Design In Details – Telegram
Design In Details
2.43K subscribers
4.82K photos
189 videos
10 files
421 links
Авторский взгляд на историю дизайна. Выставки, книги, статьи, конференции и другие детали профессиональной жизни куратора и педагога Алёны Сокольниковой: www.sokolnikova.com
@AlyonaSokolnikova
Download Telegram
🪆 Продолжу пост коллеги из сообщества дизайн-админов. (Про советский дизайн уже завтра допишу).

👁 Дискуссия была вокруг термина насмотренность. Пока одни продолжают, ссылаясь на Ожегова, считать, что такого слова нет в русском языке, другие – номинируют его на слово года.

👀 Действительно, в последнее время этот профессиональный жаргонизм особенно пошёл в массы. Но проблема, на мой взгляд, не в самом термине, а в том, как узко и буквально его интерпретируют многие популярные СМИ. Приравнивая сам процесс смотрения к получению качественно нового результата в работах или художественном вкусе смотрящего.

📚По аналогии с чтением замечу, что можно быть начитанным, но не умным или не талантливым писателем/учёным. Тут, кажется, все понимают, что если это не критическое чтение, включающее анализ и литературный/научный разбор текста, то и польза от него будет минимальная (кроме чистого развлечения, ну может быть улучшения грамотности или профилактики деменции).

🎓 Абсолютно то же самое и с насмотренностью! Тут на помощь приходит термин визуальная грамотность (visual literacy). Если грамотность, это владение письменным языком (умение расшифровывать написанные сообщения и создавать свои). То визуальная грамотность имеет дело с визуальной коммуникацией (как разновидностью невербальных языков общения).

📸 Насмотренность, как способность считывать и анализировать визуальную информацию (формы, цвета, композицию, образы и символы, исторические и культурные отсылки и т.п.), является составляющей визуальной грамотности, которая уже позволяет вам полноценно с этой информацией взаимодействовать.

📺 В мире произошедшего «Визуального поворота» – важность этих навыков в повседневной жизни людей, и тем более, дизайнеров, архитекторов, художников и т.п. - непрерывно возрастает. Сейчас уже знают и про роль раннего визуального опыта для развития мозга младенцев, и про теории влияния различных типов ландшафтов и общей насыщенности визуальной среды на разные традиционные культуры…

🧩 Каждый раз, когда вы ориентируетесь в навигационной системе аэропорта, интерфейсе мобильного приложения, ряду упаковок товаров в супермаркете, или делаете пост с фотографиями из отпуска – вы используете свои навыки визуальной грамотности.

🏝Филлип Мэггс, автор знаменитого учебника по истории графического дизайна, в другой своей книге (Type&Image) приводит пример про волонтёров, которые поехали читать лекцию о гигиене членам какого-то архаического племени. Целью было - остановить эпидемию заболевания переносчиками которого были местные мухи.

🪰 Зная, что идут к неграмотным людям, волонтёры подготовили большие методические плакаты с крупными изображениями насекомых, о которых они будут говорить. Но лекция имела обратный эффект - местные жители вышли с неё успокоенными, т.к. им рассказали про страшных огромных мух, а у них то они маленькие и безобидные!
Их уровень визуальной грамотности позволил им считать информацию с плакатов только буквально.

❗️Итак, насмотренность это ваш визуальный опыт + его анализ. Это первый шаг на пути как формирования вашей визуальной грамотности, так и вкуса, но одной насмотренности для этого недостаточно, нужно учиться дальше.

📖 В качестве рекомендаций для чтения – привожу подборку с фотографиями книг из моей домашней библиотеки (большую их часть я купила, пока преподавала в Британке). Про одну из этих книг расскажу подробнее в следующем посте.

👩‍🎓 И напоминаю вам про нашу онлайн-конференцию. Ранняя цена на билеты уже закончилась, но скидка от моего канала – ещё действует.

#VisualLiteracy #VisualCulture #VoprosOtvet
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍4🔥31
🪆 В качестве рекомендации по теме насмотренности я выбрала книгу классика американского модернизма Джорджа Нельсона «Как видеть: визуальное путешествие по миру, который Бог никогда не создавал» (в официальном русском переводе «Как видеть: визуальное путешествие по миру, созданному человеком), 1977 (у меня переиздание 2017 года).

👨‍🏫 Джордж Нельсон (1908–1986) получил известность благодаря своему сотрудничеству с компанией Herman Miller, для которой он создавал популярные предметы мебели и аксессуары, также привлекая к работе Чарльза и Рей Имзов, Исаму Ногучи и др.
Кроме того, Нельсон был теоретиком, автором статей и книг, в которых обсуждал эстетические и функциональные аспекты дизайна. Дизайн для него, в первую очередь, оставался формой коммуникации.

📸 Основа книги – серия оригинально сопоставленных друг с другом чёрно-белых фотографий предметов городской среды или интерьера, найденных или снятых самим Нельсоном.
Фотографии сгруппированы по разделам: Коммуникация — Искусство — Старые вещи — Мобильность — Геометрия и другие упражнения — Город — Дизайн для выживания —Стандартизация/Разнообразие/Эволюция.

🎞 Они сопровождаются короткими и ироничными комментариями Нельсона. Как вспоминает Этторе Соттсасс младший, Нельсон любил показывать слайд-шоу из своих фотографий коллегам и гостям, смело сопоставляя детали, выхваченные им из окружающей повседневности. Можно сказать, что эта книга устроена как инстаграм-канал до инстаграма.

➡️ Книга содержит несколько простых игровых упражнений для включения «визуальной осознанности». Например, автор предлагает посчитать, сколько и каких изображений стрелок встретиться тебе по пути куда-то. Перечислить по памяти детали обстановки своего жилища, или сфотографировать сколько лиц (людей или животных, плоских или объёмных) находится у тебя в гостиной. У себя он насчитал - 400! 🤯

👀 Конечно, почти пол века спустя жизнь сильно изменилась. Многое из того, о чём писал Нельсон уже стало новой нормой (в том числе и благодаря влиянию его идей), но кое-что меняется не так быстро как хотелось бы… Например, в разделе «визуальные помехи» написано про чиновников, устанавливающих дорогую уличную скульптуру в неподходящих местах, лишая её удачных видовых точек.

📖 Приведу ещё фрагмент из книги:
«...визуально безграмотные люди не способны отличить хороший дизайн от плохого. Именно поэтому интерьеры большинства домов выглядят так, как будто их оформлял слепой. Комнаты в отелях в большинстве случаев отличает та же безвкусица и посредственность визуальных решений. Возможно, так происходит оттого, что управляющие хотят предоставить своим гостям возможность отдохнуть 'как дома', в знакомой обстановке.»

👁 Напомнило мне цитату голландской дизайнерки Ирмы Бом, знаменитой своими книгами: «Дизайнеры – не читают! Некоторые ещё и не смотрят»)))

🤓 И ещё одну цитату искусствоведа Ивана Пунина (1928), с которой я люблю начинать некоторые свои лекции: «Мы много говорим о спасении русской культуры. Поговорить об искусстве мы охочи, а смотреть вещи не любим и не умеем. Для этого у нас нет достаточной культуры. Надо смотреть, смотреть и смотреть!»

🤗 Приложу ознакомительный фрагмент русскоязычного издания в комментарии. Пишите, какие любимые книги или каналы по теме есть у вас? Желаю вам хорошего чтения и приятного визуального опыта на выходных. 🙏

#VisualLiteracy #VisualCulture #BookReview #GeorgeNelson
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍73
🪆 В рамках пятнично-субботней рубрики про советский дизайн приведу фрагмент из большого «интервью по переписке», которое я в 2019 году брала у очень интересного советского дизайнера Леонида Ентуса, работающего сейчас в США. Пожалуйста, обратите внимание, что использование материалов этих постов возможно только с личного разрешения автора.

🎰 Недавно коллега рассказал мне о подготовке книги про советские игровые автоматы, и я сразу вспомнила эту историю! Вот, что написал мне об этом сам Леонид:

🚥«Вы спрашиваете «о вашем проекте цвето-музыкальной игровой установки для «Союзтеапром». 1985» … Заказ от «Союзтеапром» оказался не в мастерской Шпака, а в Комиссии по Распределению Заказов КДОИ* (*Моё примечание: Комбината декоративно-оформительского искусства – про эту организацию надо будет рассказать отдельно, но вот, например, интервью на тему)…

🎲…Я не помню деталей, но в одно прекрасное утро в моей мастерской появились два представителя из «Союзтеапром». Они рассказали, что в течении многих лет успешно выпускают пиратские копии иностранных игральных автоматов, но сейчас они готовы сказать свое оригинальное слово в этой области. Вот только им нужна новая концепция игровых машин. Потому что если зарубежные автоматы нацелены на выкачивание денег населения, то советские должны иметь другую концепцию, и они надеются, что я помогу им такую найти. 

👨‍🎨 Через несколько дней я предложил им концепцию создания автоматов-тренажеров для всестороннего и гармоничного развития личности советского человека. «Кто же этого не знает. Такими и должны быть советские игровые машины» - согласился заказчик и мы решили продолжать работы.

📝 Вот тут и начались административными сложности, о которых вы спрашиваете в вопросах к интервью. Мастерская Шпака попыталась меня отринуть как чужеродное тело, а ХудСовет проектной мастерской не мог принимать дизайнерские проекты. Пришлось доказывать в инстанциях, что по образованию я художник-конструктор и член Союза Художников, следовательно по уставу ХудФонда они не могут мне отказать в работе.

🏀 Первый проект всё же основывался на старом игральном автомате «Баскетбол». У него было очень много кнопок с цифрами и плохо считываемые соответствующие цифры на игровых ячейках поля.  Детям манипулировать такой панелью управления было сложно. Я предложил детский вариант «Минибаскетбол» на том же электро-механическом принципе, но с уменьшенном количеством ячеек игрового поля и другой геометрией и с цветовым кодированием вместо цифр. 

🔻Треугольные кнопки соответствовали цвету игровых ячеек и ориентированы соответственно. По моему мнению это должно было развивать пространственное ориентирование у детей.

💻 Я знаю, что вы выставляли старый «Баскетбол» в Манеже, но я нашел картинки в интернете чтобы показать панель с кнопками.»
Окончание в следующем посте.

#SovietDesign #LeonidYentus #Interview #Archive #Games
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍2
🪆 «… После одобрения заказчиком я перешел к более радикальным концепциям. Мне захотелось военизированную «ДОСААФ»-овскую агрессивную тенденцию игральных автоматов заместить творческой инициативой масс. Мне захотелось использовать психологическую готовность человека побренчать на открытом пианино если его никто не видит. Чтобы поощрить эту готовность и облегчить задачу ребенку без музыкальной подготовки и не знающему нотной грамоты я придумал цвето-музыкальную игру-стрелялку. 

🌈Основой запоминания нот-звуков должна была стать аналогия семи цветов спектра и семи нот октавы. Я знал об экспериментах Скрябина и еще больше меня интересовали идеи Кандинского о цвете, но это было слишком сложно для моих целей. Для игры достаточно аналогии «спектр — октава». 

🎷Визуальная форма этих автоматов должна была своей иронией подавлять агрессивность и освободить от угрюмой серьезности музыкальных упражнений. Убедить, что подбирать музыку на слух легко, что это веселая игра. 

🎺Совершенство форм и соответствие функции поражает в работах анонимных дизайнеров и музыкальных инструментов, и оружейников. Соединение и противопоставление этих несовместимых, но прекрасных «дизайнов» должно пробуждать творческий импульс.

🎡Визуальные варианты автоматов были не просто поиском. Предполагалось производить их все для создания атмосферы оркестра. Они должны были сверкать, звучать и светиться в отличии от традиционных ящиков и сундуков. Каждый мог обладать особенностью звучания, хотя можно было переключать регистры. Каждый должен был иметь 2-3 октавы и иметь не только основные ноты, но и «бемоли», выделяемые размером или местоположением.

🎹 Их расположение копировало клавиатуру баяна или рояля. Это могло помочь знакомству с существующими инструментами.

🎼 Каждый автомат обладал качественными динамиками и регулировкой уровня звука. В режиме привлечения автоматы должны были проигрывать несложные мелодии, зажигая лампы соответствующих цветов и сразу указывать на связь между цветом и звуком.

🤹‍♂️ Монетоприемник переключал автомат в режим игры. 
Играющий мог выбрать между Режимом «репетитора», когда автомат предлагал попасть в зажегшуюся лампу и извлечь звук за звуком и режимом свободной музыкальной игры, когда игрок освоится. Кроме этого, игрок мог менять темп в обоих режимах.

🔭Работа сдавалась и утверждалась заказчиком и худсоветом постадийно. Каждая стадия оплачивалась отдельно. При этом заказчик был полон энтузиазма, а худсовет был явно в не своей тарелке от разгула постмодернизма. Особую аллергию у него вызывало «ружьё». В результате многочисленных переделок оно превратилось в «костыль». Но удалось спасти основное.

🐸 Заказчик оплатил все стадии и переделки, но от внедрения отказались заводы-изготовители. Им было экономически невыгодно менять всю технологию и «оснастку». Вот так и закончился этот проект, хотя был задуман еще и автомат-прыгалка «Лягушонок» на координацию движений для самых маленьких.

Как вам такая история, интересно? 🤓

#SovietDesign #LeonidYentus #Interview #Archive #Color #Games
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍5🔥3
🪆 Фейсбук напомнил мне, что я хотела купить на ёлку два года назад. Всё ещё хочу)
Зато сгенерировала по-быстрому пару альтернатив, чтобы отвлечься. Картинки 4-9 ещё сырые, конечно, но при желании можно доработать. 😅

🎄Эти украшения, разработанные в 1929/30 годах в Дессау, приписываются архитектору из Баухауса Йоханесу Габриелю (Johannes Gabriel), про которого мало что известно. Оригиналы были найдены в семье коллекционера, купившего многие предметы напрямую из школы.

Идея для нового года в стиле Баухаус, надо срочно что-то самой смастерить, а то ценник кусается 😅
🔺🟡▪️🔷🔸🔻

Чем-то на костюмы для триадического балета Оскара Шлеммера похоже, так что простор для фантазии большой остаётся, можно и советским авангардом тоже вдохновиться ✂️📐📘📕📒

#Bauhaus #Shopping #NewYear #Midijourney #Decorations
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
13👍2