Но он, конечно, без новогоднего декора. 😇
#NewYear #Decor #Restauration
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤6
Выставка «110| РОССИЙСКИЙ ДИЗАЙН 1915-2025». Часть 1
🪆 Мне задают много вопросов в личных сообщениях, поэтому перед тем, как продолжить обзор выставок прошедшего года, я решила дать развернутый комментарий к новой выставке Московского музея дизайна «110| РОССИЙСКИЙ ДИЗАЙН 1915-2025», открывшейся в самом конце прошлого года.
🤦♀️ Напомню, что с момента основания музея в 2012 году и до моего декрета в 2016 я была куратором и со-куратором основных выставочных и образовательных проектов. Работала бесплатно, вкладывая свои средства и получая взамен обещания светлого будущего.
⌛️ Наше расставание было неприятным: мне пришлось обращаться к юристу по авторскому праву, чтобы заключить соглашение с директором музея, Сашей Саньковой, о моих правах на часть текстов для нашей книги, выпущенной с множественными нарушениями. Вещи, которые я покупала для выставок и передавала музею на доверии, также не были возвращены и продолжают экспонироваться.
📝 После такого опыта я пришла к выводу, что работа с частным музеем была ошибкой, и решила создать постоянную экспозицию по истории российского дизайна в государственном музее. В 2020 году я обратилась во Всероссийский музей декоративного искусства с концепцией экспозиции «Вещь!». Главная идея заключалась в том, что, поскольку ни один музей не располагает достаточной коллекцией для полноценной экспозиции по истории отечественного дизайна, каждый раздел будет состоять из трех слоев: оригинальные экспонаты, реконструкции утраченных вещей и работы современных дизайнеров.
В то время музей дизайна готовил свою первую большую выставку в Третьяковке (История Российского дизайна: избранное), которая открылась позже моей демо-версии «Вещи», и с более формальной концепцией противопоставления реализованных и нереализованных проектов. Эта версия выставки была больше похожа на музей быта, но со временем проект пересобирался и тоже начал интегрировать современные вещи в исторические залы.
К сожалению, из-за пандемии реализация «Вещи!» столкнулась с серьезными финансовыми проблемами. Вместо запланированных 12 миллионов, у нас осталось только 2 (на них и открылись). После 2022 года новое руководство центра моды и дизайна окончательно угробило проект, хотя его остатки все еще выставлены вместе с моими лекциями.
Лекции, хоть и записаны на скорую руку, имеют четкую структуру и могут служить историческим комментарием к текущей выставке музея дизайна (основные исторические разделы и пары старое-новое там как раз есть). Чтобы следовать хронологии выставки, начинать нужно с лекции про авангард.
RuTube
YouTube
#Exhibitions #Review #MoscowDesignMuseum #RussianDesign #SovietDesign #Vesh
🤦♀️ Напомню, что с момента основания музея в 2012 году и до моего декрета в 2016 я была куратором и со-куратором основных выставочных и образовательных проектов. Работала бесплатно, вкладывая свои средства и получая взамен обещания светлого будущего.
⌛️ Наше расставание было неприятным: мне пришлось обращаться к юристу по авторскому праву, чтобы заключить соглашение с директором музея, Сашей Саньковой, о моих правах на часть текстов для нашей книги, выпущенной с множественными нарушениями. Вещи, которые я покупала для выставок и передавала музею на доверии, также не были возвращены и продолжают экспонироваться.
📝 После такого опыта я пришла к выводу, что работа с частным музеем была ошибкой, и решила создать постоянную экспозицию по истории российского дизайна в государственном музее. В 2020 году я обратилась во Всероссийский музей декоративного искусства с концепцией экспозиции «Вещь!». Главная идея заключалась в том, что, поскольку ни один музей не располагает достаточной коллекцией для полноценной экспозиции по истории отечественного дизайна, каждый раздел будет состоять из трех слоев: оригинальные экспонаты, реконструкции утраченных вещей и работы современных дизайнеров.
В то время музей дизайна готовил свою первую большую выставку в Третьяковке (История Российского дизайна: избранное), которая открылась позже моей демо-версии «Вещи», и с более формальной концепцией противопоставления реализованных и нереализованных проектов. Эта версия выставки была больше похожа на музей быта, но со временем проект пересобирался и тоже начал интегрировать современные вещи в исторические залы.
К сожалению, из-за пандемии реализация «Вещи!» столкнулась с серьезными финансовыми проблемами. Вместо запланированных 12 миллионов, у нас осталось только 2 (на них и открылись). После 2022 года новое руководство центра моды и дизайна окончательно угробило проект, хотя его остатки все еще выставлены вместе с моими лекциями.
Лекции, хоть и записаны на скорую руку, имеют четкую структуру и могут служить историческим комментарием к текущей выставке музея дизайна (основные исторические разделы и пары старое-новое там как раз есть). Чтобы следовать хронологии выставки, начинать нужно с лекции про авангард.
RuTube
YouTube
#Exhibitions #Review #MoscowDesignMuseum #RussianDesign #SovietDesign #Vesh
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍2😢2❤1
Выставка «110| РОССИЙСКИЙ ДИЗАЙН 1915-2025». Часть 2
📸 Я создала закрытый альбом текущей выставки на Фликр, чтобы вы могли составить свое мнение. Съемка быстрая, зато подробная.
Кратко резюмирую свои впечатления.
Плюсы:
📍 Моя концепция сопоставления старого и нового по историческим периодам российского дизайна отлично работает (стоит увидеть вживую).
📍 За последние годы появилось много интересных работ современных дизайнеров (это как раз то, ради чего и я работаю). В новых лекциях, я их, конечно тоже показываю. Классно иметь возможность рассмотреть их в деталях.
📍 Степа Лукьянов — талантливый экспозиционный (и не только) дизайнер, умеющий создавать красивую и модную картинку из всего, что ему предлагают.
Минусы:
📍 Одни и те же экспонаты перетасовываются между залами последние годы (некоторые ещё с 2012 года), создавая ощущение музейной мыльной оперы (эта выставка тоже будет пересобираться ещё, как минимум, год).
📍Качество реконструкций без кураторского надзора оставляет желать лучшего. Могу про каждую расписать в деталях, что там не так. Из хорошего, есть пара моих реконструкций, но без подписи, что они изготавливались для центра «Зотов».
📍 Этикетаж неполный и с фактологическими ошибками, местами развешен хаотично.
📍 Экспозиционное оборудование сделано без учёта габаритов конкретных вещей. Некоторые кресла плохо влезают в дспшные кубы и их сложно в них рассмотреть.
📍 Слабые экспозиционные тексты (очень разные по качеству - почитайте сами).
📍 Три куратора (как лебедь, рак и щука) не улучшают качество проекта, а наоборот, делают его более поверхностным и формальным.
Начиная со второй половины 60-х (а местами и до) вещи разбросаны по залам достаточно хаотично, дублируют друг друга из темы в тему исключительно ради красивой картинки. В разделах про функционализм и системный подход – много случайных и манерных вещей вообще не по теме. После них тоже есть типичные залы «мёд, … и пчёлы».
Финальные залы про хайповый «культурный код» – заявка на отдельную выставку, концептуально не связанную со всем предыдущим.
Хорошая кураторская работа, в моём понимании, это когда тебе осознанно предлагают посмотреть на одну вещь, а затем сразу на другую, чтобы из этой взаимосвязи у тебя родились какие-то определённые мысли и эмоции. Здесь же во многих залах форма подачи оказывается важнее смыслового содержания.
Столько лет прошло с момента открытия, а принцип «и так сойдет» в музее остается неизменным. Без здоровой конкуренции тут вряд ли что-то изменится…
#Exhibitions #Review #MoscowDesignMuseum #RussianDesign #SovietDesign
📸 Я создала закрытый альбом текущей выставки на Фликр, чтобы вы могли составить свое мнение. Съемка быстрая, зато подробная.
Кратко резюмирую свои впечатления.
Плюсы:
📍 Моя концепция сопоставления старого и нового по историческим периодам российского дизайна отлично работает (стоит увидеть вживую).
📍 За последние годы появилось много интересных работ современных дизайнеров (это как раз то, ради чего и я работаю). В новых лекциях, я их, конечно тоже показываю. Классно иметь возможность рассмотреть их в деталях.
📍 Степа Лукьянов — талантливый экспозиционный (и не только) дизайнер, умеющий создавать красивую и модную картинку из всего, что ему предлагают.
Минусы:
📍 Одни и те же экспонаты перетасовываются между залами последние годы (некоторые ещё с 2012 года), создавая ощущение музейной мыльной оперы (эта выставка тоже будет пересобираться ещё, как минимум, год).
📍Качество реконструкций без кураторского надзора оставляет желать лучшего. Могу про каждую расписать в деталях, что там не так. Из хорошего, есть пара моих реконструкций, но без подписи, что они изготавливались для центра «Зотов».
📍 Этикетаж неполный и с фактологическими ошибками, местами развешен хаотично.
📍 Экспозиционное оборудование сделано без учёта габаритов конкретных вещей. Некоторые кресла плохо влезают в дспшные кубы и их сложно в них рассмотреть.
📍 Слабые экспозиционные тексты (очень разные по качеству - почитайте сами).
📍 Три куратора (как лебедь, рак и щука) не улучшают качество проекта, а наоборот, делают его более поверхностным и формальным.
Начиная со второй половины 60-х (а местами и до) вещи разбросаны по залам достаточно хаотично, дублируют друг друга из темы в тему исключительно ради красивой картинки. В разделах про функционализм и системный подход – много случайных и манерных вещей вообще не по теме. После них тоже есть типичные залы «мёд, … и пчёлы».
Финальные залы про хайповый «культурный код» – заявка на отдельную выставку, концептуально не связанную со всем предыдущим.
Хорошая кураторская работа, в моём понимании, это когда тебе осознанно предлагают посмотреть на одну вещь, а затем сразу на другую, чтобы из этой взаимосвязи у тебя родились какие-то определённые мысли и эмоции. Здесь же во многих залах форма подачи оказывается важнее смыслового содержания.
Столько лет прошло с момента открытия, а принцип «и так сойдет» в музее остается неизменным. Без здоровой конкуренции тут вряд ли что-то изменится…
#Exhibitions #Review #MoscowDesignMuseum #RussianDesign #SovietDesign
😢5👍4👎1🤔1💯1
8013194602845939717.MP4
27.8 MB
Эту анимацию я (совместно с коллективом авторов указанных в титрах) сделала для выставки «Ретротопия: дизайн социалистических пространств» в музее декоративного искусства Берлина (2023).
🏛 Перед этим, я сделала уменьшенную модель макета центральной стойки для постоянной экспозиции Всероссийского музея декоративного искусства. Полный мой текст с картинками и описанием проекта – тоже добавлю в комментарии.
📸 Мне посчастливилось поговорить об этом проекте с Евгением Богдановым и Владимиром Паперным, работавшими над ним со стороны ВНИИТЭ. Только благодаря им я нашла оригинальный цветной слайд (до этого мне по ч-б фото казалось, что макет, вероятно, был бежевого цвета).
🤓 Сами авторы довольно скептически оценивают практичность этого конкретного решения, говоря, что вдохновились стойкой для столовых приборов.🍴 Но отмечают безусловную прогностическую ценность всего проекта в целом, включая предшествовавшие ему исследования под руководством Александра Рябушина.
Приведу две интересные цитаты.
📺 Журнал «Радио» № 5 за 1972 год. Дискуссия «ЭВМ - их настоящее и будущее».
«Что же такое ДИМ? Настоящее это или далекое будущее? На эти вопросы ответил кандидат физико-математических наук Р. П. Сейсян.
— В нашем представлении ДИМ — это синтез вычислительной машины и традиционного бытового радиоприбора. Модель, которую мы попытались создать на микроэлектронной базе, объединяет в себе способность ЭВМ хранить и обрабатывать информацию и возможность телевизора, радиоприемника воспроизводить ее. Небольшой пульт управления с набором клавиш, логический блок, устройство кодирования информации и некоторые другие элементы оказались достаточными, чтобы обычные бытовые радиоприборы превратились в неиссякаемые дополнительные источники информации. Причем эта информация может храниться не только в памяти ДИМ, но и с се помощью получена но телефонным каналам из будущих банков информации.
В каком же году можно ожидать рождение ДИМ?
— Примерно, в восьмидесятые годы,— ответил Р. П. Сейсян.— Современная техника, правда, позволяет реализовать эту идею уже сегодня, но раньше не удасться решить проблему резкого снижения стоимости такой машины».
Полная версия статьи - по ссылке.
📚 Александр Рябушин. Жилая ячейка как предмет прогностических исследований. 1972. Полная расшифровка статьи - по ссылке.
«Гибкая, динамичная, максимально адаптирующаяся среда, приспособленная к изменению своих существенных параметров в соответствии с меняющимися жизненными ситуациями, будет, видимо, создана на основе самого широкого применения электронно-кибернетической аппаратуры. Сложные технические системы и устройства, выведенные за пределы собственно жилого пространства, будут в нужный момент предоставлять людям самые разнообразные полезные эффекты, начиная от многоразличных трансформаций пространства и предметных структур и кончая комплексом психофизических эффектов и иллюзий, усиливающих и даже дополняющих восприятие реальности. В такой вариантной среде наиболее полноценно сможет реализоваться многогранная личность человека будущего».
📝 Вот он буквально же пишет про «дополненную реальность». И, наверное, можно уже почувствовать себя теми самыми «многогранными людьми будушего». 😅
Желаю вам приятных выходных! 🤗
#SovietDesign #Vesh #FuturoDesign #DIM #Electronics #Interiour #Reconstruction
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤🔥4👍1