Деврел-бюро – Telegram
Деврел-бюро
1.37K subscribers
31 photos
2 videos
333 links
Деврел-мастерская / зима 2026: https://devrelagency.ru/devrel-masterskaya-2026-winter

===

Канал про деврел, ИТ-сообщества, технические коммуникации, инженерную культуру.

Связаться: @adolgushev
База знаний: devrel.ru
Услуги: devrelagency.ru
Download Telegram
Собрали у нас на ютуб-канале новый плейлист – со своими выступлениями о девреле и разном смежном: https://www.youtube.com/playlist?list=PLiwgos9MryCdLE-A5UIt_YitBkHsFe1cE

Рядом лежат записи деврел-квартирников и митапа "Инженер заходит в бар".

Будете в следующий раз на ютубе, заглядывайте👌
#мероприятия

Следующий эпизод "Инженер заходит в бар" – о коммуникациях между бизнесом и инженерами.

"Бизнес плохо понимает технические детали; инженеры плохо разбираются в бизнесовой части" – сталкивались с таким?

Инженеры любят спокойно работать, развивать technical excellence и не думать про KPI. Бизнес любит, когда инженеры делают задачи быстро и качественно, помнят про стратегию и стоимость доработок.

На первый взгляд.

Но если присмотреться, то можно обнаружить интересное в коммуникациях между этими двумя. Инженеры любят видеть, как результат их работы влияет на бизнес; техническое решение меняет поведение пользователей и улучшает позицию компании на рынке. Бизнес, когда нужно, умеет разбираться в техническом долге, рефакторинге и up-to-date стеке.

На митапе поговорим, как в разных компаниях бизнес и инженеры договариваются. Как бизнес вовлекает инженеров в свой контекст, а инженеры учат бизнес ориентироваться в технической стороне вопроса.

Пообщаемся с ребятами из Miro, LANIT, Алгоритмики, Яндекс.Практикума.

Собираемся в онлайне 24 сентября, 15:00 по МСК.

Подключайтесь! --> https://miro-event.timepad.ru/event/1420494/
👍1
Стартуем осенний сезон воркшопов по деврелу:
28 сентября – запуск деврела в компании – 6900 рублей – https://hrmagency.ru/workshops/devrel-start
12 октября – деврел-фреймворк для инженеров – 4900 рублей – https://hrmagency.ru/workshops/devrel-for-engineers
9 ноября – Employee Value Proposition – 5900 рублей – https://hrmagency.ru/workshops/employee-value-proposition

Поймали несколько регистраций "и туда, и туда", поэтому на всякий случай: воркшоп про запуск – для тех, кто хочет координировать (деврел-джуны, менеджеры, эйчары); фреймворк – для тех, кто хочет практиковать сам (инженеры в первую очередь).

Программа пересекается: в курсе про запуск расскажем, как координатору помогать инженерам; в курсе про фреймворк – как инженеру раскачивать движуху вокруг себя. Но фокус всё-таки разный: фреймворк – про себя; запуск – про людей.

===

Отдельной строкой – материалы по Employee Journey Map, но там будет не воркшоп, но сериал в почте. Расскажем отдельно.
#мероприятия
#callforpapers

Ребята из дружественной компании DINS делают осенью онлайн-конференцию о тестировании – QA Meeting Point.

Обещают разговор о «болях» QA-инженеров, кейсы, обсуждение любимых (и не очень) технологий.

Конференция пройдёт 20 октября. Ребята сигнализируют: ещё есть возможность попасть в программу с докладом.

Если отправите своих инженеров выступать туда после этого анонса (или если пойдёте выступать сами) – напишите потом нам в личку? У нас с ребятами пари, насколько тестировщики лёгкие на подъём в вопросе публичных выступлений🙂

https://mpoint.dins.ru/
Сегодня в 15:00 МСК (уже скоро) стартуем следующий эпизод «Инженер заходит в бар» – о коммуникациях между бизнесом и разработкой.

Трансляция — https://youtu.be/wENm_nKBBfU

Вопросы можно задавать тут в чате канала; на часть успеем ответить голосом во время митапа, на остальное – текстом после.
На этой неделе стартуем воркшоп про запуск деврела в компании.

Внутри:
- с кем и как договариваться о деврел-активностях в компании
- готовим запуск: опросы, исследования, гипотезы
- модель Уилбера для сетапа: работа с лидерами, процессы, мониторинг
- best practices для анонса и инфо-сопровождения первого месяца проекта
- работа с входящими запросами от инженеров: формат, тема, форма, содержание, обратная связь, гуманные пинги
- исходящие коммуникации: модель для работы с сомнениями инженеров
- внутренний фичеринг: вовлечение тех, кто не откликнулся на первый call-to-action
- аналитика: что и как мерить
- спецпроекты: что бывает кроме статей и докладов
- какие компетенции важны для деврел-активиста, как их качать

Воркшоп для тех, у кого пока нет системных деврел-активностей в компании; хочется запустить. Помогать коллегам выступать с докладами, писать статьи и делать разные штуки для заметности в сообществе.

Первое занятие – завтра в 12:00 МСК. Ещё успеваете присоединиться.

Занятия по вторникам и четвергам, три недели. Между занятиями – обсуждение в чате курса.

Стоимость – 6900.

Вот тут: https://hrmagency.ru/workshops/devrel-start
#мероприятия

В ноябре планируем забежать с докладом на TeamleadConf.

Хотим поговорить о проклятье информационного потока на удалёнке. Как рассказывание профессиональных историй во время карантина создало кучу проблем и кучу пользы для инженеров и при чём тут DevRel.

Приходите, подключайтесь и берегите здоровье.

https://teamleadconf.ru/autumn/2020/abstracts/7083
#мероприятия

Как бы ни ругали онлайн (сами этим грешим, чего уж), для ивентов такой формат принёс новые возможности.

В онлайне мероприятие может сделать кто угодно и пригласить кого угодно. Из Новосибирска можно сходить на митап, который делают ребята из Перми; из Ульяновска – в Москву; из Барнаула – в Сан-Франциско.

Можно позвать кого угодно не только в участники, но и в спикеры. Знаем несколько кейсов, когда организаторы оффлайн-митапов долго гонялись за известным докладчиком, пытались заманить к себе выступать и смогли только с приходом вот этого вот всего и переходом в онлайн.

Например, дружественная компания FunBox делает митап "Как быть девлидом": https://funbox.timepad.ru/event/1444619/

Вы знаете FunBox? Даже если нет, это не помешало ребятам позвать спикеров из X5, ManyChat, Xsolla. Судя по участникам и повестке, может получиться интересный разговор.

Компания тем временем сможет познакомиться с новыми людьми, из разных мест (привет, Новосибирск, Пермь, Барнаул и остальные). Из повестки, обсуждения – могут появиться инсайты насчёт роли девлида, в том числе и для организаторов.

А после начнёт работать запись: будущие кандидаты на вакансии смогут посмотреть видео с митапа и через это составить чуть более полное представление о компании. Бонус к описанию на сайте и монологу тимлида на собеседовании.

Побочная сторона явления "в онлайне – кого угодно": с ростом количества мероприятий увеличиваются шансы появления митапов так-себе качества. Если измеряешь среднее по больнице, не удивляйся невысоким показателям в больших больницах. Но на длинной дистанции это хорошо! Больше мероприятий, больше конкуренция, больше мотивации делать хорошо.

Мы верим в переход количества в качество. Верим во фрагментацию: чем больше выбор, тем больше запрос (и отклик!) на локальные группы по интересам, сообщества единомышленников.

Если пойдёте на митап к FunBox или другие "мероприятия новой волны", поделитесь потом тут впечатлениями? Хочется знать больше позитивных примеров.
Сила деврел-фреймворков – помогают сдвинуться с мёртвой точки.

Например, есть инженер; хочет написать статью. Тема уже есть; знает, о чём хотелось бы написать. Но сложности пока не кончились: совершенно непонятно, с какой стороны подступиться к задаче создания текста.

Писать, как учили в школе на уроках литературы ("списывай из книги про 1000 золотых сочинений")? Или как в университете ("выводы – это вступление, только другими словами")? Сначала прочитать книгу Стивена Кинга "Как писать книги", вот тогда?

Тут на помощь приходят деврел-фреймворки.

Например, фреймворк Situation-Complication-Resolution. Его придумали умные ребята из McKinsey, для рассказывание историй на профессиональные темы. Суть подхода – описана в названии.

Фреймворк предлагает включить в историю такие пункты:
- Ситуация: контекст, обстоятельства;
- Проблема: причина, почему потребовалось что-то делать;
- Решение: что было сделано для решения проблемы.

Например:
- Ситуация: компания, чем там занимаюсь я, процессы, стек;
- Проблема: откуда взялась задача; какие там были особенности (чем отличалась от обычного хода событий, чем похожа на привычное, в чём были сложности);
- Решение: хронология событий; примеры и обобщающие их принципы.

Вроде бы супер-банально. И не факт, что поможет сформулировать все необходимые элементы истории. Но всё равно весьма полезно: фреймворк даёт наводящие вопросы. Когда начинаешь на них отвечать, запускаешь цепную реакцию.

"Проблема была вот такая, да, но нужно рассказать о предыдущем таком кейсе, чтобы было понятно. И в нашем случае важна не хронология, а результаты и что за каждым стоит".

Происходит акт извлечения истории из головы, и триггер – ответы на вопросы из фреймворка.

SCR не гарантировано быстро приведёт тебя в желаемую точку работы над деврел-артефактом, но поможет сдвинуться с места практически наверняка. А когда есть движение, остальное – дело техники.

===

О подобных инструментах для личного пользования мы рассказываем на нашем воркшопе "DevRel-фреймворк для инженеров": https://hrmagency.ru/workshops/devrel-for-engineers

В части про вытаскивание истории из головы в рамках воркшопа разбираем не SCR, но фреймворк Джозефа Кэмпбелла. Тот чуть подробнее, чем инструмент от McKinsey. Из занятного: чем-то подобным пользовался Лукас для написания сценария классической трилогии "Звёздных войн".

Ещё внутри курса, помимо прочего:
- как придумать тему;
- как упаковать историю;
- зачем вся эта движуха нужна по-настоящему, какая польза.

Ближайший поток стартует 19 октября, на 2.5 недели.

Присоединяйтесь, ещё успеваете.
#мероприятия

Мы тут однажды выше в ленте рассказывали о QA Meeting Point – онлайн-конференции по тестированию от дружественной компании DINS.

На всякий случай: конференция завтра.

Из занятного, ребята обещают круглый стол “Правда или миф: хороший QA-инженер не будет оставаться в профессии, а станет разработчиком”. По нашему опыту, ответ на подобный вопрос часто сводится к "а вот у нас в компании", но поглядим.

У нас лично к круглым столам в онлайне особенный интерес: без зазрений совести утаскиваем оттуда best practices по организации, технике и драматургии – в собственные мероприятия.

В общем, если доберётесь до QA Meeting Point, заходите потом сюда поделиться впечатлениями.

Сайт: https://mpoint.dins.ru/
Канал: @meetingpoint_conf
"Нужно ли во внешних коммуникациях рассказывать о наших ценностях?".

Среди вопросов о самоидентификации компании, которые нам задают, этот – один из самых популярных (на втором месте после "Стоит ли рассказывать о ДМС без стоматологии?").

Обезбулшитить описание бытовых условий и гигиенических факторов – это понятно, сформулировать честный питч о компании в одну фразу – понятно, ценности – непонятно.

Слишком у ценностей непростая репутация, как у инструмента коммуникаций. Слишком часто мы все видели, как ценности были просто красивыми плакатами на кухне в офисе, а сотрудники в лучшем случае "что-то такое слышали".

Мы считаем, что ценности – могут быть мощным инструментом для трансляции своей идентичности как компании, но всё зависит от модели коммуникаций, куда ты встраиваешь разговор о ценностях.

Отлично по этому поводу сказала Бет Галетти, главный эйчар в Амазоне, на чьей совести – сотни нанятых каждый день новых сотрудников. В одном из интервью Бет высказалась так: "Да кто в своём уме будет помнить наши 14 принципов лидерства? Я имена своих детей иногда путаю (а их меньше 14)".

Но самое интересное начинается за пределами слов: Бет пушит разработку системы performance review, и система эта, помимо прочего, анализирует, насколько сотрудники разделяют и пользуются ценностями в повседневной работе.

А когда заходит разговор, Бет умеет приводить примеры кейсов на каждую из ценностей. Объяснять, что каждая означает и как работает – на историях из практики.

Другой отличный пример можно подслушать в выпуске "Серебряной чпули" с Борисом Дьяконовым. Основатель банка "Точка" рассказывает, что методом проб и ошибок они с командой пришли к пониманию, что настоящие ценности, как рабочий инструмент – лучше всего выясняются из того, за что тебя в компании "бьют по рукам".

Граница между "приветствуется" и "не очень" в принятии решений и их реализации, между "не делай так больше никогда" и "пожалуйста, делай так всегда" – ценности можно найти там.

Исходный вопрос "нужно ли рассказывать о ценностях?" – это что-то вроде "нужно ли мне в презентацию добавлять картинки?". Если не добавишь, то так тоже можно. Но если добавишь и сделаешь это правильно, презентация может получится заметно круче, убедительнее.

===

С ценностями и остальными атрибутами ценностного предложения работодателя мы помогаем разобраться в рамках нашего воркшопа "Employee Value Proposition": https://hrmagency.ru/workshops/employee-value-proposition

Следующий поток стартует 9 ноября, на две недели.

Присоединяйтесь!

===

Классная статья про Бет Галетти: https://www.fastcompany.com/90325624/yes-amazon-has-an-hr-chief-meet-beth-galetti
Выпуск "Серебярной чпули" с Борисом Дьяконовым: https://soundcloud.com/chpulya/ep-33
"Зачем существует наша компания – чтобы приносить прибыль"

В модели ценностного предложения работодателя, которую мы используем – есть пункт "Суть компании в одной фразе: зачем существует наш бизнес". При обсуждении этого пункта каждый первый раз заходит разговор о прибыли.

"Мы бизнес, не non-profit или благотворительность. Наша главная задача – зарабатывать деньги".

Сложно спорить, но есть нюанс. При прочих равных, задача любого бизнеса – приносить прибыль. А мы пытаемся сформулировать индивидуальность компании; рассказать, чем наш бизнес отличается от других.

И даже интереснее: ценностное предложение про прибыль может криво работать не только во внешний мир, но и внутрь компании.

Вот такое исследование, например: https://www.baylor.edu/mediacommunications/news.php?action=story&story=211538

В двух словах:
- Если для руководителя главное – прибыль, а сотрудники тормозят процесс её получения, руководитель меньше заботится о сотрудниках, а те перестают его уважать.
- Если и руководители, и сотрудники нацелены на прибыль, то это не гарантирует, что вы все – одна команда. Возможно, вы бежите в одном направлении, толкаясь локтями и тормозя друг друга.

Нам важны не только финансовые, но и социальные аспекты, развитие сотрудников? Так и запишем.

Что насчёт клиентов? Мы ведь вроде как решаем их проблемы, важно держать клиентский сервис на уровне, а по возможности и вовсе улучшать.

Деньги, сотрудники, клиенты – важно, но мы ищем другой ответ на вопрос "Зачем существует наш бизнес". Всё это – необходимые условия, но не достаточные. Если этого нет, будет плохо; если есть – ещё не факт, что будет хорошо. Гигиенические факторы, если угодно.

Ответ, который мы ищем – ценность в мире аудитории. Каноническое от Google: "Организовать всю глобальную информацию и сделать ее универсальной, доступной и практичной". Это важно для инженеров, которых мы пытаемся нанять? Видят тут ценность?

Как формулировать посыл "Зачем существует наша компания"; какие ещё есть элементы ценностного предложения работодателя; как рассказывать о себе, если ты не Google, а ООО "Лопата" – будем разбираться на воркшопе "Employee Value Proposition": https://hrmagency.ru/workshops/employee-value-proposition

Стартуем в следующий понедельник, на две недели, места ещё есть – присоединяйтесь.

На всякий случай: участие можно оплатить по счёту от юрлица, со всеми закрывающими документами, которые любит ваша бухгалтерия.
Хинт для написания статьей

Статья – не самый скоростной формат деврел-артефакта. В отличие от какого-нибудь выступления с докладом, для статьи обычно нет дедлайна; внешние обстоятельства не подталкивают ускориться и успеть к фиксированной дате.

С психологической точки зрения сесть писать статью – при прочих равных сложнее, чем начать готовить доклад. То ли это такая коллективная детская травма из школы после неудачного опыта с сочинениями. То ли тексты в целом страшнее, чем картинки и устная речь. Но факт: написание статей – в топе прокрастинации деврела.

Но формат-то стоящий! Статьи умеют собирать хороший трафик в длинном хвосте; могут быть прилично discoverable ещё долго после публикации, несколько лет. Часть людей из сообщества предпочитает читать статьи сильно больше, чем смотреть доклады; если не писать – уменьшаются шансы пообщаться с ними, дотянуться своим контентом.

На подводной стороне деврел-айсберга, прокачивание навыка трансляции своей экспертизы в формате текста – весьма крутое умение, помогает с внутренними коммуникациями, рефлексией и прочей систематизацией опыта.

Поэтому установка: не хотим отказываться от статей в пользу разговорных форматов, хотим иметь под рукой хинты для упрощения работы над текстами.

Один из таких хинтов – статья через разговор.

Приём работает так:
- автор ввязывается в разговор по теме с другим человеком, разговор записывается;
- запись разговора расшифровывается, получается черновик;
- в черновике наводится красота (своими руками или с помощью специально обученных людей).

Опциональный шаг: причёсанный черновик прогоняется через комментарии от "фокус-группы"; делаются правки по мотивам первой обратной связи. Остаётся сверстать, опубликовать; запустить фичеринг "смотрите, у меня тут статья".

===

Тут сразу несколько плюсов:

+Быстрый старт
У разговора с другим человеком есть понятная дата и время, длительность. Часто это быстрее, чем несколько раз открывать пустой документ, смотреть на безжалостно мигающий курсор и в очередной раз откладывать начало работы над статьей.

+Быстрый прогресс
У каждого своя скорость, но в среднем по больнице наговорить условную тысячу слов – быстрее и проще, чем напечатать с нуля ту же самую тысячу.

+Взгляд со стороны
Когда самостоятельно думаешь над идеей для статьи, бывает тяжело. С чего начать? О чём стоит рассказать? На чём сделать акцент?

Когда обсуждаешь, получаешь возможность посмотреть на свой опыт со стороны. Объяснение для собеседника – это сколько-нибудь систематизированная информация (нужно, чтобы сформулировать вслух).

===

Есть у такого подхода и слабые стороны. Например, для технических статей такой формат работает со скрипом, когда в тексте нужны куски кода, технические детали. Не блокер, но разговор в духе "а тут надо будет показать код" – непростой, с непривычки.

Ещё одно ограничение: создание статьи через разговор – вопрос обстоятельств. Иногда нужно побыть с историей наедине, дать ей созреть. Иногда нужно дать истории возможность эволюционировать в процессе написания текста, обрасти новыми деталями, которые ты обдумал самостоятельно.

А ещё такой формат – дело вкуса. Некоторым людям комфортнее формулировать свои мысли письменно, а не устно.

===

Несмотря на все эти ограничения, создание статьи через разговор – отличный способ, чтобы начать практиковать деврел или сдвинуться с мёртвой точки. Быстрее результат, быстрее обратная связь. Отличный вариант в случае дефицита времени у автора.

Пробовали так писать статьи? Расскажите о своём опыте!
Новый выпуск "Инженер заходит в бар": инженеры vs синдром самозванца

Синдром самозванца может накрыть любого. Даже опытные инженеры, которых уважают коллеги, могут быть уверены, что они обманщики и не заслуживают успеха, который достигли; думать, что их настоящая экспертность значительно ниже, а профессиональный рост связан со случайностью.

Обсудим в новом выпуске "Инженер заходит в бар". На митапе поговорим с инженерами о том, что значит быть “экспертом” в своей области, как адекватно оценивать свои достижения и неудачи и что делать, когда накрывает неуверенность в своих силах, хотя всё вокруг говорит об обратном.

Пообщаемся с ребятами из Miro, ВКонтакте и Beeline Казахстан.

Встречаемся 24 ноября, 15:00 МСК.

Присоединяйтесь: https://miro-event.timepad.ru/event/1478817/
Как внедрять ценностное предложение работодателя внутри компании

Захотеть у себя в компании Employee Value Proposition – дело нехитрое.

Для деврела – чтобы синхронизировать между собой разные истории для внешнего мира, чтобы не противоречили одна другой, а дополняли, формировали единый образ компании. Для найма – запомниться соискателям, сегментировать, "продавать" целевым сегментам, подогревать реферальный интерес остальных.

Сделать EVP – уже хитрее. Не всегда понятно, каким должен получиться результат; где подсмотреть примеры-референсы; сколько времени и денег нужно вложить. И что конкретно делать-то, какими должен быть процесс создания.

Но ок, допустим, какое-то EVP мы сделали. Как превратить EVP из красивых слайдов в рабочий инструмент – самый хитрый момент всей этой эпопеи, на наш вкус.

Мы все видели дурацкие плакаты с ценностями на кухне в офисе. Некоторым посчастливилось быть свидетелями ступора: вот сотрудник всё понимает, разделяет и поддерживает, а вот этот же человек не может повторить формулировки из EVP, даже своими словами. Неправильно внедрять – легко; правильно – непонятно.

"В любой непонятной ситуации кради как художник". Подсмотреть примеры внедрения EVP можно у компаний, которые практикуют. Например, у Netflix.

Там ребята однажды договорились, что важный момент их коммуникаций – посыл "делаем ставку не на субъективное мнение, а на факты". Из этого следовало много всего разного; помимо прочего, тяга к метрикам и анализу данных. Один из особенно любопытных моментов с точки зрения EVP – как они раскатывали этот посыл внутри компании.

Действовали так: договорились, что менеджеры будут использовать в общении с сотрудниками кодовую фразу – "Не мог бы помочь мне понять, что привело тебя к таким выводам?". Человек начинал аргументировать, и становилось видно, где опирался на факты, данные, а где додумывал. А менеджеры – не бросались ругать или хвалить идею прямо с порога, а сначала собирали фактуру.

Если обобщить: компания вовлекла руководителей в регулярную трансляцию нужного посыла внутри компании, в рабочем контексте. Руководителей, потому что они – сколько-то ролевая модель для остальных. При прочих равных, сотрудники сколько-нибудь берут с них пример.

В модели внедрения культурных изменений по Кену Уилберу, это область "личное – внешнее". Ещё есть "коллективное – внешнее" (процессы) и "личное – внутреннее" (мониторинг настроений). Но об этом в другой раз.

Главная мысль поста: если вдруг ещё не читали отличную книгу бывшего HR-директора Netflix Пати МакКорд "Сильнейшие. Бизнес по правилам Netflix" – обязательно обратите внимание. Там полно занятных идей не только для HR-директоров других стартапов из Кремниевой долины, но и вообще руководителей, неравнодушных инженеров, деврелов. Отдельно хорошо описано, как внедряли EVP.

Рекомендуем!

https://eksmo.ru/book/menedzhment-po-netflix-kultura-svobody-i-otvetstvennosti-samoy-dorogoy-kompanii-v-mire-ITD912688/
Готовим традиционный ежегодный дайджест полезных материалов по деврелу – чтобы было что почитать, посмотреть и послушать на новогодних выходных.

Докидывайте ваши находки к нам в дайджест? Что вам попадалось интересного полезного про деврел, за последнее время или в целом в 2020? Статьи, доклады, телеграм-каналы, книги, что угодно.

Можно присылать артефакты, которые вы сами создали.

С вас наводки, с нас – именные благодарности в дайджесте.

Расскажите в комментах или засылайте в личку?

Если что, прошлые дайджесты тут:
https://devrel-digest.medium.com/что-посмотреть-о-devrel-hr-маркетинге-и-их-друзьях-часть-2-81ba23b9bc69
https://devrel-digest.medium.com/что-посмотреть-про-hr-маркетинг-368d748420c5
Фреймворк для формулирования метрик деврела

"Хотим стать более заметными для инженерного сообщества" – не так уж сложно представить себе компанию, которая подумает такую мысль (мы проверяли).

В целом ок, достойное стремление. Но самое интересное впереди.

"А как мы поймём, что становимся более заметными?" – тепло; "Какие у нас будут деврел-метрики?" – горячо.

К этому моменту мы сделали руками 20 кейсов как деврел-бюро и ещё с десяток подсмотрели у знакомых, так что со всей статистикой и ответственностью: куда вы приложите деврел, такие и будут метрики.

===

Пример: мы недостаточно заметные для инженерного сообщества ← долго закрываем вакансии ← раньше хватало реферальных контактов, нанимали по сарафанному радио, для нынешних размеров компании уже недостаточно ← нанимаем без эйчара ← не придумали, каким должен быть хороший эйчар; у нас специфическая предметная область.

Ок, давайте наймём толкового эйчара. Локальная метрика: число и релевантность откликов на нашу вакансию эйчара. Знают ли соискатели о компании нужное, долетает ли до них то важное, которое мы транслируем во внешний мир.

Другой пример: мы недостаточно заметные для инженерного сообщества ← сотрудники не рассказывают о нашей экспертизе во внешний мир ← сотрудники не видят истории, о которых можно было бы рассказать ← сотрудники не знают, чем занимаются коллеги в других командах.

Ок, давайте раскачаем внутренние активности по обмену опытом между сотрудниками – внутренние митапы, блог, каналы с тематическими новостями, фичеринг коллег, кто сделал что-то интересное-полезное. Локальная метрика: воронка участия в канале – сколько людей наблюдают в режиме read-only, сколько участвуют в обсуждении, сколько готовы вписаться в качестве автора, сколько в работе, сколько помогает с организацией.

===

Сила деврела в том, что это набор инструментов и практик, который можно применять к разным задачам. Не эксклюзивно к найму, не только к удержанию, не исключительно к развитию внутренней инженерной культуры, не обособленно к внешнему инженерному бренду – к разному.

На практике причинно-следственные связи – не всегда линейная цепочка, как в примерах выше. Чаще это логические деревья: у проблемы может быть несколько причин и следствий, не всё связано со всем, но некоторое с некоторым.

Вот и получается, что в качестве фреймворка для формулирования ваших собственных деврел-метрик можно использовать старый добрый Root-Cause анализ. Выписываем проблему; рисуем стрелки вверх – к последствиям; рисуем стрелки вниз – к причинам; добавляем-соединяем; ищем, какие утверждения аффектят своими стрелками больше всего других проблем в дереве. Зачисляем этих "чемпионов" в корневые проблемы, обрушиваем на них праведный гнев.

===

Почитайте брошюру Хенрика Книберга о Root-Cause анализе. Вы скорее всего знаете мистера Книберга как эксперта в аджайле, смотрели его видео про инженерную культуру Spotify. Но в Root-Cause штуке он не менее крут, ей-богу.

Эти 18 страниц – для нас были полезнее, чем некоторые книги по отдельности, а то и вместе взятые.

===

Если попробуете Root-Cause для формулирования своих деврел-метрик – напишите потом, поделитесь впечатлениями?

https://blog.crisp.se/wp-content/uploads/2009/09/cause-effect-diagrams.pdf
Что послушать про деврел

Забегали в юбилейный 127-ой выпуск подкаста Make Sense – поговорить про деврел. Как будто бы под ракурсом продуктового менеджмента, но надеемся, что получилось интересно для людей с разными ролями в команде.

Для разных менеджеров, лидов и сочувствующих.

https://sense23.com/podcast/make-sense-127-o-devrel-podhode-kompaniya-kak-produkt-motivatsii-i-vovlechenii-komandy-s-alekseem-dolgushevym
Ловушка: точные слова для самоидентификации компании

За три года в бюро мы видели появление полутора десятков Employee Value Proposition – ядра формулировок для коммуникаций с инженерами. Со всей ответственностью и статистикой хотим вас предупредить: остерегайтесь желания "ещё немного покрутить формулировки".

==УЗКОЕ МЕСТО В СОЗДАНИИ EVP==

При прочих равных, создание EVP проходит через типовые стадии: вытащить смыслы из руководства и старожилов → собрать информацию от недавно пришедших и ушедших из компании → сформулировать гипотезы → верифицировать об остальных сотрудников → допилить EVP по мотивам обратной связи → зарелизить → зарядить в работу EVP-бэклог, на итеративной основе.

На каком этапе больше всего проблем, как думаете? Для нас в своё время это было неожиданностью: самое мучительное – зарелизить EVP.

Казалось бы, уже всё есть! Понятно, о чём рассказывать в историях о компании. Понятно, как это делать, какие есть форматы коммуникаций и точки контакта. Но не тут-то было: червячок сомнений нашёптывает, что нужно "ещё немного покрутить формулировки".

"Мы тут написали, что "reimagine" нашу предметную область. Но ведь точнее будет сказать "reinvent". Ну не "reinvent", а как-то так".

В особо запущенных случаях обмусоливание формулировок происходило дольше, чем все остальные этапы работы над EVP вместе взятые! Безумное количество человекочасов на то, чтобы покатать синонимы по нёбу.

==ПРОБЛЕМА: ПОГОНЯ ЗА ОЩУЩЕНИЕМ==

Чаще всего причина очень человеческая: хочется wow-эффекта. Чтобы выбранные слова о компании били прямо в сердце.

Проблема в том, что если стейкхолдеров хотя бы двое, то тут все шансы не договориться никогда. Пробовали когда-нибудь поделиться песней, которая тронула вас до глубины души и которую вы послушали на репите зиллиард раз в течение дня – видели недоумение на лицах знакомых, "эм, ну ок песня, да"? Тут похожая штука.

Ощущения от формулировок – супер-субъективные. Один чувствует одно, другой другое. И даже интереснее: один и тот же человек может испытывать разные ощущения от одних и тех же формулировок в разное время и в разных контекстах. Встал не с той ноги – формулировки перестали "играть"; выпил кофе – вроде наладилось; проголодался – всё снова плохо.

Погоня за ощущением от EVP – по-человечески понятный, но контр-продуктивный путь.

==МЕТОД: ВМЕСТО ОЩУЩЕНИЙ==

Вместо попыток найти идеальные слова, мы стараемся практиковать диаду "иллюстрации для всего" + "непрерывная обратная связь".

Вот мы говорим, что придерживаемся принципа "fail fast" в разработке – что это значит на практике? Какие есть примеры? А антипримеры? В каких конкретно ситуациях из нашего опыта можем увидеть этот принцип в деле, для каких инженерных решений?

Вот говорим, что вся наша компания ради того, чтобы что-то там "reinvent" – что это значит? Какие критерии у "reinvent", где мы находимся относительно этих критериев, куда хотим попасть?

Уметь объяснить, что именно значат формулировки из EVP – сильно важнее, чем филигранные формулировки в рифму в пределах 280 символов.

Объяснили – теперь собираем обратную связь. Понятно, о чём речь? Отзывается? Собрали обратную связь – тюним, в первую очередь иллюстрации для пояснений.

Любая лаконичная формулировка – абстракция. Будь так же прекрасна на слух, как любимая песня, не будет работать без конкретики.

==В КОПИЛКУ РЕФЕРЕНСОВ==

Пойдёте делать своё EVP, посмотрите, как оно вот у этих ребят, например: https://tettra.com/article/company-culture-deck/
(обратите внимание, сколько будет случаев ну-таких-себе формулировок и при этом компания у вас на слуху, как классная)