряем клиентский опыт ч.6 - какие бывают обращения
В каждой компании принята своя классификация поступающих обращений, но в целом можно выделить 5 основных групп:
1️⃣ Консультации - самая распространенная группа - клиенты задают вопросы оператору, ответ на которые не нашли сами, например "Чем отличается продукт 1 от продукта 2"
2️⃣ Сервисные запросы - клиенты просят компанию оказать какой-либо сервис, например "Предоставьте мне справку по балансу моего счета"
3️⃣ Жалоба - клиент обращается с негативом, вызванным каким-либо продуктом или сервисом, но БЕЗ финансовых требований, например "У вас не работают фильтры в выборе продукта"
4️⃣ Претензия - клиент жалуется С финансовыми требованиями, например "Вы неправильно посчитали комиссию, верните деньги"
5️⃣ Повторы - эта группа включает в себя любое обращение из предыдущих групп, но при условии, что оно поступило 2+ раз по одному вопросу, например, клиент с разницей в пару дней задает вопрос об одном и том же продукте.
Как правильно приоритизировать задачи с помощью этих групп?
🤩 🤩 Один из возможных подходов - балльная система. Компания присваивает каждой из групп балл, соответствующий уровню затрат на обработку и негатива для клиента. Например, консультации и сервисные запросы - 1 балл, жалобы и претензии - 2 балла, повторы - 3 балла. Таким образом владелец продукта будет замотивирован работать не только с самым большим потоком безобидных консультаций, но и с дорогими и сложными претензиями и повторами.
❤️ Правильный учет обратной связи - первый шаг на пути к клиентоориентированности. #ВсеДляКлиента
В каждой компании принята своя классификация поступающих обращений, но в целом можно выделить 5 основных групп:
Как правильно приоритизировать задачи с помощью этих групп?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍2