Design In Details – Telegram
Design In Details
2.48K subscribers
4.82K photos
189 videos
10 files
422 links
Авторский взгляд на историю дизайна. Выставки, книги, статьи, конференции и другие детали профессиональной жизни куратора и педагога Алёны Сокольниковой: www.sokolnikova.com
@AlyonaSokolnikova
Download Telegram
🪆 В рамках пятнично-субботней рубрики про советский дизайн приведу фрагмент из большого «интервью по переписке», которое я в 2019 году брала у очень интересного советского дизайнера Леонида Ентуса, работающего сейчас в США. Пожалуйста, обратите внимание, что использование материалов этих постов возможно только с личного разрешения автора.

🎰 Недавно коллега рассказал мне о подготовке книги про советские игровые автоматы, и я сразу вспомнила эту историю! Вот, что написал мне об этом сам Леонид:

🚥«Вы спрашиваете «о вашем проекте цвето-музыкальной игровой установки для «Союзтеапром». 1985» … Заказ от «Союзтеапром» оказался не в мастерской Шпака, а в Комиссии по Распределению Заказов КДОИ* (*Моё примечание: Комбината декоративно-оформительского искусства – про эту организацию надо будет рассказать отдельно, но вот, например, интервью на тему)…

🎲…Я не помню деталей, но в одно прекрасное утро в моей мастерской появились два представителя из «Союзтеапром». Они рассказали, что в течении многих лет успешно выпускают пиратские копии иностранных игральных автоматов, но сейчас они готовы сказать свое оригинальное слово в этой области. Вот только им нужна новая концепция игровых машин. Потому что если зарубежные автоматы нацелены на выкачивание денег населения, то советские должны иметь другую концепцию, и они надеются, что я помогу им такую найти. 

👨‍🎨 Через несколько дней я предложил им концепцию создания автоматов-тренажеров для всестороннего и гармоничного развития личности советского человека. «Кто же этого не знает. Такими и должны быть советские игровые машины» - согласился заказчик и мы решили продолжать работы.

📝 Вот тут и начались административными сложности, о которых вы спрашиваете в вопросах к интервью. Мастерская Шпака попыталась меня отринуть как чужеродное тело, а ХудСовет проектной мастерской не мог принимать дизайнерские проекты. Пришлось доказывать в инстанциях, что по образованию я художник-конструктор и член Союза Художников, следовательно по уставу ХудФонда они не могут мне отказать в работе.

🏀 Первый проект всё же основывался на старом игральном автомате «Баскетбол». У него было очень много кнопок с цифрами и плохо считываемые соответствующие цифры на игровых ячейках поля.  Детям манипулировать такой панелью управления было сложно. Я предложил детский вариант «Минибаскетбол» на том же электро-механическом принципе, но с уменьшенном количеством ячеек игрового поля и другой геометрией и с цветовым кодированием вместо цифр. 

🔻Треугольные кнопки соответствовали цвету игровых ячеек и ориентированы соответственно. По моему мнению это должно было развивать пространственное ориентирование у детей.

💻 Я знаю, что вы выставляли старый «Баскетбол» в Манеже, но я нашел картинки в интернете чтобы показать панель с кнопками.»
Окончание в следующем посте.

#SovietDesign #LeonidYentus #Interview #Archive #Games
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍2
🪆 «… После одобрения заказчиком я перешел к более радикальным концепциям. Мне захотелось военизированную «ДОСААФ»-овскую агрессивную тенденцию игральных автоматов заместить творческой инициативой масс. Мне захотелось использовать психологическую готовность человека побренчать на открытом пианино если его никто не видит. Чтобы поощрить эту готовность и облегчить задачу ребенку без музыкальной подготовки и не знающему нотной грамоты я придумал цвето-музыкальную игру-стрелялку. 

🌈Основой запоминания нот-звуков должна была стать аналогия семи цветов спектра и семи нот октавы. Я знал об экспериментах Скрябина и еще больше меня интересовали идеи Кандинского о цвете, но это было слишком сложно для моих целей. Для игры достаточно аналогии «спектр — октава». 

🎷Визуальная форма этих автоматов должна была своей иронией подавлять агрессивность и освободить от угрюмой серьезности музыкальных упражнений. Убедить, что подбирать музыку на слух легко, что это веселая игра. 

🎺Совершенство форм и соответствие функции поражает в работах анонимных дизайнеров и музыкальных инструментов, и оружейников. Соединение и противопоставление этих несовместимых, но прекрасных «дизайнов» должно пробуждать творческий импульс.

🎡Визуальные варианты автоматов были не просто поиском. Предполагалось производить их все для создания атмосферы оркестра. Они должны были сверкать, звучать и светиться в отличии от традиционных ящиков и сундуков. Каждый мог обладать особенностью звучания, хотя можно было переключать регистры. Каждый должен был иметь 2-3 октавы и иметь не только основные ноты, но и «бемоли», выделяемые размером или местоположением.

🎹 Их расположение копировало клавиатуру баяна или рояля. Это могло помочь знакомству с существующими инструментами.

🎼 Каждый автомат обладал качественными динамиками и регулировкой уровня звука. В режиме привлечения автоматы должны были проигрывать несложные мелодии, зажигая лампы соответствующих цветов и сразу указывать на связь между цветом и звуком.

🤹‍♂️ Монетоприемник переключал автомат в режим игры. 
Играющий мог выбрать между Режимом «репетитора», когда автомат предлагал попасть в зажегшуюся лампу и извлечь звук за звуком и режимом свободной музыкальной игры, когда игрок освоится. Кроме этого, игрок мог менять темп в обоих режимах.

🔭Работа сдавалась и утверждалась заказчиком и худсоветом постадийно. Каждая стадия оплачивалась отдельно. При этом заказчик был полон энтузиазма, а худсовет был явно в не своей тарелке от разгула постмодернизма. Особую аллергию у него вызывало «ружьё». В результате многочисленных переделок оно превратилось в «костыль». Но удалось спасти основное.

🐸 Заказчик оплатил все стадии и переделки, но от внедрения отказались заводы-изготовители. Им было экономически невыгодно менять всю технологию и «оснастку». Вот так и закончился этот проект, хотя был задуман еще и автомат-прыгалка «Лягушонок» на координацию движений для самых маленьких.

Как вам такая история, интересно? 🤓

#SovietDesign #LeonidYentus #Interview #Archive #Color #Games
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍5🔥3
🪆 Фейсбук напомнил мне, что я хотела купить на ёлку два года назад. Всё ещё хочу)
Зато сгенерировала по-быстрому пару альтернатив, чтобы отвлечься. Картинки 4-9 ещё сырые, конечно, но при желании можно доработать. 😅

🎄Эти украшения, разработанные в 1929/30 годах в Дессау, приписываются архитектору из Баухауса Йоханесу Габриелю (Johannes Gabriel), про которого мало что известно. Оригиналы были найдены в семье коллекционера, купившего многие предметы напрямую из школы.

Идея для нового года в стиле Баухаус, надо срочно что-то самой смастерить, а то ценник кусается 😅
🔺🟡▪️🔷🔸🔻

Чем-то на костюмы для триадического балета Оскара Шлеммера похоже, так что простор для фантазии большой остаётся, можно и советским авангардом тоже вдохновиться ✂️📐📘📕📒

#Bauhaus #Shopping #NewYear #Midijourney #Decorations
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
13👍2
🪆 Чем занимаются историки дизайна в 2 часа ночи?! Конечно же проводят мини-расследования!

🔎Результатами одной такой нашей переписки с Дарьей Сорокиной (авторкой канала Баугауз) я хочу с вами поделиться!

🎓Дарья сейчас готовит доклад для аспирантского семинара в высшей нормальной школе Парижа, где она будет рассказывать про аналитическую таблицу Ивана Клюна 1942 года и текст к ней. Материал очень интересный, т.к. если таблицу в книгах я встречала, то текст - даже не надеялась. А Дарье удалось его найти в архивах Костаки!

👀Мы стали обсуждать, что известно о других версиях таблиц. И пришли к выводу, что вот эта работа является подделкой.

Аргументы Дарьи:
📍Она не видела её в архиве. И её происхождение не понятно.
📍Работа выглядит слишком яркой и свежей. Все документы архива были гораздо более потрепанными.
📍У изображений нет номеров, связывающих их с текстом, а без них таблица бесполезна!
📍Клюн даже эти маленькие рисунки делает очень тщательно и деликатно с «полупрозрачными» цветами. В оригинале, там где формы накладываются друг на друга есть эффект просвечивания, в копии это сделано не так аккуратно. Это авторская теория Клюна после супрематизма под названием «принцип цвет-свет».

Наши общие аргументы:
📍В маленькой таблице нет примеров органического принципа, а заголовок оставили как на большой таблице.
📍Нет номера таблицы. Нет даты.
📍Все элементы очень навязчиво скомпоновали в отдельные расчерченные квадраты, хотя в оригинальной таблице компоновка свободная.
📍Композиция подписи и фамилии тоже странная и отличается от оригинала.

И ещё мои пять копеек, как немного учившейся на шрифтовом дизайне:

✒️Клюна со школы учили писать пером, а автора этой работы - точно нет…
Нет равномерности в распределении интенсивности чернил внутри одного слова; строчная К - латинская; наклон и формы букв скорописные, не для заголовков; и соответственно, другое распределение толщин в буквах; нет завитков этих изящных… невозможно поверить, что такие разные по качеству надписи сделал один человек! Это вам не цветные квадратики копировать, хотя и это, как оказывается, уметь надо 😅

🤓 Итак, не все Клюны одинаково полезны. Будьте внимательны и остерегайтесь подделок!

#ArchiveResearch #Investigation #AvantGarde #IvanKlun
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
6🔥5👍3