Defront — про фронтенд-разработку и не только – Telegram
Defront — про фронтенд-разработку и не только
13.3K subscribers
21 photos
1.09K links
Ламповый канал про фронтенд и не только. Всё самое полезное для опытных web-разработчиков

Обсуждение постов @defrontchat

Также советую канал @webnya
Download Telegram
Рич Харрис — создатель svelte и rollup — пару дней назад рассказал про подход для создания js-free графиков, который был проверен в бою на сайте New York Times, — "A new technique for making responsive, JavaScript-free charts".

Идея состоит в том, чтобы генерировать noscript-разметку диаграммы на сервере. Весь текст и оси создаются с помощью обычного css и html, для того чтобы избавиться от искажений при изменении размера контейнера. То есть окончательная диаграмма представляет из себя "бутерброд" из html и noscript. Для упрощения создания подобных графиков Рич создал библиотеку Pancake, которая работает поверх Svelte. Благодаря ей создаваемые диаграммы можно прогрессивно улучшать, добавляя интерактивность после инициализации js.

Pancake не является серебряной пулей — при большом количестве отображаемых данных есть проблемы с производительностью. Рич пишет, что планирует добавить поддержку рендеринга с помощью <canvas>.

#chart #library #noscript #svelte

https://dev.to/richharris/a-new-technique-for-making-responsive-javanoscript-free-charts-gmp
В блоге v8 появилась статья про использование SIMD в WebAssembly — "Fast, parallel applications with WebAssembly SIMD".

SIMD (Single Instruction, Multiple Data) — набор низкоуровневых инструкций процессора, которые позволяют распараллеливать обработку данных в рамках одного ядра. SIMD используется для ускорения работы кодеков, алгоритмов обработки изображений, компьютерного зрения и т.п. Чтобы web-приложения могли использовать SIMD-операции, разрабатывается расширение стандарта WebAssembly. В окончательном стандарте набор инструкций будет ограничиваться только теми инструкциями, которые можно использовать вне зависимости от архитектуры процессора.

Разработчики v8 представили экспериментальную реализацию предложения, благодаря ей демо отслеживания жестов рук ускорилось в пять раз. Демку можно запустить в последней версии Chrome, включив "WebAssembly SIMD support" в chrome://flags/.

#webassembly #v8

https://v8.dev/features/simd
https://storage.googleapis.com/mediapipe-viz.appspot.com/wasm-demos/hand-tracking-simd/hand_tracking_demo.html
Орта Терокс написал статью про опыт перевода основного сайта TypeScript на Gatsby — "Why the TypeScript team is using Gatsby for its new website".

Старая версия сайта собирается с помощью Jekyll. Это хороший инструмент, но он плохо масштабируется — на сотнях статей, сборка сайта занимает очень много времени. С учётом того, что на сайте TypeScript могут появиться переводы на разные языки и новые статьи, Jekyll не самое подходящее решение. У Gatsby таких проблем с производительностью нет. Дополнительно его можно подружить с TypeScript, и весь код страниц будет проверяться статически. В статье есть небольшая инструкция, как это сделать.

Если работаете с Gatsby и планируете прикрутить к нему TS, то эта статья может быть полезна.

#gastby #react #typenoscript

https://www.gatsbyjs.org/blog/2020-01-23-why-typenoscript-chose-gatsby/
Сегодня на хабре появилась статья Александра Воронянского про опыт модернизации фронта Маркета — "Как переписать фронтенд нагруженного проекта и не потерять главного".

Очень интересно было почитать статью, так как я непосредственно участвовал в описанных событиях. Изначально Маркет работал на xml-based технологиях. Серверная часть фронтенда обслуживалась xnoscript — технологией Яндекса, практически вышедшей из употребления в компании. Представьте, что если бы вы писали node.js приложение, но с помощью xml со вставками на JavaScript. Примерно так выглядела работа с xnoscript. Сейчас серверный фронт работает на Node.js, на клиенте используется React.

Маркет — это большой проект, который нельзя было заморозить для перевода на новый стек. Перенос осуществлялся постранично. Чтобы не просадить производительность, был настроен сбор клиентских метрик, которые показывали деградации в миграции. В конце статьи есть несколько советов по миграции больших проектов.

В общем, интересная и полезная статья. Почитайте, если у вас планируется что-то подобное.

#yandex #experience #migration

https://habr.com/ru/company/yandex/blog/486146/
Совсем забыл рассказать здесь. С понедельника я веду коллективный твиттер-аккаунт JS-сообщества — jsunderhood.

Уже написал два больших треда:
1) Про Defront — https://twitter.com/jsunderhood/status/1224284390739542016?s=20
2) Про Историю JS и JS-экосистемы — https://twitter.com/jsunderhood/status/1224595199294345217?s=20

Рекомендую почитать про историю JS — получился очень хороший тред. Про Defront почитайте, если интересна жизнь в телеграме и процесс написания статей.
В блоге v8 появилась статья о том, как читать спецификацию ECMAScript — "Understanding the ECMAScript spec, part 1".

В статье разбирается спецификация метода Object.prototype.hasOwnProperty. Рассматривается отличие типов языка (могут использоваться обычными программистами, например, null, undefined, Boolean, Number, String) от типов спецификации (используются только для описания спеки, например, Completion Records). Разбирается понятие слотов (slots), которые обозначаются в спецификации с помощью двойных квадратных скобок: o.[[Prototype]], o.[[GetOwnProperty]](). Описывается конструкция, которая выглядят как вызов функции в языке, но на самом деле ей не является.

Очень клёвая статья. Must read для тех, кто хочет научиться понимать спецификацию. Жду вторую часть.

#js #specification #tutorial

https://v8.dev/blog/understanding-ecmanoscript-part-1
Недавно вышла новая версия Chrome. Пит Лепаж рассказал про самые интересные и важные обновления — "New in Chrome 80".

Web-воркеры теперь поддерживают ESM. Эта фича позволила улучшила производительность и эргономику работы с воркерами. Для включения поддержки ESM при вызове конструктора Worker необходимо передать вторым аргументом {type: "module"}.

Появилось несколько новых API, делающих PWA удобнее. Contact Picker API позволяет пользователям выбирать контакты из своей адресной книги. С помощью метода getInstalledRelatedApps() можно проверить, установлено ли основное нативное приложение, чтобы не надоедать пользователю лишней рекламой. Периодическая фоновая синхронизация данных позволяет поддерживать контент PWA в актуальном состоянии.

В рамках origin trail доступен Content indexing API, благодаря которому PWA может получить доступ к списку закешированных ресурсов. Появился Notification triggers для отложенной отправки нотификаций.

В JS появилась поддержка optional chaining obj?.prop. Favicon теперь может использовать SVG-изображения. Установка display: minimal-ui в PWA включает отображение кнопок назад и перезагрузки. Ещё в анонсе сказано, что можно ссылаться на любой текст на странице используя #:~:text=something, но у меня эта фича почему-то не работает.

В консоли девтулзов теперь можно без боли использовать class и let — больше нет ошибки из-за переопределения идентификатора. Началась работа над поддержкой DWARF Debugging Standard для улучшения дебага WebAssembly. На панели "Network" в "Initiator" можно отобразить цепочку запросов в виде вложенного списка — это облегчает поиск инициатора запроса.

#release #chrome #announcement

https://developers.google.com/web/updates/2020/02/nic80
Вчера вышла девятая версия Angular. Стивен Флюин рассказал про новый релиз в статье "Version 9 of Angular Now Available — Project Ivy has arrived!".

Девятая версия самое большое обновление Angular за последние три года. В этой версии по умолчанию включён Ivy — новый компилятор и пайплайн рендеринга. Благодаря ему Angular теперь может компилировать компоненты на этапе сборки, ускоряя рендеринг и инициализацию приложения. Также благодаря Ivy бандлы приложения получаются до 40% меньше. В этой версии был улучшен developer experience: добавлены новые возможности для дебага приложения, улучшены сообщения об ошибках, улучшена статическая типизация шаблонов (ngIf, ngFor, ng-template, etc).

Вышел очень интересный релиз. Обязательно попробую его потыкать, когда будет время.

#angular #release #announcement

https://blog.angular.io/version-9-of-angular-now-available-project-ivy-has-arrived-23c97b63cfa3
Какой основной редактор/IDE используете для разработки на JavaScript, CSS, HTML, TypeScript, JS+Flow, Elm, ReasonML?
Final Results
1%
Atom
0%
Brackets
1%
Emacs
40%
JetBrains IDEs (WebStorm, IntelliJ IDEA etc.)
3%
Sublime Text
0%
TextMate
2%
Vim/NeoVim/Oni
3%
Visual Studio
49%
Visual Studio Code
1%
Другое
Недавно вышел Yarn 2. Джэмон Холмгрен из Inifinite Red поделился, к чему пришла команда после оценки перехода c первой версии Yarn на вторую версию и NPM — "Yarn 1 vs Yarn 2 vs NPM".

При сравнении пакетных менеджеров учитывался уровень поддержки, скорость, предсказуемость сборок, надёжность, распространение среди сообщества, кеширование, стоимость перехода и дополнительные фичи.

Краткие итоги статьи. По уровню поддержки победили Yarn 1 и NPM — Yarn 2 не поддерживает React Native; для них это было критично. По скорости установки пакетов победил Yarn 1. С утилизацией кеширования не было замеров, но разработчики утверждают, что Yarn 1 потребляет меньше траффика по сравнению с NPM. Также Yarn 1 распространён среди сообщества React/React Native. Многие дополнительные фичи, которые предоставляет Yarn 2 некритичны для их проектов. Мне показалось сомнительным, что в пункте про надёжность и предсказуемость NPM немного уступил Yarn 1 из-за статьи 2018 года. После оценки команда решила остаться на Yarn 1.

Рекомендую почитать статью, если вы тоже задумываетесь о переходе на новый пакетный менеджер.

#package #yarn #npm #comparison

https://shift.infinite.red/yarn-1-vs-yarn-2-vs-npm-a69ccf0229cd
Юан Чуан написал статью о том, как сделать треугольник Серпинского с помощью CSS и одного div — "Single div Sierpinski triangle".

Треугольник Серпинского — это фрактальная структура, состоящая из большого количества треугольников, образующих паттерн. Идея его отрисовки с помощью CSS заключается в наложении друг на друга нескольких слоёв повторяющихся и уменьшающихся прямоугольных треугольников, создающихся с помощью линейного градиента. Первая половина треугольников на всех слоях закрашивается цветом, а вторая остаётся полностью прозрачной. После отрисовки всех слоёв с треугольниками применяется transform: skew() для трансформации прямоугольного треугольника в равнобедренный.

Красивое решение задачи. Рекомендую посмотрерть.

#css #fun

https://yuanchuan.dev/single-div-sierpinski-triangle
Ахмад Шадид написал статью про "Intrinsic Sizing In CSS".

Черновик стандарта "Intrinsic & Extrinsic Sizing" описывает поведение блоков при указании внешних размеров (extrinsic), и размеров, которые определяются содержимым элемента (intrinsic). То есть extrinsic sizing — это 10px, 20% и т.п. ( width: 100% ), а intrinsic — min-content, max-content и fit-content ( width: min-content ). Благодаря intrinsic-свойствам вёрстка макетов для динамического контента становится проще. При их использовании с гридами можно делать такие макеты, которые невозможно было сделать другими средствами CSS. Все основные свойства intrinsic sizing поддерживаются современными браузерами.

Никогда раньше не сталкивался с intrinsic sizing. "Can I Use" показывает, что эти свойства доступны с третьей версии Firefox и 22-ой версии Chrome. В общем, очень рекомендую посмотреть статью и потыкать примеры.

#css #layout

https://ishadeed.com/article/intrinsic-sizing-in-css/
Сегодня вышла новая версия Firefox 73. Крис Миллс рассказал про нововведения в браузере — "Firefox 73 is upon us".

Больших фич в новом релиз нет, но есть обновления web-платформы. Были добавлены CSS-свойства overscroll-behavior-block и overscroll-behavior-inline, которые являются логическими маппингами для overscroll-behavior-x и overscroll-behavior-y. Благодаря этому свойству упрощается настройка прокручиваемых элементов внутри других прокручиваемых элементов для языков с вертикальным письмом. Появились новые поля yearName в relatedYear в DateTimeFormat.prototype.formatToParts(), которые могут использоваться для форматирования CJK (Chinese, Japanese, Korean) календарей. У форм появился новый метод requestSubmit, который имитирует клик по кнопке отправки (type="submit") — отправляется событие submit и происходит валидация формы до отправки данных.

В инструментах разработчика ускорили работу панели "Network". Оптимизировали работу со скриптами, содержащими большой объём соурс мапов, теперь такие скрипты загружаются гораздо быстрее. Инспектор веб-сокетов стал поддерживать ещё один формат — WAMP.

#firefox #release

https://hacks.mozilla.org/2020/02/firefox-73-is-upon-us/
В конце января Аксель Раушмайер написал статью про типизацию объектов в TypeScript — "Typing objects in TypeScript".

В статье подробно описывается разница между типами Object и object. Объекты типа Object (с заглавной буквы "О") — это все инстансы класса Object. Объекты типы object (со строчной буквы "o") — представляют собой все непримитивные значения. При этом тип Object включает примитивные значения:
function f(x: Object) { }
f('abc'); // OK


Ещё в статье рассказывается про интерфейсы, про избыточные свойства, разбирается разница между структурной и номинальной системой типов.

Хорошая статья. Рекомендую почитать, если работаете с TypeScript.

#typenoscript

https://2ality.com/2020/01/typing-objects-typenoscript.html
Инженеры Plaid рассказали про свой опыт распаралеливания Node.js-приложения — "How we 30x'd our Node parallelism".

В инфраструктуре проекта было 4000 контейнеров с Node.js-приложением. Запросы не обрабатывались параллельно — каждый контейнер в один момент времени мог обрабатывать только один запрос. Попытка параллелизации выявила проблему с очень сильным потреблением памяти. Она была вызвана кодом, собирающим данные для отладки. Проблему успешно решили. По ходу дела заменили непроизводительную библиотеку для поточной обработки JSON-данных с bfj на JSONStream, нашли некорректную настройку в клиенте s3 и тонко настроили работу сборщика мусора.

После всех оптимизаций каждый воркер без проблем стал обрабатывать 30 запросов. Это позволило снизить количество контейнеров с 4000 до 130 и уменьшить затраты на инфраструктуру.

Статья большая и очень хорошая. Довольно редко встречаются статьи про опыт оптимизации больших проектов. Очень рекомендую почитать, если у вас крутятся сервисы на Node.js.

#nodejs #performance

https://blog.plaid.com/how-we-parallelized-our-node-service-by-30x/
https://habr.com/ru/company/ruvds/blog/483688/ (перевод)
Омар Алшакер написал статью про свои эксперименты со временем в web'е — "4 Creative Ways to JavaScript Timing in Browsers".

Самое интересное в статье — идея реализации подобия таймера с микросекундным разрешением. Его можно создать с помощью веб-воркера и вызовом метода performance.now() в бесконечном цикле. Другие советы по сути бесполезные, но интересные с точки зрения изобретательности. Например, можно сделать подобие setInterval запустив бесконечную анимацию на DOM-элементе и подписавшись на событие animationiteration. Что-то похожее можно сделать с SVG-элементом, используя SMIL-анимацию, но подписываться надо на событие repeat. Для реализации своей версии setTimeout можно использовать KeyframeEffect из Web Animation API (экспериментальное api).

Статья небольшая и не очень серьёзная. Стоит почитать, если интересна тема нестандартной эксплуатации возможностей web-платформы.

#js #experimental #fun

https://blog.omaralshaker.com/creative-ways-to-javanoscript-timing/
Кристофер Хиллер из IBM рассказал как эффективно работать с Diagnostic Repots в Node.js — "Debugging NodeJS in Production with Diagnostic Reports".

Diagnostic Reports был добавлен в Node.js 11.8. С помощью этой фичи можно получить много полезной информации, которая может помочь при поиске проблем. Diagnostic Reports генерирует большой отчёт — JSON-файл, в котором есть данные про окружение, используемые разделяемые библиотеки, текущее состояние event loop и т.п. Кристофер представил утилиту report-toolkit, которая облегчает работу с отчётом. Эта утилита может быть полезна при поиск причин зависаний, анализ моргающих процессов (работает в одном окружении, падает в другом).

Полезный доклад. Рекомендую посмотреть, если работаете с нодой.

#talk #nodejs #debug

https://www.youtube.com/watch?v=PLiar_Aj9gs
Сергей Мелюков (контрибьютор Webpack) написал статью про новую экспериментальную фичу Webpack 5 Beta — Asset Modules.

Традиционный подход работы с ассетами (noscript, png, woff, etc.) подразумевает установку и настройку дополнительных загрузчиков: file-loader, url-loader, raw-loader. Asset Modules — это новая фича, благодаря которой Webpack может работать с ассетами "из коробки" без установки дополнительных загрузчиков.

Asset Modules добавляет несколько типов ассетов:
asset (копирование файла в dist при превышении лимита на размер файла и инлайн файла, если его объём меньше лимита)
asset/inline (аналог url-loader — файлы, попадающие под этот тип, инлайнятся всегда)
asset/resource (аналог file-loader — файлы, попадающие под этот тип, всегда копируются в dist)
asset/source (аналог raw-loader — инлайн файла в бандл в неизменном виде)

Asset Modules — это экспериментальная фича. Разработчики ждут от пользователей обратную связь.

#webpack #bundler #experimental

https://habr.com/ru/post/488464/ (на русском языке)
https://dev.to/smelukov/webpack-5-asset-modules-2o3h
Недавно Иван Акулов в своём блоге рассказал про все современные подходы добавления полифиллов для JS — "How to load polyfills only when needed".

На данный момент есть три актуальных подхода:
1) С помощью Polyfill.io. Это сторонний сервис, который определяет браузер по UA string и возвращает скрипт только с теми полифиллами, которые, действительно, нужны. Есть недостаток — добавляет 50-300мс к TTI.
2) Используя паттерн "module/nomodule". Если скрипт содержит type="module", он не будет выполняться в тех браузерах, которые не поддерживают ECMAScript Modules, то есть в старых браузерах. Если скрипт содержит аттрибут nomodule, то этот скрипт не будет выполняться в новых браузерах. Благодаря этим атрибутам новые и старые браузеры могут загружать необходимый набор полифиллов. Этот паттерн нельзя использовать, если требуется определение фич выше ES2015.
3) Используя опцию useBuiltins в @babel/preset-env, babel может подключать полфиллы только для тех браузеров, которые были указаны в конфиге. useBuiltins не самое лучшее решение, если необходима поддержка старых браузеров.

Серебряной пули нет, но при необходимости эти подходы можно комбинировать друг с другом.

Статья хорошая, очень рекомендую почитать, если занимаетесь оптимизациями.

#perfromance #polyfill

https://3perf.com/blog/polyfills/
Том МакРайт — разработчик Mapbox и OpenStreetMap — недавно опубликовал статью про отличия реализаций математических функций в JavaScript-движках — "Math keeps changing".

Однажды Том столкнулся с падающими тестами в своей библиотеке для работы со статистическими функциями. Тесты падали в 12-ой версии Node, в 10-ой всё было ок. Его это заинтересовало, и он пошёл смотреть реализации движков и читать спецификацию.

В спецификации ECMAScript сказано, что в ней нет точного описания поведения математических функций (sin, cos, exp, pow, random, sqrt и т,п,). Разработчики стандарта пошли на такой шаг, чтобы в JavaScript-движках можно было использовать все преимущества нижележащей платформы, например, специфичные команды CPU для работы с тригонометрией. Именно из-за этого падали тесты Тома. Исторически V8 использовал свою собственную библиотеку для математических функций, затем использовал JavaScript-порт fdblibm, сейчас там используется C-версия fdblibm.

Для того чтобы предотвратить подобные ошибки, результат вычислений сравнивают относительно малой величины "эпсилон" — Math.abs(result - expected) < epsilon. Можно также использовать функции из библиотеки stdlib-js, но они работают не так быстро как их соседи из библиотек, скомилированных в нативный код.

В общем, мне статья очень понравилась. Рекомендую почитать.

P.S. Спасибо за ссылку на статью улетает Олегу Ковалёву (@oleg_log)

#js #math

https://macwright.org/2020/02/14/math-keeps-changing.html
Сегодняшний пост будет про софт сикллы. Николас Закас — лид eslint и автор книг про JavaScript — позавчера опубликовал пост про свой подход к решению проблем в программировании, в менеджменте, в быту, — "How I think about solving problems".

При решении любой проблемы Николас задаёт себе пять вопросов:
1) Действительно ли это проблема?
2) Эта проблема должна быть решена?
3) Эта проблема должна быть решена сейчас?
4) Эту проблему должен решать я?
5) Есть ли более простая проблема, которую можно решить вместо этой?

Цель каждого вопроса — раскрыть какую-то уникальную часть проблемы, максимально эффективно распределяя свои возможности.

"Есть много подходов к решению проблем, и я не уверен, что мой подход будет работать для всех. Но иметь хоть какой-то подход лучше, чем не иметь вообще никакого подхода. В жизни есть много проблем, с которыми нам приходится сталкиваться, большие и маленькие. Хорошо определённая воспроизводимая стратегия — это самый простой путь сделать решение любой проблемы более посильной задачей".

Статья хорошая, рекомендую почитать.

#productivity #list #musings

https://humanwhocodes.com/blog/2020/02/how-i-think-about-solving-problems