Деврел-бюро – Telegram
Деврел-бюро
1.37K subscribers
31 photos
2 videos
333 links
Деврел-мастерская / зима 2026: https://devrelagency.ru/devrel-masterskaya-2026-winter

===

Канал про деврел, ИТ-сообщества, технические коммуникации, инженерную культуру.

Связаться: @adolgushev
База знаний: devrel.ru
Услуги: devrelagency.ru
Download Telegram
На этой неделе стартуем воркшоп про запуск деврела в компании.

Внутри:
- с кем и как договариваться о деврел-активностях в компании
- готовим запуск: опросы, исследования, гипотезы
- модель Уилбера для сетапа: работа с лидерами, процессы, мониторинг
- best practices для анонса и инфо-сопровождения первого месяца проекта
- работа с входящими запросами от инженеров: формат, тема, форма, содержание, обратная связь, гуманные пинги
- исходящие коммуникации: модель для работы с сомнениями инженеров
- внутренний фичеринг: вовлечение тех, кто не откликнулся на первый call-to-action
- аналитика: что и как мерить
- спецпроекты: что бывает кроме статей и докладов
- какие компетенции важны для деврел-активиста, как их качать

Воркшоп для тех, у кого пока нет системных деврел-активностей в компании; хочется запустить. Помогать коллегам выступать с докладами, писать статьи и делать разные штуки для заметности в сообществе.

Первое занятие – завтра в 12:00 МСК. Ещё успеваете присоединиться.

Занятия по вторникам и четвергам, три недели. Между занятиями – обсуждение в чате курса.

Стоимость – 6900.

Вот тут: https://hrmagency.ru/workshops/devrel-start
#мероприятия

В ноябре планируем забежать с докладом на TeamleadConf.

Хотим поговорить о проклятье информационного потока на удалёнке. Как рассказывание профессиональных историй во время карантина создало кучу проблем и кучу пользы для инженеров и при чём тут DevRel.

Приходите, подключайтесь и берегите здоровье.

https://teamleadconf.ru/autumn/2020/abstracts/7083
#мероприятия

Как бы ни ругали онлайн (сами этим грешим, чего уж), для ивентов такой формат принёс новые возможности.

В онлайне мероприятие может сделать кто угодно и пригласить кого угодно. Из Новосибирска можно сходить на митап, который делают ребята из Перми; из Ульяновска – в Москву; из Барнаула – в Сан-Франциско.

Можно позвать кого угодно не только в участники, но и в спикеры. Знаем несколько кейсов, когда организаторы оффлайн-митапов долго гонялись за известным докладчиком, пытались заманить к себе выступать и смогли только с приходом вот этого вот всего и переходом в онлайн.

Например, дружественная компания FunBox делает митап "Как быть девлидом": https://funbox.timepad.ru/event/1444619/

Вы знаете FunBox? Даже если нет, это не помешало ребятам позвать спикеров из X5, ManyChat, Xsolla. Судя по участникам и повестке, может получиться интересный разговор.

Компания тем временем сможет познакомиться с новыми людьми, из разных мест (привет, Новосибирск, Пермь, Барнаул и остальные). Из повестки, обсуждения – могут появиться инсайты насчёт роли девлида, в том числе и для организаторов.

А после начнёт работать запись: будущие кандидаты на вакансии смогут посмотреть видео с митапа и через это составить чуть более полное представление о компании. Бонус к описанию на сайте и монологу тимлида на собеседовании.

Побочная сторона явления "в онлайне – кого угодно": с ростом количества мероприятий увеличиваются шансы появления митапов так-себе качества. Если измеряешь среднее по больнице, не удивляйся невысоким показателям в больших больницах. Но на длинной дистанции это хорошо! Больше мероприятий, больше конкуренция, больше мотивации делать хорошо.

Мы верим в переход количества в качество. Верим во фрагментацию: чем больше выбор, тем больше запрос (и отклик!) на локальные группы по интересам, сообщества единомышленников.

Если пойдёте на митап к FunBox или другие "мероприятия новой волны", поделитесь потом тут впечатлениями? Хочется знать больше позитивных примеров.
Сила деврел-фреймворков – помогают сдвинуться с мёртвой точки.

Например, есть инженер; хочет написать статью. Тема уже есть; знает, о чём хотелось бы написать. Но сложности пока не кончились: совершенно непонятно, с какой стороны подступиться к задаче создания текста.

Писать, как учили в школе на уроках литературы ("списывай из книги про 1000 золотых сочинений")? Или как в университете ("выводы – это вступление, только другими словами")? Сначала прочитать книгу Стивена Кинга "Как писать книги", вот тогда?

Тут на помощь приходят деврел-фреймворки.

Например, фреймворк Situation-Complication-Resolution. Его придумали умные ребята из McKinsey, для рассказывание историй на профессиональные темы. Суть подхода – описана в названии.

Фреймворк предлагает включить в историю такие пункты:
- Ситуация: контекст, обстоятельства;
- Проблема: причина, почему потребовалось что-то делать;
- Решение: что было сделано для решения проблемы.

Например:
- Ситуация: компания, чем там занимаюсь я, процессы, стек;
- Проблема: откуда взялась задача; какие там были особенности (чем отличалась от обычного хода событий, чем похожа на привычное, в чём были сложности);
- Решение: хронология событий; примеры и обобщающие их принципы.

Вроде бы супер-банально. И не факт, что поможет сформулировать все необходимые элементы истории. Но всё равно весьма полезно: фреймворк даёт наводящие вопросы. Когда начинаешь на них отвечать, запускаешь цепную реакцию.

"Проблема была вот такая, да, но нужно рассказать о предыдущем таком кейсе, чтобы было понятно. И в нашем случае важна не хронология, а результаты и что за каждым стоит".

Происходит акт извлечения истории из головы, и триггер – ответы на вопросы из фреймворка.

SCR не гарантировано быстро приведёт тебя в желаемую точку работы над деврел-артефактом, но поможет сдвинуться с места практически наверняка. А когда есть движение, остальное – дело техники.

===

О подобных инструментах для личного пользования мы рассказываем на нашем воркшопе "DevRel-фреймворк для инженеров": https://hrmagency.ru/workshops/devrel-for-engineers

В части про вытаскивание истории из головы в рамках воркшопа разбираем не SCR, но фреймворк Джозефа Кэмпбелла. Тот чуть подробнее, чем инструмент от McKinsey. Из занятного: чем-то подобным пользовался Лукас для написания сценария классической трилогии "Звёздных войн".

Ещё внутри курса, помимо прочего:
- как придумать тему;
- как упаковать историю;
- зачем вся эта движуха нужна по-настоящему, какая польза.

Ближайший поток стартует 19 октября, на 2.5 недели.

Присоединяйтесь, ещё успеваете.
#мероприятия

Мы тут однажды выше в ленте рассказывали о QA Meeting Point – онлайн-конференции по тестированию от дружественной компании DINS.

На всякий случай: конференция завтра.

Из занятного, ребята обещают круглый стол “Правда или миф: хороший QA-инженер не будет оставаться в профессии, а станет разработчиком”. По нашему опыту, ответ на подобный вопрос часто сводится к "а вот у нас в компании", но поглядим.

У нас лично к круглым столам в онлайне особенный интерес: без зазрений совести утаскиваем оттуда best practices по организации, технике и драматургии – в собственные мероприятия.

В общем, если доберётесь до QA Meeting Point, заходите потом сюда поделиться впечатлениями.

Сайт: https://mpoint.dins.ru/
Канал: @meetingpoint_conf
"Нужно ли во внешних коммуникациях рассказывать о наших ценностях?".

Среди вопросов о самоидентификации компании, которые нам задают, этот – один из самых популярных (на втором месте после "Стоит ли рассказывать о ДМС без стоматологии?").

Обезбулшитить описание бытовых условий и гигиенических факторов – это понятно, сформулировать честный питч о компании в одну фразу – понятно, ценности – непонятно.

Слишком у ценностей непростая репутация, как у инструмента коммуникаций. Слишком часто мы все видели, как ценности были просто красивыми плакатами на кухне в офисе, а сотрудники в лучшем случае "что-то такое слышали".

Мы считаем, что ценности – могут быть мощным инструментом для трансляции своей идентичности как компании, но всё зависит от модели коммуникаций, куда ты встраиваешь разговор о ценностях.

Отлично по этому поводу сказала Бет Галетти, главный эйчар в Амазоне, на чьей совести – сотни нанятых каждый день новых сотрудников. В одном из интервью Бет высказалась так: "Да кто в своём уме будет помнить наши 14 принципов лидерства? Я имена своих детей иногда путаю (а их меньше 14)".

Но самое интересное начинается за пределами слов: Бет пушит разработку системы performance review, и система эта, помимо прочего, анализирует, насколько сотрудники разделяют и пользуются ценностями в повседневной работе.

А когда заходит разговор, Бет умеет приводить примеры кейсов на каждую из ценностей. Объяснять, что каждая означает и как работает – на историях из практики.

Другой отличный пример можно подслушать в выпуске "Серебряной чпули" с Борисом Дьяконовым. Основатель банка "Точка" рассказывает, что методом проб и ошибок они с командой пришли к пониманию, что настоящие ценности, как рабочий инструмент – лучше всего выясняются из того, за что тебя в компании "бьют по рукам".

Граница между "приветствуется" и "не очень" в принятии решений и их реализации, между "не делай так больше никогда" и "пожалуйста, делай так всегда" – ценности можно найти там.

Исходный вопрос "нужно ли рассказывать о ценностях?" – это что-то вроде "нужно ли мне в презентацию добавлять картинки?". Если не добавишь, то так тоже можно. Но если добавишь и сделаешь это правильно, презентация может получится заметно круче, убедительнее.

===

С ценностями и остальными атрибутами ценностного предложения работодателя мы помогаем разобраться в рамках нашего воркшопа "Employee Value Proposition": https://hrmagency.ru/workshops/employee-value-proposition

Следующий поток стартует 9 ноября, на две недели.

Присоединяйтесь!

===

Классная статья про Бет Галетти: https://www.fastcompany.com/90325624/yes-amazon-has-an-hr-chief-meet-beth-galetti
Выпуск "Серебярной чпули" с Борисом Дьяконовым: https://soundcloud.com/chpulya/ep-33
"Зачем существует наша компания – чтобы приносить прибыль"

В модели ценностного предложения работодателя, которую мы используем – есть пункт "Суть компании в одной фразе: зачем существует наш бизнес". При обсуждении этого пункта каждый первый раз заходит разговор о прибыли.

"Мы бизнес, не non-profit или благотворительность. Наша главная задача – зарабатывать деньги".

Сложно спорить, но есть нюанс. При прочих равных, задача любого бизнеса – приносить прибыль. А мы пытаемся сформулировать индивидуальность компании; рассказать, чем наш бизнес отличается от других.

И даже интереснее: ценностное предложение про прибыль может криво работать не только во внешний мир, но и внутрь компании.

Вот такое исследование, например: https://www.baylor.edu/mediacommunications/news.php?action=story&story=211538

В двух словах:
- Если для руководителя главное – прибыль, а сотрудники тормозят процесс её получения, руководитель меньше заботится о сотрудниках, а те перестают его уважать.
- Если и руководители, и сотрудники нацелены на прибыль, то это не гарантирует, что вы все – одна команда. Возможно, вы бежите в одном направлении, толкаясь локтями и тормозя друг друга.

Нам важны не только финансовые, но и социальные аспекты, развитие сотрудников? Так и запишем.

Что насчёт клиентов? Мы ведь вроде как решаем их проблемы, важно держать клиентский сервис на уровне, а по возможности и вовсе улучшать.

Деньги, сотрудники, клиенты – важно, но мы ищем другой ответ на вопрос "Зачем существует наш бизнес". Всё это – необходимые условия, но не достаточные. Если этого нет, будет плохо; если есть – ещё не факт, что будет хорошо. Гигиенические факторы, если угодно.

Ответ, который мы ищем – ценность в мире аудитории. Каноническое от Google: "Организовать всю глобальную информацию и сделать ее универсальной, доступной и практичной". Это важно для инженеров, которых мы пытаемся нанять? Видят тут ценность?

Как формулировать посыл "Зачем существует наша компания"; какие ещё есть элементы ценностного предложения работодателя; как рассказывать о себе, если ты не Google, а ООО "Лопата" – будем разбираться на воркшопе "Employee Value Proposition": https://hrmagency.ru/workshops/employee-value-proposition

Стартуем в следующий понедельник, на две недели, места ещё есть – присоединяйтесь.

На всякий случай: участие можно оплатить по счёту от юрлица, со всеми закрывающими документами, которые любит ваша бухгалтерия.
Хинт для написания статьей

Статья – не самый скоростной формат деврел-артефакта. В отличие от какого-нибудь выступления с докладом, для статьи обычно нет дедлайна; внешние обстоятельства не подталкивают ускориться и успеть к фиксированной дате.

С психологической точки зрения сесть писать статью – при прочих равных сложнее, чем начать готовить доклад. То ли это такая коллективная детская травма из школы после неудачного опыта с сочинениями. То ли тексты в целом страшнее, чем картинки и устная речь. Но факт: написание статей – в топе прокрастинации деврела.

Но формат-то стоящий! Статьи умеют собирать хороший трафик в длинном хвосте; могут быть прилично discoverable ещё долго после публикации, несколько лет. Часть людей из сообщества предпочитает читать статьи сильно больше, чем смотреть доклады; если не писать – уменьшаются шансы пообщаться с ними, дотянуться своим контентом.

На подводной стороне деврел-айсберга, прокачивание навыка трансляции своей экспертизы в формате текста – весьма крутое умение, помогает с внутренними коммуникациями, рефлексией и прочей систематизацией опыта.

Поэтому установка: не хотим отказываться от статей в пользу разговорных форматов, хотим иметь под рукой хинты для упрощения работы над текстами.

Один из таких хинтов – статья через разговор.

Приём работает так:
- автор ввязывается в разговор по теме с другим человеком, разговор записывается;
- запись разговора расшифровывается, получается черновик;
- в черновике наводится красота (своими руками или с помощью специально обученных людей).

Опциональный шаг: причёсанный черновик прогоняется через комментарии от "фокус-группы"; делаются правки по мотивам первой обратной связи. Остаётся сверстать, опубликовать; запустить фичеринг "смотрите, у меня тут статья".

===

Тут сразу несколько плюсов:

+Быстрый старт
У разговора с другим человеком есть понятная дата и время, длительность. Часто это быстрее, чем несколько раз открывать пустой документ, смотреть на безжалостно мигающий курсор и в очередной раз откладывать начало работы над статьей.

+Быстрый прогресс
У каждого своя скорость, но в среднем по больнице наговорить условную тысячу слов – быстрее и проще, чем напечатать с нуля ту же самую тысячу.

+Взгляд со стороны
Когда самостоятельно думаешь над идеей для статьи, бывает тяжело. С чего начать? О чём стоит рассказать? На чём сделать акцент?

Когда обсуждаешь, получаешь возможность посмотреть на свой опыт со стороны. Объяснение для собеседника – это сколько-нибудь систематизированная информация (нужно, чтобы сформулировать вслух).

===

Есть у такого подхода и слабые стороны. Например, для технических статей такой формат работает со скрипом, когда в тексте нужны куски кода, технические детали. Не блокер, но разговор в духе "а тут надо будет показать код" – непростой, с непривычки.

Ещё одно ограничение: создание статьи через разговор – вопрос обстоятельств. Иногда нужно побыть с историей наедине, дать ей созреть. Иногда нужно дать истории возможность эволюционировать в процессе написания текста, обрасти новыми деталями, которые ты обдумал самостоятельно.

А ещё такой формат – дело вкуса. Некоторым людям комфортнее формулировать свои мысли письменно, а не устно.

===

Несмотря на все эти ограничения, создание статьи через разговор – отличный способ, чтобы начать практиковать деврел или сдвинуться с мёртвой точки. Быстрее результат, быстрее обратная связь. Отличный вариант в случае дефицита времени у автора.

Пробовали так писать статьи? Расскажите о своём опыте!
Новый выпуск "Инженер заходит в бар": инженеры vs синдром самозванца

Синдром самозванца может накрыть любого. Даже опытные инженеры, которых уважают коллеги, могут быть уверены, что они обманщики и не заслуживают успеха, который достигли; думать, что их настоящая экспертность значительно ниже, а профессиональный рост связан со случайностью.

Обсудим в новом выпуске "Инженер заходит в бар". На митапе поговорим с инженерами о том, что значит быть “экспертом” в своей области, как адекватно оценивать свои достижения и неудачи и что делать, когда накрывает неуверенность в своих силах, хотя всё вокруг говорит об обратном.

Пообщаемся с ребятами из Miro, ВКонтакте и Beeline Казахстан.

Встречаемся 24 ноября, 15:00 МСК.

Присоединяйтесь: https://miro-event.timepad.ru/event/1478817/
Как внедрять ценностное предложение работодателя внутри компании

Захотеть у себя в компании Employee Value Proposition – дело нехитрое.

Для деврела – чтобы синхронизировать между собой разные истории для внешнего мира, чтобы не противоречили одна другой, а дополняли, формировали единый образ компании. Для найма – запомниться соискателям, сегментировать, "продавать" целевым сегментам, подогревать реферальный интерес остальных.

Сделать EVP – уже хитрее. Не всегда понятно, каким должен получиться результат; где подсмотреть примеры-референсы; сколько времени и денег нужно вложить. И что конкретно делать-то, какими должен быть процесс создания.

Но ок, допустим, какое-то EVP мы сделали. Как превратить EVP из красивых слайдов в рабочий инструмент – самый хитрый момент всей этой эпопеи, на наш вкус.

Мы все видели дурацкие плакаты с ценностями на кухне в офисе. Некоторым посчастливилось быть свидетелями ступора: вот сотрудник всё понимает, разделяет и поддерживает, а вот этот же человек не может повторить формулировки из EVP, даже своими словами. Неправильно внедрять – легко; правильно – непонятно.

"В любой непонятной ситуации кради как художник". Подсмотреть примеры внедрения EVP можно у компаний, которые практикуют. Например, у Netflix.

Там ребята однажды договорились, что важный момент их коммуникаций – посыл "делаем ставку не на субъективное мнение, а на факты". Из этого следовало много всего разного; помимо прочего, тяга к метрикам и анализу данных. Один из особенно любопытных моментов с точки зрения EVP – как они раскатывали этот посыл внутри компании.

Действовали так: договорились, что менеджеры будут использовать в общении с сотрудниками кодовую фразу – "Не мог бы помочь мне понять, что привело тебя к таким выводам?". Человек начинал аргументировать, и становилось видно, где опирался на факты, данные, а где додумывал. А менеджеры – не бросались ругать или хвалить идею прямо с порога, а сначала собирали фактуру.

Если обобщить: компания вовлекла руководителей в регулярную трансляцию нужного посыла внутри компании, в рабочем контексте. Руководителей, потому что они – сколько-то ролевая модель для остальных. При прочих равных, сотрудники сколько-нибудь берут с них пример.

В модели внедрения культурных изменений по Кену Уилберу, это область "личное – внешнее". Ещё есть "коллективное – внешнее" (процессы) и "личное – внутреннее" (мониторинг настроений). Но об этом в другой раз.

Главная мысль поста: если вдруг ещё не читали отличную книгу бывшего HR-директора Netflix Пати МакКорд "Сильнейшие. Бизнес по правилам Netflix" – обязательно обратите внимание. Там полно занятных идей не только для HR-директоров других стартапов из Кремниевой долины, но и вообще руководителей, неравнодушных инженеров, деврелов. Отдельно хорошо описано, как внедряли EVP.

Рекомендуем!

https://eksmo.ru/book/menedzhment-po-netflix-kultura-svobody-i-otvetstvennosti-samoy-dorogoy-kompanii-v-mire-ITD912688/
Готовим традиционный ежегодный дайджест полезных материалов по деврелу – чтобы было что почитать, посмотреть и послушать на новогодних выходных.

Докидывайте ваши находки к нам в дайджест? Что вам попадалось интересного полезного про деврел, за последнее время или в целом в 2020? Статьи, доклады, телеграм-каналы, книги, что угодно.

Можно присылать артефакты, которые вы сами создали.

С вас наводки, с нас – именные благодарности в дайджесте.

Расскажите в комментах или засылайте в личку?

Если что, прошлые дайджесты тут:
https://devrel-digest.medium.com/что-посмотреть-о-devrel-hr-маркетинге-и-их-друзьях-часть-2-81ba23b9bc69
https://devrel-digest.medium.com/что-посмотреть-про-hr-маркетинг-368d748420c5
Фреймворк для формулирования метрик деврела

"Хотим стать более заметными для инженерного сообщества" – не так уж сложно представить себе компанию, которая подумает такую мысль (мы проверяли).

В целом ок, достойное стремление. Но самое интересное впереди.

"А как мы поймём, что становимся более заметными?" – тепло; "Какие у нас будут деврел-метрики?" – горячо.

К этому моменту мы сделали руками 20 кейсов как деврел-бюро и ещё с десяток подсмотрели у знакомых, так что со всей статистикой и ответственностью: куда вы приложите деврел, такие и будут метрики.

===

Пример: мы недостаточно заметные для инженерного сообщества ← долго закрываем вакансии ← раньше хватало реферальных контактов, нанимали по сарафанному радио, для нынешних размеров компании уже недостаточно ← нанимаем без эйчара ← не придумали, каким должен быть хороший эйчар; у нас специфическая предметная область.

Ок, давайте наймём толкового эйчара. Локальная метрика: число и релевантность откликов на нашу вакансию эйчара. Знают ли соискатели о компании нужное, долетает ли до них то важное, которое мы транслируем во внешний мир.

Другой пример: мы недостаточно заметные для инженерного сообщества ← сотрудники не рассказывают о нашей экспертизе во внешний мир ← сотрудники не видят истории, о которых можно было бы рассказать ← сотрудники не знают, чем занимаются коллеги в других командах.

Ок, давайте раскачаем внутренние активности по обмену опытом между сотрудниками – внутренние митапы, блог, каналы с тематическими новостями, фичеринг коллег, кто сделал что-то интересное-полезное. Локальная метрика: воронка участия в канале – сколько людей наблюдают в режиме read-only, сколько участвуют в обсуждении, сколько готовы вписаться в качестве автора, сколько в работе, сколько помогает с организацией.

===

Сила деврела в том, что это набор инструментов и практик, который можно применять к разным задачам. Не эксклюзивно к найму, не только к удержанию, не исключительно к развитию внутренней инженерной культуры, не обособленно к внешнему инженерному бренду – к разному.

На практике причинно-следственные связи – не всегда линейная цепочка, как в примерах выше. Чаще это логические деревья: у проблемы может быть несколько причин и следствий, не всё связано со всем, но некоторое с некоторым.

Вот и получается, что в качестве фреймворка для формулирования ваших собственных деврел-метрик можно использовать старый добрый Root-Cause анализ. Выписываем проблему; рисуем стрелки вверх – к последствиям; рисуем стрелки вниз – к причинам; добавляем-соединяем; ищем, какие утверждения аффектят своими стрелками больше всего других проблем в дереве. Зачисляем этих "чемпионов" в корневые проблемы, обрушиваем на них праведный гнев.

===

Почитайте брошюру Хенрика Книберга о Root-Cause анализе. Вы скорее всего знаете мистера Книберга как эксперта в аджайле, смотрели его видео про инженерную культуру Spotify. Но в Root-Cause штуке он не менее крут, ей-богу.

Эти 18 страниц – для нас были полезнее, чем некоторые книги по отдельности, а то и вместе взятые.

===

Если попробуете Root-Cause для формулирования своих деврел-метрик – напишите потом, поделитесь впечатлениями?

https://blog.crisp.se/wp-content/uploads/2009/09/cause-effect-diagrams.pdf
Что послушать про деврел

Забегали в юбилейный 127-ой выпуск подкаста Make Sense – поговорить про деврел. Как будто бы под ракурсом продуктового менеджмента, но надеемся, что получилось интересно для людей с разными ролями в команде.

Для разных менеджеров, лидов и сочувствующих.

https://sense23.com/podcast/make-sense-127-o-devrel-podhode-kompaniya-kak-produkt-motivatsii-i-vovlechenii-komandy-s-alekseem-dolgushevym
Ловушка: точные слова для самоидентификации компании

За три года в бюро мы видели появление полутора десятков Employee Value Proposition – ядра формулировок для коммуникаций с инженерами. Со всей ответственностью и статистикой хотим вас предупредить: остерегайтесь желания "ещё немного покрутить формулировки".

==УЗКОЕ МЕСТО В СОЗДАНИИ EVP==

При прочих равных, создание EVP проходит через типовые стадии: вытащить смыслы из руководства и старожилов → собрать информацию от недавно пришедших и ушедших из компании → сформулировать гипотезы → верифицировать об остальных сотрудников → допилить EVP по мотивам обратной связи → зарелизить → зарядить в работу EVP-бэклог, на итеративной основе.

На каком этапе больше всего проблем, как думаете? Для нас в своё время это было неожиданностью: самое мучительное – зарелизить EVP.

Казалось бы, уже всё есть! Понятно, о чём рассказывать в историях о компании. Понятно, как это делать, какие есть форматы коммуникаций и точки контакта. Но не тут-то было: червячок сомнений нашёптывает, что нужно "ещё немного покрутить формулировки".

"Мы тут написали, что "reimagine" нашу предметную область. Но ведь точнее будет сказать "reinvent". Ну не "reinvent", а как-то так".

В особо запущенных случаях обмусоливание формулировок происходило дольше, чем все остальные этапы работы над EVP вместе взятые! Безумное количество человекочасов на то, чтобы покатать синонимы по нёбу.

==ПРОБЛЕМА: ПОГОНЯ ЗА ОЩУЩЕНИЕМ==

Чаще всего причина очень человеческая: хочется wow-эффекта. Чтобы выбранные слова о компании били прямо в сердце.

Проблема в том, что если стейкхолдеров хотя бы двое, то тут все шансы не договориться никогда. Пробовали когда-нибудь поделиться песней, которая тронула вас до глубины души и которую вы послушали на репите зиллиард раз в течение дня – видели недоумение на лицах знакомых, "эм, ну ок песня, да"? Тут похожая штука.

Ощущения от формулировок – супер-субъективные. Один чувствует одно, другой другое. И даже интереснее: один и тот же человек может испытывать разные ощущения от одних и тех же формулировок в разное время и в разных контекстах. Встал не с той ноги – формулировки перестали "играть"; выпил кофе – вроде наладилось; проголодался – всё снова плохо.

Погоня за ощущением от EVP – по-человечески понятный, но контр-продуктивный путь.

==МЕТОД: ВМЕСТО ОЩУЩЕНИЙ==

Вместо попыток найти идеальные слова, мы стараемся практиковать диаду "иллюстрации для всего" + "непрерывная обратная связь".

Вот мы говорим, что придерживаемся принципа "fail fast" в разработке – что это значит на практике? Какие есть примеры? А антипримеры? В каких конкретно ситуациях из нашего опыта можем увидеть этот принцип в деле, для каких инженерных решений?

Вот говорим, что вся наша компания ради того, чтобы что-то там "reinvent" – что это значит? Какие критерии у "reinvent", где мы находимся относительно этих критериев, куда хотим попасть?

Уметь объяснить, что именно значат формулировки из EVP – сильно важнее, чем филигранные формулировки в рифму в пределах 280 символов.

Объяснили – теперь собираем обратную связь. Понятно, о чём речь? Отзывается? Собрали обратную связь – тюним, в первую очередь иллюстрации для пояснений.

Любая лаконичная формулировка – абстракция. Будь так же прекрасна на слух, как любимая песня, не будет работать без конкретики.

==В КОПИЛКУ РЕФЕРЕНСОВ==

Пойдёте делать своё EVP, посмотрите, как оно вот у этих ребят, например: https://tettra.com/article/company-culture-deck/
(обратите внимание, сколько будет случаев ну-таких-себе формулировок и при этом компания у вас на слуху, как классная)
Ищем спикеров для "Инженер заходит в бар"

Мы тут планируем следующий сезон митап-сериала "Инженер заходит в бар". Есть задумка – поговорить о путях развития для IT-инженеров. Помимо прочего, хотим позвать ребят, кто был разработчиком, а потом стал ещё кем-то – поговорить об их опыте, как оно так вышло.

Посоветуйте людей?

===

Ищем вот таких ребят:

- технический трек
- "вечный" синьор, сознательно не становится лидом или архитектором
- архитектор
- сменить стек, предметную область – и перестать быть синьором

- менеджерский трек – был разработчик, а стал:
- лид
- ПМ
- продакт
- босс

- шифт в сторону – был разработчиком, а стал QA, аналитиком, дата сайентистом, консультантом, etc. – остался в IT

- выйти из айти – стал предпринимателем в офлайне, видеоблогером, etc.

===

Постучитесь в личку @adolgushev, если знаете интересных среди таких ребят?
Можно посоветовать себя, коллегу, знакомого, незнакомого – главное, чтобы человек был хороший.

Стартовать сезон планируем в феврале.

===

Прошлый сезон можно посмотреть тут: https://www.youtube.com/channel/UC6lFK2V49KhPOv_oikiZ5Sw/featured
#вакансии

Для нас есть важная метрика – число деврельских вакансий из разных компаний. Чем таких больше, тем больше деврел на слуху, тем ближе мы к тому, чтобы деврел стал индустриальным стандартом.

На этой неделе мы увидели 3 деврельские вакансии. Это меньше числа вакансий, скажем, скрам-мастеров, но больше нуля. Это не значит, что на следующей неделе будет столько же, из других компаний. Ещё много предстоит сделать, чтобы это изменить. Но сам тренд нам нравится.

Посмотрите эти вакансии. Покажите знакомым. Даже если ни вы, ни знакомые не собираетесь работать по этому профилю – вакансии помогут лучше представлять, чем занимаются люди в девреле и около него. Будет больше референсов, чтобы поддержать разговор.

======

И на всякий случай пара слов от нас о компаниях с этими вакансиями.

https://www.facebook.com/photo?fbid=3743632999062200&set=a.377881515637382

Те самые ребята, с которыми мы делаем "Инженер заходит в бар" (@serega_shabalin, привет). Помимо прочего, считаем Miro компанией с крутой продуктовой культурой, одной из топовых в этом плане среди знакомых нам.

***

https://hh.ru/vacancy/41850540

Благодаря Deutsche Bank мы в своё время окончательно убедились, что в Новосибирске можно и нужно делать большие Java-мероприятия на целый день или больше (сейчас мы считаем, что такие мероприятия можно и нужно делать не только в, но и из Новосибирска; но это отдельная история про SnowOne, в другой раз).

Из субъективного: все инженеры Технологического Центра Deutsche Bank, с которыми мы знакомы – искреннее любят свою работу, прямо вот заметно невооружённым взглядом. Как компания это делает – нам не до конца ясно, честно говоря; но вовлечённость завидная, бодрит.

***

https://hh.ru/vacancy/41798732

Ребята из Яндекса были одними из деврел-первопроходцев в России. С тех пор у них традиционно сильная деврел-команда, экспертиза, культура. Ну и это Яндекс, одна из главных ИТ-компании в стране, с кучей разного интересного в каждый момент времени.

======

Готовимся и мы внести свой вклад в метрику про деврельские вакансии – в ближайшие время напишем, какие люди нужны к нам в бюро.

А пока что – увидите ещё деврельские вакансии, рассказывайте нам? Посчитаем.
"Инженер заходит в бар и встречает там консультанта..."

Новый сезон нашего онлайн-митапа – о траекториях профессионального развития разработчиков. Первый выпуск сезона – о ребятах, кто из разработчиков стали консультантами.

Что их подтолкнуло? С какими сложностями столкнулись, как преодолевали? Скучают ли по написанию кода? Куда планируют развиваться дальше?

Своим опытом поделятся:
— Асхат Уразбаев, управляющий партнёр в ScrumTrek
— Максим Дорофеев, прокрастинатолог в mnogosdelal.ru
— Георгий Могелашвили, Mentor/Coach, Lead Developer в Booking.com

Встречаемся в онлайне 2 марта, 15:00 МСК.

Подключайтесь и зовите знакомых: https://miro-event.timepad.ru/event/1551602/

#мероприятия
Деврел-марафон: месяц докладов

Главный инструмент деврела – поддержка.

Без поддержки инженеру кажется, что "у нас всё обычное", "сначала нужно сделать что-то крутое, вот тогда можно будет рассказывать", "мне не о чем рассказать".

Без поддержки не знает, с какой стороны подступиться к материалу по теме, с чего начать, что именно рассказывать, как закончить.

Без поддержки рисует слайды "как в институте", а после доклада не пользуется обратной связью.

А с поддержкой – получается нормальный доклад.

===

Мы в бюро хотим сделать деврел индустриальным стандартом, и для этого нам нужно больше докладов в природе. Чтобы больше людей в ИТ делились друг с другом опытом, звучало больше интересных историй, люди находили больше полезного в рассказах из сообщества.

Вокруг полно инженеров, кто мог бы делать полезные и интересные доклады, но людям не всегда хватает поддержки. Мы хотим это изменить.

Готовим деврел-марафон: будем вместе готовить доклады.

Для кого: инженеры любых направлений (разработка в любом стеке, тестирование, аналитика, etc.); проджектам, продактам, лидам и другим руководителям – тоже можно, но при условии, что тема доклада будет техническая.

Когда: 16 марта – 16 апреля.

Условия участия: бесплатно; по заявке; в процессе – чтобы оставаться в марафоне, нужно достигать недельных майлстоунов (несложных).

В рамках марафона поделимся своим фреймворком подготовки доклада. Там никакого рокет-сайенса, но наш систематизированный опыт по каждому этапу: поиск темы, выгрузка материала из головы, структурирование, наведение красоты, пробный запуск, подготовка к релизу, релиз, ретроспектива. Для каждого этапа – чеклисты.

Рассчитываем, что за счёт похожей мотивации ребята из марафона смогут не только принимать нашу поддержку, но и помогать друг другу. Тут понадобится некоторый уровень комитмента – для этого нам и нужна история с майлстоунами.

Марафон пройдёт в отдельном закрытом чате, куда добавим людей из заявок. Приём заявок откроем на следующей неделе.

Интересно было бы в таком поучаствовать?